Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
от 27 декабря 2007 г. N А56-17752/2007
См. также определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 07 июля 2008 г.
См. также постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 01 сентября 2008 г.
Резолютивная часть решения объявлена 18 декабря 2007 года.
Полный текст решения изготовлен 27 декабря 2007 года.
Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области в составе: судьи Лилль В.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Каняевой Е.А., рассмотрев в судебном заседании дело по иску: истец: ОАО "Ленэнерго"
ответчики: Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации, Город федерального значения Санкт-Петербург в лице Комитета по труду и социальной защите населения Правительства Санкт-Петербурга
третьи лица: Комитет финансов Санкт-Петербурга, ЗАО "Петроэлектросбыт" о взыскании 2771765руб. 51коп.
при участии
от истца: представитель Филиппова О.В., по доверенности N 92 от 21.11.2007;
от ответчиков:
от Комитета по труду и социальной защите населения Правительства Санкт-Петербурга -
представитель Макорто Г.А., по доверенности от 29.12.2006 N 020-094/02;
от Министерства финансов Российской Федерации - представитель Лысак Е.Е., по
доверенности от 09.10.2007 N 01-02/2006;
от третьих лиц:
от Комитета финансов Санкт-Петербурга - представитель Улитина А.И., по доверенности от
09.10.2007 N 01-02/2006;
от ЗАО "Петроэлектросбыт" - не явился;
установил:
Открытое акционерное общество "Ленэнерго" обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации, Городу федерального значения Санкт-Петербургу в лице Комитета по труду и социальной защите населения Правительства Санкт-Петербурга о взыскании солидарно за счет казны Российской Федерации и казны Санкт-Петербурга 2771765руб. 51коп. убытков, связанных с предоставлением льгот и компенсаций по оплате электроэнергии гражданам, подвергшимся, радиационному воздействию, в соответствии с Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" N 3061-1 от 18.06.1992. Федеральным законом "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча" N 175-ФЗ от 26.11.1998, Федеральным законом "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне" N 2-ФЗ от 10.01.2002, Постановлением Верховного Совета РФ "О распространении действия Закона РСФСР "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" на граждан из подразделений особого иска" от 27.12.1991 N 2123-1, на основании Договора N 410-2004 от 10.12.2004, заключенного между Комитетом по труду и социальной защите населения Правительства Санкт-Петербурга и ОАО "Ленэнерго" о предоставлении льгот указанным категориям граждан в целях надлежащего исполнения расходов бюджета Санкт-Петербурга на 2004 год.
Определением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 21.08.2007 по делу N А56-17752/2007 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Комитет финансов Санкт-Петербурга и Закрытое акционерное общество "Петроэлектросбыт".
Надлежащим образом уведомленное о времени и месте судебного разбирательства третье лицо - ЗАО "Петроэлектросбыт" - в судебное заседание своего представителя не направило.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса РФ дело рассмотрено в отсутствие указанного представителя.
В судебном заседании истец поддержал заявленные требования в полном объеме.
Комитет по труду и социальной защите населения Правительства Санкт-Петербурга отклонил требования истца к Городу федерального значения Санкт-Петербургу в лице Комитета по мотивам., изложенным в отзыве, в том числе сославшись на финансирование расходов, связанных с реализацией указанных законов, за счет средств федерального бюджета, в связи с чем Комитет не может являться надлежащим ответчиком подданному иску.
Также, возражая против удовлетворения исковых требований, Комитет по труду и социальной защите населения Правительства Санкт-Петербурга сослался на постановление Правительства Санкт-Петербурга "О мерах по урегулированию за счет средств бюджета Санкт-Петербурга задолженности перед поставщиками энергоресурсов и воды, образовавшейся за 2001-2004 годы", согласно которому осуществляется только погашение задолженности государственных учреждений и государственных производственных ремонтно-эксплуатационных предприятий, подведомственных Жилищному комитету, а также задолженности за отпущенную теплоэнергию жилым домам жилищных и жилищностроительных кооперативов, товариществам собственников жилья, подлежащих возмещению за указанный период из бюджета Санкт-Петербурга в соответствии с федеральным законодательством.
Российская Федерация в лице Министерства финансов РФ отзыв на исковое заявление не представила.
Третье лицо - Комитет финансов Санкт-Петербурга - возражало против удовлетворения требований Истца по мотивам, изложенным в отзыве, сославшись на отсутствие в течение 2004 года финансирования в полном объеме из федерального бюджета расходов, связанных с предоставлением льгот по оплате коммунальных услуг, а также на недоказанность истцом факта причинения ему убытков в результате действий (бездействия) органов власти Санкт-Петербурга и незаконности указанных действий (бездействия).
Как следует из материалов дела, иск заявлен в связи с предоставлением Истцом отдельным категориям граждан на территории Санкт-Петербурга льгот в размере 50% скидки на оплату электроэнергии в период с 01.01.2004 по 31.12.2004 в соответствии с: Федеральным законом от 15.05.1991, N 1244-1 "О социальной защите граждан; подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" далее - Закон N 1244-1);
Федеральным законом от 16.11.1998 N 175-ФЗ "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиационных отходов в реку Теча" (далее - Закон N 175- ФЗ);
Постановлением Верховного совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 2123-1 "О распространении действия Закона РСФСР "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" на граждан из подразделений особого риска" (далее - Постановление N 2123-Г).
Финансирование расходов, связанных с реализацией вышеуказанных законов, осуществляется за счет средств федерального бюджета.
В соответствии с постановлением Правительства Санкт-Петерурга# от 24.07.2004 N 1325 "О порядке возмещения за счет средств бюджета Санкт-Петербурга расходов, связанных с предоставлением льгот гражданам. Проживающим в Санкт-Петербурге, при оплате электроэнергии" между главным распорядителями денежных средств бюджета Санкт-Петербурга на 2004 год и Открытым акционерным обществом "Ленэнерго", в лице Закрытого акционерного общества "Петроэлектросбыт" (далее - организация), заключены договоры о финансировании расходов организации, связанных с предоставлением льгот гражданам.
В период с 01.01.2004 по 31.12.2004 в соответствии с перечисленными федеральными законами и постановлением Правительства Санкт-Петербурга организацией были предоставлены льготы гражданам по оплате электроэнергии на общую сумму 4 922717 руб. 51 коп.
В результате сверки, проведенной между организацией и Комитетом по труду и социальной защите населения Правительства Санкт-Петербурга в лице Санкт-Петербургского государственного учреждения "Городской центр по начислению и выплате пенсий и пособий" (далее - Горцентр) сумма, учтенных организацией при приеме платежей от граждан в 2004 году, льготных скидок по подтвержденным льготникам составила - 3 146 946 руб. 37 коп.
Финансирование указанных расходов из бюджета осуществлено в размере 2 150 952 руб. 00 коп.
Задолженность бюджета по льготам, предоставленным организацией гражданам, подтвержденным как льготники, по состоянию на 01.01.2005 составила 995 994 руб. 37 коп.
Общая задолженность за указанный период по финансированию расходов, связанных с предоставлением льгот гражданам, по расчетам истца, составляет 2 771 765 руб. 51 коп., в том числе 1 775 771 руб. 14 коп. - сумма расходов на предоставление скидок гражданам, ранее неподтвержденным Горцентром, как граждане, имевшие право на льготные скидки.
Причиной возникновения разницы в количестке граждан, которые имели право на льготы, по сведениям организации и Горцентра, является техническая и технологическая сложность процесса проведения сверки между Организацией и Горцентром.
Данное обстоятельство не опровергается участниками сверки спорных расходов.
Согласно дополнительно проведенной в ходе судебного разбирательства сверке, стороны установили, что из 2375 граждан, указанных организацией как лиц, обладавших правом на льготы, в спорный период по данным Горцентра, таким правом обладали лишь 1728 граждан, из числа граждан ранее неподтвержденных, как льготники.
Причины выявления несоответствия количества льготников, перечислены в Акте сверки, сформированном по состоянию на 16.11.2007.
Соответственно, с учетом действовавших в тот период тарифов на электроэнергию, сумма расходов организации на предоставление льгот составила 1 296 412 руб. 05 коп. с учетом суммы НДС.
Также не представлены доказательства возмещения организации ее расходов в сумме равной 995 994 руб. 37 коп. (с учетом НДС), установленной в ходе сверки по состоянию на 01.01.2005.
Общая сумма расходов организации на предоставление гражданам скидок по оплате электроэнергии, исходя из числа, право на льготу которых подтверждено Горцентром, составила 2 292 406 руб. 42 коп. (с учетом НДС).
Истец, не согласившись с позициями Ответчиков по спору, настаивает на удовлетворении его требования о взыскании убытков в полном размере (с учетом НДС).
В качестве доказательства правомерности предоставления неподтвержденным Горцентром гражданам, льгот. Истцом указывается только на то, что он располагает сведениями о наличии у льготников соответствующих удостоверений.
Изучив материалы дела и, оценив доводы лиц, участвующих в деле в обоснование своих позиций, суд пришел к выводу об удовлетворении иска в размере, установленном в Актах по состоянию на 01.01.2005 и 16.11.2007.
Согласно названным Актам сверок количества граждан, которым в соответствии с вышеперечисленными законодательными актами, полагались льготы на оплату электроэнергии и фактически были предоставлены организацией, сумма убытков (не возмещенных расходов) организации составляет 2 292 406 руб. 42 коп., без учета НДС -сумма указанных расходов составляет 1 879 73 руб. 26 коп.
В соответствии со статьями 46, 47 ФЗ "О федеральном бюджете на 2004 год", предусматривающими выделение из Фонда компенсаций субсидий на финансирование расходов, определенных названными законами, предоставление и расходование осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации .
Порядок финансирования расходов, связанных с реализацией Закона N 1244-1, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.19996 N 506 (далее - Порядок).
Согласно положениям Порядка, финансирование льгот осуществляется из федерального бюджета в пределах средств, предусмотренных на эти цели на соответствующий год и, является строго целевым.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2002 N 310 утверждены Правила предоставления и расходования в 2002 году средств, выделяемых из Фонда компенсаций на реализацию Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакции Закона Российской Федерации от 18.06.1992 N 3061-1), Федеральных законов "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиационных отходов в реку Теча" и "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне".
Пунктом 2 указанных Правил предоставление субсидий осуществляется Минфином РФ на основании сводной бюджетной росписи Федерального бюджета в пределах объемов лимита финансирования и лимитов бюджетных обязательств, утверждаемых в установленном порядке.
Федеральным законодательством в качестве источника финансирования расходов, связанных с предоставлением льгот, указан федеральный бюджет.
Из материалов дела не следует, что действие законов, на основании которых предоставлялись льготы гражданам, было отменено или приостановлено в спорный период в порядке, предусмотренном частью 4 статьи 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Предоставление льгот гражданам на оплату электроэнергии на сумму 1 879 773 руб. 26 коп. подтверждается материалами дела и, требование Истца о компенсации этих расходов за счет казны Российской Федерации является обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Доказательств, подтверждающих выделение целевым назначением из федерального бюджета денежных средств, предназначенных для компенсации спорных расходов, лицами, участвующими в деле, не представлено.
Требование Истца о взыскании заявленной суммы недополученных доходов с Города федерального значения Санкт-Петербурга в лице Комитета по труду и социальной защите населения Санкт-Петербурга подлежит оставлению без удовлетворения, как необоснованно заявленное, по вышеприведенным основаниям.
В остальной части иска суд отказывает, поскольку истцом в нарушение положений статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса РФ, не доказан не только размер убытков, но правомерность предоставления льгот лицам, сведения о которых, как лицах, имевших право в спорный период на льготы, отсутствуют в социальном регистре населения Санкт-Петербурга, ведущемся Горцентром.
Доводы истца о том, что нельзя исключать из суммы расходов организации на предоставленные скидки по оплате электроэнергии гражданам, в связи с тем, что указанная сумма является налогооблагаемой базой и организацией уплачен в бюджет налог на добавленную стоимость, судом признаются несостоятельными.
Государственная пошлина, уплаченная истцом при предъявлении настоящего иска, подлежит возвращению из федерального бюджета в размере, пропорциональном размеру обоснованно заявленных требований, поскольку надлежащий Ответчик освобожден от уплаты государственной пошлины в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 167-171, 110, 104 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
Взыскать с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации в пользу Открытого акционерного общества "Ленэнерго" 1 879 773 руб. 26 коп. убытков.
В остальной части в иске отказать.
В иске к Городу федерального значения Санкт-Петербургу в лице Комитета по труду и социальной защите населения Санкт-Петербурга - отказать.
Выдать исполнительный лист в порядке статьи 319 Арбитражного процессуального кодекса РФ .
Возвратить Открытому акционерному обществу "Ленэнерго" из федерального бюджета 21 493 руб. 87 коп. уплаченной госпошлины.
Выдать Открытому акционерному обществу "Ленэнерго" справку на возврат государственной пошлины.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения или кассационная жалоба в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в силу.
г
Судья |
В.А.Лилль |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 27 декабря 2007 г. N А56-17752/2007
Текст решения предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника