Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел I.
1.1. Нормативно - правовая база Методических рекомендаций по
определению штатной численности работников государственных
образовательных учреждений
Разработка Методических рекомендаций осуществлялась в соответствии с нормами Федерального законодательства и нормами законодательства Санкт-Петербурга в части, касающейся оплаты труда и формирования штатных расписаний в образовательных учреждениях:
1. Трудовой кодекс РФ от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ (редакции от 30.12.2006 г.)
2. Закон РФ "Об образовании" от 10.07.1992 г. N 3266-1 (редакции от 30.06.2007 г.);
3. Закон Санкт-Петербурга от 05.10.2005 г. N 531-74 "Об оплате труда работников государственных учреждений, финансируемых за счет средств бюджета Санкт-Петербурга";
4. Приказ Министерства образования РФ от 9 марта 2004 г. N 1312 "Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования";
5. Приказ Министерства образования и науки РФ от 27 марта 2006 года N 69 "Об особенностях рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений";
6. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.11.2002 г. N 44 "О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов САНПИН 2.4.2.1178-02";
7. Постановление Минтруда РФ от 21.08.1998 N 37 "Об утверждении квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих". Квалификационный справочник должностей;
8. Постановление Минтруда РФ от 10.11.1992 N 30 "Об утверждении тарифно-квалификационных характеристик по общеотраслевым профессиям должностям рабочих" (с изменениями на 24 октября 2005 года);
Вероятно, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка: "N 30" следует читать как "N 31"
9. Методические рекомендации по предоставлению субвенций местным бюджетам на финансирование образовательных учреждений в части реализации ими государственного стандарта общего образования" (Министерство образования России от 18.09.2003 N 20-51-2839/20-01), Министерство финансов от 07.10.2003 г. N 10-02-08;
10. Методика определения штатной численности работников государственных образовательных учреждений, непосредственно подчиненных Комитету по образованию, и государственных образовательных учреждений, подведомственных администрации районов Санкт-Петербурга" (Постановление Правительства СПб от 13.03.2007г. N 255).
1.1.1 Основные термины, понятия и сокращения, используемые в данных
методических рекомендациях.
Штат - это состав работников, определяемый руководителем образовательного учреждения на определенный период, как правило - на учебный год, календарный год.
Штатная единица - должностная единица на оклад (для руководителей, специалистов и служащих) или тарифную ставку (для рабочих), предусмотренная штатным расписанием образовательного учреждения.
Примерные штаты - количество должностных единиц, рассчитанных по нормативам штатной численности (по утвержденной методике) и рекомендуемых учредителем для формирования штата ГОУ определенного типа.
Нормативы штатной численности - регламентированная численность должностей (для руководителей, специалистов и служащих) или профессий (для рабочих), выраженная в штатных единицах, для различных категорий работников, необходимая для качественного выполнения установленного объема работ с учетом типа, вида и категории ГОУ.
Штатное расписание ГОУ - это организационно - распорядительный документ, утверждаемый руководителем ГОУ, в котором отражается структура учреждения (организации) определенного типа (вида) и содержится перечень должностей с указанием их количества и размеров должностных окладов, надбавок и доплат по конкретным должностям.
Расчетные индикаторы ставок по типу (виду) ГОУ (далее РИС) - показатели (измерители), позволяющие определять доли ставок по категориям работников в штатном расписании учреждения (организации), приходящиеся на одного обучающегося (воспитанника) в определенном типе (виде) образовательного учреждения.*
Структурные индикаторы ставок - показатели, позволяющие определять структуру штатных расписаний по трем категориям работников в процентном соотношении к численности "профильных специалистов" в нетиповом образовательном учреждении.
Типовые ГОУ - все учреждения, деятельность которых регламентирована одним или несколькими утвержденными Типовыми положениями и для которых возможна унификация при формировании штатных расписаний.
Нетиповые ГОУ - учреждения, деятельность которых не может быть регламентирована Типовыми положениями в силу специфики их деятельности (уникальности) и особой значимости для развития системы образования Санкт-Петербурга.
ГОУ - государственное образовательное учреждение;
РИС - расчетный индикатор ставок по типу (виду) ГОУ;
СИС - структурный индикатор ставок;
ИСО - инфраструктурный объект (служба, подразделение). Приложение N 14 к Методике.
__________________________________
* За исключением межшкольных учебных комбинатов, где объектом нормирования выступает один час учебного плана (т.е. рассчитываются доли ставок на 1 час учебного плана) и дошкольных ГОУ, где объектом нормирования может быть группа.
1.2. Типы (виды) образовательных учреждений (организаций) на которые
могут распространяться данные методические рекомендации.
Перечень типов (видов) образовательных учреждений сформирован на основании Закона РФ "Об образовании" и Типовых положений об образовательных учреждениях соответствующих типов (видов), утвержденных Правительством РФ.
1) Дошкольные образовательные учреждения (организации):
детский сад;
детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением одного или нескольких направлений развития воспитанников (интеллектуального, художественно-эстетического, физического и др.);
детский сад компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников;
детский сад присмотра и оздоровления с приоритетным осуществлением санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур;
детский сад комбинированного вида (в состав комбинированного детского сада могут входить общеразвивающие, компенсирующие и оздоровительные группы в разном сочетании);
центр развития ребенка - детский сад с осуществлением физического и психического развития, коррекции и оздоровления всех воспитанников.
2) Образовательные учреждения (организации) для детей дошкольного и младшего школьного возраста:
начальная школа (школа) - детский сад;
начальная школа (школа) - детский сад компенсирующего вида - с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников и обучающихся;
прогимназия - с приоритетным осуществлением одного или нескольких направлений развития воспитанников и обучающихся (интеллектуального, художественно-эстетического, физического и др.).
3) Общеобразовательные учреждения (организации):
начальная общеобразовательная школа (реализует общеобразовательную программу начального общего образования);
основная общеобразовательная школа (реализует общеобразовательные программы начального общего и основного общего образования);
средняя общеобразовательная школа (реализует общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) образования);
средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов (реализует общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) образования, обеспечивающие дополнительную (углубленную) подготовку обучающихся по одному или нескольким предметам);
лицей (реализует общеобразовательные программы основного общего и среднего (полного) образования, обеспечивающие дополнительную (углубленную) подготовку обучающихся по предметам технического или естественно-научного профиля и может реализовывать общеобразовательную программу начального общего образования);
гимназия (реализует общеобразовательные программы основного общего и среднего (полного) образования, обеспечивающие дополнительную (углубленную) подготовку обучающихся по предметам гуманитарного профиля и может реализовывать общеобразовательную программу начального общего образования);
центр образования;
вечерняя (сменная) общеобразовательная школа;
открытая (сменная) общеобразовательная школа.
4) Общеобразовательные школы - интернаты:
школа - интернат начального общего образования, основного общего образования и среднего (полного) общего образования;
школа - интернат начального общего образования, основного общего образования и среднего (полного) общего образования с углубленным изучением отдельных предметов;
гимназия - интернат;
лицей - интернат.
4.1) Школа-интернат с первоначальной летной подготовкой.
4.2) Общеобразовательное учреждение кадетская школа и школа - интернат:
кадетская школа;
кадетская школа - интернат.
5) Санаторная школа-интернат.
6) Образовательные учреждения (организации) для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей:
детский дом;
детский дом-школа;
школа - интернат для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с отклонениями в развитии;
специальный (коррекционный) детский дом для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с отклонениями в развитии;
специальная (коррекционная) школа-интернат для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с отклонениями в развитии.
7) Специальные (коррекционные) образовательные учреждения (организации) для обучающихся (воспитанников) с отклонениями в развитии:
специальная (коррекционная) начальная школа - детский сад;
специальная (коррекционная) общеобразовательная школа;
специальная общеобразовательная (коррекционная) школа - интернат.
8) Специальные учебно-воспитательные учреждения для детей и подростков с девиантным поведением:
специальная общеобразовательная школа;
специальное профессиональное училище;
специальная (коррекционная) общеобразовательная школа и специальное (коррекционное) профессиональное училище для детей и подростков с отклонениями в развитии (задержкой психического развития и легкими формами умственной отсталости), совершивших общественно опасные деяния.
9) Учреждения (организации) дополнительного образования детей (внешкольные учреждения):
центры дополнительного образования детей, развития творчества детей и юношества, творческого развития и гуманитарного образования, детско-юношеский центр, детского творчества, детский (подростковый) центр, внешкольной работы, детский экологический (оздоровительно-экологический, эколого-биологический) центр, детского и юношеского туризма и экскурсий (юных туристов), детского (юношеского) технического творчества (научно-технического, юных техников), детский морской центр, детский (юношеский) центр эстетического воспитания детей (культуры, искусств или по видам искусств), детский оздоровительно-образовательный (профильный) центр;
Дворцы детского (юношеского) творчества, творчества детей и молодежи, учащейся молодежи, пионеров и школьников, юных натуралистов, спорта для детей и юношества, художественного творчества (воспитания) детей, детский культуры (искусств));
Дома детского творчества, детства и юношества, учащейся молодежи, пионеров и школьников, юных натуралистов, детского (юношеского) технического творчества (юных техников), детского и юношеского туризма и экскурсий (юных туристов), художественного творчества (воспитания) детей, детский культуры (искусств);
станции юных натуралистов, детского (юношеского) технического творчества (научно-технического, юных техников), детская экологическая (эколого-биологическая) станция, детского и юношеского туризма и экскурсий (юных туристов);
детская школа искусств, в том числе по видам искусств;
детско-юношеские спортивные школы;
специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва;
детско-юношеские спортивно-адаптивные школы;
10) Образовательные учреждения (организации) для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи:
центр диагностики и консультирования;
центр психолого - медико - социального сопровождения;
центр психолого - педагогической реабилитации и коррекции;
центр социально - трудовой адаптации и профориентации;
центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения.
11) Другие образовательные учреждения (организации) для детей: межшкольный учебный комбинат
12). Учреждения начального профессионального образования:
профессиональное училище;
профессиональный лицей - центр непрерывного профессионального образования;
учебно-курсовой комбинат (пункт); учебно-производственный центр, техническая школа; вечерняя (сменная) и другие образовательные учреждения данного уровня.
профессиональное училище при учреждениях исполнения наказаний Минюста РФ;
13). Учреждения среднего профессионального образования (подведомственные Комитету по образованию СПб):
техникум (училище) - среднее специальное учебное заведение, реализующее основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования базового уровня;
колледж - среднее специальное учебное заведение, реализующее основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования базового и повышенного уровня.
14). Прочие (нетиповые ГОУ).
1.3.Формирование штатного расписания ГОУ.
1.3.1.Формирование и утверждение штатного расписания образовательного учреждения в соответствии со статьей 32 Закона РФ "Об образовании" находится в компетенции самого образовательного учреждения (организации).
ГОУ утверждает свое штатное расписание в пределах средств, выделенных учреждению по нормативам.
Перечень должностей по категориям работников государственных образовательных учреждений, указанных в Приложении N 1 к Методике, может быть дополнен в соответствии с тарифно-квалификационными справочниками.
Не допускается введение в образовательные учреждения должностей, по которым отсутствуют тарифно - квалификационные характеристики.
Некоторые должности возможно содержать за счет доходов от предпринимательской и иной, приносящей доход деятельности (в пределах поступивших средств).
Должности, введенные в штатное расписание образовательного учреждения, как по категориям должностей, так и по количеству штатных единиц, должны обеспечивать реализацию его уставных целей и задач.
При этом количество штатных единиц может быть изменено, но только в пределах по категориям работников и утвержденного фонда на оплату труда.
1.3.2. Штатное расписание на последующий учебный год должно формироваться до 20 июня текущего года. Следовательно, в ОУ (О) должно быть определено плановое количество обучающихся на последующий учебный год до 20 июня текущего года.
В случае изменения действующего штатного расписания (количества ставок) по любой из категорий работников в связи с увеличением (уменьшением) количества обучающихся (воспитанников) руководитель ОУ имеет право и возможность обеспечить ОУ дополнительными работниками соответствующей квалификации и категории или (в противном случае) известить работников за два месяца о планируемом уменьшении учебной нагрузки (для педагогических работников) или ликвидации соответствующих ставок.
В случае возникновения разницы между запланированным (к 20 июня) и фактическим (к 1 сентября) количеством обучающихся (воспитанников) не более чем на 5% фонд заработной платы образовательного учреждения, рассчитанный по количеству ставок на каждую категорию на основании расчетных индикаторов, не меняется в течение учебного года, но на следующий год проводится его корректировка с учетом разницы между плановыми и фактическими данными по контингенту.
В случае возникновения разницы между запланированным и фактическим количеством обучающихся (воспитанников) более чем на 5% фонд заработной платы образовательного учреждения корректируется в 4 квартале текущего финансового года с учетом разницы между плановыми и фактическими данными по контингенту.
1.3.3. Штатное расписание составляется на бланке образовательного учреждения, в соответствии с унифицированной формой N Т-3 (Приложение N 1), утверждается директором ОУ, в пределах фонда на оплату труда, утвержденного главным распорядителем бюджетных средств.
Штатное расписание содержит перечень структурных подразделений образовательного учреждения (организации), должностей (специальностей, профессий) с указанием должностных окладов, ставок (соответствующих разрядов), категорий квалификации, сведений о количестве штатных единиц, размерах доплат и надбавок по должностям, в соответствии с Положением ОУ о доплатах и надбавках.
1.3.4. Дополнительные ставки, к исчисленным по соответствующему типу ГОУ по расчетным индикаторам и по нормативному методу, могут появляться в случаях:
- если в структуре ГОУ определенного типа находятся несколько структурных подразделений различных типов (видов) ГОУ, например, в гимназии есть отделение дополнительного образования детей, в этих случаях к ставкам гимназии добавляются ставки, дополнительно исчисленные для отделения по расчетным индикаторам для УДОД по РИС N 17, за исключением РИС для руководителей, для которых определена 1 ставка руководителя 3 уровня;
- если в структуре образовательного учреждения есть инфраструктурный объект (один или несколько), перечисленных по Приложению N 14 к Методике, по данному объекту (объектам) ставки рассчитываются отдельно и являются дополнительными к ставкам, рассчитанным по методу РИС и нормативному методу;
- если в структуре ГОУ есть загородный объект сезонного использования, который необходимо охранять круглый год, вводится 4 ставки сторожа по пункту 4 Приложения N 8;
- если учреждение выполняет функции по заказу администрации района, которые определены в Уставе ГОУ, но распространяются на больший контингент детей и подростков, чем тот, который определен Методикой, (в основном, характерно для учреждений дополнительного образования детей) в таком случае дополнительные ставки рассчитываются по Приложению N 14.п.13 к Методике, как по инфраструктурному объекту "опорный центр по направлению деятельности и\или по видам спорта";
- если в структуре ГОУ есть оборудованный театральный (концертный) зал на 250 мест и более, при наличии заключения Комитета по образованию о соответствии, дополнительные ставки рассчитываются по Приложению N 14.п.5 к Методике;
- если в структуре ГОУ есть аттестованный музей (при наличии паспорта), дополнительные ставки рассчитываются по Приложению N 14.п.12 к Методике;
- если в структуре ГОУ есть оборудованный медицинский кабинет с учетом специфики ГОУ (по согласованию с Роспотребнадзором РФ по Санкт-Петербургу), дополнительные ставки рассчитываются по Приложению N 14.п.8 к Методике;
- при наличии в структуре ГОУ бассейна, дополнительные ставки рассчитываются по Приложению N 14 п. 1 к Методике при условии соответствия чаши бассейна размеру, указанному в справочном пособии к СНиП 2.08.02-89. Для общеобразовательных учреждений, имеющих в структуре бассейн, чаша которого соответствует размеру, указанному в справочном пособии, не устанавливаются ставки учителя физической культуры, администратора, вахтера. Для УДОД ФСН, имеющих специализацию "плавание" не устанавливаются ставки учителя физической культуры, инструктора-методиста и ставки вахтера. Для ДОУ не устанавливаются ставки учителя физической культуры, инструктора-методиста, администратора, вахтера, а вводится ставка инструктора по физической культуре. Дополнительные ставки не рассчитываются при наличии в ДОУ плескательной ванны.
Никакие иные случаи по дополнительным расчетам количества ставок Методикой не предусмотрены.
1.3.5. Учитывая, что Перечень инфраструктурных объектов (таблица N 2 Методики) не является исчерпывающим, любые дополнения к нему проводятся при соответствующем решении Комитета по образованию Санкт-Петербурга и внесению изменений в постановление Правительства Санкт-Петербурга.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.