Постановление Правительства Свердловской области
от 1 июня 2010 г. N 850-ПП
"Об утверждении Концепции региональной программы "Комплексная программа модернизации и реформирования жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области на 2010-2020 годы"
Постановлением Правительства Свердловской области от 30 марта 2012 г. N 332-ПП настоящее постановление признано утратившим силу
В целях реализации распоряжения Правительства Российской Федерации от 02.02.2010 г. N 102-р "Об утверждении Концепции федеральной целевой программы "Комплексная программа модернизации и реформирования жилищно-коммунального хозяйства на 2010-2020 годы", постановления Правительства Свердловской области от 22.12.2008 г. N 1354-ПП "О Концепции реформирования жилищно-коммунального комплекса Свердловской области на 2009-2020 годы" (Собрание законодательства Свердловской области, 2008, N 12-6, ст. 2157), а также Соглашения о сотрудничестве между Министерством регионального развития Российской Федерации, Свердловской областью, государственной корпорацией "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)" и открытым акционерным обществом "Российский банк развития" от 19.02.2010 г. N 2 Правительство Свердловской области постановляет:
1. Утвердить Концепцию региональной программы "Комплексная программа модернизации и реформирования жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области на 2010-2020 годы" (далее - программа) (прилагается).
2. Министерству энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области (Шевелев Ю.П.) обеспечить разработку проекта программы и внесение его в установленном порядке в Правительство Свердловской области до 1 сентября 2010 года.
В проекте программы предусмотреть критерии отбора муниципальных образований в Свердловской области для включения в первый этап разработки муниципальных программ комплексного развития коммунальной инфраструктуры, а также порядок финансирования муниципальных программ комплексного развития коммунальной инфраструктуры за счет средств областного бюджета и местных бюджетов.
3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на министра энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области, члена Правительства Свердловской области Шевелева Ю.П.
4. Настоящее постановление опубликовать в "Областной газете".
Председатель Правительства |
А.Л. Гредин |
г. Екатеринбург
1 июня 2010 года
N 850-ПП
Концепция
региональной программы "Комплексная программа модернизации и реформирования жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области на 2010-2020 годы"
(утв. постановлением Правительства Свердловской области от 1 июня 2010 г. N 850-ПП)
Глава 1. Общие положения
Концепция региональной программы "Комплексная программа модернизации и реформирования жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области на 2010-2020 годы" разработана в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 02.02.2010 г. N 102-р "Об утверждении Концепции федеральной целевой программы "Комплексная программа модернизации и реформирования жилищно-коммунального хозяйства на 2010-2020 годы" (далее - Концепция), в целях реализации положений Федерального закона от 23 ноября 2009 года N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
С учетом сложности проблем, имеющихся в сфере жилищно-коммунального хозяйства, и необходимости выработки комплексного и системного их решения, обеспечивающего кардинальное улучшение качества жизни населения и повышение эффективности функционирования отрасли, Концепцией предусматривается разработка соответствующих региональных целевых программ, в том числе региональной программы "Комплексная программа модернизации и реформирования жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области на 2010-2020 годы" (далее - Программа).
Использование комплексного подхода в реализации Программы позволит объединить отдельные мероприятия и добиться мультипликативного эффекта, выраженного в развитии и модернизации жилищного фонда, эффективном использовании коммунальных ресурсов, создании благоприятного инвестиционного климата и совершенствовании институциональной среды жилищно-коммунального хозяйства.
Глава 2. Характеристика и прогноз развития сложившейся ситуации в сфере жилищно-коммунального хозяйства
Негативные экономические условия функционирования организаций коммунального комплекса и недостаточные инвестиционные возможности бюджетов привели к недофинансированию развития основных производственных фондов отрасли и поддержания надлежащего технического состояния коммунальной инфраструктуры.
В результате наблюдается:
1) недостаточное развитие коммунальных систем для обеспечения возрастающих потребностей общества, в том числе связанных с новым строительством;
2) неравномерное распределение коммунальных мощностей, приводящее к неэффективному использованию ресурсов;
3) высокий уровень морального и физического износа объектов и сооружений, составляющий в среднем около 60 процентов;
4) неэффективное использование ресурсов, в том числе наличие значительных потерь в процессе производства и транспортировки воды, тепловой и электрической энергии;
5) низкая эффективность системы управления в жилищно-коммунальном хозяйстве, преобладание административных методов хозяйствования над рыночными.
Объекты коммунальной инфраструктуры находятся в изношенном состоянии. По состоянию на 1 января 2009 года нормативный срок отслужили около 60 процентов основных фондов коммунального хозяйства (в некоторых муниципальных образованиях в Свердловской области эта цифра приближается к 80-90 процентам).
По данным администраций муниципальных образований в Свердловской области, физический износ основных фондов систем теплоснабжения составляет 55,1 процента, водоснабжения - 62,9 процента, водоотведения - 59,9 процента, электроснабжения - 60,5 процента.
В результате этого износа потери коммунальных ресурсов, которые оплачивают потребители, в системах водоснабжения составляют более 22 процентов, электроэнергии - 15 процентов, теплоснабжения - до 20 процентов.
Глава 3. Основные направления Программы
Для решения задач обеспечения устойчивого и эффективного функционирования жилищно-коммунального комплекса Программа предусматривает осуществление мероприятий по следующим направлениям:
1) модернизация (реконструкция, капитальный ремонт) объектов жилищного фонда и социальной сферы;
2) модернизация (реконструкция) коммунальной инфраструктуры.
Модернизация (реконструкция, капитальный ремонт) объектов жилищного фонда и социальной сферы предусматривается для объектов, не включенных в действующие программы реконструкции.
Реализация этого направления должна осуществляться при совместном участии собственников жилья, консолидированных бюджетов (федерального, Свердловской области, муниципальных образований).
Для реализации данного направления Программой предусматривается:
1) разработка и утверждение плана мероприятий по модернизации (капитальному ремонту) объектов жилищного фонда и социальной сферы в разрезе муниципальных образований в Свердловской области до 2020 года;
2) источники финансирования (бюджетные, внебюджетные);
3) программа субсидирования расходов по капитальному ремонту многоквартирных домов для малоимущих и социально не защищенных слоев населения.
Программа должна предусматривать привлечение средств частных инвесторов на основе принципов государственно-частного партнерства.
Модернизация (реконструкция) коммунальной инфраструктуры предусматривается в целях обеспечения обновления основных фондов при условии соблюдения критериев доступности для населения платы за коммунальные услуги.
Программа предусматривает привлечение внебюджетных источников (инвестиционных средств) и обеспечивает:
1) минимизацию технологических и расчетных рисков по инвестиционным проектам (достигается путем разработки и внедрения региональной и муниципальных программ комплексного развития коммунальной инфраструктуры и создания единых муниципальных баз информационных ресурсов);
2) формирование стабильных (защищенных) источников по возврату инвестиций (достигается установлением долгосрочных тарифов, а также привлечением бюджетных средств на условиях софинансирования);
3) формирование благоприятной среды для инвесторов по оформлению разрешительной и прочей документации, необходимой для реализации проектов с учетом требований инвесторов (банков).
Основными мероприятиями Программы являются:
1) разработка региональной программы комплексного развития коммунальной инфраструктуры Свердловской области (далее - ПКР);
2) создание единых муниципальных баз информационных ресурсов (далее - ЕМБИР);
3) создание информационно-измерительной системы учета потребления коммунальных ресурсов.
Глава 4. Требования к ПКР Свердловской области
Разработка ПКР Свердловской области, муниципальных районов, городских округов, городских и сельских поселений в Свердловской области является базовым элементом Программы.
Для целей настоящей Программы под ПКР понимаются взаимоувязанные проекты строительства и модернизации объектов коммунальной инфраструктуры с оценкой их стоимости и эффектов от их реализации, сбалансированные по срокам и источникам финансирования.
ПКР является основным инструментом:
1) планирования развития коммунальной инфраструктуры Свердловской области, муниципальных районов, городских округов, городских и сельских поселений и оценки инвестиционных предложений организаций коммунального комплекса;
2) привлечения долгосрочных инвестиционных и кредитных ресурсов, необходимых для реализации проектов развития и модернизации коммунальной инфраструктуры;
3) прогнозирования доступности коммунальных ресурсов для потребителей;
4) планирования динамики тарифов организаций коммунального комплекса в условиях долгосрочного тарифного регулирования;
5) обоснования необходимости привлечения бюджетных средств и форм их предоставления для софинансирования проектов.
Разработанная и принятая как документ территориального планирования ПКР должна увязывать программы в области тепло-, электро-, водоснабжения, водоотведения и систем обращения с отходами, реализацию проектов по реконструкции, модернизации и новому строительству головных и линейных объектов этих систем.
ПКР предусматривает:
1) прогноз спроса на коммунальные ресурсы с горизонтом планирования 10 лет, разработанный в соответствии с генеральным планом развития муниципальных образований и учитывающий мероприятия по энергосбережению коммунальных ресурсов;
2) обеспечение прироста спроса на коммунальные ресурсы и услуги при новом строительстве, реконструкции, модернизации объектов систем коммунальной инфраструктуры Свердловской области с учетом формирования устойчивого вектора снижения себестоимости коммунальных ресурсов за счет использования инновационных технологий и оптимизации производственных процессов;
3) разработку инвестиционных программ, предложений по источникам их финансирования, по реализации долгосрочной тарифной политики, обеспечивающей достижение программных целей с учетом соблюдения критериев доступности для населения платы за коммунальные услуги.
В рамках реализации ПКР Свердловской области и муниципальных образований в Свердловской области проводится детальная экспертиза инвестиционных проектов, включенных в базовый перечень Программы на период 2010-2020 годов с оценочными затратами в размере 272,5 млрд. рублей.
ПКР осуществляется на базе:
1) электронных моделей перспективных схем тепло-, электро-, водоснабжения и водоотведения поселений, обеспечивающих генерацию новых проектных предложений по развитию систем коммунальной инфраструктуры, позволяющих осуществить прозрачность и обоснованность стоимости технологических присоединений к сетям коммунальной инфраструктуры новых объектов строительства;
2) электронных моделей технологического, экономического и финансового состояния организаций коммунального комплекса, обеспечивающих многовариантность и взаимосвязанность расчетов инвестиционного процесса и ключевых программных индикаторов.
Результатом разработки ПКР являются инвестиционные проекты для организаций коммунального комплекса.
Глава 5. Требования к ЕМБИР Свердловской области
Программой предусматривается создание прозрачной системы расчетов между ресурсоснабжающими организациями и собственниками многоквартирных домов за коммунальные ресурсы на основе показаний приборов учета.
Программа предусматривает создание единых муниципальных баз информационных ресурсов, включающих автоматизированный сбор информации с приборов учета, расчетно-сервисное обслуживание потребителей услуг по принципу "одного окна", контроль за несанкционированным потреблением ресурсов, обмен данными с отраслевыми государственными автоматизированными системами.
Технологической основой ЕМБИР является программно-аппаратный комплекс, отвечающий всем требованиям действующего законодательства по обеспечению безопасности хранения данных, гарантирующий их актуальность и достоверность.
ЕМБИР включают в себя электронные лицевые счета потребителей жилищных и коммунальных услуг, электронные документы, регистры, кадастры, базы данных, электронные паспорта объектов жилищного фонда и коммунальной инфраструктуры.
ЕМБИР являются основным инструментом:
1) обеспечения точности, достоверности и единства измерений, учета и расчетов за жилищные и коммунальные услуги;
2) повышения достоверности финансовой и статистической отчетности о тарифах, объемах потребления, стоимости коммунальных услуг, параметрах предоставления коммунальных ресурсов и финансово-хозяйственной деятельности организаций жилищно-коммунального комплекса;
3) обеспечения взаимодействия органов государственной власти, органов местного самоуправления, поставщиков, исполнителей и потребителей жилищных и коммунальных услуг;
4) формирования актуальных данных для разработки и актуализации ПКР, расчета критериев доступности коммунальных услуг для потребителей, долгосрочного тарифного регулирования, планирования объемов и форм социальной поддержки.
Глава 6. Требования к оснащению многоквартирных домов и объектов социальной сферы приборами учета потребления коммунальных ресурсов
Оснащение многоквартирных жилых домов и объектов социальной сферы автоматическими системами учета потребления коммунальных ресурсов осуществляется Свердловской областью в рамках реализации Федерального закона от 23 ноября 2009 года N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Программа предусматривает:
1) надежность и полноту учета в режиме реального времени или на фиксированную временную точку потребляемых владельцами многоквартирных домов энергетических ресурсов (газ, электричество, тепло, горячая, холодная вода);
2) учет объема ресурсов от поставщика до конечного потребителя с целью исключения расходов потребителей или непокрытых потерь поставщиков, происходящих по вине владельцев распределительных сетей;
3) единую методологию учета каждого энергетического ресурса в целях контроля прозрачности и обоснованности цены для конечного потребителя;
4) возможность модификации системы (дополнения, изменения по видам учитываемой энергии или другим приборам учета) без необходимости ее существенного или полного демонтажа;
5) окупаемость систем учета потребления ресурсов для потребителей с учетом утвержденных критериев доступности.
Глава 7. Порядок реализации Программы
Ввиду длительности сроков реализации и необходимости решения проблем повышения уровня благоустройства жилищного фонда, эффективности и надежности работы коммунальной инфраструктуры выполнение Программы осуществляется в три этапа:
первый этап - 2010-2011 годы;
второй этап - 2013-2015 годы;
третий этап - 2016-2020 годы.
На первом этапе предусматривается:
1) разработка ПКР в муниципальных образованиях в Свердловской области;
2) экспертиза инвестиционных проектов, включенных в базовый перечень;
3) реализация пилотных инвестиционных проектов модернизации жилищно-коммунального хозяйства;
4) разработка и внедрение ЕМБИР в муниципальных образованиях в Свердловской области.
В течение второго этапа реализации Программы предусматривается:
1) широкомасштабное применение отработанных и скорректированных на первом этапе механизмов Программы, в том числе механизмов кредитования;
2) анализ нормативной базы и доработка ее в случае необходимости;
3) формирование перечня инвестиционных проектов в рамках ПКР муниципальных образований в Свердловской области;
4) реализация инвестиционных проектов модернизации жилищно-коммунального хозяйства во всех муниципальных образованиях в Свердловской области.
В течение третьего этапа реализации Программы предполагается:
1) осуществление перехода к системе финансирования реконструкции жилищного фонда за счет собственников жилья при значительном сокращении субсидий со стороны бюджетов всех уровней на проведение реконструкции многоквартирных жилых домов;
2) привлечение крупномасштабных инвестиций в развитие коммунальной инфраструктуры Свердловской области, завершение реализации запланированных инвестиционных проектов модернизации жилищно-коммунального хозяйства.
Глава 8. Предполагаемые объемы и источники финансирования Программы
Финансирование Программы предполагается осуществлять в 2010 году за счет бюджетных средств и внебюджетных источников, в том числе в соответствии с механизмом кредитования развития коммунальной инфраструктуры, разработанным на основании распоряжения Правительства Российской Федерации от 02.02.2010 г. N 102-р, а начиная с 2011 года - с привлечением средств федерального бюджета, частных инвесторов и собственников многоквартирных домов.
Финансирование разработки ПКР коммунальной инфраструктуры Свердловской области, муниципальных районов, городских округов, городских и сельских поселений в 2010-2011 годах предполагается осуществлять поэтапно за счет бюджетных средств и внебюджетных источников, включая кредитные средства, с предоставлением гарантии Свердловской области в размере объема кредита и процентов за 1 год.
Предельный объем финансирования ПКР на период 2010-2011 годов составляет 850 млн. рублей.
Финансирование ЕМБИР предполагается осуществлять поэтапно за счет бюджетных средств и внебюджетных источников, включая кредитные средства, с предоставлением гарантии Свердловской области в размере объема кредита и процентов за 1 год.
Предельный объем финансирования ЕМБИР на период 2010-2011 годов составляет 1650 млн. рублей.
Финансирование программы внедрения приборного учета потребления ресурсов предполагается осуществлять с привлечением всех возможных источников ассигнований.
Предельный объем финансирования мероприятий по установке приборов учета в период 2010-2020 годов составляет 17 млрд. рублей.
В качестве заемщиков для банков должны будут выступать предприятия - поставщики коммунальных ресурсов и/или лизинговые компании (при наличии поручительств поставщиков ресурсов и/или управляющих компаний (товариществ собственников жилья, жилищно-строительных кооперативов) и/или прочего обеспечения, удовлетворяющего банк).
Приборы учета предполагается передавать управляющим компаниям (товариществам собственников жилья, жилищно-строительным кооперативам) с оформлением договоров лизинга (аренды) с учетом требований Федерального закона от 23 ноября 2009 года N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
С учетом сложности проблем, имеющихся в сфере жилищно-коммунального хозяйства, и необходимости выработки комплексного и системного их решения, обеспечивающего кардинальное улучшение качества жизни населения и повышение эффективности функционирования отрасли, Концепцией предусматривается разработка соответствующих региональных целевых программ, в том числе региональной программы "Комплексная программа модернизации и реформирования жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области на 2010-2020 годы".
Использование комплексного подхода в реализации программы позволит объединить отдельные мероприятия и добиться мультипликативного эффекта, выраженного в развитии и модернизации жилищного фонда, эффективном использовании коммунальных ресурсов, создании благоприятного инвестиционного климата и совершенствовании институциональной среды жилищно-коммунального хозяйства.
Постановление Правительства Свердловской области от 1 июня 2010 г. N 850-ПП "Об утверждении Концепции региональной программы "Комплексная программа модернизации и реформирования жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области на 2010-2020 годы"
Текст постановления опубликован в "Областной газете" от 5 июня 2010 г. N 197-198 стр. 12, в "Собрании законодательства Свердловской области" от 23 августа 2010 г., N 6 (2010), ст. 919
Постановлением Правительства Свердловской области от 30 марта 2012 г. N 332-ПП настоящее постановление признано утратившим силу