Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к приказу Комитета общего
и профессионального образования
Ленинградской области
от 25.09.2009 г. N 661
Ведомственная целевая программа
"Развитие инновационной деятельности
в системе образования Ленинградской области на 2010-2011 годы"
30 августа 2011 г.
Приказом Комитета общего и профессионального образования Ленинградской области от 30 августа 2011 г. N 78 в Паспорт настоящего приложения внесены изменения
Паспорт ведомственной целевой программы
Наименование субъекта бюджетного планирования |
Комитет общего и профессионального образования Ленинградской области |
Наименование ведомственной целевой программы |
Развитие инновационной деятельности в системе образования Ленинградской области на 2010-2011 годы (далее # Программа) |
Должностное лицо, утвердившее Программу, дата утверждения, наименование и номер соответствующего нормативного акта |
Председатель комитета общего и профессионального образования Ленинградской области Тарасов Сергей Валентинович Приказ комитета общего и профессионального образования Ленинградской области от "___"____________ 2009 г. N ___ |
Обоснование разработки Программы |
Разработка Программы обусловлена необходимостью обеспечения условий инновационной деятельности как важного фактора развития системы образования Ленинградской области в целях ее соответствия личностным, социальным и государственным (региональным) образовательным потребностям и запросам. Основные направления инновационного развития областной системы образования определяются: - Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года (утв. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.12.2001 г. N 1756-р), - мероприятиями Приоритетного национального проекта "Образование" и Комплексом мероприятий по реализации в Ленинградской области национального проекта в сфере образования и приоритетных направлений развития образования в Ленинградской области на период до 2010 года (утв. постановлением Правительства Ленинградской области от 22.12.2005 г. N 329 (в ред. от 25.09.2007 г. N 235), - федеральной концепцией Современной модели образования, ориентированной на решение задач инновационного развития экономики на период до 2020 года и Национальной образовательной инициативой "Наша новая школа", - долгосрочной целевой программой "Приоритетные направления развития образования Ленинградской области на 2006-2010 гг." (утв. областным законом от 18.05.2006 г. N 32-оз (с изменениями). |
Соответствие Программы задачам социально-экономического развития Ленинградской области |
В сфере социальной политики Программа будет способствовать созданию условий для: - удовлетворения потребностей обучающихся в качественном образовании посредством разработки и реализации инновационных образовательных программ и технологий, обеспечивающих индивидуализацию и вариативность образования; - профессионального и личностного роста, реализации творческого потенциала работников областной системы образования; - удовлетворения социального запроса системе образования посредством тесного взаимодействия субъектов образования и институтов необразовательных сфер. В сфере экономической политики Программа предполагает: - содействие широкому внедрению практико-ориентированного содержания и технологий образования, способствующих подготовке школьников к профессиональному самоопределению и успешной деятельности на рынке труда; - содействие укреплению и расширению отношений партнерства учреждений образования и расположенных на территории области учреждений, предприятий, организаций. В сфере бюджетной политики Программа обеспечит: - осуществление государственных закупок (заказов) на конкурсной основе, что позволит открыто и контролируемо осуществлять расходы, а также соблюдать принципы разумной достаточности при формировании структуры бюджетных средств; - эффективное расходование бюджетных средств, выделяемых на реализацию программных мероприятий, путем отбора исполнителей на конкурсной основе. |
Цели и задачи Программы |
Цели: 1. Повышение ресурсной (кадровой, научно-методической, материально-технической, информационной) обеспеченности инновационной, в том числе экспериментальной, деятельности в региональной системе образования 2. Развитие системы управления инновационной образовательной деятельностью Задачи: 1. Повышение квалификации административных и педагогических работников, ведущих инновационную образовательную деятельность 2. Обеспечение научно-методической базы проектно-экспериментальной деятельности по актуальным направлениям развития региональной системы образования, в том числе: - развитие профильного технологического обучения в режиме сетевого и социального взаимодействия - реализация индивидуальных образовательных программ учащихся при тьюторском сопровождении 3. Укрепление материально-технической базы образовательных учреждений - региональных инновационных площадок 4. Создание регионального электронного информационного банка инновационного педагогического опыта 5. Формирование и апробация технологии общественно-профессиональной оценки инновационной образовательной деятельности |
Численность целевой группы населения |
26 000 человек, в том числе: учителей - 2 500 человек обучающихся - 23 500 человек. |
Целевые индикаторы и показатели Программы |
1. Доля административных и педагогических работников, прошедших специальное курсовое обучение, % от общего числа педагогических работников, обучившихся в региональной системе повышения квалификации в 2010-2011 годах. 2. Доля обучающихся по образовательным программам профильного технологического обучения в режиме сетевого и социального взаимодействия, % от общего числа учащихся, охваченных профильным обучением в 2010-2011 годах. 3. Доля обучающихся по индивидуальным образовательным программам при тьюторском сопровождении, % от общего числа учащихся старших классов. 4. Доля образовательных учреждений - региональных инновационных площадок, материально-техническая база которых укреплена за счет целевых поставок в рамках Программы, % от общего количества образовательных учреждений - региональных инновационных площадок в 2010-2011 годах. 5. Наличие регионального электронного информационного банка инновационного педагогического опыта, Гб. 6. Доля образовательных учреждений - региональных инновационных площадок, имеющих общественно-профессиональную оценку своей деятельности, % от общего количества образовательных учреждений - региональных инновационных площадок. |
Ожидаемые результаты Программы |
1. Доля административных и педагогических работников, прошедших специальное курсовое обучение, не менее чем 10% от общего числа педагогических работников, обучившихся в региональной системе повышения квалификации в 2010-2011 годах. 2. Доля обучающихся по образовательным программам профильного технологического обучения в режиме сетевого и социального взаимодействия не менее чем 5% от общего числа учащихся, охваченных профильным обучением. 3. Доля обучающихся по индивидуальным образовательным программам при тьюторском сопровождении не менее чем 5% от общего числа обучающихся, условно отнесенных к "особым" группам в общем контингенте старшеклассников. 4. Доля образовательных учреждений - региональных инновационных площадок, материально-техническая база которых укреплена за счет целевых поставок в рамках Программы, не менее чем 30% от общего количества образовательных учреждений - региональных инновационных площадок в 2010-2011 годах. 5. Наличие регионального электронного информационного банка инновационного педагогического опыта объемом не менее 100 Гб. 6. Доля образовательных учреждений - региональных инновационных площадок, имеющих общественно-профессиональную оценку своей деятельности, не менее 40% от общего количества образовательных учреждений - региональных инновационных площадок. |
Содержание и сроки выполнения основных мероприятий Программы |
Мероприятие 1 Обучение административных и педагогических работников в системе повышения квалификации по специальному учебному курсу Срок выполнения - 2010-2011 гг. Мероприятие 2 Обеспечение научно-методической базы проектно-экспериментальной деятельности по актуальным направлениям развития региональной системы образования, таким как: 2.1. реализация образовательных программ профильного технологического обучения в режиме сетевого и социального взаимодействия Срок выполнения - 2010-2011 гг. 2.2. реализация индивидуальных образовательных программ учащихся при тьюторском сопровождении Срок выполнения - 2010-2011 гг. Мероприятие 3 Укрепление материально-технической базы образовательных учреждений - региональных инновационных площадок Срок выполнения - 2010-2011 гг. Мероприятие 4 Создание регионального электронного информационного банка инновационного педагогического опыта Срок выполнения - 2010-2011 гг. Мероприятие 5 Формирование и апробация технологии общественно-профессиональной оценки результатов инновационной образовательной деятельности Срок выполнения - 2010-2011 гг. |
Объем финансирования Программы |
5 094,4 тыс. рублей, в том числе по годам: 2010 год - 2 554,2 тыс. рублей 2011 год - 2 540,2 тыс. рублей |
Исполнители Программы |
Основным исполнителем общего и профессионального области Программы является комитет образования Ленинградской области Соисполнителями являются: АОУ ДПО "Ленинградский областной институт развития образования": в 2010 - 2011 гг. - в рамках реализации мероприятия (Обучение административных и педагогических работников в системе повышения квалификации по специальному учебному курсу), в 2011 г. - в рамках реализации мероприятия 4 (Создание регионального электронного информационного банка инновационного педагогического опыта), АОУ ВПО "Ленинградский государственный университет имени А. С. Пушкина" в 2011 г. - в рамках реализации мероприятия 2.1. (Обеспечение научно-методической базы проектно-экспериментальной деятельности по реализации образовательных программ профильного технологического обучения в режиме сетевого и социального взаимодействия) в части: "научно-методическое описание опыта реализации образовательных программ профильного технологического обучения в режиме сетевого и социального взаимодействия". |
Предварительная оценка эффективности выполнения Программы |
1. Доля административных и педагогических работников, прошедших специальное курсовое обучение, не менее чем 10% от общего числа педагогических работников, обучившихся в региональной системе повышения квалификации в 2010-2011 годах. 2. Доля обучающихся по образовательным программам профильного технологического обучения в режиме сетевого и социального взаимодействия не менее чем 5% от общего числа учащихся, охваченных профильным обучением. 3. Доля обучающихся по индивидуальным образовательным программам при тьюторском сопровождении не менее чем 5% от общего числа обучающихся, условно отнесенных к "особым" группам в общем контингенте старшеклассников. 4. Доля образовательных учреждений - региональных инновационных площадок, материально-техническая база которых укреплена за счет целевых поставок в рамках Программы, не менее чем 30% от общего количества образовательных учреждений - региональных инновационных площадок в 2010-2011 годах. 5. Наличие регионального электронного информационного банка инновационного педагогического опыта объемом не менее 100 Гб (100%). 6. Доля образовательных учреждений - региональных инновационных площадок, имеющих общественно-профессиональную оценку своей деятельности, не менее 40% от общего количества образовательных учреждений - региональных инновационных площадок. |
Предполагаемый способ контроля результативности Программы |
Оценка результатов реализации программы и контроль за выполнением мероприятий программы осуществляются комитетом общего и профессионального образования. Мониторинг результативности ведомственной целевой программы предполагает ежеквартальный сбор и анализ фактических данных по целевым показателям Программы. Отчет о реализации мероприятий Программы, достижении показателей эффективности в соответствии с планом мероприятий представляется комитетом общего и профессионального образования Ленинградской области в комитет экономического развития и инвестиционной деятельности ежеквартально (до 15 числа месяца, следующего за отчетным кварталом) и по итогам года (до 1 февраля года, следующего за отчетным). |
1. Анализ ситуации. Описание целей, задач, мероприятий, ожидаемых результатов ведомственной целевой программы
Разработка Программы обусловлена необходимостью обеспечения условий инновационной, в том числе экспериментальной, деятельности как важного фактора развития системы образования Ленинградской области в целях ее соответствия личностным, социальным и государственным (региональным) образовательным потребностям и запросам.
Инновационная деятельность в системе образования Ленинградской области регламентируется Положением о региональной экспериментальной площадке в системе образования Ленинградской области (приказ комитета от 29.04.2002 г.), Положением о Совете развития образования Ленинградской области (приказ комитета от 26.08.2008 г. N 128), Положением об областном конкурсе "Ярмарка инноваций в образовании" (распоряжение комитета от 21.04. 2008 г. N 226 р) и др.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату упомянутого приказа следует читать как "от 26 февраля 2008 г."
Основные направления инновационного развития областной системы образования определяются:
- Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года (утв. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.12.2001 г. N 1756-р),
- мероприятиями Приоритетного национального проекта "Образование" и Комплексом мероприятий по реализации в Ленинградской области национального проекта в сфере образования и приоритетных направлений развития образования в Ленинградской области на период до 2010 года (утв. постановлением Правительства Ленинградской области от 22.12.2005 г. N 329 (в ред. от 25.09.2007 г. N 235),
- федеральной концепцией Современной модели образования, ориентированной на решение задач инновационного развития экономики на период до 2020 года и Национальной образовательной инициативой "Наша новая школа",
- долгосрочной целевой программой "Приоритетные направления развития образования Ленинградской области на 2006-2010 гг." (утв. областным законом от 18.05.2006 г. N 32-оз (с изменениями),
- другими региональными нормативными актами стратегического характера.
К числу приоритетов относятся провозглашенные в Национальной образовательной стратегии "Наша новая школа" следующие направления развития образования:
- обеспечение соответствия образования целям опережающего развития общества,
- формирование образовательной среды, способствующей раскрытию способностей детей,
- развитие кадрового потенциала общего образования,
- создание школьной инфраструктуры, отвечающей современным требованиям,
- укрепление здоровья школьников.
Важным средством обеспечения соответствия региональной системы образования социальному заказу сегодняшнего дня является развитие инновационных процессов и внедрение продуктов инновационной, в том числе экспериментальной, образовательной деятельности в практику.
Основными принципами инновационной деятельности в образовании Ленинградской области является:
- системность - осуществление процесса обновления образования как комплекса взаимосвязанных мер, затрагивающих все аспекты образовательной деятельности,
- опора на внутренний потенциал сферы образования,
- управление инновационными процессами в образовании, в том числе посредством программно-целевых механизмов,
- открытость - обеспечение всесторонних постоянных связей и взаимодействия субъектов образования с социальными институтами необразовательных сфер.
Комитетом общего и профессионального образования Ленинградской области с 2007 года по настоящее время реализуется ведомственная целевая программа "Развитие системы инновационной и опытно-экспериментальной деятельности в сфере образования Ленинградской области на 2007-2009 годы", что позволило развить в Ленинградской области сеть региональных экспериментальных площадок.
Таблица I
Основные результаты выполнения ведомственной целевой программы
"Развитие системы инновационной и опытно-экспериментальной
деятельности в сфере образования Ленинградской области на 2007-2009 годы"
(по состоянию на 15 июля 2009 года)
Наименование мероприятия |
Показатели результатов деятельности |
||||
наименование показателя |
ед. измерения |
плановое значение |
фактическое значение |
отклонение, % |
|
Оснащение региональных площадок в целях апробации моделей профильного обучения в рамках регионального эксперимента "Введение профильного обучения в системе образования Ленинградской области в 2006-2008 годах" |
Удельный вес численности обучающихся старшей ступени общего образования, получающих профильное обучение |
% |
49 |
53 |
108,2 |
Оснащение региональных площадок в целях апробации и внедрения результатов регионального эксперимента "Формирование единого образовательного пространства на основе организации сетевого взаимодействия образовательных учреждений # 2007-2009 годах" |
Удельный вес числа обучающихся, удовлетворённых качеством образовательных услуг в условиях формирования единого образовательного пространства |
% |
91 |
87 |
95,6 |
Оснащение региональных площадок в целях разработки, апробации и внедрения "предшкольного" образования в 2007-2009 годах |
Удельный вес численности детей старшего дошкольного возраста, охваченных "предшкольным" образованием |
% |
73 |
72 |
98,6 |
Оснащение региональных площадок в целях апробации моделей формирования эффективной образовательной среды в образовательных учреждениях Ленинградской области в 2007-2009годах |
Удельный вес численности учащихся региональных экспериментальных площадок, обучающихся на "4" и "5" |
% |
64 |
56 |
87,5 |
Оснащение региональных площадок в целях апробации моделей совершенствования образовательного процесса в условиях модернизации образования в 2007-2009 годах |
Удельный вес численности обучающихся, вовлечённых в инновационно-проектную деятельность |
% |
37 |
32 |
86,5 |
Обобщение и распространение опыта работы региональных экспериментальных площадок в системе образования Ленинградской области |
Удельный вес количества образовательных учреждений, работающих в инновационном режиме |
% |
45 |
34 |
75,6 |
Бюджет программы реализуется в соответствии с плановыми значениями, а именно:
2007 год - 2 140,0 рублей (100%)
2008 год - 2 343,3 рублей (100%)
к 15.07.2009 года - 266 292,0 рублей (10,4% от плана 2009 года - 2 554,2 рублей).
В целом, динамика выполнения программы позволяет предположить, что плановые значения показателей результативности будут достигнуты по всем программным мероприятиям.
Предлагаемый проект ведомственной целевой программы является продолжением вышеуказанной программы по своей стратегической цели - развитие инновационной деятельности в образовании посредством развития ресурсной базы. Вместе с тем в представленном проекте имеется ряд существенных отличий:
- достижение цели, в отличие предыдущей программы, где приоритет был отдан мероприятиям по оснащению материально-технической базы региональных экспериментальных площадок, предлагается на путях сбалансированной поддержки разных типов ресурсов (кадровых, научно-методических, информационных, материально-технических), а также посредством развития системы управления инновационными процессами в образовании,
- запланирован ряд содержательно новых проектов, что обусловило необходимость использовать иные целевые индикаторы,
- круг исполнителей программных мероприятий предполагается определить в результате конкурсных процедур, а исполнение бюджета программы - на основе соответствующих государственных контрактов.
Реализация предлагаемой здесь ведомственной целевой программы будет способствовать достижению следующих целей и задач:
I. Повышение ресурсной обеспеченности инновационной деятельности как важного фактора развития системы образования Ленинградской области, в частности:
1. развитие кадрового потенциала инновационной деятельности в региональной системе образования,
2. обеспечение научно-методической базы инновационной, в том числе проектно-экспериментальной деятельности, по актуальным направлениям развития региональной системы образования, таким как:
- реализация общеобразовательных программ профильного технологического обучения в режиме сетевого и социального взаимодействия,
- реализация индивидуальных образовательных программ учащихся при тьюторском сопровождении;
3. модернизация материально-технической базы образовательных учреждений - региональных инновационных площадок,
4. создание современных механизмов обобщения и диссеминации результатов инновационной деятельности;
II. Развитие системы управления инновационной образовательной деятельностью посредством формирования и апробации технологии общественно-профессиональной оценки результатов инновационной образовательной деятельности.
Наиболее эффективное решение вышеназванных задач возможно с помощью программно-целевых механизмов, путем концентрации дополнительных ресурсов и активизации деятельности субъектов образования на актуальных направлениях этой деятельности.
1. Повышение ресурсной обеспеченности инновационной деятельности как важного фактора развития системы образования Ленинградской области.
Для успешного решения задач инновационного развития образования необходимо обеспечить адекватную ресурсную базу, что предполагает:
- удовлетворение потребности учреждений образования в административных и педагогических работниках, имеющих специальную подготовку в области инновационной образовательной деятельности,
- обеспечение научно-методической базы инновационной, в том числе проектно-экспериментальной деятельности, по актуальным направлениям развития региональной системы образования,
- модернизацию материально-технической базы образовательных учреждений - региональных инновационных площадок,
- наличие современных механизмов обобщения и трансляции результатов инновационной деятельности, каковым является региональный электронный информационный банк инновационного педагогического опыта.
Среднесписочная численность педагогических работников региональной системы общего образования за 1 квартал 2009 года составила 23 414 человек. За 2006-2008 годы 18013 человек прошли обучение в системе повышения квалификации в рамках курсового обучения на базе ГОУ ДПО "Ленинградский областной институт развития образования" (ежегодно в среднем 600 человек). В программы всех учебных курсов в обязательном порядке включались аспекты, относящиеся к инновационной деятельности в образовании. Однако самостоятельного учебного курса, основной целью которого было бы формирование исследовательской компетентности педагога, не преподавалось.
Обучение руководителей и педагогов по специальному курсу системы повышения квалификации будет способствовать повышению результативности инновационной деятельности, поскольку:
во-первых, в региональной системе образования накоплен значительный инновационный педагогический опыт, требующий качественного обобщения, выполнить который сможет лишь имеющий соответствующую подготовку педагог,
во-вторых, современный личностный, социальный и государственный заказ системе образования можно удовлетворить лишь на основе постоянного творческого, исследовательского труда каждого педагога, педагогического коллектива, образовательной системы в целом.
в-третьих, наличие достаточного числа специалистов, обладающих исследовательской компетентностью, позволит эффективно транслировать передовой педагогический опыт, что, в свою очередь, станет важным средством обеспечения конкурентоспособности образовательной системы Ленинградской области.
В рамках данной Программы (мероприятие 1) предполагается:
- разработка программы тематического учебного курса,
- обучение административных и педагогических работников по данному курсу.
Выполнение мероприятия предполагается по техническому заданию комитета общего и профессионального образования Ленинградской области на базе Ленинградского областного института развития образования.
Реализация данного мероприятия позволит увеличить долю административных и педагогических работников, обучившихся по специальному курсу, не менее чем на 10 процентов от общего числа педагогических работников, прошедших обучение в региональной системе повышения квалификации в 2010-2011 годах. Полученный в ходе выполнения Программы опыт будет продолжен в последующие годы в штатном режиме, что в целом будет способствовать удовлетворению потребности региональной системы образования в административных и педагогических кадрах, имеющих специальную подготовку в области инновационной образовательной деятельности.
Обеспечение научно-методической базы проектно-экспериментальной деятельности по актуальным направлениям развития региональной системы образования
Одним из приоритетных направлений развития системы образования является обеспечение условий для подготовки выпускников школ к последующему профессиональному самоопределению и успешной самореализации на рынке труда. Эта функция общего образования обретает особую актуальность в условиях современного динамичного социально-экономического развития Ленинградской области, когда на первый план выходит задача обеспечить баланс интересов, с одной стороны, готовой к труду молодежи и, с другой стороны, предприятий аграрного и промышленного секторов экономики, нуждающихся в квалифицированных специалистах. Решению этой задачи призвано способствовать профильное обучение по программам технологической направленности.
Профильное обучение старшеклассников в Ленинградской области в 2006-2008 годах осуществлялось в режиме эксперимента, а в 2008/2009 учебном году - в штатном режиме. Общее число обучающихся по образовательным программам профильного технологического обучения составляет 1022 человека (12% от общего числа охваченных профильным обучением или 6,5% от общего числа старшеклассников области). Из них обучающихся:
- в индустриально-технологическом профиле - 108 человек (0,7% от общего числа старшеклассников),
- в аграрно-технологическом - 65 человек (0,4% от того же числа), а также в эколого-технологическом - 0 человек.
Данная статистика указывает на острую необходимость активизировать работу по увеличению охвата старшеклассников образовательными программами профильного аграрно-технологического, индустриально-технологического, эколого-технологического обучения. Наиболее эффективным такое обучение будет при широком сетевом взаимодействии учреждений общего и профессионального образования, а также партнерстве школ и организаций (предприятий) производственной сферы.
В рамках данной Программы предполагается реализация в экспериментальном режиме образовательных программ профильного технологического обучения старшеклассников в режиме сетевого и социального взаимодействия.
Программное мероприятие 2.1. включает в себя обеспечение научно-методической базы данного эксперимента, а именно:
научно-методическое сопровождение разработки и реализации образовательных программ профильного технологического обучения (аграрно-технологического, индустриально-технологического, эколого-технологического),
научно-методическое описание опыта реализации образовательных программ профильного технологического обучения в режиме сетевого и социального взаимодействия.
Результатом такой работы станет увеличение (от уровня 2009 года) доли старшеклассников, обучающихся по общеобразовательным программам профильного технологического обучения в режиме сетевого и социального взаимодействия, не менее чем на 5 процентов от общего числа старшеклассников, охваченных профильным обучением в 2010-2011 годах.
По выполнении мероприятия Программы реализация образовательных программ профильного технологического обучения старшеклассников в режиме сетевого и социального взаимодействия будет осуществляться в штатном режиме.
Перспективной задачей развития школьного образования является формирование образовательной среды, способствующей максимальному раскрытию способностей каждого ребенка. Основным средством достижения этой цели является индивидуализация образования, предполагающая наличие у обучающегося выбора содержания образования и условий его получения. Это в максимальной степени возможно при реализации индивидуальных образовательных программ.
В Ленинградской области имеется определенный опыт осуществления индивидуального обучения школьников (статистические данные начала 2009 года):
- в форме экстерната (12 чел,# 0,07% от общего числа обучающихся в системе общего образования),
- в системе профильного обучения на основе индивидуальных учебных планов (629 чел., 4% от общего числа старшеклассников области),
- в режиме обучения на дому длительно болеющих детей (1420 чел, 1,1% от общего числа обучающихся в системе общего образования).
Вместе с тем такая деятельность требует специального научно-методического обобщения и последующего развития как инновационной образовательной технологии.
Индивидуальная образовательная программа - основной документ, определяющий в отношении конкретного обучающегося в системе общего образования:
- ценностно-смысловые основы образовательной деятельности;
- содержание осваиваемых учебных предметов, курсов;
- описание организационно-педагогических условий образовательного процесса, применяемых педагогических технологий, требований и процедур промежуточной и итоговой аттестации по результатам образовательной деятельности;
- объем, соотношение учебных курсов, последовательность их освоения (индивидуальный учебный план);
- график и организационные условия реализации индивидуального учебного плана (индивидуальный образовательный маршрут);
- (дополнительно) другие формы и способы образовательной деятельности обучающегося (в системе дополнительного образования, самообразование и пр.).
Обязательным условием успешности такого обучения является наличие тьюторского сопровождения, предполагающего взаимодействие обучающегося и педагога (тьютора) при формировании, реализации, корректировки# индивидуальной образовательной программы, а также анализе результатов такого обучения. Таким образом, педагог-тьютор должен владеть компетенциями классного руководителя, психолога, научного руководителя, менеджера образования. Подобных моделей (механизмов) работы педагогов-тьюторов в системе образования Ленинградской области пока не создано, а имеющийся опыт тьюторского сопровождения учебной деятельности школьников с использованием дистанционных образовательных технологий - важный, но узкий аспект очерченной модели.
Программное мероприятие 2.2. включает в себя обеспечение научно-методической базы данного эксперимента, а именно:
- разработку индивидуальных образовательных программ с учетом:
а/ специфики общеобразовательных учреждений определенного типа и вида,
б/ условных категорий обучающихся - одаренные дети, дети с ограниченными возможностями здоровья,
в/ ступени общего образования - для учащихся 10-11 классов (старшеклассников),
г/ иных особенностей образовательного процесса;
- осуществление тьюторского сопровождения реализации индивидуальных образовательных программ обучающихся;
- научно-методическое описание опыта (моделей) тьюторского сопровождения обучающихся по индивидуальным образовательным программам.
Программное мероприятие ориентировано на учащихся "особых" категорий - талантливые дети и дети с ограниченными возможностями здоровья.
К числу талантливых детей относим учащихся, как правило, старше 14 лет, обучающихся в общеобразовательных учреждениях разного типа и вида, добившихся особых успехов в учебной деятельности, а именно:
- окончивших основную школу с аттестатом особого образца (в 2008 году - 452 человека),
- окончивших среднюю школу с золотой/серебряной медалью (в 2008 году - 557 человек),
- участников областного этапа Всероссийской олимпиады школьников (в 2009 году - 1298 человек),
- участников заключительного этапа региональных олимпиад (в 2009 году - 378 человек),
- стипендиатов Губернатора Ленинградской области (за 2007-2009 годы - 60 человек),
- лауреатов премии для поддержки талантливой молодежи в рамках ПНП "Образование" (за 2006-2008 годы - 169 человек),
- лауреатов премии Губернатора Ленинградской области для поддержки талантливой молодежи (в 2008 году - 8 человек).
Общее число учащихся с ограниченными возможностями здоровья, на которых ориентировано данное программное мероприятие, составили (на начало 2009 года):
дети с ограниченными возможностями здоровья, обучающиеся в 9-х классах дневных общеобразовательных школ - 284 человека,
дети, обучающиеся в 9-10 классах специальных (коррекционных) школ - 336 человек.
Всего по состоянию на начало 2009 года численность учащихся "особых" категорий составила:
одаренные дети, обучающиеся в общеобразовательных учреждениях# - 1644 человека,
дети с ограниченными возможностями здоровья - 620 человек.
Таким образом, численность группы обучающихся, на которую ориентировано данное программное мероприятие, составляет 2264 человека.
Реализация данного программного мероприятия позволит к 2011 году увеличить долю учащихся "особых" категорий, обучающихся по индивидуальным образовательным программам не менее чем на 5 процентов от общего числа обучающихся, условно отнесенных к "особым" группам в общем контингенте старшеклассников.
По завершении Программы опыт инновационной деятельности будет распространен в региональной системе образования для дальнейшей апробации и широкого использования в штатном режиме.
В целях обеспечения качества образовательной деятельности посредством инновационного поиска, внедрения результатов экспериментальной работы необходимо произвести укрепление материально-технической базы образовательных учреждений - региональных инновационных площадок. Оснащение образовательных учреждений области современным учебно-лабораторным оборудованием и материально-техническими средствами ведется на протяжении 2006-2008 годов за счет федерального и регионального бюджетов:
- в рамках конкурсных мероприятий ПНП "Образование" 84 областных учреждения, признанных победителями в конкурсе образовательных учреждений, активно внедряющих инновационные образовательные программы, смогли укрепить свою материально-техническую базу за счет федерального бюджета на общую сумму 84 000,0 тыс. рублей;
- 20 учреждений - победителей и призеров областного конкурса "Школа года" получили поддержку из областного бюджета на общую сумму 1 444,5 тыс. рублей;
- поставка современного учебно-лабораторного оборудования и других товаров была осуществлена также в 195 образовательных учреждения в рамках долгосрочной целевой программы "Приоритетные направления развития образования Ленинградской области в 2006-2010 годы" на общую сумму 332 938,0 млн. рублей;
за два года реализации ведомственной целевой программы "Развитие системы инновационной и экспериментальной деятельности в сфере образования Ленинградской области на 2007-2009 годы" оказана соответствующая поддержка 61 образовательному учреждению, имеющему статус региональной экспериментальной площадки, на общую сумму 4483,3 тысяч рублей.
За три последних года благодаря обновлению материально-технической базы учреждений региональной системы образования доля обучающихся в условиях, соответствующих современным требованиям, выросла с 41,5 до 61,5 процентов# .
В то же время ряд факторов указывает на необходимость продолжать работу по укреплению материально-технической базы образовательных учреждений - региональных инновационных площадок (всего на начало 2009 года - 80 учреждений).
Во-первых, совершен переход от реализации экспериментальных программ силами отдельных педагогических коллективов (на начало 2009 года - 9 образовательных учреждений) к экспериментам в масштабах муниципальных образовательных систем (распоряжение комитета от 25.07.2008 г. N 648р), что значительно увеличило количество образовательных учреждений, участвующих в инновационной, в том числе экспериментальной деятельности (42 образовательных учреждения).
Во-вторых, расширился спектр форм инновационной деятельности - не только экспериментальная работа, но и реализация инновационных проектов в режиме апробационных площадок (17 образовательных учреждений), творческих лабораторий (5 образовательных учреждений), ресурсных центров (7 базовых школ).
В-третьих, новые сложные и масштабные задачи, стоящие перед образованием, для решения которых необходимо постоянное обновление материально-технической базы образовательных систем.
В рамках данной Программы (мероприятие 3) предполагается провести оснащение материально-технической, в том числе учебно-лабораторной, базы образовательных учреждений, реализующих региональные инновационные проекты в 2010 - 2011 годах.
Выполнение данного мероприятия позволит за 2010-2011 годы увеличить не менее чем на 30 процентов от общего количества региональных инновационных площадок долю тех, которые ведут проектно-экспериментальную деятельность на современной материально-технической базе.
Важным условием эффективности инновационного поиска является наличие и использование современного механизма обобщения и трансляции его результатов - на основе консолидированных в электронном формате результатов инновационной педагогической деятельности. Возможность создания такого ресурса обусловлена следующими факторами:
- высокая степень использования информационно-коммуникационных и Интернет-технологий в образовательном процессе (за май 2008 года среднее по области потребление Интернет-трафика превысило 1 Терабайт), широкие перспективы внедрения дистанционных образовательных технологий;
- существование Ленинградской областной корпоративной образовательной сети (ЛОКОС), в орбиту которой вовлечены образовательные учреждения 17 муниципальных образований области (кроме Лужского района);
- высокий уровень информационно-коммуникационной компетентности педагогов (52% учителей используют в своей работе информационно-коммуникационные технологии), проявляющейся в опыте создания авторских электронных учебно-дидактических материалов;
- значительное количество продуктов инновационной образовательной деятельности, качество которых высоко оценено в рамках профессиональных конкурсов, выставок и иных акций муниципального, регионального и федерального уровней;
- существование локальных и муниципальных информационных, в том числе электронных, баз данных инновационной образовательной деятельности.
В рамках данной Программы (мероприятие 4) предполагается обеспечить потребности региональной системы общего образования в современном механизме обобщения и диссеминации продуктов инновационной образовательной деятельности посредством создания регионального электронного информационного банка инновационного педагогического опыта.
Данное мероприятие предполагает:
- работы по созданию ресурса (разработку концепции, создание интерфейса)
- работы по наполнению ресурса (сбор, редакторскую правку, техническую обработку, размещение полученных материалов),
- обеспечение доступа пользователей к ресурсу, а также работы по развитию ресурса.
Созданный электронный ресурс будет вмещать данные в наиболее распространенных пользовательских форматах - текстовые документы, фото- и видео-файлы (в том числе видеозаписи учебно-воспитательных и иных тематических мероприятий), аудио-материалы, программное обеспечение - общим объемом не менее 100 Гб. По завершении Программы работа регионального электронного информационного банка инновационного педагогического опыта будет обеспечиваться в штатном режиме за счет бюджета той организации, которая получит соответствующий заказ комитета общего и профессионального образования Ленинградской области.
2. Развитие системы управления инновационной образовательной деятельностью
Важным фактором, определяющим успешность инновационных процессов в образовании, является наличие системы управления данными процессами, адекватной предмету регулирования и тем целям, которые должны быть достигнуты в ходе инновационного развития образования.
Сегодня развитие управления инновационной образовательной деятельностью предполагается на путях широкого привлечения потребителей образовательных услуг и партнеров системы образования к участию в оценке качества всех элементов системы образования, в том числе и инновационных процессов.
В Ленинградской области созданы условия и накоплен определенный опыт оценивания качества образования с участием представителей общественности:
- при конкурсных процедурах в рамках мероприятий ПНП "Образование", региональных тематических конкурсов,
- при подведении итогов работы образовательных учреждений и органов управления образованием муниципального и регионального уровней (посредством публичных отчетов руководителей),
- при проведении процедур лицензирования и аккредитации образовательных учреждений,
- при тематических социологических опросах субъектов образования.
На сегодняшний день в Ленинградской области нет методически оформленной технологии и организованной практики оценивания результатов инновационной, в том числе экспериментальной, образовательной деятельности.
В рамках данной Программы проектируется формирование технологии общественно-профессиональной оценки результатов инновационной образовательной деятельности. Необходимыми условиями такой работы будет:
- участие в тематической экспертно-оценочной деятельности представителей профессионального (педагогического) сообщества: а/ руководителей и педагогов образовательных учреждений - региональных инновационных площадок, б/ специалистов учреждений профессионального образования, в/ специалистов системы постдипломного педагогического образования, г/ представителей органов управления образованием муниципального и регионального уровней;
- участие в тематической экспертно-оценочной деятельности представителей общественности: а/ родителей (членов семей) обучающихся, б/ представителей организаций и предприятий необразовательной сферы - партнеров учреждений образования, в/ представителей ведомств и управленческих структур необразовательной сферы муниципального и регионального уровней.
Мероприятием 5 данной Программы предусмотрено:
- разработка концепции, соответствующей критериальной и методической базы;
- организация и проведение апробации экспертно-оценочной технологии на базе образовательных учреждений - региональных инновационных площадок;
- научно-методическое описание созданной управленческой технологии.
В результате ожидается, что в 2010-2011 годах общественно-профессиональной оценке подвергнется деятельность не менее 40 процентов от общего количества образовательных учреждений - региональных инновационных площадок. Данные (как положительные, так и отрицательные), полученные в результате такой процедуры, будут учтены в последующей работе.
По завершении Программы разработанная технология общественно-профессиональной оценки инновационной образовательной деятельности будет использоваться в качестве обязательного элемента системы управления инновационными процессами в системе образования Ленинградской области.
Приказом Комитета общего и профессионального образования Ленинградской области от 30 августа 2011 г. N 78 в раздел 2 настоящего приложения внесены изменения
2. Обоснование расходов Программы
Для реализации мероприятий Программы планируется привлечение средств областного бюджета согласно перечню и характеристике мероприятий Программы (приложение 1). Сводные данные приведены в таблице 2.
Таблица 2
Обоснование расходов по Программе
Общая сумма расходов по Программе составит 5 094 400,0 рублей.
Оплате из средств областного бюджета подлежат:
1. Услуги, в результате которых будут созданы продукты, предполагающие распространение в региональной системе образования (концептуальные документы, информационные материалы, учебно-методическое обеспечение, критериально-оценочная база, научно-методическое описание инновационного педагогического опыта и управленческих технологий).
Расчет размера оплаты услуг произведен с учетом следующего:
- примерного объема времени, необходимого для оказания услуги,
- оказание услуг в рамках данной Программы преподавателями системы постдипломного педагогического образования, работающими в должности доцента, имеющими ученую степень кандидата наук,
- размера почасовой оплаты труда преподавателей в соответствии с Инструкцией по оплате труда работников бюджетной сферы, из расчета 20-25% ставки первого разряда тарифной сетки с учетом повышения в 2010 году, а также перечислений страховых взносов.
По мероприятию 1 - Обучение административных и педагогических работников в системе повышения квалификации по специальным учебным программам
Услуги, подлежащие оплате, включают:
- разработку программы тематического учебного курса общим объемом учебного времени 144 часа,
- обучение административных и педагогических работников по данному курсу в течение срока действия Программы.
Исполнение этого мероприятия Программы в соответствии с техническим заданием комитета общего и профессионального образования Ленинградской области будет осуществлять Ленинградский областной институт развития образования, являющийся бюджетополучателем средств по данному мероприятию Программы.
Предполагается, что данные услуги будут оказаны за 300 часов за весь период реализации мероприятия Программы, что потребует оплаты в размере 266265,0 рублей.
По мероприятию 2 - Обеспечение научно-методической базы проектно-экспериментальной деятельности по актуальным направлениям развития региональной системы образования:
2.1. - реализация образовательных программ профильного технологического обучения в режиме сетевого и социального взаимодействия
Услуги, подлежащие оплате, включают:
- разработку образовательных программ профильного технологического обучения,
- научно-методическое описание опыта реализации программ профильного технологического обучения в режиме сетевого и социального взаимодействия.
Предполагается, что данные услуги будут оказаны за 380 часов, что потребует оплаты в размере 337269,0 рублей за весь период выполнения мероприятия Программы.
2.2. - реализация индивидуальных образовательных программ учащихся при тъюторском сопровождении
Услуги, подлежащие оплате, включают:
- разработку и тьюторское сопровождение индивидуальных образовательных программ (с учетом специфики "особых" категорий обучающихся (одаренные дети, дети с ОВЗ)),
- научно-методическое описание опыта тьюторского сопровождения.
Предполагается, что данные услуги будут оказаны за 380 часов, что потребует оплаты в размере 337269,0 рублей за весь период выполнения мероприятия Программы.
По мероприятию 4 - Создание регионального электронного информационного банка инновационного педагогического опыта:
Услуги, подлежащие оплате, включают:
- разработку концепции, создание интерфейса,
- сбор, редакторскую правку, техническую обработку, размещение полученных материалов,
- обеспечение доступа пользователей к ресурсу в течение всего учебного года.
Предполагается, что данные услуги будут оказаны за 300 часов за весь период реализации мероприятия Программы, что потребует оплаты в размере 266 265,0 рублей.
По мероприятию 5 - Формирование и апробация технологии общественно-профессиональной оценки результатов инновационной образовательной деятельности:
Услуги, подлежащие оплате, включают:
- разработку концепции, критериальной и методической базы,
- организацию и проведение апробации данной технологии на базе образовательных учреждений - региональных инновационных площадок,
- научно-методическое описание экспертно-оценочной технологии.
Предполагается, что данные услуги будут оказаны за 380 часов, что потребует оплаты в размере 337269,0 рублей# за весь период выполнения мероприятия Программы).
2. Поставки товаров для государственных нужд Ленинградской области (по мероприятию 3 - Укрепление материально-технической базы образовательных учреждений - региональных инновационных площадок).
Состав затрат обусловлен материально-техническими потребностями образовательных учреждений, которые реализуют инновационные проекты в широком и разнообразном социально-культурном контексте, и включает:
- цифровое компьютерное оборудование (компьютеры, офисная техника, программно-технические комплексы на базе интерактивных досок, мультимедийное оборудование и пр.),
- специализированное учебно-лабораторное оборудование (аудио-видео-техника, учебно-техническое оборудование для школьных лабораторий, мастерских, опытных участков и пр.),
- учебно-методические и дидактические материалы (в том числе электронные средства обучения),
- школьную мебель (комплекты современной аудиторной, в том числе компьютерной, мебели, специальная мебель для учебно-лабораторных помещений, мастерских и пр.).
Состав поставок в каждом случае будет определяться,# исходя из содержания реализуемого инновационного проекта, а также заявки конкретной площадки. Размер единовременной финансовой поддержки региональных инновационных, в том числе экспериментальных, площадок определяется с учетом содержания реализуемых инновационных проектов и сложившейся практики - в среднем до 150 000 руб. на одну площадку. Всего за период реализации мероприятия Программы предполагается оснастить не менее 25 образовательных учреждений - региональных инновационных площадок.
Расчет стоимости предполагаемых к поставке товаров произведен, исходя из рыночных цен 2009 года на соответствующие виды товаров, с учетом расходов по уплате обязательных налогов и сборов, по транспортной доставке оборудования по адресам грузополучателей, а также стоимости погрузо-разгрузочных работ, установки и ввода оборудования в эксплуатацию.
Исполнители программных мероприятий 2.1, 2.2, 3, 4 и 5 - физические лица и учреждения (организации) разных организационно-правовых форм - будут определены в результате открытых конкурсных процедур в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 г. N 94-ФЗ, что позволит открыто и контролируемо осуществлять расходы, а также соблюдать принципы разумной достаточности при формировании структуры бюджетных средств.
Оплата труда исполнителей будет производиться в пределах программных средств, предусмотренных в очередном финансовом году, в соответствии с условиями государственных контрактов (договоров), предусматривающими ответственность за качество выполнения этих контрактов (договоров) и целевое использование средств.
3. Методика оценки эффективности Программы
Оценка эффективности реализации Программы проводится по следующим основным целевым показателям:
1. Доля административных и педагогических работников, прошедших специальное курсовое обучение, % от общего числа педагогических работников, обучившихся в региональной системе повышения квалификации в 2010-2011 годах.
Дпк = Чпк х 100% : Чоб
где:
Дпк - доля повысивших квалификацию педагогов,
Чпк - число повысивших квалификацию педагогов,
Чоб - общее число педагогов, обучившихся в региональной системе повышения квалификации.
2. Доля обучающихся по образовательным программам профильного технологического обучения в режиме сетевого и социального взаимодействия, % от общего числа учащихся, охваченных профильным обучением в 2010-2011 годах.
Дпто = Чпто х 100% : Чоб
где:
Дпто - доля охваченных профильным технологическим обучением,
Чпто - число охваченных профильным технологическим обучением,
Чоб - общее число охваченных профильным обучением.
3. Доля обучающихся по индивидуальным образовательным программам при тьюторском сопровождении, % от общего числа обучающихся, условно отнесенных к "особым" группам в общем контингенте старшеклассников.
Диоп = Чиопо х 100% : Чоб
где:
Диоп - доля обучающихся по индивидуальным образовательным программам,
Чиоп - число обучающихся по индивидуальным образовательным программам,
Чоб - общее число учащихся старших классов.
4. Доля образовательных учреждений - региональных инновационных площадок, материально-техническая база которых укреплена за счет целевых поставок в рамках Программы, % от общего количества образовательных учреждений - региональных инновационных площадок в 2010-2011 годах.
Дрип* = Крип* х 100% : Коб
где:
Дрип* - доля образовательных учреждений - региональных инновационных площадок, укрепивших материально-техническую базу за целевых счет поставок,
Крип* - количество образовательных учреждений - региональных инновационных площадок, укрепивших материально-техническую базу за целевых счет поставок,
Крип - общее количество образовательных учреждений - региональных инновационных площадок.
5. Создание регионального электронного информационного банка инновационного педагогического опыта.
Vинф = не менее 100 Гб
где Vинф - заполненный объем электронного информационного банка.
6. Доля образовательных учреждений - региональных инновационных площадок, имеющих общественно-профессиональную оценку своей деятельности, % от общего количества образовательных учреждений - региональных инновационных площадок.
Дрип** = Крип** х 100% : Коб
где:
Дрип** - доля образовательных учреждений - региональных инновационных площадок, имеющих общественно-профессиональную оценку своей деятельности,
Крип** - количество образовательных учреждений - региональных инновационных площадок, имеющих общественно-профессиональную оценку своей деятельности,
Коб - общее количество образовательных учреждений - региональных инновационных площадок.
Условно принятое за единицу значение совокупного показателя эффективности выполнения мероприятий Программы представляет собой сумму значений условного удельного веса ожидаемого конечного результата по каждому мероприятию.
Таблица 3
Методика определения максимально допустимого отклонения от значения
совокупного показателя эффективности выполнения Программы
Мероприятие |
Удельный вес в общем показателе выполнения Программы |
Значение ожидаемого конечного результата |
Максимально допустимое отклонение от значения ожидаемого конечного результата |
Максимально допустимое отклонение от удельного веса в общем показателе выполнения Программы |
Мероприятие 1 |
0,1 |
10% |
1% |
0,01 |
Мероприятие 2.1 |
0,2 |
5% |
0,2% |
0,008 |
Мероприятие 2.2 |
0,2 |
5% |
0,5% |
0,02 |
Мероприятие 3 |
0,2 |
30% |
2% |
0,014 |
Мероприятие 4 |
0,1 |
100% |
10% |
0,01 |
Мероприятие 5 |
0,2 |
40% |
3% |
0,015 |
Всего |
1 |
|
|
0,077 |
Таким образом, Программа будет считаться выполненной, если максимально допустимое отклонение значения достигнутого совокупного показателя выполнения Программы не будет превышать 0,077 (т.е. значение достигнутого совокупного показателя эффективности не будет ниже 92,3% (максимально допустимое отклонение - 7,7%))# .
Результативность и эффективность Программы может быть оценена также с позиций достижения социальных эффектов, выявляемых по мере реализации программных мероприятий путем проведения:
- социологических опросов среди участников образовательного процесса (педагогов, обучающихся, родителей (членов семей) обучающихся) с целью определения степени удовлетворенности условиями, процессом и результатами образовательной, в том числе инновационной, деятельности в Ленинградской области,
- экспертно-оценочньгх процедур в рамках мероприятий Приоритетного национального проекта "Образование" и региональных конкурсов в сфере образования ("Школа года", "Лучший руководитель образовательного учреждения", "Ярмарка инноваций в образовании" и др.).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.