Уставный Суд Свердловской области в составе председателя Суда В.Ю. Пантелеева, судей Н.А. Жилина, А.О. Казанцева, Н.Д. Мершиной,
с участием А.В. Мешалкиной - представителя Законодательного Собрания Свердловской области, Н.В. Каменской - представителя Губернатора Свердловской области,
руководствуясь пунктом 4 статьи 56 Устава Свердловской области, статьями 4, 37, 72, 73, 83-85 Областного закона "Об Уставном Суде Свердловской области",
рассмотрел в открытом судебном заседании дело о соответствии Уставу Свердловской области Закона Свердловской области от 9 октября 2009 года N 79-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, государственным полномочием Российской Федерации по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг".
Поводом к рассмотрению дела явился запрос гражданина Л.М. Оплетаева. Основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствуют ли Уставу Свердловской области оспариваемые в запросе положения.
Заслушав сообщение судьи-докладчика А.О. Казанцева, объяснения представителей органов, принявших оспариваемый правовой акт, исследовав материалы дела, Уставный Суд Свердловской области установил:
1. В Уставный Суд Свердловской области обратился гражданин Оплетаев Леонид Михайлович с запросом о соответствии Уставу Свердловской области Закона Свердловской области от 9 октября 2009 года N 79-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, государственным полномочием Российской Федерации по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг" (далее - Закон N 79-ОЗ).
Заявитель Л.М. Оплетаев является инвалидом войны и имеет право на получение меры социальной поддержки в виде оплаты в размере 50 процентов за жилые помещения и коммунальные услуги на основании Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" и Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной поддержке инвалидов в Российской Федерации".
По мнению заявителя, получение им указанной меры социальной поддержки затруднено в связи с принятием Закона N 79-ОЗ, поскольку оспариваемый правовой акт предусматривает заявительный порядок предоставления компенсаций расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, подтверждения гражданами факта оплаты жилья и коммунальных услуг, состава семьи и предоставления других документов, кроме того, оспариваемый акт противоречит Федеральному закону от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и Закону Свердловской области от 10 марта 1999 года N 4-ОЗ "О правовых актах в Свердловской области". В связи с чем Закон N 79-ОЗ нарушает его права и не соответствует Уставу Свердловской области. Кроме того, заявитель полагает, что Закон N 79-ОЗ не соответствует Уставу Свердловской области по порядку его принятия Законодательным Собранием Свердловской области, поскольку не была проведена антикоррупционная экспертиза проекта данного нормативного правового акта.
Осуществляя проверку закона по порядку его принятия, следует учитывать, что основанием для дисквалификации закона могут служить только существенные нарушения процедурных правил порядка его принятия, которые искажают действительное волеизъявление законодательного (представительного) органа. При отсутствии данных о такого рода нарушениях Уставный Суд Свердловской области не может рассматривать вопрос о признании закона не соответствующим Уставу Свердловской области по порядку принятия (Постановление Уставного Суда Свердловской области от 14 мая 2009 года; Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 20 июля 1999 года N 12-П, от 5 июля 2001 года N 11-П, от 23 апреля 2004 года N 8-П, от 2 ноября 2006 года N 9-П). В связи с этим Закон N 79-ОЗ по порядку его принятия не рассматривается в данном деле.
Требование заявителя о проверке Закона N 79-ОЗ на предмет соответствия Федеральному закону "О противодействии коррупции" и Федеральному закону "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных актов" сводится к тому, что Уставный Суд должен провести антикоррупционную экспертизу оспариваемого нормативного правового акта. Уставный Суд Свердловской области принимает решение по делу, оценивая как буквальный смысл рассматриваемого правового акта, так и смысл, придаваемый ему сложившейся правоприменительной практикой (пункт 1 статьи 72 Областного закона "Об Уставном Суде Свердловской области"), при этом условием рассмотрения правого акта в соответствии со статьей 83 Областного закона "Об Уставном Суде Свердловской области" является примененность в деле заявителя. Заявитель не представил доказательств сложившейся коррупционной правоприменительной практики по нормам, являющимся предметом рассмотрения в данном деле.
Требование заявителя Л.М. Оплетаева о проверке оспариваемых норм на соответствие Закону Свердловской области от 10 марта 1999 года N 4-ОЗ "О правовых актах в Свердловской области" также не может быть удовлетворено, поскольку Уставный Суд проверяет правовые акты на предмет соответствия Уставу Свердловской области, а не другому правовому акту, обладающему одинаковой с ним юридической силой (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 29 мая 2003 года N 200-О).
