Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
от 25 октября 2007 г. N А56-16117/2007
См. также постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 07 мая 2008 г.
Резолютивная часть решения объявлена 11 октября 2007 года. Полный текст решения изготовлен 25 октября 2007 года.
Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области в составе: судьи Хайруллиной Х.Х., при ведении протокола судебного заседания судьей Хайруллиной Х.Х.
рассмотрев в судебном заседании дело по иску:
истец: ОАО "Российские железные дороги"
ответчик: ОАО "Морской порт СПб"
о взыскании 144 000 руб. 00 коп.
при участии
- от истца: представитель Михайлова Л.В. по доверенности от 22.12.2006 N 11/2-44;
- от ответчика: представитель Орешко Н.А. по доверенности от 22.08.2007 N 126-юр:
установил:
Открытое акционерное общество "РЖД" обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к Открытому акционерному обществу "Морской порт СПБ" (далее - Порт) о взыскании 144 000 руб. штрафа на основании статьи 44 Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта" за неполную очистку вагонов.
Представитель истца поддержал исковые требования. Представитель ответчика возражал против удовлетворения исковых требований по мотивам, изложенным в отзыве, ходатайствовал об отложении судебного разбирательства для предоставления дополнительных доказательств. Суд не находит оснований для удовлетворения ходатайства, поскольку обстоятельства, которые ответчик намеревается обосновать дополнительными документами (следование груза не в прямом международном сообщении) истцом не оспариваются.
Исследовав материалы дела, заслушав пояснения представителей сторон, суд установил следующее:
ОАО "РЖД" в сентябре 2006 года подало 32 вагона под выгрузку, следовавшие в адрес Порта. После выгрузки вагонов средствами Порта ОАО "РЖД" установлен факт неполной очистки вагонов, о чем составлены акты общей формы NN 68/2, 1032/2, 1088/2, 1089/2, 1091/2, 1092/2, 1097/2, 1099/2.
На каждом акте представителем Порта указана оговорка о том, что вагоны зачищены полностью от перевозимого груза, имеются остатки ранее перевозимого груза (угля).
Считая, что Портом нарушены требования статьи 44 УЖТ и пункта 8 Правил очистки вагонов и промывки контейнеров после выгрузки (утв. Приказом МПС РФ от 18.06.2003 N 46) ОАО "РЖД" обратилась в арбитражный суд с иском о взыскании штрафа в сумме 144 ОООруб.
Спор по сумме иска между сторонами отсутствует, о чем составлен акт сверки расчетов от 11.10.2007. Требования ОАО "РЖД" не признаются Портом по праву.
Оценив представленные сторонами доказательства, обоснование правовой позиции по делу со ссылками на нормы права, суд считает иск обоснованным и подлежащим удовлетворению в связи со следующим.
В соответствии со ст. 44 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - УЖТ РФ) после выгрузки грузов вагоны в соответствии с Правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом должны быть очищены внутри и снаружи грузополучателем (получателем) или перевозчиком - в зависимости от того, кем обеспечивалась выгрузка грузов.
Согласно ст. 103 УЖТ РФ при нарушении вышеуказанных требсзаний грузополучатель уплачивает перевозчику штраф в размере 45 МРОТ за вагон.
В соответствии с пунктами 8, 9 Правил очистки вагонов и промывки контейнеров после выгрузки (утв. Приказом МПС РФ от 18.06.2003 N 46) при обнаружении в вагоне, контейнере после выгрузки остатков ранее перевозимого в них груза грузополучатель или перевозчик в зависимости от того, чьими средствами осуществляется выгрузка, обязан полностью очистить вагон, контейнер от остатков всех грузов.
Грузополучатель вправе предъявить претензию грузоотправителю за погрузку грузов в его адрес в неочищенный вагон, контейнер. В данном случае грузополучатель составляет акт общей формы. Перевозчик по заявлению грузополучателя может принять участие в подтверждении наличия в вагоне, контейнере остатков ранее перевозимого груза и подписать акт общей формы.
При выгрузке грузов средствами грузополучателя в местах общего пользования оставшиеся после выгрузки и очистки вагонов, контейнеров мусор, остатки груза, крепления, упаковки и других материалов подлежат вывозу грузополучателем со станции одновременно с грузом.
Из положений Правил следует, что обязанность по очистке вагонов возлагается в данном случае на грузополучателя - Порт.
Неочистка Портом вагонов подтверждена актами общей формы, составленными в период с 06.09.2006 по 19.09.2006 (л.д. 8-24), в которых зафиксировано наличие остатков груза после их разгрузки истцом. Представитель Порта присутствовал при составлении актов общей формы, подписал их с оговоркой "Вагоны очищены от остатков прибывшего по накладным груза и относящегося к грузу реквизита з соответствии с п.6.10 "Правил перевозок экспортных и импортных грузов. Заявка перевозчика на очистку вагонов от ранее перевезенного груза не подавалась". Поскольку из оговорки Порта следует, что вагоны очищены частично, только от "своего" груза, указанные акты подтверждают факты неполной очистки вагонов.
Правилами очистки вагонов и промывки контейнеров после выгрузки предусмотрена возможность предъявить претензию грузоотправителю за погрузку грузов в его адрес в неочищенный вагон, контейнер, а не освобождение от обязанности очистить вагоны от остатков груза.
Доводы истца о применении к спору Правил перевозок экспортных и импортных грузов через морские порты и пограничные станции не в прямом международном сообщении (утв. МПС СССР, Минморфлотом СССР, МВЭС СССР 22.01.1991) отклоняются судом, поскольку нормами Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта" предусмотрено, что после выгрузки грузов, грузобагажа вагоны, контейнеры должны быть очищены в соответствии с Правилами очистки вагонов и промывки контейнеров после выгрузки (утв. Приказом МПС РФ от 18.06.2003 N 46), которые предусматривают возложение обязанности по очистке вагонов от ранее перевозимого груза на грузополучателя - в данном случае Порт.
При таких обстоятельствах требования ОАО "РЖД" подлежат удовлетворению.
Государственная пошлина распределяется в соответствии со ст. 110 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 9, 64-66, 71, 110, 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
решил:
Взыскать с Открытого акционерного общества "Морской порт Санкт-Петербург" в пользу Открытого акционерного общества "Российские железные дороги" 144000руб. 00коп. штрафа, 4367руб. 90коп. расходов по оплате государственной пошлины.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения или кассационная жалоба в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в силу.
Судья |
Хайруллина Х.Х. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 25 октября 2007 г. N А56-16117/2007
Текст решения предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника