Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к постановлению
Правительства Санкт-Петербурга
Концепция развития малого предпринимательства
в Санкт-Петербурге
Введение
Концепция развития малого предпринимательства в Санкт-Петербурге (далее - Концепция) является системой базовых принципов, основополагающих методических решений, основных стратегических подходов, совокупность которых позволит органам государственной власти Санкт-Петербурга и общественным организациям предпринимателей эффективно участвовать в развитии малого предпринимательства в Санкт-Петербурге как одного из важнейших секторов экономики Санкт-Петербурга.
Целью Концепции является формирование региональной политики развития малого предпринимательства в Санкт-Петербурге, включающей:
формирование базовых принципов деятельности исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга в отношении развития малого предпринимательства, соблюдение которых обеспечит эффективное развитие малого предпринимательства в Санкт-Петербурге;
систематизацию основополагающих методических подходов, обеспечивающих эффективное и целостное воздействие на процесс развития малого предпринимательства;
формирование стратегии развития малого предпринимательства, обеспечивающей оптимальное использование ресурсов, выделяемых для развития малого предпринимательства;
реализацию основных направлений (мероприятий) по развитию и поддержке малого предпринимательства, строящихся на базовых принципах деятельности исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга и стратегии развития малого предпринимательства.
1. Краткая характеристика состояния малого предпринимательства
в Санкт-Петербурге
По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по г.Санкт-Петербургу и Ленинградской области, на 01.01.2007 на территории Санкт-Петербурга осуществляют свою деятельность 126,9 тыс. малых предприятий и 53,9 тыс. индивидуальных предпринимателей.
По данным Национального института системных исследований проблем предпринимательства, по итогам 2006 года Санкт-Петербург занимает лидирующие позиции по ряду ключевых показателей:
первое место по количеству малых предприятий на 100 тыс. жителей в Санкт-Петербурге - 2398 (в Москве - 1997, Калининградской области - 1142), что более чем в три раза выше, чем в среднем по Российской Федерации (720 малых предприятия на 100 тыс.чел. населения);
третье место по доле занятых на малых предприятиях в общей списочной численности занятых в Санкт-Петербурге составляет 31,4 процента (в Москве - 37,1 процента, в Калининградской области - 36,1 процента);
пятое место по обороту малых предприятий на душу населения в процентах от среднего по Российской Федерации составляет 150 процентов (в Москве - 310 процентов, в Калининградской области - 254,4 процента).
Структура предприятий малого предпринимательства по трем ключевым факторам (количеству малых предприятий, средней численности малых предприятий, обороту организаций), выглядит следующим образом:
Таблица 1
(%)
N п/п |
Виды деятельности | Количество малых предприятий |
Средняя численность работников |
Оборот организаций |
|||
2005 г. | 2006 г. | 2005 г. | 2006 г. | 2005 г. | 2006 г. | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
1 | Обрабатывающие производства |
10,0 | 9,6 | 20,9 | 19,2 | 15,1 | 11,9 |
2 | Строительство | 9,1 | 9,1 | 16,3 | 16,6 | 9,6 | 9,3 |
3 | Оптовая торговля | 40,6 | 39,5 | 21,3 | 21,1 | 55,4 | 57,9 |
4 | Розничная торговля | 11,2 | 11,1 | 8,8 | 10,1 | 7,9 | 9,5 |
5 | Гостиницы и рестораны |
2,5 | 2,6 | 1,5 | 2,5 | 0,3 | 0,5 |
6 | Транспорт и связь | 4,9 | 5,6 | 7,3 | 7,7 | 2,4 | 2,6 |
7 | Операции с недвижимым имуществом |
4,9 | 4,9 | 5,1 | 3,7 | 2,6 | 2,1 |
8 | Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг |
2,3 | 2,4 | 2,1 | 2,0 | 0,4 | 0,5 |
9 | Здравоохранение и предоставление социальных услуг |
1,0 | 0,9 | 0,7 | 1,1 | 0,1 | 0,2 |
10 | Предоставление прочих услуг |
8,5 | 8,7 | 10,3 | 9,9 | 3,7 | 3,3 |
11 | Научные исследования и деятельность, связанная с использованием вычислительной техники |
3,4 | 3,0 | 4,1 | 3,5 | 2,1 | 1,7 |
12 | Производство и распределение электроэнергии, газа и воды |
0,2 | 0,2 | 0,5 | 1,2 | 0,2 | 0,3 |
13 | Другие виды деятельности |
1,6 | 2,5 | 1,0 | 1,6 | 0,2 | 0,2 |
Всего | 100,0 | 100,0 | 100,0 | 100,0 | 100,0 | 100,0 |
Представленные данные свидетельствуют о неравномерности развития малого предпринимательства в Санкт-Петербурге. В структуре всех ключевых показателей наблюдается некоторое снижение доли отраслей, которые могут быть отнесены к категории промышленно-инновационных. В то же время наблюдается небольшой рост доли отраслей малого предпринимательства по оказанию услуг (за исключением оборота оптовой и розничной торговли).
В таблице 2 представлена структура видов деятельности по четырем основным категориям: производственной сфере, торговле, инновационной сфере, социальной сфере и сфере услуг.
Таблица 2
(%)
N п/п Виды деятельности |
Количество малых предприятий |
Средняя численность работников |
Оборот организаций |
||||
2005 г. | 2006 г. | 2005 г. | 2006 г. | 2005 г. | 2006 г. | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
1 | Производственная сфера (в том числе обрабатывающие производства, строительство, производство и распределение электроэнергии, газа и воды) |
19,6 | 20,0 | 38,8 | 38,5 | 25,1 | 21,6 |
2 | Сфера торговли (в том числе оптовая и розничная торговля) |
51,8 | 50,6 | 30,1 | 31,2 | 63,2 | 67,4 |
3 | Инновационная сфера (научные исследования и деятельность, связанная с использованием вычислительной техники) |
3,4 | 3,0 | 4,1 | 3,5 | 2,1 | 1,7 |
4 | Социальная сфера и сфера услуг (операции с недвижимым имуществом, образование, финансовая деятельность, гостиницы и рестораны, транспорт и связь, здравоохранение и предоставление социальных услуг, предоставление прочих видов услуг) |
25,2 | 26,4 | 27,0 | 26,8 | 9,6 | 9,3 |
Всего | 100,0 | 100,0 | 100,0 | 100,0 | 100,0 | 100,0 |
Оценивая сложившуюся структуру малого предпринимательства по видам деятельности, необходимо обратить внимание на то, что лидирующими направлениями являются производственная сфера и торговля, но при этом доля инновационной сферы сокращается по всем ключевым показателям.
Численность занятых в малом предпринимательстве, включая совместителей и лиц, работающих по договорам гражданско-правового характера, и индивидуальных предпринимателей, составляет порядка 800 тыс.чел., то есть около трети экономически активного населения Санкт-Петербурга. По данному показателю Санкт-Петербург приближается к уровню развитых стран Европы, где в малом бизнесе занято 50-55 процентов экономически активного населения.
За последние четыре года оборот малого предпринимательства значительно возрос (почти в шесть раз).
На протяжении последних трех лет сохраняется активная положительная динамика роста прибыли малого предпринимательства. Однако рентабельность продукции субъектов малого предпринимательства по-прежнему отстает от аналогичного показателя крупного и среднего бизнеса более чем в четыре раза.
Доля малого предпринимательства в объеме валового регионального продукта Санкт-Петербурга составляет 25 процентов. Наибольший вклад в валовую добавленную стоимость всех малых предприятий внесли следующие виды деятельности:
оптовая и розничная торговля, включая торговлю через агентов, кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами - 39 процентов;
операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг - 25 процентов;
обрабатывающие производства - 14 процентов;
транспорт и связь - 3 процента.
На долю малых предприятий, относящихся к другим видам деятельности, приходится около 9 процентов от общей суммы валовой добавленной стоимости малых предприятий.
Доля субъектов малого предпринимательства в налоговых поступлениях составляет 23-27 процентов. Темпы роста налоговых поступлений от малых предприятий, применяющих общую систему налогообложения, заметно ниже, чем от субъектов малого предпринимательства, применяющих специальные режимы налогообложения, по которым наблюдается активная динамика.
Статистическая информационная база, характеризующая состояние малого предпринимательства в Санкт-Петербурге, требует существенного уточнения в связи принятием Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", изменяющего критерии отнесения хозяйствующих субъектов к малому предпринимательству.
2. Базовые принципы деятельности исполнительных
органов государственной власти Санкт-Петербурга
в отношении развития малого предпринимательства
2.1. Принцип целостности, в рамках которого сфера малого предпринимательства в Санкт-Петербурге рассматривается как неотъемлемая часть социально-экономической жизни Санкт-Петербурга и призвана в первую очередь функционировать в интересах эффективного развития Санкт-Петербурга в целом.
2.2. Принцип селективности, в рамках которого средства, выделяемые в Санкт-Петербурге на развитие субъектов малого предпринимательства, направляются в первую очередь на поддержку отдельных видов экономической деятельности, эффективное функционирование и приоритетное развитие которых обеспечивает прогрессивный рост экономики Санкт-Петербурга.
2.3. Принцип равноправного партнерства, в рамках которого вся система развития малого предпринимательства строится на базе всестороннего и активного сотрудничества исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга и предпринимательского сообщества в лице независимых некоммерческих организаций предпринимателей.
2.4. Принцип кластеризации, в рамках которого развитие малого предпринимательства осуществляется путем формирования и интенсивного развития кластеров как комплексов организаций, включающих субъектов малого предпринимательства, взаимодействующих в рамках последовательных технологических цепочек, в целях производства и реализации продукции (работ, услуг), востребованной рынком как внутри Санкт-Петербурга, так и в рамках межрегионального обмена и экспорта.
2.5. Принцип активной экспансии, в рамках которого предусматривается поддержка субъектов малого предпринимательства, осуществляющих деятельность в отдельных видах экономической деятельности и кластерах и планирующих активное проникновение в другие регионы Российской Федерации и на зарубежные рынки.
2.6. Принцип информационной доступности, в рамках которого исполнительные органы государственной власти Санкт-Петербурга обеспечивают актуализированной информацией максимальное количество субъектов малого предпринимательства о наиболее важных мероприятиях по развитию и поддержке субъектов малого предпринимательства.
2.7. Принцип объективной информационной основы, в рамках которого развитие малого предпринимательства базируется на полной, объективной и своевременной информации о состоянии и показателях деятельности субъектов малого предпринимательства (информационный комплекс, в котором используется вся необходимая статистическая и фактографическая информация, собираемая и систематизируемая государственными регистрирующими, статистическими и налоговыми органами, а также получаемая в ходе специальных обследований).
3. Систематизация основополагающих методических подходов,
обеспечивающих эффективное и целостное воздействие на процесс
развития малого предпринимательства
Эффективной гарантией правильности будущих управленческих решений является обоснованный выбор метода анализа, оценки и прогнозирования развития малого предпринимательства в Санкт-Петербурге. В интересах целенаправленного развития субъектов малого предпринимательства в Санкт-Петербурге в качестве такого инструмента используется межотраслевая эконометрическая модель анализа и прогнозирования малого предпринимательства в Санкт-Петербурге (далее - Модель).
Модель учитывает две важнейшие интеграционные составляющие: межотраслевые и внутриотраслевые связи между хозяйствующими субъектами в рамках малого предпринимательства, а также взаимосвязи малого предпринимательства с остальной частью экономики Санкт-Петербурга. Модель учитывает три группы факторов:
особенности развития субъектов малого предпринимательства в зависимости от численности занятых;
параметры, определяемые исполнительными органами государственной власти Санкт-Петербурга;
прогнозы социально-экономического развития Санкт-Петербурга и развития отдельных видов экономической деятельности в Санкт-Петербурге.
Концепция предполагает переход от инерционного подхода, традиционно применявшегося к планированию развития и поддержки малого предпринимательства в Санкт-Петербурге, к селективному подходу.
С учетом приоритетных направлений развития экономики Санкт-Петербурга, определенных федеральными и региональными программами социально-экономического развития, были выявлены и проанализированы с использованием Модели три приоритетных сценария развития субъектов малого предпринимательства в Санкт-Петербурге.
Сценарий 1 - промышленно-инновационный. Предусматривает приоритетное развитие малого предпринимательства в обрабатывающих отраслях (химической промышленности, металлургии, строительных материалов, машиностроения, электротехники, приборостроения), а также в сфере науки и информационных технологий.
Сценарий 2 - социально-инновационный. Предусматривает приоритетное развитие малого предпринимательства в строительстве, в сферах культуры, здравоохранения, образования, социальных, бытовых и коммунальных услуг, туризма, а также инновационных составляющих обрабатывающих отраслей (химической промышленности, металлургии, строительных материалов, машиностроения, электротехники, приборостроения), в сфере науки и информационных технологий.
Сценарий 3 - транзитный. Предусматривает приоритетное развитие малого предпринимательства в отраслях транспорта, связи, оптовой торговли, ориентированной на транзитные операции.
Отмеченные сценарии определяют стратегию развития малого предпринимательства в Санкт-Петербурге, в максимальной мере отвечающую целям и задачам эффективного долгосрочного развития Санкт-Петербурга.
4. Стратегии развития малого предпринимательства
Стратегия развития малого предпринимательства в Санкт-Петербурге состоит из двух взаимосвязанных составляющих, которые условно могут быть определены как стратегия переходного периода и стратегия сценарного развития.
Стратегия переходного периода предусматривает, что в течение 2008 года главной задачей развития малого предпринимательства в Санкт-Петербурге будет являться оптимизация использования ресурсов для решения ключевых проблем субъектов малого предпринимательства и обеспечения его эффективного перехода к стратегии сценарного развития.
Переход к стратегии сценарного развития основывается на правовых актах концептуального и программного характера, определяющих социально-экономическое развитие Санкт-Петербурга в целом на среднесрочную и долгосрочную перспективу.
Стратегический подход к развитию малого предпринимательства в переходный период направлен на решение ключевых проблем и предусматривает:
эффективное обеспечение субъектов малого предпринимательства трудовыми ресурсами, в первую очередь кадрами высокой квалификации, способными работать с современными передовыми технологиями и обеспечить значительный рост оборота малого предпринимательства на базе существенного увеличения производительности труда;
эффективное стимулирование межотраслевой ротации трудовых ресурсов малого предпринимательства путем расширения доступности для предпринимателей и работников, занятых в малом предпринимательстве, программ обучения, повышения квалификации и профессиональной переподготовки;
преодоление ограничений сбыта продукции (работ, услуг), присущих внутрирегиональному рынку, в том числе путем стимулирования и поддержки выхода субъектов малого предпринимательства на новые рынки, в рамках межрегионального обмена и экспорта;
повышение конкурентоспособности субъектов малого предпринимательства Санкт-Петербурга прежде всего за счет обеспечения широкого доступа к финансовым ресурсам, государственному имуществу, а также за счет облегчения доступа к новейшим технологиям;
структурирование и формирование в Санкт-Петербурге независимых саморегулируемых некоммерческих организаций субъектов малого предпринимательства, способных эффективно представлять их интересы.
Решение данных проблем обеспечит определенный уровень развития малого предпринимательства, который будет соответствовать требованиям перехода к сценарному развитию малого предпринимательства в Санкт-Петербурге.
5. Основные мероприятия по развитию и поддержке
субъектов малого предпринимательства
Концепция предусматривает следующие основные направления развития и поддержки субъектов малого предпринимательства:
5.1. Повышение конкурентоспособности субъектов малого предпринимательства, в том числе:
5.1.1. Развитие кадрового потенциала субъектов малого предпринимательства, включающее реализацию специальных программ и мероприятий, предусматривающих:
обеспечение доступности программ обучения, повышения квалификации и профессиональной переподготовки в сфере малого предпринимательства;
расширение спектра учебных программ, внедрение учебных программ по основам предпринимательства в программы обучения школьников старших классов и студентов высших учебных заведений, поддержка студенческого и женского предпринимательства;
стимулирование и поддержка внедрения субъектами малого предпринимательства технологических и управленческих инноваций;
привлечение трудовых ресурсов высокой квалификации из регионов Российской Федерации и стран СНГ;
стимулирование привлечения квалифицированных управленческих кадров из крупного и среднего бизнеса в малый бизнес.
5.1.2. Имущественная поддержка субъектов малого предпринимательства, включающая реализацию специальных программ и мероприятий, предусматривающих:
поддержку субъектов малого предпринимательства в части, касающейся их обеспечения производственными, складскими, офисными и иными нежилыми помещениями на условиях рыночной стоимости аренды;
развитие сети бизнес-инкубаторов, технопарков, промышленных и технологических зон и других объектов инфраструктуры, в том числе с использованием частно-государственного партнерства;
осуществление мер, направленных на облегчение доступа субъектов малого предпринимательства к объектам инженерной инфраструктуры (электрои теплоснабжение, водоснабжение, телекоммуникации и т.п.).
5.1.3. Расширение доступа субъектов малого предпринимательства к финансовым ресурсам, включающее реализацию специальных программ и мероприятий, предусматривающих:
облегчение доступа субъектов малого предпринимательства к кредитным ресурсам с использованием механизмов взаимного кредитования, разработка и реализация иных механизмов, направленных на облегчение доступа субъектов малого предпринимательства к кредитным ресурсам;
субсидирование части затрат субъектов малого предпринимательства, связанных с получением кредитов в коммерческих банках и приобретением оборудования в лизинг;
поддержку инвестиционной деятельности субъектов малого предпринимательства Санкт-Петербурга путем предоставления венчурного финансирования и иных форм;
создание и координацию деятельности некоммерческих организаций, созданных с участием Санкт-Петербурга.
5.1.4. Усиление рыночных позиций субъектов малого предпринимательства на внутрирегиональном, межрегиональном и международных рынках, включающее реализацию специальных программ и мероприятий, предусматривающих:
стимулирование и поддержку реализации продукции (работ, услуг), производимой субъектами малого предпринимательства Санкт-Петербурга, в регионах Российской Федерации и странах ближнего зарубежья;
внедрение для субъектов малого предпринимательства информационных и коммуникационных технологий;
поддержку выставочно-ярмарочной деятельности субъектов малого предпринимательства;
обеспечение участия субъектов малого предпринимательства в международных и межрегиональных программах;
инициирование, стимулирование и поддержку деловой интеграции малых предприятий со средними и крупными предприятиями, в том числе путем развития системы субконтрактации;
возмещение части затрат субъектов малого предпринимательства, связанных с получением сертификатов;
поддержку деятельности субъектов малого предпринимательства по охране авторских прав и интеллектуальной собственности;
инициирование, стимулирование и поддержку научных исследований и опытно-конструкторских разработок, осуществляемых субъектами малого предпринимательства Санкт-Петербурга;
совершенствование системы государственного заказа Санкт-Петербурга в целях облегчения субъектам малого предпринимательства условий участия в его реализации.
5.1.5. Повышение доступности сферы деловых услуг для субъектов малого предпринимательства, включающее реализацию специальных программ и мероприятий, предусматривающих расширение доступности правового, бухгалтерского, консультационного, инжинирингового и других видов обслуживания субъектов малого предпринимательства Санкт-Петербурга в формате аутсорсинга, в том числе с использованием Интернет-технологий;
5.2. Совершенствование системы информационного обеспечения исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга и субъектов малого предпринимательства, в том числе:
5.2.1. Совершенствование методической базы информационно-аналитического обеспечения, включающее проведение научно-исследовательских, опытно-констукторских разработок, предусматривающих:
совершенствование методического обеспечения, анализа и прогнозирования состояния системы малого предпринимательства в Санкт-Петербурге;
научно-методическое обеспечение поддержки малого предпринимательства;
развитие практики обмена передовым опытом поддержки малого предпринимательства с другими регионами Российской Федерации, а также зарубежными странами;
совершенствование системы информационно-статистического обеспечения органов государственной власти Санкт-Петербурга о состоянии и развитии малого предпринимательства Санкт-Петербурга, включая совершенствование методической базы, информационно-методического и статистического обеспечения.
5.2.2. Совершенствование информационно-аналитического обеспечения субъектов малого предпринимательства, включающее реализацию мероприятий по реорганизации существующей системы правовой, экономической, маркетинговой и иной деловой информации для субъектов малого предпринимательства через сеть Интернет.
5.3. Развитие социального партнерства в сфере взаимоотношений субъектов малого предпринимательства и исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга, включающее:
создание и обеспечение деятельности Агентства по развитию малого бизнеса, подведомственного Комитету экономического развития, промышленной политики и торговли;
создание и обеспечение деятельности Дома предпринимателя Санкт-Петербурга;
обеспечение деятельности координационных и совещательных органов в области развития малого предпринимательства;
создание и ведение реестра субъектов малого предпринимательства;
проведение публичных мероприятий с участием исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга и субъектов малого предпринимательства;
обеспечение осуществления обратной связи между исполнительными органами государственной власти Санкт-Петербурга и субъектами малого предпринимательства.
5.4. Совершенствование нормативно-правового обеспечения субъектов малого предпринимательства, включающее реализацию мероприятий, направленных на усиление правовой защиты и информированности субъектов малого предпринимательства.
5.5. Развитие независимых союзов и ассоциаций малых предпринимателей Санкт-Петербурга в приоритетных отраслях малого предпринимательства.
5.6. Повышение престижа малого предпринимательства и роста лояльности общества к малому предпринимательству.
В рамках основных направлений развития и поддержки субъектов малого предпринимательства Комитетом экономического развития, промышленной политики и торговли разрабатываются, утверждаются реализуются специальные программы, мероприятия и инструменты поддержки субъектов малого предпринимательства, которые включаются в планы мероприятий по развитию и поддержке малого предпринимательства в Санкт-Петербурге на определенные периоды. К реализации плана мероприятий могут быть привлечены иные исполнительные органы государственной власти Санкт-Петербурга в рамках своей компетенции.
Реализацию основных направлений развития и поддержки субъектов малого предпринимательства в Санкт-Петербурге планируется осуществлять при активном привлечении средств федерального бюджета в порядке, установленном действующим законодательством.
Поддержка и развитие малого предпринимательства в Санкт-Петербурге может осуществляться и в других направлениях, с использованием иных мер и инструментов, если они не противоречат базовым принципам, указанным в Концепции, а также способствуют реализации основных стратегических направлений развития малого предпринимательства в Санкт-Петербурге.
6. Критерии эффективности государственной политики в области
поддержки субъектов малого предпринимательства
Критерии эффективности государственной политики в области развития малого предпринимательства в Санкт-Петербурге устанавливаются по следующему перечню:
валовой региональный продукт, производимый субъектами малого предпринимательства в целом и по отдельным ключевым отраслям (видам экономической деятельности);
налоговые поступления в бюджет Санкт-Петербурга от субъектов малого предпринимательства в целом и по отдельным ключевым отраслям (видам экономической деятельности);
количество созданных субъектами малого предпринимательства новых рабочих мест в приоритетных отраслях (видах экономической деятельности);
средняя заработная плата занятых в малом бизнесе в целом и по отдельным ключевым отраслям (видам экономической деятельности);
количество субъектов малого предпринимательства по определенным отраслям (видам экономической деятельности) на 100 тыс. чел. населения (и/или на 1 тыс. чел. экономически активного населения);
индекс предпринимательского оптимизма и/или индекс деловой активности в определенных отраслях (видах экономической деятельности) и в целом, характеризующий качественное изменение внешней предпринимательской среды.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.