Поскольку в деле заявителя применены лишь нормативные положения подпункта 5 пункта 1 и подпункта 2 пункта 2 статьи 3 Закона Свердловской области от 9 октября 2009 года N 79-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, государственным полномочием Российской Федерации по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг", предоставляющие органам местного самоуправления право требовать от граждан заявления о предоставлении им мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, других документов, указанных в установленном Правительством Свердловской области перечне, то они и являются предметом рассмотрения по данному делу.
2. В соответствии с Конституцией Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7).
Вопросы социальной защиты, включая социальное обеспечение, относятся к вопросам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пункт "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации). По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 72 Конституции Российской Федерации).
Федеральным законом "О ветеранах" закреплено, что Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг (пункт 1 статьи 23.2). Законами субъектов Российской Федерации органы местного самоуправления могут наделяться указанным полномочием (пункт 12 статьи 23.2).
Федеральным законом "О социальной поддержке инвалидов в Российской Федерации" закреплено, что Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (часть 1 статьи 28.2). Законами субъектов Российской Федерации органы местного самоуправления могут наделяться полномочиями по предоставлению указанных мер социальной поддержки (часть 11 статьи 28.2).
Таким образом, принимая Закон Свердловской области от 9 октября 2009 года N 79-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, государственным полномочием Российской Федерации по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг", законодатель Свердловской области действовал в пределах предоставленных федеральным законом полномочий. В связи с этим довод заявителя о нецелесообразности принятия закона Свердловской области не может оцениваться Уставным Судом, поскольку это является прерогативой законодателя, действовавшего в рамках предоставленных ему полномочий.
3. Меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг установлены в статье 14 Федерального закона "О ветеранах" и статье 17 Федерального закона "О социальной поддержке инвалидов в Российской Федерации". Получение соответствующих льгот на оплату жилого помещения и оплату коммунальных услуг является правом, а не обязанностью гражданина. Для выявления волеизъявления гражданина необходимо его заявление, а для определения размера оплаты 50 процентов за жилые помещения и коммунальные услуги требуются иные документы, необходимые для расчета данной меры социальной поддержки.
Необходимость подачи заявления обусловлена тем, что ряд граждан, в том числе и заявитель, обладают правом на получение одинаковых мер социальной поддержки по различным основаниям. При таких обстоятельствах необходимо, чтобы выбор основания предоставления меры социальной поддержки был осуществлен самим гражданином (пункт 3 статьи 13 Федерального закона "О ветеранах").
Таким образом, нормативные положения подпункта 5 пункта 1 и подпункта 2 пункта 2 статьи 3 Закона Свердловской области от 9 октября 2009 года N 79-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, государственным полномочием Российской Федерации по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг" не противоречат Уставу Свердловской области.
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 4 статьи 56 Устава Свердловской области, статьями 70, 76, 77, 86 Областного закона "Об Уставном Суде Свердловской области", Уставный Суд Свердловской области постановил:
1. Признать нормативные положения подпункта 5 пункта 1 и подпункта 2 пункта 2 статьи 3 Закона Свердловской области от 9 октября 2009 года N 79-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, государственным полномочием Российской Федерации по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг", предоставляющие органам местного самоуправления право требовать от граждан заявления о предоставлении им мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, других документов, указанных в установленном Правительством Свердловской области перечне, соответствующими Уставу Свердловской области.
2. Настоящее Постановление обжалованию не подлежит, вступает в законную силу немедленно после его провозглашения и не может быть пересмотрено иным судом.
3. Настоящее Постановление подлежит обязательному опубликованию в семидневный срок в "Областной газете", а также должно быть опубликовано в "Собрании законодательства Свердловской области", "Вестнике Уставного Суда Свердловской области".
Уставный Суд Свердловской области
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Уставного суда Свердловской области от 28 мая 2012 г. "По делу о соответствии Уставу Свердловской области подпункта 5 пункта 1 и подпункта 2 пункта 2 статьи 3 Закона Свердловской области от 9 октября 2009 года N 79-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, государственным полномочием Российской Федерации по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг" в связи с запросом гражданина Л.М. Оплетаева"
Настоящее постановление вступает в силу после его провозглашения
Текст постановления опубликован в "Областной газете" от 2 июня 2012 г. N 209-211 стр. 13, в "Собрании законодательства Свердловской области" от 1 августа 2011 г., N 5-4 (2012), ст. 833