Постановление Президиума Санкт-Петербургского городского суда
от 25 июля 2007 г. N 44г-484/07
(извлечение)
Президиум Санкт-Петербургского городского суда в составе:
Председательствующего Павлюченко М.А.
и членов президиума Богословской И.И., Яковлевой Т.И.,
Черкасовой Г.А., с участием прокурора Корсунова А.Д.
рассмотрел в судебном заседании 25 июля 2007 года гражданское дело N 2-51/07 по иску Жилищного комитета Правительства Санкт-Петербурга к Б., Ч., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего Ч., В., В. в лице законного представителя В. о признании ордеров недействительными и выселении на основании надзорных жалоб Б., В., В. и определения судьи Санкт-Петербургского городского суда от 6 июля 2007 года о передаче дела для рассмотрения по существу в суд надзорной инстанции.
Заслушав доклад судьи С., представителя Б. и Ч., А. (доверенности NN 78 BE 798823 от 8 ноября 2006 года, 78 BE 979929 от 3 октября 2006 года), представителя В.А.М. и М.Ю. Р. А.А. (доверенность от 20 марта 2007 года и от 17 октября 2004 года), заключение прокурора, полагавшего обжалуемые судебные постановления отменить,
президиум установил:
5 марта 1998 года прокурор Приморского района Санкт-Петербурга в интересах Учреждения Российской Академии наук "Санкт-Петербургское отделение математического института имени В.А. Стеклова" (далее - ПОМИ РАН) обратился в суд с иском к Б., В.А.М., М.Ю., В.А. о признании ордеров на жилую площадь в общежитии гостиничного типа N 8 и N 1 от 9 марта 1995 года, выданных: Б. на двухкомнатную квартиру размером 28,5 кв. м., В.А.M. - на право занятия с женой В.М.Ю. и сыном В.В.А., 1990 года рождения, двухкомнатной квартиры размером 28,5 кв. м. в общежитии гостиничного типа ПОМИ РАН по адресу: Санкт-Петербург, пр. Авиаконструкторов, д. 23, корпус 1 недействительными и выселении ответчиков: Б. - в ранее занимаемую квартиру дома по ул. , В.А.M. - в жилое помещение в общежитии , В. - в квартиру дома в пос. Гарболово Ленинградской области.
На спорной площади Б., В. были зарегистрированы по месту жительства постоянно 31 декабря 1996 года.
В связи со вступлением 1 июля 2000 года в брак с Б. в квартиру вселилась его супруга Ч. с несовершеннолетним сыном Ч., 1997 года рождения, зарегистрированные в 3-комнатной квартире по Богатырскому пр., д. 51, корп. 2, находящейся в общей долевой собственности Ч.Е.Д., О.М., М.Е.
5 декабря 2000 года судом вынесено определение о привлечении в качестве истца Комитета по жилищной политике Санкт-Петербурга.
10 декабря 2001 года Комитет по жилищной политике Администрации Санкт-Петербурга обратился в суд с иском к ответчикам о признании указанных выше ордеров недействительными, выселении ответчиков без предоставления другого жилого помещения.
В связи с отказом истца от иска к В.А.M., выехавшему и снявшемуся с регистрационного учета в квартире, определением суда от 9 марта 2004 года производство по делу в части требований к В.А.M. прекращено.
Решением Приморского районного суда Санкт-Петербурга от 13 февраля 2007 года исковые требования Жилищного Комитета Правительства Санкт-Петербурга удовлетворены, ордера признаны недействительными, ответчики выселены из занимаемых квартир.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 26 апреля 2007 года решение районного суда оставлено без изменения.
В надзорных жалобах ответчики просят состоявшиеся судебные постановления отменить, считая их неправильными, постановленными с нарушениями норм материального и процессуального права, ссылаются на неправомерность отказа суда в применении исковой давности, вынесение решения без учета того обстоятельства, что нарушение порядка и условий предоставления жилой площади вызвано неправомерными действиями администрации ММИ им. Л. Эйлера при выдаче ордера, а не их действиями, на то, что Жилищный комитет Правительства Санкт-Петербурга является ненадлежащим истцом, т.к. право собственности на спорные помещения не зарегистрировано и в таком случае управомоченным лицом собственника должен считаться Госкомимущества России в лице КУГИ Санкт-Петербурга, не согласны с выводом суда об отсутствии у Васильковых трудовых отношений с ММИ им. Л. Эйлера.
В соответствии со ст. 387 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в порядке надзора являются существенные нарушения норм материального или процессуального права.
При рассмотрении делами нижестоящими судами допущены существенные нарушения норм материального и процессуального права.
Удовлетворяя исковые требования, суд пришел к выводу, что факт наличия трудовых отношений ответчиков с ММИ им. Л. Эйлера (в дальнейшем реорганизовано в форме присоединения к ПОМИ РАН) не доказан, жилые помещения были предоставлены ответчикам с нарушением порядка и условий предоставления жилой площади в общежитии.
В ходе судебного разбирательства ответчиками было заявлено ходатайство о применении срока исковой давности, установленного ст. 48 ЖК РСФСР.
В применении исковой давности судом отказано по тем основаниям, что срок исковой давности не пропущен, т.к. на заявленные требования в порядке ст. 208 ГК РФ исковая давность не распространяется.
Вывод суда является ошибочным.
Согласно п. 2 ст. 199 ГК РФ исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения.
Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
В соответствии со ст. 48 ЖК РСФСР, действовавшей на момент выдачи ордеров, ордер на жилое помещение может быть признан недействительным в судебном порядке в случае предоставления гражданами не соответствующих действительности сведений о нуждаемости в улучшении жилищных условий, нарушения прав других граждан или организаций на указанное в ордере жилое помещение, а также в иных случаях нарушения порядка и условий предоставления жилых помещений.
Требование о признании ордера недействительным может быть заявлено в течение трех лет со дня выдачи.
Поскольку требование о признании ордера на жилое помещение недействительным предъявлено по основаниям, предусмотренным ст. 48 ЖК РСФСР, и той же нормой закона установлен трехгодичный срок для обращения в суд с этим требованием, мнение судебных инстанции о том, что в данном случае должна быть применена ст. 208 ГК РФ, нельзя признать законным.
Требования о выселении вытекают из требования о признании ордера недействительным.
Оспариваемые ордера выданы 9 марта 1995 года.
Замена ненадлежащего истца произведена 5 декабря 2000 года. Надлежащий истец Жилищный комитет Санкт-Петербурга обратился в суд с иском о признании их недействительными 10 декабря 2001 года.
Предъявление иска Прокурором в интересах ненадлежащего истца ПОМИ РАН на течение срока исковой давности не влияет.
В силу ст. 203 ГК РФ течение срока исковой давности прерывается предъявлением иска в установленном порядке.
В ходе разбирательства по делу ПОМИ РАН заявило ходатайство о замене его на надлежащего истца, поскольку спорные жилые помещения не находятся в его ведении, договор их аренды он не заключал, не пользовался помещениями и не оплачивал их.
Как разъяснено в п. 16 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 12 ноября 2001 года N 15 и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 15 ноября 2001 года N 18 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского Кодекса РФ об исковой давности" в случае предъявления иска ненадлежащим истцом течение срока исковой давности в соответствии со ст. 203 ГК РФ прерывается в день вынесения определения о замене ненадлежащей стороны (ч. 1 ст. 36 ГПК РСФСР).
Замена ненадлежащего истца ПОМИ РАН на Жилищный комитет Санкт-Петербурга в порядке произведена судом за пределами установленного статьей 48 ЖК РСФСР трехлетнего срока давности, 5 декабря 2000 года.
Замена ненадлежащего истца на надлежащего не исключает возможность применения исковой давности к требованиям надлежащего истца, поскольку надлежащий истец является самостоятельным субъектом права, способен собственными действиями осуществлять принадлежащие ему права и выполнять процессуальные обязанности.
Предъявление иска ненадлежащим истцом либо прокурором в защиту прав и охраняемых законом интересов ненадлежащего истца не прерывает течение срока исковой давности в отношении других лиц, в том числе и надлежащего истца.
При таких обстоятельствах вывод суда о невозможности применения в настоящем деле исковой давности следует признать ошибочным. При рассмотрении дела суду следовало по существу обсудить заявление ответчиков о пропуске истцом срока давности.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 390 ГПК РФ,
президиум постановил:
Решение Приморского районного суда Санкт-Петербурга от 13 февраля 2007 года и определение судебной коллегии по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 26 апреля 2007 года отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в тот же суд в ином судебном составе.
Председательствующий |
М.А. Павлюченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Президиума Санкт-Петербургского городского суда от 25 июля 2007 г. N 44г-484/07
Текст постановления официально опубликован не был
Текст постановления предоставлен Санкт-Петербургским городским судом по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится в извлечении без указания фамилий и адресов лиц, участвующих в деле