Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 16 июля 2008 г. данное решение отменено
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
от 22 августа 2007 г. N А56-6862/2007
См. также определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 08 мая 2008 г.
См. также определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 19 марта 2008 г.
Резолютивная часть решения объявлена 15 августа 2007 года.
Полный текст решения изготовлен 22 августа 2007 года.
Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области в составе:
судьи Боровлева Д.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания судьей Боровлевым Д.Ю.
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:
заявитель ООО "АНРИ центр"
заинтересованное лицо Выборгская таможня о признании незаконными действий Выборгской таможни, выразившихся; в нарушении порядка и сроков проведения таможенного контроля
при участии
от заявителя - Захарова О.Н. генеральный директор, решение от 01.11.2006 N 13, Николаева С.А. доверенность от 28.11.2006 N 26/17
от заинтересованного лица - Волынский Н.Г., доверенность от 09.01.2007 N 05-01/57
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Анри центр" (далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и нарушающими права общества действий Выборгской таможни (далее - таможня) по задержанию 158 вагонов-цистерн по отправкам В 475570, В 475569, В 475565, В 477494. В 477545. В 477 543, В 477546, В 475563, В 475564, В 475566, В 477539, В 477537, В 477538. В 477536, В 477500, В 475536, В 475558, В 475557. В 475547. В 475560, В 475559, В 477549, В 477548. В 477550. В 475551, В 475561, В 475552, В 477542, В 475553, В 477541,В 477544.
В судебном заседании представитель общества уточнил заявленные требования и просил признать незаконными и нарушающими права общества действия Выборгской таможни по задержанию 158 вагонов-цистерн по отправкам В 475570, В 475569, В 475565, В 477494, В 477545, В 477 543, В 477546. В 475563, В 475564, В 475566, В 477539, В 477537, В 477538, В 477536, В 477500, В 475536, В 475558. В 475557, В 475547, В 475560, В 475559, В 477549. В 477548, В 477550. В 475551, В 475561, В 475552, В 477542, В 475553, В 477541, В 477544. а именно действия Выборгской таможни, выразившееся в нарушении порядка и сроков проведения таможенного контроля в отношении указанных вагонов-цистерн. Уточнение принято судом.
Представитель таможни возражал против их удовлетворения по мотивам, изложенным в отзывах на заявление (том 2 л.д. 59-60. том 8 л.д. 1-20).
Изучив материалы дела, заслушав представителей сторон суд установил следующее.
В период с 30.01.2007 по 15.02.2007 на железнодорожную станцию "Бусловская" Октябрьской железной дороги по указанным железнодорожным накладным прибывало 158 вагонов-цистерн, оформленных по железнодорожным накладным В 475570, В 475569, В 475565, В 477494, В 477545, В 477 543, В 477546, В 475563, В 475564, В 475566. В 477539, В 477537, В 477538, В 477536, В 477500, В 475536, В 475558, В 475557. В 475547. В 475560, В 475559, В 477549, В 477548, В 477550,В 475551, В 475561.В 475552. В 477542,В 475553, В 477541.
Агентом по передаче груза ОАО "Российские железные дороги" к таможенному оформлению представлены таможне грузовые таможенные декларации (далее - ГТД) NN 10210130/290107/0001025, 10210130/010207/0001278. 10210130/010207/0001279, 10210130/010207/0001281, 10210130/010207/0001299, 10210130/010607/0001545, 10210130/010607/0001548, 10210130/010607/0001688, железнодорожные накладные В 475570, В 475569, В 475565, В 477494, В 477545, В 477 543. В 477546, В 475563, В 475564, В 475566, В 477539, В 477537, В 477538, В 477536, В 477500, В 475536, В 475558, В 475557, В 475547, В 475560, В 475559, В 477549, В 477548, В 477550, В 475551, В 475561, В 475552, В 477542, В 475553, В 477541, В 477544, счета, протоколы испытаний, на товар "топливо жидкое газонефтеконденсатное композитное, предназначенное для специфических процессов переработки, последующего глубокого технологического передела", код ТН ВЭД 2710 19 510 0.
Декларантом по указанным ГТД выступало ООО "Анри центр" (Россия), получателем товара "Несте Ойл Оу" (Финляндия).
Таможней в соответствии со статьей 372 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) проведены таможенные досмотры товара, отобраны пробы и образцы.
По отобранным пробам в соответствии со статьей 378 ТК РФ назначены химические экспертизы товара, производство по которым поручено Экспертно-криминалистической службе - Региональном филиале города Санкт-Петербурга (далее - ЭКС).
Из выводов экспертиз следует, что представленные на исследования пробы представляют собой сырую нефть, не подвергавшуюся переработке, смешанную с легким углеводородными фракциями.
По результатам экспертиз таможней возбуждены дела об административных правонарушениях, по части 1 статьи 16.2 КоАП РФ, на товары являющиеся предметом административного правонарушения наложен арест.
В дальнейшем отделом дознания таможней возбуждены уголовные дела, вагоны-цистерны приобщены к материалам уголовных дел в качестве вещественных доказательств.
Считая действия таможни, выразившееся в нарушении порядка и сроков проведения таможенного контроля незаконными, общество обратилось в суд с настоящим заявлением.
Суд считает, что требования заявителя обоснованы и подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Товары, оформленные по указанным ГТД и выпущенные в соответствии с заявленным таможенным режимом "экспорт", предъявлены обществом таможенному органу в месте убытия в пункте пропуска через Государственную границу Российской Федерации.
Из требований частей 1 и 2 статьи 120 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) следует, что убытие товаров и транспортных средств допускается с разрешения таможенного органа. Для получения разрешения таможенного органа на убытие товаров и транспортных средств, в таможенный орган представляются таможенные документы, подтверждающие помещение товаров под таможенный режим, предусматривающий вывоз товаров с таможенной территории Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 59 ТК РФ требования таможенных органов при производстве таможенного оформления должны быть обоснованы и ограничены требованиями, установленными в соответствии с настоящим Кодексом и необходимыми для обеспечения соблюдения таможенного законодательства Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 61 ТК РФ если в соответствии с настоящим Кодексом на совершение отдельных таможенных операций требуется разрешение таможенного органа, такое разрешение выдается незамедлительно, сразу после того, как уполномоченное должностное лицо таможенного органа убедится, что установленные настоящим Кодексом условия, необходимые для получения такого разрешения, выполнены, но не позднее срока проверки таможенной декларации, иных документов и проверки товаров (пункт 1 статьи 359).
В соответствии с частью 1 статьи 359 ТК РФ при таможенном оформлении товаров проверка таможенной декларации, иных документов, представляемых в таможенный орган, а также проверка товаров в целях установления соответствия сведений, указанных в таможенной декларации, иных документах, наименованию, происхождению, количеству и стоимости товаров должны быть завершены не позднее трех рабочих дней со дня принятия таможенным органом таможенной декларации, представления документов и предъявления товаров, за исключением случаев, когда настоящим Кодексом установлены более короткие сроки.
Из пункта 62 приказа ФТС РФ N 50 "Об утверждении инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов, совершающих таможенные операции при международной перевозке товаров железнодорожным транспортом" следует, что таможенное оформление и таможенный контроль вывозимых товаров, находящихся под таможенным контролем, производится в соответствии с порядком и в сроки, установленные Приказом ГТК России от 28.11.2003 N 1356 "Об утверждении Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов, осуществляющих таможенное оформление и таможенный контроль при декларировании и выпуске товаров".
Согласно пункту 49 приказа ГТК РФ от 28.11.2003 N 1356 при обнаружении уполномоченным должностным лицом признаков, указывающих на то, что заявленные при декларировании товаров сведения, которые влияют на размер подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов или на применение к товарам запретов или ограничений, а также мер валютного контроля, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, могут являться недостоверными либо заявленные сведения должным образом не подтверждены, уполномоченное должностное лицо, проводящее документальный;контроль: проводит в рамках сроков, установленных статьей 152 Кодекса, дополнительную проверку заявленных сведений способами, относящимися в соответствии с нормативными правовыми актами к компетенции таможенного поста.
В соответствии с пунктом 50 указанного приказа решение о выпуске не принимается в случае, когда товары изъяты или на них наложен арест в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.
Из требований статьи 152 ТК РФ следует, что таможенные органы осуществляют выпуск товаров в соответствии со статьей 149 настоящего Кодекса не позднее трех рабочих дней со дня принятия таможенной декларации, представления иных необходимых документов и сведений, а также со дня предъявления товаров таможенным органам, за исключением случая продления сроков проведения проверки товаров в соответствии с пунктом 2 статьи 359 настоящего Кодекса.
Согласно статье 14 ТК РФ все товары и транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу, подлежат таможенному оформлению и таможенному контролю в порядке и на условиях, которые предусмотрены настоящим Кодексом. При осуществлении таможенного оформления и таможенного контроля таможенные органы и их должностные лица не вправе устанавливать требования и ограничения, не предусмотренные актами таможенного законодательства или иными правовыми актами Российской Федерации. Требования таможенных органов, предъявляемые при осуществлении таможенного оформления и таможенного контроля, не могут служить препятствием для перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу и осуществления деятельности в области таможенного дела в большей степени, чем это минимально необходимо для обеспечения соблюдения актов таможенного законодательства.
Таким образом, из приведенных норм ТК РФ следует, что разрешение на убытие выдается таможенным органом незамедлительно, после проверки выполнения всех требований и условий, необходимых для такого разрешения, но не позднее сроков, установленных часть 1 статьи 359 ТК РФ. то есть таможенный контроль при убытии товаров с таможенной территории Российской Федерации, не может превышать трехдневного срока.
Из представленных таможней документов следует, что заключения экспертиз, принятие обеспечительных мер в рамках административных производств совершены за пределами трехдневного срока с момента предъявления товаров таможенному органу, что является нарушением требований ТК РФ.
Ссылка таможни на часть 4 статьи 378 ТК РФ, регламентирующего предельные сроки проведения экспертизы сроками временного хранения (статья 103 ТК РФ), если выпуск товаров не осуществляется до получения результатов экспертизы, не может быть принята судом, так как не относится к срокам таможенного контроля.
В соответствии с частью 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
При таких обстоятельствах суд считает, что требования заявителя обоснованы и полежат удовлетворений).
Руководствуясь статьями 110. 167-170. 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ арбитражный суд
решил:
Признать незаконными и нарушающими права общества действия Выборгской таможни по задержанию 158 вагонов-цистерн по отправкам В 475570, В.475569, В 475565, В 477494, В 477545, В 477 543, В 477546, В 475563, В 475564, В 475566, В 477539, В 477537, В 477538, В 477536, В 477500, В 475536, В 475558. В 475557, В 475547, В 475560, В 475559,, В 477549, В 477548, В 477550, В 475551, В 475561, В 475552, В 477542, В 475553, В 477541. В 477544, а именно действия Выборгской таможни, выразившееся в нарушении порядка и сроков проведения таможенного контроля в отношении указанных вагонов-цистерн.
Взыскать с Выборгской таможни в пользу общества с ограниченной ответственностью "Анри Центр" расходы по оплате государственной пошлины в сумме 2000 рублей.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения или кассационная жалоба в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в силу.
Судья |
Д.Ю. Боровлев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 22 августа 2007 г. N А56-6862/2007
Текст решения предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника
Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 16 июля 2008 г. данное решение отменено