Постановлением Тринадцатого Арбитражного апелляционного суда от 15 июня 2007 г. данное решение изменено: отказано в удовлетворении требований заявителя об обязании Федеральной регистрационной службы зарегистрировать переход права собственности от Морозовского МЖЭП к ЗАО "Морозовский энергетический комплекс" на перечисленные в решении объекты недвижимости
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
от 19 февраля 2007 г. N А56-23850/2006
См. также постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 22 октября 2007 г.
См. также определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 12 сентября 2007 г.
См. также определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 27 августа 2007 г.
Резолютивная часть решения объявлена 12 февраля 2007 года.
Полный текст решения изготовлен 19 февраля 2007 года.
Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области в составе:
судьи Иваниловой О.Б.,
при ведении протокола судебного заседания Иваниловой О.Б.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению: заявитель - ЗАО "Морозовский энергетический комплекс"
ответчик - Главное Управление Федеральной регистрационной службы по Санкт-Петербургу и Ленинградской области (далее - ГУ ФРС)
третьи лица - 1. Морозовское Муниципальное Жилищно-эксплуатационное предприятие
2. Администрация Муниципального образования "Всеволожский район Л О"
3. Администрация Муниципального образования "Морозовское городское поселение"
о признании незаконным отказа в государственной регистрации
при участии:
- от заявителя - представители Стефанов А.В. по доверенности от 09.06.2006, Хайдукова Л.Х. по доверенности от 29.01.2007 N 1
- от ответчика - представитель Савелова Д.О. по доверенности от 25.12.2006 N 156
- от третьих лиц - 1. не явился
2. не явился
3. представители Фадеев Д.Ю. по доверенности от 01.05.2006 N 02-05/Д, Чирков B.C. по доверенности от 01.05.2006 N 01-05/Д
установил:
Заявитель просит признать незаконным отказ в государственной регистрации перехода права собственности от Морозовского МЖЭП к заявителю в отношении объектов недвижимости, являющихся предметом договора от 22 декабря 2005 года N 11/05, выраженный в исх. N 12/000/2006-125-12/001/2006-150 от 9 марта 2006 года, и обязать ответчика зарегистрировать переход права собственности.
Ответчик требования не признал, ссылаясь на то, что отказ в государственной регистрации перехода права собственности соответствует законодательству, спорные объекты не подлежали передаче в частную собственность, а должны быть переданы муниципальному образованию в лице уполномоченных органов местного самоуправления.
Представитель Морозовского МЖЭП в суд не явился, 30 ноября 2006 года произведена государственная регистрация прекращения деятельности юридического лица в связи с ликвидацией.
Представитель Администрации Муниципального образования "Всеволожский район ЛО" отзыв на иск не представил, в суд не явился, о времени судебного разбирательства извещен.
Представитель Администрации Муниципального образования "Морозовское городское поселение" против иска возражает, полагая, что спорное имущество не подлежит передаче в собственность заявителя и должно быть передано в ведение Администрации Муниципального образования "Морозовское городское поселение".
Суд считает возможным рассмотреть спор в отсутствие представителя Администрации Муниципального образования "Всеволожский район ЛО" в порядке ст. 156 АПК РФ.
Заслушав объяснения сторон и исследовав материалы дела, суд установил следующие обстоятельства.
22 декабря 2005 года между Морозовским МЖЭП и истцом заключен договор N 11/05 купли-продажи объектов недвижимости общей стоимостью 13988000 руб. По акту от 23 Декабря 2005 года имущество передано покупателю.
Заявитель обратился за государственной регистрацией перехода права собственности на 26 объектов недвижимости, являющихся предметом названного договора, и 16 марта 2006 года заявителю и Морозовскому МЖЭП отказано в государственной регистрации перехода права собственности на том основании, что согласно ответу Администрации Муниципального образования "Морозовское городское поселение" спорные объекты недвижимости являются объектами коммунальной инфраструктуры, жизненно необходимыми для региона, в связи с чем на основании статьи 104 пункта 4 Федерального закона (далее - ФЗ) "О несостоятельности (банкротстве)" подлежат передаче соответствующему муниципальному образованию в лице уполномоченных органов местного самоуправления в порядке, предусмотренном пунктами 1-3 настоящей статьи. Не согласившись с названным отказом, заявитель обратился в Арбитражный суд с настоящим заявлением.
Оценив доводы сторон и материалы дела, суд считает отказ регистрирующего органа незаконным, а заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Решением от 28 августа 2006 года по делу А56-22299/2006, оставленным в силе постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа (далее - ФАС СЗО) от 5 февраля 2007 года, Администрации Муниципального образования "Морозовское городское поселение" отказано в иске о признании недействительным договора купли-продажи недвижимости от 22 декабря 2005 года N 11/05. Основанием для признания договора недействительным Администрация считала, что договор заключен в нарушение статьи 104 ФЗ, в соответствии с которым объекты коммунальной инфраструктуры, жизненно необходимые для региона, подлежат передаче соответствующему муниципальному образованию в лице уполномоченных муниципальных органов местного самоуправления. Решением от 28 августа 2006 года в иске было отказано на том основании, что Администрация не является надлежащим истцом, поскольку не является правопреемником Муниципального образования "Всеволожский район Ленинградской области".
Постановлением ФАС СЗО от 5 февраля 2007 года также констатировано, что Администрация не является надлежащим истцом по делу. При этом кассационной инстанцией также дана оценка собственно договору на предмет его соответствия нормам ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" и установлено отсутствие доказательств, дающих основания полагать, что при совершении спорной сделки имели место нарушения законодательства о банкротстве. Решением собрания кредиторов Морозовского МЖЭП от 14 ноября 2003 года утвержден Порядок реализации имущества Морозовского МЖЭП. Собранием кредиторов от 5 марта 2004 года принято решение разрешить конкурсному управляющему продажу имущества (движимого и недвижимого) путем заключения прямых договоров купли-продажи указанного имущества без проведения открытых торгов. Решением собрания представителем Муниципального образования "Всеволожский район Ленинградской области" от 22 января 2004 года N 02 утверждено Положение о реестре объектов муниципальной собственности, имеющих особо важное значение для жизнеобеспечения потребностей населения, хозяйства муниципального образования, а также сохранения историко-культурного наследия. Спорные объекты не включены в упомянутый реестр. Согласие собственника спорного имущества (Муниципального образования "Всеволожский район Ленинградской области") на совершение сделки купли-продажи спорного имущества в рамках конкурсного производства подтверждается письмом от 20 декабря 2005 года N 1964/1-06.
Судебные акты по делу А56-22299/2006 имеют преюдициальное значение для решения настоящего спора (ст.69 АПК РФ), поскольку в рамках настоящего дела оцениваются те же обстоятельства, связанные с соответствием договора N 11/05 от 22 декабря 2005 года законодательству о банкротстве. Все документы, связанные с получением Морозовским МЖЭП необходимых для продажи разрешений собственника, в регистрирующий орган представлены.
Отказ регистрирующего органа основан на том, что именно Муниципальное образование "Морозовское городское поселение" является уполномоченным органом местного самоуправления, которому подлежат передаче в соответствии со статьей 104 ФЗ объекты коммунальной инфраструктуры, являющиеся предметом договора от 22 декабря 2005 года N 11/05. Данный довод суд считает необоснованным, поскольку на момент совершения сделки Муниципальное образование "Морозовское городское поселение" к уполномоченному органу не относилось, поскольку Администрация Муниципального образования зарегистрирована в качестве юридического лица 28 декабря 2005 года, сделка совершена 22 декабря 2005 года. Даже если и предположить, что следовало применять статью 104 ФЗ, то уполномоченным на тот момент органом являлось Муниципальное образование "Всеволожский район Ленинградской области", собственник спорного имущества. В этом случае имущество подлежало бы передаче собственнику, однако поскольку последний дал согласие на продажу и данные документы были представлены в регистрирующий орган, то оснований для направления запроса в Администрацию Муниципального образования "Морозовское городское поселение" у регистрирующего органа не имелось.
Муниципальное образование "Морозовское городское поселение" Всеволожского муниципального района ЛО является вновь образованным муниципальным образованием в соответствии со статьей 85 ФЗ от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления РФ". В соответствии с положениями главы 12 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" имущественные обязательства органов местного самоуправления вновь образованных муниципальных образований, возникающих в силу правопреемства, определяются передаточным (разделительным) актом, утверждаемым законом субъекта Российской Федерации. Разделительный баланс был утвержден законом Ленинградской области от 30 ноября 2006 года N 139-оз и согласно статье 2 закона право собственности на недвижимое имущество возникает с момента подписания актов приема-передачи передаваемого имущества Муниципальному образованию "Морозовское городское поселение" Всеволожского муниципального района Ленинградской области. Оспариваемый отказ в государственной регистрации перехода права собственности датирован 16 марта 2006 года. На указанную дату собственником спорного имущества оставалось Муниципальное образование "Всеволожский район Ленинградской области", которым и было дано согласие на продажу имущества.
С учетом изложенного отказ в государственной регистрации перехода права собственности противоречит действующему законодательству, заявление подлежит удовлетворению. Госпошлина относится на ответчика.
Требование об обязании регистрирующего органа зарегистрировать переход права собственности заявлено не в качестве самостоятельного требования, а в порядке статьи 201 части 5 пункта 3 АПК РФ. Суд не находит оснований для применения данной нормы, поскольку отказ в регистрации основан не на процедурных нарушениях, а связан с вопросами права и спор рассмотрен как спор о праве.
Руководствуясь статьями 69, 110, 112, 167 - 171 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", Арбитражный суд
решил:
Признать незаконным отказ ГУФРС по Санкт-Петербургу и Ленинградской области от 9 марта 2006 года N 12/000/2006-125-12/001/2006-150 в государственной регистрации перехода права собственности в отношении 26 объектов недвижимости, являющихся предметом договора купли-продажи от 22 декабря 2005 года N 11/05, заключенного между ЗАО "Морозовский энергетический комплекс" и Морозовским Муниципальным Жилищно-эксплуатационным предприятием.
Возвратить ЗПО "МЭК" из федерального бюджета госпошлину, о чем выдать правку в порядке статьи 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения или кассационная жалоба в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в силу.
Судья |
О.Б. Иванилова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 19 февраля 2007 г. N А56-23850/2006
Текст решения предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника
Постановлением Тринадцатого Арбитражного апелляционного суда от 15 июня 2007 г. данное решение изменено