Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Ведомственная целевая программа
"Кадры в системе образования города Нижний Тагил (2012-2014 годы)"
(утв. постановлением Администрации города от 2 декабря 2011 г. N 2376)
Паспорт
ведомственной целевой программы "Кадры в системе образования города Нижний Тагил (2012-2014 годы)"
1. Наименование Программы |
Ведомственная целевая программа "Кадры в системе образования города Нижний Тагил (2012-2014 годы)" |
2. Основания для разработки Программы |
Законы Российской Федерации: - от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании" (с изменениями и дополнениями); - от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"; - Национальная доктрина образования Российской Федерации до 2021 года; - Распоряжение Правительства Российской Федерации от 07.02.2011 N 163-р "О Концепции федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы"; - Закон Свердловской области от 16.07.1998 N 26-ОЗ "Об образовании в Свердловской области" (с изменениями и дополнениями); - Постановление Правительства Свердловской области от 11.10.2010 N 1472-ПП "Об утверждении областной целевой программы "Развитие образования в Свердловской области ("Наша новая школа") на 2011-2015 годы"; - постановления Администрации города Нижний Тагил: - от 13.08.2009 N 1402 "О введении новой системы оплаты труда в муниципальных общеобразовательных учреждениях, реализующих программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования" (с изменениями от 30.12.2009 N 2491, от 24.09.2010 N 2184); - от 30.09.2010 N 2184 "Об утверждении Положения об оплате труда работников муниципальных учреждений, подведомственных управлению образования Администрации города Нижний Тагил" (с изменениями от 22.12.2010 N 2837) |
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Номер постановления Администрации города Нижний Тагил от 24.09.2010 следует читать как "2148"
3. Наименование главного распорядителя бюджетных средств
|
Управление образования Администрации города |
4. Цели и задачи Программы |
Цель Программы: Обеспечение профессиональными кадрами муниципальной системы образования города Нижний Тагил в целях обеспечения ее развития в условиях модернизации российского образования. Задачи Программы: 1. Обеспечение воспроизводства профессиональных кадров муниципальной системы образования. Привлечение молодых специалистов в систему образования и обеспечение их профессиональной адаптации. 2. Создание условий для повышения квалификации, подготовки и переподготовки, профессионального развития работников муниципальной системы образования. 3. Сохранение ставок в штатных расписаниях муниципальных образовательных учреждений, реализующих программы дополнительного образования и другие особые программы, а также имеющих специфику штатных расписаний. 4. Создание условий для повышения социального статуса и общественного престижа работников системы образования |
5. Целевые индикаторы и показатели реализации Программы |
Эффективность Программы оценивается по следующим показателям: 1. Обеспеченность муниципальных образовательных учреждений профессиональными кадрами. 2. Удельный вес педагогических работников в возрасте до 30 лет. 3. Удельный вес педагогических и руководящих работников предпенсионного и пенсионного возраста. 4. Соотношение числа молодых педагогических работников к числу педагогических работников пенсионного возраста. 5. Средний возраст педагогических и руководящих работников. 6. Процент молодых специалистов, продолжающих работать в образовательных учреждениях после первого, второго, третьего года работы. 7. Текучесть кадров. 8. Удельный вес педагогических работников, имеющих квалификационные категории по итогам аттестации. 9. Удельный вес педагогических и руководящих работников муниципальной системы образования, прошедших повышение квалификации. 10. Удельный вес численности руководителей учреждений муниципальной системы образования, прошедших обучение по программам профессиональной переподготовки. 11. Число руководителей, которым по итогам аттестации дана рекомендация пройти обучение по программе профессиональной переподготовки. 12. Доля руководителей, имеющих необходимый уровень квалификации. 13. Число педагогических и руководящих работников, прошедших обучение по инновационным программам. 14. Число ставок педагогов дополнительного образования. 15. Число ставок педагогов-организаторов. 16. Число ставок педагогов-психологов, социальных педагогов, учителей-логопедов, учителей-дефектологов. 17. Число публикаций в средствах массовой информации о системе образования города, в том числе позитивных публикаций. 18. Число профессиональных конкурсов. 19. Число участников профессиональных конкурсов, в том числе победителей. 20. Число ветеранов, получивших материальную помощь |
6. Исполнители Программы |
Управление образования Администрации города Нижний Тагил; Муниципальное казенное учреждение "Центр бухгалтерского, экономического, правового и инженерно-технического обеспечения муниципальных учреждений образования города Нижний Тагил"; Муниципальное бюджетное учреждение Информационно-методический центр; Муниципальное бюджетное культурно-образовательное учреждение "Нижнетагильский Дом Учителя"; Муниципальные учреждения, подведомственные управлению образования Администрации города |
7. Сроки реализации Программы |
2012-2014 годы |
8. Объемы и источники финансирования Программы |
Общий объем финансирования Программы: 39163,023 тыс. руб., за счет средств местного бюджета, в том числе: 2012 год - 12804,341 тыс. рублей, 2013 год - 13554,341 тыс. рублей, 2014 год - 12804,341 тыс. рублей |
9. Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели социально-экономической эффективности |
Задача N 1. Обеспечение воспроизводства профессиональных кадров муниципальной системы образования. Привлечение молодых специалистов в систему образования и обеспечение их профессиональной адаптации. 1. Привлечение в отрасль "Образование" молодых специалистов. 2. Закрепление молодых специалистов в ОУ. 3. Стимулирование молодых специалистов и их наставников по результатам труда.
Задача N 2. Создание условий для повышения квалификации, подготовки и переподготовки, профессионального развития работников муниципальной системы образования. 1. Обеспечение нормативных условий реализации образовательных программ. 2. Повышение уровня профессиональной компетентности педагогических и руководящих работников муниципальной системы образования. 3. Рост удельного веса руководителей образовательных учреждений, имеющих необходимую квалификацию.
Задача N 3. Сохранение ставок в штатных расписаниях муниципальных образовательных учреждений, реализующих программы дополнительного образования и другие особые программы, а также имеющих специфику штатных расписаний. 1. Обеспечение условий реализации здоровьесберегающих технологий в МОУ. 2. Обеспечение условий реализации образовательных программ.
Задача N 4. Создание условий для повышения социального статуса и общественного престижа работников системы образования. 1. Повышение престижа педагогических профессий. 2. Уменьшение текучести кадров |
10. Система контроля за исполнением Программы |
Текущий контроль: - осуществляется координационным советом при начальнике управления образования; рабочей группой при начальнике отдела кадров и документационного обеспечения управления образования Администрации города Нижний Тагил. Промежуточный контроль: - представление в управление по экономике и ценовой политике Администрации города: 1) информации о финансировании Программы - до 25 числа месяца, следующего за отчетным кварталом; 2) информации о выполнении целевых индикаторов и оценки эффективности и реализации Программы - в срок до 15 февраля года, следующего за отчетным годом; - представление информации о ходе реализации Программы в организационное управление Администрации города - 15 февраля 2013-2014 годов. Итоговый контроль: - отчет о результатах выполнения Программы на коллегии при Главе города - ноябрь 2014 года |
11. Сокращения |
УпрО - управление образования Администрации города; МКУ "ЦБЭО учреждений образования" - Муниципальное казенное учреждение "Центр бухгалтерского, экономического, правового и инженерно-технического обеспечения муниципальных учреждений образования города Нижний Тагил" МИМЦ - Муниципальное бюджетное учреждение Информационно-методический центр; МБОУ "Нижнетагильский Дом Учителя" - муниципальное бюджетное культурно-образовательное учреждение "Нижнетагильский Дом Учителя" МОУ - муниципальное образовательное учреждение; ДОУ - дошкольное образовательное учреждение; УДО - учреждение дополнительного образования; ГБУ ДПО СО НТ "ИРО" - государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования Свердловской области Нижнетагильский филиал "Институт развития образования"; ГОУ ВПО НТГСПА - государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Нижнетагильская государственная социально-педагогическая академия; ГОУ СПО НТПК N 1 - государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования Нижнетагильский педагогический колледж N1; ГОУ СПО НТПК N 2 - государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования Нижнетагильский педагогический колледж N 2 |
1. Цели и задачи Программы
В целях обеспечения профессиональными кадрами муниципальной системы образования города Нижний Тагил, ее развития в условиях модернизации российского образования необходимо решать следующие задачи:
1. Обеспечение воспроизводства профессиональных кадров муниципальной системы образования. Привлечение молодых специалистов в систему образования и обеспечение их профессиональной адаптации.
2. Создание условий для повышения квалификации, подготовки и переподготовки, профессионального развития работников муниципальной системы образования.
3. Сохранение ставок в штатных расписаниях муниципальных образовательных учреждений, реализующих программы дополнительного образования и другие особые программы, а также имеющих специфику штатных расписаний.
4. Создание условий для повышения социального статуса и общественного престижа работников системы образования.
2. Ожидаемые результаты реализации Программы
В результате реализации Программы ожидается:
- привлечение в отрасль "Образование" молодых специалистов;
- закрепление молодых специалистов в образовательных учреждениях;
- повышение уровня профессиональной компетентности педагогических и руководящих работников муниципальной системы образования;
- рост удельного веса руководителей образовательных учреждений, имеющих необходимую квалификацию;
- обеспечение условий реализации образовательных программ;
- повышение престижа педагогических профессий;
- уменьшение текучести кадров.
3. Срок реализации Программы
Программа реализуется в один этап - 2012-2014 годы.
4. Объем расходов, необходимых на реализацию Программы
Объем финансовых средств, необходимых на реализацию Программы, представлен в Таблице N 1.
Объемы
финансирования мероприятий Программы и источники финансирования
Таблица N 1
Задачи |
Источники финансирования |
Объем финансирования, тысяч рублей |
|||
2012 год |
2013 год |
2014 год |
2012-2014 годы, всего |
||
1. |
Местный бюджет |
240,077 |
240,077 |
240,077 |
720,231 |
2. |
Местный бюджет |
1 200,000 |
1 200,000 |
1 200,000 |
3 600,000 |
3. |
Местный бюджет |
11 030,631 |
11 030,631 |
11 030,631 |
33 091,893 |
4. |
Местный бюджет |
333,633 |
1 083,633 |
333,633 |
1 750,899 |
Итого: |
12 804,341 |
13 554,341 |
12 804,341 |
39 163,023 |
5. Порядок осуществления мероприятий по реализации Программы
Комплексное решение задач Программы осуществляется в соответствии с Планом мероприятий (Приложение к настоящей Программе).
Управление образования Администрации города:
- разрабатывает в пределах своих полномочий нормативные правовые акты, необходимые для реализации Программы;
- ежегодно готовит доклад о ходе реализации Программы;
- ежегодно в установленном порядке готовит предложения по уточнению перечня программных мероприятий на очередной финансовый год, уточняет затраты по программным мероприятиям, а также механизм реализации Программы;
- несет ответственность за своевременную и качественную подготовку и реализацию Программы, обеспечивает эффективное использование средств, выделяемых на ее реализацию.
В целях привлечения общественности к управлению Программой создается координационный совет при начальнике управления образования Администрации города Нижний Тагил, в его состав входят представители управления образования, муниципального казенного учреждения "Центр бухгалтерского, экономического, правового и инженерно-технического обеспечения муниципальных учреждений образования города Нижний Тагил", муниципальных образовательных учреждений, учреждений профессионального педагогического образования, учреждений дополнительного профессионального образования.
Исполнение Программы осуществляется на основе решений координационного совета, возглавляемого начальником управления образования Администрации города.
Регламент работы координационного совета Программы и его персональный состав утверждаются начальником управления образования Администрации города.
Основными задачами координационного совета Программы являются:
- рассмотрение тематики программных мероприятий;
- рассмотрение материалов о ходе реализации программных мероприятий и предоставление рекомендаций по их уточнению, а также рассмотрение итогов реализации Программы;
- выявление проблем в ходе реализации Программы и разработка предложений по их решению.
Для текущего управления Программой создается рабочая группа при начальнике отдела кадров и документационного обеспечения управления образования Администрации города. Основными задачами рабочей группы являются:
- проведение мониторинга результатов реализации программных мероприятий;
- организация независимой оценки показателей результативности и эффективности программных мероприятий, их соответствия целевым показателям;
- ведение ежеквартальной отчетности о реализации Программы;
- подготовка предложений по совершенствованию механизмов реализации Программы.
Управление образования Администрации города осуществляет координацию деятельности исполнителей Программы, контроль за сроками выполнения мероприятий Программы, целевым расходованием выделяемых финансовых средств и эффективностью их использования в пределах сметы расходов.
6. Методика оценки эффективности реализации Программы
Эффективность реализации Программы оценивается по достижению ожидаемых результатов. Кроме этого, ежегодно осуществляется оценка результативности реализации Программы по целевым индикативным показателям (Таблица N 2).
Целевые индикаторы и показатели
эффективности и результативности
Таблица N 2
N пп |
Основные направления деятельности, показатели |
Единица измерения |
Базовый показатель |
2012 год |
2013 год |
2014 год |
Задача N 1. Обеспечение воспроизводства профессиональных кадров муниципальной системы образования. Привлечение молодых специалистов в систему образования и обеспечение их профессиональной адаптации | ||||||
1. |
Обеспеченность муниципальных образовательных учреждений профессиональными кадрами |
% |
97,1 |
97,6 |
98 |
98,2 |
2. |
Удельный вес педагогических работников в возрасте до 30 лет |
% |
18,2 |
18,5 |
18,8 |
18,9 |
3. |
Удельный вес педагогических и руководящих работников предпенсионного и пенсионного возраста |
% |
27,1 |
27,1 |
27 |
26,9 |
4. |
Соотношение числа молодых педагогических работников к числу педагогических работников пенсионного возраста |
% |
19:27 |
19,3:26,7 |
19,4:26,6 |
19,5:26,5 |
5. |
Средний возраст педагогических и руководящих работников |
лет |
42 |
41,9 |
41,8 |
41,7 |
6. |
Процент молодых специалистов, продолжающих работать в образовательных учреждениях после первого года работы |
% |
89,2 |
89,5 |
90,0 |
90,5 |
7. |
Текучесть кадров |
% |
7,2 |
6,5 |
6,3 |
6,0 |
Задача N 2. Создание условий для повышения квалификации, подготовки и переподготовки, профессионального развития работников муниципальной системы образования | ||||||
8. |
Удельный вес педагогических работников, имеющих квалификационные категории по итогам аттестации |
% |
93,0 |
93,1 |
93,2 |
93,3 |
9. |
Удельный вес педагогических и руководящих работников муниципальной системы образования, прошедших повышение квалификации |
% |
20 |
20 |
20 |
20 |
10. |
Удельный вес численности руководителей учреждений муниципальной системы образования, прошедших обучение по программам профессиональной переподготовки |
% |
15 |
15 |
15 |
15 |
11. |
Число руководителей, которым по итогам аттестации дана рекомендация пройти обучение по программе профессиональной переподготовки |
% |
5 |
10 |
10 |
5 |
12. |
Доля руководителей, имеющих необходимый уровень квалификации |
% |
22 |
37 |
52 |
67 |
13. |
Число педагогических и руководящих работников, прошедших обучение по инновационным программам |
кол-во чел. |
25 |
40 |
55 |
60 |
Задача N 3. Сохранение ставок в штатных расписаниях муниципальных образовательных учреждений, реализующих программы дополнительного образования и другие особые программы, а также имеющих специфику штатных расписаний | ||||||
14. |
Число ставок педагогов дополнительного образования |
кол-во ставок |
56,5 |
56,5 |
56,5 |
56,5 |
15. |
Число ставок педагогов-организаторов |
кол-во ставок |
9 |
9 |
9 |
9 |
16. |
Число ставок педагогов-психологов, социальных педагогов, учителей-логопедов, учителей-дефектологов, методистов |
кол-во ставок |
17,5 |
17,5 |
17,5 |
17,5 |
Задача N 4. Создание условий для повышения социального статуса и общественного престижа работников системы образования | ||||||
17. |
Число публикаций в средствах массовой информации о системе образования города, в том числе позитивных публикаций |
кол-во публикаций |
0 |
5 |
7 |
9 |
18. |
Число профессиональных конкурсов |
кол-во конкурсов |
0 |
3 |
3 |
3 |
19. |
Число участников профессиональных конкурсов, в том числе победителей |
кол-во чел. |
0 |
80 |
90 |
100 |
20. |
Число ветеранов, получивших материальную помощь |
кол-во чел. |
0 |
20 |
20 |
20 |
Пояснительная записка к ведомственной целевой программе "Кадры в системе образования города Нижний Тагил (2012-2014 годы)"
Обоснование необходимости принятия Программы
Программно-целевой метод используется в решении проблем кадровой политики в сфере образования в городе с 1996 года. В ходе реализации целевых программ (1996-1999, 2000-2005, 2006-2008, 2009-2011) решены наиболее острые проблемы, связанные с развитием кадровых условий муниципальной системы образования:
- улучшились показатели образовательного ценза педагогических и руководящих работников;
- увеличился процент педагогов в возрасте до 30 лет;
- сохранен высокий уровень обеспеченности педагогическими и руководящими кадрами муниципальных образовательных учреждений;
- увеличилось количество молодых специалистов, трудоустроившихся в муниципальные образовательные учреждения; количество вновь назначаемых руководителей из резерва руководящих кадров.
Вопросы повышения социального статуса и общественного престижа работников системы образования нашли свое отражение в Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 07.02.2011 N 163-р, Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации N 1662 от 17.11.2008, в Национальной образовательной инициативе "Наша новая школа". Решение этих задач предполагает существенные изменения в оплате труда педагогических и управленческих работников образования, в системе педагогического образования и повышения квалификации работников образования.
В национальной инициативе "Наша новая школа" определены основные направления подготовки педагогических кадров: подготовка педагогов, обладающих высокой квалификацией и необходимой информационной культурой с тем, чтобы они были готовы и умели применять новые информационные технологии в процессе обучения и управления образованием. Свободно и активно мыслящий, прогнозирующий результаты своей деятельности и соответственно моделирующий воспитательно-образовательный процесс педагог является гарантом решения поставленных задач.
Вместе с тем достижение стратегической цели государственной политики в области образования - повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным требованиям общества и каждого гражданина, требует переосмысления в отношении уровня профессиональной компетентности педагогических и руководящих работников. Одна из приоритетных задач реализации этой цели - создание современной системы непрерывного образования, подготовки и переподготовки профессиональных кадров.
Анализ кадровых условий муниципальной системы образования
Для определения проблем, подлежащих программной разработке, целевых установок, выделения объектов программного решения проведен анализ кадровых условий муниципальной системы образования.
Укомплектованность муниципальной системы образования педагогическими кадрами
Муниципальная система образования города Нижний Тагил включает в себя учреждения дошкольного, общего образования, дополнительного образования детей.
В настоящее время в городе функционируют 164 образовательных учреждения. Общее количество работников муниципальной системы образования по состоянию на 1 апреля 2011 года составляет 10437 человек:
Таблица N 3
|
Школы |
Дошкольные образовательные учреждения |
Учреждения дополнительного образования |
Всего |
Общее количество работающих |
4190 |
5271 |
976 |
10437 |
из них педагогических и руководящих работников |
2810 |
2480 |
615 |
5905 |
В целом наблюдается устойчивая тенденция к улучшению качественного состава педагогических кадров. Улучшились показатели образовательного ценза педагогических и руководящих работников. В 2010-2011 учебном году увеличился процент педагогических и руководящих работников, имеющих высшее образование, - 67,1% (2010 год - 66%). Доля учителей с высшим образованием составляет 87,7%, педагогов ДОУ - 45,4%, УДОД - 61%. Сократился процент педагогических и руководящих работников, имеющих среднее специальное образование, - 25,3% (2010 год - 25,9%).
Вместе с тем следует отметить, что снижаются показатели социального и профессионального качества педагогических работников. В 2010-2011 учебном году доля учителей старшего возраста (со стажем работы свыше 20 лет) составила 43%. Среди работающих учителей 13,4% - пенсионеры по возрасту, 13,7% находятся в возрасте 50-55 лет. В структуре кадров по возрасту отмечается дисбаланс: 19% составляют педагогические и руководящие работники в возрасте до 30 лет, 24,7% - работники предпенсионного и пенсионного возрастов. Средний возраст работников системы - 42 года, наиболее старый контингент - работники школ и учреждений дополнительного образования - 43,3 года.
Падение престижа педагогических профессий, трудности профессиональной адаптации молодежи, размер заработной платы являются причинами текучести кадров. Отмечается увеличение текучести кадров с 5,6% в 2010 году до 7,1% в 2011. Значительно увеличилась за последние три года текучесть кадров в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях (2009 год - 2,8%, 2010 год - 4,2%, 2011 год - 7,8%).
Отмечается отток работников из системы: в 2010-2011 учебном году выбыло 422 человека (2009-2010 учебный год - 311 чел.), из них 109 ушли на пенсию, 160 - в другие сферы деятельности.
Наметилась тенденция увеличения вакансий в образовательных учреждениях с 180 в 2010 году до 250 в 2011 году. По состоянию на 25.08.2011 наибольшее количество вакансий: воспитатель ДОУ - 98 ставок, младший воспитатель (помощник воспитателя) - 86 ставок (аналогичный период 2010 года - 24 ставки воспитателей), за счет совмещения и совместительства закрыты вакансии учителей начальных классов, учителей физкультуры, иностранных языков. В ряде образовательных учреждений существует скрытый дефицит кадров, который преодолевается за счет перегрузки работников.
Существенным фактором привлекательности профессии является размер заработной платы. В 2010 году зарплата на 1 работающего с учетом уральского коэффициента в муниципальных детских садах составляла 7965,00 руб. (97,8% к уровню 2009 года), в школах -15502 руб. (103,1%), в учреждениях дополнительного образования - 8433 руб. (96,2%). Отмечается сокращение размера заработной платы в 2 подсистемах: дошкольном и дополнительном образовании. В 2010 году заработная плата педагогических работников и специалистов дошкольных учреждений составляла 86,8% к уровню 2009 года.
С 2010 года Министерством общего и профессионального образования Свердловской области осуществляется мониторинг численности работающих в муниципальной системе образования, получающих заработную плату ниже прожиточного минимума (мониторинг бедности). В 1 квартале 2011 года прожиточный минимум в Свердловской области составляет 6493 рубля. По данным мониторинга, в 1 квартале 2011 года в муниципальной системе образования города Нижний Тагил работают 1315 человек (19% от общего числа работающих без учета совместителей и работающих пенсионеров), уровень заработной платы которых ниже прожиточного минимума. Особую группу данной категории составляют профессии, от результата труда которых зависит жизнь, здоровье и безопасность детей дошкольного возраста: это младшие воспитатели (помощники воспитателей), повара, кладовщики, кухонные рабочие, завхозы, кастелянши в муниципальных детских садах. Несоизмерима мера ответственности, возложенная на людей этих профессий, и уровень их заработной платы. Система оплаты труда в учреждениях, подведомственных управлению образования, предусматривает возможность установления персональных коэффициентов, стимулирующих выплат данным категориям работников. Увеличение размера оплаты труда данной категории работников связано с увеличением стимулирующей части ФОТ в размере не менее 30% с 01.09.2011.
Особое внимание вызывает размер оплаты труда молодых специалистов. На протяжении 6 последних лет в МОУ приходят 100-130 молодых специалистов-выпускников учреждений среднего и высшего профессионального образования. Молодой специалист-выпускник учреждения среднего профессионального образования имеет минимальный оклад 4880 руб. При таком уровне оплаты труда молодые специалисты неохотно идут работать в систему образования, выбирают эту работу как временную, необходимую для поиска места работы в других сферах. Необходимы меры по повышению гарантированного размера оплаты труда молодых специалистов.
Начавшаяся в середине прошлого столетия научно-техническая революция привела к ускоренному моральному и фактическому обесцениванию и устареванию знаний и умений специалистов, работающих в различных сферах производства. В настоящее время знания устаревают наполовину через 5-6 лет или обесцениваются на 97% в процессе производственной жизни выпускника вуза. Очевидна необходимость системного повышения квалификации педагогических и руководящих работников системы образования как по инновационным, так и по традиционным образовательным программам подготовки, переподготовки, повышения квалификации.
Проблемы кадровой политики в системе образования города Нижний Тагил тесно связаны с задачами модернизации системы образования и решениями, которые должны быть приняты в рамках реализации стратегии образования. В связи с введением Федерального государственного образовательного стандарта общего образования (ФГОС) необходимо уделить внимание повышению квалификации учителей начальных классов, заместителей руководителей, учителей-предметников муниципальных образовательных учреждений. В связи с введением Федеральных государственных требований (ФГТ) необходимо уделить внимание повышению квалификации работников дошкольных образовательных учреждений. Среди приоритетных направлений кадровой политики в муниципальной системе образования следует выделить:
- преодоление консерватизма кадровых ресурсов, омоложение педагогических коллективов;
- развитие системы повышения квалификации педагогических и руководящих работников образовательных учреждений;
- введение эффективных механизмов материального стимулирования и мотивации как традиционной, так и инновационной деятельности педагогических работников;
- повышение социального статуса и престижа педагогических профессий, позитивного восприятия обществом и молодежью педагогического труда.
Решение обозначенных проблем, сдерживающих развитие муниципальной системы образования, наиболее продуктивно будет осуществляться на основе программного подхода.
Реализация ведомственной целевой программы "Кадры в системе образования города Нижний Тагил (2012-2014 годы)" направлена на укрепление и развитие кадрового потенциала дошкольного, общего и дополнительного образования города Нижний Тагил.
Приоритетные направления Программы:
- обеспечение кадровых потребностей муниципальной системы образования;
- привлечение молодых специалистов в систему образования;
- сохранение и создание условий развития системы образования города за счет сохранения ставок в образовательных учреждениях, имеющих специфику штатных расписаний;
- повышение социального статуса и общественного престижа педагогических работников;
- повышение профессиональной компетентности педагогических и руководящих кадров.
Развернутая характеристика целей и задач принятия Программы, ее основных положений
В целях эффективного исполнения полномочий муниципального образования в сфере образования, дальнейшего развития кадровых условий муниципальной системы образования в ходе реализации Программы будут решены задачи:
1. Обеспечение воспроизводства профессиональных кадров муниципальной системы образования. Привлечение молодых специалистов в систему образования и обеспечение их профессиональной адаптации.
2. Создание условий для повышения квалификации, подготовки и переподготовки, профессионального развития работников муниципальной системы образования.
3. Сохранение ставок в штатных расписаниях муниципальных образовательных учреждений, реализующих программы дополнительного образования и другие особые программы, а также имеющих специфику штатных расписаний.
4. Создание условий для повышения социального статуса и общественного престижа работников системы образования.
В рамках решения задачи N 1 "Обеспечение воспроизводства профессиональных кадров муниципальной системы образования. Привлечение молодых специалистов в систему образования и обеспечение их профессиональной адаптации" предполагается:
- привлечь в отрасль "Образование" молодых специалистов;
- закрепить молодых специалистов в образовательных учреждениях города.
Решение задачи N 2 "Создание условий для повышения квалификации, подготовки и переподготовки, профессионального развития работников муниципальной системы образования" предусматривает:
- обеспечение нормативных условий реализации образовательных программ;
- повышение уровня профессиональной компетентности педагогических и руководящих работников муниципальной системы образования;
- рост удельного веса руководителей образовательных учреждений, имеющих необходимую квалификацию.
Своевременное повышение квалификации и переподготовка педагогических и руководящих работников позволит обеспечить муниципальную систему образования квалифицированными кадрами.
Решение задачи N 3 "Сохранение ставок в штатных расписаниях муниципальных образовательных учреждений, реализующих программы дополнительного образования и другие особые программы, а также имеющих специфику штатных расписаний" предполагает обеспечить условия реализации образовательных программ.
В рамках решения задачи N 4 "Создание условий для повышения социального статуса и общественного престижа работников системы образования" предполагается повышение престижа педагогических профессий, уменьшение текучести кадров. Целевое финансирование мероприятий Программы будет способствовать популяризации педагогических профессий.
Финансово-экономическое обоснование Программы
На реализацию Программы с 2012 по 2014 год потребуется 39781,581 тыс. руб., за счет средств местного бюджета (Таблица N 4).
Объемы
финансирования мероприятий Программы и источники финансирования
Таблица N 4
Источники финансирования |
Объем финансирования, тысяч рублей |
|||
2012 год |
2013 год |
2014 год |
Всего |
|
Местный бюджет |
12 804,341 |
13 554,341 |
12 804,341 |
39 163,023 |
Прогноз социально-экономических и иных последствий принятия Программы
В результате реализации Программы ожидается:
- привлечение в отрасль "Образование" молодых специалистов;
- закрепление молодых специалистов в образовательных учреждениях;
- повышение уровня профессиональной компетентности педагогических и руководящих работников муниципальной системы образования;
- рост удельного веса руководителей образовательных учреждений, имеющих необходимую квалификацию;
- обеспечение условий реализации образовательных программ;
- повышение престижа педагогических профессий;
- уменьшение текучести кадров.
Целевые индикаторы и показатели эффективности и результативности Программы
Эффективность Программы оценивается по достижению ожидаемых результатов, а также по следующим показателям:
1. Обеспеченность муниципальных образовательных учреждений профессиональными кадрами.
2. Удельный вес педагогических работников в возрасте до 30 лет.
3. Удельный вес педагогических и руководящих работников предпенсионного и пенсионного возраста.
4. Соотношение числа молодых педагогических работников к числу педагогических работников пенсионного возраста.
5. Средний возраст педагогических и руководящих работников.
6. Процент молодых специалистов, продолжающих работать в образовательных учреждениях после первого, второго, третьего года работы.
7. Текучесть кадров.
8. Удельный вес педагогических работников, имеющих квалификационные категории по итогам аттестации.
9. Удельный вес педагогических и руководящих работников муниципальной системы образования, прошедших повышение квалификации.
10. Удельный вес численности руководителей учреждений муниципальной системы образования, прошедших обучение по программам профессиональной переподготовки.
11. Число руководителей, которым по итогам аттестации дана рекомендация пройти обучение по программе профессиональной переподготовки.
12. Доля руководителей, имеющих необходимый уровень квалификации.
13. Число педагогических и руководящих работников, прошедших обучение по инновационным программам.
14. Число ставок педагогов дополнительного образования.
15. Число ставок педагогов-организаторов.
16. Число ставок педагогов-психологов, социальных педагогов, учителей-логопедов, учителей-дефектологов.
17. Число публикаций в средствах массовой информации о системе образования города, в том числе позитивных публикаций.
18. Число профессиональных конкурсов.
19. Число участников профессиональных конкурсов, в том числе победителей.
20. Число ветеранов, получивших материальную помощь.
Целевые индикаторы и показатели
эффективности и результативности
Таблица N 2
N пп |
Основные направления деятельности, показатели |
Единица измерения |
Базовый показатель |
2012 год |
2013 год |
2014 год |
Задача N 1. Обеспечение воспроизводства профессиональных кадров муниципальной системы образования. Привлечение молодых специалистов в систему образования и обеспечение их профессиональной адаптации | ||||||
1. |
Обеспеченность муниципальных образовательных учреждений профессиональными кадрами |
% |
97,1 |
97,6 |
98 |
98,2 |
2. |
Удельный вес педагогических работников в возрасте до 30 лет |
% |
18,2 |
18,5 |
18,8 |
18,9 |
3. |
Удельный вес педагогических и руководящих работников предпенсионного и пенсионного возраста |
% |
27,1 |
27,1 |
27 |
26,9 |
4. |
Соотношение числа молодых педагогических работников к числу педагогических работников пенсионного возраста |
% |
19:27 |
19,3:26,7 |
19,4:26,6 |
19,5:26,5 |
5. |
Средний возраст педагогических и руководящих работников |
лет |
42 |
41,9 |
41,8 |
41,7 |
6. |
Процент молодых специалистов, продолжающих работать в образовательных учреждениях после первого года работы |
% |
89,2 |
89,5 |
90,0 |
90,5 |
7. |
Текучесть кадров |
% |
7,2 |
6,5 |
6,3 |
6,0 |
Задача N 2. Создание условий для повышения квалификации, подготовки и переподготовки, профессионального развития работников муниципальной системы образования | ||||||
8. |
Удельный вес педагогических работников, имеющих квалификационные категории по итогам аттестации |
% |
93,0 |
93,1 |
93,2 |
93,3 |
9. |
Удельный вес педагогических и руководящих работников муниципальной системы образования, прошедших повышение квалификации |
% |
20 |
20 |
20 |
20 |
10. |
Удельный вес численности руководителей учреждений муниципальной системы образования, прошедших обучение по программам профессиональной переподготовки |
% |
15 |
15 |
15 |
15 |
11. |
Число руководителей, которым по итогам аттестации дана рекомендация пройти обучение по программе профессиональной переподготовки |
% |
5 |
10 |
10 |
5 |
12. |
Доля руководителей, имеющих необходимый уровень квалификации |
% |
22 |
37 |
52 |
67 |
13. |
Число педагогических и руководящих работников, прошедших обучение по инновационным программам |
кол-во чел. |
25 |
40 |
55 |
60 |
Задача N 3. Сохранение ставок в штатных расписаниях муниципальных образовательных учреждений, реализующих программы дополнительного образования и другие особые программы, а также имеющих специфику штатных расписаний | ||||||
14. |
Число ставок педагогов дополнительного образования |
кол-во ставок |
56,5 |
56,5 |
56,5 |
56,5 |
15. |
Число ставок педагогов-организаторов |
кол-во ставок |
9 |
9 |
9 |
9 |
16. |
Число ставок педагогов-психологов, социальных педагогов, учителей-логопедов, учителей-дефектологов, методистов |
кол-во ставок |
17,5 |
17,5 |
17,5 |
17,5 |
Задача N 4. Создание условий для повышения социального статуса и общественного престижа работников системы образования | ||||||
17. |
Число публикаций в средствах массовой информации о системе образования города, в том числе позитивных публикаций |
кол-во публикаций |
0 |
5 |
7 |
9 |
18. |
Число профессиональных конкурсов |
кол-во конкурсов |
0 |
3 |
3 |
3 |
19. |
Число участников профессиональных конкурсов, в том числе победителей |
кол-во чел. |
0 |
80 |
90 |
100 |
20. |
Число ветеранов, получивших материальную помощь |
кол-во чел. |
0 |
20 |
20 |
20 |
Мониторинг и сроки контроля выполнения Программы
Контроль за ходом и сроками выполнения мероприятий Программы, целевым расходованием выделяемых финансовых средств и эффективностью их использования осуществляет координационный совет, состав которого утверждается начальником управления образования Администрации города. Координационный совет ежегодно рассматривает материалы о ходе реализации программных мероприятий, дает рекомендации по их уточнению, выявляет факторы, негативно влияющие на реализацию Программы, проводит оценку показателей результативности и эффективности программных мероприятий, их соответствия целевым показателям, выявляет проблемы в ходе реализации Программы, разрабатывает предложения по их решению, в том числе по корректировке объемов средств, выделяемых на реализацию мероприятий Программы, с учетом уровня достижения результатов.
Управление образования Администрации города:
- разрабатывает в пределах своих полномочий нормативные правовые акты, необходимые для реализации Программы;
- ежегодно готовит доклад о ходе реализации Программы;
- ежегодно в установленном порядке готовит предложения по уточнению перечня программных мероприятий на очередной финансовый год, уточняет затраты по программным мероприятиям, а также механизм реализации Программы;
- несет ответственность за своевременную и качественную подготовку и реализацию Программы, обеспечивает эффективное использование средств, выделяемых на ее реализацию.
Текущий контроль:
- осуществляется координационным советом при начальнике управления образования; рабочей группой при начальнике отдела кадров и документационного обеспечения управления образования Администрации города Нижний Тагил.
Промежуточный контроль:
- представление в управление по экономике и ценовой политике Администрации города:
1) информации о финансировании Программы - до 25 числа месяца, следующего за отчетным кварталом;
2) информации о выполнении целевых индикаторов и оценки эффективности и реализации Программы - в срок до 15 февраля года, следующего за отчетным годом;
- представление информации о ходе реализации Программы в организационное управление Администрации города - 15 февраля 2013-2014 годов.
Итоговый контроль:
- отчет о результатах выполнения Программы на коллегии при Главе города - ноябрь 2014 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.