Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1. Характеристика проблемы и необходимость ее решения программно-целевым методом
Программа энергосбережения и повышения энергетической эффективности на территории города Нижний Тагил на 2011-2013 годы (далее - Программа) разработана в соответствии с перечнем поручений Губернатора Свердловской области А.С. Мишарина по итогам совещания 15 декабря 2009 года, во исполнение Закона Российской Федерации от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Закона Свердловской области от 25 декабря 2009 года N 117-ОЗ "Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности на территории Свердловской области" и направленная на активизацию практических действий и расширение набора инструментов государственной политики энергосбережения в городе Нижний Тагил, способных обеспечить эффективное использование топливно-энергетических ресурсов объектами коммунальной инфраструктуры, жилищным фондом и объектами бюджетной сферы, способствовать устойчивому обеспечению экономики и населения города топливом и энергией, сокращению удельного потребления топливно-энергетических ресурсов в организациях бюджетной сферы и реального сектора экономики, энергетической и экологической безопасности города.
Динамика роста внутренних цен на энергоносители создает экономические условия для интенсификации работы по энергосбережению. Цены на газ должны будут обеспечивать достижение равной доходности от продажи газа на внутреннем рынке и его экспорта с последующей либерализацией и ценовым дерегулированием внутреннего рынка газа. Внутренние оптовые цены на природный газ к 2012 году вырастут по сравнению с 2007 годом в 2,8 раза.
Одновременно с 1 января 2011 года вся электроэнергия (100 процентов) реализуется по нерегулируемым государством ценам. Средняя цена на электрическую энергию для потребителей области по сравнению с 2007 годом вырастет к 2012 году в 2,1 раза.
В условиях обозначенных темпов роста цен на газ, электроэнергию и другие виды топлива стоимость тепловой энергии, производимой энергоснабжающими организациями, в период до 2013 года будет расти с темпами от 15 до 35 процентов в год. Близкие значения дает прогноз темпов роста стоимости услуг по водоснабжению и водоотведению.
В результате до 2015 года стоимость основных для города Нижний Тагил топливно-энергетических и коммунальных ресурсов будет стремительно расти темпами, в 2-3 раза превышающими инфляцию. Такое увеличение стоимости энергоносителей в условиях стабилизирующейся экономики является беспрецедентным.
Затраты организаций муниципальной бюджетной сферы на оплату основных топливно-энергетических и коммунальных ресурсов к 2015 году вырастут по сравнению с 2010 годом в 1,5-2 раза.
В этих условиях одной из основных угроз социально-экономическому развитию города становится снижение конкурентоспособности предприятий, отраслей экономики муниципального образования, эффективности муниципального управления, вызванное ростом затрат на оплату топливно-энергетических и коммунальных ресурсов, опережающих темпы экономического развития.
С учетом указанных обстоятельств, проблема заключается в том, что при существующем уровне энергоемкости экономики и социальной сферы муниципального образования предстоящие изменения стоимости топливно-энергетических и коммунальных ресурсов приведут к следующим негативным последствиям:
- росту затрат предприятий, расположенных на территории муниципального образования, на оплату топливно-энергетических и коммунальных ресурсов, приводящему к снижению конкурентоспособности и рентабельности их деятельности;
- росту стоимости жилищно-коммунальных услуг при ограниченных возможностях населения самостоятельно регулировать объем их потребления и снижению качества жизни населения;
- снижению эффективности бюджетных расходов, вызванному ростом доли затрат на оплату коммунальных услуг в общих затратах на муниципальное управление;
- опережающему росту затрат на оплату коммунальных ресурсов в расходах на содержание муниципальных бюджетных организаций здравоохранения, образования, культуры и т.п. и вызванному этим снижению эффективности оказания услуг.
Высокая энергоемкость предприятий в этих условиях может стать причиной снижения темпов роста экономики муниципального образования и налоговых поступлений в бюджеты всех уровней.
Для решения проблемы необходимо осуществление комплекса мер по интенсификации энергосбережения, которые заключаются в разработке, принятии и реализации срочных согласованных действий по повышению энергетической эффективности при производстве, передаче и потреблении энергии и ресурсов других видов на территории муниципального образования и прежде всего в органах местного самоуправления, муниципальных учреждениях, муниципальных унитарных предприятиях.
Структура потребителей основных видов топливно-энергетических ресурсов (ТЭР) на территории города Нижний Тагил выглядит следующим образом:
Направления потребления |
Доля в суммарном объеме потребления, в процентах |
Всего в топливном эквиваленте электрической энергии и тепла |
||
электрической энергии |
тепла |
газа |
||
Промышленность |
67,83 |
58,09 |
59,98 |
61,97 |
Топливно-энергетический комплекс |
14,18 |
0,95 |
38,90 |
18,01 |
Население и жилищно-коммунальная сфера |
13,62 |
36,39 |
1,12 |
17,04 |
Социальная сфера |
2,15 |
2,23 |
0,00 |
1,46 |
Прочие |
2,22 |
2,34 |
0,00 |
1,52 |
Всего |
100,00 |
100,00 |
100,00 |
100,00 |
При сохранении существующего положения показатели эффективности использования энергии и других видов ресурсов в экономике, социальной сфере и в домохозяйствах на территории муниципального образования будут значительно отставать от сопоставимых показателей развитых стран, следовательно, затраты на оплату энергии в несколько раз превысят аналогичные затраты в экономике развитых стран и регионов.
Основным инструментом управления энергосбережением в соответствии с Законом Российской Федерации от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Законом Свердловской области от 25.12.2009 N 117-ОЗ "Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности на территории Свердловской области" является программно-целевой метод, предусматривающий разработку, принятие и исполнение муниципальных целевых программ энергосбережения, а также иных целевых программ.
Необходимость решения проблемы энергосбережения программно-целевым методом обусловлена следующими причинами:
1. Невозможностью комплексного решения проблемы в требуемые сроки за счет использования действующего рыночного механизма;
2. Комплексным характером проблемы и необходимостью координации действий по ее решению.
Повышение эффективности использования энергии и других видов ресурсов требует координации действий поставщиков и потребителей ресурсов, выработки общей технической политики, согласования договорных условий, сохранения баланса и устойчивости работы технических систем и т.п. Интересы участников рыночных отношений при этом не совпадают, а часто прямо противоположны, что требует участия в процессе третьей стороны в лице органов государственной власти и органов местного самоуправления, имеющих полномочия в сфере регулирования электроэнергетики и коммунальных услуг.
В силу преимущественно монопольного характера рынка энергии и других коммунальных ресурсов без участия органов государственной власти и органов местного самоуправления баланс в отношениях поставщиков и потребителей ресурсов будет смещен в пользу поставщиков.
Отдельной проблемой является снижение издержек на получение информации, сравнение эффективности различных энергосберегающих мероприятий и выбор из них наиболее оптимальных для применения.
3. Недостатком средств местного бюджета для финансирования всего комплекса мероприятий по энергосбережению и необходимостью координации действий и ресурсов органов местного самоуправления с мероприятиями областной программы повышения энергоэффективности экономики Свердловской области (на 2010-2015 годы и целевые установки до 2020 года).
4. Необходимостью обеспечить выполнение задач социально-экономического развития, поставленных на федеральном, региональном и местном уровне.
Вопросы энергоэффективности в городе Нижнем Тагиле всегда были из разряда приоритетных. В городе Нижний Тагил с 1998 года ведется работа в области энергосбережения в рамках "Программы первоочередных мер по реализации политики энергосбережения города Нижний Тагил на период до 2000 года", утвержденной постановлением Главы города Нижний Тагил от 15.04.1997 N 163, муниципальной целевой программы "Развитие теплоснабжения города Нижний Тагил (2001-2005 года)", утвержденной постановлением Главы города Нижний Тагил от 08.08.2001 N 706.
В целях реализации политики энергосбережения в городе Нижнем Тагиле действовала муниципальная целевая программа "Нижний Тагил - энергоэффективный город" (на 2005-2010 гг.) принятая постановлением Главы города от 11.05.2005 N 430 и утвержденная решением городской Думы от 14.07.2005 N 66.
Реализация муниципальных программ по энергосбережению была направлена на реализацию основных направлений:
- снижение удельной энергоемкости выпускаемой продукции на промышленных предприятиях за счет внедрения энергоэффективного оборудования и технологий;
- внедрение учета и регулирования на всех стадиях производства и потребления энергоресурсов, как в промышленной, так и в бюджетной сфере;
- начало системной работы по энергосбережению в жилищном секторе: установка учета и регулирования, снижение теплопотерь наружных ограждений зданий с низким термическим сопротивлением (производство и установка современных оконных и дверных стеклопакетов, производство и применение современных теплоизоляционных материалов), организация частных предприятий по обслуживанию и эксплуатации жилья и энергооборудования;
- продолжение работ по уменьшению теплопотерь транспортировки энергоресурсов: производство и применение современных теплоизоляционных материалов на магистральных, внутриквартальных и внутриобъектных трубопроводах;
- организация обучения и сертификация специалистов в области энергосбережения в промышленной и бюджетной сфере;
- работа по популяризации энергосбережения и привлечение научно-технического потенциала для разработки и внедрения энергосберегающих технологий и оборудования (участие в выставках, выпуск специализированных статей и телевизионных программ, проведение городского конкурса и участие в федеральных и областных программах и конкурсах по энергосбережению).
За период действия программы "Нижний Тагил - энергоэффективный город" выполнены следующие работы:
Реконструированы все котельные, находящиеся в муниципальной собственности. Все котельные оснащены узлами учета отпускаемой тепловой энергии.
МУП "Тагилэнерго" завершены работы по строительству цеха предизолированных труб. Смонтирована система частотного регулирования на насосной "Городошная". Установлены турбогенераторы на котельных ГГМ и котельной завода им. Куйбышева. Экономический эффект от установки генераторов составил 8 млн. рублей в год. Смонтирована система химводоподготовки на котельной N 31 (Сухоложский поселок).
Ежегодно в городе производится замена около 40 км тепловых сетей.
ООО "Водоканал-НТ" ведется проектирование автоматизированной системы подачи воды на Черноисточинском и Верхнее-Выйском гидроузлах. Произведена замена участков трубопровода на Черноисточинском гидроузле диаметром 1000 мм. Произведена замена 10,4 км водопроводных сетей диаметром 32-1020 мм.
Проведена реконструкция ТЭЦ "НТМК" и ТЭЦ "УВЗ".
На ОАО НПК "УВЗ" смонтирован и введен в работу частотно-регулируемый привод на тепловой насосной станции. Внедрена 1-я очередь автоматизированной системы учета энергоресурсов: введен учет природного газа, объем затрат - 12000,0 тыс. руб. Суммарная экономия от внедрения мероприятий составила 25000,0 тыс. руб.;
По ОАО "НТМК":
1. Проведена реконструкция системы химводоподготовки на ТЭЦ НТМК.
2. Установлены поворотные шиберные затворы на трубопроводах ввода оборотной воды термоотделения РБЦ (экономия воды - 760 тыс. руб.)
3. Произведена чистка 6 секций брызгального бассейна ТЭЦ (экономия воды - 5313 тыс. руб.)
4. Произведен капитальный ремонт с заменой поверхностей нагрева ПТВМ-100 N 1 (экономия тепла - 496 тыс. руб.)
5. Выполнена теплоизоляция магистральных трубопроводов (экономия тепла - 4774 тыс. руб.)
6. Произведен капитальный ремонт с заменой магистральных трубопроводов теплофикационной воды Ду 108-820мм (экономия тепла - 9300 тыс. руб.)
Одним из основных направлений городских программ являлась на первом этапе работа по установке узлов учета энергоресурсов на объектах социальной сферы.
Оснащенность
приборами учета объектов социальной сферы города Нижний Тагил на 01.01.2011
Наименование учитываемого энергоносителя |
Оснащенность приборами учета учреждений здравоохранения, % |
Оснащенность приборами учета учреждений образования, % |
Оснащенность приборами учета учреждений культуры, % |
Оснащенность приборами учета учреждений физкультуры и спорта, % |
Оснащенность приборами учета прочих бюджетополучателей, % |
Тепловая энергия |
57 |
66 |
41 |
45 |
75 |
Горячее водоснабжение |
45 |
71 |
46 |
47 |
42 |
Холодное водоснабжение |
85 |
83 |
97 |
85 |
100 |
Оснащение приборами учета организаций бюджетной сферы привела к позитивным результатам. Установка приборов учета в бюджетных учреждениях дала значительную экономию, следствием чего явилась потребность в устойчивом получении экономического эффекта от уточнения объемов потребляемых ресурсов с помощью приборов учета. На ряде объектов снижение оплаты за коммунальные услуги получилось очень значительным.
Выполнена замена оконных блоков устаревших конструкций на пластиковые рамы с тройным остеклением в учреждениях физкультуры и спорта на сумму 10380 тыс. руб.
На проведение энергосберегающих мероприятий учреждениями здравоохранения города освоено 15602,0 тыс. руб.
Система лимитирования энергоресурсопотребления бюджетной сферы позволила упорядочить платежи за коммунальные ресурсы, но не создала основы для снижения уровней энергопотребления. Лимиты сыграли положительную роль в наведении порядка.
За последний год в многоквартирных домах установлено 360 приборов учета холодного водоснабжения, 419 горячего водоснабжения, 430 тепловой энергии и 554 электроэнергии. В рамках федеральной программы капитального ремонта жилых домов в 2009 году установлено 222 прибора учета холодного водоснабжения, 337 горячего водоснабжения, 389 приборов учета тепловой энергии и 238 электроэнергии. А также выполнен ремонт и утепление фасадов многоквартирных домов с применением новых энергосберегающих технологий и материалов 258,96 тыс. кв.м на сумму 105,9 млн. руб. Утеплены перекрытия верхних этажей жилых домов площадью 182,36 тыс. кв.м на сумму 185,5 млн. руб.
Оценочный экономический эффект полученный от реализации мероприятий программы составил около 200 млн. рублей.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.