Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 11 апреля 2008 г. данное решение отменено
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
от 25 мая 2007 г. N А56-12811/2005
См. также предыдущее рассмотрение дела: постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 24 ноября 2006 г.
См. также определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 14 февраля 2008 г.
См. также определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 21 августа 2006 г.
См. также определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 19 июля 2006 г.
См. также определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 09 июня 2009 г.
См. также постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 12 августа 2009 г.
Резолютивная часть решения объявлена 15 мая 2007 года. Полный текст решения изготовлен 25 мая 2007 года.
Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области в составе: судьи Жбанова В.Б., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Сапожниковой Е.М.
рассмотрев в судебном заседании дело
истец: Муниципальное предприятие "Жилищно-коммунальное объединение ВРЛО"
ответчики: Ленинградская область в лице Комитета финансов Ленинградской области, Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации
третьи лица: МП "Центр КПСС", Комитет финансов МО"Всеволожский р-н ЛО" , МУП "УЖКХ "Единая служба заказчика" .
при участии
от истца: конкурсный управляющий Рулев И.Б. по паспорту, представитель конкурсного управляющего Теттер Д.А. по доверенности от 25.10.06 г.
от ответчиков:
Ленинградская область в лице Комитета финансов Ленинградской области - представитель Новикова Т.А. по доверенности от 01.02.07 г. N 17-01/108, Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации - представитель Кулушева Н.А. по доверенности от 09.01.07 г.
третьи лица: не явились
установил:
Муниципальное предприятие "Жилищно-коммунальное объединение ВРЛО" обратилось в арбитражный суд с иском к Комитету финансов Ленинградской области о взыскании 10 967 140 руб. убытков, в виде недополученного дохода, связанных с предоставлением льгот населению Всеволожского района Ленинградской области в 2002-2003 гг. по оплате за жилье и коммунальные услуги.
В порядке ст.49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, уточнил исковые требования, и просит взыскать 9 566 404 руб.
Определением от 11.07.2005 г. к участию в деле привлечено в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, МУП "УЖКХ "Единая служба заказчика". .
Решением от 17.10.2005 года, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.04.2006 года, иск удовлетворен.
Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 24.11.2006 года Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 17.10.2005 года и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.04.2006 года по делу N А56-12811/2005 отменены, дело передано на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Определением от 06.02.2007 г. суд привлек к участию в деле в качестве соответчика Российскую Федерацию в лице Министерства финансов Российской Федерации, заменил ответчика Комитет финансов Ленинградской области на соответствующее публично-правовое образование - Ленинградскую область, в лице Комитета финансов Ленинградской области.
Представители третьих лиц в судебное заседание не явились. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, дело рассмотрено в отсутствие указанных представителей.
Ответчики иск не признали по мотивам, изложенным в отзывах.
Исследовав материалы дела, выслушав представителей сторон, суд считает, что уточненные исковые требования о взыскании с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации 9 566 404 руб. подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, истец, в соответствии с Федеральным законом от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах", Законом Российской Федерации от 18.10.1991 N 1761-1 "О реабилитации жертв политических репрессий" в 2002-2003 г.г., предоставлял гражданам, проживающим на территории Всеволожского района Ленинградской области, скидку по оплате оказываемых им жилищно-коммунальных услуг в размере, установленном этими законами.
В соответствии со статьями 14-22 Федерального закона "О ветеранах", ветеранам предоставляется льгота по оплате жилья и коммунальных услуг.
В соответствии со статьей 10 Федерального закона "О ветеранах" расходы на реализацию льгот, установленных этим законом, производятся за счет средств бюджета субъекта федерации.
Согласно статьи 16 Закона Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий" лица, подвергшиеся политическим репрессиям и впоследствии реабилитированные, имеющие инвалидность или являющиеся пенсионерами, и совместно с ними проживающие члены их семей имеют право на снижение размеров оплаты жилой площади и коммунальных услуг на 50% в пределах норм, предусмотренных законодательством.
Согласно пункту 14 постановления Правительства Российской Федерации от 03.05.1994 N 419 "Об утверждении Положения о порядке предоставления льгот реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий" расходы, связанные с предоставлением льгот реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими, предусмотренных названным Положением, производятся за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов с последующим возмещением произведенных расходов из федерального бюджета.
Законами Ленинградской области "Об областном бюджете Ленинградской области на 2002 г.", "Об областном бюджете Ленинградской области на 2003 г." предусмотрены расходы на реализацию льгот, установленных Федеральным законом "О ветеранах", Законом Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий".
Материалами дела подтверждается, что истцу в 2002 г. из указанных средств было выделено 3.757.500 руб., в 2003 г. - 6.577.300 руб.
В результате предоставления указанных льгот, с учетом уточнений исковых требований, истцу не были компенсированы понесенные в 2002 г. расходы в сумме 3.375.617,85 руб., в 2003 г. в сумме 6.190.786,44 руб.
Из материалов дела видно, что бюджетное финансирование предоставленных истцом льгот по оплате жилья и коммунальных услуг осуществлялось в соответствии с постановлениями главы администрации муниципального образования "Всеволожский район Ленинградской области" через распорядителей бюджетных средств МУП "УЖКХ "Единая служба заказчика" в 2002 г., МП "Центр КПСС" в 2003 г.
Суд считает доказанным факт предоставления истцом льгот по указанным законам на сумму 9.566.404 руб., исходя из объяснений лиц участвующих в деле, актов сверки расчетов, справок, выданных организацией, осуществляющей учет предоставленных истцом жилищно-коммунальных услуг и льгот.
В соответствии с пунктом 17 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" (далее - Постановление N 23) ответчиком по делам о взыскании убытков, вызванных неисполнением публично-правовым образованием обязанности по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, является непосредственно публично-правовое образование.
Если требования истца являются обоснованными по существу, то суммы убытков подлежат взысканию с публично-правового образования на основании статьи 16 Гражданского кодекса Российской Федерации. Взыскание производится с публично-правового образования и в случае, когда средства на возмещение неполученной платы фактически были предоставлены распорядителю бюджетных средств, но последний не исполнил возложенные на него обязанности.
При удовлетворении соответствующего требования в резолютивной части решения суда должно быть указано на взыскание денежных средств за счет казны соответствующего публично-правового образования.
В пункте 18 Постановления N 23 также разъяснено, что при решении вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществленным до 01.01.2005 предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг), судам надлежит учитывать следующее.
При применении статьи 72 Конституции Российской Федерации, абзаца шестого пункта 1 статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 01.01.2005) (далее - БК РФ) судам необходимо исходить из того, что отнесение вопросов социальной защиты, включая социальное обеспечение, к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации означает право субъекта Российской Федерации установить меры социальной поддержки дополнительно к мерам, предусмотренным федеральным законодательством, с принятием обязательств по их финансированию за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации. Положения БК РФ о совместном финансировании расходов на указанные цели не могут быть расценены как допускающие установление Российской Федерацией льгот с возложением обязанности по их финансированию на субъект Российской Федерации за счет собственных доходов последнего. Возложение этой обязанности по финансированию льгот означает передачу осуществления отдельных государственных полномочий на другой уровень власти, что в силу пункта 4 статьи 130, статей 133 и 136 БК РФ (в редакции, действовавшей до 01.01.2005), раздела 4 Программы развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.08.2001 N 584, должно сопровождаться одновременной передачей необходимых финансовых средств нижестоящим бюджетам в форме субвенций. Если установившим льготы федеральным законом или принятым в его исполнение иным нормативным правовым актом обязанность по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, возлагается на субъект Российской Федерации или муниципальное образование, то при недостаточности выделенных на эти цели средств из федерального бюджета взыскание должно осуществляться с Российской Федерации независимо от того, были ли предусмотрены соответствующие расходы в бюджете субъекта Российской Федерации или муниципального образования.
Из материалов дела следует, что выделенные Российской Федерацией денежные средства на компенсацию льгот, предусмотренных законами NN 5-ФЗ, 1761-1 и 1026-1 полностью израсходованы Ленинградской областью на указанные цели.
При таких обстоятельствах исковые требования на сумму 9 566 404 руб., предъявленные к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации, подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьями 110, 167-176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
Взыскать из казны Российской Федерации в пользу Муниципального предприятия "Жилищно-коммунальное объединение Всеволожского района Ленинградской области" 9 566 404 руб. убытков в виде недополученного дохода, связанных с предоставлением льгот населению Всеволожского района Ленинградской области в 2002-2003 гг. по оплате за жилье и коммунальные услуги.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения или кассационная жалоба в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в силу.
Судья |
Жбанов В.Б. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 25 мая 2007 г. N А56-12811/2005
Текст решения предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника
Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 11 апреля 2008 г. данное решение отменено