Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 2. Описание итогов реализации комплекса мер по модернизации системы общего образования муниципального образования город Нижний Тагил в 2011 году
В 2011 году на реализацию комплекса мер на модернизацию системы образования в городе Нижний Тагил (далее комплекс мер) направлены финансовые средства из регионального бюджета в размере - 39052 тыс. рублей.
Для обеспечения реализации комплекса мер были созданы все нормативные правовые условия в соответствии с федеральными документами.
Реализация комплекса мер по модернизации системы общего образования осуществляется в соответствии со следующими нормативно-правовыми актами:
1. Постановление Правительства Свердловской области от 12.07.2011 N 904-ПП "Об утверждении комплекса мер по модернизации общего образования в Свердловской области в 2011 году".
2. Распоряжение Правительства Свердловской области от 21.10.2011 N 1883-РП "О региональной координационной комиссии по модернизации системы общего образования в Свердловской области на 2011-2013 годы".
3. Приказ Министерства общего и профессионального образования Свердловской области от 05.10.2011 N 619-и "О реализации комплекса мер по модернизации общего образования в Свердловской области в 2011 году".
4. Приказ Министерства общего и профессионального образования Свердловской области от 10.11.2011 N 802-и "О реализации постановления Правительства Свердловской области от 12.07.2011 N 904-ПП "Об утверждении комплекса мер по модернизации общего образования в Свердловской области в 2011 году".
Для формирования нормативно-правовой базы, регламентирующей новые условия оплаты труда, принято постановление Администрации города Нижний Тагил от 13.08.2009 N 1402 "О введении новой системы оплаты труда в муниципальных общеобразовательных учреждениях, реализующих программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования" с изменениями от 30.12.2009 N 2491, от 24.09.2010 N 2184.
В сфере общего образования муниципального образования город Нижний Тагил с 2008 года осуществлен переход на нормативное подушевое финансирование и новую систему оплаты труда общеобразовательных учреждений.
Ключевыми принципами новой системы оплаты труда в образовательных учреждениях являются:
- зависимость заработной платы учителя от результатов и качества его труда;
- эффективное использование бюджетных средств, в том числе за счет внутренней оптимизации расходов;
- обеспечение нормативной наполняемости классов;
- повышение финансовой самостоятельности образовательных учреждений;
- участие общественности в оценке труда учителя.
Новая система оплаты труда работников предусматривает разделение фонда оплаты труда образовательного учреждения:
- на базовую часть, гарантирующую оплату за количество оказанных образовательных услуг;
- на стимулирующую часть, учитывающую качество работы, эффективность педагогической деятельности.
В 2011 году из областного бюджета были выделены дополнительные средства на формирование фонда стимулирования (до 30% от фонда оплаты труда), что позволило школам значительно увеличить свои бюджеты.
Увеличены фонды оплаты труда работников школ в части оплаты труда:
- с 1 сентября 2011 года на 30 процентов - педагогических работникам школ;
- с 1 октября 2011 года на 6,5 процентов - прочего персонала школ.
По результатам мониторинга введения новой системы оплаты труда заработная плата увеличилась и составила в 2011 году:
|
1 квартал |
4 квартал |
учителя |
18835 |
29867 |
прочие работники |
16977 |
24664 |
Увеличение ФОТ позволило повысить размер заработной платы работников муниципальных общеобразовательных учреждений преимущественно за счет стимулирующих выплат.
В течение года организована работа Комиссии по премированию руководителей образовательных учреждений и установлены показатели премирования руководителей за счет централизованной стимулирующей части. Для работы Комиссии готовились необходимые аналитические и информационные материалы, справки о деятельности муниципальных учреждений, подведомственных управлению образования. На основании решений Комиссии по премированию руководителей МОУ подготовлены приказы по стимулированию руководителей.
Размеры, порядок и условия осуществления стимулирующих выплат работникам муниципальных общеобразовательных учреждений закрепляются в локальном нормативном акте общеобразовательного учреждения, принятом соответствующим органом самоуправления по согласованию с выборным профсоюзным органом (при его наличии), и (или) в коллективном договоре. Руководители общеобразовательных учреждений стимулируют работников по результатам их деятельности, вводят в практику публичное предъявление работниками результатов деятельности, распределяют стимулирующие выплаты с привлечением общественности по разработанным показателям.
Анализируя то, что происходит с введением новой системы оплаты труда в общем образовании, можно отметить положительные результаты. У работников общеобразовательных учреждений действительно повышается заработная плата, в школах происходит оптимизация численности и сокращение штатов. Произошло сокращение совместителей и прочего персонала. В результате оптимизировалось соотношение педагогического и прочего персонала, сократилось количество заместителей директоров и прочего педагогического персонала. Также положительным моментом стала и прямая заинтересованность руководителя школы в повышении средней заработной платы основного персонала учреждения, что возможно при выполнении того же объема работы сотрудников.
Введение НСОТ и подушевых нормативов создало реальную основу для повышения эффективности использования средств бюджета.
В 2011 году на реализацию комплекса мер на модернизацию системы образования в городе Нижний Тагил (далее комплекс мер) направлены финансовые средства из регионального бюджета в размере - 39052 тыс. рублей.
В связи с этим в городе Нижний Тагил в рамках реализации комплекса мер все финансовые средства направлены на создание условий для реализации ФГОС.
В 2011 году приобретено:
- 45 аппаратно-программных комплексов на сумму 22800 тыс. рублей.
- 109 автоматизированных рабочих мест учителей на сумму 2649 тыс. рублей;
Приобретенное оборудование позволяет оснастить необходимым компьютерным, мультимедийным оборудованием 45 общеобразовательных учреждений, или 69,2% от их общего количества, оснастить рабочие места педагогов первых классов, с учетом функциональных характеристик поставляемых комплектов, что обеспечило достаточные условия для организации образовательного процесса. Показатель по количеству обучающихся на один современный компьютер в общеобразовательных учреждениях составил 10 человек, педагогов - 1,6 человек.
В 2010 году во всех общеобразовательных учреждениях введен третий час физической культуры.
Увеличение количества часов, отводимых на занятия физической культуры, требует повышения качества оснащения спортивных объектов образовательных учреждений.
В этой связи в 2011 году приобретены 65 комплектов спортивного оборудования всем общеобразовательным учреждениям города на сумму 4244 тыс. рублей. Материально-техническая база спортивных залов пополнилась различным спортивным инвентарем - волейбольными, футбольными и баскетбольными мячами, гимнастическими матами, наборами для игры в настольный теннис и др. Оснащенность спортивных залов современным оборудованием увеличилась на 10% и составила 81,2% (в 2011 году - 71,2%).
В 2011 году в рамках реализации комплекса мер по модернизации общего образования были выполнены следующие мероприятия:
1. Повышение квалификации педагогических и управленческих кадров в области современных технологий организации учебного процесса и новых методов управления качеством образования. Всего в 2011 году повысили уровень профессиональной компетентности 2131 (35,8%) работников муниципальных образовательных учреждений. Увеличилась доля педагогических и руководящих работников, прошедших повышение квалификации по программам, отвечающим современным квалификационным требованиям (с 11,5% в 2010 году до 15% в 2011 году), таких как: "Информационно-коммуникационные технологии как средство реализации ФГОС", "Развитие инновационного потенциала образовательного учреждения", "Основы использования свободного программного обеспечения в образовательном учреждении" и другие.
В связи с введением Федерального государственного образовательного стандарта общего образования (ФГОС) повысили квалификацию по образовательной программе "Содержание и технологии реализации ФГОС начального общего образования", выполнили выпускную квалификационную работу и получили удостоверение о повышении квалификации 446 учителей начальных классов, учителей-предметников, работающих в начальной школе, заместителей руководителей муниципальных образовательных учреждений. Это позволило обеспечить 100% готовность педагогических и управленческих кадров к введению ФГОС, к организации образовательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС.
Введение Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования", утвержденного приказом Минздравсоцразвития от 26.08.2010 N 761н, явилось стимулом для повышения квалификации, подготовки и переподготовки педагогических и руководящих работников муниципальной системы образования. В 2011 году более 150 человек прошли обучение по направлениям профессиональной подготовки "Государственное и муниципальное управление", "Менеджмент", "Управление персоналом" или дополнительной профессиональной переподготовки в области государственного и муниципального управления, менеджмента и экономики.
Развитие профессиональной компетентности педагогических и руководящих работников рассматривается во взаимосвязи с процессом аттестации педагогов. В связи с введением с 1 января 2011 года нового порядка аттестации педагогических работников приказом управления образования Администрации города Нижний Тагил утвержден регламент деятельности Территориального представительства Главной аттестационной комиссии Министерства общего и профессионального образования Свердловской области в городе Нижний Тагил, проведено формирование и утверждение состава и графика работы экспертных комиссий в муниципальных образовательных учреждениях, подготовлены и переданы в ГАК экспертные заключения и аттестационные материалы педагогических работников, прошедших аттестацию в 2011 году. Организована методическая и консультативная помощь по вопросам перехода на новый порядок аттестации аттестующимся работникам, организаторам аттестации всех уровней.
Из 5232 педагогических работников муниципальных образовательных учреждений, подлежащих аттестации, на 31 декабря 2011 года аттестованы 4861 человек, что составляет 93%, из них:
- аттестованы на высшую квалификационную категорию - 398 чел. (8%);
- аттестованы на первую квалификационную категорию - 3863 чел. (73,8%);
- аттестованы на вторую квалификационную категорию - 591 чел. (11%);
- аттестованы на соответствие занимаемой должности - 9 чел. (0,2%);
- не имеют квалификационной категории - 371 чел. (7%).
Следует отметить, что по сравнению с прошлым годом увеличился общий процент аттестованных работников с 92% в 2010 году до 93% в 2011 году, а также снизилось количество педагогов, не имеющих квалификационных категорий, с 8% в 2010 году до 7% в 2011 году. В сравнении с прошлым годом увеличилось количество педагогов, которым по итогам аттестации присвоены высшая и первая квалификационная категории.
В 2011 аттестационном году аттестовались 614 педагогических работников муниципальных образовательных учреждений, из них:
- аттестованы на высшую квалификационную категорию - 56 чел. (9,1%);
- аттестованы на первую квалификационную категорию - 549 чел. (89,4%);
- аттестованы на соответствие занимаемой должности - 9 чел. (1,5%);
В 2011 году по должности "учитель" аттестовались 234 (12%) от общего количества учителей:
- аттестованы на высшую квалификационную категорию - 28 чел. (12%);
- аттестованы на первую квалификационную категорию - 205 чел. (87,6%);
- аттестованы на соответствие занимаемой должности - 1 чел. (0,4%);
В 2011 году по должности "учитель" аттестовались 12% от общего количества учителей по объективным причинам:
- по итогам 2011 года доля аттестованных учителей в общей численности составляет 97,6% (обязательство - 91,5%);
- в 2010 году аттестовались более 30% учителей, так как у них истекал срок действия квалификационной категории;
- по итогам 2011 года доля неаттестованных учителей в общей численности составляет всего 2,4% (обязательство - 8,5%).
Задача на 2012 год продолжить работу по реализации организационно-содержательной модели аттестации педагогических работников.
2. Для учащихся города приобретено 48476 экземпляров учебников в соответствии с федеральными перечнями на сумму 9359,0 тыс. рублей. В том числе 24546 экземпляров учебников для всех первых классов, а также вторых, в которых ФГОС начал реализацию в экспериментальном режиме в 2010 году.
К началу нового 2011-2012 года для каждого первоклассника приобретен комплект учебников на сумму 4985,0 тыс. рублей.
3. В 58 общеобразовательных учреждениях города Нижний Тагил имеются школьные столовые, в двух - буфеты раздаточные. В сравнении с 2010 годом на 6% повысился процент охвата горячим питанием обучающихся (с 84% до 90%). В течение года наблюдалось увеличение на 20% охвата учащихся 5-11 классов (без учета льготной категории) горячим питанием.
Всеми формами питания в общеобразовательных учреждениях воспользовались 32030 учащихся (97% от общего количества учащихся при плановом значении 95%). Горячее питание получили 29600 учащихся (90% от общего количества учащихся). Горячим питанием за счет внебюджетных источников воспользовались 6198 учащихся, что составляет 100% охват горячим питанием. Услугами буфета воспользовались 2000 учащихся (около 10%).
Горячее питание за счет средств бюджета получили 18558 учащихся из числа учащихся начальных классов, дети-сироты, опекаемые, дети-инвалиды, дети из семей, прожиточный минимум которых, ниже установленного в Свердловской области, дети из многодетных семей, учащиеся специальных (коррекционных) классов (2 разовое питание). Увеличился охват питания учащихся 5-11 классов без учета льготной категории на 18% с предыдущим годом (в 2010 году охват питанием составлял 52%, в 2011 году - 70%).
В 2011 году была подготовлена заявка на модернизацию столовых муниципальных общеобразовательных учреждений, но финансирование из средств областной целевой программы "Развитие образования Свердловской области ("Наша новая школа") на 2011-2015 годы" не было осуществлено.
В муниципальном образовании город Нижний Тагил сформирована система информационного сопровождения хода реализации комплекса мер:
- на официальном сайте управления образования город Нижний Тагил освещаются вопросы, связанные с ходом реализации комплекса мер, размещаются нормативные документы, регламентирующие его реализацию;
- организована работа "горячей линии" по вопросам повышения заработной платы учителей и реализации проекта в целом, которая будет работать и в 1 квартале 2012 года;
- проводятся информационные совещания с руководителями общеобразовательных учреждений, подведомственных управлению образования;
- практикуются пресс-конференции для представителей СМИ.
Система информационного сопровождения позволила своевременно информировать педагогическую ответственность о ходе реализации комплекса мер и оперативно снимать вопросы о повышении заработной платы учителей.
В результате реализации комплекса мер достигнуты значения показателей результативности предоставления субсидии.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.