Резкий рост уровня автомобилизации и отставание в развитии улично-дорожной сети (УДС) привели к резкому снижению пропускной способности магистральных улиц, особенно в центральной части города.
В настоящее время в городе сложились критические условия движения на дорогах.
Систематические заторы парализуют движение транспорта в центральной части города. Рельсовые трамвайные пути заняты автомобильным транспортом, движение трамвая блокируется на всем участке проспекта Ленина, от площади Коммунаров до улицы Гагарина.
Ввиду особенностей сложившейся планировочной структуры города (в особенности его центральной части) перегруженные магистрали - проспект Ленина и улица Малышева в широтном направлении, улицы 8 Марта и Белинского в меридиональном - не имеют равноценных дублеров.
Для более существенной разгрузки центральных улиц от транзитных потоков по отношению к центру необходима реконструкция улиц малого транспортного кольца, включая строительство транспортных развязок.
Наиболее проблемными являются пересечение улиц Белинского - Щербакова, улица Шефская, проспект Космонавтов, улица Московская, пересечение улиц Карла Либкнехта - Свердлова, улицы 8 Марта, Луначарского, Московский и Тюменский тракты. Перегружены транспортные узлы на пересечениях проспекта Космонавтов - улицы Челюскинцев, улицы Московской - Объездной дороги, улиц Московской - Фурманова, пересечение скоростного кольца по переулку Базовому с улицей Комсомольской и Сибирским трактом и др.
Причиной такого состояния является преобладающий рост количества автотранспорта над темпами строительства улично-дорожной сети. Протяженность улиц и дорог, ширина проезжих частей в городе недостаточны, проезжие части перегружены припаркованными автомобилями из-за отсутствия оптимального количества организованных автостоянок. В основном это улицы, на которых размещаются объекты постоянного посещения (торговые, административные, офисные и пр.), в центральной части города это улица Малышева.
Усугубляют ситуацию особенности планировочной структуры города - расчлененность территории естественными и искусственными преградами, разобщенность жилых районов и недостаточность кратчайших прямолинейных транспортных путей, связывающих эти разобщенные районы.
Обширные по площади территории северной промзоны отделяют густонаселенные жилые районы Уралмаш и Эльмаш от центральных районов города. Кратчайшая связь с этими районами обеспечивается по одной магистрали - проспекту Космонавтов либо с западной стороны по улицам Донбасской, Бебеля и с восточной стороны - по улице Шефской. Эти магистрали, служащие для связи периферийных районов между собой и обеспечивающие выходы на внешние загородные дороги, в настоящее время не справляются с пропуском сложившихся транспортных потоков.
Магистральная железная дорога, проходящая через жилой массив города в глубоких выемках или на насыпи, железнодорожные станции затрудняют прямые транспортные связи жилых районов. Жилые районы Пионерский и Втузгородок отделены железнодорожными путями от Центрального и других районов города. Количество переездов в разных уровнях через железнодорожные пути по улице Восточной недостаточно, вследствие чего создается перегрузка улиц Смазчиков и Челюскинцев, магистралей центральной части - проспекта Ленина и улицы Малышева.
Водные артерии города - река Исеть и пруды - также расчленяют территорию города, затрудняя транспортные связи право- и левобережных районов, недостаточность мостовых переходов приводит к перегрузке существующих.
Пропускная способность магистралей и скорость движения на них в значительной степени снижается из-за частых регулируемых пересечений. В центральной части города 30 перегонов имеют расстояние между светофорными объектами от 150 до 250 м.
Скорости движения транспорта катастрофически малы. Ни один из жилых районов города, особенно периферийных, не имеет скоростных связей ни с другими жилыми и промышленными районами, ни с центром города, ни с выходом за пределы города. Из-за недостатка магистралей и недостаточной ширины существующих магистралей, соединяющих периферийные районы в обход центра, транзитные по отношению к центру города потоки пропускаются через центр.
В системе магистральных улиц до сих пор отсутствуют улицы общегородского значения непрерывного движения (малое транспортное кольцо и радиальные направления) и городские скоростные дороги (срединное кольцо и радиальные направления); за единичным исключением, не построены разноуровневые развязки.
Отдельные участки трасс срединного кольца строились и реконструировались с параметрами регулируемой сети и уже сейчас не справляются с пропуском потоков. Срединное кольцо до сих пор не имеет северного замыкания.
В настоящее время быстрыми темпами застраивается жилой район ВИЗ-Правобережный, в ближайшее время предстоит освоение районов Широкореченского, Академического, в связи с чем необходимо предусмотреть своевременное формирование внутренней сети улиц и дорог в этих районах, а также обеспечить удобные внешние связи со всеми районами города.
В связи с перегрузкой улиц транспортными потоками переход улиц пешеходами чрезвычайно затруднен, не обеспечиваются удобство и безопасность движения, растет количество дорожно-транспортных происшествий (ДТП).
Размещение остановочных пунктов трамвая на проезжей части не обеспечивает безопасный подход и ожидание транспорта, пересадки с одного вида транспорта на другой создают хаотичное движение пешеходов через проезжую часть перед близко идущим транспортом - все это приводит к аварийным ситуациям.
Наиболее часто случаются ДТП с участием пешеходов при переходе улиц, особенно в зоне нерегулируемых переходов и остановочных пунктов, поэтому большое значение имеет упорядочение этого процесса и ограничение возможности пересекать улицу в любом месте регулировочными и планировочными методами.
Решение проблемы безопасности пешеходного движения предлагается посредством строительства внеуличных пешеходных переходов на регулируемой сети, на скоростных дорогах и магистралях непрерывного движения; внеуличные переходы будут совмещены с транспортными развязками в разных уровнях.
Между тем появились новые факторы, предъявляющие особые требования к формированию улично-дорожной сети и упорядочению городского движения: статус города как центра федерального округа; новые автодорожные "коридоры" российского и международного значения; внешние автодорожные связи города, существующие и проектируемые на территории федерального округа; создание международных транспортно-логистических и информационных комплексов; предполагаемый интенсивный рост парка легковых автомобилей.
Программа "Развитие улично-дорожной сети в муниципальном образовании "город Екатеринбург" на 2008-2010 годы" направлена на решение проблемных участков и узлов УДС в соответствии с современными нормативными требованиями и размерами транспортных потоков.
В результате реализации Программы будет возможно:
1) уменьшить транспортные задержки и дорожно-транспортные происшествия в узлах, преобразованных в разноуровневые развязки на пересечениях улиц Московской - Большакова - Ясной - Посадской, Серафимы Дерябиной - Гурзуфской - Репина;
2) уменьшить количество наездов на пешеходов (кроме тех, причиной которых является запрещенный переход по проезжей части) в местах строительства внеуличных пешеходных переходов: на пересечении улиц Бебеля - Таватуйской, через Объездную дорогу в Чкаловском районе;
3) повысить скорость движения на магистралях высокого класса (магистрали непрерывного движения и скоростные дороги);
4) разгрузить улицы центральной зоны от транзитных по отношению к ней транспортных потоков за счет реконструкции улиц, входящих в состав малого транспортного кольца (Фурманова, Восточной); строительства транспортных развязок по улице Московской;
5) обеспечить передвижение между районами города по наиболее коротким путям за счет реконструкции и строительства новых участков улиц, мостов и путепроводов;
6) улучшить условия движения транспорта и пешеходов.
Для решения назревших проблем необходимо ускорить работы по созданию основного "транспортного каркаса" из магистральных улиц общегородского значения непрерывного движения и городских скоростных дорог, строительству развязок в разных уровнях, совершенствованию регулируемой улично-дорожной сети, строительству внеуличных пешеходных переходов.
Все эти мероприятия капиталоемкие. Для их реализации необходима координация действий разных структур. Финансирование Программы должно обеспечиваться из средств городского, областного, федерального бюджетов.
|