Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Настоящая программа вступает в силу со дня вступления в силу областного закона "О признании утратившим силу областного закона "О региональной целевой программе "Охрана окружающей среды Ленинградской области на 2007 - 2010 годы"
Приложение
Долгосрочная целевая программа
"Охрана окружающей среды Ленинградской области на 2009-2010 годы"
(утв. постановлением Правительства Ленинградской области
от 16 ноября 2009 г. N 343)
Паспорт
долгосрочной целевой программы
"Охрана окружающей среды Ленинградской области
на 2009 - 2010 годы"
Полное наименование |
Долгосрочная целевая программа "Охрана окружающей среды Ленинградской области на 2009 - 2010 годы" (далее - Программа) |
Цель Программы |
Обеспечение прав жителей Ленинградской области на благоприятную окружающую среду за счет стабилизации экологической обстановки в Ленинградской области и ее постепенного улучшения на территориях с наиболее высокими уровнями загрязнения |
Основные задачи Программы |
Предотвращение экологически вредной деятельности по несанкционированному размещению отходов производства и потребления; организация и проведение широкомасштабных мероприятий по мониторингу окружающей среды, охране природных ресурсов, их рациональному использованию, защите от вредных воздействий, сохранению естественных экологических систем, природных ландшафтов и природных комплексов; изучение природных особенностей Ленинградской области и их учет при планировании и осуществлении хозяйственной и иной деятельности; содействие участию в деятельности по охране окружающей среды Ленинградской области органам местного самоуправления, общественным и иным некоммерческим объединениям, юридическим и физическим лицам; повышение уровня знаний населения о природе, экологической культуре, содействие экологическому воспитанию подрастающего поколения, развитие системы экологического образования, воспитания; снижение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду на основе использования передовых технологий с учетом экономических и социальных факторов; содействие развитию Ленинградской области путем сочетания экологических, экономических и социальных интересов населения; обеспечение возможности получения достоверной информации о состоянии окружающей среды Ленинградской области |
Входящие в состав Программы разделы |
Мероприятия Программы объединены в пять разделов: "Обращение с отходами производства и потребления", "Мониторинг состояния качества окружающей среды", "Обеспечение экологической безопасности", "Обеспечение радиационной безопасности", "Организация экологического воспитания, образования и просвещения" |
Объем финансовых ресурсов, запланированных по Программе |
Объем средств, предусмотренных на реализацию мероприятий Программы составляет 82 260 тыс. рублей за счет средств областного бюджета, в том числе: 2009 год - 41 170 тыс. рублей, 2010 год - 41 090 тыс. рублей |
Показатели эффективности мероприятий Программы |
Бюджетная эффективность Дисконтированный доход составит 9,2 млн рублей, в том числе в 2010 году - 9,2 млн рублей. Экономическая эффективность Предотвращенный ущерб составит 2634 млн рублей, в том числе в 2009 году - 1096 млн рублей, в 2010 году - 1538 млн рублей. Предотвращение выбытия из сельскохозяйственного оборота сельскохозяйственных угодий составит в 2009 году - 5,0 гектара, в 2010 году - 5,0 гектара. Социальная эффективность Обеспеченность населения оборудованным в инженерном плане местом обращения с отходами, соответствующим современным требованиям природоохранного законодательства, составит в 2010 году - 112 тыс. человек. Количество новых рабочих мест составит в 2009 году два рабочих места, в 2010 году - 18 рабочих мест. Обеспеченность населения информацией о качестве окружающей среды в местах постоянного компактного проживания составит: о качестве воды в поверхностных водоемах, используемых для питьевого водоснабжения, в 2009 году - 570 тыс. человек, в 2010 году - 570 тыс. человек; о качестве атмосферного воздуха в 2009 году - 517 тыс. человек, в 2010 году - 570 тыс. человек; о радиационной обстановке в 2009 году - 466 тыс. человек, в 2010 году - 570 тыс. человек; о комплексной оценке состояния окружающей среды в 2010 году - 201 тыс. человек |
Основные индикаторы реализации (целевые задания) Программы |
