Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
от 14 мая 2008 г. N А56-8240/2008
См. также постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 25 сентября 2008 г.
См. также определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 07 августа 2008 г.
Резолютивная часть решения объявлена 13 мая 2008 года.
Полный текст решения изготовлен 14 мая 2008 года.
Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области в составе: судьи Изотовой С.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Маркиной Л.Н.,
рассмотрев в судебном заседании дело по иску:
заместителя прокурора Ленинградской области к администрации Трубникоборского сельского поселения Тосненского района Ленинградской области, обществу с ограниченной ответственностью "Магистраль-Топливная компания Санкт-Петербург" о признании недействительным договора аренды
при участии:
от прокуратуры Ленинградской области Бобковой Г.Г.;
от Администрации Трубникоборского сельского поселения представителя до перерыва Ломачевой И.Н. (доверенность от 05.05.2008), после перерыва представитель не явился;
от ООО "Магистраль-Топливная компания Санкт-Петербург" представителя Кутузова Е.Ю.
(доверенность от 01.01.2007),
от Леноблкомимущества представителя Петрова Р.В. (доверенность от 25.09.2007),
от Администрации муниципального образования "Тосненский район" представителя Антонович В.В. (доверенность от 24.01.2006),
установил
Первый заместитель прокурора Ленинградской области в соответствии со статьей 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обратился в защиту государственных интересов и интересов Ленинградского областного комитета по управлению государственным имуществом (далее - Леноблкомимущество) в арбитражный суд с иском к администрации Трубникоборского сельского поселения Тосненского района Ленинградской области (далее - Администрация) и обществу с ограниченной ответственностью "Магистраль-Топливная компания Санкт-Петербург" (далее - Общество) о признании недействительным договора от 06.08.2007 аренды земельного участка площадью 6 500 кв. м, расположенного по адресу: Ленинградская обл., в районе дер. Трубников Бор, автодорога "Россия" (Москва - Санкт-Петербург), заключенного ответчиками.
В обоснование заявленных требований прокурор ссылается на заключение договора неуполномоченным органом в нарушение Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрация муниципального образования "Тосненский район" Ленинградской области (далее - Администрация МО "Тосненский район").
В отзыве на исковое заявление Общество считает требования не подлежащими удовлетворению,- ссылаясь на то, что ни Земельный кодекс Российской Федерации, ни Федеральный закон "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" не содержат запрета на сдачу в аренду земельных участков сельхозназначения.
В отзыве на исковое заявление Администрация указывает, что спорный договор заключен ею на основании пункта 6 постановления администрации муниципального образования "Тосненский район" Ленинградской области от 25.07.2007 N 931-па.
В отзыве на исковое заявление Администрация МО "Тосненский район" просит в удовлетворении заявленных требований отказать, ссылаясь на то, что решение о передаче спорного участка в аренду принято администрацией на оснований статьи 22 Земельного кодекса Российской Федерации, устанавливающей возможность передачи в аренду любого земельного участка, за исключением изъятого из оборота; проведение изыскательских работ не является использованием земельного участка в смысле норм статей 78, 79 Земельного кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании объявлен перерыв до 15 час. 20 мин. 13.05.2008.
В судебном заседании прокурор и представитель Леноблкомимущества; поддержал заявленные требования. Представители Общества и Администрации МО "Тосненский район" против удовлетворения исковых требований возражали по мотивам, изложенным в отзывах.
Исследовав материалы дела, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, суд установил следующее.
Как следует из материалов дела, постановлением Администрации МО "Тосненский район" от 25.07.2007 N 931-па предварительно согласовано для Общества место размещения нового строительства комплексной автозаправочной станции на спорном земельном участке, утвержден акт о выборе земельного участка под размещение автозаправочной станции, утвержден проект границ спорного земельного участка; спорный земельный участок предоставлен Обществу в аренду сроком на 11 месяцев под проведение изыскательских работ для определения возможности нового строительства; Обществу поручено заключить договор аренды с Администрацией, а также провести работы по формированию земельного участка для последующего перевода земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель земли промышленности и иного специального назначения; Администрации поручено заключить договор аренды с Обществом.
06.08.2007 между Администрацией и Обществом заключен договор аренды земельного участка площадью 6 500 кв. м, расположенного по адресу: Ленинградская обл., в районе дер. Трубников Бор, автодорога "Россия" (Москва - Санкт-Петербург) 601+800 (слева) под проведение изыскательских работ для определения возможности нового строительства комплексной автозаправочной станции.
Полагая, что оспариваемый договор заключен с нарушением требований Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон об обороте земель), заместитель прокурора обратился в суд с настоящим иском.
Из статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что критерием подразделения земель на категории является их целевое назначение. Земли определенной категории, в том числе сельскохозяйственного назначения, должны использоваться в соответствии с установленным для них целевым назначением.
Согласно статье 77 Земельного кодекса Российской Федерации землями сельскохозяйственного назначения признаются земли за чертой поселений, предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.
В соответствии со статьей 78 того же Кодекса земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей.
Выбор земельного участка под строительство и согласование места размещения объекта является одной из стадий предоставления земельного участка для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в порядке, предусмотренном статьями 30 - 32 Земельного кодекса Российской Федерации. Заканчивается данный процесс принятием компетентным органом решения о предоставлении земельного участка для строительства.
Между тем отношения, связанные с распоряжением земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения в силу пункта 6 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации регулируются Законом об обороте земель. Этим же Законом согласно его статье 1 установлены правила, применяемые к сделкам, результатом совершения которых является возникновение или прекращение прав на названные земельные участки, а также определены условия предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Согласно статье 10 упомянутого Закона земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть переданы в аренду на торгах, за исключением случаев передачи в аренду земель сельхозназначения из фонда перераспределения земель, либо в. порядке, установленном статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации, если имеется только одно заявление о передаче участка в аренду при условии предварительного и заблаговременного опубликования сообщения о наличии предлагаемой для такой передачи земельных участков в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации; при этом принятие решения о передаче земельных участков в аренду допускается при условии, что в течение месяца с момента опубликования сообщения не поступили иные заявления.
Доказательства соблюдения установленного Законом об обороте земель порядка передачи в аренду земель сельскохозяйственного назначения ответчики в материалы дела не представили.
Кроме того, в соответствии с пунктом 1 статьи 9 Закона об обороте земель в аренду могут быть переданы прошедшие государственный кадастровый учет земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения.
Однако, как следует из объяснений ответчиков и третьего лица, оформление участка площадью 6 500 кв. м в качестве самостоятельного объекта недвижимости не осуществлено, что препятствовало совершению сделки аренды.
Статья 1 Федерального закона "О государственном земельном кадастре" определяет понятие государственного кадастрового учета земельных участков как описание и индивидуализацию в Едином государственном реестре земель земельных участков, в результате чего каждый земельный участок получает такие характеристики, которые позволяют однозначно выделить его из других земельных участков и осуществить его качественную и экономические оценки. Государственный кадастровый учет земельных участков сопровождается присвоением каждому земельному участку кадастрового номера. Под кадастровым номером земельного участка, который в обязательном порядке должен быть внесен в Реестр для каждого земельного участка, понимается уникальный, не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации номер земельного участка, который присваивается ему при осуществлении кадастрового учета в соответствии с процедурой, установленной российским законодательством, и сохраняется, пока данный земельный участок существует как единый объект зарегистрированного права.
Согласно пунктам 1, 3 статьи 14 названного Закона Единый государственный реестр содержит сведения о существующих и прекративших существование земельных участках.
Моментом возникновения или моментом прекращения существования земельного участка как объекта государственного кадастрового учета в соответствующих границах является дата внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр земель.
Спорный договор, предметом которого является земельный участок, не прошедший кадастровый учет, является незаключенным.
Учитывая изложенное, требования заместителя прокурора о признании недействительным такого договора не подлежат удовлетворению.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
в удовлетворении заявленных требований отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения или кассационная жалоба в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в силу.
Судья |
С.В. Изотову |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 14 мая 2008 г. N А56-8240/2008
Текст решения предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника