Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
от 23 октября 2007 г. N А56-19608/2007
См. также постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 08 мая 2008 г.
Резолютивная часть решения объявлена 17 октября 2007 г.
Полный текст решения изготовлен 23 октября 2007 года.
Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области в составе судьи Бурматовой Г.Е.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи А.А. Барадовской рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению ООО "ЛДС" к Межрайонной ИФНС России N25 по Санкт-Петербургу о признании недействительным решения
при участии
от заявителя: генеральный директор Рождественский В.В. (паспорт 4002 148748, протокол от 08.08.2007 г.) Шевченко О.В. (доверенность от 01.03.2007 г.)
от заинтересованного лица: ведущий специалист-эксперт юридического отдела Иванова С.А. (доверенность от 20.09.2007г. N 20-05/24360),
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "ЛДС" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными решения Межрайонной ИФНС России N 25 по Санкт-Петербургу N 7.13/0110 от 04.07.2007 о проведении выездной налоговой проверки, требования Межрайонной ИФНС России N 25 по Санкт-Петербургу о предоставлении документов в связи с проведением контрольных мероприятий от 04.07.2007.
Оспаривая данные акты налогового органа заявитель ссылается на неправомерность действий налогового органа, отсутствие правовых оснований для проведения выездной проверки в связи нахождением общества в г.Москва.
Ответчик заявленные требования не признал, представлен отзыв на заявление. По мнению налогового органа, решение о проведении проверки и требование о предоставлении документов вынесено в соответствии с нормами НК РФ.
В порядке ст. 163 АПК РФ в судебном заседании 16 октября 2007 был объявлен перерыв до 17.10.2007 для представления данных о постановке на налоговый учет заявителя. Заседание продолжено 17.10.2007 г.
Исследовав материалы дела, заслушав объяснения сторон, суд установил следующее.
Межрайонной ИФНС России N 25 по Санкт-Петербургу было вынесено 04.07.2007 решение N 7.13/0110 о проведении выездной налоговой проверки ООО "ЛДС" по вопросам проверки соблюдения налогового законодательства по земельному налогу за период с 01.01.2004 по 31.12.2005. Проведение проверки поручено начальнику отдела Кожиной Т.Л. Начальником ОВП N2 Кожиной Т.Л. вынесено требование о предоставлении документов (информации).
В соответствии с данным требованием ООО "ЛДС" было предложено представить документы согласно перечню в течение 10 дней с момента получения письма.
По мнению заявителя, у налоговой инспекции отсутствовали правовые основания для проведения выездной проверки, поскольку место нахождение общества г. Москва, ул. Трифоновская, д.55 стр.1. При этом общество не имеет обособленных подразделений, филиалов, зарегистрированных в Санкт-Петербурге, не осуществляет деятельность в Санкт-Петербурге.
Из материалов дела следует, что общество зарегистрировано в г. Москва, ул. Трифоновская, д.55 стр.1, имеет в собственности земельный участок по адресу: Санкт-Петербург, ул. Профессора Попова, д.47, кадастровый номер 78:3209:1.
В постановке на налоговый учет по месту нахождения земельного участка по заявлению, направленному в 2002 году, налоговой инспекцией заявителю было отказано (л.д. 23).
Заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В подпункте 2 пункта 1 статьи 31 НК РФ закреплено право налоговых органов проводить налоговые проверки в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 32 НК РФ налоговые органы обязаны соблюдать законодательство о налогах и сборах.
В соответствии с п. 1 ст. 82 Кодекса налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок (камеральных и выездных); получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сборов; проверки данных учета и отчетности; осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли); в других формах, предусмотренных Кодексом.
Согласно пункту 1 статьи 87 НК РФ налоговые органы проводят камеральные и выездные налоговые проверки.
Камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком, служащих основанием для исчисления и уплаты налога (статья 88 НК РФ). Камеральные проверки фактически являются текущими и осуществляются по факту представления налоговой декларации и документов в обоснование исчисления и уплаты налогов.
Порядок проведения выездной налоговой проверки определен в статье 89 НК РФ. Ее целью является проверка правильности исчисления и своевременности уплаты (удержания и перечисления) одного или нескольких налогов по месту нахождения налогоплательщика (налогового агента) на основе изучения как документальных источников информации, так и фактического состояния объектов налогообложения.
Основное содержание выездной налоговой проверки - проверка правильности исчисления и своевременности уплаты (удержания и перечисления) одного или нескольких налогов по месту нахождения налогоплательщика на основе изучения как документальных источников информации, так и фактического состояния объектов налогообложения, для чего осуществляющие ее уполномоченные должностные лица налоговых органов могут проводить инвентаризацию имущества налогоплательщика, а также производить осмотр (обследование) производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения. Проверка завершается составлением справки о проведенной проверке, в которой фиксируются предмет проверки и сроки ее проведения.
Исходя из потребности в обеспечении при проведении выездной налоговой проверки, с одной стороны, учета интересов налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), связанных с самостоятельным и беспрепятственным осуществлением предпринимательской деятельности, а с другой стороны - эффективности мероприятий по проверке исполнения налогоплательщиками своей налоговой обязанности, законодатель установил, что решение о проведении выездной проверки выносит налоговый орган по месту нахождения организации.
Самостоятельная выездная проверка филиала или представительства проводится на основании решения налогового органа по месту нахождения обособленного подразделения.
В данном случае районная налоговая инспекция вышла за пределы своей компетенции , назначив выездную проверку в отношении организации, зарегистрированной по месту нахождения в г. Москва, не имеющей обособленного подразделения на территории Санкт-Петербурга. При назначении проверки не учтены положения ст.89 НК РФ (в новой редакции).
Кроме того, ответчик не подтвердил и тот факт, что общество на момент принятия решения о проведении проверки было поставлено им на налоговый учет. До представления в суд уведомления о постановки на учет от 11.05.2006 о факте постановки на учет не было известно ни заявителю, ни налоговому органу. В отзыве на заявление от 09.08.2007 г, подписанным руководителем инспекции, указано на невозможность постановки на учет при отсутствии необходимых документов (л.д. 19-20). В судебном заседании ответчик так и не пояснил когда и при каких обстоятельствах общество было поставлено на налоговый учет.
Таким образом, налоговой инспекцией нарушены гарантированные законом права налогоплательщика при проведении выездной проверки. У налогового органа отсутствовали правовые основания для проведения выездной проверки, истребования документов в рамках незаконной выездной проверки.
Согласно части четвертой статьи 200 и части второй статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц признаются незаконными, если они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Оспариваемые акты налогового органа не соответствуют нормам НК РФ, нарушают гарантированнее права налогоплательщика.
Заявленные требования подлежат удовлетворению. Расходы по госпошлине в сумме 2000 руб. подлежат взысканию с налоговой инспекции в пользу заявителя.
Руководствуясь статьями 167-170, 201, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Налоговым кодексом РФ, Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
решил:
Признать недействительными решение Межрайонной ИФНС России N25 по Санкт-Петербургу N 7.13/0110 от 04.07.2007г., требование от 04.07.200г. N 07.13/0110 о предоставлении документов.
Взыскать с Межрайонной ИФНС России N 25 по Санкт-Петербургу расходы по госпошлине в сумме 2000 руб. в пользу ООО "ЛДС".
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения или кассационная жалоба в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в силу.
Судья |
Г.Е. Бурматова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 23 октября 2007 г. N А56-19608/2007
Текст решения предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника