Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
от 3 октября 2006 г. N А56-9018/2006
См. также постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 25 января 2007 г
Резолютивная часть решения объявлена 26 сентября 2006 года.
Полный текст решения изготовлен 03 октября 2006 года.
Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
в составе:
судьи Маркин С.Ф.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Чернышёвой А.А.
рассмотрев в судебном заседании дело по иску: ООО"ШиК"
к Комитету по транспорту Санкт-Петербурга
3-й лица: ООО"ПТК", ООО"Питер-Авто", ОАО'Третий парк", ЗАО"Такси-2", ЗАО "Барс", ООО"Вест-сервис", Правительство Санкт-Петербурга
о признании недействительным конкурса,
при участии
от истца: директора Кленовского В.В., представителя Черноморченко М.Г.(дов.от 07,09.06)
от ответчика: Малинского Д.А.(дов.N 1/16-6080, 29.12.05), Константинова Н.Н.(дов.N 1/16-413,06.02.05)
от третьих лиц: 1. Лыгина М.Ю.(дов.от 30.03.06); 2. Лыгина М.Ю.(дов.от 30.03.06); 3, Лыгина М.Ю.(дов.N 29 от 30.03.06), 4.ген.директора Калюжной Т.Е.; 5. Лыгина М.Ю.(дов.от 30.03.06); 6. Лыгина М.Ю.(дов.от 30.03.06); 7. Малинского Д.А.(дов.N 07-125/69, 18.0Г.06)
установил:
ООО "ШиК" обратилось в арбитражный суд с иском к Комитету по транспорту Санкт-Петербурга о признании конкурса на право осуществления пассажирских перевозок по автобусным маршрутам недействительным.
Истец в судебном заседании поддержал заявленные требования. Исковые требования мотивированы тем, что конкурс был проведен с нарушением правил, установленных Гражданским кодексом РФ и Указом Президента РФ от 08.04.1997г. "О первоочередных мерах по предотвращению коррупции и сокращению бюджетных расходов при организации закупки продукции для государственных нужд".
Ответчик просит в иске отказать, полагая, что организация и проведение конкурса осуществлялась в соответствии с действующим законодательством, определяющим процедуры размещения заказа Санкт-Петербурга, кроме того, считает, что истец не является заинтересованным лицом.
Третьи лица возражают против удовлетворения иска, так как правила проведения конкурса нарушены не были, победителями конкурса признаны участники, предложившие условия, соответствующие требованиям заказчика.
Изучив материалы дела, выслушав представителей сторон, арбитражный суд установил следующие обстоятельства:
Комитетом по транспорту Санкт-Петербурга 26.09.2005г. в бюллетене "Государственный заказ Санкт-Петербурга" N 9/4(155) было опубликовано приглашение к участию в предварительном квалификационном отборе на право осуществления пассажирских перевозок по маршрутам наземного пассажирского маршрутного транспорта общего пользования. Согласно приглашению квалификационный отбор проводится для определения претендентов, квалификация которых позволит участвовать в конкурсе на право заключения с заказчиком договоров на перевозку пассажиров по группе социальных автобусных маршрутов и также выполнения дополнительного объема транспортной работы на коммерческих маршрутах, определяемых условиями конкурса.
В соответствии с письмом Комитета по транспорту Санкт-Петербурга от 06.12.2005г. N 05/09-5331 заявка ООО "ШиК" признана прошедшей квалификационный отбор на право осуществления пассажирских перевозок по автобусным маршрутам.
При вскрытии Межведомственной государственной конкурсной комиссией Санкт-Петербурга N 7 конвертов с конкурсными заявками определено, что ООО "ШиК" не представило конкурсного предложения и в конкурсе не участвовало.
На основании заявок, представленных участниками, прошедшими квалификационный отбор, был проведен конкурс и определены победители. Итоги конкурса отражены в решении Межведомственной государственной конкурсной комиссии Санкт-Петербурга N 7 от 29.12.2006г. N 7/053.
Полагая, что конкурс, как и его результаты, недействительны, поскольку осуществлены с грубым нарушением установленного законом порядка, что привело к неправильному определению победителей, истец обратился в арбитражный суд с настоящим исковым заявлением.
В силу статьи 449 Гражданского кодекса РФ признание торгов недействительными возможно только в случаях грубого нарушения правил конкурса или аукциона, повлекшего неправильное определение победителя.
В соответствии с постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.12.93 N 32 "О некоторых вопросах практики разрешения споров, связанных с применением законодательства о приватизации государственных предприятий" пр разрешении споров о признании сделок приватизации недействительными следует иметь в виду, что под грубыми нарушениями правил конкурса или аукциона понимается необоснованное исключение из числа участников конкурса или аукциона лиц, признаваемых покупателями в установленном порядке, а также такие нарушения порядка проведения конкурса или аукциона, которые могли привести к неправильному определению победителя.
Статьями 5 и 6 Закона Санкт-Петербурга от 08.02.2000г. N 19-4 "О наземном пассажирском маршрутном транспорте общего пользования в Санкт-Петербурге" установлено, что организация работы маршрутных перевозчиков производится Администрацией Санкт-Петербурга; порядок работы маршрутных перевозчиков на маршрутах определяется договорами, заключенными Администрацией Санкт-Петербурга с каждым маршрутным перевозчиком; Администрация Санкт-Петербурга организует для маршрутных перевозчиков конкурс, по результатам которого им предоставляется право осуществления перевозок по каждому коммерческому маршруту; порядок организации и проведения конкурсов на право осуществления пассажирских перевозок по маршрутам устанавливается Администрацией Санкт-Петербурга.
Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 20.09.2005г. N 1386 "О порядке организации и проведения открытых конкурсов на право осуществления пассажирских перевозок по маршрутам наземного пассажирского маршрутного транспорта общего пользования" предусмотрено, что организация и проведение открытых конкурсов на право осуществления пассажирских перевозок по маршрутам наземного пассажирского маршрутного транспорта общего пользования в части, не урегулированной постановлением, осуществляется в соответствии с действующим законодательством, определяющим процедуры размещения государственного заказа Санкт-Петербурга (пункт 5 постановлениях
Конкурсы в соответствии со статьей 6 Закона Санкт-Петербурга от 26.04.1999 г. N 91-18 "О заказе Санкт-Петербурга" проводятся в порядке, установленном Правительством Санкт-Петербурга в соответствии с действующим законодательством и указанным законом Санкт-Петербурга.
Ссылка ответчика на то, что истец не является заинтересованным лицом, так как не принимал участия в конкурсе, несостоятельна, в связи с тем, что заявка ООО "ШиК" признана прошедшей квалификационный отбор.
Довод истца о том, что у Комитета по транспорту отсутствовали основания для проведения двухэтапного конкурса, не соответствует действительности.
Пунктом 3.22 Положения о Комитете по транспорту, утвержденного Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 24.02.2004 N 226, Комитет по транспорту наделен полномочиями по проведению конкурсов на право осуществления пассажирских перевозок по маршрутам.
В соответствии с Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 20.09.2005г. N 1386 Межведомственной государственной конкурсной комиссии Санкт-Петербурга N 7 поручено обеспечить проведение конкурсных процедур на право осуществления пассажирских перевозок по маршрутам наземного пассажирского маршрутного транспорта общего пользования. Пунктом 2.5.4 Положения о порядке осуществления закупок за счет средств бюджета Санкт-Петербурга (утв. Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 23.12.2003г. N 130 "О формировании, размещении и исполнении заказа на поставку товаров, работ и услуг для государственных нужд Санкт-Петербурга" в редакции, действовавшей на момент проведения конкурса) предусмотрено полномочие конкурсной комиссии на проведение предварительного квалификационного отбора.
Кроме того, Комитет по транспорту как заказчик пассажирских перевозок имел право на установление определенных критериев. Проведение предварительного квалификационного отбора, в ходе которого организатор определяет претендентов, квалификация которых позволит участвовать в конкурсе, не противоречит положениям Гражданского кодекса РФ и Закону РСФСР N 948-1 от 22.03.1991г. "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках".
Истец указывает на то, что приглашение к участию в предварительном квалификационном отборе на право осуществления пассажирских перевозок по автобусным маршрутам было опубликовано с нарушением пункта 32 Положения об организации закупки товаров, работ и услуг для государственных нужд (утв.Указом Президента РФ от 08.04.1997г. N 305) и распоряжения Комитета по транспорту N 116-р от 22.08.2002г.
Положение об организации закупки товаров, работ и услуг для государственных нужд, утвержденное Указом Президента РФ N 305 от 08.04.1997г., применялось в случаях проведения конкурсов на размещение заказов на поставки товаров (работ, услуг) для государственных нужд.
Как видно из материалов дела, предметом оспариваемого конкурса являлось право на заключение договоров на перевозку пассажиров по автобусным маршрутам, заказчиком выступал Комитет по транспорт}', действующий в соответствии с предоставленными ему полномочиями от имени города федерального значения Санкт-Петербурга и для государственных нужд Санкт-Петербурга.
В таком случае действие Положения об организации закупки товаров, работ и услуг для государственных нужд, утвержденного Указом Президента РФ N 305 от 08.04.1997г., не распространялось на оспариваемый конкурс; применение при проведении конкурса Закона Санкт-Петербурга от 20.05.99 N 91-18 "О заказе Санкт-Петербурга", постановления Правительства Санкт-Петербурга от 23.12.2003 N 130 "О формировании, размещении и исполнении заказа на поставку товаров, работ, услуг для государственных нужд Санкт-Петербурга" не свидетельствует о нарушении правил, установленных законом.
Согласно пункту 5.2 Положения о порядке осуществления закупок за счет средств бюджета Санкт-Петербурга (утв. Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 23.12.2003г. N 130) объявления о предстоящих конкурсах, а также промежуточные и окончательные итоги конкурса (в том числе и в случае признания конкурса несостоявшимся) подлежат обязательной публикации на безвозмездной основе в журнале "Государственный заказ Санкт-Петербурга" вне зависимости от опубликования в иных средствах массовой информации. Таким образом, следует признать, что приглашение к участию в предварительном квалификационном отборе было опубликовано в соответствующем издании - дополнительном выпуске к журналу "Государственный заказ Санкт-Петербурга" от 26.09.2005г. N 9/4(155).
Довод истца о том, что приглашение к участию в квалификационном отборе не соответствует требованиям пункта 2 статьи 448 ГК РФ, судом отклоняется.
Организация конкурса была направлена на удовлетворение потребностей населения в пассажирских перевозках, определение из числа претендентов перевозчиков, максимально соответствующих предъявляемым требованиям на основе объективной оценки их квалификации, повышение безопасности дорожного движения при перевозке пассажиров, укрепление транспортной дисциплины перевозчиков, повышение культуры и качества обслуживания пассажиров.
Статья 2 Федерального Закона N 196-ФЗ от 10.12.1995г. "О безопасности дорожного движения" (с изменениями на 22 августа 2004 года) относит к вопросам организации дорожного движения комплекс организационно-правовых, организационно-технических мероприятий и распорядительных действий по управлению движением на дорогах, которые по своему содержанию являются административными правоотношениями. Основные направления обеспечения безопасности дорожного движения, предполагающие отношения на уровне власти-подчинения, определены в статье 5 указанного Закона.
При таком положении данные правоотношения носят административно-правовой характер и не регулируются нормами гражданского права.
Кроме того, в соответствии со статьей 1 Закона Санкт-Петербурга "О наземном пассажирском маршрутном транспорте общего пользования в Санкт-Петербурге" данный закон регулирует отношения, связанные с организацией обслуживания пассажиров наземного пассажирского маршрутного транспорта общего пользования, то есть, отношения, возникающие между государственными органами и перевозчиками при осуществлен! транспортного обслуживания населения по вопросам технического обеспечения безопасности движения, соблюдения технических, санитарных, кадровых и иных требований к перевозчикам, которые не охватываются действием гражданского законодательства, не относятся к гражданско-правовым отношениям, так как не могут регулироваться на основе равноправия сторон, а подразумевают отношения на уровне власти (подчинения), характерные для административных правоотношений.
В силу правового анализа указанных положений проведение конкурса на право осуществлять перевозки пассажиров производится в рамках административных правоотношений, возникающих между государственными органами Санкт-Петербурга и перевозчиками при реализации государственными органами Санкт-Петербурга своих полномочий по организации обслуживания пассажиров наземного пассажирского маршрутного транспорта общего пользования.
Договор, заключаемый по итогам конкурса Комитета по транспорту, не является в полной мере гражданско-правовым договором. Предмет конкурса - право осуществления пассажирских перевозок по группам социальных и коммерческих маршрутов. Гражданско-правовыми являются услуги перевозчика на маршруте, которые оплачиваются пассажирами, а не из средств бюджета. Предоставление из бюджета субсидий является государственной поддержкой перевозчиков по компенсации убытков в связи с предоставлением льгот пассажирам транспорта общего пользования и не является оплатой поставок, работ или услуг для государственных нужд.
В связи с изложенным у суда не имеется оснований для применения в общем порядке норм о заключении гражданско-правовых договоров на торгах (статья 447 ГК РФ). Другие нормы Гражданского кодекса РФ применяются постольку, поскольку объявление конкурса и участие в конкурсе являются односторонними сделками.
Из опубликованного в бюллетене "Государственный заказ Санкт-Петербурга" за 26 сентября 2005 года N 9/4 (155) Приглашения к участию в предварительном квалификационном отборе на право осуществления пассажирских перевозок по автобусным маршрутам следует, что конкурс направлен на достижение общественно-полезных целей, определен предмет конкурса, указаны критерии прохождения квалификационного отбора, место, срок и порядок предоставления документов. Вскрытие конвертов с заявками назначено на 10.11.2005г., то есть в соответствии с п.2 ст.448 ГК РФ сделано организатором не менее чем за тридцать дней до проведения квалификационного отбора. Указан срок действия договора, заключаемого с победителями конкурса.
Отсутствие в сообщении о проведении предварительного отбора даты проведения непосредственно конкурса не свидетельствует о несоответствии конкурса закону, права претендентов на участие в конкурсе обеспечиваются их возможностью в установленный в сообщении срок подать документы для участия в предварительном квалификационном отборе. Возможность дальнейшего участия в конкурсе зависит от результатов предварительного отбора, что не противоречит закону и конкурсной документации.
Ссылка истца на то, что предмет конкурса в части предоставления победителю права выполнения дополнительного объема транспортной работы на коммерческих маршрутах, не соответствует действующему законодательству, признана судом несостоятельной.
Предметом проведенного Комитетом по транспорту конкурса в соответствии с извещением о проведении конкурса, опубликованном в бюллетене "Государственный заказ Санкт-Петербурга" за 26 сентября 2005 года N 9/4 (155), являлось право заключения договоров на перевозку пассажиров по группе социальных автобусных маршрутов сроком действия с 01.04.2006г. по 31.12.2010г. Согласно указанному извещению, победитель конкурса в установленном нормативными правовыми актами Санкт-Петербурга порядке также получает право на выполнение дополнительного объема транспортной работы на коммерческих маршрутах, определяемого условиями конкурса.
В соответствии с Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 20.09.2005г. N 1386 "О порядке организации и проведения открытых конкурсов на право осуществления пассажирских перевозок по маршрутам наземного пассажирского маршрутного транспорта общего пользования" предметом открытых конкурсов на право осуществления пассажирских перевозок по маршрутам наземного пассажирского маршрутного транспорта общего пользования является право заключения с Комитетом по транспорту договоров на перевозку пассажиров по социальному маршруту, коммерческому маршруту, группе социальных и(или) коммерческих маршрутов. Указанное Постановление издано Правительством Санкт-Петербурга в пределах полномочий и во исполнение Закона Санкт-Петербурга N 19-4 от 08.02.2000г. "О наземном пассажирском маршрутном транспорте общего пользования в Санкт-Петербурге".
Постановлением Правительства Санкт-Петербурга N 1386 от 20.09,2005г. определение групп социальных и коммерческих маршрутов возложено на Комитет по транспорту. Все маршруты, выставленные на конкурс, утверждены Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 05.10.2004г. N 1645 "О маршрутах движения наземного транспорта общего пользования в Санкт-Петербурге" (в редакции от 28.11.2005г. N 1827) и содержатся в Конкурсной документации для участия в конкурсе на право осуществления пассажирских перевозок по автобусным маршрутам, а именно в Приложении N 3 "Социальные маршруты движения" и в Приложении N 4 "Коммерческие маршруты движения".
По мнению истца, конкурс по лотам 2, 4, 9, 12, 13, 14, 16, 17, 18, 19, 20, 22, 23, 25, 27, 29, 30, 31, 33, 34, 36, 37 должен быть признан несостоявшимся, так как по данным лотам была получена и принята только одна заявка.
Суд не может согласиться с данным выводом истца. Условия проведения конкурса были одинаковы для всего заранее неопределенного круга лиц и были направлены на выявление лучших материально-технических и финансовых условий осуществления пассажирских перевозок. Наличие по одному претенденту на отдельные лоты не свидетельствует о наличии одного участника в конкурсе. Конкурсной документацией предусматривалась возможность претендента заявить предложения на каждый из лотов, поэтому при наличии одного предложения на конкретный лот, конкурс в целом признается состоявшимся.
Ссылаясь в исковом заявлении на Закон РСФСР от 22.03.1991г. N 948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", истец никаких требований к антимонопольному органу не предъявляет. Вывод истца о том, что в результате проведения конкурса создаются дискриминационные, неравные условия деятельности отдельных хозяйствующих субъектов, необоснованно создаются препятствия осуществлению их деятельности, признан судом ошибочным, так как в конкурсной документации для всех без исключения перевозчиков были установлены единые правила.
Таким образом, судом установлено, что Комитетом по транспорту Санкт-Петербурга не допущено грубых нарушений порядка проведения конкурса, которые могли привести к неправильному определению победителя, в удовлетворении иска надлежит отказать.
Руководствуясь статьями 176, 201 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд
решил:
В иске отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения или кассационная жалоба в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в силу.
Судья |
С.Ф.Маркин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 3 октября 2006 г. N А56-9018/2006
Текст решения предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника