Решение Санкт-Петербургского городского суда
от 8 октября 2007 г. N 3-386/07
08 октября 2007 года Санкт-Петербургский городской суд в составе:
судьи Масоловой С.Н.
с участием прокурора Травкиной О.Ю.
при секретаре Алферовой Н.А.
рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению Астахова Максима Валерьевича о признании недействующими абзаца первого пункта 2 статьи 1 в части слов "проживающие в Санкт-Петербурге в общей сложности не менее 10 лет" и абзаца пятого пункта 1 статьи 7 в части слов "документы, подтверждающие проживание заявителя и членов его семьи в Санкт-Петербурге в общей сложности не менее 10 лет" Закона Санкт-Петербурга "О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге" от 30 июня 2005 года N 407-65,
установил:
Статьей 1 Закона Санкт-Петербурга от 30 июня 2005 года N 407-65 "О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге" установлено, что
1. Жилые помещения государственного жилищного фонда Санкт-Петербурга по договорам социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
2. На учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях принимаются малоимущие граждане, проживающие в Санкт-Петербурге в общей сложности не менее 10 лет и признанные по установленным Жилищным кодексом Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях (л.д. 38).
Пунктом 1 статьи 7 этого же закона установлен перечень документов, которые гражданин и члены его семьи предоставляют в уполномоченный орган для принятия на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в том числе в соответствии с абзацем пятым этого пункта указанной нормы закона документы, подтверждающие проживание заявителя и членов его семьи в Санкт-Петербурге в общей сложности не менее 10 лет (л.д. 39).
Астахов М.В. обратился в Санкт-Петербургский городской суд с заявлением (л.д. 19,20), уточнив предмет требований (л.д. 68) просит признать недействующими абзац первый пункта 2 статьи 1 в части слов "проживающие в Санкт-Петербурге в общей сложности не менее 10 лет" и абзац пятый пункта 1 статьи 7 в части слов "документы, подтверждающие проживание заявителя и членов его семьи в Санкт-Петербурге в общей сложности не менее 10 лет" указанного выше Закона Санкт-Петербурга.
В обоснование своих требований заявитель ссылается на то, что оспариваемые им положения противоречат федеральному законодательству, в частности, статьям 12,13 Жилищного кодекса Российской Федерации, и нарушают его право на принятие на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, так как срок его проживания в Санкт-Петербурге менее 10 лет (с марта 2007 года), установленных оспариваемым законом.
Представители Законодательного Собрания Санкт-Петербурга, губернатора Санкт-Петербурга, заявленные требования не признали, считают, что оспариваемые положения Закона Санкт-Петербурга право заявителя на жилище не нарушают, в пределах компетенции органов государственной власти субъекта Российской Федерации обеспечивают условия для осуществления жителями Санкт-Петербурга права на жилище, направлены на защиту от возможных злоупотреблений гражданами в жилищной сфере.
Суд, проверив материалы дела, выслушав объяснения заявителя, представителей заинтересованных лиц, заключение прокурора, полагавшего в удовлетворении заявления отказать, считает, что заявление не подлежит удовлетворению по следующим основаниям. Как следует из содержания оспариваемых положений в их взаимосвязи с другими нормами Закона Санкт-Петербурга N 407-65, предмет его правового регулирования составляет общественные отношения, связанные с механизмом реализации права на жилище жителей Санкт-Петербурга, а именно, законодателем# субъекта Российской Федерации определен порядок и условия предоставления жилых помещений жителям города Санкт-Петербурга по договорам социального найма из жилищного фонда Санкт-Петербурга; порядок признания жителей Санкт-Петербурга малоимущими в целях постановки их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, что согласуется с требованиями Жилищного кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 13 названного Федерального закона, на которую ссылается заявитель, к компетенции органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области жилищных отношений относится определение порядка предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда субъекта Российской Федерации; установление порядка определения размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда; определение порядка предоставления по договорам социального найма установленным соответствующим законом субъекта Российской Федерации категориям граждан жилых помещений жилищного фонда субъекта Российской Федерации; определение порядка ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма; иные вопросы, отнесенные к компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области жилищных отношений Конституцией Российской Федерации, Жилищным кодексом, другими федеральными законами и не отнесенные к компетенции органов государственной власти Российской Федерации, компетенции органов местного самоуправления.
Доводы заявителя о том, что законодатель субъекта Российской Федерации, не вправе был определять срок проживания в городе Санкт-Петербурге по месту жительства в качестве обязательного условия признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, поскольку, как считает заявитель, регулирование данного вопроса относится к исключительной компетенции органов государственной власти Российской Федерации, несостоятельны.
Правовые основы предоставления жилого помещения по договору социального найма, в том числе, нормы предоставления и учетная норма площади жилого помещения; основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма; принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях; последствия намеренного ухудшения гражданами своих жилищных условий; отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях регламентированы в главе 7 (статьи 49-59) Жилищного кодекса Российской Федерации.
Сопоставив оспариваемые положения Закона Санкт-Петербурга и перечисленные выше федеральные нормы в их взаимосвязи с пунктом 3 статьи 12 Жилищного кодекса Российской Федерации, на которую ссылается заявитель, а также статьей 13 данного Федерального закона, суд приходит к выводу о том, что вопрос о конкретном сроке постоянного проживания как обязательном условии признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, Жилищным кодексом Российской Федерации не решен.
Поэтому город Санкт-Петербург, как субъект Российской Федерации, вправе был своим законом в опережающем порядке в силу пункта 2 статьи 3 Федерального закона от 06 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" урегулировать этот вопрос.
Признавая не противоречащими оспариваемые положения Закона Санкт-Петербурга федеральному законодательству, суд исходит также из того, что Санкт-Петербург, являясь собственником жилищного фонда субъекта Российской Федерации, в соответствии со статьей 209 ГК РФ, закрепляющей правомочия собственника, вправе был установить в своем законе определенные условия передачи своей собственности во владение и пользование другим лицам.
Исходя из изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Астахову Максиму Валерьевичу в удовлетворении заявления отказать.
Решение может быть обжаловано в 10-ти дневный срок в Верховный Суд Российской Федерации.
Судья: |
С.Н. Масолова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд отказал в удовлетворении заявления Гражданина о признании недействующими абзаца первого пункта 2 статьи 1 в части слов "проживающие в Санкт-Петербурге в общей сложности не менее 10 лет" и абзаца пятого пункта 1 статьи 7 в части слов "документы, подтверждающие проживание заявителя и членов его семьи в Санкт-Петербурге в общей сложности не менее 10 лет" Закона Санкт-Петербурга от 30 июня 2005 года N 407-65 "О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге".
Сопоставив оспариваемые положения Закона Санкт-Петербурга и федеральные нормы в их взаимосвязи с пунктом 3 статьи 12 Жилищного кодекса РФ, на которую ссылается заявитель, а также статьей 13 Жилищного кодекса РФ, суд пришел к выводу о том, что вопрос о конкретном сроке постоянного проживания как обязательном условии признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, Жилищным кодексом РФ не решен.
Поэтому город Санкт-Петербург, как субъект Российской Федерации, вправе своим законом в опережающем порядке в силу пункта 2 статьи 3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" урегулировать этот вопрос.
Признавая не противоречащими оспариваемые положения Закона Санкт-Петербурга федеральному законодательству, суд исходит также из того, что Санкт-Петербург, являясь собственником жилищного фонда субъекта Российской Федерации, в соответствии со статьей 209 Гражданского кодекса РФ, закрепляющей правомочия собственника, вправе был установить в своем законе определенные условия передачи своей собственности во владение и пользование другим лицам.
Решение Санкт-Петербургского городского суда от 8 октября 2007 г. N 3-386/07
Текст решения официально опубликован не был