Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
от 21 апреля 2008 г. N A56-24601/2007
См. также постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 11 сентября 2008 г.
Резолютивная часть решения объявлена 15 апреля 2008 года.
Полный текст решения изготовлен 21 апреля 2008 года. Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
в составе:
судьи Рыбакова СП.,
при ведении протокола судебного заседания рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению: заявитель ОOO "Портер-Стафф"
заинтересованное лицо Межрайонная ИФНС России N 24 по Санкт-Петербургу о признании недействительным решения при участии
от заявителя Васильева Н.К. по доверенности от 01.08.07 г.
от заинтересованного лица Филиппова Т.Л. по доверенности N 16/14132 от 18.06.07 г. Иваняк Г.В. по доверенности N 16/05828 от 03.03.08 г. установил:
ООО "Портер-Стафф", уточнив в порядке ст.49 АПК РФ заявленные требования (т.З л.д. 74-75) просит признать недействительным решение Межрайонной Инспекции ФНС России N 24 по Санкт-Петербургу о привлечении налогоплательщика, плательщика сбсра или налогового агента к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения от 24.07.2007 N 112 в части:
1) пункт 1 Решения в части привлечения ООО "Портер-Стафф" к налоговой ответственности, предусмотренной статьей 123 Налогового кодекса Российской Федерации за неправомерное не перечисление (неполное перечисление) сумм
налога на доходы физических лиц, подлежащего удержанию и перечислению в бюджет в виде штрафа в размере 20% от неудержанных сумм налога в размере 143 071,81 рублей;
подпункт "б" пункта 2.1 Решения в части начисления пени за несвоевременную уплату налога на доходы физических лиц в размере 163 657,26 рублей;
пункт 2.2 Решения в части предложения удержать доначисленную сумму налога на доходы физических лиц в размере 197 763,78 рублей и предложения представить в налоговый орган сведения о невозможности удержания налога по форме N 2-НДФЛ при невозможности удержания налога на доходы физических лиц в размере 517 595,29 рублей;
пункт 3 Решения полностью;
подпункт "б" пункта 3.1 Решения в части предложения уплатить суммы неуплаченных (не полностью уплаченных) сумм страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в размере 678 974 рубля;
6) подпункт "в" пункта 3.1 Решения полностью.
Ответчик заявленные требования не признал, считая принятое решение законным и обоснованным по изложенным в нем основаниям.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения представителей сторон, суд установил:
Межрайонной Инспекцией ФНС России по N 24 по Санкт-Петербургу (далее - налоговый орган, Инспекция) была проведена выездная налоговая проверка общества с ограниченной ответственностью "Портер-Стафф" (далее - Общество, Заявитель) по вопросам правильности исчисления, удержания налога на доходы физических лиц, полноты и своевременности представления сведений о доходах физических лиц за период с 20.07.2004 по 31.12.2006, полноты и своевременности перечисления налога на доходы физических лиц за период с 20.07.2004 по дату окончания проверки, а также правильности исчисления страховых - взносов на обязательное пенсионное страхование за период с 01.01.2005 по 31.12.2006, полноты и своевременности уплаты за период с 01.01.2005 по дату окончания проверки.
По результатам выездной налоговой проверки Инспекцией было вынесено Решение о привлечении налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения N . 112 от 24.07.2007
Основанием принятия решения послужило следующее:
-в нарушение подпункта 1 пункта 3 статьи 24, статьи 226, пункта 1 статьи 209, пункта 1 статьи 210 НК РФ Обществом не удержан налог на доходы физических лиц с дохода, полученного от выплат компенсаций за нахождение на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, что повлекло неудержание (не полное удержание) и неперечисление налога на доходы физических лиц в сумме 735 259 рублей (в том числе подлежит удержанию с физических лиц 209 574 рублей) (пункт 3 мотивировочной части Решения налогового органа);
- в нарушение пункта 2 статьи 10 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" Обществом занижена база для начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в результате не включения в базу суммы компенсации за нахождение на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, что повлекло за собой занижение страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, подлежащих уплате в сумме 700 404, 70 руб. (пункт 4 мотивировочной части Решения налогового органа).
Трудовой кодекс РФ статьями 146, 147 для работников, занятых на работах с вредными и/или опасными и иными особыми условиями труда, предусматривает оплату труда в повышенном размере, а, следовательно, доплаты к тарифным ставкам, окладам (должностным окладам) работников, занятых на работах с вредными и/или опасными и иными особыми условиями труда, являются оплатой труда в повышенном размере, и не могут рассматриваться в качестве компенсаций в смысле пункта 2 статьи 164 ТК РФ.
Также налоговый орган утверждает о необоснованном установлении Обществом компенсаций за нахождение на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, поскольку фактически у Заявителя отсутствовали рабочие места по осуществлению производственной деятельности, а, соответственно, и производственные факторы (показатели), не отвечающие требованиям безопасности, по которым произведена оценка напряженности и травмобезопасности трудового процесса.
Не согласившись с выводами налогового органа общество обратилось в арбитражный суд и суд считает заявленные обществом требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:
ТК РФ для работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными, опасными и иными особыми условиями труда, предусматривает:
1) оплату труда в повышенном размере на основании статей 146, 147 ТК РФ;
2) компенсации за тяжелую работу и работу с вредными и (или) опасными условиями труда на основании статей 210, 219 ТК РФ.
Статьей 146 ТК РФ установлено, что оплата труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными, опасными и иными особыми условиями труда, производится в повышенном размере. Статья 147 ТК РФ конкретизирует, что оплата труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, устанавливается в повышенном размере по сравнению с тарифными ставками, окладами (должностными окладами), установленными для различных видов работ с нормальными условиями труда, но не ниже размеров, установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Минимальные размеры повышения оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, и условия указанного повышения устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
Конкретные размеры повышения оплаты труда устанавливаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников в порядке, установленном статьей 372 ТК РФ для принятия локальных нормативных актов, либо коллективным договором, трудовым договором.
При этом ни ТК РФ, ни иные нормативные правовые акты РФ не рассматривают оплату труда в части превышения тарифных ставок (окладов) в качестве компенсационной выплаты.
Таким образом, доплаты к заработной плате работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, не могут рассматриваться в качестве компенсаций в смысле статьи 164 ТК РФ, а повышают размер оплаты труда работников, занятых на работах с вредными условиями труда, как это предусмотрено статьями 146, 147 ТК РФ.
Соответственно к таким доплатам не может применяться пункт 3 статьи 217 и подпункт 2 пункта 1 статьи 238 НК РФ и они, следовательно, подлежат налогообложению налогом на доходы физических лиц и страховыми взносами на обязательное пенсионное страхование.
Аналогичный вывод содержится в:
пункте 4 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 14.03.2006 N 106 "Обзор практики рассмотрения арбитражными судами дел, связанных с взысканием единого социального налога";
письмах Минфина РФ от 04.05.2007 N 03-04-06-02/94, от 24.10.2006 N 03-05-02-04/166, от 28.12.2005 N 03-05-01-04/405, от 25.10.2005 N 03-05-01-04/334, от 08.04.2005 N 03-05-01-04/93;
письме ФНС РФ от 03.03.2006 N 04-1-03/117 "Об уплате НДФЛ и ЕСН".
В отношении компенсаций за тяжелую работу и работу с вредными и (или) опасными условиями труда необходимо отметить следующее.
В соответствии со статьей 210 ТК РФ одним из основных направлений государственной -политики в области охраны труда является установление компенсаций за тяжелую работу и работу с вредными и (или) опасными условиями труда.
Статьей 219 ТК РФ предусмотрено, что каждый работник имеет право на компенсации, установленные в соответствии с ТК РФ, коллективным договором, соглашением, локальным нормативным актом, трудовым договором, если он занят на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда.
Размеры компенсаций работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда, и условия их предоставления устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
Повышенные или дополнительные компенсации за работу на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда могут устанавливаться коллективным договором, локальным нормативным актом с учетом финансово-экономического положения работодателя.
В случае обеспечения на рабочих местах безопасных условий труда, подтвержденных результатами аттестации рабочих мест по условиям труда (которая проводится в соответствии с Положением о порядке проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденным Постановлением Минтруда РФ от 14.03.1997 N 12) или заключением государственной экспертизы условий труда, компенсации работникам не устанавливаются.
Согласно статье 216.1 ТК РФ в целях оценки правильности предоставления работникам компенсаций за тяжелую работу, работу с вредными и (или) опасными условиями труда осуществляется государственная экспертиза условий труда.
Порядок проведения в Российской Федерации государственной экспертизы условий труда, осуществляемой Федеральной службой по труду и занятости и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, ведающими вопросами охраны труда, установлен Положением о проведении государственной экспертизы условий труда в Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 25.04.2003 N 244.
Кроме того, в силу статьи 370 ТК РФ профессиональные союзы имеют право на осуществление контроля за соблюдением работодателями и их представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выполнением ими условий коллективных договоров, соглашений.
Для осуществления контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выполнением условий коллективных договоров, соглашений общероссийские профессиональные союзы и их объединения могут создавать правовые и технические инспекции труда профсоюзов, которые наделяются полномочиями, предусмотренными положениями, утверждаемыми общероссийскими профессиональными союзами и их объединениями.
Профсоюзные инспекторы труда, уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов имеют право проводить независимую экспертизу условий труда и обеспечения безопасности работников.
По поводу применения вышеуказанных норм ТК РФ в отношении компенсаций за тяжелую работу и работу с вредными и (или) опасными условиями труда Федеральная служба по труду и занятости (Роструд) в письмах от 05.03.2007 N 506-3-1, от 12.09.2006 N 1593-6-1, от 06.04.2006 N 855-3-1, от 18.01.2006 N 148-3, от 14.12.2004 N 1026-3/10 (Приложение N 7 к настоящему Заявлению) разъяснила, что в настоящее время принятый в развитие упомянутых правовых норм Правительством РФ нормативный правовой акт, устанавливающий порядок предоставления упомянутых компенсаций и их размеры отсутствует. В этой "связи, представляется, что право работников на предоставление указанных компенсаций должно устанавливаться в коллективном договоре или трудовом договоре исключительно на основе проведенных объективных оценок состояния условий труда на рабочих местах, которыми наряду с результатами аттестации рабочих мест по условиям труда, могут являться также результаты обследований условий труда, проводимых аккредитованными органами по сертификации организации работ по охране труда, и независимой экспертизы условий труда, проводимой профсоюзной инспекцией труда.
Установленные с учетом приведенных выше положений ТК РФ компенсационные выплаты работникам, занятым на тяжелых работах и работах с вредными и (или) опасными условиями труда, на основании пункта 3 статьи 217 и подпункта 2 пункта 1 статьи 238 НК РФ не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц и единым социальным налогом
Общество в 2004 - 2006 годах на основании Коллективного договора N 01 от 05.08.2004 о регулировании социально-трудовых отношений между администрацией и наемными работниками организации ООО "Портер-Стафф" (далее - Коллективный договор) (Приложение N 8 к настоящему Заявлению) за нахождение на работах с вредными и/или опасными условиями труда выплачивало работникам:
доплаты в соответствия со статьями 146, 147 ТК РФ;
компенсации в соответствии со статьями 210, 219 ТК РФ.
Данное обстоятельство подтверждается Расчетными ведомостями по оплате труда работников Общества.
В соответствии с пунктом 3.1.6 Коллективного договора работники имеют право на доплаты (статья 147 ТК РФ) в размерах, не превышающих сумм, рекомендованных Объединенной профсоюзной инспекцией труда РОСТ, если они заняты на тяжелых работах и работах с вредными и/или опасными условиями труда.
Указанному праву работников корреспондирует обязанность работодателя (пункт 6.1.3 Коллективного договора) установить по согласованию с Профсоюзным комитетом доплаты работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и/или опасными условиями труда, в размерах, не превышающих рекомендованных Объединенной профсоюзной инспекцией труда РОСТ по результатам независимой экспертизы условий труда.
Пунктом 5.1 Локального соглашения по охране труда между Работодателем и Работниками предприятия ООО "Портер-Стафф" (далее - Локальное соглашение) (л.д. 54) установлено, что при работе в неблагоприятных условиях труда, работникам устанавливается -оплата труда в повышенном размере (доплаты к окладу (тарифу)).
Доплаты выплачивались Обществом работникам в соответствии рекомендованными ОПИТ РОСТ нормами доплат (от 4 до 8 процентов к окладу (тарифу)) (Приложение N 1 "Перечень рабочих мест с вредными и/или опасными условиями труда, в том числе -неустранимыми при современном техническом уровне производства и организации труда" к Акту N 1 от 04.08.2004 о проведении независимой экспертизы оценки условий труда на рабочих местах ООО "Портер-Стафф" (л.д. 60)) и, в соответствии с действующим законодательством, е указанных доплат исчислялся, удерживался и уплачивался налог на доходы физических лиц и уплачивались страховые взносы на обязательное пенсионное страхование.
Экспертной комиссией Санкт-Петербургского отделения Объединенной профсоюзной инспекции труда Общероссийского объединения профсоюзов "Российское объединение социальных технологий" (ОПИТ РОСТ) была проведена независимая экспертиза условий труда на рабочих местах работников ООО "Портер-Стафф", по результатам которой был составлен Акт N 1 от 04.08.2004 о проведении независимой экспертизы оценки условий труда на рабочих местах ООО "Портер-Стафф".
Качество вышеуказанной независимой экспертизы условий труда было проверено Государственной инспекцией труда в городе Санкт-Петербурге Федеральной инспекции труда Министерства труда и социального развития РФ (заключение от 30.09.2004 N 655/от - л.д. 99), а также Комитетом по труду и социальной защите населения Министерства здравоохранения и социального развития РФ (Экспертное заключение от 01.10.2004 N 119 -л.д. 101)
Кроме того, аналогичные вышеизложенным мероприятия (независимая экспертиза условий труда и проверка ее качества) были проведены и в 2005, 2006 годах, о чем свидетельствуют Акт N 2 от 18.03.2005 о проведении независимой экспертизы оценки условий труда на рабочих местах ООО "Портер Стафф" (л.д. 103), Акт N 1 от 28.07.2005 о проведении независимой экспертизы условий труда на рабочих местах ООО "Портер Стафф" (л.д. 110), Экспертные заключения Комитета по труду и социальной защите населения Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 24.08.2005 N 104 (л.д. 113) и от 10.10.2006 N 109 (л.д. 117)).
По результатам независимой экспертизы условий труда в Приложении N 1 к Локальному соглашению, которое, в свою очередь, является Приложением N 1 к Коллективному договору в Обществе установлен перечень рабочих мест с вредными условиями труда, на которых установлены повышенная оплата труда (в виде доплат к окладу (тарифу) и компенсации за вредные условия труда, неустранимые при современном техническом уровне производства и организации труда.
Кроме того, пунктом 3.1.6 Коллективного договора закреплено, что работники имеют право на компенсации, установленные данным Коллективным договором, в соответствии со статьями 210, 219 ТК РФ и статьями 4, 8 Федерального закона "Об основах охраны труда в РФ" в размерах, не превышающих сумм, рекомендованных Объединенной профсоюзной инспекцией труда РОСТ, если они заняты на тяжелых работах и работах с вредными и/или опасными условиями труда.
При этом компенсации (их норма, размер) определяются по методическим рекомендациям профсоюзным инспекторам труда "Порядок установления минимальных доплат к тарифным ставкам и максимальных размеров компенсаций работникам при проведении независимой экспертизы условий труда на рабочих местах", утвержденным . Постановлением ЦС РОСТ от 23.12.2003 N РОСТ-1-090.
В силу пунктов 5.1 - 5.3 Локального соглашения при работе в неблагоприятных условиях труда, работникам устанавливаются денежные компенсации. Компенсационные выплаты устанавливаются в целях профилактики профессиональных и (или) производственно-обусловленных заболеваний и возмещения затрат здоровья, понесенных работниками при исполнении трудовых обязанностей. Размеры, установленных в локальном соглашении компенсационных выплат, должны быть адекватны размеру понесенных работником затрат здоровья в процессе трудовой деятельности (исполнением работником трудовых обязанностей).
Компенсации выплачивались Обществом работникам в соответствии с рекомендованными ОПИТ РОСТ нормами компенсаций (от 3 900 до 8 900 рублей в месяц/42 900 - 97 900 в год соответственно) (Приложение N 1 "Перечень рабочих мест с вредными и/или опасными условиями труда, в том числе - неустранимыми при современном техническом уровне производства и организации труда" к Акту N 1 от 04.08.2004 о проведении независимой экспертизы оценки условий труда на рабочих местах ООО "Портер-Стафф").
Предоставление компенсаций работникам в соответствии со статьями 210, 219 ТК РФ закреплено в Коллективном договоре Общества.
Исходя из вышеизложенного, компенсации работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда, Обществом были установлены и выплачивались в полном соответствии с действующим законодательством РФ, и, в отличие от доплат, на основании пункта 3 статьи 217, подпункта 2 пункта 1 статьи 238 НК РФ, а также с учетом мнения Минфина РФ. и ФНС РФ, не облагались налогом на доходы физических лиц и страховыми взносами на обязательное пенсионное страхование.
Как указано налоговым органом в Решении, Общество за период проверки с 2004 по 2006 год фактически осуществляло деятельность по предоставлению услуг по подбору персонала. Само Общество складских и производственных помещений не имеет, а располагает только офисным помещением, договор аренды которого и был представлен налоговому органу. Трудовые договоры с работниками были заключены непосредственно Обществом, однако указанные работники исполняли свои трудовые обязанности на рабочих местах, предоставленными другими юридическими лицами, с которыми у Общества были заключены договоры возмездного оказания услуг по подбору персонала.
Так, Обществом были заключены договоры возмездного оказания услуг с ООС "Портер", ООО "Портер-Норд", 000 Торговый Дом "Пантеон".
В соответствии с пунктом 1.1 Типового Договора возмездного оказания услуг, Исполнитель, ООО "Портер-Стафф" обязался оказывать услуги Заказчику по участию и управлению в деятельности компании, а также выполнению иных функции, связанных с работой Заказчика. При этом в силу пункта 1.2 Договора для оказания указанных услуг Исполнитель выделяет и направляет (при необходимости - командирует) на предприятие Заказчика необходимое количество работников, обладающих соответствующими знаниями и квалификацией.
Соответственно, подпунктом 3.1.1 Договора установлено, что Заказчик обязан за свой счет обеспечить работников Исполнителя рабочими местами, со всем необходимым оборудованием, материалами, орудиями труда, а также документами и иной информацией, необходимыми для выполнения предусмотренных Договором работ.
Однако все права и обязанности работодателя в отношении своих работников, предоставляемых для оказания Заказчику услуг, предусмотренных Договором, имеет в соответствии с действующим законодательством Исполнитель (пункт 2.4 Договора), и именно Исполнитель обязан нести все расходы, связанные с направлением работников Заказчику (в том числе вытекающие из трудовых отношений Исполнителя и работников: прием и увольнение работников, выплата заработной платы, удержание сумм налогов, оплата больничных, обучение и повышение квалификации и т.д.) (подпункт 3.2.2 Договора).
Исходя из вышеизложенного, а также положений ТК РФ, регулирующих установление компенсаций за тяжелую работу и работу с вредными и (или) опасными условиями труда, именно работодатель обязан установить и выплачивать указанные компенсации своим работникам.
При этом тот факт, что работники осуществляют свою трудовую деятельность на рабочих местах, принадлежащих не непосредственно их работодателю, а его заказчику не умаляет их права на получение соответствующих компенсаций.
Основываясь на вышеизложенном, суд полагает обоснованным установление работникам компенсаций за тяжелую работу и работу с вредными и (или) опасными условиями труда и не включение сумм указанных компенсаций в налоговую базу по налогу на доходы физических лиц и расчетную базу для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
Правомерность позиции общества подтверждена помимо изложенного и практикой арбитражных судов, включая Постановления апелляционного суда по делам N А56-24620/2007, N А56-52443/2006 г., а также Постановлениями Федеральных арбитражных судов (приложены к материалам дела).
Руководствуясь статьями 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
Признать недействительным Решение Межрайонной ИФНС России N 24 по Санкт-Петербургу N 112 от 24.07.2007 г. в части: п.1 решения о привлечении ООО "Портер-Стафф" к налоговой ответственности, предусмотренной ст. 123 НК РФ за неправомерное неперечисление сумм налога на доходы физических лиц, подлежащего удержанию и перечислению в бюджет в виде штрафа в размере 143071, 81 руб., п.п. "б" П.2.1 Решения в части начисления пени за несвоевременную уплату налога на доходы физических лиц в размере 163657, 26 руб., п.2.2 Решения в части предложения удержать доначисленную сумму налога на доходы физических лиц в размере 197763, 78 руб. и предложения представить сведения о невозможности удержания налога по форме N 2-НДФЛ при невозможности удержания налога на прибыль физических лиц в размере 517595, 29 руб., п.З Решения полностью, п.п. "б" п.3.1 Решения в части предложения уплатить суммы неуплаченных сумм страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в размере 678974 руб., п.п. "в" п. 3.1 Решения полностью.
Взыскать с Межрайонной ИФНС России N 24 по Санкт-Петербургу в пользу ООО "Портер-Стафф" расходы по госпошлине в сумме 3000 руб.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения или кассационная жалоба в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в силу.
Судья |
С.П. Рыбаков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 21 апреля 2008 г. N А56-24601/2007
Текст решения предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника