Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
от 9 апреля 2007 г. N А56-7698/2007
См. также постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 26 июня 2007 г.
Резолютивная часть решения объявлена 04 апреля 2007 года.
Полный текст решения изготовлен 09 апреля 2007 года.
Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области в составе:
судьи Соколовой Н.Г.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Чулковой Т.С.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:
заявитель ООО "Эфрата"
заинтересованное лицо Межрайонная ИФНС России N 25 по Санкт-Петербургу об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности
при участии
от заявителя - Шумов Д.А., доверенность от 03.04.07 б/н,
от заинтересованного лица - Каменецкая О.В., доверенность от 12.01.07 N 20-05/00256
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Эфрата" (далее - Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 25 по Санкт-Петербургу (далее - Инспекция) от 26.02.2007 N 7170059 о привлечении заявителя к административной ответственности, предусмотренной статьей 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Представитель Общества в судебном заседании поддержал заявленные требования, ссылаясь на отсутствие состава вмененного Обществу административного правонарушения. Представитель Инспекции просил отказать в удовлетворении заявленных требований по основаниям, изложенным в отзыве.
Исследовав материалы дела, заслушав и оценив доводы сторон, суд установил следующее.
Инспекцией проведена проверка выполнения Обществом требований Закона Российской Федерации от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" (далее - Закон N 54-ФЗ), а также соблюдения условий работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций в принадлежащем ему магазине, расположенном по адресу: Санкт-Петербург, Малый пр. П.С, д. 54-56.
По результатам проверки административным органом составлены акт от 12.02.2007 и протокол об административном правонарушении от 12.02.2007 N 7170059. Проверяющими установлено следующее: по показаниям суммирующих счетчиков в режиме Х-отчета сумма выручки составила 2997 руб. 40 коп; фактическое наличие денег в ящике контрольно-кассового аппарата составило 9513 руб. 23 коп; расхождение при пересчете наличных денег и суммы выручки составило 6515 руб. 83 коп. Установленный излишек является частью выручки за 10.01.2007, оставленной в качестве размена на следующий день. На конец рабочего дня 10.01.2007 в кассовом аппарате осталось 7 850 руб. 23 коп, что подтверждается показаниями контрольной ленты контрольно-кассовой машины. Таким образом, на начало рабочего дня 11.01.2007 в денежном ящике ККМ находилось 7850 руб. 23 коп. На основании установленного Инспекцией сделан вывод о том, что Обществом был нарушен порядок выдачи наличных денежных средств из кассы организации. Других нарушений порядка ведения кассовых операций и условий работы с денежной наличностью, в том числе, неоприходования денежной наличности в кассу предприятия, накопления в кассах наличных денег сверх установленного лимита, Инспекцией не установлено, что отражено в акте проверки. В акте Инспекцией также указано на то, что кассовая книга и кассовые отчеты оформлены в соответствии с Решением Совета директоров ЦБ РФ от 22.09.93 N 40 "О порядке ведения кассовых операций в РФ".
На основании протокола и иных материалов проверки Инспекцией вынесено постановление от 26.02.2007 N 7170059 о привлечении Общества к административной ответственности, предусмотренной статьей 15.1 КоАП РФ, в виде взыскания штрафа в размере 40 000 руб.
Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании данного постановления незаконным и его отмене. По мнению заявителя, Инспекцией ошибочно сделан вывод о том, что Обществом нарушен порядок хранения свободных денежных средств, поскольку выдача кассиру-операционисту в начале смены 11.01.2007 разменного фонда из кассы организации подтверждается соответствующей записью в Книге учета принятых и выданных кассиром денежных средств. Кроме того, заявитель указывает на то, что Инспекцией не дано однозначной квалификации вмененного Обществу правонарушению.
Статьей 15.1 КоАП установлена административная ответственность за нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в осуществлении расчетов с другими юридическими лицами сверх установленных размеров, неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности, несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств, а равно накоплении в кассе наличных денег сверх установленных лимитов.
В соответствии с частью 4 статьи 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
В оспариваемом постановлении содержатся неоднозначные выводы о том, что организация в нарушение Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденного Решением Совета директоров ЦБ РФ от 22.09.93 N 40, "излишек денежных средств в сумме 6 515 руб. 83 коп. не отразила по кассовой книге и кассовым документам и не оприходовала в кассу организации, что подтверждается кассовой книгой ООО "Эфрата". Либо, если данная сумма осталась в денежном ящике ККМ с предыдущего дня, то организация, не приняв в конце рабочего дня всю наличную выручку у кассира-операциониста (что не соответствует приходным кассовым ордерам от 10.01.2007), нарушила порядок хранения свободных денежных средств".
В данном случае, материалами дела не подтверждается ни факт неоприходования (неполного оприходования) в кассу Общества денежной наличности, ни факт нарушения порядка хранения свободных денежных средств.
Наличие разменного фонда в денежном ящике кассового аппарата на начало рабочего дня не является несоблюдением порядка хранения свободных денежных средств по смыслу статьи 15.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденных решением Совета директоров Центрального банка России от 22.09.1993 N 40 и пунктом 2.1 Положения о правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации, утвержденного Советом директоров Банка России (протокол от 19.12.1997 N 47) организация обязана хранить свободные денежные средства в учреждениях банков.
Таким образом, под несоблюдением порядка хранения свободных денежных средств следует понимать несдачу денежных средств в банк в установленных законодательством случаях.
Согласно пункту 2.6 Положения о правилах организации наличного денежного обращения предприятия обязаны сдавать в учреждения банков все наличные деньги сверх установленных лимитов остатка наличных денег в кассе.
В отличие от накопления в кассе наличных денег сверх установленных лимитов, ответственность за которое также предусмотрена статьей 15.1 КоАП РФ, ответственность за несоблюдение порядка хранения свободных денежных средств наступает в случае несдачи денежных средств в банк при отсутствии установленного лимита.
Между тем, в акте от 12.02.2007 указано, что при проведении проверки Инспекцией неустановленно фактов неоприходования денежной наличности в кассу Общества, накопления в кассе наличных денег сверх установленных лимитов, нарушения оформления кассовых документов, а также иных нарушений порядка ведения кассовых операций и условий работы с денежной наличностью.
Таким образом, актом подтверждено, что свободные денежные средства Общество сдает в банк в надлежащем порядке. Денежные средства, предназначенные для разменного фонда, не сдаются в банк и, следовательно, не имеют статус "свободных".
При таких обстоятельствах суд не усматривает в действиях Общества состав вмененного ему административного правонарушения, в связи с чем, оспариваемое постановление подлежит отмене.
Руководствуясь статьями 167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
Признать незаконным и отменить постановление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 25 по Санкт-Петербургу от 26.02.2007 N 7170059 о привлечении ООО "Эфрата" к административной ответственности, предусмотренной статьей 15.1 КоАП РФ.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней со дня принятия решения или кассационная жалоба в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Судья |
Н.Г. Соколова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 9 апреля 2007 г. N А56-7698/2007
Текст решения предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника