Апелляционное определение Свердловского областного суда
от 13 июня 2012 г. N 33-6430/2012
Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе:
председательствующего Константиновой О.В.,
судей Москаленко Ю.П., Ковелина Д.Е.
при секретаре Шахбазовой Т.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании 13 июня 2012 года гражданское дело по иску Щербакова Е.И. к администрации городского округа Краснотурьинск, обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая организация Наш Дом" (далее - ООО "УО Наш Дом", муниципальному учреждению "Управление жилищно-коммунального хозяйства" (далее - МУ "УЖКХ") о возмещении материального ущерба по апелляционной жалобе ответчика администрации городского округа Краснотурьинск на решение Краснотурьинского городского суда Свердловской области от 20 марта 2012 года.
Заслушав доклад судьи Москаленко Ю.П., пояснения представителя третьего лица общества с ограниченной ответственностью "Вектор" (далее - ООО "Вектор") Егорычева И.А., действующего на основании доверенности от ( / / ), полагавшего оспариваемое решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия
установила:
Щербаков Е.И. обратился в суд с вышеназванным иском, указав, что ( / / ) в поселке ... г. ... во дворе дома N ... по улице ... в результате падения дерева был поврежден принадлежащий ему автомобиль марки "...". Размер причиненного ущерба согласно отчету оценщика составил ... руб. ... коп., расходы по оплате услуг оценщика - ... руб. Указывая, что причиной падения дерева явились естественные биологические процессы как объекта живой природы и ненадлежащее содержание имущества со стороны ответственного за благоустройство территории и уход за зелеными насаждениями, просил суд взыскать с ответчиков причиненный падением дерева материальный ущерб в части стоимости восстановительного ремонта автомобиля, а также расходов на проведение оценки в размере ... руб. ... коп., судебные расходы по оплате госпошлины в размере ... руб. ... коп. и оплате юридических услуг в размере ... руб.
Решением Краснотурьинского городского суда Свердловской области от 20 марта 2012 года исковые требования Щербакова Е.И. к администрации городского округа Краснотурьинск были удовлетворены, с ответчика в пользу истца взыскано ... руб. ... коп. В удовлетворении требований к ООО "УО Наш Дом", МУ "УЖКХ" отказано.
С таким решением суда первой инстанции не согласился ответчик по делу администрация городского округа Краснотурьинск. В апелляционной жалобе решение суда в части удовлетворения иска Щербакова Е.И. о возмещении администрацией ущерба просит отменить, указывая на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, основанным на ошибочном толковании действующих правовых норм, допущенное судом нарушение или неправильное применение норм материального и процессуального права. Указывает, что суд не принял во внимание, что земельный участок по месту падения дерева и причинения ущерба имуществу истца прошел государственный кадастровый учет, имеет кадастровый номер N ..., целевое использование - под многоквартирный жилой дом и в силу положений Постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность" входит в состав общего имущества такого дома. При этом к апелляционной жалобе прикладывает кадастровую выписку о земельном участке с кадастровым номером N ..., датированную ( / / ). Ответственность за ненадлежащее содержание общего имущества, в том числе элементов озеленения и благоустройства несет управляющая организация ООО "УО Наш дом", на которую и должна быть возложена обязанность возмещения причиненного истцу ущерба. Вывод суда о том, что в договоре не прописаны обязанности управляющей организации по содержанию и сохранности зеленых насаждений, в том числе за осуществлением обрезки, вырубки сухих и аварийных деревьев является ошибочным, так как данная обязанность предусмотрена законом, которому договор противоречить не может. Также ошибочен и вывод суда об обязанности осуществления администрацией мероприятий по содержанию зеленых насаждений в месте падения дерева за счет бюджета городского округа, поскольку содержание общего имущества обеспечивается собственниками помещений за счет собственных средств.
Проверив материалы дела и обжалуемое решение в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе (ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебная коллегия не усматривает оснований для удовлетворения требований жалобы и отмены состоявшегося по делу решения суда, в силу следующих обстоятельств.
Согласно ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере (п. 1); под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб) (п. 2).
В соответствии со ст. 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный имуществу гражданина, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Законом обязанность возмещения вреда может быть возложена на лицо, не являющееся причинителем вреда.
В силу ч. ч. 2 и 5 ст. 16 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ земельный участок под многоквартирным домом переходит в общую долевую собственность собственников помещений в таком доме бесплатно. Каких-либо актов органов власти о возникновении права общей долевой собственности у собственников помещений в многоквартирном доме не требуется.
Согласно п. 4 ч. 1 и ч. 2 ст. 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и в установленных настоящим Кодексом и гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме.
На основании п. 16 Постановления Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года N 491 "Об утверждении правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность" надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается собственниками помещений путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией - в соответствии с ч. 5 ст. 161 и ст. 162 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Пунктом 41 приведенного Постановления предусмотрено, что собственники помещений несут ответственность за ненадлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором (ст. 42 Постановления).
Для реализации своих полномочий в области организации благоустройства и озеленения территории городского округа Краснотурьинск решением Думы городского округа Краснотурьинск от 27 января 2011 года N 260 утверждены Правила благоустройства, санитарного содержания, обращения с отходами производства и потребления, использования природных и водных ресурсов территории городского округа Краснотурьинск.
В соответствии с Правилами благоустройства озеленение территории городского округа Краснотурьинск, работы по содержанию и восстановлению парков, скверов, зеленых зон, содержание и охрана городских лесов осуществляются специализированными организациями по договорам с администрацией городского округа Краснотурьинск в пределах средств, предусмотренных в бюджете городского округа Краснотурьинск на эти цели (п.10.1).
