Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
от 20 июня 2006 г. N А56-9223/2006
См. также постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 12 января 2007 г.
См. также определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 21 декабря 2006 г.
Резолютивная часть решения объявлена 13 июня 2006 года.
Полный текст решения изготовлен 20 июня 2006 года.
Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
в составе:
судьи Маркина С.Ф..
при ведении протокола судебного заседания специалистом Жарук М.А.
рассмотрев в судебном заседании дело по иску: Каменноостровской квартирно-эксплуатационной части района
при участии военного прокурора Ленинградского военного округа
к Комитету по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга,
ООО"СТС -Консалтинг"..
третье лицо Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Военно-медицинская академия им.С.М.Кирова
о выселении
при участии
от истца (заявителя): Гизатуллина В.Ш.(дов.от 31.03.06)
прокурор: Кочура А.А.(дов.от 12.04.06 N 28/6/2835)
от ответчиков: 1. Барышниковой М.М.(дов.N 10111-42,30.12.05),
2. Гребенюк Н.А.(дов.от 03.04.06)
от 3-его лица: Котельникова А.А.(дов.N 17/173, 19.10.05)
установил:
Каменноостровская квартирно-эксплуатационная часть района обратилась в арбитражный суд с иском к Комитету по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга. ООО "СТС-Консалтинг" о выселении ООО "СТС-Консалтинг" из нежилого помещения площадью 742.9 кв. м. расположенного по адресу: Санкт-Петербург, ул.Академика Лебедева, д.37а, лит.В.
Определением от 27.02.2006г. к участию в деле в качестве третьего лица привлечено Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Военно-медицинская академия им.С.М.Кирова.
Определением от 10.05.2006г. в порядке части 5 статьи 52 АПК РФ к участию в деле допущен военный прокурор Ленинградского военного округа.
В судебном заседании истец поддержал заявленные требования.
Военный прокурор просит удовлетворить исковые требования, полагая, что спорные помещения являются федеральной собственностью, оказались неправомерно занятыми в результате ничтожной сделки.
Ответчики - Комитет по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга и ООО "СТС-Консалтинг" считают исковые требования не подлежащими удовлетворению, так как на заключение сделки имелось соответствующее согласие начальника Каменноостровской КЭЧ Каразова А.В., договор заключен в соответствии с нормами гражданского законодательства, основания для выселения отсутствуют.
Третье лицо, ссылаясь на ничтожность договора аренды, заключенного в нарушение законодательства, полагает, что исковые требования истца подлежат удовлетворению.
Изучив материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный суд установил следующие обстоятельства:
19.12.2003г. на основании Распоряжения КУГИ Санкт-Петербурга N 1487-р от 09.12.2003г. между КУГИ Санкт-Петербурга и ООО "СТС-Консалтинг" был заключен договор аренды N 04-Ф002099, согласно которому ООО "СТС-Консалтинг" предоставлен во временное владение и пользование объект нежилого фонда - нежилое здание, расположенное по адресу: Санкт-Петербург, ул.Академика Лебедева, д.37а. литера В (кадастровый номер 78:5109:0:14), общей площадью 742.9 кв. м. Как следует из материалов дела, указанный объект недвижимости используется ООО "СТС-Консалтинг" в целях организации продовольственно-вещевого рынка.
Полагая, что при заключении договора аренды было нарушено действующее законодательство, истец обратился в арбитражный суд с иском о выселении ООО "СТС-Консалтинг" из указанных помещений.
В силу ст. 608 ГК РФ право сдачи имущества в аренду принадлежит его собственнику. Арендодателями могут быть также лица, управомоченные законом или собственником сдавать имущество в аренду.
Как следует из материалов дела, указанное нежилое здание является федеральной собственностью (Свидетельство о внесении в реестр федерального имущества N 027818) и в соответствии с Распоряжением заместителя Министра имущественных отношений Российской Федерации от 27.02.2003г. N 759-р закреплено на праве оперативного управления за Каменноостровской КЭЧ района. Пользователем недвижимого имущества является Военно-медицинская академия.
В соответствии со статьей 52 и пунктом 3 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо, не являющееся коммерческой организацией, может действовать на основании общего положения об организациях данного вида. Особенности правового положения отдельных видов государственных и иных учреждений определяются законами и иными правовыми актами.
Вероятно, в тексте документа допущена опечатка: вместо "пунктом 14 статьи 4" следует читать "подпунктом 14 пункта 2 статьи 4"
В ее ответствий с пунктом 14 статьи 4 ФЗ "Об обороне" N 61-ФЗ от 31.05.1996г. (в редакции от 11.11.2003г., действующей на момент заключения договора) утверждение положения о Министерстве обороны Российской Федерации и Генеральном штабе Вооруженных Сил Российской Федерации, а также положения об органах управления других войск, воинских формирований и органов входит в компетенцию Президента РФ.
В пункте 1 и подпунктах 15 и 21 пункта 7 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации (утв.Указом Президента РФ от 11.11.1998 N 1357 в ред. от 19.11.2003) указано, что Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, одними из функций которого являются обеспечение в Вооруженных Силах учета, хранения и расходования материальных ресурсов и финансовых средств в соответствии с установленными порядком и нормами: осуществление расквартирования войск (сил), управление жилищным фондом, закрепляемым за Министерством обороны, а также организация строительства и эксплуатации объектов военной инфраструктуры в Вооруженных Силах.
В соответствии с подпунктами 36 и 37 пункта 11 Положения Министр обороны издает приказы. директивы, положения, наставления, инструкции, уставы и иные нормативные (правовые, нормативные правовые) акты, в необходимых случаях совместно с другими федеральными министерствами и иными федеральными органами исполнительной власти, дает указания, организует и проверяет их исполнение, а также издает по вопросам обороны и другим вопросам, отнесенным к его компетенции, нормативные правовые акты, обязательные для исполнения федеральными министерствами, иными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, должностными лицами и гражданами.
Согласно Положению о квартирно-эксплуатационной службе и квартирном довольствии Советской армии и Военно-морского флота, утвержденному приказом Министерства обороны СССР от 22.02.1997 N 75 (с изменениями от 26.06.2000), определяющему цели деятельности КЭЧ. общее руководство квартирно-эксплуатационной службой в армии и Военно-морском флоте осуществляется КЭУ Министерства обороны (п. 17). КЭЧ района руководит квартирно-эксплуатационной службой и ведает обеспечением всеми видами квартирного довольствия воинских частей, приписанных к КЭЧ района (п. 24). В виде исключения с разрешения заместителя министра обороны и по предварительному согласованию с Генеральным штабом Вооруженных сил в аренду другим министерствам и ведомствам, а также местным администрациям может передаваться пустующий казарменно-жилищный фонд (п. 61).
В соответствии с частью 1 статьи 296 Гражданского кодекса Российской Федерации казенное предприятие, а также учреждение в отношении закрепленного за ними имущества осуществляют в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника и назначением имущества права владения, пользования и распоряжения им.
В нарушение требований директивы Министра обороны Российской Федерации N 147/3/1/20563-2001г., принятой в пределах компетенции, предоставленной Министру обороны, указания начальника Главного квартирно-эксплуатационного управления Министерства обороны РФ от 14.11.2003г. N 147/3/1/43073, при оформлении договора аренды не был соблюден установленный порядок сдачи объектов недвижимости, находящихся на балансе Минобороны РФ, а именно: не было получено согласие соответствующего органа контрразведки и разрешение начальника строительства и расквартирования войск - заместителя Министра обороны РФ.
Ссылка ответчиков на то, что имелось согласие истца на передачу здания в аренду, выраженное в письме начальника Каменноостровской КЭЧ района Каразова А.В. N 1040 от 28.07.2003г., подписание акта приема-передачи здания ООО "СТС-Консалтинг" от 31.12.2003г.. не может быть принята судом, так как начальнику КЭЧ не предоставлены такие полномочия, закон, наделяющий КЭЧ (учреждение Минобороны России) полномочиями передавать в аренду закрепленное за ним федеральное имущество, отсутствует.
При совершении сделки не учтена специальная правоспособность КЭЧ, назначение имущества обладателя ограниченного вещного права и особенности правового положения данного юридического лица, сделка не соответствует целям деятельности, заданиями собственника и назначению имущества.
Таким образом, следует признать, что при заключении договора аренды от 19.12.2003г. были нарушены положения статьи 608 ГК РФ, не соблюден установленный порядок сдачи в аренду объектов недвижимости, находящихся на балансе Министерства обороны РФ. Следовательно, в соответствии со статьей 168 Гражданского кодекса РФ данный договор как не соответствующий требованиям закона является ничтожным.
В связи с изложенным у ООО "СТС-Консалтинг" отсутствуют правовые основания для владения и пользования нежилым помещением, расположенным по адресу. Санкт-Петербург, ул.Академика Лебедева, д.37а, литер В.
В соответствии с пунктом 2 статьи 166, пунктом 1 статьи 167 и статьей 168 Гражданского кодекса РФ сделка, не соответствующая требованиям закона и иных правовых актов, ничтожна независимо от признания ее таковой судом и является недействительной с момента ее совершения.
В силу пункта 2 статьи 167 ГК РФ ООО "СТС-Консалтинг" обязано возвратить балансодержателю Каменноостровской КЭЧ района в установленном порядке недвижимое имущество, полученное по ничтожной сделке.
Учитывая изложенное, руководствуясь статьями 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
Выселить Общество с ограниченной ответственностью "СТС-Консалтинг" из нежилого помещения площадью 742,9 кв. м, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, ул.Академика Лебедева, д.37а. лит.В.
Взыскать с Комитета по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга в пользу Каменноостровской квартирно-эксплуатационной части района 1000 руб. расходов по государственной пошлине.
Взыскать с ООО "СТС-Консалтинг" в пользу Каменноостровской квартирно-эксплуатационной части района 1000 руб. расходов по государственной пошлине
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения или кассационная жалоба в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в силу.
Судья |
С.Ф.Маркин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 20 июня 2006 г. N А56-9223/2006
Текст решения предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника