С целью обеспечения доступности получения гражданами Ленинградской области качественного образования посредством использования дистанционных образовательных технологий, эффективного расходования бюджетных средств, а также для реализации мероприятия ПНПО "Развитие дистанционного образования детей-инвалидов"
приказываю:
1. Утвердить новую редакцию ведомственной целевой программы "Организация дистанционного обучения в системе общего образования Ленинградской области на 2007-2009 годы" с изменениями на 2009 год согласно Приложениям N1, 2.
2. Отделу информатизации образования (Тарабарина A.M.) обеспечить выполнение ведомственной целевой программы "Организация дистанционного обучения в системе общего образования Ленинградской области на 2007-2009 годы" в соответствии с планом мероприятий на 2009 год с учетом изменений (Приложение N3).
3. Отделу финансирования и бухгалтерского учета (Юрик А.В.) осуществлять оплату мероприятий ведомственной целевой программы "Организация дистанционного обучения в системе общего образования Ленинградской области на 2007-2009 годы" в соответствии с новой редакцией программы.
4. Контроль за исполнением приказа возложить на заместителя председателя комитета Спасскую Е.Б.
Председатель комитета |
С.В.Тарасов |
Ведомственная целевая программа
"Организация дистанционного обучения в системе
общего образования Ленинградской области на 2007-2009 годы"
Паспорт ведомственной целевой программы "Организация
дистанционного обучения в системе общего
образования Ленинградской области на 2007-2009 годы"
Разделы Программы |
Содержание разделов |
Наименование субъекта бюджетного планирования |
Комитет общего и профессионального образования Ленинградской области |
Наименование ведомственной целевой программы |
Организация дистанционного обучения в системе общего образования Ленинградской области на 2007-2009 годы |
Должностное лицо, утвердившее ведомственную целевую программу (дата утверждения), или наименование, дата и номер соответствующего нормативного акта |
Председатель комитета общего и профессионального образования Ленинградской области С.В. Тарасов Приказ N 1043 от "29" декабря 2006 г. |
Обоснование разработки ведомственной целевой программы |
1. Закон Российской Федерации "Об образовании" от 13 января 1996 года N 12-ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями); 2. Федеральная целевая программа "Развитие образования на 2006-2010 г.г.", утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 23.12.2005 N 803; 3. Федеральная целевая программа "Электронная Россия на 2002-2010 г.г.", утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2002 г. N 65; 4. Региональная целевая программа "Приоритетные направления развития образования Ленинградской области на 2006-2010 годы", утвержденная областным законом от 18.05.2006 г. N 32-оз; 5. Региональная целевая программа "Информатизация системы образования Ленинградской области на 2002 - 2006 годы"# утвержденная областным законом от 16.08.2002 г. N 35-оз; 6. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации "Об использовании дистанционных образовательных технологий" от 06.05.2005 г. N 137; 7. Приказ Комитета общего и профессионального образования Ленинградской области "О Политике образования Ленинградской области на 2006-2008 годы" от 31.03.2006 г. N 249. |
Соответствие ведомственной целевой программы задачам социально- экономического развития Ленинградской области |
Ведомственная целевая программа разработана в рамках реализации приоритетного национального проекта "Образование" и направлена на достижение современного качества образования, соответствующего меняющимся запросам общества и социально-экономическим условиям. Разработка дистанционных обучающих курсов обеспечит условия для реализации индивидуальных образовательных программ, позволит выровнять возможности школьников Ленинградской области в получении качественного образования. Ведомственная целевая программа направлена на повышение качества жизни граждан России. В сфере социальной политики Программа способствует: повышению качества образования за счет вовлечения в дистанционное обучение высококвалифицированных педагогических кадров, которые через систему дистанционных образовательных технологий обучат большее количество учащихся Ленинградской области (до 20% учащихся 5-11 классов); созданию условий для обучения учащихся в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования, а также реализации личностно-ориентированного учебного процесса (число обучающихся по индивидуальным учебным планам повысится до 20%); сохранению сети малокомплектных школ за счет повышения качества и доступности тех учебных дисциплин, по которым на протяжении ряда лет сохраняется недостаток педагогических кадров, а также за счет повышения рентабельности малокомплектных школ, использующих дистанционные образовательные технологии (количество малокомплектных школ, использующих дистанционные образовательные технологии, увеличится до 30%), В области экономической политики Программа предполагает проведение ряда мероприятий по привлечению инвестиций за счет: платных образовательных услуг по дистанционному обучению учащихся из других регионов страны, что обеспечит поступления в бюджет Ленинградской области дополнительных средств от вышеуказанной деятельности; экспортирования дистанционного образования в страны ближнего и дальнего зарубежья. В сфере бюджетной политики Программа предполагает: осуществление государственных закупок (заказов) на конкурсной основе. Данный механизм позволит,# открыто и контролируемо осуществлять расходы, а также соблюдать принципы разумной достаточности при формировании структуры бюджетных расходов; экономию бюджетных средств на оплату труда педагогических кадров за счет использования дистанционных технологий обучения. |
Цели и задачи ведомственной целевой программы |
Цель: организация дистанционного обучения для учащихся 5-11 классов Ленинградской области, в том числе для детей-инвалидов, осваивающих программу общего образования на дому. Задачи: - организация эффективного, доступного, качественного образования учащимся 5-11 классов средствами дистанционных образовательных технологий, - преодоление информационного неравенства сельских и городских школьников; - расширение номенклатуры образовательных услуг для удовлетворения образовательных потребностей обучающихся основного и среднего (полного) общего образования Ленинградской области; - установление равного доступа к полноценному образованию разным категориям учащихся в соответствии с их способностями, индивидуальными наклонностями, потребностями, физическими возможностями. - привлечение квалифицированного педагогического персонала к реализации дистанционного обучения; - создание условий для индивидуализации обучения. |
Численность целевой группы населения Ленинградской области, на которую ориентирована ведомственная целевая программа |
15 824 учащихся Ленинградской области. |
Целевые индикаторы и показатели ведомственной целевой программы |
1. Удельный вес обучающихся, получающих образование за счет реализации дистанционных образовательных технологий. На начало реализации программы - 0,03%. 2. Удельный вес количества разработанных дистанционных курсов по основным общеобразовательным дисциплинам основного общего образования инвариантной части федерального компонента базисного учебного плана и профильных учебных предметов среднего (полного) общего образования. На начало реализации программы - 0%. 3. Удельный вес общеобразовательных учреждений основного и среднего (полного) общего образования, использующих дистанционные образовательные технологии. На начало реализации программы - 0%. 4. Удельный вес малокомплектных школ, использующих дистанционные образовательные технологии. На начало реализации программы - 0%. 5. Удельный вес учителей, использующих в своей профессиональной деятельности дистанционные образовательные технологии. На начало реализации программы - 0,06%. 6. Удельный вес учащихся, обучающихся по индивидуальным учебным планам. На начало реализации программы - 0,03%. 7. Удельный вес учащихся, получающих качественное образование за счет привлечения высококвалифицированных педагогических кадров к реализации дистанционного обучения. На начало реализации программы - 4%. 8. Удельный вес количества разработанных дистанционных образовательных курсов по элективным учебным предметам. На начало реализации программы - 0%. 9. Удельный вес детей-инвалидов, осваивающих программу общего образования на дому с использованием дистанционных образовательных технологий, от общей численности детей-инвалидов, обучающихся на дому и не имеющих медицинских противопоказаний по работе с компьютером - 0%. |
Ожидаемые результаты ведомственной целевой программы |
1. Доля обучающихся, получающих образование за счет реализации дистанционных образовательных технологий, увеличится до 20% к 2009 году. 2. Доля дистанционных курсов по основным общеобразовательным дисциплинам основного общего образования инвариантной части федерального компонента базисного учебного плана составит 94% к 2009 году. 3. Доля общеобразовательных учреждений основного и среднего (полного) общего образования, реализующих программы дистанционного обучения, увеличится до 30% к 2009 году. 4. Доля малокомплектных школ, использующих дистанционные образовательные технологии, увеличится на 30% к 2009 году. 5. Доля учителей, использующих в своей профессиональной деятельности дистанционные образовательные технологии, увеличится до 20% к 2009 году. 6. Доля учащихся, обучающихся по индивидуальным учебным планам, повысится до 20% к 2009 году. 7. Доля учащихся, получающих качественное образование за счет привлечения высококвалифицированных педагогических кадров к реализации дистанционного обучения, увеличится до 20% к 2009 году. 8. Доля количества разработанных дистанционных образовательных курсов по элективным учебным предметам увеличится до 100% к 2009 году. 9. Доля детей-инвалидов, осваивающих программу общего образования на дому с использованием дистанционных образовательных технологий, от общей численности детей-инвалидов, обучающихся на дому и не имеющих медицинских противопоказаний по работе с компьютером, увеличится до 60% к концу 2009 года. |
Содержание и сроки выполнения основных мероприятий ведомственной целевой программы |
Мероприятие 1. Разработка дистанционных образовательных ресурсов по основным общеобразовательным дисциплинам общего образования инвариантной части федерального компонента базисного учебного плана 2007 - 2008 годы. Мероприятие 2. Экспертиза совершенствование# дистанционных образовательных ресурсов по 15 общеобразовательным дисциплинам общего образования инвариантной части федерального компонента базисного учебного плана - 2007- 2008 годы. Мероприятие 3. Внедрение дистанционных образовательных курсов по учебным предметам основного общего образования; регистрация учащихся и преподавателей на сервере дистанционного обучения, мониторинг результатов обучения. 2008-2009 годы. Мероприятие 4. Разработка дистанционных образовательных ресурсов по элективным учебным предметам - 2008-2009 годы. Мероприятие 5. Экспертиза дистанционных образовательных ресурсов по элективным учебным предметам - 2008-2009 годы. Мероприятие 6. Внедрение дистанционных образовательных ресурсов по элективным учебным предметам, регистрация учащихся и преподавателей на сервере дистанционного обучения, мониторинг результатов обучения - 2009 год. Мероприятие 7. Внедрение дистанционных курсов профильных учебных предметов на старшей ступени общего образования Ленинградской области; регистрация учащихся и преподавателей на сервере дистанционного обучения, мониторинг результатов обучения - 2007-2009 годы. Мероприятие 8.1 Приобретение оборудования для детей-инвалидов (педагогических работников) и для подключения мест их проживания к сети Интернет - 2009 год. Мероприятие 8.2. Обеспечение информационно-методической поддержки дистанционного обучения детей-инвалидов (разработка учебно-методической# материалов, повышение квалификации педагогических работников, внедрение дистанционных курсов, проведение мониторинга реализуемых мероприятий) - 2009 год. Мероприятие 8.3 Оплата технического обслуживания рабочих мест детей-инвалидов (педагогических работников) - 2009 год. Мероприятие 8.4 Оплата труда педагогических работников, обеспечивающих дистанционное обучение детей-инвалидов - 2009 год. |
Объемы финансирования ведомственной целевой программы |
40 369 700 рублей, в том числе, по годам: 2007 год - 12 884 000 рубля; 2008 год - 14 108 000 рубля; 2009 год - 13 377 700 рублей. |
Предварительная оценка эффективности выполнения ведомственной целевой программы |
Целевыми показателями Программы являются:
1. Удельный вес обучающихся, получающих образование за счет реализации дистанционных образовательных технологий, увеличится с 0,03% (на начало реализации программы) до 20% к 2009 году. 2. Удельный вес количества разработанных дистанционных курсов по основным общеобразовательным дисциплинам основного общего образования инвариантной части федерального компонента базисного учебного плана увеличится с 0% (на начало реализации программы) до 94% к 2009 году. 3. Удельный вес общеобразовательных учреждений основного и среднего (полного) общего образования, использующих дистанционные образовательные технологии, увеличится с 0% (на начало реализации программы) до 30% к 2009 году. 4. Удельный вес малокомплектных школ, использующих дистанционные образовательные технологии, увеличится с 0% (на начало реализации программы) до 30% к 2009 году. 5. Удельный вес учителей, использующих в своей профессиональной деятельности дистанционные образовательные технологии, увеличится с 0,06% (на начало реализации программы) до 20% к 2009 году. 6. Удельный вес учащихся, обучающихся по индивидуальным учебным планам, увеличится с 0,03% (на начало реализации программы) до 20% к 2009 году. 7. Удельный вес учащихся, получающих качественное образование за счет привлечения высококвалифицированных педагогических кадров к реализации дистанционного обучения, увеличится с 4% (на начало реализации программы) до 20% к 2009 году. 8. Удельный вес количества разработанных дистанционных образовательных курсов по элективным учебным предметам увеличится с 0% до 100% к 2009 году. 9. Удельный вес детей-инвалидов, осваивающих программу общего образования на дому с использованием дистанционных образовательных технологий, от общей численности детей-инвалидов, обучающихся на дому и не имеющих медицинских противопоказаний по работе с компьютером, увеличится с 0% (на начало реализации программы) до 60% к концу 2009 года. |
Предполагаемый способ мониторинга (контроля) результативности выполнения ведомственной целевой программы |
Контроль за выполнением программы осуществляет вице-губернатор Ленинградской области Уткин О.А., комитет общего и профессионального образования Ленинградской области. Результаты контроля представляются ежеквартально в комитет экономического развития и инвестиционной деятельности Ленинградской области. |
Описание целей, задач, мероприятий, индикаторов и результатов
1. Цели и задачи, решаемые в рамках ведомственной целевой программы
Внедрение в систему образования Ленинградской области дистанционной формы обучения позволяет создать условия для получения качественного общего образования, удовлетворить образовательные потребности учащихся Ленинградской области независимо от места жительства.
Ведомственная целевая Программа обеспечит финансовую основу, позволяющую разработать дистанционное содержание учебных программ по всем учебным предметам общего (полного) образования, а также создать условия для реализации дистанционного обучения.
Основным требованием к дистанционным ресурсам является их соответствие государственным образовательным стандартам. В связи с этим, дистанционные образовательные курсы при необходимости могут быть использованы в качестве альтернативного варианта традиционным образовательным технологиям. Таким образом, организация дистанционного обучения в системе общего образования Ленинградской области является перспективным направлением развития региональной системы образования.
В рамках региональной целевой программы "Информатизация системы образования Ленинградской области на 2002-2006 г.г." в системе образования Ленинградской области сформированы основные виды ресурсов для применения технологий дистанционного обучения:
· Созданы и эффективно функционируют 27 районных центров информационных технологий, оснащенные современным оборудованием;
· продолжается строительство ведомственной телекоммуникационной сети "Ленинградская областная корпоративная среда (ЛОКОС)";
· интенсивно ведется работа по повышению информационной компетентности административных и педагогических работников системы образования Ленинградской области.
Основной проблемой реализации дистанционного обучения в системе общего образования Ленинградской области является отсутствие регионального опыта работы в данном направлении, а также отсутствие содержательных и технологических ресурсов. В этой связи в рамках реализации программы планируется
· разработать содержательный ресурс, привлекая к разработке лучших учителей Ленинградской области, профессорско-преподавательский состав ВУЗов Ленинградской области, авторов учебников;
· разработать открытые модели проведения общественной и региональной экспертизы разработанных ресурсов;
· отработать технологию взаимодействия участников дистанционного процесса обучения: ученик - тьютор (удаленный преподаватель), тьютор - учитель-предметник и т.д.
· Основной целью реализации ведомственной целевой программы является организация дистанционного обучения для учащихся 5-11 классов Ленинградской области, в то# числе для детей-инвалидов, осваивающих программу общего образования на дому.
Задачи ведомственной целевой программы:
· организация эффективного, доступного, качественного обучения учащихся Ленинградской области с применением дистанционных образовательных технологий,
· преодоление информационного неравенства сельских и городских школьников;
· расширение номенклатуры образовательных услуг для удовлетворения образовательных потребностей учащихся Ленинградской области;
· установление равного доступа к полноценному образованию разным категориям учащихся в соответствии с их способностями, индивидуальными наклонностями, потребностями, физическими возможностями;
· привлечение квалифицированного педагогического персонала к реализации дистанционного обучения;
· создание условий для индивидуализации обучения.
Примечание. В связи с необходимостью обеспечения в Ленинградской области софинансирования мероприятия ПНПО "Развитие дистанционного образования детей-инвалидов" в 2009 году объем финансирования мероприятий N1-7 ведомственной целевой программы уменьшен на 4 932 027 рублей.
Указанная сумма будет перенесена из средств, запланированных на реализацию мероприятий 3,4,5,6,7 программы, в соответствии с таблицей. Деньги будут расходоваться на создание условий для дистанционного обучения детей-инвалидов Ленинградской области. С этой целью в ведомственную целевую программу внесено мероприятие N8 "Обеспечение дистанционного обучения детей-инвалидов, мониторинг результатов обучения".
Новые мероприятия на 2009 год:
8 |
В целях обеспечения дистанционного обучения детей-инвалидов: |
4 932 027 |
|
Мероприятие 8.1 Приобретение оборудования для детей-инвалидов (педагогических работников) и для подключения мест их проживания к сети Интернет - 2009 год. |
3 388 527 |
|
Мероприятие 8.2 Обеспечение информационно-методической поддержки дистанционного обучения детей-инвалидов (разработка учебно-методической# материалов, повышение квалификации педагогических работников, внедрение дистанционных курсов, проведение мониторинга реализуемых мероприятий) |
993 500 |
|
Мероприятие 8.3 Оплата технического обслуживания рабочих мест детей-инвалидов (педагогических работников). |
150 000 |
|
Мероприятие 8.4 Оплата труда педагогических работников, обеспечивающих дистанционное обучение детей-инвалидов. |
400 000 |
2. Система программных мероприятий ведомственной целевой программы
Программа включает систему целевых мероприятий, определяющих цели, задачи, необходимое финансирование, обеспечивающее достижение цели программы.
Система программных мероприятий состоит из следующих разделов:
Мероприятие 1. Разработка дистанционных образовательных ресурсов по основным общеобразовательным дисциплинам общего образования инвариантной части федерального компонента базисного учебного плана - 2007 - 2008 годы.
В рамках данного мероприятия планируется создание дистанционных ресурсов по следующим учебным дисциплинам и в следующем объеме:
Таблица 1 | ||
N |
Наименование общеобразовательных дисциплин |
Количество часов |
1. |
Математика |
875 |
2. |
Физика |
210 |
3. |
Биология |
245 |
4. |
Информатика и ИКТ |
105 |
5. |
Химия |
140 |
6. |
География |
245 |
7. |
Русский язык |
525 |
8. |
Литература |
350 |
9. |
История |
350 |
10. |
Обществознание" (включая экономику и право) |
140 |
11. |
Английский язык |
525 |
12. |
Природоведение |
70 |
13. |
Искусство (музыка и ИЗО) |
280 |
14. |
Технология для девочек |
245 |
15. |
Технология для мальчиков |
245 |
16. |
Основы безопасности жизнедеятельности |
35 |
17. |
Разработка демонстрационной версии для основной школы |
50 |
18. |
Разработка демоверсии для профильной школы |
50 |
19. |
Русский язык 5 класс |
210 |
20. |
Литература 5 класс |
35 |
21. |
Технология для мальчиков |
280 |
Мероприятие 2. Экспертиза совершенствование# дистанционных образовательных ресурсов по 15 общеобразовательным дисциплинам основного общего образования инвариантной части федерального компонента базисного учебного плана - 2007- 2008 годы.
Мероприятие 3. Внедрение дистанционных образовательных курсов по учебным предметам основного общего образования; регистрация учащихся и преподавателей на сервере дистанционного обучения, мониторинг результатов обучения - 2008-2009 годы.
Мероприятие 4. Разработка дистанционных образовательных ресурсов по элективным учебным предметам - 2008 - 2009 годы.
Мероприятие 5. Экспертиза дистанционных образовательных ресурсов по элективным учебным предметам - 2008 - 2009 годы.
Мероприятие 6. Внедрение дистанционных образовательных ресурсов по элективным учебным предметам, регистрация учащихся и преподавателей на сервере дистанционного обучения, мониторинг результатов обучения - 2009 год.
Мероприятие 7. Внедрение дистанционных курсов профильных учебных предметов на старшей ступени общего образования Ленинградской области; регистрация учащихся и преподавателей на сервере дистанционного обучения, мониторинг результатов обучения - 2007-2009 годы.
Примечание. В рамках мероприятий 3 и 7 планируется организация в Ленинградской области обучения учащихся 5-9 классов (мероприятие 3) и 10-11 классов (мероприятие 7) на основе дистанционных образовательных ресурсов. С этой целью разрабатываются курсы по 15 предметам основного общего образования и 23 профильным учебным предметам. По каждому предмету определен количественный состав учащихся дистанционного обучения в соответствии с заявками из муниципальных районов, а также объем учебной нагрузки.
Процесс внедрения дистанционных курсов профильных учебных предметов на 2 и 3 ступенях общего образования Ленинградской области состоит из следующих этапов:
· определение Исполнителя процесса реализации дистанционных курсов (через систему государственного заказа);
· организация взаимодействия Исполнителя по внедрению с образовательным учреждением и учителем, учащиеся которого планируют дистанционные занятия;
· формирование групп учащихся по классам и предметам,
· назначение тьютора группы.
Дополнительно - регистрация учащихся и преподавателей на сервере дистанционного обучения (заполнение анкет, присвоение логинов и паролей).
Для организации дистанционного обучения Исполнитель:
- обеспечивает проект исполнителями (администраторы, преподаватели-консультанты, тьюторы, технические работники);
- оказывает помощь исполнителям в ходе реализации проекта, в том числе, при необходимости, организует повышение квалификации работников;
- координирует деятельность исполнителей;
- контролирует работу исполнителей;
- собирает и анализирует информацию (отчеты, акты и т.д.);
- представляет отчетную документацию по реализации проекта Заказчику;
- в случае экономии денежных средств осуществляет их возврат Заказчику.
С целью предоставления качественной образовательной услуги Исполнитель:
- составляет учебно-тематический план с указанием видов занятий, их количества, а также технологии проведения занятий
- согласовывает расписание учебных занятий с сетевым администратором сервера ДО;
- предоставляет учащимся методические рекомендации по реализации учебно-тематического плана учебной программы;
- организовывает дистанционное взаимодействие тьютора с учащимися; контролирует эффективность и качество организации учебного процесса и взаимодействия тьютора с учащимися.
Новые мероприятия на 2009 год.
Мероприятие 8.1 Приобретение оборудования для детей-инвалидов (педагогических работников) и для подключения мест их проживания к сети Интернет - 2009 год.
Мероприятие 8.2 Обеспечение информационно-методической поддержки дистанционного обучения детей-инвалидов (разработка учебно-методических материалов, повышение квалификации педагогических работников, внедрение дистанционных курсов, проведение мониторинга реализуемых мероприятий) - 2009 год.
Мероприятие 8.3 Оплата технического обслуживания рабочих мест детей-инвалидов (педагогических работников) - 2009 год.
Мероприятие 8.4 Оплата труда педагогических работников, обеспечивающих дистанционное обучение детей-инвалидов - 2009 год.
3. Целевые индикаторы ведомственной целевой программы
Удельный вес обучающихся, получающих образование за счет реализации дистанционных образовательных технологий. На начало реализации программы - 0,03%.
Удельный вес количества разработанных дистанционных курсов по основным общеобразовательным дисциплинам основного общего образования инвариантной части федерального компонента базисного учебного плана и профильных учебных предметов среднего (полного) общего образования. На начало реализации программы - 0%.
Удельный вес общеобразовательных учреждений основного и среднего (полного) общего образования, использующих дистанционные образовательные технологии. На начало реализации программы - 0%.
Удельный вес малокомплектных школ, использующих дистанционные образовательные технологии. На начало реализации программы - 0%.
Удельный вес учителей, использующих в своей профессиональной деятельности дистанционные образовательные технологии. На начало реализации программы - 0, 06%.
Удельный вес учащихся, обучающихся по индивидуальным учебным планам. На начало реализации программы - 0,03%.
Удельный вес учащихся, получающих качественное образование за счет привлечения высококвалифицированных педагогических кадров к реализации дистанционного обучения. На начало реализации программы - 4%.
Удельный вес количества разработанных дистанционных образовательных курсов по элективным учебным предметам. На начало реализации программы - 0%.
Удельный вес детей-инвалидов, осваивающих программу общего образования на дому с использованием дистанционных образовательных технологий, от общей численности детей-инвалидов, обучающихся на дому и не имеющих медицинских противопоказаний по работе с компьютером. На начало реализации программы - 0%.
4. Ожидаемые результаты выполнения ведомственной целевой программы
Доля обучающихся, получающих образование за счет реализации дистанционных образовательных технологий, увеличится до 20% к 2009 году.
Доля разработанных дистанционных курсов по основным общеобразовательным дисциплинам основного общего образования инвариантной части федерального компонента базисного учебного плана составит 94% к 2009 году.
Доля общеобразовательных учреждений основного и среднего (полного) общего образования, реализующих программы дистанционного обучения, увеличится до 30% к 2009 году.
Доля малокомплектных школ, использующих дистанционные образовательные технологии, увеличится до 30% к 2009 году.
Доля учителей, использующих в своей профессиональной деятельности дистанционные образовательные технологии, увеличится до 20% к 2009 году.
Доля учащихся, обучающихся по индивидуальным учебным планам, повысится до 20% к 2009 году.
Доля учащихся, получающих качественное образование за счет привлечения высококвалифицированных педагогических кадров к реализации дистанционного обучения, увеличится до 20% к 2009 году.
Доля разработанных дистанционных образовательных курсов по элективным учебным предметам повысится до 100% к 2009 году.
Доля детей-инвалидов, осваивающих программу общего образования на дому с использованием дистанционных образовательных технологий, от общей численности детей-инвалидов, обучающихся на дому и не имеющих медицинских противопоказаний по работе с компьютером, увеличится до 60% к концу 2009 года.
5. Обоснование расходов
Одним из реальных шагов, позволяющих обеспечить доступность качественного общего образования независимо от места жительства, является внедрение в систему образования Ленинградской области дистанционной формы обучения. Дистанционное обучение направлено на расширение образовательной среды в Ленинградской области, на наиболее полное удовлетворение потребностей и прав школьников в области образования.
Идея организации дистанционного обучения (далее - ДО) основывается на учете сформировавшихся потребностей школьников в дистанционном обучении и наличия в Ленинградской области необходимого для этого кадрового педагогического, научно-технического, научно-методического потенциалов.
Дистанционное обучение рассматривается в качестве инструмента для решения проблем, связанных с удовлетворением образовательных потребностей учащихся, которые нельзя решить традиционным способом.
Внедрение дистанционного обучения направлено на ликвидацию разрыва между образовательными потребностями учащихся и возможностями образовательного учреждения удовлетворить эти потребности.
В начале 2007 года комитетом общего и профессионального образования Ленинградской области был проведен мониторинг потребностей учащихся 10-11 классов в профильном обучении (таблица 2).
Таким образом, 43,9 % учащихся 10-11 классов не могут удовлетворить свои образовательные потребности в профильном обучении в связи с невозможностью образовательных учреждений создать условия для удовлетворения образовательных потребностей учащихся.
По данным проведенного мониторинга (таблица 3) разрыв между потребностью старшеклассников в профильном обучении и возможностью образовательных учреждений удовлетворить данные образовательные потребности учащихся 10-11 классов в среднем по области составляет 2 раза.
Таким образом, анализ результатов проведенного мониторинга показал необходимость активного внедрения дистанционных курсов в систему образования Ленинградской области.
В рамках проведения реструктуризации сети общеобразовательных учреждений, введения нормативного подушевого финансирования использование дистанционных образовательных технологий позволит создать наиболее благоприятные условия для удовлетворения образовательных потребностей учащихся.
Таким образом, организация дистанционного обучения в системе общего образования Ленинградской области является своевременным перспективным направлением развития региональной системы образования, обеспечивающим условия для повышения доступности качественного образования разным категориям обучающихся в соответствии с их способностями, индивидуальными наклонностями и потребностями независимо от места жительства.
Приведем примеры расчета финансирования программы.
1. Расчет объема финансирования на разработку дистанционных образовательных курсов производится по формуле:
, где
- стоимость дистанционного образовательного курса;
- стоимость часа разрабатываемого дистанционного образовательного курса;
- количество часов;
Кс - коэффициент сложности
Коэффициент сложности разрабатываемого курса зависит от сложности содержания, оформления, количества видео, аудио фрагментов, количества формул.#
Таблица 4 | |||||||
N |
Наименование общеобразовательных дисциплин |
Количество часов |
Стоимость часа (в руб.) |
Коэффициент сложности |
Стоимость дистанционного курса (в руб.) |
||
1. |
Математика |
875 |
1 780 |
1,01 |
2 109 000 |
||
2. |
Физика |
210 |
1 780 |
1,04 |
490 964 |
||
3. |
Биология |
245 |
1 780 |
1,04 |
419 100 |
||
4. |
Информатика и ИКТ |
105 |
1 780 |
1,01 |
185 000 |
||
5. |
Химия |
140 |
1 780 |
1,01 |
334 975 |
||
6. |
География |
245 |
1 780 |
1,01 |
430 000 |
||
7. |
Русский язык |
525 |
1 780 |
1,02 |
918 000 |
||
8. |
Литература |
350 |
1 780 |
1,01 |
615 000 |
||
9. |
История |
350 |
1 780 |
1,00 |
620 000 |
||
10. |
Обществознание (включая экономику и право) |
140 |
1 780 |
1,04 |
239 900 |
||
11. |
Английский язык |
525 |
1 780 |
1,02 |
1 249 999 |
||
12. |
Природоведение |
70 |
1 780 |
1,04 |
119 600 |
||
13. |
Искусство (музыка и ИЗО) |
280 |
1 780 |
1,00 |
497 400 |
||
14. |
Технология для девочек |
245 |
1 780 |
1,00 |
594 000 |
||
15. |
Технология для мальчиков |
525 |
1 780 |
0,956 |
893000 |
||
16 |
Основы безопасности жизнедеятельности |
35 |
1 780 |
1,02 |
60 800 |
||
17 |
Разработка демонстрационной версии дистанционных курсов профильных учебных предметов |
50 |
1780 |
1,11 |
99 300 |
||
18 |
Разработка демонстрационной версии дистанционных курсов учебных предметов для основной школы |
50 |
1780 |
1,11 |
99 000 |
||
19 |
Русский язык 5 класс |
210 |
1780 |
1,02 |
366 000 |
||
20 |
Литература 5 класс |
35 |
1780 |
1,00 |
62 000 |
||
|
Итого |
5 210 |
10 403 038 |
2. Расчет объема финансирования на экспертизу оформления и экспертизу содержания дистанционных образовательных курсов производится по формуле:
, где
= стоимость экспертизы дистанционного образовательного курса;
Сч = стоимость часа экспертизы
= количество часов
Таблица 5 Стоимость экспертизы дистанционного курса (экспертизы оформления и экспертизы содержания)
N |
Наименование общеобразовательных дисциплин |
Количество часов |
Стоимость часа (в руб.) |
Стоимость экспертизы дистанционного курса (в руб.) |
|
1. |
Математика |
875 |
93,78 |
82058 |
|
2. |
Физика |
210 |
93,78 |
19694 |
|
3. |
Биология |
245 |
93,78 |
22976 |
|
4. |
Информатика и ИКТ |
105 |
93,78 |
9847 |
|
5. |
Химия |
140 |
93,78 |
13129 |
|
6. |
География |
245 |
93,78 |
22976 |
|
7. |
Русский язык |
525 |
93,78 |
49235 |
|
8. |
Литература |
350 |
93,78 |
32823 |
|
9. |
История |
350 |
93,78 |
32823 |
|
10. |
Обществознание" (включая экономику и право) |
140 |
93,78 |
13129 |
|
11. |
Английский язык |
525 |
93,78 |
49235 |
|
12. |
Природоведение |
70 |
93,78 |
6565 |
|
13. |
Искусство (музыка и ИЗО) |
280 |
93,78 |
26258 |
|
14. |
Технология для девочек |
245 |
93,78 |
22976 |
|
15. |
Основы безопасности жизнедеятельности |
35 |
93,78 |
3282 |
|
16 |
Русский язык 5 класс, литература 5 класс |
245 |
174,16 |
42670 |
|
|
|
|
407 000*2=814 000 |
||
|
Итого |
4 585 |
856 670 |
Таким образом,
стоимость экспертизы оформления дистанционных образовательных курсов по 15 учебным предметам составляет 407 000 руб.
стоимость экспертизы содержания дистанционных образовательных курсов по 15 учебным предметам составляет 407 000 руб.
3. Расчет объема финансирования на внедрение дистанционных образовательных курсов рассчитывается, исходя из количества учеников, среднесложившейся ставки учителя по ETC и производится следующим образом:
А - среднесложившаяся ставка учителя по ETC - 5 987 руб.;
В - недельная учебная нагрузка учителя - 18 часов;
С - наполняемость условной группы учащихся, обучающихся с использованием дистанционных образовательных технологий (с учетом индивидуального обучения) -15 человек;
Д - человекочасов#/месяц;
К - стоимость 1 человекочаса#.
Таким образом, недели = Д;
1) =К, где
L - общая стоимость внедрения 21 дистанционного курса;
Н общ. - сумма всех Hi;
К - стоимость одного человекочаса#;
2) Li = К х Hi,
где К - стоимость одного человекочаса#
Hi - человекочасы#
Li - стоимость предмета;
3) Hi = , где
Hi - человекочасы;
h - количество часов в 4 четверти, в 1 полугодии;
v - количество учащихся в 4 четверти, в 1 полугодии.
Расчет
финансирования на 4 четверть 2006-2007учебного года
(приведен в качестве примера вычисления стоимости работ
на внедрение дистанционных курсов).
Наименование предмета |
Основы безопасности жизнедеятельности |
Технология |
Основы агрономии |
Право |
Обществознание |
Экономика |
Мировая художественная культура |
История |
Физическая культура |
Психология |
Химия |
Всего |
Русский язык |
Информатика и ИКТ |
Биология |
Профильные учебные предметы искусства |
Социальная педагогика |
Литература |
Английский язык |
Немецкий язык |
Физика |
Математика |
I |
1 |
2 |
3 |
4 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
18 |
19 |
20 |
21 |
22 |
23 |
h (количество часов в 4 четверти) |
34 |
34 |
34 |
34 |
51 |
51 |
51 |
68 |
68 |
68 |
51 |
1428 |
51 |
68 |
51 |
102 |
102 |
85 |
102 |
34 |
85 |
102 |
v (количество учащихся в 4 четверти) |
9 |
60 |
19 |
44 |
134 |
117 |
83 |
145 |
31 |
139 |
183 |
2752 |
325 |
223 |
118 |
10 |
55 |
134 |
195 |
18 |
231 |
367 |
Hi = h х v (человекочас#) |
306 |
2 040 |
646 |
1 496 |
6 834 |
5 967 |
4 233 |
9 860 |
2 108 |
9 452 |
9 333 |
185623 |
16 575 |
15 164 |
6018 |
1 020 |
5 610 |
11 390 |
19 890 |
612 |
19 635 |
37 434 |
Li (стоимость предмета) |
1696,3 |
11308,6 |
3581,1 |
8293,0 |
37883,8 |
33077,6 |
23465,3 |
54658,2 |
11685,5 |
52396,5 |
51736,8 |
1028987 |
91882,3 |
84060,5 |
33360,3 |
5654,3 |
31098,6 |
63139,6 |
110258,7 |
3392,6 |
108845,2 |
207512,6 |
L - общая стоимость внедрения |
1 028 987 |
Н общ. = сумма всех Hi |
185 623 |
L / Нобщ.=К |
5,543425653 |
Li=K х Hi |
|
Наименование предмета |
Основы безопасности жизнедеятельности |
Технология |
Основы агрономии |
Право |
Обществознан ие |
Экономика |
Мировая художественная культура |
История |
Физическая культура |
Психология |
Химия |
Русский язык |
Информатика и ИКТ |
Биология |
Профильные учебные предметы искусства |
Социальная педагогика |
Литература |
Английский язык |
Немецкий язык |
Физика |
Математика |
Всего |
I |
1 |
2 |
3 |
4 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
14 |
15 |
16 |
17 |
18 |
19 |
20 |
21 |
22 |
23 |
|
h (количество часов в 1 полугодии 2007-2008 уч.г.) |
68 |
68 |
68 |
68 |
102 |
102 |
102 |
136 |
136 |
136 |
102 |
102 |
136 |
102 |
204 |
204 |
170 |
204 |
68 |
170 |
204 |
2856 |
v (количество учащихся в 1 полугодии 2007-2008 уч.г.) |
28 |
145 |
1 |
93 |
128 |
253 |
53 |
242 |
44 |
248 |
249 |
411 |
447 |
177 |
30 |
29 |
214 |
438 |
34 |
331 |
627 |
4414 |
Hi=h х v (человекочас) |
1904 |
9 860 |
68 |
6 324 |
13 056 |
25 806 |
5 406 |
32 912 |
5 984 |
33 728 |
25 398 |
41 922 |
60 792 |
18 054 |
6 120 |
5 916 |
36 380 |
89 352 |
2 312 |
56 270 |
127 908 |
605472 |
Li (стоимость предмета) |
6471,6 |
33513,7 |
231,1 |
21495,0 |
44376,8 |
87713,5 |
18374,8 |
111866,5 |
20339,4 |
114640,1 |
86326,8 |
142491,2 |
206629,5 |
61364,8 |
20801,6 |
20108,2 |
123654,1 |
303703,8 |
7858,4 |
191259,4 |
434754,1 |
2 057 975 |
L - общая стоимость |
2 057 975 |
Н общ. = сумма всех Hi |
605 472 |
L/Нобщ.=К |
3,398959159 |
Li = К х Hi |
|
Таким образом, стоимость внедрения дистанционных курсов по 21 профильному предмету для учащихся 10-11 классов Ленинградской области составляет 3 086 962 руб.
6. Методика оценки эффективности
N п/п |
Целевые показатели |
Методика оценки |
Значение показателей на начало реализации программы |
Плановое значение показателей |
Весовой коэффициент |
1 |
Удельный вес обучающихся, получающих образование за счет реализации дистанционных образовательных технологий |
Уодот = Чодот/Чо х 100% Уодот - удельный вес обучающихся, получающих образование за счет реализации дистанционных образовательных технологий; Чодот - численность обучающихся, получающих образование за счет реализации дистанционных образовательных технологий; Чо - общая численность обучающихся в 5-11 классах |
0,03% |
20% |
0,15 |
2 |
Удельный вес количества разработанных дистанционных курсов по основным общеобразовательным дисциплинам основного общего образования инвариантной части федерального компонента базисного учебного плана |
Удкооо = Чдкооо / Кдооо х 100% Удкооо - удельный вес количества разработанных дистанционных курсов по основным общеобразовательным дисциплинам основного общего образования; Чдкооо - численность разработанных дистанционных курсов по основным общеобразовательным дисциплинам основного общего образования; Кдооо - общее количество дисциплин основного общего образования. |
0% |
94% |
0,1 |
3 |
Удельный вес общеобразовательных учреждений основного и среднего (полного) общего образования, использующих дистанционные образовательные технологии. |
Уоудот = Чоудот / Коу х 100% Уоудот - удельный вес общеобразовательных учреждений основного и среднего (полного) общего образования, использующих дистанционные образовательные технологии, в том числе сельских школ; Чоудот - численность общеобразовательных учреждений основного и среднего (полного) общего образования, использующих дистанционные образовательные технологии; Коо,1у# - общее количество общеобразовательных учреждений основного и среднего (полного) общего образования, использующих дистанционные образовательные технологии |
0% |
30% |
0,1 |
4 |
Удельный вес малокомплектных школ, использующих дистанционные образовательные технологии. |
Умшдот = Чмшдот / Кмш х 100% Уишдот - удельный вес малокомплектных школ, использующих дистанционные образовательные технологии; Чмшдот - численность малокомплектных школ, использующих дистанционные образовательные технологии; Кмш - общее количество малокомплектных школ |
0% |
30% |
0,15 |
5 |
Удельный вес учителей, использующих в своей профессиональной деятельности дистанционные образовательные технологии. |
Уудот = Чудот / Ку х 100% Уудот - удельный вес учителей, использующих в своей профессиональной деятельности дистанционные образовательные технологии; Чудот - численность учителей, использующих в своей профессиональной деятельности дистанционные образовательные технологии; Ку - общее количество учителей |
0,06% |
20% |
0,05 |
6 |
Удельный вес учащихся, обучающихся по индивидуальным учебным планам |
Ууиоп = Чуиоп / Чодот х 100% Ууиоп - удельный вес учащихся, обучающихся по индивидуальным учебным планам; Чуиоп - численность учащихся, обучающихся по индивидуальным учебным планам Чодот - численность обучающихся, получающих образование за счет реализации дистанционных образовательных технологий |
0,03% - |
20% |
0,05 |
7 |
Удельный вес учащихся, получающих качественное образование за счет привлечения высококвалифицированных педагогических кадров к реализации дистанционного обучения. |
Ууко = Чуко / Чо х 100% Ууко - удельный вес учащихся, получающих качественное образование за счет привлечения высококвалифицированных педагогических кадров к реализации дистанционного обучения; Чуко - численность учащихся, получающих качественное образование за счет привлечения высококвалифицированных педагогических кадров к реализации дистанционного обучения Чо - общая численность обучающихся в 5-11 классах |
4% |
20% |
0,15 |
8 |
Удельный вес количества дистанционных образовательных курсов по элективным учебным предметам |
Ууэ = Чрэ / Чо х 100% Ууэ - удельный вес количества дистанционных образовательных курсов по элективным учебным предметам. Чрэ - число разработанных дистанционных образовательных курсов по элективным учебным предметам Чпэ# - число запланированных к разработке дистанционных образовательных курсов по элективным учебным предметам |
0 |
100% |
0,1 |
9 |
Удельный вес детей-инвалидов, осваивающих программу общего образования на дому с использованием дистанционных образовательных технологий, от общей численности детей-инвалидов, обучающихся на дому и не имеющих медицинских противопоказаний по работе с компьютером |
Уди = Чди1/Чди2 х 100% Уди - удельный вес детей-инвалидов, осваивающих программу общего образования на дому с использованием дистанционных образовательных технологий Чди1 - число детей-инвалидов, осваивающих программу общего образования на дому с использованием дистанционных образовательных технологий Чди2 - число детей-инвалидов, обучающихся на дому и не имеющих медицинских противопоказаний по работе с компьютером |
0 |
60% |
0,15 |
Представленные в таблице показатели имеют разную значимость и приоритетность. Методикой расчета эффективности Программы учитывается изложенное обстоятельство посредством введения весовых коэффициентов.
Расчет эффективности Программы определяется следующей формулой:
,
где
Свп - степень выполнения Программы;
степень выполнения показателя;
- весовой коэффициент показателя,
Расчет эффективности показателя определяется следующей формулой:
%,
где
- степень выполнения показателя;
- фактическое значение показателя на момент окончания реализации программы;
- плановое значение показателя.
Реализация Программы будет считаться эффективной при достижении значения показателя "Степень выполнения Программы" 80% и выше.
Перечень
и характеристика основных мероприятий
ведомственной целевой программы
"Организация дистанционного обучения в системе общего
образования Ленинградской области на 2007-2009 годы"
______________________________________________________________
(наименование ведомственной целевой программы)
N |
Содержание мероприятия |
Ответственный исполнитель |
Срок выполнения |
Коды экономической классификации |
Объем финансирования (в руб.) |
Планируемые показатели результатов деятельности |
||||||||
2007 |
2008 |
2009 |
Наименование |
Единица измерения |
На начало программ |
Промежуточные значения показателей |
Целевое значение (конечный результат) |
|||||||
2007 |
2008 |
2009 |
||||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
1 |
Мероприятие 1 Разработка дистанционных образовательных ресурсов по основным общеобразовательным дисциплинам общего образования инвариантной части федерального компонента базисного учебного плана |
Комитет общего и профессионального образования Ленинградской области |
2007-2008 г.г. |
226 |
8 983 038 |
794 900 |
625 100 |
Показатель 2. Удельный вес количества дистанционных курсов по основным общеобразовательным дисциплинам основного общего образования инвариантной части федерального компонента базисного учебного плана |
% |
0 |
70 |
85 |
94 |
94 |
2 |
Мероприятие 2 Экспертиза дистанционных образовательных ресурсов по основным общеобразовательным дисциплинам основного общего образования инвариантной части федерального компонента базисного учебного плана |
Комитет общего и профессионального образования Ленинградской области |
2007-2008 г.г. |
226 |
814 000 |
42 670 |
0 |
Показатель 2. Удельный вес количества дистанционных курсов по основным общеобразовательным дисциплинам основного общего образования инвариантной части федерального компонента базисного учебного плана |
% |
0 |
70 |
85 |
94 |
94 |
3 |
Мероприятие 3 Внедрение дистанционных образовательных курсов по учебным предметам основного общего образования, регистрация учащихся и преподавателей на сервере дистанционного обучения, мониторинг результатов обучения |
Комитет общего и профессионального образования Ленинградской области |
2008-2009 г.г. |
226 |
0 |
5 171 653 |
1 605 957 |
Показатель 1. Удельный вес обучающихся, получающих образование за счет реализации дистанционных образовательных технологий |
% |
0,03 |
8 |
15 |
20 |
20 |
4 |
|
|
|
|
|
|
|
Показатель 3. Удельный вес общеобразовательных учреждений основного и среднего (полного) общего образования, использующих дистанционные образовательные технологии |
% |
0 |
0 |
20 |
30 |
30 |
5 |
|
|
|
|
|
|
|
Показатель 4. Удельный вес мало- комплектных школ, использующих дистанционные образовательные технологии. На начало реализации программы |
% |
0 |
0 |
20 |
30 |
20 |
Изменения на 2009 год:
1. Внесены изменения в содержание мероприятий 1,3,4,5,6,7.
2. Сумма по мероприятию N 5 уменьшена в 2009г. на 2 000 тыс. рублей.
3. Введены новые мероприятия по обеспечению дистанционного обучения детей инвалидов.
|
Наименование мероприятия (План на 2009 год) |
Сумма на 2009 год по плану (тыс. руб.) |
Наименование мероприятия (Факт в 2009 году) |
Сумма на 2009 год фактически (тыс. руб.) |
1 |
Мероприятие 1. Разработка дистанционных образовательных ресурсов по основным общеобразовательным дисциплинам основного общего образования инвариантной части федерального компонента базисного учебного плана |
625,100 |
Мероприятие 1. Разработка дистанционных образовательных ресурсов по основным общеобразовательным дисциплинам общего образования инвариантной части федерального компонента базисного учебного плана |
625,10 |
3 |
Мероприятие 3. Внедрение дистанционных образовательных курсов по учебным предметам основного общего образования |
3 540,000 |
Мероприятие 3. Внедрение дистанционных образовательных курсов по учебным предметам основного общего образования; регистрация учащихся и преподавателей на сервере дистанционного обучения, мониторинг результатов обучения. |
1 605,957 |
4 |
Мероприятие 4. Разработка дистанционных образовательных ресурсов по элективным учебным предметам |
4 473,660 |
Мероприятие 4. Разработка дистанционных образовательных ресурсов по элективным учебным предметам |
4 378,150 |
5 |
Мероприятие 5. Экспертиза дистанционных образовательных ресурсов по элективным учебным предметам |
500,000 |
Мероприятие 5. Экспертиза дистанционных образовательных ресурсов по элективным учебным предметам |
300,000 |
6 |
Мероприятие 6. Внедрение дистанционных образовательных ресурсов по элективным учебным предметам |
3 132,470 |
Мероприятие 6. Внедрение дистанционных образовательных ресурсов по элективным учебным предметам, регистрация учащихся и преподавателей на сервере дистанционного обучения, мониторинг результатов обучения. |
0 |
7 |
Внедрение дистанционных курсов профильных учебных предметов на старшей ступени общего образования Ленинградской области |
3 106,470 |
Мероприятие 7. Внедрение дистанционных курсов профильных учебных предметов на старшей ступени общего образования Ленинградской области; регистрация учащихся и преподавателей на сервере дистанционного обучения, мониторинг результатов обучения. |
1 536,466 |
8 |
|
|
Новые мероприятия на 2009 год В целях обеспечения дистанционного обучения детей-инвалидов; |
4 932,027 |
|
|
|
Мероприятие 8.1 Приобретение оборудования для детей-инвалидов (педагогических работников) и для подключения мест их проживания к сети Интернет - 2009 год. |
3 388,527 |
|
|
|
Мероприятие 8.2 Обеспечение информационно-методической поддержки дистанционного обучения детей-инвалидов (разработка учебно-методической# материалов, повышение квалификации педагогических работников, внедрение дистанционных курсов, проведение мониторинга реализуемых мероприятий) |
993,500 |
|
|
|
Мероприятие 8.3 Оплата технического обслуживания рабочих мест детей-инвалидов (педагогических работников). |
150,000 |
|
|
|
Мероприятие 8.4 Оплата труда педагогических работников, обеспечивающих дистанционное обучение детей-инвалидов. |
400,000 |
|
Итого |
15 377,700 |
Итого |
13 377,700 |
Начальник |
Т.И. Ведерникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Комитета общего и профессионального образования Ленинградской области от 18 сентября 2009 г. N 650 "Об утверждении программы"
Текст приказа официально опубликован не был