Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению Правительства
Санкт-Петербурга
от 22.12.2009 N 1458
Отраслевая схема
размещения объектов образования на территории Санкт-Петербурга на период
до 2015 года с учетом перспективы до 2025 года
1. Цели и задачи Отраслевой схемы:
1.1. Развитие сети образовательных учреждений Санкт-Петербурга осуществляется в соответствии с целями развития системы образования Российской Федерации и Санкт-Петербурга, установленными в правовых актах в сфере государственного планирования социально-экономического развития Санкт-Петербурга. В соответствии с ними основными целями развития Санкт-Петербурга являются:
стабильное улучшение качества жизни всех слоев населения Санкт-Петербурга (с ориентацией на обеспечение среднеевропейских стандартов качества жизни);
формирование Санкт-Петербурга как интегрированного в российскую и мировую экономику многофункционального города, обеспечивающего высокое качество среды жизнедеятельности;
качество жизни как интегрированное понятие включает в себя уровень доступности образовательных учреждений для населения и обеспеченность населения образовательными учреждениями, удовлетворяющими образовательные потребности населения Санкт-Петербурга.
1.2. Отраслевая схема направлена на формирование прогноза обеспеченности населения Санкт-Петербурга местами в образовательных учреждениях Санкт-Петербурга на период до 2015 года с учетом перспективы до 2025 года и включает реализацию следующих задач:
1.2.1. Повышение качества и доступности образовательных услуг в городской среде.
1.2.2. Обеспечение устойчивого развития сети образовательных учреждений Санкт-Петербурга.
1.2.3. Создание возможностей для многообразия реализуемых образовательных программ во всех типах и видах образовательных учреждений Санкт-Петербурга с учетом территориального размещения объектов.
1.2.4. Оптимизация сети образовательных учреждений и размещение новых объектов системы образования в районах Санкт-Петербурга.
1.2.5. Выявление резервов имущественного комплекса образования в районах Санкт-Петербурга и информационное обеспечение администраций районов Санкт-Петербурга для принятия соответствующих решений по оптимизации использования объектов образования.
1.2.6. Обеспечение планирования размещения объектов образования в соответствии с основными прогнозируемыми параметрами демографического развития# в том числе по районам Санкт-Петербурга.
1.2.7. Обеспечение условий для преобразования функциональной структуры общеобразовательных учреждений в соответствии с современными требованиями системы образования, национальной инициативой "Наша новая школа", европейскими стандартами организации образовательного процесса.
1.3. Отраслевая схема определяет размещение объектов, в которых будут располагаться учреждения, находящиеся в ведении Комитета по образованию:
ДОУ;
ООУ;
УДОД.
2. Отраслевая схема сформирована на основе прогнозных демографических
показателей и критериев развития отрасли.
2.1. Прогноз численности населения до 2015 года с учетом перспективы до 2025 года в возрасте до 18 лет выполнен инструментальными средствами Интегрированной системы информационно-аналитического обеспечения деятельности исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга с выделением населения по возрастным группам, соответствующим контингенту воспитанников и обучающихся в ДОУ, ООУ, УДОД.
Для прогноза уровня обеспеченности местами в образовательных учреждениях выделено семь возрастных групп: до 1 года, от 1 года до 4 лет, 5-6 лет, 7 лет, 7-10 лет, 11-14 лет, 15-16 лет, 17-18 лет. Прогнозирование проводилось с использованием автоматизированного информационного комплекса "Прогноз Санкт-Петербурга" на основе половозрастной структуры населения по районам Санкт-Петербурга, использовался метод передвижки возрастов с учетом экспертных оценок динамики коэффициентов рождаемости, смертности и миграционного прироста на период 2009-2025 годов.
В качестве исходной информации для формирования демографического прогноза использовались данные:
Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по г.Санкт-Петербургу и Ленинградской области о численности населения по районам Санкт-Петербурга на начало 2008 года и его естественной убыли за 2007 год;
Государственного регистра населения Санкт-Петербурга о половозрастной структуре населения каждого района Санкт-Петербурга на 01.01.2008;
возрастные коэффициенты рождаемости и смертности по однолетним возрастам.
При разработке демографического прогноза использованы сценарные условия уточненного прогноза основных показателей социально-экономического развития Санкт-Петербурга на 2009 год и на период до 2011 года:
по уровню рождаемости предполагается незначительный рост рождаемости до 2010 года с последующим снижением уровня рождаемости;
по уровню смертности учитывается сложившаяся в 2005-2007 годах тенденция снижения смертности;
по миграционному приросту (таблица 1) предполагается планомерное снижение интенсивности миграционных перемещений с 2010 года.
Таблица 1
Районы Санкт-Петербурга |
Коэффициент миграционного прироста, на 1000 человек населения |
1 |
2 |
Адмиралтейский |
-24,92 |
Василеостровский |
-1,64 |
Выборгский |
4,30 |
Калининский |
3,43 |
Кировский |
1,15 |
Колпинский |
8,52 |
Красногвардейский |
9,19 |
Красносельский |
10,34 |
Кронштадтский |
1,66 |
Курортный |
4,12 |
Московский |
28,14 |
Невский |
2,30 |
Петроградский |
-5,70 |
Петродворцовый |
9,98 |
Приморский |
9,57 |
Пушкинский |
0,83 |
Фрунзенский |
7,06 |
Центральный |
-10,02 |
В среднем по Санкт-Петербургу |
3,24 |
Для получения прогнозных значений численности населения по районам Санкт-Петербурга использовались сценарные условия, указанные в таблице 2.
Таблица 2
Показатель |
2008 г. |
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. |
2013 г. |
2014 г. |
2015 г. |
Рост рождаемости, % к базовому году (2007 г.) |
105 |
106 |
107 |
105 |
100 |
95 |
90 |
85 |
Рост смертности, % к базовому году (2007 г.) |
96 |
92 |
88 |
84 |
81 |
78 |
74 |
71 |
2.2. Прогноз численности населения осуществляется по возрастным группам в ДОУ, ООУ, УДОД по районам Санкт-Петербурга.
2.2.1. В контингенте, формирующем спрос на места в ДОУ, учитывается возраст от 2 месяцев до 6 лет.
В период до 2015 года, в среднем по Санкт-Петербургу, численность детей дошкольного контингента вырастет на 6,5 процентов#, но в перспективе до 2025 года ожидается резкое снижение численности детей дошкольного возраста (на 48 процентов), к концу 2025 года она составит порядка 122 тыс. детей.
При условии выполнения Отраслевой схемы по вводу объектов ДОУ в период 2020-2025 годов будет происходить высвобождение мест в ДОУ, так как дошкольный контингент сократится по сравнению с настоящим периодом времени практически в два раза, и можно ожидать порядка 50 тыс. свободных мест в ДОУ в 2025 году.
2.2.2. В контингенте, формирующем спрос на места в ООУ в 1-4 классах (начальная школа), учитывается возраст от 7 до 10 лет включительно.
В период до 2020 года, в среднем по Санкт-Петербургу, численность детей, формирующих контингент обучающихся в 1-4 классах ООУ (начальная школа), вырастет на 30 процентов, но в перспективе до 2025 года ожидается снижение данного контингента более чем на 30 процентов, к концу 2025 года численность детей данной возрастной группы составит порядка 112 тыс. человек.
При условии выполнения Отраслевой схемы по вводу объектов, в рамках которой в период 2009-2020 годов потребуется открыть около 2 тыс. новых классов начальной школы, 2020 год будет переломным, произойдет смена тренда и далее резкое падение (более чем на 30 процентов) к 2025 году численности контингента начальной школы, что освободит более 2 тыс. классов наполняемостью 25 человек и, по сравнению с 2009 годом, будут не заняты около 400 классов начальной школы на 10 тыс. мест.
2.2.3. В контингенте, формирующем спрос на места в ООУ в 5-9 классах (основная школа), учитывается возраст от 11 до 14 лет включительно.
В период до 2020 года, в среднем по Санкт-Петербургу, ожидается существенный рост населения (на 90 процентов) в возрасте от 11 до 14 лет, соответствующем возрасту обучающихся в 5-9 классах (основная школа), особенно выделяется период роста данного контингента с 2011 до 2015 года, когда произойдет скачок более чем на 50 процентов и в школах Санкт-Петербурга будет дополнительно открыто, по сравнению с 2009 годом, порядка 2,4 тыс. классов основной школы на 58 тыс. мест. Далее к 2025 году ожидается смена тренда и снижение контингента основной школы за пятилетие на 7-8 процентов с соответствующим падением спроса на места в основной школе общим объемом в 440 классов за пять лет (2020-2025 годы).
2.2.4. В контингенте, формирующем спрос на места в ООУ в 10-11 (12) классах (средняя школа), учитывается возраст от 15 до 16 лет включительно.
В период 2009-2011 годов ожидается снижение численности школьного контингента в возрасте 15-16 лет, которое составит не более 6 процентов (2,5 тыс. человек), в период от 2011 до 2015 года с перспективой до 2025 года ожидается достаточно равномерный рост численности населения в возрасте 15-16 лет, и, в сравнении с 2009 годом, к 2015 году ожидается рост численности детей в данной возрастной группе на 18-20 процентов, а в перспективе до 2020 года практически на 70 процентов, и к 2025 году население в возрасте 15-16 лет по численности будет превышать численность населения указанного возраста на 2009 год более чем в два раза и достигнет порядка 90 тыс. человек, что равносильно открытию дополнительных 3,6 тыс. классов.
В контексте размещения объектов образования и нового строительства в целях удовлетворения спроса населения на места в ООУ на период до 2015 года с учетом перспективы до 2025 года по "среднегородскому" показателю наблюдается полное удовлетворение спроса на места в общеобразовательных учреждениях.
При размещении объектов в районах Санкт-Петербурга Отраслевая схема учитывает специфику развития каждого района Санкт-Петербурга: в Калининском, Колпинском, Красногвардейском, Кронштадтском, Московском, Петродворцовом районах Санкт-Петербурга проблема дефицита мест в ООУ появится уже в 2015/16 учебном году и будет только усугубляться к 2025 году, а в Центральный районах (Адмиралтейском, Василеостровском, Центральном) Санкт-Петербурга излишек мест в ООУ будет расти или оставаться на прежнем уровне, и к 2025 году порядка 25 процентов мест в школах этих районов Санкт-Петербурга будут не заняты обучающимися.
По состоянию на 2009 год в школах Санкт-Петербурга обучается около 13 процентов детей и подростков, не зарегистрированных на территории Санкт-Петербурга, и если этот феномен сохранится, то необходимо будет ввести в период 2020-2025 годов не менее 10 новых школьных зданий на 10 тыс. мест.
2.2.5. В контингенте, формирующем спрос на места в УДОД, учитывается возраст от 7 до 16 лет включительно.
К 2015 году при общем росте контингента школьного возраста, проживающего в Санкт-Петербурге, местами в УДОД, подведомственных системе образования Санкт-Петербурга, будут обеспечены 63 процента школьников.
Отраслевая схема учитывает дополнительно к вводу новых объектов иные возможности для развития системы дополнительного образования детей: новые структурные подразделения в школах, дублирование дополнительных образовательных услуг для старших школьников в подростковых клубах или в области физической культуры и спорта.
По прогнозу к 2015 году понадобится ввод новых мест для обеспечения населения дополнительными образовательными услугами для не менее чем 6-7 тыс. занимающихся.
2.3. Критерии формирования Отраслевой схемы и принятые ограничения.
2.3.1. Критерии и ограничения формирования Отраслевой схемы для размещения объектов ДОУ:
возраст: ДОУ могут посещать дети (по типовому Положению о дошкольном образовательном учреждении, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 12.09.2008 N 666) в возрасте от 2 месяцев до 6 лет включительно;
демография: ограничения демографического прогноза до 2015 года с учетом перспективы до 2025 года по соответствующему возрасту;
адресная программа: расчет количества мест (предельный контингент) в ДОУ с учетом выполнения Адресной инвестиционной программы на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов, утвержденной Законом Санкт-Петербурга от 19.11.2008 N 730-129 "О бюджете Санкт-Петербурга на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов";
миграция: коэффициент миграционного прироста положительный и составляет в целом по Санкт-Петербургу 3,24 на 1000 человек населения, начиная с 2010 года# будет наблюдаться планомерное снижение интенсивности миграционных перемещений;
наполняемость групп в 2008-2009 годах: спрос на места в ДОУ, в среднем по Санкт-Петербургу, с учетом переполненности групп в ДОУ предъявляется из расчета уровня обеспеченности местами в ДОУ на 69,7-71 процент по отношению к контингенту соответствующего возраста; на период января 2009 года спрос на места в ДОУ практически удовлетворен, но при этом возникает плановое переполнение групп в ДОУ на 9,24 процента;
инвестиции: адресный перечень нового строительства объектов образования по Отраслевой схеме включает строительство объектов образования в рамках инвестиционных проектов;
"потенциальная потребность": в расчетной концепции Отраслевой схемы заложена потребность населения в местах ДОУ из расчета 72 места на 100 детей соответствующего возраста до 2011 года и 76 мест к 2015 году и до 2025 года.
2.3.2. Критерии и ограничения формирования Отраслевой схемы для размещения объектов ООУ:
доступность образования: с 01.09.2007 среднее (полное) общее образование является обязательным;
демография: по прогнозу до 2015 года с учетом перспективы до 2025 года школьный контингент Санкт-Петербурга (от 7 до 17 лет включительно) возрастет соответственно более чем на 25 процентов и 33 процента;
предельный контингент: количество мест (предельный контингент) в ООУ с учетом выполнения Адресной инвестиционной программы на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов, утвержденной Законом Санкт-Петербурга от 19.11.2008 N 730-129 "О бюджете Санкт-Петербурга на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов", вырастет не более чем на 2,5 процента (около 9 тыс. мест) к 2015 году;
"география проживания": фактическое количество обучающихся в школах Санкт-Петербурга превышает количество детей, проживающих (зарегистрированных) в Санкт-Петербурге в среднем на 13 процентов, до 2025 года данный показатель уменьшится до 7,4 процентов;
"лицензионные изменения": учтена тенденция на корректировку показателей предельного контингента (количество мест в ООУ) в сторону уменьшения при прохождении процедур лицензирования и получения новых лицензий, учитывающих разнообразие и специфику образовательных программ ООУ.
2.3.3. Критерии и ограничения формирования Отраслевой схемы для размещения объектов УДОД:
демография: по прогнозу до 2015 года с учетом перспективы до 2025 года школьный контингент Санкт-Петербурга (от 7 до 17 лет включительно) возрастет соответственно более чем на 25 процентов и 33 процента;
фактический уровень развития: показатель пересчета контингента фактически занимающихся в УДОД на количество детей школьного возраста, проживающих в Санкт-Петербурге, достигает в 2009 году уровня 84,6 процента, т.е. из 100 детей школьного контингента 85 человек занимается в УДОД;
отделения в школе: развитие новой институциональной формы деятельности по реализации программ дополнительного образования через создание структурных подразделений в общеобразовательных школах в целях удовлетворения потребностей школьников и размещения услуг в "зоне шаговой доступности";
другие области: дублирование услуг дополнительного образования обучающихся в старших классах в других областях: молодежной политики (подростковые клубы), физической культуры и спорта, культуры.
3. Направления и принципы развития системы образования Санкт-Петербурга,
обеспечиваемые Отраслевой схемой.
3.1. Обеспечение образовательными услугами жителей Санкт-Петербурга в соответствии со среднеевропейскими стандартами (организация образовательного процесса по возрастным ступеням: начальная, основная, средняя (старшая) школа).
3.2. Обеспечение условий для повышения уровня образования и квалификации жителей Санкт-Петербурга путем развития и расширения сети учреждений образования, проведения работ по реконструкции и модернизации существующих объектов с повышением их технической оснащенности и строительства новых объектов в объемах, соответствующих нормам, определенным Отраслевой схемой, с учетом особенностей демографической структуры населения Санкт-Петербурга и его расселения по территории Санкт-Петербурга.
3.3. Сохранение многофункционального профиля системы образования Санкт-Петербурга как основы ее устойчивого развития.
3.4. Создание благоприятных условий для функционирования и развития в Санкт-Петербурге объектов системы дошкольного, школьно-дошкольного, предшкольного, инклюзивного воспитания и образования.
3.5. Развитие новых образовательных институтов путем формирования сетевых образовательных центров для обеспечения профильной и предпрофильной подготовки школьников; интегрированных комплексов, включающих услуги образования, спорта, культуры, здравоохранения; университетских округов на базе системы общего образования в целях выявления и поддержки талантливой молодежи как в среде школьников, так и в среде учителей.
3.6. Развитие услуг культурно-спортивной направленности и социальной значимости для микрорайонов (школьные бассейны, спортивные площадки и стадионы, библиотеки, спортивные и актовые залы) на базе новых, современных школ; модернизация существующих зданий системы образования и развитие необходимой для их обслуживания инфраструктуры с увеличением занимаемых ими площадей и пришкольных участков, обеспечивающих возможности для создания культурно-образовательных парков.
3.7. Обеспечение планирования размещения объектов капитального строительства в соответствии с основными прогнозируемыми параметрами развития экономики Санкт-Петербурга в составе документов государственного планирования социально-экономического развития Санкт-Петербурга на перспективу на основе градостроительного планирования для освоения под застройку на период до 2025 года новых, ранее не застроенных территорий.
3.8. Модернизация существующей сети образовательных учреждений ДОУ, ООУ, УДОД с реструктуризацией и интенсификацией их работы в соответствии с потребностями населения Санкт-Петербурга с учетом новых технологий обслуживания и современного уровня развития общества:
расширение и модернизация сети учреждений дошкольного образования и воспитания за счет создания малокомплектных дошкольных учреждений, детских садов, совмещенных с начальной школой, семейных детских садов, прогимназий;
развитие системы дополнительного образования и сферы досуга для детей, подростков и их родителей с максимальным приближением к их местам жительства;
развитие общегородских центров дополнительного образования, преимущественно для старших школьников;
развитие сети учреждений НПО.
3.9. Оптимизация размещения сети образовательных учреждений с учетом специфики районов Санкт-Петербурга.
3.10. Учет расчетной потребности в новом строительстве объектов образования районного уровня на расчетный срок:
до 2015 года:
ДОУ на 23 тыс. воспитанников;
ООУ на 42,5 тыс. учащихся;
УДОД на 8 тыс. занимающихся;
2015-2025 годы:
ДОУ на 9,5 тыс. воспитанников;
ООУ на 20,3 тыс. учащихся;
УДОД на 6 тыс. занимающихся.
3.11. Достижение для всех районов Санкт-Петербурга уровня обеспеченности жителей объектами системы образования, соответствующего среднеевропейскому, в том числе нормируемого социально гарантированного уровня обслуживания по каждому типу и виду образовательных учреждений.
4. Модели развития системы образования Санкт-Петербурга, рекомендованные
Отраслевой схемой.
4.1. Оптимизация сети образовательных учреждений Санкт-Петербурга должна осуществляться в соответствии с демографическим прогнозом численности населения на период до 2015 года с учетом перспективы до 2025 года.
4.1.1. В случае снижения потребности в местах в образовательных учреждениях рекомендовано:
разрабатывать концепции раздельного обучения обучающихся начальной, основной и старшей школы с учетом соблюдения стандарта "шаговой доступности" для обучающихся 1-4 классов;
разрабатывать проекты зданий образовательных учреждений с возможностью их альтернативного использования для ДОУ, ООУ, УДОД;
расширять ассортимент образовательных программ с учетом уровня развития и возможностей здоровья детей;
рассматривать возможность реализации инвестиционных проектов (на уровне Санкт-Петербурга), в основе которых могут лежать компенсационные механизмы обмена;
рассматривать возможность передачи зданий в долгосрочную аренду негосударственным образовательным организациям в установленном порядке.
4.1.2. Ввод новых объектов образования, обеспечивающих потребность населения в образовательных услугах, следует проводить в соответствии с Примерным адресным перечнем объектов образования на территории Санкт-Петербурга, подлежащих строительству на период до 2015 года согласно приложению N 1 к Отраслевой схеме и Примерным адресным перечнем объектов образования на территории Санкт-Петербурга, подлежащих строительству на период 2015-2025 годов согласно приложению N 2 к Отраслевой схеме за счет средств бюджета Санкт-Петербурга и привлеченных средств.
4.1.3. При проектировании и строительстве объектов образования рекомендовано учитывать типовые мощности образовательных учреждений в целях предотвращения увеличения затрат бюджета Санкт-Петербурга на проектирование и строительство нетиповых зданий.
4.2. При разработке программ развития образовательных систем районов Санкт-Петербурга необходимо учитывать модели развития системы образования Санкт-Петербурга, рекомендованные Отраслевой схемой.
Принятые сокращения:
ДОУ - дошкольные образовательные учреждения
НПО - начальное профессиональное образование
ООУ - образовательные учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста, общеобразовательные учреждения, общеобразовательные школы-интернаты, вечерние (сменные) общеобразовательные учреждения
Отраслевая схема - Отраслевая схема размещения объектов образования на территории Санкт-Петербурга на период до 2015 года с учетом перспективы до 2025 года
СПО - среднее профессиональное образование
УДОД - учреждения дополнительного образования детей
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.