Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
от 16 октября 2007 г. N А56-15358/2007
См. также определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 16 июня 2008 г.
См. также определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 05 июня 2008 г.
См. также постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 16 июля 2008 г.
Резолютивная часть решения объявлена 09 октября 2007.
Полный текст решения изготовлен 16 октября 2007.
Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области в составе судьи И.А. Исаевой,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Климентьевым Д.А., рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению ОАО "Северо-Западное пароходство" к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 13 по Санкт-Петербургу о признании недействительным Решения в части
при участии в заседании:
- от заявителя: Горбунова Ю.С., доверенность от 17.08.2007 б/н, Кичигин А.Н., доверенность от 20.12.2006 б/н;
- от заинтересованного лица: Шашияа Е.Е., доверенность от 13.03.2007 N 03-16/01819, Номоконова К.О., доверенность от 30.08,2007 N 03-16/08463, Сигова Е.И., доверенность от 08.10.2007 N 03-16/09817
установил:
ОАО "Северо-Западное пароходство" (далее Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным Решения МИФНС России N 13 по Санкт-Петербургу N 6-13-61 от 10.05.2007 о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения в части доначисления налогов, соответствующих сумм пеней и штрафных санкций по пунктам 1.1, 2.1,2.2,3.1, 3.2,4.2,4.3, 4.4 мотивировочной части.
Налоговый орган возражал против доводов заявления по основаниям, изложенным в отзыве, доводы соответствуют мотивировочной части налогового решения.
Налоговое решение оспаривается Обществом в полном объеме.
Исследовав материалы дела, заслушав представителей сторон, Арбитражный суд установил.
По результатам налоговой проверки налоговым органом принято Решение N 6-13-61 от 10.05.2007, согласно которому Общество привлечено к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 Налогового кодекса РФ (далее НК РФ) за неуплату личного социального налога и ст. 123 НК РФ за неперечисление сумм НДФЛ, подлежащего удержанию и перечислению, в виде штрафа, доначислены ECU, страховые взносы на ОПС, налог на прибыль и начислены соответствующие пени за несвоевременную уплату налогов в общей сумме 31898188,00 руб.
По эпизодам п. 1.1,2,2, 3.2 Решения.
В ходе проверки налоговым органом было установлено, что Общество в проверяемый период производило выплату членам экипажей судов заграничного плавания иностранной валюты, взамен суточных в пределах норм, установленных Распоряжением N 819-р, данные выплаты Общество не облагало налогом на доходы физических лиц и не включало в налоговую базу для расчета единого социального налога и страховых взносов в соответствии с Федеральным законом РФ "Об обязательном пенсионном страховании". По мнению налогового органа производимые Обществом выплаты в иностранной валюте взамен суточных членам экипажей судов" являются надбавкой (доплатой) к заработной плате за особые условия труда, к которым не применяются п. 3 ст. 217, пп. 2 п. 1 ст. 238 НК РФ и подлежат налогообложению в составе заработной платы и" соответственно, включаются в налогооблагаемую базу по налогу на доходы физических лиц, единому социальному налогу и обложению страховыми взносами. На основании этого налоговый орган пришел к выводу, что Общество занизило в спорном периоде налогооблагаемую базу по ЕСН и НДФЛ на сумму 55219593,68 руб., в связи с чем доначислил НДФЛ в сумме 7178547,00 руб., ЕСН в сумме 13499289,00 руб. и страховые взносы в сумме 7263505,00 руб.
Доводы налогового органа необоснованны и не соответствуют положениям НК РФ по следующим основаниям.
Согласно п. З ст,217 и пп.2 п.1 ст.238 НК РФ не подлежат налогообложению все виды установленных действующим законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанные, в частности, с исполнением физическим лицом трудовых обязанностей (включая возмещение командировочных расходов).
