Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 21 марта 2008 г. данное решение отменено в части начисления пеней
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
от 25 сентября 2007 г. N А56-47582/2005
См. также постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 21 марта 2008 г.
См. также определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 21 января 2008 г.
Резолютивная часть решения объявлена 18 сентября 2007 года.
Полный текст решения изготовлен 25 сентября 2007 года.
Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области в составе:
судьи Рыбакова С.П.,
ври ведении протокола судебного заседания С.П. Рыбаковым
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:
заявитель СПб ГУП"Пассажиравтотранс"
заинтересованное лицо Межрайонная инспекция ФНС РФ N13 по Санкт-Петербургу о признании незаконными действий и требования
при участии
и заявителя Богданова Т.А. по доверенности N33 от 25.12.06 г.
от заинтересованного лица Алексеев С.А. по доверенности N03-16/08462 от 30.08.07 г.
Номоконова К.О. по доверенности N03-16/08463 от 30.08.07 г.
установил:
СПб ГУП "Пассажиравтотранс" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным Требования N2373 от 06.07.2005 г. Межрайонной ИФНС России N13 по Санкт-Петербургу и признании незаконными действий ответчика по начислению пени в размере 1 220 412, 57 руб. с обязанием ответчика устранить допущенные нарушения прав заявителя путем внесения соответствующих изменений в карточку лицевого счета.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения представителей сторон, суд установил:
Инспекцией. 06.07.05 г. в адрес СПб ГУП "Пассажиравтотранс" направлено Требование N2373 об уплате пени по ЕСН и страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере 1 220 412, 57 коп. до 16.07.2005 г.
Оспаривая принятое налоговым органом и направленное в адрес предприятия требование, заявитель сослался на следующие обстоятельства:
Согласно Требования, предприятию начислены пени по ЕСН зачисляемому в ФБ РФ в размере 478 007, 1 руб., в ФФОМС в размере 6 397, 88 руб., в ТФОМС в размере 113 770, 37 руб.
Между тем, пени в размере 89 532, 68 руб. (ФБ РФ) и 6 397, 88 руб. (ФФОМС) и 75 599, 00 руб. (ТФОМС) начислены в период с 16.04.04 г. по 30.03.05 г. на авансовые платежи за октябрь - декабрь 2004 г., что не является правомерным, поскольку могли быть начислены только после наступления срока их уплаты.
Пени в размере 38 170, 76 руб. (ТФОМС) начислены в период с 01.05.05 г. по 31.05.2005 г. на предлагаемую недоимку 3 квартала 2003г. и авансовые платежи 4 квартала 2004 г. в то время как указание на недоимку в данном периоде в требовании отсутствует.
Пени в размере 94 427, 78 коп. (ФБ РФ) начислены в период с 15.04.05 г. по 30.04.05 г. на сумму задолженности в размере 14 754 341 руб. доначисленную по результатам камеральной проверки по решению N 145 от 16.05.05 г., и в данной части срок выставления требования истекал 26.05.05 г.
Сумма пени в размере 296 136, 56 руб. (ФБ РФ) начислена в период с 01.05.05 г. по 31.05.05 г. на недоимку в размере 24 427,141, 87 руб. не соответствующую действительной обязанности налогоплательщика по уплате налога, поскольку налоговым органом не была учтена уплата налога по п/поручениям N 1465 от 25.05.05 г. и N 1488 от 31.05.05 г. на общую сумму 8 000 000 руб. и по п/поручениям N 1464 от 28.03.05 г. и N 1464 от 04.03.05 г. на общую сумму 26 500 руб.
По мнению заявителя, у налогового органа отсутствовали также правовые основания для начисления пени в размере 622 237, 31 руб. по страховым взносам, перечисляемым в ПФ РФ поскольку, ранее пени на страховые взносы по сроку уплаты 01.12.04 г. были указаны в требовании N 1127 от 19.05.05 г., N 1008 от 18.04.05 г., по сроку уплаты 01.05.05 г. в Требовании N 1128 от 19.05.05 г. и по сроку уплаты 01.04.05 г. в Требовании N 1006 от - 18.04.05 г.
Пени на страховые взносы за период с 28.03.05 г. по 12.05.05 г. входят в требование N 1333 от 12.05.05 г. Пенсионного фонда Российской Федерации, а за период с 06.05.05 по 01.08.05 г. в требование ПФ РФ N07-44/2440 от 02.08.05 г. и в связи с этим, предложение предприятию уплатить сумму пени по страховым взносам по существу является повторным, кроме того, согласно положениям Закона РФ "Об обязательном пенсионном страховании" N 167-ФЗ взыскание недоимки и пени производится органами пенсионного фонда РФ.
В соответствии с подпунктом 9 пункта 1 статьи 31 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые органы вправе взыскивать недоимки по налогам и сборам, а также пени в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации. Согласно пункту 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом требования об уплате налога.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации требованием об уплате налога признается направленное налогоплательщику письменное извещение о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога и соответствующие пени. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.
Исходя из положений статьи 11 Налогового кодекса Российской Федерации, под недоимкой законодатель подразумевает не исполненную налогоплательщиком в установленный срок обязанность по уплате налога и пеней.
Как указано в пункте 1 статьи 72 и пункте 1 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации, пени являются способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов. В случае уплаты причитающихся сумм налогов (сборов) в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки налогоплательщик должен уплатить пени.
Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, и уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме (пункты 3 и 5 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации).
Пунктом 6 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что взыскание пеней производится в том же порядке, что и взыскание недоимки.
До взыскания с налогоплательщика задолженности по пеням налоговый орган обязан направить налогоплательщику требование об их уплате в порядке, предусмотренном статьями 69 и 70 Налогового кодекса Российской Федерации. Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке уплаты налога, установленного законодательством о налогах и сборах, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком (пункт 4 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации).
Несоответствие оспариваемого требования положениям ст. 69 Налогового кодекса Российской Федерации может служить основанием для признания его недействительным.
Как разъяснено в пункте 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации", налоговый орган в направленном налогоплательщику требовании об уплате пеней обязан указать размер недоимки, на которую начисляются пени; дату, с которой они начисляются; ставку пеней - то есть данные, позволяющие налогоплательщику убедиться в обоснованности начисления пеней.
Между тем, из содержания оспариваемого Требования нельзя установить когда у налогоплательщика возникла недоимка по налогам, период ее образования и соблюден ли инспекцией срок взыскания этой задолженности, установленный статьями 70, 46 и 48 Налогового кодекса Российской Федерации.
В силу статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Из приведенной нормы следует, что налоговый орган должен доказать правомерность направления налогоплательщику требования и подтвердить размер пеней соответствующими расчетами.
Между тем, налоговым органом не представлено доказательств обоснованности начисления пени в приведенных в требовании размерах и не приведено доводов опровергающих позицию предприятия.
Доводы налогового органа относительно размера отраженных в требовании сумм пени сводятся к ссылке на недоимки включенные в требования выставленные в более ранний период, начисление пени с учетом текущих платежей и их программное исчисление, иных пояснений налоговым органом не приведено.
Оспариваемое требование не содержит никаких сведений как о суммах недоимки по налогам, на которые были начислены пени, так и о сроках их уплаты, ставках пеней и периоде их начисления, а надлежащим образом составленные расчеты пеней к данному требованию, содержащие необходимые сведения, с приложением к ним документов, подтверждающих наличие у заявителя обязанности по уплате налогов в соответствующем размере и ее неисполнение, в материалах дела отсутствуют.
При таких обстоятельствах, суд полагает что требование налогового органа выставлено предприятию без законных к тому оснований и поэтому подлежит признанию недействительным.
Действия инспекции связанные с необоснованным начисление сумм пени по тем же основаниям подлежат признанию незаконными, и соответственно, нарушенные в связи с этим права предприятия подлежат восстановлению в том числе, путем обязания налоговой инспекции внести соответствующие изменения в карточку лицевого счета.
Учитывая изложенное, руководствуясь статьями 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
Признать недействительным Требование N 2373 от 06.07.2005 г. Межрайонной ИФНС России N13 по Санкт-Петербургу.
Признать незаконным действия Межрайонной ИФНС России N 13 по Санкт-Петербургу по начислению СПб ГУП"Пассажиравтотранс" пени в размере 1 220 412 руб. 57 коп.
Обязать Межрайонную ИФНС России N 13 по Санкт-Петербургу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов СПб ГУП "Пассажиравтотранс" путем внесения соответствующих изменений в карточку лицевого счета предприятия.
Выдать СПб ГУП "Пассажиравтотранс" справку на возврат 5 000 руб. госпошлины уплаченной по платежным поручениям N 2757 от 03.10.05 г., N 2758 от 03.10.05 г., N 2759 от 03.10.05г.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения или кассационная жалоба в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в силу.
Судья |
С.П. Рыбаков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 25 сентября 2007 г. N А56-47582/2005
Текст решения предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника
Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 21 марта 2008 г. данное решение отменено в части