Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Утверждена
постановлением Правительства
Ленинградской области
(приложение)
Долгосрочная целевая программа
"Социальная поддержка граждан пожилого возраста и инвалидов
в Ленинградской области" на 2009-2010 годы
Паспорт
долгосрочной целевой программы "Социальная поддержка граждан пожилого
возраста и инвалидов в Ленинградской области" на 2009-2010 годы
Цели Программы |
Создание условий для повышения качества жизни пожилых людей и инвалидов на основе обеспечения потребности в доступных и качественных социальных услугах; реабилитация и общественная интеграция пожилых людей и инвалидов, содействие активному участию в жизни общества; государственная социальная поддержка пожилых людей и инвалидов |
Основные задачи Программы |
Создание условий для повышения доступности и качества социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста на основе стандартизации, внедрения инновационных технологий в сфере социального обслуживания и индивидуального подхода; поддержка общественных организаций ветеранов; создание условий для сохранения жизненной активности, реализации внутреннего потенциала граждан пожилого возраста и инвалидов; увеличение охвата инвалидов мерами социальной реабилитации, повышение эффективности их социальной реабилитации и интеграции в общество; создание и модернизация дополнительных 48 специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов; обеспечение государственной поддержки общественных организаций инвалидов; увеличение обеспеченности инвалидов техническими и вспомогательными средствами; предоставление протезно-ортопедической помощи и технических средств реабилитации гражданам, не признанным в установленном порядке инвалидами; обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры; усиление координации деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений по решению актуальных проблем жизнеобеспечения граждан пожилого возраста и инвалидов; совершенствование профессиональной подготовки и переподготовки, повышение квалификации специалистов учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов |
Разделы Плана мероприятий Программы |
1. Совершенствование инфраструктуры организаций, предоставляющих услуги социального обслуживания гражданам пожилого возраста и инвалидам. Внедрение инновационных технологий в их деятельность 2. Повышение благосостояния граждан пожилого возраста и инвалидов через оказание различных видов социальной помощи 3. Формирование безбарьерной среды жизнедеятельности инвалидов 4. Социальная реабилитация и общественная интеграция инвалидов 5. Проведение социально значимых культурно-массовых мероприятий 6. Содействие занятости граждан пожилого возраста и инвалидов 7. Проведение организационно-методической работы |
Объем финансовых ресурсов, запланированных по Программе, с указанием источников финансирования (тыс. рублей в действующих ценах года реализации Программы) |
Общий объем финансирования Программы 21594,3 тыс. рублей, из них за счет средств областного бюджета 20688,0 тыс. рублей, за счет бюджетов муниципальных образований 350,0 тыс. рублей, за счет прочих источников финансирования 556,3 тыс. рублей, в том числе: 2009 год - 10194,3 тыс. рублей, из них за счет средств областного бюджета 9922,0 тыс. рублей, за счет прочих источников финансирования 272,3 тыс. рублей; 2010 год - 11400,0 тыс. рублей, из них за счет средств областного бюджета 10766,0 тыс. рублей, за счет средств бюджетов муниципальных образований 350,0 тыс. рублей, за счет прочих источников финансирования 284,0 тыс. рублей |
Показатели эффективности Программы |
Социальная эффективность Увеличение доли инвалидов, охваченных социально значимыми мероприятиями, от общего числа инвалидов (156000 человек) в 2009 году на два процента, в 2010 году на три процента (с 24200 человек в 2008 году до 27320 человек в 2009 году и до 32000 человек в 2010 году); увеличение доли граждан пожилого возраста, охваченных социально значимыми мероприятиями, от общего числа пожилых людей (372900 человек) на один процент ежегодно (с 42540 человек в 2008 году до 46296 человек в 2009 году и до 49999 человек в 2010 году); увеличение доли инвалидов, трудоустроенных на специальные рабочие места, от общего числа трудоустроенных инвалидов (900 человек) в 2009 году на два процента (23 места), в 2010 году на три процента (25 мест); увеличение доли граждан, не признанных в установленном порядке инвалидами, охваченных протезно-ортопедической помощью и техническими средствами реабилитации, от общего числа граждан, не признанных в установленном порядке инвалидами и нуждающихся в протезно-ортопедической помощи и технических средствах реабилитации (2800 человек) в 2009 году на 10 процентов (280 человек), в 2010 году на 11 процентов (280 человек); увеличение доли инвалидов по слуху и зрению, обеспеченных техническими средствами реабилитации, от общего числа инвалидов по слуху и зрению (5290 человек) ежегодно на два процента (по 118 человек); увеличение доли граждан пожилого возраста и инвалидов, получающих услуги социального обслуживания через негосударственные организации, от общего числа пожилых людей и инвалидов, получающих услуги социального обслуживания через негосударственные организации (640 человек), в 2009 году на 10 процентов (64 человека), в 2010 году на девять процентов (64 человека); увеличение доли специалистов учреждений социального обслуживания пожилых людей и инвалидов, обученных на курсах повышения квалификации и тематических семинарах, от общего числа специалистов учреждений социального обслуживания пожилых людей и инвалидов (161 человек) в 2009 году на 10 процентов (16 человек), в 2010 году на 11 процентов (18 человек)
Бюджетная эффективность Экономия средств в связи с сокращением затрат на социальную поддержку безработных инвалидов в результате их трудоустройства - в 2009 году 141,2 тыс. рублей, в 2010 году - 166,5 тыс. рублей; экономия средств в результате сокращения обращений лиц, страдающих хроническими заболеваниями, о госпитализации в лечебно-профилактические учреждения в связи с предоставлением услуг социального обслуживания на дому в 2009 году - 24,0 тыс. рублей (шесть человек); экономия средств в связи с предоставлением экономически выгодных форм социального обслуживания на дому потенциальным кандидатам в дома-интернаты в 2010 году - 1640,9 тыс. рублей (девять человек); возмещение затрат на профессиональное обучение инвалидов и получение дополнительных поступлений в федеральный бюджет и территориальные бюджеты через налогооблагаемую базу, образованную в результате трудоустройства 10 инвалидов после прохождения профессионального обучения на базе Санкт-Петербургского центра медико-социальной реабилитации для инвалидов по зрению, в размере 558,0 тыс. рублей ежегодно
Экономическая эффективность Улучшение материального положения инвалидов (48 человек) в результате их трудоустройства на созданные или модернизированные специальные рабочие места в 2009 году - 23 человека, в 2010 - 25 человек (105 тыс. рублей на человека); улучшение материального положения студентов-инвалидов в результате выплаты стипендии Губернатора Ленинградской области в 2009 году - 12 человек (по 14 тыс. рублей каждому), в 2010 году - 12 человек (по 15 тыс. рублей каждому) |
Основные индикаторы реализации (целевые задания) Программы |
Реализация трех проектов социальных технологий социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов; охват реабилитационными мероприятиями 30 инвалидов трудоспособного возраста; оказание материальной помощи 4187 гражданам пожилого возраста в результате проведения областной акции "Забота"; охват протезно-ортопедической помощью 560 граждан, не являющихся инвалидами и нуждающихся в протезно-ортопедической помощи; выплата персональной стипендии 24 студентам-инвалидам; оборудование объектов социальной инфраструктуры приспособлениями для беспрепятственного доступа инвалидов: 38 пандусов и 245 метров поручней в 11 муниципальных районах Ленинградской области; охват мероприятиями по реабилитации и общественной интеграции 1536 инвалидов; охват мероприятиями, посвященными Международному дню пожилых людей, 41104 граждан пожилого возраста; охват мероприятиями, посвященными Международному дню инвалидов, 40057 человек; проведение областного мероприятия, посвященного Международному дню пожилых людей, с охватом 450 участников; проведение областного мероприятия, посвященного Международному дню инвалидов, с охватом 350 участников; охват мероприятиями, посвященными 65-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов, 27793 ветеранов Великой Отечественной войны; проведение областной выставки творчества пожилых людей и инвалидов с числом участников 150 человек; проведение фестиваля художественного творчества инвалидов, проживающих в стационарных учреждениях, с общим числом участников 260 человек; проведение летней и зимней спортивной олимпиады для инвалидов, проживающих в стационарных учреждениях, с общим числом участников 200 человек; создание и модернизация 48 рабочих мест для инвалидов; проведение реабилитации 10 инвалидов по зрению; проведение церемонии подведения итогов конкурса на лучшее учреждение социального обслуживания населения, награждение победителей по номинациям конкурса с охватом 20 учреждений; обучение 34 специалистов учреждений социального обслуживания пожилых людей и инвалидов; проведение шести семинаров с общим числом участников 60 человек; издание сборников методической литературы общим тиражом 2000 экземпляров; участие 12 предприятий Ленинградской области в выставке "Трудовой потенциал инвалидов" в рамках Российского национального конгресса "Человек и его здоровье"; проведение ежегодно областного праздника, посвященного дню социального работника, с охватом 300 человек; размещение в средствах массовой информации 100 публикаций по проблемам граждан пожилого возраста и инвалидов |
Основания для разработки Программы |
Федеральный закон от 2 августа 1995 года N 122-ФЗ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов"; Федеральный закон от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"; Федеральный закон от 10 декабря 1995 года N 195-ФЗ "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации"; Федеральный закон от 4 июля 2003 года N 95-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации"; постановление Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2005 года N 832 "О федеральной целевой программе "Социальная поддержка инвалидов на 2006-2010 годы"; областной закон от 29 ноября 2004 года N 97-оз "О социальном обслуживании населения Ленинградской области"; постановление Правительства Ленинградской области от 18 июля 2008 года N 209 "О Порядке разработки, утверждения и контроля за реализацией долгосрочных целевых программ в Ленинградской области" |
Разработчик Программы |
Комитет по социальной защите населения Ленинградской области |
Сроки разработки Программы |
2007-2008 годы |
Стоимость разработки Программы |
Без привлечения финансовых затрат |
Представитель заказчика Программы (координатор) |
Комитет по социальной защите населения Ленинградской области |
Другие участники Программы |
Комитет по труду и занятости населения Ленинградской области; комитет по информационно-аналитическому обеспечению Ленинградской области; администрации муниципальных образований Ленинградской области |
Фамилия, имя, отчество, должность, телефон руководителя Программы |
Быстрова Зинаида Николаевна - председатель комитета по социальной защите населения Ленинградской области, телефон 225-24-60 |
Система управления Программой и контроль за выполнением Программы |
Контроль за выполнением программных мероприятий, целевым использованием бюджетных средств осуществляет комитет по социальной защите населения Ленинградской области. Информация о ходе выполнения и результатах реализации Программы ежеквартально представляется в комитет экономического развития и инвестиционной деятельности Ленинградской области и ежегодно - в Правительство Ленинградской области. Для осуществления оперативного контроля руководители служб и комитетов, участвующих в реализации Программы, представляют в комитет по социальной защите населения Ленинградской области ежеквартальный отчет о выполнении мероприятий Программы. Общий контроль за ходом реализации Программы осуществляет вице-губернатор Ленинградской области Уткин О.А. |
1. Анализ ситуации. Обоснование целей и задач Программы
1.1. Оценка и анализ ситуации
Долгосрочная целевая программа "Социальная поддержка граждан пожилого возраста и инвалидов в Ленинградской области" на 2009-2010 годы (далее - Программа) является продолжением ранее принятых в Ленинградской области региональных целевых программ "Старшее поколение Ленинградской области" на 2004-2008 годы" и "Социальная поддержка инвалидов Ленинградской области на 2004-2008 годы".
Программа носит самостоятельный характер, разработана с учетом прогноза социально-экономического развития Ленинградской области на период до 2010 года.
В соответствии с федеральными законами от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и от 10 декабря 1995 года N 195-ФЗ "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации", постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2005 года N 832 "О федеральной целевой программе "Социальная поддержка инвалидов на 2006-2010 годы" и областным законом от 29 ноября 2004 года N 97-оз "О социальном обслуживании населения Ленинградской области" Программа определяет дальнейшее развитие социального обслуживания населения в современных условиях, в том числе повышение качества и доступности гарантированных Правительством Ленинградской области социальных услуг, создание системы социальной поддержки общественных организаций инвалидов и ветеранов Ленинградской области, обеспечение комплексных подходов к решению указанных задач, применение инновационных методов работы.
По состоянию на 1 января 2007 года возраст каждого четвертого жителя Ленинградской области старше трудоспособного. В долгосрочной перспективе высокая доля пожилых людей среди населения Ленинградской области сохранится.
Среди лиц 60 лет и старше значительную долю составляют возрастные группы 70-74 года (20,6 процента), 75-79 лет (16,6 процента), 80 лет и старше (10,7 процента). В Бокситогорском, Волховском, Лужском, Подпорожском, Сланцевском муниципальных районах, городах Пикалево и Волхов этот показатель значительно выше среднеобластного.
По данным, имеющимся в органах социальной защиты населения Ленинградской области, более 60 процентов граждан старше 70 лет нуждаются в постоянной посторонней помощи и социальных услугах, в том числе 49000 граждан в возрасте 80 лет и старше, 23000 одиноких граждан пожилого возраста. До 40 процентов пациентов, находящихся на стационарном лечении в медицинских учреждениях, составляют лица пожилого возраста.
Об ухудшении здоровья пожилых людей свидетельствует рост числа граждан, впервые признанных инвалидами в пенсионном возрасте (таблица 1).
Таблица 1
Граждане, впервые признанные инвалидами в пенсионном возрасте (в процентах от общего числа граждан, впервые признанных инвалидами) |
2004 год |
2005 год |
2006 год |
59,5 |
64,2 |
67,8 |
Особым фактором социального риска является одиночество, негативно воздействующее на способность пожилых людей и инвалидов к самостоятельному обслуживанию и передвижению, отрицательно влияющее на психическое здоровье. Выборочное обследование, проведенное учреждениями социальной защиты населения Ленинградской области в ходе областной акции "Забота", показало, что потребность в посторонней помощи у одиноких пожилых людей в два раза выше, чем у проживающих в семьях.
Остаются нерешенными следующие вопросы: недоступность жилья для безопасного проживания, недостаточный уровень обеспеченности индивидуальными средствами реабилитации, компенсирующими снижение способности к самообслуживанию и передвижению.
Ограниченная возможность получения социально-медицинских услуг гражданами пожилого возраста и инвалидами, проживающими в отдаленной сельской местности, вызывает необходимость раннего перехода в стационарные учреждения социального обслуживания, что повышает бюджетные затраты.
На развитие социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, социальную и финансовую поддержку общественных организаций инвалидов и ветеранов Ленинградской области в рамках региональных целевых программ "Старшее поколение Ленинградской области" и "Социальная поддержка инвалидов Ленинградской области" за 2004-2008 годы израсходовано 57095,2 тысячи рублей, в том числе из средств областного бюджета - 43787,5 тысячи рублей.
Реализация программно-целевого подхода к вопросам организации социальной поддержки малообеспеченных пожилых людей и инвалидов в Ленинградской области позволила комплексно решать вопросы социальной поддержки указанных категорий граждан, повысить эффективность действующих учреждений, развить социальные услуги, мобилизовать усилия заинтересованных ведомств и организаций для решения этих проблем.
По-прежнему наиболее востребованными остаются услуги по социальному обслуживанию на дому.
Организация надомного обслуживания граждан пожилого возраста в 2004-2006 годах позволила продлить жизнь в домашних условиях и не направлять в дома-интернаты более 400 обслуживаемых, ранее нуждающихся в услугах стационарных учреждений.
На современном этапе развития общества одним из приоритетных направлений социальной политики государства является проведение комплекса мер по социальной интеграции инвалидов в общество, предоставлению им равных возможностей для участия в экономической и общественной жизни.
Актуальность проблемы определяется наличием в социальной структуре общества значительного числа лиц, имеющих признаки ограничения жизнедеятельности.
С 2004 по 2006 год число инвалидов в Ленинградской области увеличилось на 8500 тысяч человек и на 1 января 2007 года составило 156000 человек (9,6 процента от общего числа населения), что превышает аналогичный показатель по Российской Федерации (9,0 процента).
Индикатором здоровья населения Ленинградской области служит показатель первичной инвалидности. Число граждан, впервые признанных инвалидами, с 2004 года увеличилось на 1900 человек: в 2004 году, по данным службы медико-социальной экспертизы, впервые признаны инвалидами 14750 человек, в 2006 году - 16680 человек. Каждый третий из впервые признанных инвалидами находится в трудоспособном возрасте.
Выборочное изучение потребностей инвалидов в реабилитации показало, что потребность инвалидов в медицинской реабилитации высока и составляет 97 процентов, потребность в профессиональной реабилитации - 62 процента, в социальной реабилитации - 78 процентов.
Деятельность стационарных отделений и отделений социальной реабилитации в центрах социального обслуживания населения направлена на сохранение социальной активности инвалидов и граждан старшего поколения. За 2006 год отделениями оказаны услуги более 5000 человек.
С 2004 по 2006 год количество социально-реабилитационных отделений в муниципальных центрах социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов увеличилось с 13 до 17, количество мест со 144 до 341. Ежегодно социально-реабилитационные услуги в отделениях получают более 2000 инвалидов. С 2006 года все принятые на реабилитацию инвалиды имеют индивидуальные программы реабилитации. За последние годы значительно расширился перечень реабилитационных мероприятий в социально-реабилитационных отделениях: социальное наблюдение, выявление проблем обслуживаемых инвалидов и оказание помощи в их решении, терапия средой, проведение сеансов релаксации, создание групп поддержки, групповые тренинга, психологическая коррекция, трудотерапия, консультации специалистов и др.
Основной задачей органов и учреждений социальной защиты в работе с инвалидами является максимальное восстановление утраченных способностей инвалидов через обучение их самообслуживанию, социальной независимости, социальному общению с использованием современных технологий, социально-бытовой, социально-средовой, социально-психологической, социокультурной реабилитации.
Важное место в процессе реабилитации инвалидов занимает профессиональная реабилитация.
Число инвалидов, обратившихся в службу занятости в поисках работы, увеличилось с 2618 человек в 2004 году до 3535 человек в 2006 году. По данным комитета по труду и занятости населения Ленинградской области, ежегодная расчетная численность трудоустроенных инвалидов составляет 900 человек.
В целях материальной поддержки, повышения творческой активности и целеустремленности в освоении профессии в 2004 году учреждена персональная стипендия Губернатора Ленинградской области для студентов-инвалидов, обучающихся в высших учебных заведениях и достигших высоких результатов в учебе и общественной деятельности.
Вместе с тем вопросы социальной, медицинской и профессиональной реабилитации граждан пожилого возраста и инвалидов требуют дальнейшего решения.
Остаются низкими показатели полной и частичной реабилитации инвалидов.
Актуальны вопросы профессиональной реабилитации инвалидов. В условиях увеличения спроса на рабочую силу только 15 процентов предлагаемых работодателями вакансий могут быть предложены инвалидам. Причины, затрудняющие трудоустройство части инвалидов, - значительная отдаленность места работы от места жительства, отсутствие специальных рабочих мест на предприятиях, неподготовленность инфраструктуры предприятий.
Недостаточно развита спортивная и культурно-массовая работа среди пожилых людей и инвалидов.
На стадии решения находятся вопросы формирования доступной для инвалидов среды жизнедеятельности.
В поддержке государства нуждаются общественные организации инвалидов.
Главным фактором, сдерживающим решение проблем инвалидов и граждан с ограниченными возможностями здоровья, остается недостаточность финансирования.
1.2. Характеристика проблемы
Анализ состояния социальной поддержки граждан пожилого возраста и инвалидов в Ленинградской области показывает следующее.
В настоящее время недостаточен охват инвалидов мерами социальной реабилитации, не обеспечен беспрепятственный доступ инвалидов к объектам социальной инфраструктуры.
Требуется разработка новых технологий социальной реабилитации инвалидов, принятие мер по повышению эффективности социальной реабилитации и интеграции инвалидов в общество.
Отмечается недоступность получения услуг социального обслуживания, в том числе на дому, для пожилых людей и инвалидов, проживающих в отдаленных пунктах сельской местности.
Негосударственные организации не заинтересован в предоставлении услуг социального обслуживания пожилым людям и инвалидам.
На предприятиях Ленинградской области не имеется достаточного количества специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов.
Отмечается недостаточность принимаемых мер, направленных на государственную поддержку общественных организаций инвалидов в целях профессиональной и трудовой реабилитации инвалидов, расширения номенклатуры предоставляемых инвалидам технических средств реабилитации и реабилитационных услуг, развития культурно-просветительской, художественно-творческой, спортивной и общественной активности.
По-прежнему остро стоит вопрос об обеспечении граждан, не признанных в установленном порядке инвалидами, протезно-ортопедической помощью, особенно протезами грудных желез.
1.3. Основные цели и задачи Программы
Основными целями Программы являются:
создание условий для повышения качества жизни пожилых людей и инвалидов на основе обеспечения потребности в доступных и качественных социальных услугах;
реабилитация и общественная интеграция пожилых людей и инвалидов, содействие активному участию в жизни общества;
государственная социальная поддержка пожилых людей и инвалидов.
Для достижения указанных целей необходимо решить следующие задачи:
создание условий для повышения доступности и качества социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста, на основе стандартизации, внедрения инновационных технологий в сфере социального обслуживания и индивидуального подхода;
поддержка общественных организаций ветеранов;
создание условий для сохранения жизненной активности, реализации внутреннего потенциала граждан пожилого возраста и инвалидов;
увеличение охвата инвалидов мерами социальной реабилитации, повышение эффективности их социальной реабилитации и интеграции в общество;
создание и модернизация дополнительно 48 специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов;
обеспечение государственной поддержки общественных организаций инвалидов;
увеличение обеспеченности инвалидов техническими и вспомогательными средствами;
предоставление протезно-ортопедической помощи и технических средств реабилитации гражданам, не признанным в установленном порядке инвалидами;
обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры;
совершенствование работы по координации деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений в решении актуальных проблем жизнеобеспечения граждан пожилого возраста и инвалидов;
совершенствование профессиональной подготовки и переподготовки, повышение квалификации специалистов учреждений социального обслуживания пожилых людей и инвалидов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.