Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Настоящая Программа вступает в силу со дня вступления в силу областного закона "О признании утратившим силу областного закона "О региональной целевой программе "Развитие и использование минерально-сырьевой базы Ленинградской области в 2006 - 2010 годах"
Приложение
Долгосрочная целевая программа "Развитие и использование
минерально-сырьевой базы Ленинградской области в 2009 - 2010 годах"
(утв. постановлением Правительства Ленинградской области
от 30 сентября 2009 г. N 299)
Паспорт
долгосрочной целевой программы "Развитие и использование
минерально-сырьевой базы Ленинградской области в 2009 - 2010 годах"
Полное наименование |
Долгосрочная целевая программа "Развитие и использование минерально-сырьевой базы Ленинградской области в 2009 - 2010 годах" (далее - Программа) |
Цель Программы |
Обеспечение потребности Ленинградской области в минерально-сырьевых ресурсах |
Основные задачи Программы |
Обеспечение сбалансированного соотношения между уровнем добычи и приростом запасов по наиболее востребованным видам полезных ископаемых; разведка и добыча полезных ископаемых на месторождениях с учетом требований охраны окружающей среды и обеспечения устойчивого развития территорий на основе территориального планирования и градостроительного зонирования; геолого-экологические исследования и внедрение новых технологий при добыче и переработке минерального сырья; экономическая оценка воздействия недропользования на окружающую среду, рекультивация земель и обращение с отходами горнодобывающей и перерабатывающей промышленности; информационное обеспечение управленческих решений, направленных на рациональное использование и охрану минерально-сырьевых ресурсов |
Объем финансовых ресурсов, запланированных по Программе |
Средства федерального бюджета - 3000 тыс. рублей, в том числе 2009 год - 3000 тыс. рублей; средства областного бюджета - 29 307 тыс. рублей, в том числе: 2009 год - 15 525 тыс. рублей, 2010 год - 13 782 тыс. рублей |
Показатели экономической, социальной, бюджетной эффективности Программы |
За период реализации Программы ожидается: восполнение промышленных запасов общераспространенных полезных ископаемых: строительного камня - не менее чем на 5 млн. куб. м, облицовочного камня - не менее чем на 1 млн. куб. м, песка строительного и песчано-гравийного материала - не менее чем на 140 млн. куб. м, торфа - не менее чем на 4 млн. тонн, в том числе по годам: 2009 год: строительного камня - не менее чем на 2,5 млн куб. м, облицовочного камня - не менее чем на 0,5 млн куб. м, песка строительного и песчано-гравийного материала - не менее чем на 70 млн куб. м, торфа - не менее чем на 2 млн тонн; 2010 год: строительного камня - не менее чем на 2,5 млн куб. м, облицовочного камня - не менее чем на 0,5 млн куб. м, песка строительного и песчано-гравийного материала - не менее чем на 70 млн куб. м, торфа - не менее чем на 2 млн тонн; создание не менее 300 новых рабочих мест (по 150 ежегодно); повышение бюджетной эффективности использования минерально-сырьевых ресурсов за счет дополнительных доходов областного бюджета от вводимых в освоение новых месторождений, в том числе: дополнительного налога на добычу полезных ископаемых в 2009 году - 3000 тыс. рублей, в 2010 году - 3000 тыс. рублей, платежей за пользование недрами в 2009 году - 900 тыс. рублей, в 2010 году - 1000 тыс. рублей |
Основные индикаторы реализации (целевые задания) Программы |
Подключение к функционирующей территориально распределенной автоматизированной системе управления недропользованием ежегодно не менее пяти предприятий-недропользователей; подготовка ежегодно не менее 30 аналитических справок о состоянии и перспективах развития минерально-сырьевой базы Ленинградской области на основе системы информационно-аналитических материалов, обеспечивающих оперативную деятельность органов управления недропользованием; ежегодное обновление базы данных автоматизированной информационной системы "Недропользование" (по 26 видам полезных ископаемых); ежегодная актуализация порайонных карт, характеризующих состояние недропользования в Ленинградской области, в том числе районов, прилегающих к Санкт-Петербургу (17 карт); оперативное обследование ежегодно около 40 объектов, в том числе: выявление фактов нарушения лицензионных обязательств недропользователями, выявление необходимости проведения рекультивации карьеров, приведения их в безопасное состояние, выявление фактов загрязнения карьеров промышленными и бытовыми отходами, выявление случаев застройки месторождений полезных ископаемых; выявление несоответствия данных об учтенных балансом месторождениях нераспределенного фонда (застройка, несоответствие качества сырья современным требованиям промышленности и т.д.), снятие утративших промышленное значение месторождений с балансового учета (30 объектов); восполнение ежегодно промышленных запасов общераспространенных полезных ископаемых, в том числе: строительного камня - не менее чем на 2,5 млн куб. м, песка строительного и песчано-гравийного материала - не менее чем на 70 млн куб. м; определение ежегодно остаточных запасов полезных ископаемых не менее чем на 15 заброшенных карьерах с целью восполнения промышленных запасов общераспространенных полезных ископаемых; проведение ежегодно не менее 20 походов по геологическим объектам в целях получения необходимых навыков и профессиональной ориентации их участников; организация и проведение обучающих семинаров с участием преподавателей и учащихся школ в целях профессиональной ориентации молодежи и пропаганды геологических знаний (не менее трех семинаров ежегодно); организация ежегодно сейсмологического мониторинга путем проведения системных 3-компонентных наблюдений на трех точках с регистрацией сейсмических источников всех типов широкого частотного (0,4 - 100 Гц) и амплитудного (130 - 150 децибел) диапазонов на Сосновоборском геодинамическом полигоне |
Основания для разработки Программы |
Закон Российской Федерации от 21 февраля 1992 года N 2395-1 "О недрах", постановление Правительства Ленинградской области от 26 февраля 2004 года N 31 "Об утверждении Основ государственной политики Ленинградской области в сфере использования минерального сырья и недропользования", постановление Правительства Ленинградской области от 18 июля 2008 года N 209 "О Порядке разработки, утверждения и контроля за реализацией долгосрочных целевых программ в Ленинградской области", приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 16 июля 2008 года N 151 "Об утверждении Долгосрочной государственной программы изучения недр и воспроизводства минерально-сырьевой базы России на основе баланса потребления и воспроизводства минерального сырья" |
Разработчик Программы |
Комитет по природным ресурсам и охране окружающей среды Ленинградской области |
Сроки разработки Программы |
2009 год |
Стоимость разработки Программы |
Не требует финансовых затрат |
Представитель заказчика (координатор) Программы |
Комитет по природным ресурсам Ленинградской области |
Участники Программы |
Комитет по природным ресурсам Ленинградской области, органы местного самоуправления Ленинградской области |
Фамилия, имя, отчество, должность, телефон руководителя Программы |
Степченко Александр Анатольевич - председатель комитета по природным ресурсам Ленинградской области, тел. 496-56-36 |
Система управления и контроль за ходом выполнения Программы |
Общий контроль за выполнением Программы осуществляет вице-губернатор Ленинградской области - председатель комитета по агропромышленному и рыбохозяйственному комплексу. Комитет по природным ресурсам Ленинградской области осуществляет контроль за выполнением мероприятий Программы и целевым использованием финансовых средств, а также представляет в комитет экономического развития и инвестиционной деятельности Ленинградской области ежеквартально информацию о ходе финансирования и выполнения мероприятий Программы и ежегодно - отчет в Правительство Ленинградской области |
1. Оценка состояния минерально-сырьевой базы,
обоснование целей и задач Программы
В настоящее время 70 процентов минерально-сырьевого рынка в Ленинградской области формирует холдинг "Ленстройреконструкция", производящий щебень из строительного камня, объединяющий такие крупные предприятия, как ЗАО "Гранит - Кузнечное", ЗАО "Каменногорское карьероуправление" и другие. Важной отраслью минерально-сырьевого комплекса Ленинградской области является производство цемента и флюса из известняка. Основными предприятиями отрасли являются ОАО "Цесла", ЗАО "Пикалевский цемент, ЗАО "БазэлЦемент - Пикалево" и ООО "Цемент". Имеется 55 заводов по производству железобетонных изделий и конструкций, строительных деталей, асфальта и других изделий, а также несколько десятков добывающих и перерабатывающих предприятий, разрабатывающих месторождения нерудного сырья, в основном для строительной индустрии и производства органических удобрений.
В отличие от других природных ресурсов (водные и лесные ресурсы, животный мир) полезные ископаемые являются невозобновимым ресурсом, после полной отработки месторождения добывающее предприятие подлежит ликвидации или перепрофилированию, поэтому своевременное решение проблем развития минерально-сырьевой базы, в частности, прироста разведанных запасов полезных ископаемых, востребованных на рынке, имеет не только экономическое, но и социальное значение.
Комплекс разведанных твердых полезных ископаемых Ленинградской области включает 26 наименований, важнейшими из которых являются горючие сланцы, формовочные и стекольные пески, карбонатные породы для металлургии и цементного производства, цементные глины, а также 20 видов общераспространенных полезных ископаемых, используемых главным образом для производства строительных материалов и органических удобрений.
Обеспеченность разведанными запасами полезных ископаемых различна в зависимости от вида и освоения месторождений. Имеется острый дефицит разведанных запасов светложгущихся керамических огнеупорных глин, а также кондиционных песков и песчано-гравийного материала на участках недр вблизи строящихся и проектируемых федеральных и областных объектов строительства. Представляется целесообразным с учетом экологических, экономических и других факторов использование морских песков. Обеспеченность другими видами полезных ископаемых, по предварительной оценке, могла бы считаться удовлетворительной, но их освоение во многих случаях затрудняется сложными геологическими условиями, градостроительными и экологическими ограничениями, необходимостью больших затрат на создание инфраструктуры. Существенные коррективы вносит переоценка некоторых месторождений по критериям рыночной экономики, в ходе которой часть запасов переходит в забалансовые. При освоении месторождений не всегда подтверждается качество утвержденных запасов, например, облицовочного камня, песков строительных и др. Часть месторождений, проявлений и перспективных площадей оказались застроенными, поскольку землеотводы предоставлялись без согласования с геологической службой и Ростехнадзором. По указанным причинам фактическое сокращение балансовых запасов полезных ископаемых достигает 30 и более процентов. Техногенные факторы связаны с загрязнением окружающей среды пылью, воздействием на здания и сооружения сейсмических и воздушных ударных волн при добыче строительного камня.
Значительные площади занимают земли под отсевами и отходами как добывающих предприятий, так и предприятий других отраслей.
Исходя из оценки состояния минерально-сырьевой базы# следует отметить следующие основные проблемы:
несовершенство действующего законодательства, регулирующего отношения в сфере недропользования, в связи с чем не обеспечивается оптимальное изъятие ренты в доход государства при использовании минеральных ресурсов. Отсутствует реальная экономическая ответственность недропользователей за причинение государству ущерба при нерациональном использовании участков недр, за нарушение установленных лицензией условий недропользования, проектов отработки месторождений, стандартов и правил ведения добычных работ;
недостаточность и несовершенство государственного контроля за соблюдением условий недропользования, в связи с чем не обеспечивается необходимый уровень бюджетной и социальной эффективности использования минерального сырья. Массовый характер имеет безлицензионная добыча песков и песчано-гравийного материала вблизи строящихся федеральных и областных объектов;
низкий уровень применяемых технологий добычи и переработки минерального сырья, что в высокой степени оказывает отрицательное воздействие на окружающую природную среду, накопление отсевов и отходов.
2. Цель и задачи Программы
Цель Программы - обеспечение потребности Ленинградской области в минерально-сырьевых ресурсах.
Основными задачами Программы являются:
обеспечение сбалансированного соотношения между уровнем добычи и приростом запасов по наиболее востребованным видам полезных ископаемых;
разведка и добыча полезных ископаемых на месторождениях с учетом требований охраны окружающей среды и обеспечения устойчивого развития территорий на основе территориального планирования и градостроительного зонирования;
геолого-экологические исследования и внедрение новых технологий при добыче и переработке минерального сырья;
экономическая оценка воздействия недропользования на окружающую среду, рекультивация земель и обращение с отходами горнодобывающей и перерабатывающей промышленности;
информационное обеспечение принятия управленческих решений, направленных на рациональное использование и охрану минерально-сырьевых ресурсов.
3. Связь с другими социально-экономическими программами
Программа носит самостоятельный характер и одновременно связана с региональной программой "Охрана окружающей среды Ленинградской области на 2007 - 2010 годы" (в части, относящейся к геолого-экологическим проблемам, контролю за состоянием и охраной недр и подземных вод) и Долгосрочной государственной программой изучения недр и воспроизводства минерально-сырьевой базы России на основе баланса потребления и воспроизводства минерального сырья.
4. Обоснование мероприятий Программы и расчет
необходимого ресурсного обеспечения
Расчет необходимого финансирования по мероприятиям и объектам Программы осуществлен на основе проектно-сметной документации, разработанной по нормативам Министерства природных ресурсов Российской Федерации. Для обоснования объемов средств по новым объектам использованы предварительные сметно-финансовые расчеты. Объемы финансирования по этим объектам могут корректироваться в ходе уточнения геологических заданий и утверждения проектно-сметной документации.
План мероприятий долгосрочной целевой программы "Развитие и использование минерально-сырьевой базы Ленинградской области в 2009 - 2010 годах" (далее - план мероприятий Программы) представлен в приложении 1 к Программе.
Раздел "Анализ состояния минерально-сырьевой базы и перспектив ее развития" предусматривает финансирование за счет средств областного бюджета Ленинградской области на 2009 год в размере 14,826 млн рублей, на 2010 год - 13,083 млн рублей.
В результате реализации в 2001 - 2008 годах региональных целевых программ в сфере недропользования выдано более 150 лицензий на поиски, оценку, разведку и добычу как традиционных для Ленинградской области полезных ископаемых (песок строительный, песчано-гравийный материал, строительный и облицовочный камень), так и нетрадиционных (алмазы, железо - марганцевые# конкреции).
Пунктом "Информационное обеспечение управления недропользованием" предусмотрены мероприятия по разработке и совершенствованию автоматизированной информационной системы "Недропользование" в соответствии с приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 2 апреля 2003 года N 269 "Об Основных положениях Концепции создания Единой информационно-аналитической системы природопользования и охраны окружающей среды", в том числе:
инвентаризация распределенного и нераспределенного фонда недр, в том числе в разрезе муниципальных образований, с подготовкой предложений органам исполнительной власти Ленинградской области и органам местного самоуправления по развитию минерально-сырьевой базы на основе геолого-экономической оценки запасов и применения информационных технологий для принятия управленческих решений (актуализация материалов Концепции развития, рационального использования и охраны недр Ленинградской области);
поэтапная организация и ведение мониторинга использования минерально-сырьевых ресурсов на основе дистанционных методов контроля за состоянием и использованием недр;
обеспечение функционирования автоматизированной информационной системы в муниципальных образованиях Ленинградской области.
Проведение государственной экспертизы запасов полезных ископаемых осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 11 февраля 2005 года N 69 "О государственной экспертизе запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр, размере и порядке взимания платы за ее проведение". Стоимость экспертизы запасов полезных ископаемых по одному участку недр составляет 40 тыс. рублей. В рамках реализации Программы предполагается проведение государственной экспертизы примерно 22 - 23 объектов, общая стоимость экспертизы которых составит около 900 тыс. рублей.
Раздел "Геолого-экологические исследования" предусматривает финансирование за счет средств областного бюджета Ленинградской области на 2009 год в размере 0,699 млн рублей, на 2010 год - в размере 1,37 млн рублей, за счет средств федерального бюджета на 2009 год - в размере 3 млн рублей.
Раздел предусматривает следующие мероприятия:
проведение совместно с Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации мероприятий, способствующих формированию интереса молодежи к геологии, и осуществление пропаганды геологических знаний путем проведения слета юных геологов, летних геологических экспедиций с учащимися, организации кружков юных геологов в школах Ленинградской области, издания пособий для занятий в кружках юных геологов и т.п.;
изучение природных факторов, определяющих размещение на территории Ленинградской области объектов жилищного и промышленного назначения в зависимости от радоноопасности, метаноопасности и т.п.;
организацию сейсмологического мониторинга на Сосновоборском геодинамическом полигоне в целях оценки влияния сейсмических факторов на Ленинградскую атомную станцию.
Информация о динамике финансирования долгосрочной целевой программы "Развитие и использование минерально-сырьевой базы Ленинградской области в 2009 - 2010 годах" и информация о территориальной структуре финансирования долгосрочной целевой программы "Развитие и использование минерально-сырьевой базы Ленинградской области в 2009 - 2010 годах# приведены в приложениях 2 и 3 к Программе.
5. Эффективность реализации мероприятий Программы
Бюджетная эффективность Программы заключается в увеличении налоговых поступлений в консолидированный бюджет Ленинградской области за счет роста объемов производства и налогооблагаемой базы.
За период реализации Программы ожидается восполнение промышленных запасов общераспространенных полезных ископаемых, в том числе строительного камня - не менее чем на 5 млн куб. м, облицовочного камня - не менее чем на 0,5 млн куб. м, песка строительного и песчано-гравийного материала - не менее чем на 140 млн куб. м, торфа - не менее чем на 4 млн тонн, в том числе в 2009 году: строительного камня - не менее чем на 2,5 млн куб. м, облицовочного камня - не менее чем на 0,5 млн куб. м, песка строительного и песчано-гравийного материала - не менее чем на 70 млн куб. м, торфа - не менее чем на 2 млн тонн; в 2010 году - строительного камня - не менее чем на 2,5 млн куб. м, облицовочного камня - не менее чем на 0,5 млн куб. м, песка строительного и песчано-гравийного материала - не менее чем на 70 млн куб. м, торфа - не менее чем на 2 млн тонн.
6. Состав, функции и полномочия участников Программы
Участниками Программы являются комитет по природным ресурсам Ленинградской области и органы местного самоуправления.
Управление Программой осуществляет представитель заказчика - комитет по природным ресурсам Ленинградской области, являющийся главным распорядителем бюджетных средств.
Представитель заказчика осуществляет контроль за выполнением мероприятий Программы и целевым использованием финансовых средств, организует взаимодействие участников Программы.
Мероприятия Программы выполняются в соответствии с государственными контрактами (договорами), заключаемыми представителем заказчика в установленном законодательством порядке.
На выполнение мероприятий Программы заключаются контракты (договоры) между представителем заказчика и исполнителем мероприятий Программы. Отбор поставщиков и подрядчиков для реализации мероприятий Программы осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
Ответственность исполнителя и заказчика регламентируется условиями государственных контрактов (договоров).
Порядок оперативного контроля определяется комитетом по природным ресурсам Ленинградской области по согласованию с комитетом экономического развития и инвестиционной деятельности Ленинградской области, формы оперативного контроля - комитетом по природным ресурсам Ленинградской области.
Контроль за реализацией Программы осуществляется в соответствии с Порядком разработки, утверждения и контроля за реализацией долгосрочных целевых программ в Ленинградской области, утвержденным постановлением Правительства Ленинградской области от 18 июля 2008 года N 209.
Комитет по природным ресурсам Ленинградской области представляет в комитет экономического развития и инвестиционной деятельности Ленинградской области ежеквартально информацию о ходе финансирования и выполнения мероприятий Программы и ежегодно - отчет в Правительство Ленинградской области.
Общий контроль за выполнением Программы осуществляет вице-губернатор Ленинградской области - председатель комитета по агропромышленному и рыбохозяйственному комплексу.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.