Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
от 15 декабря 2006 г. N А56-45916/2006
См. также постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 12 апреля 2007 г.
Резолютивная часть решения объявлена 11 декабря 2006 года.
Полный текст решения изготовлен 15 декабря 2006 года.
Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области в составе:
судьи Несмияна С.И.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Смирновой А.А.
рассмотрев в судебном заседании дело по иску:
истец ОАО "Боровичский комбинат огнеупоров
ответчик ОАО "Российские железные дороги"
о взыскании 6372,4 руб.
при участии
от истца не яв.
от ответчика юр/к И.В. Смирновой по дов. от 23.12.06
установил:
ОАО "Боровичский комбинат огнеупоров" обратилось в арбитражный суд с иском о взыскании с ОАО "Российские железные дороги" суммы 6372,74 руб. неосновательно списанной по перечню в ТехПД N 111 от 05.04.2006 года в качестве штрафа за пользование вагонами поданными 28 и 30 марта 2006 года за период задержки под выгрузкой на подъездных необщего пользования, примыкающих к ст. Боровичи Окт. ж.д. на основании ведомостей подачи и уборки вагонов N 036077 и N 036080.
Ответчик иск не признал указав, что вагоны находились на простое и после подачи уведомления об окончании выгрузки, поскольку уборке вагонов препятствовали другие не выгруженные в нормативный срок вагоны.
Из материалов дела видно, что между ОАО "Российские железные дороги" (перевозчик) и ОАО "Боровичский комбинат огнеупоров" (владелец) заключен договор N 60/Б на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего ветвевладельцу. В соответствии с пунктом 7 договора на путь 13 подаются вагоны под выгрузку глины в количестве 7 вагонов, а на путь 18 подаются вагоны в количестве 10 вагонов.
По ведомости подачи и уборки вагонов N 036077 28.03.2006 г. на подъездной путь N 13 поданы 7 вагонов. При технологической норме времени нахождения под выгрузкой 0,3 часа на вагон выгрузка последнего вагона длилась 41 час. Остальные вагоны находились в ожидании уборки вагонов группой.
По ведомости подачи и уборки вагонов N 036080 30.03.2006 г. на подъездной путь N 18 поданы 7 вагонов. При технологической норме времени нахождения под выгрузкой 1.1 часа на вагон выгрузка последнего вагона длилась 37 часов. Остальные вагоны находились в ожидании уборки вагонов группой.
На основании ведомостей подачи и уборки вагонов N 036077 и N 036080 по перечню в ТехПД N 111 от 05.04.2006 года ОАО "Российские железные дороги" списало с лицевого счета N 367 ОАО "Боровичский комбинат огнеупоров" 6600 рублей в качестве штрафа за пользование вагонами, поданными 28 и 30 марта 2006 года за период их простоя на подъездных путях необщего пользования ст. Боровичи Окт. ж. д.
Арбитражный суд признал списание штрафа за пользование вагонами обоснованным. Пунктом 2.1 Соглашения о централизованных расчетах за услуги железной дороги предусмотрено право перевозчика производить списание с лицевого счета владельца платы за пользование вагонами и штрафов.
В пункте 35 постановления Пленума ВАС РФ от 6 октября 2005 года N 30 судам содержатся указания о применении положений Устава железнодорожного транспорта РФ, касающиеся взимания штрафов за пользование вагонами. Согласно части 6 статьи 62 Устава за задержку принадлежащих перевозчику вагонов, контейнеров под погрузкой, выгрузкой на местах общего и необщего пользования, в том числе на железнодорожных путях необщего пользования, более чем на двадцать четыре часа по истечении технологических сроков оборота вагонов, контейнеров, установленных договорами на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования или договорами на подачу и уборку вагонов, либо по истечении тридцати шести часов с момента подачи вагонов под погрузку, выгрузку локомотивами перевозчика грузоотправители, грузополучатели, владельцы железнодорожных путей необщего пользования уплачивают перевозчику штрафы, установленные статьей 99 Устава, без внесения при этом платы за пользование вагонами, контейнерами/Штраф подлежит взысканию за нарушения, указанные в статье 62 Устава, независимо от того, предусмотрен ли он в договоре.
Время нахождения вагонов, контейнеров на железнодорожных путях необщего пользования, обслуживаемых локомотивом владельца или пользователя этих путей (технологический срок оборота вагонов), исчисляется с момента передачи владельцу таких путей вагонов, контейнеров на выставочных путях до момента их возвращения на железнодорожные выставочные пути.
В отношениях, урегулированных договором на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования, обслуживаемого локомотивом владельца пути, или договором на подачу и уборку вагонов, ответственность, предусмотренная частью 6 статьи 62, частью 2 статьи 99, статьями 100 и 101 Устава, наступает в случае задержки возврата вагонов, контейнеров владельцем железнодорожных путей необщего пользования на выставочные пути более чем на двадцать четыре часа сверх технологических сроков оборота вагонов, контейнеров, установленных договором.
Взыскание штрафа по истечении тридцати шести часов с момента подачи вагонов под погрузку и выгрузку производится в случае подачи их к местам погрузки и выгрузки локомотивом перевозчика.
Поскольку подача вагонов, контейнеров к местам погрузки и выгрузки либо на выставочные пути необщего пользования связана с осуществлением перевозок груза, спорные вопросы о взыскании платы за пользование вагонами, контейнерами, а в случаях, предусмотренных статьями 62 и 99 Устава, и штрафа, в том числе и при наличии договора о расчетах через ТехПД, должны быть урегулированы в порядке, указанном в Уставе.
Пунктом 9 договора на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования установлено, что с железнодорожного пути необщего пользования вагоны возвращаются всей группой вагонов одновременно поданной на места погрузки-выгрузки. Указанное условие включено в договор в связи с невозможностью уборки одиночных вагонов из поданной под выгрузку группы. Поэтому ОАО "РЖД" обоснованно не применяет штрафные санкции только при соблюдении владельцем пути технологических сроков выгрузки. Не подтверждается доказательствами довод истца о подаче под выгрузку вагонов в количестве, превышающем норму подачи вагонов.
Кроме того, в соответствии со статьей 39 УЖТ РФ плата за пользование вагонами, принадлежащими перевозчику, подлежит взысканию независимо от места нахождения вагонов в ожидании выгрузки по причине занятости пути вагонами предшествующей подачи из-за просрочки грузополучателя.
Руководствуясь статьями 156, 170, 176, 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
В иске отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения или кассационная жалоба в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в силу.
Судья |
С.И. Несмиян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 15 декабря 2006 г. N А56-45916/2006
Текст решения предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника