Уставный Суд Свердловской области в составе Председателя Суда А.В. Гусева, судей Н.А. Жилина, В.И. Задиоры, Н.Д. Мершиной, Д.Н. Разина, с участием гражданина Арефьева А.Л., обратившегося с запросом в Уставный Суд, Суслова А.Ф. - представителя палат Законодательного Собрания Свердловской области, Литвиновой И.Н. - представителя Губернатора Свердловской области,
рассмотрел в открытом судебном заседании дело о соответствии Уставу Свердловской области главы 1 Реестра должностей государственной гражданской службы Свердловской области, утвержденного Указом Губернатора Свердловской области от 5 мая 2005 года N 281-УГ, и подпункта 1 пункта 1 статьи 56 Закона Свердловской области "Об особенностях государственной гражданской службы Свердловской области".
Заслушав сообщение судьи-докладчика В.И. Задиоры, объяснения заявителя, представителей органов, принявших оспариваемые нормативные правовые акты, исследовав материалы дела, Уставный Суд установил:
1. Гражданин Арефьев Александр Леонидович, работавший с 1 ноября 2005 года по 16 октября 2006 года по срочному трудовому договору помощником депутата Областной Думы Законодательного Собрания Свердловской области, обратился в Уставный Суд Свердловской области с запросом о соответствии Уставу Свердловской области главы 1 Реестра должностей государственной гражданской службы Свердловской области и подпункта 1 пункта 1 статьи 56 Областного закона "Об особенностях государственной гражданской службы Свердловской области". Глава 1 Реестра должностей государственной гражданской службы Свердловской области содержит перечень должностей государственной гражданской службы, учреждаемых в целях обеспечения исполнения полномочий Законодательного Собрания Свердловской области и лиц, замещающих государственные должности Свердловской области в Законодательном Собрании Свердловской области. Должность помощника депутата Областной Думы в этот перечень не включена.
Подпунктом 1 пункта 1 статьи 56 Областного закона "Об особенностях государственной гражданской службы Свердловской области" предусматривается, что ряд статей этого Закона, в частности статья 24 "Присвоение государственным гражданским служащим Свердловской области классных чинов", вступают в силу с 1 января года, следующего за годом, в котором вступит в силу нормативный правовой акт Российской Федерации, устанавливающий соотношение классных чинов федеральной гражданской службы и классных чинов государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации, а также соотношение классных чинов федеральной гражданской службы и воинских званий, классных чинов правоохранительной службы. До настоящего времени данная статья в силу не вступила, а классные чины государственным гражданским служащим Свердловской области не присвоены.
Оспаривая уставность подпункта 1 пункта 1 статьи 56 Закона Свердловской области "Об особенностях государственной гражданской службы Свердловской области", заявитель указывает, что обжалуемым им нормативным положением применение статьи 24 этого Закона, устанавливающей классные чины гражданским служащим Свердловской области, неправомерно поставлено в зависимость от принятия нормативного правового акта Российской Федерации. Поступая на службу в Законодательное Собрание Свердловской области помощником депутата Областной Думы, он рассчитывал на присвоение ему как государственному гражданскому служащему классного чина и выплату соответствующего денежного содержания в виде оклада за классный чин.
По мнению заявителя, отсутствие в главе 1 Реестра должностей государственной гражданской службы Свердловской области занимаемой им ранее должности помощника депутата Областной Думы и приостановление вступления в силу статьи 24 Областного закона "Об особенностях государственной гражданской службы Свердловской области" в части присвоения гражданским служащим Свердловской области классных чинов противоречат единым принципам построения и функционирования системы государственной службы Российской Федерации, нарушают его права и не соответствуют требованиям статей 63, 78-80 и 84 Устава Свердловской области.
2. Конституционное право равного доступа граждан Российской Федерации к государственной службе (часть 4 статьи 32 Конституции Российской Федерации) реализуется посредством замещения должностей государственной службы. Устав Свердловской области, его статьи 78 и 80 предусматривают, что государственная гражданская служба Свердловской области осуществляется гражданами Российской Федерации на должностях государственной гражданской службы Свердловской области в целях обеспечения исполнения полномочий государственных органов Свердловской области, а также лиц, замещающих государственные должности Свердловской области. Должности государственной гражданской службы учреждаются в порядке, установленном федеральным законом и законом Свердловской области. Реестр должностей государственной гражданской службы Свердловской области утверждается Губернатором Свердловской области с учетом структуры государственных органов Свердловской области, требований федерального и областного законодательства.
Правовое регулирование государственной гражданской службы Свердловской области находится в совместном ведении Российской Федерации и Свердловской области, а ее организация - в ведении Свердловской области (пункт 4 статьи 2 Федерального закона "О системе государственной службы Российской Федерации", подпункт "л" пункта 2 статьи 23 Устава Свердловской области).
Федеральный закон "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (статья 8, подпункт 2 части 2 статьи 9, статья 10) вводит единую для всей Российской Федерации классификацию должностей государственной гражданской службы Российской Федерации, согласно которой должности помощников (советников) относятся к категории должностей гражданской службы, учреждаемых для содействия лицам, замещающим государственные должности, в реализации их полномочий и замещаемых на определенный срок, ограниченный сроком полномочий указанных лиц, и устанавливает, что при учреждении должностей государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации и включении их в Реестры должностей государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации должны учитываться положения данного Федерального закона, а также структура государственных органов, наименования, категории и группы должностей государственной гражданской службы Российской Федерации, установленные Реестром должностей федеральной государственной гражданской службы, утвержденным Президентом Российской Федерации.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. В части 2 статьи 9 нет подпункта 2
Закон Свердловской области "Об особенностях государственной гражданской службы Свердловской области" (пункт 7 статьи 13) также предусматривает, что разработка проектов нормативных правовых актов, которыми учреждаются должности государственной гражданской службы Свердловской области, осуществляется с учетом структуры государственного органа, для обеспечения исполнения полномочий которого учреждается должность гражданской службы Свердловской области; наименования, категории и группы должности федеральной государственной гражданской службы с сопоставимыми функциями.
Согласно статьям 3, 28 Закона Свердловской области "О статусе и депутатской деятельности депутатов палат Законодательного Собрания Свердловской области" помощники депутатов, работающие на профессиональной основе, обеспечивают их депутатскую деятельность, связанную с законотворчеством, работой с избирателями и т.д. В Реестр должностей федеральной государственной гражданской службы, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2005 года N 1574, должность помощника депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации включена при условии ее замещения по служебному контракту. Следовательно, по своему наименованию, принадлежности к органу государственной власти и целевому предназначению замещавшаяся заявителем должность помощника депутата Областной Думы Законодательного Собрания Свердловской области отвечает признакам должности государственной гражданской службы. Соответственно законодательных препятствий для учреждения должности помощника депутата Областной Думы Законодательного Собрания Свердловской области в качестве должности государственной гражданской службы не имеется.
3. Согласно статье 13 (пункты 1, 3, и 8) Закона Свердловской области "Об особенностях государственной гражданской службы Свердловской области" должности государственной гражданской службы учреждаются законами или иными нормативными правовыми актами Свердловской области, в которых определяются статус и (или) порядок обеспечения деятельности соответствующих государственных органов, а также лиц, замещающих государственные должности Свердловской области. Учреждение должностей гражданской службы, замещаемых в Законодательном Собрании Свердловской области, за исключением должностей гражданской службы, осуществляемой в целях обеспечения исполнения полномочий Законодательного Собрания Свердловской области в сфере государственного финансового контроля, производится совместным постановлением палат Законодательного Собрания Свердловской области. Учрежденные должности государственной гражданской службы подлежат учету в Реестре должностей государственной гражданской службы Свердловской области, утверждаемом Губернатором Свердловской области.
В настоящее время совместного постановления палат Законодательного Собрания Свердловской области об учреждении должностей государственной гражданской службы не принято.
В постановлениях Областной Думы от 3 июля 2007 года N 722-ПОД и от 26 сентября 2007 года N 855-ПОД, принятых на основании статьи 41 (подпункт "л" пункта 1) Устава Свердловской области, которыми утверждены структура и штаты аппарата Законодательного Собрания Свердловской области, должности помощника депутата Областной Думы не значится. Однако данные постановления согласно Закону "Об особенностях государственной гражданской службы Свердловской области" не могут считаться нормативными правовыми актами, учреждающими должности гражданской службы в Законодательном Собрании Свердловской области.
В Законе Свердловской области "О статусе и депутатской деятельности депутатов палат Законодательного Собрания Свердловской области" (статья 28) предусматривается, что должность помощника депутата замещается по трудовому договору, то есть к должностям государственной гражданской службы не отнесена.
Следовательно, должность помощника депутата Областной Думы в качестве должности государственной гражданской службы Свердловской области в установленном областным законодательством порядке не учреждена. В то же время в Реестр должностей государственной гражданской службы Свердловской области, утверждаемый Губернатором Свердловской области, могут включаться только уже учрежденные должности гражданской службы.
Требования заявителя фактически сводятся к тому, чтобы обязать законодательный орган учредить новую должность гражданской службы, а Губернатора - включить эту должность, после ее учреждения, в Реестр. Однако решение данных вопросов не входит в компетенцию Уставного Суда.
Таким образом, глава 1 Реестра должностей государственной гражданской службы Свердловской области, утвержденного Указом Губернатора Свердловской области от 5 мая 2005 года N 281-УГ, в той ее части, в которой в содержащемся в ней перечне должностей государственной гражданской службы, учреждаемых в целях обеспечения исполнения полномочий Законодательного Собрания Свердловской области и лиц, замещающих государственные должности Свердловской области в Законодательном Собрании Свердловской области, отсутствует должность помощника депутата Областной Думы, не противоречит Уставу Свердловской области.
4. Устав Свердловской области, его статья 84 устанавливает, что государственным гражданским служащим Свердловской области присваиваются классные чины в соответствии с федеральным законом и законом Свердловской области.
Федеральные законы "О системе государственной службы Российской Федерации" (статья 13) и "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (статья 11) предусматривают, что всем гражданским служащим, включая служащих субъектов Российской Федерации, присваиваются классные чины; устанавливают единую классификацию классных чинов с распределением по группам должностей гражданской службы, общие для федеральной гражданской службы и гражданской службы субъектов Российской Федерации наименования классных чинов, присваиваемых служащим, замещающим должности ведущей, старшей и младшей групп; определяют общие условия присвоения и сохранения классных чинов. К полномочиям субъекта Российской Федерации отнесено принятие нормативного правового акта о порядке присвоения классных чинов гражданской службы субъекта Российской Федерации (пункт 5 статьи 13 Федерального закона "О системе государственной службы Российской Федерации"), а также принятие закона о присвоении классных чинов гражданским служащим, замещающим должности гражданской службы высшей и главной групп (часть 11 статьи 11 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации"). При этом принятие субъектами Российской Федерации этих нормативных правовых актов федеральный законодатель не связывает ни с изданием указа (либо указов) Президента Российской Федерации, устанавливающего (устанавливающих) соотношение классных чинов федеральной гражданской службы и классных чинов гражданской службы субъектов Российской Федерации, а также соотношение классных чинов федеральной гражданской службы и воинских званий, классных чинов правоохранительной службы, ни со сроками перехода на новые условия оплаты труда гражданских служащих.
В статье 24 Закона Свердловской области "Об особенностях государственной гражданской службы Свердловской области", порядок вступления в силу которой обжалует заявитель, воспроизводится ряд положений Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (пункт 1, части 3-5 пункта 2, пункты 3 и 4) и определяются наименования классных чинов гражданской службы, присваиваемых гражданским служащим Свердловской области, замещающим должности гражданской службы высшей и главной групп (части 1 и 2 пункта 2). Порядок присвоения классных чинов в данной статье не регулируется. Более того, соответствующего нормативного регулирования в Свердловской области пока не произведено.
Сами по себе оспариваемые заявителем положения не могут служить основанием для неприсвоения гражданским служащим Свердловской области классных чинов. В силу статей 4 (часть 2), 76 (часть 2) Конституции Российской Федерации, статьи 7 (пункт 2) Устава Свердловской области нормы федерального закона действуют на территории Свердловской области непосредственно, независимо от их воспроизведения в областном законе.
Согласно статьям 4 и 83 Областного закона "Об Уставном Суде Свердловской области" правом на обращение в Уставный Суд с запросом о соответствии Уставу Свердловской области областных законов обладают граждане, чьи права нарушаются нормативным правовым актом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле. Положения подпункта 1 пункта 1 статьи 56 Закона Свердловской области "Об особенностях государственной гражданской службы Свердловской области", касающиеся времени вступления в силу статьи 24 данного Закона, не были и не могли быть применены к Арефьеву А.Л., как не являющемуся государственным гражданским служащим, в связи с чем дело в этой части в силу статьи 67 (пункт 1.1) Областного закона "Об Уставном Суде Свердловской области" подлежит прекращению.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 27 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации", статьей 59 (пункт 4) Устава Свердловской области; статьями 67, 76, 77 и 86 Областного закона "Об Уставном Суде Свердловской области", Уставный Суд постановил:
1. Признать главу 1 Реестра должностей государственной гражданской службы Свердловской области, утвержденного Указом Губернатора Свердловской области от 5 мая 2005 года N 281-УГ, в той ее части, в которой в содержащемся в ней перечне должностей государственной гражданской службы, учреждаемых в целях обеспечения исполнения полномочий Законодательного Собрания Свердловской области и лиц, замещающих государственные должности Свердловской области в Законодательном Собрании Свердловской области, отсутствует не учрежденная в установленном порядке должность помощника депутата Областной Думы Законодательного Собрания Свердловской области, соответствующей Уставу Свердловской области.
2. Прекратить производство по делу о соответствии Уставу Свердловской области подпункта 1 пункта 1 статьи 56 Закона Свердловской области "Об особенностях государственной гражданской службы Свердловской области".
3. Настоящее Постановление обжалованию не подлежит, вступает в законную силу немедленно после его провозглашения и не может быть пересмотрено иным судом.
4. Постановление подлежит обязательному опубликованию в семидневный срок в "Областной газете", а также должно быть опубликовано в "Собрании законодательства Свердловской области".
Уставный Суд Свердловской области
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Уставного суда Свердловской области от 12 февраля 2008 г. "По делу о соответствии Уставу Свердловской области главы 1 Реестра должностей государственной гражданской службы Свердловской области, утвержденного Указом Губернатора Свердловской области от 5 мая 2005 года N 281-УГ, и подпункта 1 пункта 1 статьи 56 Закона Свердловской области "Об особенностях государственной гражданской службы Свердловской области"
Настоящее постановление вступает в силу после его провозглашения
Текст постановления опубликован в "Областной газете" от 19 февраля 2008 г. N 56-57 стр. 6, в "Собрании законодательства Свердловской области" от 9 июня 2008 г., N 2-3 (2008), ст. 190