Апелляционное определение Свердловского областного суда
от 26 июня 2012 г. N 33-7543/2012
Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе:
Председательствующего Колесниковой О.Г.,
Судей Лимоновой Л.Ф., Павленко О.Е.,
при ведении протокола помощником судьи Семиряжко Ю.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании 26.06.2012 гражданское дело по иску Устинова А.В., Устиновой С.Ф. , действующих в своих интересах и в интересах несовершеннолетней Устиновой М.А. к администрации города Екатеринбурга и администрации Кировского района г. Екатеринбурга о признании незаконным исключения семьи из подпрограммы "Обеспечение жильем молодой семьи", обязывании восстановить в списках участников подпрограммы и выдать свидетельство о социальной выплате,
по апелляционной жалобе представителя истцов на решение Кировского районного суда г.Екатеринбурга от 05.04.2012.
Заслушав доклад судьи Лимоновой Л.Ф., объяснения истцов Устиновой С.Ф. , Устинова А.В. и их представителя, просившей решение отменить в части отказа в удовлетворении исковых требований, судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Устиновой С.Ф. и Устинова А.В., действующие в своих интересах и в интересах несовершеннолетней Устиновой М.А., обратились в суд с иском к администрации города Екатеринбурга и администрации Кировского района г. Екатеринбурга о признании незаконным исключения их семьи из подпрограммы "Обеспечение жильем молодой семьи", обязывании ответчиков восстановить в списках участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодой семьи" и выдать свидетельство о праве на получение социальной выплаты.
В обоснование иска было указано, что постановлением ... N ... от ( / / ) семья Устинова была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий как молодая семья. ( / / ) распоряжением Главы администрации ... семья Устинова была исключена из списка участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на ..., в том числе из числа молодых семей, претендующих на получение социальной выплаты в ..., в связи с достижением Устиновой С.Ф. возраста ....
В судебном заседании истцы Устиновой С.Ф. , Устинова А.В., действующие в своих интересах и в интересах несовершеннолетней дочери Устиновой М.А.., и их представитель Сосиновский С.В. доводы заявления поддержали.
Представитель администрации Кировского района г. Екатеринбурга Карева Е.Б. и представитель администрации города Екатеринбурга Галышева Е.А. представили отзыв и возражали против удовлетворения заявления (л. д. 68).
Остальные лица, участвующие в деле - Правительство Свердловской области и Министерство по физической культуре и спорту и молодежной политике Свердловской области в суд не явились, были надлежаще извещены, ходатайств об отложении слушания дела не заявляли.Судом постановлено решение, которым признаны незаконными решения районной комиссии администрации Кировского района г.Екатеринбурга об исключении семьи в составе Устиновой С.Ф. , Устинова А.В. и несовершеннолетней Устиновой М.А. из федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы и подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей". На администрацию г.Екатеринбурга была возложена обязанность восстановить семью Устинова в списках молодых семей - участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" в той же хронологической последовательности, в какой она была из него исключена.
В остальной части в удовлетворении заявления Устиновой С.Ф. , Устинова А.В., действующих в своих интересах и в интересах несовершеннолетней Устиновой М.А. к администрации Кировского района г. Екатеринбурга и г.Екатеринбурга было отказано.
В апелляционной жалобе представитель истцов Устиновой С.Ф. и Устинова А.В. просит решение суда в части отказа в возложении на администрацию Кировского района г.Екатеринбурга обязанности по выдаче Устинова А.В., Устиновой С.Ф. и Устиновой М.А. свидетельства о праве на получение социальной выплаты в размере, предусмотренном Приказом Министерства регионального развития от 09.12.2011 за N 2012 отменить и вынести в этой части новое решение об удовлетворении иска в полном объеме, поскольку судом были неправильно определены обстоятельства, подлежащие доказыванию, а также неправильно применены нормы материального права.
В заседании суда апелляционной инстанции истцы Устиновой С.Ф. , Устинова А.В. и их представитель Сосиновский С.В. доводы жалобы поддержали в полном объеме.
Представители ответчиков и 3 лиц, извещенные судом надлежащим образом о дате и времени слушания дела, в заседание суда апелляционной инстанции не явились, о причинах своей неявки суд не известили, в связи с чем, на основании ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и с учетом мнения истцов и их представителя судебная коллегия определила рассмотреть настоящее дело при установленной явке.
Заслушав пояснения истцов и их представителя, изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы и проверив их пределах обжалуемого решения, судебная коллегия находит решение правильным, а жалобу кассаторов подлежащей отклонению по следующим основаниям.
( / / ) Правительством Российской Федерации было принято постановление N ..., утвердившее Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы.
Указанные Правила устанавливали порядок предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома, которые могли направляться, в том числе, на уплату первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита или займа на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома, а также на погашение основной суммы долга и уплату процентов по этим ипотечным жилищным кредитам или займам, за исключением иных процентов, штрафов, комиссий и пеней за просрочку исполнения обязательств по этим кредитам или займам (далее - социальные выплаты), в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от ( / / ) N ....
Согласно п. 5 указанных Правил, участницей подпрограммы может быть молодая семья, в том числе неполная молодая семья, состоящая из 1 молодого родителя и 1 и более детей, соответствующая следующим условиям:
а) возраст каждого из супругов либо 1 родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет;
б) признание семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии с пунктом 6 настоящих Правил;
в) наличие у семьи доходов либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.
В соответствии с утвержденным постановлением Правительства Свердловской области от ( / / ) N ...-N ... порядком органы местного самоуправления муниципальных образований в Свердловской области осуществляют формирование списка молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату по муниципальному образованию в Свердловской области на 2011 год в срок до ( / / ). Администрация г.Екатеринбурга формирует список молодых семей - участников федеральной и областной программ, изъявивших желание получить социальную выплату, по муниципальному образованию "Город Екатеринбург".
Порядок и условия предоставления социальных выплат молодым семьям после 2010 года закреплены в постановлении Правительства Российской Федерации от ( / / ) N ..., которым утверждена федеральная целевая программа "Жилище" на 2011-2015 годы, включающая подпрограмму "Обеспечение жильем молодых семей", и в постановлении Правительства Свердловской области от ( / / ) N ...-N ... которым утверждена областная целевая программа "Развитие жилищного комплекса в Свердловской области" на 2011 - 2015 годы, включающая подпрограмму "Обеспечение жильем молодых семей в Свердловской области" на 2011-2015 годы.
Как правильно установлено судом первой инстанции, предусмотренные в Правилах предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ( / / ) N ... условия признания молодой семьи участницей подпрограммы для включения в список молодых семей - претендентов на получение социальной выплаты, соответствуют условиям, ранее указанным в Правилах предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы и согласуются в части оснований для отказа в признании молодой семьи участницей подпрограммы (п. 22 постановления от ( / / ) N ... и п. 23 постановления от ( / / ) N ...).
Как было установлено судом и подтверждается письменными материалами дела, на основании распоряжения Главы администрации Кировского района г.Екатеринбурга от ( / / ) семья Устинова в количестве 3-х человек (Устиновой С.Ф. , Устинова А.В. и несовершеннолетняя Устиновой М.А., 1997 года рождения) была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и поставлена на учет как молодая семья в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы" с ( / / ).
Таким образом, судом первой инстанции обоснованно сделан вывод о том, что на момент принятия решения о включении молодой семьи в список участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" (Распоряжение Главы администрации Кировского района г.Екатеринбурга N ... от ( / / )) семья Устинова отвечала предъявляемым требованиям для включения их в список молодых семей - претендентов на получение социальной выплаты.
Судом также было установлено, что в 2010 г. в связи с ограниченностью средств финансирования социальных выплат семья Устинова не вошла в список молодых семей, претендующих на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья по муниципальному образованию "город Екатеринбург", в связи с чем семья Устинова была включена в список молодых семей, претендующих на получение социальной выплаты в 2011 г.
Распоряжением Главы администрации Кировского района г.Екатеринбурга N ...-N ... от ( / / ) семья Устинова была исключена из списка молодых семей - участников федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы", изъявивших желание получить социальную выплату по Кировскому району МО "город Екатеринбург" в связи с достижением предельного возраста (36 лет) одним из членов молодой семьи.
Признавая незаконным исключение семьи Устинова из подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" судом было верно указано, что решение районной комиссии об исключении семьи Устинова из списков претендентов на получение социальных выплат для приобретения (строительства) жилья не отвечает целям действующего законодательства, поскольку и Постановление Правительства Российской Федерации от ( / / ) N ... и Постановление Правительства Российской Федерации от ( / / ) N ..., не предусматривали возможность исключения молодой семьи из участия в подпрограмме, в том числе по признакам достижения предельного возраста.
В соответствии с пп. "а" п. 18 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ( / / ), несоответствие молодой семьи требованиям, предусмотренным п. 6 настоящих Правил, в том числе и возрасту, является основанием для отказа в признании молодой семьи участницей подпрограммы. Возможность исключения граждан из числа участников подпрограммы указанными Правилами не предусмотрена, предусмотрена возможность внесения изменений в утвержденные списки молодых семей - претендентов на получение социальных выплат, при этом основанием для внесения таких изменений достижение предельного возраста не является.
Таким образом, удовлетворяя в этой части требования истцов, суд правильно применил нормы действующего законодательства и решение суда в этой части сторонами по делу и иными лицами, участвующими в деле, не оспаривается..
Решение суда в части отказа истцам в удовлетворении требования об обязывании администрации Кировского района г.Екатеринбурга выдать Устинова свидетельство о праве на получение социальной выплаты - также является правомерным и обоснованным, а доводы жалобы истцов в этой части судом апелляционной инстанции признаются несостоятельными, поскольку они основаны на неправильном толковании закона.
Так, в соответствии с п. п. 3, 4 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ( / / ) N ... (в редакции от ( / / )), право молодой семьи - участницы подпрограммы на получение социальной выплаты удостоверяется именным документом - свидетельством о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома, которое не является ценной бумагой.
В соответствии с пунктами 20-26 указанных Правил орган местного самоуправления в срок до 01 сентября года, предшествующего планируемому, формирует списки молодых семей- участников подпрограммы и представляет эти списки в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, который затем формирует свой сводный список и направляет его государственному заказчику программы. После определения государственным заказчиком программы размета субсидии, представляемой бюджету субъекта Российской Федерации, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации утверждает списки молодых семей - претендентов на получение указанной социальной выплаты, а после этого доводит до органов местного самоуправления лимиты бюджетных обязательств и выписки из утвержденного списка молодых семей. В течение 2 месяцев после получения уведомления о лимитах бюджетных ассигнований орган местного самоуправления производит оформление свидетельств и выдачу их молодым семьям.
Поскольку на момент рассмотрения настоящего спора семья Устинова в сводный список участников подпрограммы на 2011 год не включена, выписки из сводного списка в орган местного самоуправления в отношении семьи истцов не поступило, соответственно у администрации Кировского района г.Екатеринбурга не возникло обязанности выдать Устинова свидетельство о праве на получение социальной выплаты.
Таким образом, судом первой инстанции было обоснованно отказано истцам в удовлетворении требования о возложении на орган местного самоуправления обязанности выдать Устинова свидетельство, подтверждающее их право на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилого помещения, выводы суда в этой части мотивированы и судебная коллегия с ними соглашается.
Нормы материального и процессуального законодательства применены судом правильно, процессуальных нарушений, влекущих отмену решения, не установлено.
Оснований для отмены решения суда, по тем доводам которые изложены в апелляционной жалобе не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 320, 327, ч. 1, 2 ст. 327-1, ст. 328- 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
решение Кировского районного суда г.Екатеринбурга от 05.04.2012 оставить без изменения, кассационную жалобу представителя Устиновой С.Ф. и Устинова А.В. - без удовлетворения.
Председательствующий: |
Колесникова О.Г. |
Судьи: |
Лимонова Л.Ф. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение Свердловского областного суда от 26 июня 2012 г. N 33-7543/2012
Текст определения размещен на сайте Свердловского областного суда в сети Интернет http://www.ekboblsud.ru