Из анализа указанных норм следует, что организация мероприятий по благоустройству, озеленению территории города осуществляется за счет средств бюджета города.
Из содержания данных Правил также следует, что предприятия, организации, учреждения на земельных участках, предоставляемых им в пользование, обязаны обеспечить содержание и сохранность зеленых насаждений, находящихся на этих участках, а также на прилегающих территориях (п. 10.2).
Новые посадки деревьев и кустарников на территории улиц, площадей, парков, скверов и кварталов многоэтажной застройки, цветочное оформление скверов и парков, а также капитальный ремонт и реконструкция объектов ландшафтной архитектуры допускается производить только по проектам, согласованным с администрацией городского округа Краснотурьинск (п. 10.3).
Лица, указанные в подпунктах 10.1 и 10.2 Правил, обязаны: обеспечить своевременное проведение всех необходимых агротехнических мероприятий (полив, рыхление, обрезка, сушка, борьба с вредителями и болезнями растений, скашивание травы); осуществлять обрезку и вырубку сухостоя и аварийных деревьев, вырезку сухих и поломанных сучьев и вырезку веток, ограничивающих видимость технических средств регулирования дорожного движения, при наличии соответствующего разрешения, выданного в соответствии с Правилами; доводить до сведения органов местного самоуправления обо всех случаях массового появления вредителей и болезней и принимать меры борьбы с ними; проводить своевременный ремонт ограждений зеленых насаждений (п. 10.4).
Также данные Правила предусматривают, что текущее содержание внутриквартального, придомового и дворового озеленения возлагается на владельцев жилищного фонда и жилищно-коммунальные службы, обслуживающие жилой фонд (п. 10.6.1), текущее содержание газонов и внутриквартального озеленения возлагается на подрядные специализированные организации на договорной основе. Текущее содержание зеленых насаждений общего пользования обеспечивают специализированные организации на договорной основе с администрацией городского округа Краснотурьинск (п. 10.6.3).
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что ( / / ) в результате падения тополя у дома N ... по ул. ... в п. ... г. ... автомобилю истца "...", государственный регистрационный знак "...", припаркованному около обочины проезжей части вблизи указанного дома, были причинены механические повреждения. Размер причиненного Щербакову Е.И. ущерба в соответствии с отчетом /наименование организации/ составил ... руб. ... коп., расходы по оплате услуг оценщика - ... руб.
Разрешая заявленные истцом требования, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о необходимости возложить ответственность по возмещению причиненного истцу ущерба на администрацию городского округа Краснотурьинск, правомерно освободив от гражданско-правовой ответственности соответчиков - ООО "УО Наш Дом" и МУ "УЖКХ".
По информации, полученной из структурного подразделения ответчика - Комитета по архитектуре и градостроительству администрации городского округа Краснотурьинск от ( / / ) N ... следует, что упавший тополь произрастал на расстоянии 2 метров от фасада дома по адресу: г. ..., пос. ..., ул. ..., N ..., в границах земельного участка с разрешенным использованием под многоквартирный жилой дом.
Об этом также указано в апелляционной жалобе ответчика, с приложением кадастровой выписки о земельном участке с кадастровым номером N ... от ( / / ), без указания на наличие каких-либо уважительных причин, обусловливающих невозможность предоставления такого доказательства суду первой инстанции.
Действительно, земельный участок под многоквартирным домом по адресу: г. ..., пос. ..., ул. ..., N ..., с неопределенной площадью ... кв.м, поставлен на государственный кадастровый учет под кадастровым номером N ..., однако, исходя из представленных сторонами в ходе рассмотрения дела судом первой инстанции доказательств, утверждать, что на момент причинения ущерба сведения о его границах были определении и были учтены в государственном кадастре недвижимости, оснований не имеется.
Поэтому, суд первой инстанции не мог констатировать факт того, что указанный земельный участок был четко определен как объект недвижимого имущества, и упавшее дерево произрастало на спорном земельном участке, принадлежащем собственникам помещений в многоквартирном доме.
Поскольку земельный участок, на котором росло упавшее дерево, находится в границах городского округа Краснотурьинск, управление городскими лесами осуществляется администрацией городского округа, озеленение территории городского округа и работы по содержанию зеленых насаждений должны производиться за счет бюджета городского округа, суд пришел к правильному и обоснованному выводу о том, что именно администрация городского округа Краснотурьинск была обязана осуществлять мероприятия по содержанию зеленых насаждений в указанном месте, не допускать их падения, однако указанную обязанность исполняла ненадлежащим образом, что повлекло причинение убытков истцу.
Доводов, влекущих за собой отмену постановленного судом решения, апелляционная жалоба ответчика не содержит.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся основаниями к отмене постановленного решения, в том числе предусмотренных ч. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судом первой инстанции при разрешении настоящего дела допущено не было.
В то же время судебная коллегия не соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что об отсутствии у собственников помещений многоквартирного дома по адресу: г. ..., пос. ..., ул. ..., N ..., права собственности на земельный участок, расположенный под указанным домом, в виду отсутствия соответствующей регистрации такого права, поскольку они не основаны на законе.
Принимая во внимание, что принятое судом решение об отказе в удовлетворении исковых требований в целом является правильным, судебная коллегия полагает возможным составить его без изменения, а апелляционную жалобу ответчика - без удовлетворения.
На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ст. 328, ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Краснотурьинского городского суда Свердловской области от 20 марта 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика администрации городского округа Краснотурьинск - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение Свердловского областного суда от 13 июня 2012 г. N 33-6430/2012
Текст определения размещен на сайте Свердловского областного суда в сети Интернет http://www.ekboblsud.ru