Вероятно, в тексте документа допущена опечатка: вместо "НК ПФ"
следует читать "НК РФ"
НК ПФ не содержит определения компенсационных выплат, связанных с выполнением трудовых обязанностей, следовательно, в силу пункта 1 статьи 11 кодекса этот термин используется в смысле, который придает ему трудовое законодательство.
Исходя из статьи 164 Трудового кодекса Российской Федерации, под компенсациями понимаются денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных предусмотренных федеральным законом обязанностей. Указанные выплаты не входят в систему оплаты труда и производятся работнику в качестве компенсации его затрат, связанных с выполнением трудовых обязанностей.
Выплаты иностранной валюты взамен суточных членам экипажей судов заграничного плавания морского флота российских судоходных компаний и судов заграничного плавания флота рыбной промышленности осуществляются в соответствии с распоряжениями Правительства Российской Федерации от 01.06.1994 N 819-р и от 03.11.1994 "N 1741-р и по своей правовой природе соответствуют установленным нормам и относятся к компенсационным выплатам, связанным с особыми условиями труда, которые на основании п. З ст.217 и пп. 2 п.1 ст.238 НК РФ освобождаются от налогообложения.
Кроме того, несмотря на то что выплаты иностранной валюты членам экипажа судов, произведенные взамен суточных, не являются суточными (суточные выплачиваются при направлении в служебные командировки, а нахождение экипажа на судне в заграничном плавании во время его эксплуатации не является командировкой), указанные выплаты по своей правовой природе направлены на компенсацию расходов членов экипажа судов.
Общество в проверяемый период производило выплату членам экипажей судов заграничного плавания иностранной валюты взамен суточных в соответствии с Распоряжением от 01.06.1994 N 819-р, что налоговая инспекция не оспаривает. В силу пункта 1 названного Распоряжения эти выплаты производятся за каждые сутки заграничного плавания независимо от его продолжительности и относятся на эксплуатационные расходы предприятий-судовладельцев.
Указанные выплаты связаны с особыми условиями труда членов экипажей судов в период заграничного плавания, которые на основании договора с судоходной компанией выполняют трудовые функции при эксплуатации морского судна и несут дополнительные затраты в связи с нахождением за пределами Российской Федерации.
В коллективном договоре говорится о том, что инвалюта морякам выплачивается в соответствии со штатным расписанием и приказами Общества, а в указанном налоговым органом приказе речь шла о выплатах членам экипажей судов заграничного плавания иностранной валюты взамен суточных сверх норм, установленных Распоряжением Правительства РФ от 01.06.1994 N 819-р. Поскольку Обществом не производились выплаты инвалюты взамен суточных, сверх установленных норм, оснований для включения данных выплат в совокупный доход работников не имелось. Следовательно, Общество правомерно не включило выплаты инвалюты взамен суточных в базы, облагаемые налогом на доходы физических лиц и единым социальным налогом.
Выплаты инвалюты морякам взамен суточных являются установленными действующим законодательством компенсационными выплатами, связанными с исполнением налогоплательщиками трудовых обязанностей. Выплаты произведены в пределах норм, установленных распоряжением Правительства РФ, что подтверждается ведомостями начисления инвалюты взамен суточных (в материалы дела представлена ведомость начисления за август 2005, л.д. 65-101), и налоговым органом не оспаривается. Поэтому в соответствии с п. 3 ст. 217 и пп. 2 п. 1 ст. 238 НК РФ этот вид доходов налогоплательщиков не подлежит обложению налогом на доходы физических лиц, единым социальным налогом и страховыми взносами в соответствии с Федеральным законом РФ "Об обязательном пенсионном страховании в РФ".
По эпизоду п. 21, 3.1 Решения. Обществу доначислен ЕСН в сумме 120624 руб. и страховые взносы по ОПС в сумме 65025 руб., так как.налоговый орган полагает, что премии, выплаченные работникам в 2005 году (то приказам N 250, 158, 156, 146, 136, 121 (л.д. 102-109) подлежат обложению ЕСН, так как являются частью оплаты труда работников.
Суд полагает, что доводы общества, изложенные в заявлении, являются обоснованными ввиду нижеследующего.
Согласно п. 1 ст. 236 НК РФ объектом налогообложения ЕСН признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц и I гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг.
Согласно п. 3 ст. 236 НК РФ данные выплаты не признаются объектом налогообложения, если у налогоплательщика-организации такие выплаты не отнесены к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль организаций в текущем отчетном (налоговом) периоде.
В соответствии со ст. 270 НК РФ в расходы налогоплательщика, уменьшающие налоговую базу по налогу на прибыль, не включаются выплаты в виде вознаграждений, предоставляемых работникам помимо вознаграждений, выплачиваемых на основании трудовых договоров (контрактов).
В письме Минфина РФ N 04-02-06/6/П от 29.04.2002 разъяснено, что если трудовыми (коллективными) договорами или системой премирования, принятой налогоплательщиком, выплата того или иного вознаграждения работникам не предусмотрена, даже если эта выплата указана в ст. 255 НК РФ, данная выплата не будет уменьшать налоговую базу по налогу на прибыль.
Премирование работников ОАО "Северо-Западное пароходство" регламентируется разделом 3 Коллективного договора (л.д. 1-47), а также п. 4 "Положения об оплате работников плавсостава", утвержденного приказом директора от 07-02.2005 N 24 (л.д. 48-64), которыми предусмотрены следующие системные премиальные выплаты:
- премирование капитанов и экипажей судов загранплаваний; экипажей, судов внутреннего плавания:
- за выполнение плановых заданий;
- за выполнение нормативного времени следования запланированного рейса;
- за работу в зимнее время на акваториях морских судов; экипажей судов буксирного и вспомогательного флота:
- за выполнение месячного задания работников плавсостава общества;
- за использование низкосортных, дешевых сортов топлива.
- Премиальные выплаты произведены Обществом в 2005 году следующим экипажам:
- экипажу теплохода "ОТ-2444", выполнившим буксирное сопровождение крупногабаритного самоходного железнодорожного парома из Санкт-Петербурга в Череповец, на основании приказа N 250 от 11.11.2005 за качественную работу, работу без претензий фрахтователя (л.д. 102);
- экипажам теплоходов за перевозку лесных грузов в плановых объемах в навигацию 2002 года, на основании приказа N 158 от 08.08.2005 (л.д. 103);
- экипажам буксирных теплоходов "ОТ-2443" и "ОТ-2454", выполнившим буксирное сопровождение в сложных путевых условиях дока "ТПД-87" из Санкт-Петербурга в Череповец и дока "Онега" из Череповца до Вытегры, на основании приказа N 156 от 04.08.2005 за безаварийное выполнение работы на высоком профессиональном уровне, без замечаний со стороны фрахтователей (л.д. 108-10.9);
- экипажу теплохода "Сибирский-2131", выполнившем рейс из порта Дордрехт в порт Актау с грузом тяжеловесных труб, на основании приказа N 146 от 19,07.2005 за принятие всех необходимых мер предосторожности с келью обеспечения своевременной и качественной перевозки (л.д. 104);
- экипажу теплохода "Водго-Бшго", на основании приказа N 136 от 07.07.2005 за предъявление судна в установленный срок для осмотра Регистру судоходства (л.д. 105);
- экипажам теплоходов "ОТ-2132", "ОТ-2444" и "ОТ-2454", выполнившими буксирное сопровождение в сложных путевых условиях плавмастершэй "Академик Крылов" и дока "ТПД-87" из Череповца в Санкт-Петербург, на основании приказа N 121 от 20.06.2005 за безаварийное выполнение работы, на высоком профессиональном уровне, без замечаний со стороны фрахтователей (л.д. 106-107).
Указанные премиальные выплаты не предусмотрены системой оплаты труда ОАО "СЗП" и в силу ст. 270 НК РФ, с учетом разъяснений Минфина в письме N° 04-02-06/6/11 от 29.04.2002, такие выплаты не уменьшают налогооблагаемую базу налога на прибыль данного периода, и в силу п. 3 ст. 236 НК РФ не подлежат обложению ЕСН и страховыми взносами на ОПС.
В связи с этим, Общество не включило данные суммы в состав расходов с целью исчисления налога на прибыль текущего периода и на основании п. 3 ст. 236 НК РФ не признало данные выплаты как объект налогообложения по ЕСН. По эпизоду п. 4.2,4.3 Решения.
Доначислен налог на прибыль - 1023085 руб.; неправомерное включение в состав расходов в целях налогообложения прибыли представительских расходов капитанов судов загранплавання в размере 4262853 руб.
Оценив представленные в материалы дела документы в соответствии с требованиями ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд пришел к выводу о правомерности уменьшений налоговой базы по налогу на прибыль на сумму расходов, связанных с приемом капитанами судов представителей иностранных портовых властей, лоцманов и сюрвейеров.
Суду налоговым органом не представлены доказательства того, что спорные расходы не соответствуют требованиям п. 1 ст. 252 НК РФ.
Согласно п. 2 ст. 264 НК РФ к представительским расходам относятся расходы налогоплательщика на официальный прием и (или) обслуживание представителей других организаций, участвующих в переговорах в целях установления и (или) поддержания взаимного сотрудничества, а также участников, прибывших на заседания совета директоров (правления) или иного руководящего органа налогоплательщика, независимо от места проведения указанных мероприятий. К представительским расходам относятся расходы на проведение официального приема (завтрака, обеда или иного аналогичного мероприятия) для указанных лиц, а также официальных лиц организации - налогоплательщика, участвующих в переговорах, транспортное обеспечение доставки этих лиц к месту проведения представительского мероприятия и (или) заседания руководящего органа и обратно, буфетное обслуживание во время переговоров, оплата услуг переводчиков, ае состоящих в штате налогоплательщика, по обеспечению перевода во время проведения (представительских мероприятий.
Суд считает ошибочным вывод налогового органа о необоснованности произведенных расходов по причине приобретения большого количества спиртных напитков и сигарет.
В п. 2 ст. 264 НK РФ законодатель не детализировал перечень затрат, которые [относятся к представительским расходам, и не указал на то, что к таким расходам неотносится стоимость продуктов питания или напитков, в том числе спиртных.
Согласно письму Министерства финансов РФ от 16.08.2006 N 03-03-04/4/136 расходы (на приобретение продуктов питания, в том числе спиртных напитков, для организации официального приема иностранной делегации, проводимого в целях установления и (или) поддержания взаимного сотрудничества, могут быть учтены в составе представительских расходов при условии их соответствия критериям, установленным п. 1 ст. 252 НК РФ. В соответствии со ст. 71 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации, капитан судна в силу своего служебного положения признается представителем судовладельца в отношении сделок, необходимых в связи с нуждами судна, груза или ) плавания.
В письме Министерства Морского Флота СССР от 12.11.1991 N 37-пр "О порядке и нормах выплат иностранной валюты членам экипажей судов заграничного плавания Министерства Морского Флота СССР"" оставленным в силе приказом Минтранса России от 07.08.1998 N 100, в п. 1.4 устанавливаются нормы расходов иностранной валюты на представительские цели, а также перечень расходов относимых к представительским расходам капитанов, в том числе расходы по приобретению продуктов питания, табачных изделий, сувениров, напитков (без стоимости доставки), а также другие расходы капитана.
Приказом Генерального директора ОАО "СЗП" от 30.12.2004 было утверждено "Положение о порядке расходования денежных средств в иностранной валюте капитанами судов загранплавания на представительские цели" (л.д. 130-132). Утверждение соответствующего положения придает официальный характер мероприятиям по приему и обслуживанию представителей иностранных портовых властей, агентов, лоцманов, сюрвейров и т.д. В соответствии с названным положением Общество наделило капитанов судов правом расходования денежных средств в иностранной валюте не представительские цели в иностранных портах. К представительским расходам Общество согласно названному положению отнесло расходы по приему и обслуживанию на судах Общества представителей иностранных организаций, портовых властей, агентов, сюрвейров, таможенных властей, лоцманов и др. Для указанных целей Общество капитанам предоставило право осуществлять закупку продуктов питания, напитков, табачных изделий. Приказами общества от 30.08.2001 N 339 (л.д. 174) и от 24.11.2005 N 270 (л.д. 133) установлены нормы расходования капитанами судов загранплавания денежных средств на представительские цели в иностранных портах.
К налоговой проверке обществом представлены кассовые-инвалютные отчеты с приложенными иявойсами, чеками, актами об использовании денежных средств.
Факт проведения официального приема представителей иностранных портовых властей, лоцманов, агентов, сюрвейров подтверждается записями, сделанными в судовых журналах, которые содержат указание на место (название судна), дату и время проведения официального приема (в материалы дела представлена копия судового журнала "Сормовский-3055", л.д/ 115-129).
Обществом правомерно отнесены на затраты представительские расходы, оснований для доначисления налога на прибыль не имелось. По эпизоду п. 4.4 Решения.
Доначислен налог на прибыль - 901114 руб. в отношении дивидендов, выплаченных учредителю - иностранному юридическому лицу.
В Постановлении Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ указал, что из содержания ст. 123 НК РФ следует, что ответственность налогового агента наступает за неправомерное неперечисление (неполное перечисление) сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом.
Таким образом, условием для применения ответственности по данной статье НК РФ является наличие обязанности у налогоплательщика по уплате налога на территории Российской Федерации. То обстоятельство, что иностранные юридические лица не являлись плательщиками налога на территории Российской Федерации в силу международных соглашений, что не оспаривалось налоговым органом в ходе проверки и подтверждено судебными инстанциями, не образует в действиях налогового агента состава указанного правонарушения.
На момент выплаты дохода - 24.08.2005, 26.08.2005 Havensight Shipping Cyprus Limited являлось резидентом Республики Кипр, а значит в силу Соглашения от 05.12.1998 межу Правительством РФ и Правительством Республики Кипр во избежание двойного i налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал (ст. 10), ОАО "Северо-Западное пароходство" имело право удерживать с выплачиваемых дивидендов налог на прибыль по I пониженной ставке (5 %)-доначислено 10 %.
Налоговым органом не представлено документальных доказательств в опровержении доводов налогоплательщика, ОАО "Северо-Западное пароходство"представило в налоговый орган подтверждение того, что компания Havensight Shipping Cyprus Limited с 13.02.2003 зарегистрирована и уплачивала налоги по месту нахождения в Республике Кипр (от 30.08.2005, л/д. 113-114, от 14.07.уФФФФФФФФ-Западное I пароходство" расходы по госпошлине подлежат взысканию с налогового органа в сумме | 2000 руб. 00 коп.
Руководствуясь статьями 110, 167-176, 201, 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
решил:
Признать недействительным Решение МИФНС России N 13 по Санкт-Петербургу N 6-13-61 от 10.05.2007 в части доначисления налогов, соответствующих сумм пени и штрафов по эпизодам 1.1,2.1,2.2, 3.1, 3.2, 4.2,4.3,4.4 мотивировочной части решения. Взыскать с МИФНС России N 13 по Санкт-Петербургу в пользу ОАО "Северо-| Западное пароходство" расходы по госпошлине в сумме 2000 руб. 00 коп.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения, кассационная жалоба в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в срок непревышающий двух месяцев со дня вступления решения в силу.
Судья |
И.А. Исаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 16 октября 2007 г. N А56-15358/2007
Текст решения предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника