Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
от 24 декабря 2007 г. N А56-44743/2007
См. также постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 15 апреля 2008 г.
Резолютивная часть решения объявлена 19 декабря 2007 года. Полный текст решения изготовлен 24 декабря 2007 года.
Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области в составе: судьи Алешкевич О.А.,
при ведении протокола судебного заседания судьёй Алешкевичем О.А.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:
заявитель ООО "Брокар СПб"
заинтересованное лицо Территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора СПб
об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности
при участии
от заявителя нет (уведомлен)
от заинтересованного лица Юрковой Т.С. - спец., дов. от 14.06.07 г.
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Брокар СПб" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в городе Санкт-Петербурге (далее - Росфиннадзор) об оспаривании постановления о назначении административного наказания от 10.10.2007 N 40-07/1003.
При рассмотрении дела представитель Росфиннадзора просил в удовлетворении заявленных требований отказать по основаниям, изложенным в письменном отзыве.
В соответствии с пунктом 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено без участия представителя заявителя.
Изучив представленные доказательства, арбитражный суд установил следующее.
Общество, заключив трудовой договор с гражданином-нерезидентом, осуществило 12.01.2007 выплату ему заработной платы в наличной валюте Российской Федерации в размере 2 820 руб.
По факту нарушения Обществом требований статьи 14 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (осуществление валютной операции, минуя банковский счет в уполномоченном банке), Росфиннадзор возбудил в отношении него дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.25. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП), составив протокол об административном правонарушении от 17 09 2007 Постановлением Росфиннадзора от 10.10.2007 N 40-07/1003 Общество привлечено к административной ответственности, ему назначено наказание в виде штрафа в размере 2 115 руб.
Посчитав свои права нарушенными. Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Арбитражный суд находит, что заявление подлежит удовлетворению.
В соответствии с подпунктом б) пункта 9 статьи 1 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Федеральный закон) для целей настоящего Федерального закона понятие валютных операций определяется как приобретение резидентом у нерезидента либо нерезидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу нерезидента либо нерезидентом в пользу резидента валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа.
Согласно пункту 2 статьи 14 Федерального закона если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, расчеты при осуществлении валютных операций производятся юридическими лицами - резидентами через банковские счета в уполномоченных банках, порядок открытия и ведения которых устанавливается Центральным банком Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 15.25. КоАП осуществление незаконных валютных операций, то есть осуществление валютных операций, запрещенных валютным законодательством Российской Федерации, или осуществление валютных операций с невыполнением установленных требований об использовании специального счета и требований о резервировании, а равно списание и (или) зачисление денежных средств, внутренних и внешних ценных бумаг со специального счета и на специальный счет с невыполнением установленного требования о резервировании, - влечет наложение административного штрафа на граждан, должностных лиц и юридических лиц в размере от трех четвертых до одного размера суммы незаконной валютной операции, суммы денежных средств или стоимости внутренних и внешних ценных бумаг, списанных и (или) зачисленных с невыполнением установленного требования о резервировании.
Таким образом, использование резидентом наличной валюты Российской Федерации при расчетах с нерезидентом минуя банковский счет в уполномоченном банке является административно-наказуемым деянием.
Между тем. Росфиннадзором не учтено следующее.
В соответствии с частью 2 пункта 2 статьи 4 Федерального закона если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, применяются правила указанного международного договора.
Статьей 3 Конвенции относительно защиты заработной платы от 01.07.1949 N 95. ратифицированной Президиумом Верховного Совета СССР 31.01.1961. установлено, что заработная плата, выплачиваемая наличными деньгами, будет выплачиваться исключительно в деньгах, имеющих законное хождение, и выплата в форме векселей, бон, купонов или в любой другой форме, предназначенной заменить деньги, имеющие законное хождение, будет запрещена.
Компетентная власть может разрешить или предписать выплату заработной платы банковскими чеками или почтовыми переводами, если такая форма выплаты принята в обычной практике или необходима ввиду особых обстоятельств и если коллективный договор или решение арбитражного органа предусматривают это или. в отсутствие таких постановлений, заинтересованный трудящийся согласен на это.
Статьей 136 Трудового кодекса Российской Федерации так же предусмотрено, что заработная плата выплачивается работнику, как правило, в месте выполнения им работы либо перечисляется на указанный работником счет в банке на условиях, определенных коллективным договором или трудовым договором.
В соответствии с пунктом 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Росфиннадзором не представлено доказательств того, что работник-нерезидент был согласен на выплату Обществом заработной платы в безналичном порядке, а также наличия у него соответствующего банковского счета.
Кроме того, согласно статье 129 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Следовательно, выплата заработной платы не отвечает понятию валютной операции, данной в статье 1 Федерального закона, поскольку валюта выплачивается не в качестве средства платежа, а в виде вознаграждения за труд.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1. КоАП юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
При указанных обстоятельствах арбитражный суд приходит к выводу об отсутствии в деяниях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.25. КоАП.
В соответствии с пунктом 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.
Руководствуясь статьей 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
Признать незаконным и отменить постановление Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в городе Санкт-Петербурге от 10.10.2007 N 40-07/1003.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней со дня принятия решения.
Судья |
Алешкевич О.А. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 24 декабря 2007 г. N А56-44743/2007
Текст решения предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника