Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Настоящая программа вступает в силу со дня вступления в силу областного закона "О признании утратившим силу областного закона "О региональной целевой программе "Охрана окружающей среды Ленинградской области на 2007 - 2010 годы"
Приложение
Долгосрочная целевая программа
"Охрана окружающей среды Ленинградской области на 2009-2010 годы"
(утв. постановлением Правительства Ленинградской области
от 16 ноября 2009 г. N 343)
Паспорт
долгосрочной целевой программы
"Охрана окружающей среды Ленинградской области
на 2009 - 2010 годы"
Полное наименование |
Долгосрочная целевая программа "Охрана окружающей среды Ленинградской области на 2009 - 2010 годы" (далее - Программа) |
Цель Программы |
Обеспечение прав жителей Ленинградской области на благоприятную окружающую среду за счет стабилизации экологической обстановки в Ленинградской области и ее постепенного улучшения на территориях с наиболее высокими уровнями загрязнения |
Основные задачи Программы |
Предотвращение экологически вредной деятельности по несанкционированному размещению отходов производства и потребления; организация и проведение широкомасштабных мероприятий по мониторингу окружающей среды, охране природных ресурсов, их рациональному использованию, защите от вредных воздействий, сохранению естественных экологических систем, природных ландшафтов и природных комплексов; изучение природных особенностей Ленинградской области и их учет при планировании и осуществлении хозяйственной и иной деятельности; содействие участию в деятельности по охране окружающей среды Ленинградской области органам местного самоуправления, общественным и иным некоммерческим объединениям, юридическим и физическим лицам; повышение уровня знаний населения о природе, экологической культуре, содействие экологическому воспитанию подрастающего поколения, развитие системы экологического образования, воспитания; снижение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду на основе использования передовых технологий с учетом экономических и социальных факторов; содействие развитию Ленинградской области путем сочетания экологических, экономических и социальных интересов населения; обеспечение возможности получения достоверной информации о состоянии окружающей среды Ленинградской области |
Входящие в состав Программы разделы |
Мероприятия Программы объединены в пять разделов: "Обращение с отходами производства и потребления", "Мониторинг состояния качества окружающей среды", "Обеспечение экологической безопасности", "Обеспечение радиационной безопасности", "Организация экологического воспитания, образования и просвещения" |
Объем финансовых ресурсов, запланированных по Программе |
Объем средств, предусмотренных на реализацию мероприятий Программы составляет 82 260 тыс. рублей за счет средств областного бюджета, в том числе: 2009 год - 41 170 тыс. рублей, 2010 год - 41 090 тыс. рублей |
Показатели эффективности мероприятий Программы |
Бюджетная эффективность Дисконтированный доход составит 9,2 млн рублей, в том числе в 2010 году - 9,2 млн рублей. Экономическая эффективность Предотвращенный ущерб составит 2634 млн рублей, в том числе в 2009 году - 1096 млн рублей, в 2010 году - 1538 млн рублей. Предотвращение выбытия из сельскохозяйственного оборота сельскохозяйственных угодий составит в 2009 году - 5,0 гектара, в 2010 году - 5,0 гектара. Социальная эффективность Обеспеченность населения оборудованным в инженерном плане местом обращения с отходами, соответствующим современным требованиям природоохранного законодательства, составит в 2010 году - 112 тыс. человек. Количество новых рабочих мест составит в 2009 году два рабочих места, в 2010 году - 18 рабочих мест. Обеспеченность населения информацией о качестве окружающей среды в местах постоянного компактного проживания составит: о качестве воды в поверхностных водоемах, используемых для питьевого водоснабжения, в 2009 году - 570 тыс. человек, в 2010 году - 570 тыс. человек; о качестве атмосферного воздуха в 2009 году - 517 тыс. человек, в 2010 году - 570 тыс. человек; о радиационной обстановке в 2009 году - 466 тыс. человек, в 2010 году - 570 тыс. человек; о комплексной оценке состояния окружающей среды в 2010 году - 201 тыс. человек |
Основные индикаторы реализации (целевые задания) Программы |
Схемы земельных участков для строительства подъездных путей к полигонам твердых бытовых и отдельных видов промышленных отходов в Бокситогорском и Волховском муниципальных районах - 2 комплекта; рабочие проекты для строительства полигонов твердых бытовых и отдельных видов промышленных отходов, а также подъездных путей к ним в Бокситогорском, Волховском, Ломоносовском, Лужском и Подпорожском муниципальных районах - 7 комплектов; полигон твердых бытовых и отдельных видов промышленных отходов в Волховском районе; количество вывезенных и утилизированных люминесцентных ламп - 600 тыс. штук; количество обследованных мест несанкционированного размещения опасных отходов - 45 участков; количество муниципальных образований, включенных в систему учета и контроля за образованием, хранением и утилизацией промышленных и бытовых отходов: 2009 год - 222, 2010 год - 222; количество гидролого-гидрохимических станций на акваториях Финского залива: 2009 - 15 ед., 2010 год - 15 ед.; на акваториях Ладожского озера: 2009 год - 16 ед., 2010 год - 16 ед.; количество береговых пунктов наблюдений: 2009 год - 9 ед., 2010 год - 9 ед.; количество отобранных проб воды: 2009 год - 260, 2010 год - 260; протяженность обследованной гидрологической сети: 2009 год - 337 км, 2010 год - 219 км; количество отобранных проб воздуха: 2009 год - 11 680, 2010 год - 11 680; количество обследованных объектов для оценки переноса загрязняющих веществ в приземном слое атмосферного воздуха в местах расположения крупных промышленных предприятий: 2009 год - 84, 2010 год - 84; сокращение времени подготовки и выдачи отчетов и справок пользователям, исключающее необходимость увеличения штата подразделения, - 30 процентов; количество участников ежегодных учений по ликвидации аварийных разливов нефтепродуктов на территории Ленинградской области: 2009 - 100 человек, 2010 год - 50 человек; площадь обследованной территории в целях выявления, паспортизации и выработки мер по ликвидации источников потенциальной опасности для наиболее уязвимых природных комплексов Ленинградской области: 2009 год - не менее 180 км, 2010 год - не менее 233 км; представление карты-схемы аномально прогретых участков на территории лесного фонда (лесных пожаров) - ежедневно в пожароопасный период; протяженность обследованной гидрологической сети системы фонтанов государственного памятника "Фонтаны Петергофа" в пределах территории Ленинградской области - 56 км, площадь обследованной территории - 16 420 га; наличие автоматизированной системы контроля радиационной обстановки в Ленинградской области: 2009 год - 14 постов, 2010 год - 14 постов; количество предприятий и организаций, использующих источники ионизирующих излучений или образующих радиоактивные отходы, подлежащих инвентаризации: 2009 год - 90 единиц, 2010 год - 90 единиц; количество измерений радиоактивности в населенных пунктах, расположенных в зоне повышенного проявления естественной радиоактивности: 2009 год - не менее 200, 2010 год - не менее 95; количество школьников, принявших участие в мероприятиях по экологическому воспитанию, образованию и просвещению: 2009 год - 5,1 тыс. человек, 2010 год - 5,1 тыс. человек; издание информационно-аналитического сборника "Состояние окружающей среды в Ленинградской области" - 500 экземпляров; количество телевизионных программ экологической направленности в 2010 году - 18 программ ежемесячно; оплата проведения экспертизы природоохранных мероприятий, проектов нормативных правовых актов и др.: 2009 год - 4 документа, 2010 год - 3 документа |
Основания для разработки Программы |
Федеральный закон от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций антропогенного и природного характера"; Федеральный закон от 21 ноября 1995 года N 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии"; Федеральный закон от 9 января 1996 года N 3-ФЗ "О радиационной безопасности населения"; Федеральный закон от 19 июля 1997 года N 109-ФЗ "О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами"; Федеральный закон от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления"; Федеральный закон от 19 июля 1998 года N 113-Ф3 "О гидрометеорологической службе"; Федеральный закон от 31 июля 1998 года N 155-ФЗ "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации"; Федеральный закон от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"; Федеральный закон от 4 мая 1999 года N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха"; Федеральный закон от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды"; Федеральный закон от 29 декабря 2004 года N 190-ФЗ "Градостроительный кодекс Российской Федерации"; Федеральный закон от 3 июня 2006 года N 73-Ф3 "Водный кодекс Российской Федерации"; постановление Правительства Ленинградской области от 18 июля 2008 года N 209 "О Порядке разработки, утверждения и контроля за реализацией долгосрочных целевых программ в Ленинградской области" |
Разработчик Программы |
Комитет по природным ресурсам Ленинградской области |
Сроки разработки Программы |
февраль - июнь 2009 года |
Стоимость разработки Программы |
Не требует финансовых затрат |
Представитель заказчика (координатор) Программы |
Комитет по природным ресурсам Ленинградской области |
Участники Программы |
Комитет по природным ресурсам Ленинградской области; организации, определяемые в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" |
Фамилия, имя, отчество, должность, телефон руководителя Программы |
Степченко Александр Анатольевич - председатель комитета по природным ресурсам Ленинградской области, тел. 496-56-36 |
Система управления и контроль за ходом выполнения Программы |
Контроль за ходом выполнения Программы осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Ленинградской области от 18 июля 2008 года N 209 "О Порядке разработки, утверждения и контроля за реализацией долгосрочных целевых программ в Ленинградской области". Комитет по природным ресурсам Ленинградской области осуществляет контроль за целевым использованием бюджетных средств, направленных на реализацию Программы, подготовку проектов решений Правительства Ленинградской области о ходе выполнения Программы, размещение на официальном интернет-портале Администрации Ленинградской области информации о ходе и результатах реализации Программы, финансировании мероприятий Программы, привлечении внебюджетных средств, проведении конкурсов на участие в реализации мероприятий Программы, представляет отчет о реализации мероприятий Программы ежеквартально в комитет экономического развития и инвестиционной деятельности Ленинградской области, ежегодно - в Правительство Ленинградской области. Общий контроль за реализацией Программы осуществляет вице-губернатор Ленинградской области, курирующий деятельность комитета по природным ресурсам Ленинградской области |
1. Состояние и тенденции изменения окружающей среды
в Ленинградской области
1.1. Состояние поверхностных водоемов
Анализ гидрохимических показателей и комплексного показателя качества вод (относительный комплексный показатель степени загрязненности вод) за последние годы свидетельствует, что поверхностные воды суши в Ленинградской области характеризуются от "слабо загрязненных" (разряд 2) до "грязных" (разряд 4, классы "а" и "б").
Качество вод большинства водоемов остается на прежнем уровне и значительных колебаний в сторону ухудшения или улучшения не отмечается.
Из гидрохимических показателей, превышающих предельно допустимые концентрации (ПДК) в 1,5-4 раза, следует отметить биологическое и химическое потребление кислорода, что свидетельствует о продолжающемся загрязнении вод органическими и минеральными веществами. В большинстве проб выявлено превышение ПДК в 2,5-10 раз по тяжелым металлам - общему железу, меди, марганцу. В отдельных реках отмечено превышение ПДК по фенолу, нефтепродуктам и свинцу.
1.2. Состояние атмосферного воздуха
По результатам мониторинга атмосферного воздуха установлено, что в большинстве населенных пунктов уровень загрязнения воздуха оценивается как низкий.
В то же время в городах наблюдаются средние и разовые концентрации взвешенных веществ, превышающие ПДК. Так, в городе Волосово в течение года концентрации диоксида азота колеблются в пределах 1-1,4 ПДК, диоксида серы - в пределах 1,1-1,3 ПДК. В городе Волхове максимальная разовая концентрация загрязненности воздуха фтористым водородом составила 4,5 ПДК, в городе Кириши разовые превышения ПДК оксида углерода достигали 4,4 раза, в городе Луге средний уровень запыленности составил 1,0 ПДК, в городе Сланцы средняя за год концентрация фенола - 1,2 ПДК, максимальные концентрации - 1,8 ПДК, средняя концентрация взвешенных веществ - 1,1 ПДК, максимальная разовая концентрация - 3 ПДК. В черте городов Бокситогорска и Пикалево фиксируются единичные превышения среднесуточных концентраций взвешенных веществ в 1,1-1,3 ПДК.
Маршрутные исследования в муниципальных районах также выявили однократные превышения концентраций диоксида серы, диоксида азота и других веществ в 1,1 - 4 раза.
