Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1. Анализ ситуации
Программа разработана в соответствии с подпрограммой "Создание системы кадастра недвижимости (2006 - 2011 годы)" федеральной целевой программы "Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости (2002 - 2007 годы)" и направлена на обеспечение государственных гарантий прав собственности и иных вещных прав на недвижимое имущество, совершенствование государственных услуг, оказываемых организациям и гражданам, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления, создание условий для эффективной работы органов государственной власти и органов местного самоуправления Ленинградской области, информационное обеспечение всех участников информационных процессов на территории Ленинградской области.
В настоящее время в различных отраслях и регионах страны проводятся работы по созданию отраслевых и территориальных кадастров.
В Ленинградской области в соответствии с действующим законодательством проводятся работы по созданию и ведению государственных кадастров (земельного, лесного, водного, месторождений и проявлений полезных ископаемых, особо охраняемых природных территорий), технической инвентаризации объектов недвижимости.
Однако как в целом в Российской Федерации, так и в Ленинградской области системы ведения кадастров не согласованы между собой в организационных, методологических, информационных и функциональных аспектах на всех этапах создания кадастра - от инвентаризации кадастровых объектов до формирования баз кадастровой информации.
Нормативно-правовое, методическое, организационное и технологическое обеспечение существующих систем ведения кадастров ориентировано в первую очередь на решение задач отраслевых систем управления федерального уровня и не учитывает в необходимой степени потребности в кадастровой информации органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Большая часть кадастровой информации (земельный, лесной, водный кадастры, планируемый к созданию кадастр недвижимости) отнесена к категории федеральных информационных ресурсов, доступ к которым для органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления ограничен.
В результате органы государственной власти и органы местного самоуправления Ленинградской области не имеют возможности сформировать собственные информационные ресурсы, необходимые для эффективного управления социально-экономическим развитием муниципальных образований и Ленинградской области в целом.
В процессе формирования информации об объектах, подлежащих государственному кадастровому учету, имеет место многократный ручной ввод одной и той же информации на машинные носители и, как следствие, наблюдаются низкая эффективность работ и наличие погрешностей при описании объектов кадастрового учета, различия в идентификации объектов и субъектов права, сложности проверки взаимного расположения объектов и непротиворечивости информации, содержащейся в различных автоматизированных системах учета кадастровых объектов.
Отсутствие в необходимом объеме актуальной и достоверной информации, ограничение доступа к имеющимся информационным ресурсам также приводят к значительным дополнительным затратам материальных ресурсов и денежных средств на ее получение со стороны органов государственной власти и органов местного самоуправления, юридических лиц и населения.
Следствием этого является низкая эффективность функционирования органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере управления земельно-имущественным комплексом, жилищно-коммунальным хозяйством, градостроительной и инвестиционной деятельностью, в сфере оказания услуг населению и юридическим лицам по оформлению правоустанавливающих документов.
Низкие эффективность и качество работ не обеспечивают в необходимой степени функции по сбору налогов и различных видов платежей за использование ресурсов и объектов, что значительно снижает уровень бюджетной обеспеченности территорий.
Существующие недостатки сказываются на инвестиционной политике и объемах ипотечного кредитования, поскольку не позволяют инвестору быть уверенным в надлежащем обеспечении исполнения обязательств, а также использовать недвижимое имущество как полноценный ликвидный актив. В соответствии с главой 31 части второй Налогового кодекса Российской Федерации с 2006 года введен порядок исчисления земельного налога на основе кадастровой стоимости земельного участка. Однако при отсутствии механизма актуализации кадастровой стоимости земель экономический эффект от введения налога будет существенно снижен.
В целях информационного обеспечения процесса государственного управления Ленинградской областью, информационной поддержки органов местного самоуправления, а также улучшения информационного обслуживания субъектов информационных процессов на территории Ленинградской области областным законом от 22 сентября 1998 года N 33-оз "О государственных информационных ресурсах Ленинградской области" предусмотрено формирование государственных информационных ресурсов Ленинградской области, которые состоят из информационных ресурсов, являющихся собственностью Ленинградской области, и информационных ресурсов, находящихся в совместном владении органов власти Ленинградской области, муниципальных образований и других субъектов информационных процессов.
Очевидно, что кадастровая информация, интегрированная по административно-территориальным образованиям, станет наиболее важным для экономики области информационным ресурсом.
Для эффективного проведения экономических реформ, в том числе реформы местного самоуправления, обеспечения устойчивого развития экономики, эффективного управления социально-экономическим развитием территорий, развития региональной инфраструктуры и решения хозяйственных задач, оказания услуг юридическим лицам и населению по оформлению правоустанавливающих документов в сфере земельно-имущественных отношений и градостроительной деятельности необходима комплексная многоаспектная информация о территории и расположенных на ней объектах, включающая взаимоувязанные характеристики земельных участков, земель и границ территорий муниципальных образований и Ленинградской области в целом, объектов капитального строительства, элементов инфраструктуры, особо охраняемых природных территорий, различных природных систем, лесного фонда, участков недр, водных объектов и объектов животного мира, отходов производства и потребления и объектов их размещения.
Системой, способствующей решению проблемы формирования комплексной, многоаспектной информации о состоянии, развитии и правовом статусе отдельных локальных территорий Ленинградской области, территорий населенных пунктов, сельских и городских поселений, муниципальных районов и Ленинградской области в целом, является автоматизированная система ведения комплексного регионального кадастра Ленинградской области (АСВ КРК ЛО).
Состав кадастровой информации, интегрируемой на каждом территориальном уровне, будет определяться функциями и задачами соответствующих органов управления, а также потребностями в информации других участников информационных процессов на территории Ленинградской области.
Решение проблемы создания АСВ КРК ЛО в рамках Программы позволит:
обеспечить единую нормативно-правовую, методологическую и технологическую основу информационного обмена между автоматизированными системами ведения отраслевых кадастров на территории Ленинградской области и устранить ведомственную разобщенность и несовместимость сведений отраслевых кадастров;
координировать на уровне Ленинградской области проводимые министерствами и ведомствами работы по созданию различных видов отраслевых и муниципальных кадастров;
повысить качество, исключить дублирование и снизить затраты на создание отдельных видов кадастра;
обеспечить формирование государственных информационных ресурсов Ленинградской области.
В результате создания и функционирования АСВ КРК ЛО будет обеспечено формирование необходимой для управления социально-экономическим развитием Ленинградской области информации об объектах недвижимости и сводной комплексной информации об объектах кадастрового учета Ленинградской области, интегрированной по отдельным локальным территориям и административно-территориальным образованиям Ленинградской области.
В соответствии с региональной целевой программой "Создание автоматизированной системы ведения комплексного регионального кадастра Ленинградской области (2008 - 2010 годы)", утвержденной областным законом от 2 апреля 2008 года N 19-оз, выполнены следующие мероприятия:
по оценке рыночной стоимости земельных участков, предназначенных для размещения административных и офисных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, религии, расположенных на территории Ленинградской области, на сумму 490000 рублей;
по формированию земельных участков для выставления их на торги на сумму 98454 рубля;
по землеустройству при разграничении государственной собственности на землю в Ленинградской области на сумму 197296 рублей;
по созданию и обновлению цифровых кадастровых карт в масштабе 1:2000 на земли населенных пунктов Бокситогорского и Тихвинского муниципальных районов на сумму 17293000 рублей;
по инвентаризации земель сельскохозяйственного назначения по формам собственности, подготовке документов по оформлению права собственности Ленинградской области на невостребованные земельные доли, а также не используемые по целевому назначению земли сельскохозяйственного назначения на сумму 19143436 рублей;
по созданию и обновлению цифровых кадастровых карт в масштабе 1:10000 межселенных территорий Ленинградской области и внесение данных в АСВ КРК ЛО на сумму 1440000 рублей;
по инвентаризации архивов органов технической инвентаризации, созданию программно-технологического обеспечения электронного обмена информацией на сумму 6900000 рублей;
по оснащению программно-техническими комплексами на сумму 4959900 рублей;
по созданию опорной межевой сети, внесению данных в АСВ КРК ЛО на сумму 1204000 рублей;
по установлению и введению местной системы координат на территории Ленинградской области на сумму 1115381,40 рубля;
по проведению территориального землеустройства в зоне размещения морского торгового порта Усть-Луга в Кингисеппском муниципальном районе на сумму 1155000 рублей;
по разработке и созданию опытного образца автоматизированной системы ведения комплексного регионального кадастра Ленинградской области, включая его территориальные и функциональные элементы, на сумму 6750000 рублей.
В 2008 году из областного бюджета выделено на финансирование выполненных работ 45195,08 тысячи рублей, оплачено в 2009 году - 17196,59 тысячи рублей.
На реализацию подпрограммы "Создание системы кадастра недвижимости (2006 - 2011 годы)" федеральной целевой программы "Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости (2002 - 2007 годы)" в 2008 году из федерального бюджета выделены средства в размере 4311000 рублей на выполнение работ по актуализации результатов государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических, дачных объединений.
На выполнение мероприятий региональной целевой программы "Создание автоматизированной системы ведения комплексного регионального кадастра Ленинградской области (2008 - 2010 годы)" из бюджетов муниципальных образований предусматривалось выделение средств в размере 19,5 миллиона рублей. В 2008 году выполнены работы на общую сумму 5579,5 тысячи рублей, в том числе:
организация и проведение работ по формированию и рыночной оценке земельных участков на сумму 1523,6 тысячи рублей (Волосовский и Кировский районы);
инвентаризация земельных участков в границах земель населенных пунктов - на сумму 1121,9 тысячи рублей (Кировский район);
уточнение и согласование границ муниципальных образований Ленинградской области. Вычисление общих площадей территорий муниципальных образований - на сумму 2552 тысячи рублей (Гатчинский район);
проведение работ, связанных с разграничением государственной собственности на землю (землеустроительные работы, регистрация права собственности и др.), - на сумму 382 тысячи рублей (Волосовский район).
Созданы цифровые кадастровые карты в масштабе 1:2000 земель сельских населенных пунктов и садоводческих массивов Бокситогорского и Тихвинского районов, обновлена опорная межевая сеть на территории Кировского и Кингисеппского районов. Произведен пересчет координат пунктов опорной межевой сети в местную систему координат (МСК-47) на территории Волосовского, Волховского, Всеволожского, Выборгского, Кингисеппского, Кировского, Ломоносовского, Лужского, Приозерского, Тосненского районов и города Сосновый Бор. Произведена инвентаризация архивов органов технической инвентаризации, создано программно-технологическое обеспечение электронного обмена информацией между АИС ГУП "Леноблинвентаризация" в Выборгском бюро технической инвентаризации, бюро технической инвентаризации "Рощино", бюро технической инвентаризации "Вырица", Гатчинском бюро технической инвентаризации, бюро технической инвентаризации "Сиверское". Выполнены работы по оценке рыночной стоимости земельных участков, предназначенных для размещения административных и офисных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, религии, расположенных на территории Ленинградской области, по инвентаризации земель сельскохозяйственного назначения по формам собственности, подготовке документов по оформлению права собственности Ленинградской области на невостребованные земельные доли, а также на не используемые по целевому назначению земли сельскохозяйственного назначения 71 сельскохозяйственного предприятия общей площадью 687579 гектаров. Выполнен первый этап территориального землеустройства в зоне размещения морского торгового порта Усть-Луга в Кингисеппском районе, первый этап работ по разработке и созданию опытного образца автоматизированной системы ведения комплексного регионального кадастра Ленинградской области, включая его территориальные и функциональные элементы.
Бюджетная эффективность реализации мероприятий Программы заключается в создании условий для регулярного роста налоговой базы по земельному налогу и налогам на имущество, а также сборов, получаемых за ведение государственного кадастрового учета недвижимости и предоставление сведений из государственного кадастра недвижимости.
Анализ экономической ситуации показывает, что доходы в бюджеты всех уровней (бюджеты муниципальных образований, областной бюджет) за счет указанных платежей ежегодно возрастают.
Поступления в консолидированный бюджет Ленинградской области от использования земельных ресурсов в 2008 году составили 5182,9 миллиона рублей, в том числе поступления неналоговых доходов от использования земельных участков составили 3885,0 миллиона рублей (112,9 процента к плановому заданию 2008 года), по сравнению с 2007 годом прирост поступлений от арендной платы за земельные участки и средств от продажи земельных участков составил 512,7 миллиона рублей, или 15,2 процента.
Поступления от земельного налога в 2008 году составили 1297,9 миллиона рублей, или 119,7 процента к плановому заданию 2008 года и 182,1 процента к уровню поступлений 2007 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.