Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Долгосрочная целевая программа
"Поддержка и развитие особо охраняемых
природных территорий Ленинградской области на 2009 - 2010 годы"
(утв. постановлением Правительства Ленинградской области
от 11 декабря 2009 г. N 369)
Паспорт
долгосрочной целевой программы "Поддержка и развитие особо охраняемых
природных территорий Ленинградской области на 2009 - 2010 годы"
Полное наименование |
Долгосрочная целевая программа "Поддержка и развитие особо охраняемых природных территорий Ленинградской области на 2009 - 2010 годы" (далее - Программа) |
Цели Программы |
Сохранение природной среды в Ленинградской области путем создания долгосрочной стратегии развития и обеспечения функционирования региональной системы особо охраняемых природных территорий Ленинградской области |
Основные задачи Программы |
Проведение природоохранных мероприятий по сохранению особо охраняемых природных территорий, совершенствование системы контроля и управления, разработка и внедрение механизмов использования рекреационного потенциала, повышение уровня экологического воспитания и образования |
Разделы Программы |
Формирование нормативно-правовой базы особо охраняемых природных территорий Проведение природоохранных мероприятий на особо охраняемых природных территориях Развитие инфраструктуры и организация управления особо охраняемыми природными территориями Информационное обеспечение функционирования особо охраняемых природных территорий Развитие рекреации на особо охраняемых природных территориях Эколого-просветительская деятельность на особо охраняемых природных территориях |
Объем финансовых ресурсов, запланированных по Программе |
Общий объем финансирования Программы - 16135 тыс. рублей, в том числе: областной бюджет - 14455 тыс. рублей, прочие источники - 1680 тыс. рублей; 2009 год - 5855 тыс. рублей, в том числе: областной бюджет - 5275 тыс. рублей, прочие источники - 580 тыс. рублей; 2010 год - 10280 тыс. рублей, в том числе: областной бюджет - 9180 тыс. рублей, прочие источники - 1100 тыс. рублей |
Показатели эффективности Программы |
Объем финансирования мероприятий Программы (от общего объема финансирования из областного бюджета Ленинградской области): на проведение природоохранных мероприятий на особо охраняемых природных территориях в 2009 году - 7,6 процента, в 2010 году - 3,9 процента; на развитие инфраструктуры и организацию управления особо охраняемыми природными территориями в 2009 году - 20,1 процента, в 2010 году - 59,6 процента; на создание геоинформационной системы особо охраняемых природных территорий в 2009 году - 24,6 процента, в 2010 году - 14,1 процента; на развитие рекреации на особо охраняемых природных территориях в 2009 году - 8,9 процента; на издательскую и эколого-просветительскую деятельность в 2009 году - 30,9 процента, в 2010 году - 15,6 процента. Социальная эффективность: сохранение уникальных и типичных природных комплексов на особо охраняемых природных территориях; выполнение международных обязательств Российской Федерации, в том числе по сохранению пяти водно-болотных угодий международного значения на территории Ленинградской области, утвержденных Правительством Российской Федерации. Бюджетная эффективность: сокращение бюджетных расходов на выполнение природоохранных мероприятий за счет средств, привлеченных государственными учреждениями, осуществляющими оперативное управление конкретными особо охраняемыми природными территориями, а также средств организаций, осуществляющих природоохранную, эколого-просветительскую, туристическую и культурно-оздоровительную деятельность, в 2009 году - на 180 тыс. рублей, в 2010 году - на 230 тыс. рублей; привлечение средств на поддержку и развитие особо охраняемых природных территорий из прочих источников в 2009 году - 580 тыс. рублей, в 2010 году - 1100 тыс. рублей. Экономическая эффективность: ожидаемый экономический эффект от реализации мероприятий Программы за счет разницы в нормативной стоимости земельных участков на особо охраняемых природных территориях и вне их при организации новых и уточнении границ существующих особо охраняемых природных территорий составит 36800 тыс. рублей, в том числе: 2009 год - 30700 тыс. рублей, 2010 год - 6100 тыс. рублей; предотвращенный экологический ущерб в результате актуализации проектов организации, зонирования территорий и утверждения планов управления особо охраняемыми природными территориями составит 75905 тыс. рублей, в том числе: 2009 год - 25500 тыс. рублей, 2010 год - 50405 тыс. рублей |
Основные индикаторы реализации (целевые задания) Программы |
Разработка и утверждение не менее 26 нормативных правовых актов в сфере особо охраняемых природных территорий, в том числе: 2009 год - не менее 11, 2010 год - не менее 15; установка на особо охраняемых природных территориях не менее 42 предупредительных и информационных знаков; количество посетителей экологического центра - ежегодно не менее 1,5 тыс. человек; обеспечение ежегодно: не менее 4000 запросов по информационной аналитической системе "Особо охраняемые природные территории Ленинградской области", 1500 запросов по размещению объектов на особо охраняемых природных территориях, не менее 11 тыс. посещений сайта "Особо охраняемые природные территории Ленинградской области" при среднем времени посещения 5,5 минуты; обустройство особо охраняемых природных территорий для приема не менее 1040 посетителей в 2009 году; количество школьников, студентов, иных лиц, участвующих в природоохранных, эколого-просветительских мероприятиях в сфере особо охраняемых природных территорий - не менее 20 тыс. человек |
Основания для разработки Программы |
Федеральный закон от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях"; Федеральный закон от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды"; постановление Правительства Ленинградской области от 18 июля 2008 года N 209 "О Порядке разработки, утверждения и контроля за реализацией долгосрочных целевых программ в Ленинградской области" |
Разработчик Программы |
Комитет по природным ресурсам Ленинградской области |
Срок разработки Программы |
2008 - 2009 годы |
Стоимость разработки Программы |
Не требует финансовых затрат |
Представитель заказчика (координатор) Программы |
Комитет по природным ресурсам Ленинградской области |
Участники Программы |
Органы местного самоуправления Ленинградской области; государственные учреждения Ленинградской области; организации (поставщики, подрядчики), участвующие в реализации Программы в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" |
Фамилия, имя, отчество, должность, телефон руководителя Программы |
Степченко Александр Анатольевич - председатель комитета по природным ресурсам Ленинградской области, тел. 496-56-36 |
Контроль за выполнением Программы |
Общий контроль за выполнением Программы осуществляет вице-губернатор Ленинградской области - председатель комитета по агропромышленному и рыбохозяйственному комплексу. Контроль за выполнением мероприятий Программы и целевым использованием финансовых средств осуществляет комитет по природным ресурсам Ленинградской области. Комитет по природным ресурсам Ленинградской области представляет отчет о реализации мероприятий Программы ежеквартально в комитет экономического развития и инвестиционной деятельности Ленинградской области и ежегодно - в Правительство Ленинградской области |
1. Анализ ситуации, обоснование целей и задач Программы
1.1. Общая информация
Современное понимание задач охраны природы рассматривает формирование глобальной системы особо охраняемых природных территорий (далее - ООПТ) как важнейший путь сохранения среды обитания человека. Этим объясняется огромное международное внимание к региональным системам ООПТ России - крупнейшей составной части глобальной системы ООПТ.
В международной природоохранной практике существование систем ООПТ разных уровней (международных, федеральных, региональных и местных) - обычное явление. ООПТ регионального подчинения в Российской Федерации имеют наибольшую площадь и выполняют основной объем природоохранных задач. В европейских странах ООПТ занимают в среднем 10-12 процентов территории.
Необходимыми условиями формирования региональной системы ООПТ в Ленинградской области являются:
приоритет решения задач по охране природы;
научная обоснованность ценности каждой ООПТ с природоохранной, рекреационной и познавательной точек зрения;
реальная возможность поддержания режима особой охраны, обеспечивающего надлежащие условия для сохранения основных охраняемых природных комплексов и объектов независимо от уровня развития хозяйственной деятельности;
первоочередность организации ООПТ в наиболее населенных и освоенных в хозяйственном отношении районах Ленинградской области, где природоохранная, рекреационная и познавательная ценность природного комплекса или объекта особенно высока.
В настоящее время на территории Ленинградской области располагаются 45 ООПТ общей площадью 571590,8 гектара, в том числе:
две ООПТ федерального значения площадью 102015 гектаров (из них 5000 гектаров - акватория Ладожского озера): государственный природный заповедник федерального значения "Нижнесвирский" площадью 41615 гектаров, государственный природный заказник федерального значения "Мшинское болото" площадью 60400 гектаров;
39 ООПТ регионального значения: природный парк "Вепсский лес" общей площадью 189100 гектаров, 23 государственных природных заказника регионального значения площадью 270945,5 гектара, в том числе 97960,2 гектара - акватория Финского залива и 15 памятников природы регионального значения площадью 5628,7 гектара.
Пять ООПТ Ленинградской области общей площадью 257189,7 гектара являются водно-болотными угодьями международного значения.
Согласно реестру особо охраняемых природных территорий местного значения на территории Ленинградской области зарегистрировано четыре особо охраняемые природные территории местного значения общей площадью 3901,6 гектара.
1.2. Основные направления функционирования системы ООПТ в Ленинградской области
1.2.1. Охрана природных комплексов
Основной задачей системы ООПТ является сохранение уникальных и типичных природных комплексов и объектов, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение.
К наиболее актуальным проблемам в деле сохранения природных комплексов и объектов на территории Ленинградской области следует отнести:
сохранение природных комплексов водной системы Онежское озеро - река Свирь - Ладожское озеро - река Нева - Невская губа Финского залива - Финский залив;
сохранение эталонных участков коренных старовозрастных лесов; сохранение экосистем верховых и переходных болот. При формировании региональной системы ООПТ Ленинградской области решаются следующие природоохранные задачи:
сохранение эталонов ландшафтов, представленных в регионе;
сохранение экосистем на местности со сложным микро- и мезорельефом;
сохранение экосистем приустьевых участков рек, маршей;
сохранение экосистем старовозрастных смешанных лесов с участием широколиственных пород;
сохранение пойменных лугов;
сохранение редких видов и уникальных природных объектов; сохранение мест нереста лососевых рыб;
сохранение мест колониального гнездования птиц;
сохранение мест щенения тюленей;
сохранение путей миграции животных и мест их скопления; сохранение "коридоров" между крупными ООПТ для поддержания процесса перераспределения особей различных видов растений и животных; сохранение природных комплексов истоков крупных рек.
Существующие и планируемые к организации ООПТ в прибрежных зонах и на основных водотоках, впадающих в Финский залив и Ладожское озеро, позволят более эффективно решать одну из основных природоохранных задач Северо-Западного региона России - сохранения природных комплексов уникальной водной системы Онега - Свирь - Ладога - Нева - Балтика, где представлены все основные прибрежные экосистемы, в том числе песчаные и галечные пляжи, прибрежные заливные луга, песчаные и галечные отмели, луды и острова, дюны и береговые валы, прибрежная растительность - тростниковые заросли, псаммофитные сообщества, черноольховые леса, боры и ивняки, наскальные растительные сообщества.
Создание заповедника "Ингерманландский", планируемое в 2010 году, в значительной степени увеличит площадь охраняемых акваторий. Следует отметить, что помимо природных комплексов Финского залива и Ладожского озера в системе ООПТ представлены впадающие в них водотоки и болотные системы, поддерживающие их водный баланс. В совокупности указанные ООПТ призваны решать проблемы сохранения фауны и флоры местообитаний, находящихся на грани полной деградации, - песчаных пляжей, дюнных комплексов, черноольховых топей, мест обитания мигрирующих животных, островных экосистем с местами размножения колониальных видов.
ООПТ призваны решить проблему сохранения эталонных участков старовозрастных лесов средне- и южнотаежного типов. В настоящее время на ООПТ представлены различные варианты старовозрастных сосняков, ельников, смешанных хвойно-лиственных лесов, смешанных лесов с участками широколиственных пород, черноольшанников.
Результатом функционирования системы ООПТ является широкая представленность различных вариантов верховых и переходных болот. ООПТ включают болотные экосистемы, в том числе болота карельского типа - редкие болотные сообщества, находящиеся на южной границе своего распространения. Следует отметить, что в таежной зоне только верховые болота представляют собой естественную среду обитания многих видов, так как все варианты лугов в этой зоне являются экосистемами антропогенного происхождения, именно поэтому значимость сохранения верховых и переходных болот на территории Ленинградской области для поддержания биологического разнообразия особенно велика.
Организация ООПТ в наиболее густо населенной и хозяйственно освоенной части территории Ленинградской области предоставляет местообитание сотням видов растений, грибов и животных, исчезнувших с других участков хозяйственно освоенного ландшафта. При этом ООПТ являются наиболее активно посещаемыми населением уголками природы, используются в научно-исследовательских и познавательных целях.
Вместе с тем существующая сеть ООПТ требует совершенствования. К наиболее важным задачам относится продолжение работ по уточнению режима охраны утвержденных ООПТ с учетом их функционального зонирования, а также работ по актуализации в соответствии с законодательством подготовленных в предыдущие годы проектов организации ООПТ, их утверждение в установленном порядке.
Функциональное зонирование ООПТ позволит регламентировать хозяйственную деятельность и рекреационные нагрузки, обеспечить сохранение эталонов ландшафтов и экосистем, не представленных на существующих ООПТ, мест размножения колониальных животных и нерестилищ рыб, миграционных стоянок птиц, а также охрану мест обитания большого числа редких видов.
Для поддержки существующих ООПТ, сохранения природных комплексов и объектов, редких видов растений и животных, объектов особой охраны Программой предусматривается проведение следующих природоохранных мероприятий:
вынос границ ООПТ в натуру с установкой аншлагов по границам ООПТ, информационных щитов на основных подъездах к ООПТ и на пересечении дорог;
благоустройство территории (обустройство мест массовой рекреации, расчистка рек от завалов, территории от захламленности и т.п.);
снижение антропогенной нагрузки на ООПТ, в том числе зонирование территорий, организация регламентированной рекреации, разработка планов управления ООПТ;
сохранение редких видов животных, растений и грибов на основании рекомендации специалистов;
организация просветительской деятельности на ООПТ, в эколого- просветительских центрах и административных базах.
Перечень природоохранных мероприятий определяется с учетом особенностей ООПТ, режима охраны, местоположения, интенсивности антропогенной нагрузки.
1.2.2. Формирование нормативно-правовой базы ООПТ
Существование сети региональных ООПТ базируется на подписанных Россией международных актах, федеральных законах, указах Президента Российской Федерации в области охраны окружающей среды, землепользования, лесопользования и общегражданском законодательстве. Основными документами являются:
Международная конвенция о биологическом разнообразии (Рио-де-Жанейро, 5 июня 1992 года),
Водный кодекс Российской Федерации, Лесной кодекс Российской Федерации, Земельный кодекс Российской Федерации, Градостроительный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон от 14 марта 1995 года N ЗЗ-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях",
Федеральный закон от 24 апреля 1995 года N 52-ФЗ "О животном мире",
Федеральный закон от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
Для регулирования отношений в сфере ООПТ предусматривается утверждение следующих нормативных документов:
Положение о порядке организации и проведения мониторинга на ООПТ,
Положение о порядке организации и проведения на ООПТ научно- исследовательских работ,
Положение о порядке предоставления права ведения рекреационной, эколого-просветительской и иной деятельности на ООПТ,
Положение об оценке воздействия хозяйственной деятельности на ООПТ, возмещении ущерба объектам растительного и животного мира, занесенным в Красную книгу природы Ленинградской области.
Проекты указанных положений подготовлены в ходе реализации международных проектов в сфере ООПТ Ленинградской области.
1.2.3. Информационное обеспечение ООПТ
Специфика системы информационного обеспечения определяется тематическим многообразием видов информационных ресурсов, необходимых для управления ООПТ. Значительная часть данных сосредоточена в профильных организациях и органах управления различной ведомственной принадлежности, что делает первоочередной задачу регулирования отношений, связанных с получением, распространением и использованием информации по вопросам поддержки и развития ООПТ.
Многообразие информационных ресурсов, используемых в процессе управления ООПТ, определяет потребность развития согласованной системы баз разнородных данных, которая позволит выполнять совместную обработку информационных материалов разного типа, включая данные о природной среде, социально-экономические данные и т. п.
Комплексность управления ООПТ требует решения методических проблем унификации и структуризации разнородных информационных ресурсов для управленческой деятельности, научных исследований, образования и просветительской деятельности по вопросам поддержки и развития ООПТ с учетом требований действующих национальных и международных рекомендаций и стандартов. В рамках работ по совершенствованию информационной системы управления ООПТ необходимо осуществлять продолжение развития информационно- аналитической системы "ООПТ Ленинградской области", включающей автоматизированную систему ведения государственного кадастра ООПТ Ленинградской области, материалы геоинформационных систем заказников и памятников природы Ленинградской области, элементы автоматизированной системы ведения Красной книги природы Ленинградской области; развитие системы разнородных баз данных по вопросам поддержки и развития ООПТ; приобретение, освоение и адаптацию коммерческих программных продуктов для информационного обеспечения ООПТ.
Для проведения образовательной и просветительской деятельности в сети Интернет создан веб-портал, содержащий информацию по ООПТ Ленинградской области (www.paslo.ru), разработаны и созданы мультимедийные электронные справочники по ООПТ для их распространения в образовательных учреждениях, туристических и иных организациях, среди населения. Современные информационные технологии предоставляют возможность доведения до потребителей просветительской и рекламной информации об ООПТ Ленинградской области.
Основной целью мероприятий Программы по информационному обеспечению функционирования ООПТ является информационная поддержка системы "ООПТ Ленинградской области" для принятия решений по наиболее важным вопросам управления ООПТ на базе обоснованных технологических решений по применению современных информационных технологий. Эффективное и комплексное информационное обеспечение служит неотъемлемым условием достижения устойчивого функционирования и развития системы ООПТ.
1.2.4. Организация регламентированной рекреации
При организации региональных ООПТ вводится режим ограничения хозяйственной деятельности, если она противоречит целям создания природных заказников и памятников природы. Наибольший рекреационный и эколого-просветительский потенциал ООПТ обусловлен их уникальными и относительно слабо освоенными природными комплексами.
Использование рекреационного потенциала ООПТ - один из наиболее перспективных способов получения внебюджетных средств на функционирование ООПТ, снижающих расходы областного бюджета.
Организация регламентированной рекреации на ООПТ предусматривает регламентацию времени, места и объема нагрузок на территорию с целью недопущения негативного воздействия рекреации. Осуществление регламентируемой рекреации, с одной стороны, обеспечит населению возможность для отдыха на природе, с другой - повысит экологическую грамотность населения и позволит получить дополнительные финансовые средства для проведения природоохранных мероприятий и развития инфраструктуры.
При оценке рекреационного потенциала ООПТ учитываются экологические, природоохранные и социально-экономические факторы.
Использование рекреационного потенциала ООПТ возможно по следующим основным направлениям:
организация экологического туризма (пешего, конного, автомобильного, водного, сельского);
организация отдыха (кемпинги, мотели, отели); организация экскурсий; организация любительского лова рыбы; организация охоты, в том числе эксклюзивной.
Наиболее перспективными для организации экскурсионной деятельности являются ООПТ "Березовые острова", "Выборгский", "Раковые озера", "Котельский", "Кургальский", "Сяберский", "Череменецкий", "Шалово-Перечицкий", "Чистый мох", природный парк "Вепсский лес", а также памятники природы "Река Рагуша", "Каньон реки Лава", "Саблинский", "Староладожский" и территории с геологическими обнажениями.
Использование рекреационного потенциала для организации стационарного отдыха и туризма целесообразно на следующих ООПТ: природный парк "Вепсский лес", заказники "Раковые озера", "Гладышевский", "Кургальский", "Выборгский", "Шалово-Перечицкий", "Болото Озерное", "Березовые острова".
Любой разрешенный режимом охраны вид рекреационной деятельности на ООПТ может осуществляться в соответствии с законодательством государственным учреждением, обеспечивающим функционирование ООПТ, либо юридическими лицами на основе договорных отношений с органами исполнительной власти Ленинградской области. При этом на ООПТ может осуществляться несколько видов деятельности одновременно, если это не противоречит установленному режиму охраны.
Развитие рекреации на ООПТ предусматривается при обязательном долевом участии государственного учреждения или организации, использующей рекреационный потенциал территории.
1.2.5. Экологическое образование и просвещение
Повышение экологической грамотности населения Ленинградской области, связанной с сохранением биологического разнообразия, уникальных природных комплексов и объектов на ООПТ, осуществляется по основным направлениям: издательская деятельность и просветительская деятельность на ООПТ.
В настоящее время по совместным российско-финляндским проектам и с участием российских научных организаций и бюджетных средств подготовлены и изданы книги "Заповедная природа Карельского перешейка", "Красная книга природы Ленинградской области" (в трех томах), "Природный парк "Вепсский лес", "Красная книга почв Ленинградской области", фотоальбом "Саблино - неизвестная страна"; путеводитель по заказнику "Кургальский", "Природная среда и биологическое разнообразие архипелага "Березовые острова". Готовятся к изданию книги "Уточненные списки к Красной книге природы Ленинградской области" (том 1), "Природно-исторические достопримечательности Ленинградской области. Путеводитель туриста". Кроме того, изданы более двух десятков буклетов по системе ООПТ Ленинградской области, буклеты по отдельным ООПТ, справочники, монографии, фотоальбомы и путеводители.
Наиболее эффективной формой пропаганды охраны природы и повышения уровня экологического образования населения является организация специализированных экспозиций, посвященных природным особенностям ООПТ. Для проведения экспозиций, выставок, семинаров на ключевых ООПТ Ленинградской области созданы центры экологического просвещения (заказник "Раковые озера", памятник природы "Саблинский", природный парк "Вепсский лес"), ведется работа по открытию центра в проектируемом памятнике природы "Музей-усадьба Н. К. Рериха". В рамках Программы создан учебно-просветительский фильм "Особо охраняемые природные территории Ленинградской области" на русском и английском языках для повышения экологического образования населения и ознакомления заинтересованных международных организаций с особенностями ООПТ Ленинградской области.
1.2.6. Научные исследования
Система ООПТ Ленинградской области активно используется как полигон для научно-исследовательских работ сотрудниками различных учреждений. На ООПТ Ленинградской области расположены 12 научно-исследовательских организаций, баз и станций: Биологический НИИ СПбГУ, станция "Отрадное" Ботанического института РАН, Гидрологическая станция института озероведения (памятник природы "Озеро Красное"), Научно-исследовательская база ГосНИИОРХ (комплексный заказник "Сяберский"), Болотная станция ГГИ (заказник "Болото Ламмин-Суо"), Научно-исследовательский стационар СПб НИИЛХ (природный парк "Вепсский лес"), Болотная станция БИН РАН (комплексный заказник "Чистый мох"), экспериментальная станция Санкт-Петербургской лесотехнической академии (заказник "Лисинский"), база Санкт-Петербургского горного института (памятник природы "Саблинский"), база Института географии Санкт-Петербургского государственного университета (заказник "Кузнечное"). На ООПТ специалистами разных институтов в течение многих десятилетий ведутся стационарные исследования: на ООПТ "Раковые озера", "Озеро Мелководное", "Мшинское болото", "Выборгский", "Березовые острова", "Кокоревское", "Гонтовое болото", "Ингерманландский" и многих других. Накопленный научный потенциал позволяет использовать имеющуюся информацию при проектировании и инвентаризации территорий, устанавливать необходимые режимы охраны.
ООПТ представляют собой полигон для проведения научных работ специалистами различных профилей. Для нормального функционирования ООПТ необходимо решить следующие задачи: инвентаризация объектов особой охраны; организация постоянного контроля (мониторинга) за состоянием охраняемых объектов; разработка методов охраны и использования рекреационного потенциала ООПТ и внедрение их в практику.
В 2009 и 2010 годах научно-исследовательские работы будут проведены при разработке, актуализации проектов организации ООПТ, положений и планов управления ООПТ, в ходе мониторинга объектов растительного и животного мира, естественных экологических систем, природных ландшафтов и природных комплексов Ленинградской области, а также при подготовке уточненных списков растений и животных, включаемых в Красную книгу природы Ленинградской области.
В рамках поддержки развития ООПТ выполнены работы:
по мониторингу экосистем, лесных и болотных комплексов, объектов животного и растительного мира;
по инвентаризации природных комплексов и анализу форм хозяйственной деятельности на ООПТ;
по выявлению на ООПТ видов растений и животных, занесенных в красные книги;
по разработке методов сохранения биологического разнообразия; по учету численности животных (птиц, ластоногих) на ООПТ;
по комплексным исследованиям и оценке экологического состояния природной среды ООПТ, разработке рекомендаций по сохранению природных комплексов и объектов;
по выявлению коренных старовозрастных лесов.
В результате научно-исследовательских работ получены и будут дополнены данные по фактическому состоянию природной среды ООПТ, даны рекомендации по сохранению природных комплексов и объектов, редких видов животных и растений. Особое внимание будет уделено ООПТ, имеющим высокую антропогенную нагрузку или попадающим в зону негативного воздействия крупных строительных объектов.
1.3. Обоснование необходимости программно-целевой проработки проблемы поддержки и развития ООПТ Ленинградской области
Разнообразие видов ООПТ, а также природных комплексов и объектов, нуждающихся в особой охране, рост интенсивности хозяйственной деятельности в Ленинградской области и ее влияния на состояние существующей системы ООПТ, высокая антропогенная нагрузка на ООПТ и развитие неорганизованной рекреации на ООПТ определяют необходимость комплексного решения задач сохранения ООПТ, развития инфраструктуры, регламентации рекреации и использования рекреационного потенциала.
Реализация Программы позволит объединить ООПТ Ленинградской области в единую систему, совершенствовать все этапы работ по нормативно-правовому обеспечению, расширению системы ООПТ, функционированию ООПТ, сохранению и восстановлению объектов животного и растительного мира.
Разработка механизмов использования рекреационного потенциала ООПТ и применение их на практике обеспечат появление инвесторов, позволят перейти к частичному самофинансированию государственных учреждений по обеспечению функционирования ООПТ. Природоохранные мероприятия и развитие инфраструктуры на некоторых ООПТ должны осуществляться не менее чем на 30-50 процентов за счет средств инвесторов - организаций, заинтересованных в использовании рекреационного потенциала ООПТ.
Программа предусматривает выполнение комплекса производственных, социально-экономических, организационно-хозяйственных, научно-исследовательских и иных мероприятий, согласованных по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления и обеспечивающих эффективное решение задач на ООПТ.
Поддержка и развитие региональной системы ООПТ является одним из приоритетных направлений охраны окружающей среды.
Реализация Программы:
обеспечит функционирование существующей системы ООПТ, сохранение природных объектов и комплексов, редких видов животных и растений Ленинградской области;
будет содействовать наиболее эффективному организационному и финансовому обеспечению функционирования и развития системы ООПТ;
создаст предпосылки для эффективного экономического использования рекреационного и научного потенциалов ООПТ.
1.4. Цель и задачи Программы
Основной целью Программы является сохранение природной среды в Ленинградской области путем создания долгосрочной стратегии развития и обеспечение функционирования системы ООПТ Ленинградской области.
Основными задачами Программы являются проведение природоохранных мероприятий по сохранению ООПТ, совершенствование системы контроля и управления, разработка и внедрение механизмов использования рекреационного потенциала, повышение уровня экологического воспитания и образования, в том числе:
разработка и реализация научно обоснованных природоохранных мероприятий на ООПТ в целях сохранения эталонов ландшафтов, экосистем, редких видов животных и растений, уникальных природных объектов на территории Ленинградской области;
совершенствование нормативно-правовой базы ООПТ; совершенствование управления ООПТ;
разработка и внедрение механизмов использования рекреационного потенциала ООПТ и привлечения инвестиций в ООПТ;
создание системы государственного мониторинга за состоянием природных компонентов ООПТ;
повышение уровня экологического воспитания и образования населения Ленинградской области;
организация новых ООПТ в целях сохранения уникальных экосистем, не представленных на существующих ООПТ.
1.5. Связь Программы с другими социально-экономическими программами
Программа носит самостоятельный характер и одновременно связана с другими действующими на территории Ленинградской области региональными программами, прежде всего с долгосрочной целевой программой "Охрана окружающей среды Ленинградской области на 2009 - 2010 годы", а также с программами в сфере развития образования, в сфере туризма и рекреации.
2. Обоснование мероприятий и расчет необходимого ресурсного
обеспечения Программы
2.1. Потребность в финансовых ресурсах
Потребность в финансовых ресурсах на поддержку и развитие системы ООПТ определена на основании предложений научных организаций о проведении природоохранных мероприятий и комитета по природным ресурсам Ленинградской области по организации природоохранной работы в Ленинградской области с учетом первоочередных задач по сохранению природных объектов и комплексов на ООПТ и поддержке ООПТ.
Финансирование мероприятий Программы осуществляется за счет средств областного бюджета Ленинградской области и инвестиций.
2.2. Обоснование мероприятий Программы
План мероприятий Программы разработан на основе анализа существующей системы ООПТ Ленинградской области в целях обеспечения решения задач по сохранению и использованию рекреационного потенциала ООПТ. План мероприятий долгосрочной целевой программы "Поддержка и развитие особо охраняемых природных территорий Ленинградской области на 2009 - 2010 годы", Информация о территориальной структуре финансирования долгосрочной целевой программы "Поддержка и развитие особо охраняемых природных территорий Ленинградской области на 2009 - 2010 годы" и Динамика финансирования долгосрочной целевой программы "Поддержка и развитие особо охраняемых природных территорий Ленинградской области на 2009 - 2010 годы" представлены в приложениях 1 - 3 к Программе.
2.3. Ожидаемые результаты реализации Программы
Реализация мероприятий Программы позволит достичь следующих результатов:
сохранение уникальных и типичных природных комплексов на ООПТ Ленинградской области;
выполнение международных обязательств Российской Федерации, в том числе по сохранению пяти водно-болотных угодий международного значения на территории Ленинградской области, утвержденных Правительством Российской Федерации;
сокращение бюджетных расходов на выполнение природоохранных мероприятий за счет средств, привлеченных государственными учреждениями, осуществляющими оперативное управление конкретными ООПТ, а также средств организаций, осуществляющих природоохранную, эколого-просветительскую, туристическую и культурно-оздоровительную деятельность, в 2009 году - на 180 тыс. рублей, в 2010 году - на 230 тыс. рублей;
привлечение средств на поддержку и развитие ООПТ из прочих источников в 2009 году - 580 тыс. рублей, в 2010 году - 1100 тыс. рублей;
ожидаемый экономический эффект от реализации мероприятий Программы за счет разницы в нормативной стоимости земельных участков на ООПТ и вне их при организации новых и уточнении границ существующих ООПТ составит 36800 тыс. рублей, в том числе: 2009 год - 30700 тыс. рублей, 2010 год - 6100 тыс. рублей;
разработка и утверждение не менее 26 нормативных правовых актов в сфере ООПТ, в том числе: 2009 год - не менее 11,2010 год - не менее 15;
установка на ООПТ не менее 42 предупредительных и информационных знаков;
количество посетителей экологического центра - ежегодно не менее 1,5 тыс. человек;
предотвращенный экологический ущерб в результате актуализации проектов организации, зонирования территорий и утверждения планов управления ООПТ составит 75905 тыс. рублей, в том числе: 2009 год - 25500 тыс. рублей, 2010 год - 50405 тыс. рублей (из расчета: 1 млн рублей на 1000 гектаров с учетом коэффициента антропогенной нагрузки от 0,05 до 1,0);
обеспечение ежегодно не менее 4000 запросов по информационной аналитической системе "ООПТ Ленинградской области", 1500 запросов по размещению объектов на ООПТ, не менее 11 тыс. посещений сайта "ООПТ Ленинградской области" при среднем времени посещения 5,5 минуты;
обустройство ООПТ для приема не менее 1040 посетителей в 2009 году;
количество школьников, студентов, иных лиц, участвующих в природоохранных, эколого-просветительских мероприятиях в сфере ООПТ, - не менее 20 тыс. человек.
Объемы финансирования мероприятий Программы от общего объема финансирования из областного бюджета Ленинградской области составят:
на проведение природоохранных мероприятий на ООПТ в 2009 году -
7,6 процента, в 2010 году - 3,9 процента;
на развитие инфраструктуры и организации управления ООПТ в 2009 году - 20,1 процента, в 2010 году - 59,6 процента;
на создание геоинформационной системы ООПТ Ленинградской области в 2009 году - 24,6 процента, в 2010 году - 14,1 процента; на развитие рекреации на ООПТ в 2009 году - 8,9 процента;
на издательскую и эколого-просветительскую деятельность, поддержку сайта "ООПТ Ленинградской области" в 2009 году - 30,9 процента, в 2010 году - 15,6 процента.
Перечень целевых показателей долгосрочной целевой программы "Поддержка и развитие особо охраняемых природных территорий Ленинградской области на 2009 - 2010 годы" и Перечень водно-болотных угодий международного значения, особо охраняемых природных территорий федерального и регионального значения, образованных в Ленинградской области, представлены в приложениях 4 и 5 к Программе.
3. Состав, функции и полномочия участников Программы
Участниками Программы являются комитет по природным ресурсам Ленинградской области, органы местного самоуправления, организации (поставщики и подрядчики).
Управление Программой осуществляет представитель заказчика Программы - комитет по природным ресурсам Ленинградской области, являющийся главным распорядителем бюджетных средств. Руководителем Программы является председатель комитета по природным ресурсам Ленинградской области.
Оперативное управление реализацией Программы осуществляет уполномоченное государственное учреждение Ленинградской области, которое обеспечивает целевое использование средств и отчетность об их использовании.
Работы в рамках реализации Программы выполняются на основе государственных контрактов (договоров), заключаемых уполномоченным государственным учреждением Ленинградской области в установленном законодательством порядке.
Привлечение поставщиков и подрядчиков для реализации мероприятий Программы осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
Ответственность исполнителя и заказчика регламентируется условиями государственных контрактов (договоров).
Контроль за ходом выполнения Программы осуществляется в соответствии с Порядком разработки, утверждения и контроля за реализацией долгосрочных целевых программ в Ленинградской области, утвержденным постановлением Правительства Ленинградской области от 18 июля 2008 года N 209.
Порядок оперативного контроля определяется комитетом по природным ресурсам Ленинградской области по согласованию с комитетом экономического развития и инвестиционной деятельности Ленинградской области, формы текущего контроля - комитетом по природным ресурсам Ленинградской области.
Комитет по природным ресурсам Ленинградской области представляет отчет о ходе выполнения Программы ежеквартально в комитет экономического развития и инвестиционной деятельности Ленинградской области и ежегодно - в Правительство Ленинградской области. Общий контроль за выполнением Программы осуществляет вице-губернатор Ленинградской области - председатель комитета по агропромышленному и рыбохозяйственному комплексу.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.