Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
от 14 апреля 2008 г. N А56-17748/2007
См. также постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 1 ноября 2008 г.
Резолютивная часть решения объявлена 27 февраля 2008 года.
Полный текст решения изготовлен 14 апреля 2008 года.
Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области в составе:
судьи Жбанов В.Б.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кармановским Д.А.
рассмотрев в судебном заседании дело по исковому заявлению:
истец: ОАО"Ленэнерго"
ответчики: Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации,
город федерального значения Санкт-Петербург в лице Жилищного комитета Правительства
Санкт-Петербурга
третьи лица: ЗАО "Петроэлектросбыт", Комитет по труду и социальной защите населения
Санкт-Петербурга, Комитет финансов Санкт-Петербурга
о взыскании убытков
при участии
от истца: представитель Горшкова Е.С. по доверенности от 23.11.2007 N 334-07
от ответчиков:
Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации -
представитель Заиров Д.Г. по доверенности от 22.01.2008
Город федерального значения Санкт-Петербург в лице Жилищного комитета Правительства
Санкт-Петербурга - представитель Ксензов А.Н. по доверенности от 21.01.2008 N 2-113/08
третьи лица: ЗАО "Петроэлектросбыт" - представитель Карпин Д.М. по доверенности от 08.02.2007 N 01- 02/571 :
Комитет по труду и социальной защите населения Санкт-Петербурга - представитель
Макорта Г.А. по доверенности от 24.12.2007
Комитет финансов Санкт-Петербурга - представитель Горшкова Е.С. по доверенности от 07.12.2007
о взыскании убытков
установил:
Открытое акционерное общество "Ленэнерго" обратилось в Арбитражный суд города
Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации, городу федерального значения Санкт- Петербургу в лице Жилищного комитета Правительства Санкт-Петербурга о взыскании убытков в сумме 2 029 197,85 руб. !
Определением от 07.08.2007 суд привлек к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, ЗАО "Петроэлектросбыт", Комитет по труду и социальной- защите наееления Санкт-Петербурга, Комитет финансов Санкт-Петербурга.
Определением от 07.08.2007 суд завершил предварительное судебное заседание, назначил судебное разбирательство.
Жилищный комитет Правительства Санкт-Петербурга просил применить исковую давность в отношении исковых требований о взыскании убытков, возникших с 01.01.2004 по 21.06.2004, поскольку истцом срок исковой давности, установленный статьей 196 Гражданского кодекса Российской Федерации пропущен.
В судебном заседании 20.11.2007 Истец уточнил исковые требования и просит суд взыскать 324 149,89 руб.
Жилищный комитет Правительства Санкт-Петербурга исковые требования не признал, поддержал ходатайство о пропуске истцом срока исковой давности за период с 01.01.2004 по 21.06.2004.
Ответчик - Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации в судебные заседания не являлось, отзыв и возражения по иску не представило.
Третье лицо - Комитет финансов Санкт-Петербурга - возражало против удовлетворения требований истца по мотивам, изложенным в отзыве, сославшись на отсутствие в течение 2004 года финансирования в полном объеме из федерального бюджета расходов, связанных с предоставлением льгот по оплате коммунальных услуг, а также на недоказанность истцом факта причинения ему убытков в результате действий (бездействия) органов власти Санкт-Петербурга и незаконности указанных действий (бездействия).
Третье лицо - Комитет по труду и социальной защите населения Санкт-Петербурга полагает, что надлежащим ответчиком по иску должна являться Российская Федерация в лице Министерства финансов РФ, расходные обязательства по возмещению недополученных доходов ОАО "Ленэнерго" являются обязательствами федерального бюджета, кроме того, истцом необоснованно в сумму иска включен НДС.
Третье лицо - ОАО "Петроэлектросбыт" поддерживает исковые требования истца.
Изучив материалы дела, выслушав доводы представителей сторон, суд установил, что иск подлежит удовлетворению частично по следующим обстоятельствам:
ОАО "Ленэнерго" в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и Санкт-Петербурга, в период с 01.01.2004 по 31.12.2004 при взимании платы за электроэнергию от отдельных категорий граждан, проживающих в Санкт-Петербурге, учитывал их право на льготу путем уменьшения платежа за электроэнергию на размер льготной скидки, установленной законом или иным нормативно-правовым актом РФ и Санкт-Петербурга.
Из искового заявления следует, что за указанный период ОАО Ленэнерго" в связи с предоставлением гражданам льгот в соответствии с Законом "О реабилитации жертв политических репрессий" от 18.10.1991 года были произведены расходы в размере 2 478 044,37 руб.
Как утверждает истец, в связи с технической и технологической сложностью процесса проведения сверки убытки, возникшие в связи с предоставлением гражданам, проживающим в Санкт-Петербурге, льгот, ОАО "Ленэнерго" возмещены не в полном объеме.
Согласно статьям 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
В соответствии со статьей 16 Федерального закона "О реабилитации жертв политических репрессий" от 18.10.1991 года (далее Закон) реабилитированным жертвам политических репрессий были предусмотрены льготы по оплате жилья и коммунальных услуг.
Порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением в 2004 году льгот, предусмотренных Законом, Положением о порядке предоставления льгот реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, утв. Постановлением Правительства РФ от 03.05.1994 г. 419, определен указанными нормативно-правовыми актами, статьей 15.6 Закона РФ от 24.12.1992 года 4218-1 "Об основах федеральной жилищной политики", а также Правилами предоставления и расходования в 2002 году средств Фонда компенсаций на реализацию Закона, утв. Постановлением Правительства РФ от 22.05.2002 г. 334 (срок действия Положения продлен на 2003 и 2004 годы).
В соответствии с указанными нормативно-правовыми актами расходы связанные с предоставлением данных льгот, финансируются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований с последующей компенсацией соответствующих затрат за счет средств федерального бюджета в пределах ассигнований, предусмотренных на эти цели в Фонде компенсаций.
Из представленных Комитетом финансов Санкт-Петербурга в дело материалов следует, что все средства, перечисленные Санкт-Петербургу на реализацию Федерального закона "О реабилитации жертв политических репрессий" в 2004 году были использованы в соответствии с их целевым назначением, что подтверждается годовым отчетом об исполнении консолидированного бюджета Санкт-Петербурга за 2004 год.
Финансирование из федералБного бюджета на компенсацию расходов, связанных с предоставлением льгот по оплате жилья и коммунальных услуг льготным категориям граждан, в том числе и реабилитированным жертвам политических репрессий, в течение 2004 года выделялось не в полном объеме.
Задолженность федерального бюджета за 2004 год перед бюджетом Санкт-Петербурга в связи с предоставлением указанных льгот составила 529,7 млн. рублей.
Пунктом 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 разъяснено, что возложение федеральным законодателем ; обязанности по финансированию льгот на субъект Российской Федерации или органы местного самоуправления означает передачу осуществления отдельных государственных полномочий на другой уровень власти, что в силу пункта 4 статьи 130, статей 133 и 136 БК РФ (в редакции, действовавшей до 01.01.2005), раздела 4 Программы развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.08.2001 N 584, должно сопровождаться одновременной передачей необходимых финансовых средств нижестоящим бюджетам в форме субвенций.
Если установившим льготы федеральным законом или принятым в его исполнение иным нормативным правовым актом обязанность по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, возлагается на субъект Российской Федерации или муниципальное образование, то при недостаточности выделенных на эти цели средств из федерального бюджета взыскание должно осуществляться с Российской Федерации независимо от того, были ли предусмотрены соответствующие расходы в бюджете субъекта Российской Федерации или муниципального образования.
В связи с недостаточностью финансирования средств для компенсации спорных расходов, учитывая разъяснение, содержащееся в пункте 17 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", требование истца подлежит удовлетворению за счет казны Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации на основании статей 16, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Как следует из отметки на почтовом отправлении, иск направлен 21.06.2007 г.
В соответствии со статьей 200 ГК РФ течение срока исковой давности начинается со дня, когда Истец узнал или должен был узнать о нарушении своего права.
Учитывая, что оплата услуг, предоставляемых Истцом производится ежемесячно и Истец узнает о своих расходах, связанных с предоставлением льготы на следующий месяц после оказания услуг, суд считает обоснованным заявление ответчика - Жилищного комитета Правительства Санкт-Петербурга о пропуске трехлетнего срока исковой давности в отношении требований о взыскании убытков, возникших с 01.01.2004 г. по 21.06.2004 г.
В соответствии с Актом сверки количества граждан, которым были предоставлены льготы по оплате электроэнергии ОАО "Ленэнерго" в лице ЗАО "Петроэлектросбыт" за 12 месяцев 2004 года от 22.10.2007 в соответствии с Законом "О реабилитации жертв политических репрессий" подтвержден льготный статус 740 граждан, которым были предоставлены льготные скидки на сумму 324 149 руб. 89 коп., что составляет 274 703 руб. 30 коп. (без учета 18 % НДС, сумма которого равна 49 446 руб. 59 коп.).
По данным информационной системы ЗАО "Петроэлектросбыт" в период с 01.01.2004 по 21.06.2004 гражданам, льготный статус которых подтвержден в результате дополнительной сверки Актом от 22.10.2007, были предоставлены льготные скидки на сумму 141 017 руб. 30 коп.(без учета 18 % НДС, сумма которого равна 25 383 руб. 11 коп.), таким образом иск подлежит удовлетворению в сумме 133 686 руб.
Истцом неправомерно включены в цену иска суммы налога на добавленную стоимость.
Согласно статье 143 НК РФ, налогоплательщиками НДС признаются организации, индивидуальные предприниматели, лица, признаваемые налогоплательщиками налога на добавленную стоимость в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, определяемые в соответствии с Таможенным кодексом РФ.
В соответствии с пунктом 2 статьи 154 НК РФ, при реализации товаров (работ, услуг) с учетом субвенций (субсидий), предоставляемых бюджетами различного уровня в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или с учетом льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством, налоговая база определяется как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из фактических цен их реализации.
Кроме того, пунктом 1 статьи 146 НК РФ определены объекты налогообложения по НДС. Компенсация расходов, понесенных в связи с оказанием услуг льготным категориям потребителей, полученная от уполномоченного к ее выплате государственного органа, объектом налогообложения не является.
Расходы по госпошлине в соответствии со статьей 110 АПК РФ относятся на Российскую Федерацию пропорционально удовлетворенным требованиям.
Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176 Арбитражного процессуальная кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
решил:
Взыскать с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации в пользу Открытого акционерного общества "Ленэнерго" 133 686 руб. убытков, образовавшихся у истца в результате отсутствия возмещения расходов, произведенных в связи с предоставлением льгот в соответствии с Законом РФ "О реабилитации жертв политических репрессий" в 2004 году, в возмещение расходов по госпошлине 4 173 руб. 72 коп.
В остальной части в иске отказать.
В иске к Городу федерального значения Санкт-Петербургу в лице Жилищного комитета Правительства Санкт-Петербурга - отказать.
Выдать исполнительный лист в порядке статьи 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения или кассационная жалоба в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в силу.
Судья |
В.Б.Жбанов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 14 апреля 2008 г. N А56-17748/2007
Текст решения предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника