Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
от 19 марта 2007 г. N А56-36244/2006
См. также постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 04 июля 2007 г.
Резолютивная часть решения объявлена 12.03.2007.
Полный текст решения изготовлен 19 марта 2007 года.
Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
в составе:
судьи Ульяновой М.Н..
при ведении протокола судебного заседания судьей Ульяновой М.Н. рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:
заявитель Негосударственное образовательное учреждение
Профессионального образования "Институт парикмахерского искусства и эстетики "Влада" заинтересованное лицо (ответчик) Межрайонная ИФНС России N 8по Санкт-Петербургу об оспаривании постановления
при участии
от заявителя адв. Ананьин В.М.. доверенность от 01.01.2007:
от заинтересованного лица (ответчика) Козлов B.C.. доверенность от 05.03.2007; Лапина Е.Е.. доверенность от 01.09.2006:
установил:
Негосударственное образовательное учреждение Профессионального образования "Институт парикмахерского искусства и эстетики "Влада" (далее - НОУ ПО "Влада". заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением об оспаривании постановления Межрайонной ИФНС России N 8 по Санкт-Петербургу (далее - инспекция, ответчик) от 05.07.2006 .V" 340. которым НОУ ПО "Влада" привлечено к административной ответственности по статье 15.1 КоАП РФ за нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций.
Ответчик против заявленных требований возражает, по мотивам, изложенным в отзыве.
На основании ст. 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судеоном заседании оыл объявлен перерыв. После перерыва судеоное заседания продолжено
Выслушав доводы представителей лиц. участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд установил следующее.
Как видно из материалов дела. 15.06.2006 в 15 час. 38 мин. налоговой инспекцией проведена проверка соблюдения требований Закона РФ от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт", условий работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций в Негосударственном образовательном учреждении Профессионального образования "Институт парикмахерского искусства и эстетики "Влада". расположенном по адресу: Санкт-Петербург, ул. Мясная, д. П.
В результате проверки инспекция установила, что 05.06.2006. 06.06.2006 и 07.06.2006 за счет денежной выручки, поступившей в кассу НОУ ПО "Влада". выдано гражданин} Вирченко М.В. 62360 руб.. 37880 руб. и 24500 руб. соответственно в счет погашения займа по договор}' от 02.06.2006 N 2. и пришла к выводу о несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств, так как. по мнению инспекции, в представленном решении учреждения банка от 17.01.2006 расходование выручки разрешено на заработную плату и выплаты социального характера, а так же на командировочные расходы, покупку канцелярских принадлежностей и хозяйственного инвентаря, оплату срочных ремонтных работ. При этом отсутствует разрешение банка на расходование поступающей в кассу денежной выручки на погашение займа.
По результатам проверки составлен акт N 29884 от 15.06.2006 и протокол N 340 о 26.06.2006.
На основании данного протокола и материалов проверки инспекцией вынесено постановление от 05.07.2006 N 340. оспариваемое заявителем, о назначении Негосударственному образовательному учреждению административного наказания по статье 15.1 КоАП РФ в виде штрафа в размере 40000 руб. за нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций.
Общество не согласилось с принятым постановлением и обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Оценив представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам. Статьей 15.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в осуществлении расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров, неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности, несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств, а равно в накоплении в кассе наличных денег сверх установленных лимитов.
В соответствии с приведенной выше нормой права нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в том числе в несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от четырехсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда.
Решением Совета директоров Центрального банка России от 22.09.1993 N 40. в компетенцию которого входит установление порядка ведения кассовых операций, утвержден Порядок ведения кассовых операций в Российской Федерации (далее - Порядок).
Согласно пунктам 1. 3. 29 указанного Порядка предприятия, объединения, организации и учреждения (в дальнейшем - предприятия) независимо от организационно-правовых форм и сферы деятельности обязаны хранить свободные денежные средства в учреждениях банков. Для осуществления расчетов наличными деньгами каждое предприятие должно иметь кассу изолированное помещение, предназначенное для приема, выдачи и временного хранения наличных денег, и обеспечить сохранность денег в помещении кассы.
Буквальное толкование указанных норм права свидетельствует о том, что порядок хранения свободных денежных средств, за несоблюдение которого установлена административная ответственность по статье 15.1 КоАП РФ, включает в себя не только
хранение свободных денежных средств в учреждениях банков, но и оборудование на предприятиях соответствующего помещения кассы.
Поскольку отсутствие в Негосударственном образовательном учреждении Профессионального образования "Институт парикмахерского искусства и эстетики "Влада" надлежащим образом оборудованного помещения кассы не проверялось налоговой инспекцией, соответствующие доказательства в материалах дела отсутствуют, заявитель неправомерно привлечен к административной ответственности по статье 15.1 КоАП РФ за несоблюдение порядка хранения свободных денежных средств.
Согласно пункту 7 Порядка предприятия, имеющие постоянную денежную выручку, по согласованию с обслуживающими их банками могут расходовать ее на оплату труда и выплату социально-трудовых льгот (в последующем - оплата труда), закупку сельскохозяйственной продукции, скупку тары и вещей у населения.
Согласно абзацу 2 пункта 2.5 Положения о правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации от 05.01.1998 N 14-П. утвержденного Советом директоров ЦБ РФ (далее - Положение), лимит остатка наличных денег в кассе устанавливается учреждениями банков ежегодно всем предприятиям независимо от организационно-правовой формы и сферы деятельности, имеющим кассу и осуществляющим налично-денежные расчеты.
Лимит остатка кассы определяе1ся исходя из объемов налично-денежного оборота предприятия с учетом особенностей режима его деятельности, порядка и сроков сдачи наличных денежных средств в учреждения банков, обеспечения сохранности и сокращения встречных перевозок ценностей (абз. 9 п. 2.5 Положения).
В п. 2.7 Положения указано, что расходование поступающей в кассу предприятия денежной выручки на цели, предусмотренные федеральными законами и иными правовыми актами, действующими на территории Российской Федерации, и принятыми в их исполнение нормативными актами Банка России, осуществляется по согласованию с обслуживающим его учреждением банка. Решение о расходовании предприятиями денежной выручки из кассы принимается учреждениями банков ежегодно на основании письменных заявлений предприятий и представленного расчета по форме 0408020 (Приложение 1 к Положению) с учетом соблюдения ими порядка работы с денежной наличностью, состояния расчетов с бюджетами всех уровней, государственными внебюджетными фондами, поставщиками сырья, материалов и услуг, а также с учреждениями банков по ссудам.
При этом в случае изменения объемов кассовых оборотов, условий сдачи выручки, а также в соответствии с договором банковского счета допускается пересмотр лимита остатка кассы в течение года (последний абзац п. 2.5 Положения).
Таким образом, если в ежегодном расчете лимита остатка кассы, представленном учреждению банка, организация не указала рассматриваемую цель расхода, то она вправе подать уточненный расчет с указанием дополнительных статей расходов.
Вместе с тем. исходя из положений, сформулированных в статье 15.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации РФ. ответственность организаций за нецелевое использование наличной выручки законодательством не установлена.
Учитывая изложенное, постановление Межрайонной ИФНС России N 8 по Санкт-Петербургу от 05.07.2006 N 340 о привлечении НОУ ПО "Влада" к административной ответственности по ст. 15.1 КоАП РФ не соответствует закону.
Таким образом, требование заявителя обоснованно, и подлежит удовлетворению. Взимание государственной пошлины за рассмотрение арбитражным судом дел об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности законом не предусмотрено.
Руководствуясь статьями 167-170. 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
Признать незаконным и отменить постановление Межрайонной ИФНС России N 8 по Санкт-Петербургу от 05.07.2006 N 340. принятое в отношении Негосударственного образовательного учреждения Профессионального образования "Институт парикмахерского искусства и эстетики "Влада", о привлечении к административной ответственности по ст. 15.1 КоАП РФ.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней со дня принятия решения.
Судья |
М.Н. Ульянова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 19 марта 2007 г. N А56-36244/2006
Текст решения предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об иформационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источика