1.3. Состояние почв
В результате исследований на территории Ленинградской области выявлено шесть крупных районов наибольшего потенциального химического загрязнения почв: вблизи городов Светогорска, Каменногорска, Сланцы, Кингисеппа, Усть-Луги, территории, прилегающие к крупным районным центрам (города Кириши, Тихвин и Волхов), а также территория вдоль системы автодорог на город Выборг, примыкающая к Санкт-Петербургу.
В целом по области выявлено 13,6 тыс. квадратных километров загрязненных в различной степени почв (около 16 процентов территории).
1.4. Образование отходов производства и потребления
Ситуацию по всем видам отходов в Ленинградской области можно охарактеризовать как напряженную.
Постоянное население Ленинградской области производит около 310 тыс. тонн твердых бытовых отходов. Количество отходов, образующихся в садоводствах, составляет около 20 процентов от общего количества твердых бытовых отходов.
Наибольшее количество твердых бытовых отходов размещается во Всеволожском, Выборгском, Гатчинском, Кировском, Ломоносовском, Тосненском муниципальных районах и Сосновоборском городском округе, где производится около 60 процентов всех твердых бытовых отходов Ленинградской области.
Для размещения отходов потребления, малоопасных промышленных и строительных отходов в Ленинградской области имеются около 200 постоянно используемых мест размещения отходов, более половины из которых не отвечают природоохранным и санитарным требованиям.
На территории Ленинградской области размещаются также отходы, образованные в Санкт-Петербурге, что оказывает негативное влияние на состояние окружающей среды пригородных районов.
Постоянный мониторинг за местами размещения отходов показывает, что до 90-98 процентов отходов, размещаемых на полигонах во Всеволожском, Гатчинском и Ломоносовском районах, ввозится из Санкт-Петербурга.
Кроме бытовых отходов на территории Ленинградской области ежегодно образуются около 3,8 млн тонн промышленных отходов различных классов опасности, 19 тыс. тонн медицинских отходов, около двух миллионов тонн отходов агропромышленного комплекса, а также более 50 тыс. тонн (в пересчете на сухое вещество) осадков канализационных очистных сооружений.
1.5. Радиационная обстановка
В Ленинградской области сосредоточены предприятия, являющиеся источниками повышенной ядерной и радиационной опасности, в том числе Ленинградская АЭС, комплекс экспериментальных энергетических реакторов федерального государственного унитарного предприятия "Научно-исследовательский технологический институт имени А.П. Александрова", опытные и полупромышленные установки, на которых производится радионуклидная продукция, объекты, на которых проводятся исследования фундаментального и прикладного характера в области ядерной физики и радиохимии, а также осуществляется транспортирование и хранение ядерных материалов, радиоактивных веществ и отходов.
Существуют потенциально радоноопасные территории в Бокситогорском, Волховском, Выборгском, Гатчинском, Ломоносовском районах.
Западная часть Ленинградской области, включающая территории Кингисеппского, Волосовского и частично Лужского, Ломоносовского и Гатчинского районов, подверглась загрязнению радиоактивными осадками Чернобыльской АЭС. Общая площадь техногенного постчернобыльского радиоактивного загрязнения почв в Ленинградской области составляет 5711 квадратных километров.
2. Основные итоги реализации программно-целевого подхода
к формированию государственной политики в сфере охраны окружающей
среды, обеспечения экологической и радиационной безопасности
в Ленинградской области. Обоснование целесообразности
мероприятий Программы
Программно-целевой подход к формированию и реализации государственной политики в сфере охраны окружающей среды, обеспечения экологической и радиационной безопасности осуществляется в Ленинградской области начиная с 2003 года. Из областного бюджета Ленинградской области выделяются средства на реализацию мероприятий, предусматриваемых целевыми программами в сфере охраны окружающей среды, обеспечения экологической и радиационной безопасности.
Основными направлениями деятельности в сфере обращения с отходами определены проектирование и строительство специально оборудованных полигонов для захоронения отходов, мониторинг негативного воздействия несанкционированных свалок, утилизация люминесцентных ламп, размещенных на несанкционированной свалке в здании недостроенной котельной в районе станции Кирпичный завод во Всеволожском районе, а также оперативная демеркуризация выявленных загрязненных участков.
Объем средств, выделенных на обращение с отходами, составил около 199 млн рублей, или 72,1 процента общего объема финансирования природоохранных мероприятий.
Проведены следующие мероприятия в сфере охраны окружающей среды, обеспечения экологической и радиационной безопасности:
завершено строительство первой очереди полигонов твердых бытовых отходов в Бокситогорском, Волосовском, Кингисеппском, Приозерском и Сланцевском муниципальных районах;
определены земельные участки, проведены инженерные изыскания и разработаны проектные решения для строительства полигонов твердых бытовых отходов в Лодейнопольском и Лужском муниципальных районах;
определены земельные участки и проводятся инженерные изыскания для строительства полигонов твердых бытовых отходов в Ломоносовском и Подпорожском муниципальных районах;
завершены работы по разработке проекта строительства мусороперерабатывающего комплекса вблизи города Волхова;
в результате комплексного мониторинга негативного воздействия на окружающую среду несанкционированных свалок получены данные о воздействии несанкционированных свалок на состояние окружающей среды по 600 объектам размещения отходов, определены приоритеты в решении проблемы обращения с отходами в целом;
проведены работы по сбору и утилизации люминесцентных ламп в муниципальных учреждениях Ленинградской области;
обеспечены условиями для вывоза отходов с соблюдением природоохранного законодательства более 320 тыс. жителей Ленинградской области;
проведены мероприятия по экологическому воспитанию, образованию и просвещению школьников Ленинградской области, в которых приняли участие более 5 тыс. человек.
Системой экологического образования охвачены дошкольные образовательные учреждения, наиболее эффективно раскрывающие возможности человека в детском возрасте, школы, формирующие базовые экологические знания, и учреждения дополнительного образования, являющиеся центрами организации практической природоохранной и исследовательской деятельности.
Реализация мероприятий по охране окружающей среды позволила сократить характерные для свалочных масс выбросы загрязняющих веществ (летучие органические соединения и метан) на 50-60 процентов от валовых значений, площади занятых несанкционированными свалками земель - до 290 гектаров и предотвратить ущерб окружающей среде в размере около 920 млн рублей.
Последовательная и стабильная реализация целевых программ в сфере охраны окружающей среды в Ленинградской области содействовала разработке и утверждению пяти муниципальных целевых программ в сфере охраны окружающей среды с объемом финансирования 24,4 млн рублей и федеральной целевой программы в сфере обеспечения радиационной безопасности с объемом финансирования 1550 млн рублей.
Таким образом, использование программно-целевого подхода при формировании и реализации государственной политики в сфере охраны окружающей среды, обеспечения экологической и радиационной безопасности оказывает существенное влияние на сохранение качества окружающей среды в Ленинградской области.
3. Главная цель, задачи и принципы реализации Программы
Главной целью Программы является обеспечение прав жителей Ленинградской области на благоприятную окружающую среду за счет стабилизации экологической обстановки и ее постепенного улучшения на территориях с наиболее высоким уровнем загрязнения.
Основными задачи Программы являются:
организация и проведение широкомасштабных мероприятий по мониторингу окружающей среды, охране природных ресурсов, их рациональному использованию, защите от вредных воздействий, сохранению естественных экологических систем, природных ландшафтов и природных комплексов;
предотвращение экологически вредной деятельности, предупреждение аварий и катастроф;
содействие развитию Ленинградской области путем сочетания экологических, экономических и социальных интересов населения;
изучение региональных природных и социально-экономических особенностей Ленинградской области, их учет при планировании и осуществлении хозяйственной и иной деятельности;
содействие участию в деятельности по охране окружающей среды Ленинградской области органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц;
повышение уровня знаний населения о природе, экологической культуры, содействие экологическому воспитанию подрастающего поколения, развитие системы экологического образования, воспитания;
снижение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду на основе использования передовых технологий с учетом экономических и социальных факторов;
обеспечение возможности получения достоверной информации о состоянии окружающей среды Ленинградской области.
При реализации Программы необходимо учитывать следующие принципы:
обеспечение выполнения мероприятий, относящихся к полномочиям органов государственной власти Ленинградской области, в соответствии с первоочередными задачами в сфере охраны окружающей среды, обеспечения экологической и радиационной безопасности;
реализация природоохранных мероприятий местного значения при условии долевого финансирования за счет средств муниципальных образований;
стимулирование деятельности организаций муниципальной инфраструктуры в сфере жилищно-коммунального хозяйства и обращения с отходами путем включения реализуемых ими мероприятий в Программу;
своевременная корректировка Программы с учетом оценки результатов реализации Программы и регулярного мониторинга состояния окружающей среды;
развитие международного сотрудничества в сфере реализации экологических программ и использования природоохранных технологий;
публичность и прозрачность при реализации Программы.
4. Основные мероприятия Программы
Мероприятия Программы объединены в пять разделов в соответствии с их содержанием и направленностью:
"Обращение с отходами производства и потребления",
"Мониторинг состояния окружающей среды",
"Обеспечение экологической безопасности",
"Обеспечение радиационной безопасности",
"Организация экологического воспитания, образования и просвещения".
План мероприятий долгосрочной целевой программы "Охрана окружающей среды Ленинградской области на 2009 - 2010 годы" представлен в приложении 1 к Программе.
5. Обоснование мероприятий Программы
При разработке мероприятий Программы учтены следующие факторы: возможность сбора и анализа информации о состоянии территории и вероятности выявления на ней загрязнения без проведения дополнительных работ (исследований);
фактическое наличие информации о территориях, загрязнениях природных сред, размещении отходов, производственных авариях, поступлении в окружающую среду вредных веществ;
необходимость реализации неотложных мероприятий по защите окружающей среды и здоровья населения;
минимизация негативного воздействия на окружающую среду и население;
экономическая эффективность природоохранных мероприятий;
комплексность мероприятий, затрагивающих как вопросы охраны окружающей среды, здоровья населения, так и инженерно-технические, архитектурные, планировочные и другие вопросы;
выбор оптимального с экологической и экономической точек зрения мероприятия путем сравнения возможных вариантов;
оценка применимости выбранного мероприятия путем проведения дополнительных исследований и опытно-методических работ;
выбор мероприятий с учетом специфики Ленинградской области;
уменьшение объемов образования отходов и внедрение максимального вторичного использования образующихся отходов (сепарация отходов по типам, определение класса опасности отходов);
оценка расходов на проведение мероприятий.
6. Финансирование Программы.
Контроль за выполнением Программы
Основным источником финансирования мероприятий Программы являются средства областного бюджета Ленинградской области.
Объем средств, предусмотренных на реализацию мероприятий Программы, составляет 82 260 тыс. рублей, в том числе 2009 год - 41 170 тыс. рублей, 2010 год - 41 090 тыс. рублей.
Динамика финансирования долгосрочной целевой программы "Охрана окружающей среды Ленинградской области на 2009 - 2010 годы", Адресная программа капитальных вложений долгосрочной целевой программы "Охрана окружающей среды Ленинградской области на 2009 - 2010 годы", Перечень объектов долгосрочной целевой программы "Охрана окружающей среды Ленинградской области на 2009 - 2010 годы", Информация о территориальной структуре финансирования долгосрочной целевой программы "Охрана окружающей среды Ленинградской области на 2009 - 2010 годы" приведены в приложениях 2 - 5 к Программе.
Расчет потребности в бюджетных ресурсах на реализацию мероприятий Программы произведен с учетом индекса-дефлятора, определенного Минэкономразвития России для расчета показателей региональных целевых программ.
Контроль за ходом выполнения Программы осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Ленинградской области от 18 июля 2008 года N 209 "О Порядке разработки, утверждения и контроля за реализацией долгосрочных целевых программ в Ленинградской области".
Комитет по природным ресурсам Ленинградской области представляет отчет о реализации мероприятий Программы ежеквартально в комитет экономического развития и инвестиционной деятельности Ленинградской области и ежегодно - в Правительство Ленинградской области.
7. Оценка социальной, экономической и бюджетной
эффективности Программы
Реализация мероприятий Программы позволит достичь следующих результатов:
дисконтированный доход составит 9,2 млн рублей, в том числе в 2010 году - 9,2 млн рублей;
предотвращенный ущерб составит 2634 млн рублей, в том числе в 2009 году - 1096 млн рублей, в 2010 году - 1538 млн рублей;
предотвращение выбытия из сельскохозяйственного оборота сельскохозяйственных угодий составит в 2009 году - 5,0 гектара, в 2010 году - 5,0 гектара;
обеспеченность населения оборудованным в инженерном плане местом обращения с отходами, соответствующим современным требованиям природоохранного законодательства, составит в 2010 году - 112 тыс. человек;
количество новых рабочих мест составит в 2009 году два рабочих места, в 2010 году - 18 рабочих мест;
обеспеченность населения информацией о качестве окружающей среды в местах постоянного компактного проживания составит:
о качестве воды в поверхностных водоемах, используемых для питьевого водоснабжения, в 2009 году - 570 тыс. человек, в 2010 году - 570 тыс. человек,
о качестве атмосферного воздуха в 2009 году - 517 тыс. человек, в 2010 году - 570 тыс. человек,
о радиационной обстановке в 2009 году - 466 тыс. человек, в 2010 году - 570 тыс. человек,
о комплексной оценке состояния окружающей среды в 2010 году - 201 тыс. человек.
Оценка эффективности Программы проведена на основании Методики определения предотвращенного экологического ущерба, утвержденной приказом Государственного комитета Российской Федерации по охране окружающей среды 9 марта 1999 года.
Учитывая специфику природоохранных мероприятий, предусмотренных Программой, экономическая оценка предотвращенного ущерба произведена для водных ресурсов, почв и земельных ресурсов.
Расчетные формулы эколого-экономической оценки загрязнения водной среды (предотвращенного ущерба) основываются на учете:
удельного ущерба (цены загрязнения) водным ресурсам, представляющего собой региональные стоимостные оценки ущерба на одну условную тонну массы загрязняющих веществ,
массы сброса загрязняющих веществ в водные объекты, представляющего собой оценку количества осадков за холодный и теплый периоды года, модуля стока, объема поверхностного стока и типичного (в весовом и химическом планах) состава фильтрата, образующегося на свалках,
площади земель, высвобождаемых (реабилитируемых) в результате проведения природоохранных мероприятий,
коэффициента экологической ситуации и экологической значимости состояния водных объектов в Ленинградской области,
коэффициента относительной эколого-экономической опасности для типичных групп загрязняющих веществ.
Масса выбросов загрязняющих веществ определяется как функция расчетной насыпной массы одного кубического метра отходов потребления и массы сгоревших отходов.
Экологический ущерб от ухудшения и разрушения почв и земель под воздействием антропогенных (техногенных) нагрузок выражается в деградации почв и земель, загрязнении земель химическими веществами, захламлении земель несанкционированными свалками, другими видами несанкционированного и нерегламентированного размещения отходов.
Оценка величины предотвращенного в результате природоохранной деятельности ущерба от деградации почв и земель основана на учете нормативов стоимости земель, площади почв и земель, сохраненных от деградации в результате проведенных природоохранных мероприятий, коэффициента экологической ситуации и экологической значимости территории и коэффициента для особо охраняемых территорий.
Оценка величины предотвращенного в результате природоохранной деятельности ущерба от загрязнения земель химическими веществами учитывает площадь земель, которую удалось предотвратить от загрязнения химическими веществами, повышающий коэффициент за предотвращение (ликвидацию) загрязнения земель несколькими химическими веществами.
Оценка величины предотвращенного в результате природоохранной деятельности ущерба от захламления земель несанкционированными свалками учитывает площадь земель, которые удалось предотвратить от захламления отходами, норматив стоимости земель, коэффициент экологической ситуации и экологической значимости территории, коэффициент для особо охраняемых территорий.
Определение общей величины предотвращенного ущерба от загрязнения окружающей среды определяется путем суммирования величин предотвращенных ущербов, определенных с учетом суммарных объемов снижения негативных нагрузок соответственно по атмосферному воздуху, водным ресурсам, биоресурсам, почвам и земельным ресурсам.
Информация о предотвращенном ущербе в результате реализации мероприятий долгосрочной целевой программы "Охрана окружающей среды Ленинградской области на 2009 - 2010 годы" приведена в приложении 6 к Программе.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.