Схемы земельных участков для строительства подъездных путей к полигонам твердых бытовых и отдельных видов промышленных отходов в Бокситогорском и Волховском муниципальных районах - 2 комплекта; рабочие проекты для строительства полигонов твердых бытовых и отдельных видов промышленных отходов, а также подъездных путей к ним в Бокситогорском, Волховском, Ломоносовском, Лужском и Подпорожском муниципальных районах - 7 комплектов; полигон твердых бытовых и отдельных видов промышленных отходов в Волховском районе; количество вывезенных и утилизированных люминесцентных ламп - 600 тыс. штук; количество обследованных мест несанкционированного размещения опасных отходов - 45 участков; количество муниципальных образований, включенных в систему учета и контроля за образованием, хранением и утилизацией промышленных и бытовых отходов: 2009 год - 222, 2010 год - 222; количество гидролого-гидрохимических станций на акваториях Финского залива: 2009 - 15 ед., 2010 год - 15 ед.; на акваториях Ладожского озера: 2009 год - 16 ед., 2010 год - 16 ед.; количество береговых пунктов наблюдений: 2009 год - 9 ед., 2010 год - 9 ед.; количество отобранных проб воды: 2009 год - 260, 2010 год - 260; протяженность обследованной гидрологической сети: 2009 год - 337 км, 2010 год - 219 км; количество отобранных проб воздуха: 2009 год - 11 680, 2010 год - 11 680; количество обследованных объектов для оценки переноса загрязняющих веществ в приземном слое атмосферного воздуха в местах расположения крупных промышленных предприятий: 2009 год - 84, 2010 год - 84; сокращение времени подготовки и выдачи отчетов и справок пользователям, исключающее необходимость увеличения штата подразделения, - 30 процентов; количество участников ежегодных учений по ликвидации аварийных разливов нефтепродуктов на территории Ленинградской области: 2009 - 100 человек, 2010 год - 50 человек; площадь обследованной территории в целях выявления, паспортизации и выработки мер по ликвидации источников потенциальной опасности для наиболее уязвимых природных комплексов Ленинградской области: 2009 год - не менее 180 км, 2010 год - не менее 233 км; представление карты-схемы аномально прогретых участков на территории лесного фонда (лесных пожаров) - ежедневно в пожароопасный период; протяженность обследованной гидрологической сети системы фонтанов государственного памятника "Фонтаны Петергофа" в пределах территории Ленинградской области - 56 км, площадь обследованной территории - 16 420 га; наличие автоматизированной системы контроля радиационной обстановки в Ленинградской области: 2009 год - 14 постов, 2010 год - 14 постов; количество предприятий и организаций, использующих источники ионизирующих излучений или образующих радиоактивные отходы, подлежащих инвентаризации: 2009 год - 90 единиц, 2010 год - 90 единиц; количество измерений радиоактивности в населенных пунктах, расположенных в зоне повышенного проявления естественной радиоактивности: 2009 год - не менее 200, 2010 год - не менее 95; количество школьников, принявших участие в мероприятиях по экологическому воспитанию, образованию и просвещению: 2009 год - 5,1 тыс. человек, 2010 год - 5,1 тыс. человек; издание информационно-аналитического сборника "Состояние окружающей среды в Ленинградской области" - 500 экземпляров; количество телевизионных программ экологической направленности в 2010 году - 18 программ ежемесячно; оплата проведения экспертизы природоохранных мероприятий, проектов нормативных правовых актов и др.: 2009 год - 4 документа, 2010 год - 3 документа |
Основания для разработки Программы |
Федеральный закон от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций антропогенного и природного характера"; Федеральный закон от 21 ноября 1995 года N 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии"; Федеральный закон от 9 января 1996 года N 3-ФЗ "О радиационной безопасности населения"; Федеральный закон от 19 июля 1997 года N 109-ФЗ "О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами"; Федеральный закон от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления"; Федеральный закон от 19 июля 1998 года N 113-Ф3 "О гидрометеорологической службе"; Федеральный закон от 31 июля 1998 года N 155-ФЗ "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации"; Федеральный закон от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"; Федеральный закон от 4 мая 1999 года N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха"; Федеральный закон от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды"; Федеральный закон от 29 декабря 2004 года N 190-ФЗ "Градостроительный кодекс Российской Федерации"; Федеральный закон от 3 июня 2006 года N 73-Ф3 "Водный кодекс Российской Федерации"; постановление Правительства Ленинградской области от 18 июля 2008 года N 209 "О Порядке разработки, утверждения и контроля за реализацией долгосрочных целевых программ в Ленинградской области" |
Разработчик Программы |
Комитет по природным ресурсам Ленинградской области |
Сроки разработки Программы |
февраль - июнь 2009 года |
Стоимость разработки Программы |
Не требует финансовых затрат |
Представитель заказчика (координатор) Программы |
Комитет по природным ресурсам Ленинградской области |
Участники Программы |
Комитет по природным ресурсам Ленинградской области; организации, определяемые в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" |
Фамилия, имя, отчество, должность, телефон руководителя Программы |
Степченко Александр Анатольевич - председатель комитета по природным ресурсам Ленинградской области, тел. 496-56-36 |
Система управления и контроль за ходом выполнения Программы |
Контроль за ходом выполнения Программы осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Ленинградской области от 18 июля 2008 года N 209 "О Порядке разработки, утверждения и контроля за реализацией долгосрочных целевых программ в Ленинградской области". Комитет по природным ресурсам Ленинградской области осуществляет контроль за целевым использованием бюджетных средств, направленных на реализацию Программы, подготовку проектов решений Правительства Ленинградской области о ходе выполнения Программы, размещение на официальном интернет-портале Администрации Ленинградской области информации о ходе и результатах реализации Программы, финансировании мероприятий Программы, привлечении внебюджетных средств, проведении конкурсов на участие в реализации мероприятий Программы, представляет отчет о реализации мероприятий Программы ежеквартально в комитет экономического развития и инвестиционной деятельности Ленинградской области, ежегодно - в Правительство Ленинградской области. Общий контроль за реализацией Программы осуществляет вице-губернатор Ленинградской области, курирующий деятельность комитета по природным ресурсам Ленинградской области |
1. Состояние и тенденции изменения окружающей среды
в Ленинградской области
1.1. Состояние поверхностных водоемов
Анализ гидрохимических показателей и комплексного показателя качества вод (относительный комплексный показатель степени загрязненности вод) за последние годы свидетельствует, что поверхностные воды суши в Ленинградской области характеризуются от "слабо загрязненных" (разряд 2) до "грязных" (разряд 4, классы "а" и "б").
Качество вод большинства водоемов остается на прежнем уровне и значительных колебаний в сторону ухудшения или улучшения не отмечается.
Из гидрохимических показателей, превышающих предельно допустимые концентрации (ПДК) в 1,5-4 раза, следует отметить биологическое и химическое потребление кислорода, что свидетельствует о продолжающемся загрязнении вод органическими и минеральными веществами. В большинстве проб выявлено превышение ПДК в 2,5-10 раз по тяжелым металлам - общему железу, меди, марганцу. В отдельных реках отмечено превышение ПДК по фенолу, нефтепродуктам и свинцу.
1.2. Состояние атмосферного воздуха
По результатам мониторинга атмосферного воздуха установлено, что в большинстве населенных пунктов уровень загрязнения воздуха оценивается как низкий.
В то же время в городах наблюдаются средние и разовые концентрации взвешенных веществ, превышающие ПДК. Так, в городе Волосово в течение года концентрации диоксида азота колеблются в пределах 1-1,4 ПДК, диоксида серы - в пределах 1,1-1,3 ПДК. В городе Волхове максимальная разовая концентрация загрязненности воздуха фтористым водородом составила 4,5 ПДК, в городе Кириши разовые превышения ПДК оксида углерода достигали 4,4 раза, в городе Луге средний уровень запыленности составил 1,0 ПДК, в городе Сланцы средняя за год концентрация фенола - 1,2 ПДК, максимальные концентрации - 1,8 ПДК, средняя концентрация взвешенных веществ - 1,1 ПДК, максимальная разовая концентрация - 3 ПДК. В черте городов Бокситогорска и Пикалево фиксируются единичные превышения среднесуточных концентраций взвешенных веществ в 1,1-1,3 ПДК.
Маршрутные исследования в муниципальных районах также выявили однократные превышения концентраций диоксида серы, диоксида азота и других веществ в 1,1 - 4 раза.
1.3. Состояние почв
В результате исследований на территории Ленинградской области выявлено шесть крупных районов наибольшего потенциального химического загрязнения почв: вблизи городов Светогорска, Каменногорска, Сланцы, Кингисеппа, Усть-Луги, территории, прилегающие к крупным районным центрам (города Кириши, Тихвин и Волхов), а также территория вдоль системы автодорог на город Выборг, примыкающая к Санкт-Петербургу.
В целом по области выявлено 13,6 тыс. квадратных километров загрязненных в различной степени почв (около 16 процентов территории).
1.4. Образование отходов производства и потребления
Ситуацию по всем видам отходов в Ленинградской области можно охарактеризовать как напряженную.
Постоянное население Ленинградской области производит около 310 тыс. тонн твердых бытовых отходов. Количество отходов, образующихся в садоводствах, составляет около 20 процентов от общего количества твердых бытовых отходов.
Наибольшее количество твердых бытовых отходов размещается во Всеволожском, Выборгском, Гатчинском, Кировском, Ломоносовском, Тосненском муниципальных районах и Сосновоборском городском округе, где производится около 60 процентов всех твердых бытовых отходов Ленинградской области.
Для размещения отходов потребления, малоопасных промышленных и строительных отходов в Ленинградской области имеются около 200 постоянно используемых мест размещения отходов, более половины из которых не отвечают природоохранным и санитарным требованиям.
На территории Ленинградской области размещаются также отходы, образованные в Санкт-Петербурге, что оказывает негативное влияние на состояние окружающей среды пригородных районов.
Постоянный мониторинг за местами размещения отходов показывает, что до 90-98 процентов отходов, размещаемых на полигонах во Всеволожском, Гатчинском и Ломоносовском районах, ввозится из Санкт-Петербурга.
Кроме бытовых отходов на территории Ленинградской области ежегодно образуются около 3,8 млн тонн промышленных отходов различных классов опасности, 19 тыс. тонн медицинских отходов, около двух миллионов тонн отходов агропромышленного комплекса, а также более 50 тыс. тонн (в пересчете на сухое вещество) осадков канализационных очистных сооружений.
1.5. Радиационная обстановка
В Ленинградской области сосредоточены предприятия, являющиеся источниками повышенной ядерной и радиационной опасности, в том числе Ленинградская АЭС, комплекс экспериментальных энергетических реакторов федерального государственного унитарного предприятия "Научно-исследовательский технологический институт имени А.П. Александрова", опытные и полупромышленные установки, на которых производится радионуклидная продукция, объекты, на которых проводятся исследования фундаментального и прикладного характера в области ядерной физики и радиохимии, а также осуществляется транспортирование и хранение ядерных материалов, радиоактивных веществ и отходов.
Существуют потенциально радоноопасные территории в Бокситогорском, Волховском, Выборгском, Гатчинском, Ломоносовском районах.
Западная часть Ленинградской области, включающая территории Кингисеппского, Волосовского и частично Лужского, Ломоносовского и Гатчинского районов, подверглась загрязнению радиоактивными осадками Чернобыльской АЭС. Общая площадь техногенного постчернобыльского радиоактивного загрязнения почв в Ленинградской области составляет 5711 квадратных километров.
2. Основные итоги реализации программно-целевого подхода
к формированию государственной политики в сфере охраны окружающей
среды, обеспечения экологической и радиационной безопасности
в Ленинградской области. Обоснование целесообразности
мероприятий Программы
Программно-целевой подход к формированию и реализации государственной политики в сфере охраны окружающей среды, обеспечения экологической и радиационной безопасности осуществляется в Ленинградской области начиная с 2003 года. Из областного бюджета Ленинградской области выделяются средства на реализацию мероприятий, предусматриваемых целевыми программами в сфере охраны окружающей среды, обеспечения экологической и радиационной безопасности.
Основными направлениями деятельности в сфере обращения с отходами определены проектирование и строительство специально оборудованных полигонов для захоронения отходов, мониторинг негативного воздействия несанкционированных свалок, утилизация люминесцентных ламп, размещенных на несанкционированной свалке в здании недостроенной котельной в районе станции Кирпичный завод во Всеволожском районе, а также оперативная демеркуризация выявленных загрязненных участков.
Объем средств, выделенных на обращение с отходами, составил около 199 млн рублей, или 72,1 процента общего объема финансирования природоохранных мероприятий.
Проведены следующие мероприятия в сфере охраны окружающей среды, обеспечения экологической и радиационной безопасности:
завершено строительство первой очереди полигонов твердых бытовых отходов в Бокситогорском, Волосовском, Кингисеппском, Приозерском и Сланцевском муниципальных районах;
определены земельные участки, проведены инженерные изыскания и разработаны проектные решения для строительства полигонов твердых бытовых отходов в Лодейнопольском и Лужском муниципальных районах;
определены земельные участки и проводятся инженерные изыскания для строительства полигонов твердых бытовых отходов в Ломоносовском и Подпорожском муниципальных районах;
завершены работы по разработке проекта строительства мусороперерабатывающего комплекса вблизи города Волхова;
в результате комплексного мониторинга негативного воздействия на окружающую среду несанкционированных свалок получены данные о воздействии несанкционированных свалок на состояние окружающей среды по 600 объектам размещения отходов, определены приоритеты в решении проблемы обращения с отходами в целом;
проведены работы по сбору и утилизации люминесцентных ламп в муниципальных учреждениях Ленинградской области;
обеспечены условиями для вывоза отходов с соблюдением природоохранного законодательства более 320 тыс. жителей Ленинградской области;
проведены мероприятия по экологическому воспитанию, образованию и просвещению школьников Ленинградской области, в которых приняли участие более 5 тыс. человек.
Системой экологического образования охвачены дошкольные образовательные учреждения, наиболее эффективно раскрывающие возможности человека в детском возрасте, школы, формирующие базовые экологические знания, и учреждения дополнительного образования, являющиеся центрами организации практической природоохранной и исследовательской деятельности.
Реализация мероприятий по охране окружающей среды позволила сократить характерные для свалочных масс выбросы загрязняющих веществ (летучие органические соединения и метан) на 50-60 процентов от валовых значений, площади занятых несанкционированными свалками земель - до 290 гектаров и предотвратить ущерб окружающей среде в размере около 920 млн рублей.
Последовательная и стабильная реализация целевых программ в сфере охраны окружающей среды в Ленинградской области содействовала разработке и утверждению пяти муниципальных целевых программ в сфере охраны окружающей среды с объемом финансирования 24,4 млн рублей и федеральной целевой программы в сфере обеспечения радиационной безопасности с объемом финансирования 1550 млн рублей.
Таким образом, использование программно-целевого подхода при формировании и реализации государственной политики в сфере охраны окружающей среды, обеспечения экологической и радиационной безопасности оказывает существенное влияние на сохранение качества окружающей среды в Ленинградской области.
3. Главная цель, задачи и принципы реализации Программы
Главной целью Программы является обеспечение прав жителей Ленинградской области на благоприятную окружающую среду за счет стабилизации экологической обстановки и ее постепенного улучшения на территориях с наиболее высоким уровнем загрязнения.
Основными задачи Программы являются:
организация и проведение широкомасштабных мероприятий по мониторингу окружающей среды, охране природных ресурсов, их рациональному использованию, защите от вредных воздействий, сохранению естественных экологических систем, природных ландшафтов и природных комплексов;
предотвращение экологически вредной деятельности, предупреждение аварий и катастроф;
содействие развитию Ленинградской области путем сочетания экологических, экономических и социальных интересов населения;
изучение региональных природных и социально-экономических особенностей Ленинградской области, их учет при планировании и осуществлении хозяйственной и иной деятельности;
содействие участию в деятельности по охране окружающей среды Ленинградской области органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц;
повышение уровня знаний населения о природе, экологической культуры, содействие экологическому воспитанию подрастающего поколения, развитие сист
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.