Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
к Закону Санкт-Петербурга
"О Территориальной программе
государственных гарантий
оказания гражданам
Российской Федерации
бесплатной медицинской помощи в
Санкт-Петербурге на 2010 год"
от 18 ноября 2009 года N 556-107
Территориальная программа
государственных гарантий оказания гражданам
Российской Федерации бесплатной медицинской помощи
в Санкт-Петербурге на 2010 год
1. Общие положения
Территориальная программа государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи в Санкт-Петербурге на 2010 год (далее - Территориальная программа) разработана в соответствии со статьей 6 Закона Российской Федерации "Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан" и в целях обеспечения конституционных прав граждан Российской Федерации на получение бесплатной медицинской помощи в Санкт-Петербурге.
Территориальная программа включает в себя территориальную программу обязательного медицинского страхования (далее - территориальная программа ОМС).
Финансирование Территориальной программы осуществляется за счет средств бюджета Санкт-Петербурга и средств бюджета фонда обязательного медицинского страхования (далее - ОМС).
Территориальная программа включает:
перечень видов медицинской помощи, предоставляемой гражданам бесплатно;
перечень заболеваний и видов медицинской помощи, финансируемых за счет средств ОМС в соответствии с территориальной программой ОМС;
перечень заболеваний, видов медицинской помощи и мероприятий, финансируемых за счет средств бюджета Санкт-Петербурга
дополнительные условия предоставления гражданам бесплатной медицинской помощи;
нормативы объемов медицинской помощи;
нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи;
подушевые нормативы финансирования Территориальной программы;
порядок формирования тарифов на медицинскую помощь, предоставляемую в рамках территориальной программы ОМС;
критерии доступности и качества медицинской помощи.
Порядок и условия оказания и оплаты медицинской помощи в рамках Территориальной программы устанавливаются Правительством Санкт-Петербурга.
2. Перечень видов медицинской помощи,
предоставляемой гражданам бесплатно
Гражданам Российской Федерации в Санкт-Петербурге бесплатно предоставляются:
первичная медико-санитарная помощь;
скорая медицинская помощь;
специализированная медицинская помощь.
Первичная медико-санитарная помощь включает в себя лечение наиболее распространенных болезней, а также травм, отравлений и других неотложных состояний, медицинскую профилактику важнейших заболеваний, санитарно-гигиеническое просвещение населения, осуществление мероприятий по проведению профилактических прививок, профилактических осмотров (кроме граждан, подлежащих соответствующим медицинским осмотрам, порядок и условия проведения которых регламентируются федеральным законодательством), по предупреждению абортов, диспансерное наблюдение здоровых детей, лиц с хроническими заболеваниями, а также проведение других мероприятий, связанных с оказанием медико-санитарной помощи гражданам по месту жительства.
Первичная медико-санитарная помощь оказывается гражданам в медицинских организациях государственной и частной систем здравоохранения, в том числе на дому.
Скорая медицинская помощь оказывается гражданам при состояниях, требующих срочного медицинского вмешательства (при несчастных случаях, травмах, отравлениях и других состояниях и заболеваниях), осуществляется безотлагательно медицинскими организациями независимо от территориальной, ведомственной подчиненности и формы собственности, медицинскими работниками, а также лицами, обязанными ее оказывать в виде первой помощи по закону или по специальному правилу.
Скорая медицинская помощь оказывается учреждениями и подразделениями скорой медицинской помощи в порядке, установленном Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
Специализированная, в том числе высокотехнологичная, медицинская помощь оказывается гражданам при заболеваниях, требующих специальных методов диагностики, лечения и использования сложных, уникальных или ресурсоемких медицинских технологий.
Медицинская помощь предоставляется в больничных учреждениях и других медицинских организациях или их структурных подразделениях в случаях плановой или экстренной госпитализации, требующей применения интенсивных методов диагностики и лечения, круглосуточного медицинского наблюдения и (или) изоляции, в том числе по эпидемиологическим показаниям, при состояниях пациентов, ограничивающих доступность лечебных и (или) диагностических мероприятий в амбулаторных условиях:
при заболеваниях, в том числе острых, и обострениях хронических болезней, отравлениях и травмах;
при патологии беременности, родах и абортах;
в период новорожденности.
Мероприятия по медицинской реабилитации (долечиванию) больных осуществляются в больничных учреждениях и других медицинских организациях или их структурных подразделениях, а также в санаториях, включая детские санатории и санатории для детей с родителями.
В медицинских организациях, а также на дому гражданам может предоставляться медицинская помощь в условиях дневного стационара.
При оказании медицинской помощи осуществляется обеспечение граждан в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Санкт-Петербурга необходимыми лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения, а также обеспечение детей-инвалидов специализированными продуктами питания.
Обеспечение лекарственными средствами, предоставляемыми при амбулаторном лечении по рецептам врачей бесплатно или с 50-процентной скидкой со свободных цен, осуществляется в соответствии с Законом Санкт-Петербурга от 14 сентября 2005 года N 487-73 "О льготном обеспечении лекарственными средствами и бесплатном зубопротезировании отдельных категорий жителей Санкт-Петербурга".
Медицинская помощь в рамках Территориальной программы осуществляется на основе утвержденных федеральных, региональных стандартов медицинской помощи и стандартов медицинских технологий.
3. Перечень заболеваний и видов медицинской помощи,
финансируемых за счет средств ОМС в соответствии
с территориальной программой ОМС
За счет средств ОМС в соответствии с территориальной программой ОМС предоставляются первичная медико-санитарная и специализированная медицинская помощь, за исключением высокотехнологичной, предусматривающие в том числе обеспечение граждан необходимыми лекарственными средствами в соответствии с федеральным законодательством,# при инфекционных и паразитарных заболеваниях (за исключением заболеваний, передаваемых половым путем, туберкулеза, ВИЧ-инфекции и синдрома приобретенного иммунодефицита), при новообразованиях, болезнях эндокринной системы, расстройствах питания и нарушениях обмена веществ, болезнях нервной системы, болезнях крови, кроветворных органов и отдельных нарушениях, вовлекающих иммунный механизм, болезнях глаза и его придаточного аппарата, болезнях уха и сосцевидного отростка, болезнях системы кровообращения, болезнях органов дыхания, болезнях органов пищеварения (в том числе болезнях зубов и полости рта), болезнях мочеполовой системы, болезнях кожи и подкожной клетчатки, болезнях костно-мышечной системы и соединительной ткани, при травмах, отравлениях и некоторых других последствиях воздействия внешних причин, при врожденных аномалиях (пороках развития), деформациях и хромосомных нарушениях, при отдельных состояниях, возникающих у детей в перинатальный период, при беременности, родах, в послеродовой период и при абортах, а также осуществляется профилактика перечисленных заболеваний.
Специализированная медицинская помощь, предоставляемая в рамках территориальной программы ОМС, включает проведение в медицинских организациях гемодиализа и перитонеального диализа.
4. Перечень заболеваний, видов медицинской помощи
и мероприятий, финансируемых за счет средств
бюджета Санкт-Петербурга
За счет средств бюджета Санкт-Петербурга предоставляются:
скорая медицинская помощь;
первичная медико-санитарная помощь при заболеваниях, передаваемых половым путем, туберкулезе, психических расстройствах, расстройствах поведения, наркологических заболеваниях, заразных заболеваниях кожи (чесотке, микроспории), заболеваниях, вызванных особо опасными инфекциями, ВИЧ-инфекции и синдроме приобретенного иммунодефицита;
специализированная медицинская помощь, оказываемая в кожно-венерологических, противотуберкулезных, наркологических, психоневрологических диспансерах и других специализированных медицинских учреждениях, входящих в номенклатуру учреждений здравоохранения, утверждаемую Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации, при заболеваниях, передаваемых половым путем, туберкулезе, ВИЧ-инфекции и синдроме приобретенного иммунодефицита, психических расстройствах и расстройствах поведения, наркологических заболеваниях;
высокотехнологичная медицинская помощь, оказываемая в медицинских организациях за счет средств бюджета Санкт-Петербурга.
За счет средств бюджета Санкт-Петербурга осуществляются:
диспансеризация (в том числе профилактика и медицинское обслуживание) лиц, занимающихся физкультурой и спортом, во врачебно-физкультурных диспансерах и отделениях;
обеспечение медицинских организаций лекарственными и иными средствами, изделиями медицинского назначения, иммунобиологическими препаратами и дезинфекционными средствами, донорской кровью и ее компонентами;
льготное лекарственное обеспечение отдельных категорий граждан и протезирование (зубное, глазное, ушное) в соответствии с законодательством Санкт-Петербурга;
О льготном обеспечении лекарственными средствами и бесплатном зубопротезировании отдельных категорий жителей Санкт-Петербурга см. Закон Санкт-Петербурга от 10 октября 2005 г. N 487-73
О лекарственном обеспечении отдельных категорий жителей Санкт-Петербурга см. Закон Санкт-Петербурга от 30 декабря 1997 г. N 226-78
вакцинопрофилактика декретированного контингента и населения по эпидемиологическим показаниям;
проведение профилактических флюорографических обследований в целях раннего выявления заболевания туберкулезом;
содержание резервных коек в специализированных инфекционных стационарах;
медицинская помощь, финансирование которой в соответствии с действующими федеральными законами и законами Санкт-Петербурга должно осуществляться за счет средств бюджета Санкт-Петербурга
финансирование программ, утверждаемых Правительством Санкт-Петербурга.
Финансирование медицинского обслуживания обучающихся, воспитанников образовательных учреждений обеспечивают органы здравоохранения.
За счет средств бюджета Санкт-Петербурга в установленном порядке финансируется оказание медицинской помощи, предоставление медицинских и иных услуг в следующих медицинских учреждениях и их структурных подразделениях:
в центрах органного и тканевого донорства;
в центрах медицинской профилактики;
в центрах и отделениях профессиональной патологии;
в санаториях, включая детские, а также санаториях для детей с родителями;
в бюро судебно-медицинской и судебно-психиатрической экспертизы;
в патолого-анатомических бюро;
в медицинских информационно-аналитических центрах;
в бюро медицинской статистики;
на станциях и в отделениях переливания крови;
в центрах крови;
в центрах планирования семьи и репродукции;
в центрах охраны репродуктивного здоровья подростков;
в домах ребенка, включая специализированные;
в хосписах и отделениях-хосписах;
в гериатрических лечебно-профилактических учреждениях и гериатрических центрах, отделениях и кабинетах;
в больницах и отделениях сестринского ухода;
в молочных кухнях;
в отделениях соматопсихиатрии и психосоматики;
в медико-генетических центрах;
в специализированных централизованных серологических, бактериологических, вирусологических, цитологических лабораториях;
в лабораториях культуральной диагностики дерматомикозов;
в лабораториях иммуногенетики и серологической диагностики.
5. Дополнительные условия предоставления
гражданам бесплатной медицинской помощи
Санитарно-гигиенические и другие условия при оказании медицинских услуг должны соответствовать требованиям, предъявляемым при лицензировании медицинской организации.
Оказание медицинской помощи гражданам Российской Федерации, которые имеют право быть застрахованными по ОМС, но в их пользу не заключены договоры ОМС, гражданам, которые не имеют регистрации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, а также гражданам, личность которых не установлена, осуществляется в пределах перечня заболеваний и видов медицинской помощи, предоставляемой в соответствии с территориальной программой ОМС, и оплачивается Территориальным фондом ОМС Санкт-Петербурга.
Гражданин имеет право на выбор врача, в том числе врача общей практики (семейного врача) и лечащего врача, с учетом согласия этого врача, а также на выбор медицинской организации в соответствии с договорами обязательного медицинского страхования.
Гражданин имеет право на полную информацию о состоянии своего здоровья, а также на отказ от проведения медицинского вмешательства и исследований в соответствии с действующим законодательством. Гражданин должен быть проинформирован о возможных последствиях отказа от медицинского вмешательства, о чем производится запись в медицинской документации, подтверждаемая подписями гражданина и медицинского работника.
Объем, сроки, место и своевременность проведения диагностических и лечебных мероприятий определяются лечащим врачом.
При состоянии здоровья гражданина, требующем оказания экстренной медицинской помощи, осмотр гражданина и лечебные мероприятия осуществляются незамедлительно любым медицинским работником, к которому он обратился.
Сроки ожидания плановой стационарной медицинской помощи устанавливаются в соответствии с медицинскими показаниями в порядке, установленном уполномоченным Правительством Санкт-Петербурга исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга. Предельные сроки ожидания плановых консультаций врачей-специалистов и диагностических исследований в медицинских организациях устанавливаются в порядке, установленном уполномоченным Правительством Санкт-Петербурга исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга.
При направлении гражданина лечащим врачом в плановом порядке на консультацию, диагностическое исследование или госпитализацию медицинские организации, в которые направлен гражданин, должны фиксировать очередность в случае,# когда срок ожидания гражданами медицинской услуги превышает 14 календарных дней. Порядок фиксирования очередности устанавливается уполномоченным Правительством Санкт-Петербурга исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга.
Порядок реализации права внеочередного оказания медицинской помощи отдельным категориям граждан в учреждениях здравоохранения Санкт-Петербурга устанавливается уполномоченным Правительством Санкт-Петербурга исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга.
Госпитализация гражданина в больничное учреждение осуществляется:
по направлению лечащего врача базового амбулаторно-поликлинического учреждения или врача амбулаторно-консультативного медицинского учреждения (отделения) в порядке, установленном уполномоченным Правительством Санкт-Петербурга исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга;
по линии скорой медицинской помощи;
при самостоятельном обращении больного по экстренным показаниям.
Гражданин имеет право выбрать медицинскую организацию, оказывающую медицинскую помощь соответствующего вида и профиля, если это не связано с угрозой жизни гражданина.
Информация о медицинских организациях, оказывающих медицинскую помощь соответствующего вида и профиля, доводится до сведения медицинских работников, страховых медицинских организаций и граждан уполномоченным Правительством Санкт-Петербурга исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга.
При госпитализации гражданина в медицинскую организацию, оказывающую стационарную медицинскую помощь, ему по клиническим показаниям устанавливается стационарный режим или круглосуточное медицинское наблюдение.
Гражданин обязан соблюдать правила внутреннего распорядка медицинской организации и рекомендации лечащего врача.
Оказание стационарной медицинской помощи в медицинских организациях осуществляется в установленном порядке с учетом того, что:
пациенты размещаются в палатах на два и более мест, а в одноместных палатах по медицинским показаниям;
пациенты, роженицы, родильницы и кормящие матери обеспечиваются лечебным питанием;
одному из родителей (опекуну) или иному лицу, фактически осуществляющему уход, бесплатно предоставляются возможность и условия для круглосуточного нахождения в детской больнице вместе с больным ребенком до одного года и детьми старших возрастов, которые нуждаются в дополнительном уходе. Решение о наличии показаний к предоставлению такой возможности принимается лечащим врачом совместно с заведующим отделением, о чем делается соответствующая запись в медицинской карте и выдается листок временной нетрудоспособности;
регистрация и осмотр пациента, доставленного в медицинскую организацию по экстренным медицинским показаниям, проводится медицинским работником незамедлительно, повторный осмотр - не позднее чем через час после перевода на отделение;
регистрация и осмотр пациента, направленного в медицинскую организацию в плановом порядке, проводится медицинским работником в течение двух часов с момента поступления.
6. Нормативы объемов медицинской помощи
Объемы медицинской помощи определяются исходя из следующих нормативов на одного человека в год:
скорая медицинская помощь - 0,318 вызова;
медицинская помощь, предоставляемая в амбулаторно-поликлинических учреждениях и других медицинских организациях или их структурных подразделениях, - 9,525 посещения, в том числе в рамках территориальной программы ОМС - 7,6 посещения;
медицинская помощь, предоставляемая в условиях дневных стационаров, - 0,6 пациенто-дня, в том числе в рамках территориальной программы ОМС - 0,49 пациенто-дня;
медицинская помощь, предоставляемая в больничных учреждениях и других медицинских организациях или их структурных подразделениях, - 2,465 койко-дня, в том числе в рамках территориальной программы ОМС - 1,6 койко-дня.
7. Нормативы финансовых затрат на единицу
объема медицинской помощи
Нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи по Территориальной программе составляют:
на один вызов скорой медицинской помощи - 1 710,10 руб.;
на одно посещение амбулаторно-поликлинических учреждений и других медицинских организаций или их соответствующих структурных подразделений - 317,95 руб. За счет средств ОМС - 255,43 руб.;
на один пациенто-день лечения в условиях дневных стационаров - 525,88 руб. За счет средств ОМС - 499,38 руб.;
на один койко-день в больничных учреждениях и других медицинских организациях или их структурных подразделениях - 1 435,52 руб. За счет средств ОМС - 1 529,19 руб.
Нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, оказываемой в рамках территориальной программы ОМС, рассчитаны без учета расходов на коммунальные услуги и услуги по содержанию имущества, а также расходов на увеличение стоимости основных средств (за исключением расходов на приобретение медицинского инструментария), которые осуществляются за счет средств бюджета Санкт-Петербурга.
Нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, оказываемой в рамках территориальной программы ОМС, учитывают расходы на заработную плату, ежемесячные пособия на ребенка, начисления на выплаты по оплате труда, приобретение медикаментов и перевязочных средств, продуктов питания, мягкого инвентаря, медицинского инструментария, реактивов и химикатов, стекла, химпосуды и прочих материальных запасов, расходы по оплате стоимости лабораторных и инструментальных исследований, производимых в других учреждениях (при отсутствии своей лаборатории и диагностического оборудования), а также расходы по оплате организации питания предприятиями общественного питания (при отсутствии своего пищеблока).
В состав затрат на оказание медицинской помощи за счет средств ОМС могут быть включены иные расходы в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации при условии выполнения:
подушевых нормативов финансового обеспечения Территориальной программы, в том числе территориальной программы ОМС;
нормативов финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, установленных Территориальной программой.
8. Подушевые нормативы финансирования
Территориальной программы
Подушевыми нормативами финансирования Территориальной программы являются показатели, отражающие размер средств на компенсацию затрат по предоставлению бесплатной медицинской помощи в расчете на одного человека в год.
Подушевые нормативы финансирования Территориальной программы установлены без учета расходов, связанных с обеспечением необходимыми лекарственными средствами категорий граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, и составляют 9 827,39 руб., в том числе:
4 800,08 руб. - за счет средств ОМС;
5 027,31 руб. - за счет средств бюджета Санкт-Петербурга, включающих финансирование скорой медицинской помощи, оказания медицинской помощи при заболеваниях, передаваемых половым путем, туберкулезе, ВИЧ-инфекции и синдроме приобретенного иммунодефицита, психических расстройствах и расстройствах поведения, наркологических заболеваниях, содержания медицинских организаций, работающих в системе ОМС, а также финансирование прочих видов деятельности, указанных в разделе 4 Территориальной программы.
9. Порядок формирования тарифов на медицинскую помощь,
предоставляемую в рамках территориальной программы ОМС
Формирование тарифов на медицинскую помощь, предоставляемую в рамках территориальной программы ОМС, осуществляется уполномоченным Правительством Санкт-Петербурга исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга (далее - уполномоченный орган).
Уполномоченный орган дает разъяснения по порядку применения указанных тарифов.
Согласование способов оплаты медицинской помощи, предоставляемой в рамках территориальной программы ОМС, согласование тарифов и порядок их применения определяются в рамках Генерального тарифного соглашения, которое заключается между уполномоченным органом, страховыми медицинскими организациями, профессиональными медицинскими ассоциациями Санкт-Петербурга и Территориальным фондом ОМС Санкт-Петербурга (далее - Генеральное тарифное соглашение).
Генеральное тарифное соглашение формируется на основании решений Тарифной комиссии по ОМС, деятельность которой регламентируется в порядке, установленном Правительством Санкт-Петербурга.
10. Критерии доступности и качества медицинской помощи
Критериями доступности и качества медицинской помощи в рамках Территориальной программы являются:
своевременность получения медицинской помощи на всех этапах ее оказания;
выполнение объема медицинской помощи, предусмотренного соответствующими стандартами;
отсутствие врачебных ошибок при оказании медицинской помощи;
сокращение сроков ожидания пациентами плановой медицинской помощи;
информированность граждан об их правах, порядке и условиях получения бесплатной медицинской помощи.
Уполномоченным Правительством Санкт-Петербурга исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга устанавливаются целевые значения критериев доступности и качества медицинской помощи на текущий год, на основе которых проводится комплексная оценка уровня и динамики следующих показателей:
удовлетворенность населения медицинской помощью;
число лиц, страдающих социально значимыми заболеваниями, с установленным впервые диагнозом;
число лиц в возрасте 18 лет и старше, впервые признанных инвалидами;
смертность населения;
смертность населения в трудоспособном возрасте;
смертность населения от сердечно-сосудистых заболеваний;
смертность населения от онкологических заболеваний;
смертность населения от внешних причин;
смертность населения от дорожно-транспортных происшествий;
материнская смертность.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.