Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к приказу комитета по культуре
Ленинградской области
от 25 мая 2010 г. N 35
Методические указания по разработке проектов зон охраны
объектов культурного наследия в Ленинградской области
14 декабря 2010 г.
1. Общие положения
1.1. При разработке проектов зон охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - проекты зон охраны, объекты культурного наследия) необходимо руководствоваться Градостроительным кодексом Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в области охраны объектов культурного наследия, законами и иными нормативными правовыми актами Ленинградской области в области охраны объектов культурного наследия, федеральными градостроительными нормативами и правилами в области охраны объектов культурного наследия, градостроительными нормативами и правилами Ленинградской области и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
1.2. Порядок разработки проектов зон охраны, требования к режимам использования земель и градостроительным регламентам (далее - режимы) в границах данных зон устанавливаются в соответствии с Положением о зонах охраны объектов культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации (от 26 апреля 2008 года N 315).
Приказом Комитета по культуре Ленинградской области от 14 декабря 2010 г. N 45 пункт 1.3 настоящего приложения изложен в новой редакции
1.3. Разработка проектов зон охраны объектов культурного наследия может осуществляться по инициативе органов государственной власти, органов местного самоуправления, собственников или пользователей объектов культурного наследия, правообладателей земельных участков, юридических лиц, общественных и религиозных объединений, уставная деятельность которых направлена на сохранение объектов культурного наследия, или по решению суда.
Разработку проектов зон охраны объектов культурного наследия организуют органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления.
1.4. Разработка проектов зон охраны проводится за счет средств инициатора (далее - Заказчик).
1.5. Проект зон охраны подлежит в установленном порядке государственной историко-культурной экспертизе в целях определения его соответствия требованиям государственной охраны объектов культурного наследия. Положительное заключение государственной историко-культурной экспертизы является основанием для утверждения границ зон охраны и режимов зон охраны.
1.6. Решения органа власти об утверждении проектов зон охраны подлежат опубликованию.
2. Порядок обращения граждан и организаций по вопросу разработки проектов
зон охраны объектов культурного наследия. Порядок согласования
и утверждения проектов зон охраны объектов культурного наследия
2.1. Проект зон охраны разрабатывается на основании задания на разработку проекта зон охраны (Приложение N 2), выдаваемого специально уполномоченным органом охраны объектов культурного наследия субъекта РФ - Комитетом по культуре Ленинградской области (департаментом государственной охраны, сохранения и использования объектов культурного наследия Комитета по культуре Ленинградской области, далее - департамент) по заявлению заказчика (Приложение N 1). Выдача задания осуществляется в порядке и в сроки, установленные Административным регламентом Комитета по культуре Ленинградской области "Выдача заданий и разрешений на работы по сохранению объектов культурного наследия" (утв. Приказом N 77 от 29.09.09.) с учетом специфики разрабатываемого проекта.
Требования и состав основных сведений, включаемых в задание на разработку проекта зон охраны, приводятся в настоящих методических указаниях и могут быть при соответствующих обоснованиях уточнены заказчиком. При этом в задании на разработку обязательно предусматривается необходимость проведения историко-культурной экспертизы проекта зон охраны по его завершении.
2.2. Разработка проектов зон охраны осуществляется специализированными лицензированными организациями на основе предоставленных заказчиком исходных данных, необходимых историко-архитектурных, историко-градостроительных и архивных исследований (далее - историко-культурные исследования) и иных материалов по обоснованию проектов зон охраны. Работа проектной организации в зависимости от конкретной ситуации и наличия средств у заказчика может быть завершена на любой из стадий работ.
2.3. По окончании разработки оформленный в установленном порядке проект зон охраны вместе с материалами по его обоснованию и положительным заключением государственной историко-культурной экспертизы направляется заказчиком на рассмотрение в орган архитектуры и градостроительства Ленинградской области; в орган исполнительной власти Ленинградской области, осуществляющим регулирование в сфере экономической политики; в орган местного самоуправления муниципального образования Ленинградской области, на территории которого находится данный объект культурного наследия; в департамент. Указанный проект зон охраны, а также предлагаемые к утверждению границы зон охраны и режимы в границах данных зон обсуждаются на Градостроительном совете при КГА Ленинградской области (далее - Совет), по результатам чего составляется Протокол заседания Совета.
2.4. По результатам Совета заказчик предоставляет в департамент оформленный в установленном порядке проект зон охраны вместе с материалами по его обоснованию, положительным заключением государственной историко-культурной экспертизы и протоколом заседания Совета и сопроводительное письмо-заявление о согласовании проекта (Приложение N 3).
Регистрация заявления и рассмотрение документации осуществляются в порядке и в сроки, установленные Административным регламентом Комитета по культуре Ленинградской области "Согласование проектной документации на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия" (утв. Приказом N 76 от 29.09.09.) с учетом специфики разрабатываемого проекта.
На согласование материалы проекта зон охраны предоставляются заказчиком (физическое лицо, юридическое лицо, орган государственной власти и подведомственные ему организации (учреждения), орган местного самоуправления и подведомственные ему организации (учреждения)) или уполномоченным представителем заказчика при наличии доверенности. При направлении заявителем проекта зон охраны к сопроводительному письму-заявлению о согласовании проектной документации (для физического лица - с указанием адреса проживания и, по возможности, контактным телефоном; для юридического лица - с указанием реквизитов) заявителем прилагаются:
2.4.1. Копия задания, выданного в соответствии с п.1.5. настоящего Положения.
2.4.3. Проектная документация в необходимом объеме, выполненная лицензированной организацией.
2.4.4. Экспертное заключение.
2.4.5. Копия лицензии проектной организации, выполнявшей проект.
2.4.6. Протокол заседания градостроительного Совета.
2.5. В результате рассмотрения проекта зон охраны может быть принято решение о согласовании (отказе в согласовании) проектной документации, оформляемое в виде письма. На основных чертежах устанавливаемых зон охраны объектов культурного наследия при принятии решения о согласовании проставляется штамп о согласовании, на котором указывается исходящий номер письма о согласовании.
В случае принятия решения об отказе в согласовании проектной документации, она возвращается заказчику, а в письме об отказе указываются причины отказа.
Приказом Комитета по культуре Ленинградской области от 14 декабря 2010 г. N 45 пункт 2.6 настоящего приложения изложен в новой редакции
2.6. Проект зон охраны объектов культурного наследия федерального значения, режимы в границах данных зон подлежат согласованию с Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия (Росохранкультурой).
Приказом Комитета по культуре Ленинградской области от 14 декабря 2010 г. N 45 в пункт 2.7 настоящего приложения внесены изменения
2.7. По результатам согласования департаментом (а в случаях, предусмотренных п. 2.6. настоящего Положения, также и по результатам согласования с Росохранкультурой) подготавливается проект постановления Правительства Ленинградской области об утверждении зон охраны, который подлежит согласованию со всеми заинтересованными Комитетами Ленинградской области в установленном порядке.
Границы зон охраны (за исключением границ зон охраны особо ценного объекта культурного наследия народов Российской Федерации и объекта культурного наследия, включенного в Список всемирного наследия), режимы в границах данных зон утверждаются Правительством Ленинградской области на основании проекта зон охраны по представлению департамента.
Составной частью проекта постановления в виде приложений являются: списки объектов культурного наследия, описание границ зон охраны, режимы использования земель и градостроительные регламенты, баланс территории и схема основного чертежа.
2.8. Сведения о наличии зон охраны вносятся в установленном порядке в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и в установленном порядке представляются в орган, осуществляющий деятельность по ведению государственного кадастра недвижимости.
Ограничения (обременения) прав на земельные участки, возникающие на основании решения об установлении зон охраны, подлежат государственной регистрации.
Департамент направляет копию решения об установлении зон охраны в соответствующий орган местного самоуправления городского округа или муниципального района, на территории которого расположены зоны, предусмотренные указанным проектом.
2.9. Учет и хранение всех полученных документов и материалов, связанных с установлением зон охраны, осуществляется департаментом в соответствии с правилами организации документооборота.
2.10. Информация об утвержденных границах зон охраны и режимах в границах данных зон в обязательном порядке размещается в информационных системах обеспечения градостроительной деятельности.
Утвержденные границы зон охраны и режимы в границах данных зон обязательно учитываются и отображаются в документах территориального планирования, правилах землепользования и застройки, документации по планировке территории (в случае необходимости в указанные документы вносятся изменения в установленном порядке).
3. Предварительные работы. Исходные данные
3.1. Цель предварительных работ при составлении проекта зон охраны - выяснить объемы и этапы предстоящих работ, составить программу-задание и смету. Объем и характер исследовательских и проектных работ в каждом случае следует определять на основе предварительного исследования.
В составе предварительных работ также проводится определение рассматриваемой территории объекта культурного наследия/населенного места (предварительное) и зоны возможного влияния режимов охраны.
3.2. Стоимость проекта зон охраны рассчитывается по РНиП 4.05.01-93; СЦНПР-91.
3.3. Заказчик безвозмездно и до начала проектных работ предоставляет следующие материалы:
- топогеодезическую подоснову в границах рассмотрения и в масштабах, соответствующих указанным в программе-задании масштабам выпускных чертежей в электронном и/или бумажном виде: 1:25000, 1:10000, 1:5000, 1:2000;
- официальную информацию по спискам объектов культурного наследия всех категорий и их территориям;
- материалы земельного кадастра в части границ владельческих участков на рассматриваемых территориях (при наличии данных).
3.4. Заказчик обеспечивает возможность ознакомления с имеющимися историко-архивными и историческими документами и материалами по объектам историко-культурного наследия, материалами утвержденных ранее проектов зон охраны, с иной ранее выполненной градостроительной документацией на рассматриваемой территории.
Работа с материалами закрытого характера должна осуществляться в соответствии с действующими нормативными документами.
4. Историко-культурные исследования
4.1. Историко-культурные исследования и работы по составлению историко-культурного опорного плана начинаются после утверждения или согласования заказчиком программы-задания и сметы на весь объем работ.
4.2. Главной задачей историко-культурных исследований для составления проекта зон охраны является поиск документальных свидетельств исторического развития рассматриваемой территории в различных архивах, библиографических источниках.
Второй задачей является натурное изучение этой территории, уточнение современного состояния территории, фотофиксация, выявление ценных в историко-культурном отношении объектов, которые могут быть предложены к постановке на государственную охрану.
4.3. Результатом проведённых историко-архивных изысканий являются:
а) краткая историческая справка по основным этапам развития территории, выписки из архивных и библиографических источников;
б) подборка ключевых исторических планов по основным этапам развития территории;
в) подборка иллюстративного материала (фотографий, рисунков и пр.) к исторической справке или иным разделам обосновывающей части.
Краткая историческая справка должна включать описание характерных особенностей планировки и композиции рассматриваемой территории, отраженных на ключевых исторических планах, их изменений во времени по ключевым периодам (этапам) развития. Даются выводы по сохранившимся элементам планировочной и ландшафтно-композиционной структуры, сформировавшимся на каждый ключевой период.
4.4. Натурное обследование и фотофиксация проводятся как на рассматри-ваемой территории, так и на прилегающих территориях. При натурном обследовании производится оценка всех объектов, попадающих в зону влияния объектов культурного наследия и исторической среды. В результате натурного обследования должна быть уточнена и нанесена на топографический план граница рассматриваемой территории или исторического поселения в той части его территории, которая сохранила исторические особенности.
4.5. Фотофиксации подлежат: объекты культурного наследия, состоящие на государственной охране, ценная историко-архитектурная среда, диссонирующая застройка, панорамные виды, виды отдельных архитектурных ансамблей, улиц, характерных участков рассматриваемой территории, природного и городского ландшафта. При обследовании застройки необходимо прежде всего обращать внимание на здания, характерные для различных этапов развития рассматриваемой территории.
Объем и характер работ в каждом случае следует определять в зависимости от конкретной ситуации.
Точки фотосъемки наносятся на топографический план, в особенности при съемке панорам, ландшафта, ансамблей и участков характерной городской среды, результат оформляется в виде схемы фотофиксации.
Результаты обследования оформляются в виде раздела пояснительной записки и приложения к ней и включают отчет в виде схемы фотофиксации, списка фотофиксации и материалов фотофиксации.
5. Материалы по обоснованию проектов зон охраны
объектов культурного наследия
5.1. Состав и объем материалов по обоснованию зон охраны зависит от типа объектов культурного наследия, их положения в окружающей среде, наличия проведенных ранее исследований.
5.2. В соответствии с объемом необходимых историко-культурных обоснований можно разделить объекты культурного наследия на следующие группы:
- объекты, по которым уже разрабатывались ранее проекты зон охраны и проводились необходимые исследования;
- объекты, по которым проект зон охраны разрабатывается впервые.
Для первой группы дополнительно проводится анализ выполненных ранее материалов и выявляются произошедшие изменения, а также необходимость проведения дополнительных исследований.
5.3. В зависимости от типа объектов культурного наследия и их положения в окружающей среде они подразделяются на следующие группы:
I. Единичные объекты культурного наследия в современной застройке.
II. Единичные объекты культурного наследия в ландшафтном окружении.
III. Единичные объекты культурного наследия в исторической среде.
IV. Многочисленные объекты культурного наследия в историческом поселении или системе исторических поселений.
5.4. Для первой группы состав историко-культурных обоснований будет минимальным и, в основном, будет включать сведения о визуальном восприятии объекта культурного наследия с основных видовых точек (в виде схемы).
Для второй группы наряду с этим необходимы сведения о природном ландшафте, композиционно связанном с объектом культурного наследия, характеристики этого ландшафта.
Для третьей группы необходим анализ визуального восприятия объекта в исторической среде, а также анализ самой среды и её характеристик, необходимый для определения требований по сохранению этой среды.
Наиболее полные материалы по обоснованию зон охраны нужны для объектов культурного наследия четвертой группы. Здесь объектами охраны являются и сами исторические поселения, сохранившие своеобразие в процессе развития. Для них необходимо проведение историко-культурных исследований всех этапов развития поселения, его планировочной и ландшафтно-композиционной структуры с целью выявления предметов охраны исторического поселения - исторически ценных градоформирующих объектов. Также необходимо изучение качеств и характеристик исторической среды с учетом последующего включения их в режимы.
5.5. В общем случае, при полном объеме, аналитическая работа заключается в анализе исторических планов, планировочной структуры, застройки, ландшафта, композиционных особенностей. Выполняется историко-градостроительный и ландшафтно-композиционный анализ, результатом которого являются предложения по исторически ценным градоформирующим объектам - ценным элементам планировочной и ландшафтно-композиционной структуры.
5.6. С целью определения ценных и устойчивых элементов планировочной структуры проводится историко-градостроительный анализ. Основной задачей этого анализа является выявление закономерностей формирования планировочной структуры рассматриваемой территории или исторического поселения на разных исторических этапах.
Историко-градостроительный анализ включает ретроспективную оценку поэтапного развития территории на основе ключевых исторических планов, анализ современного состояния планировки по результатам натурного обследования и изучение потенциала развития территории на основе утвержденной или разрабатываемой проектной документации.
В исторических поселениях уточняются характеристики и параметры элементов планировочной структуры, такие как - исторические улицы и дороги, главные площади, исторические линии застройки, историческое межевание, исторические зеленые насаждения, исторические кладбища, исторические железные дороги и станции. При оценке устойчивости и ценности исторических планировочных элементов учитываются выводы других разделов.
В качестве общих критериев оценки исторических элементов планировочной структуры, их характеристик и параметров принимаются следующие качества:
- градоформирующая роль и устойчивость планировочной структуры;
- роль элементов планировочной структуры в организации объемно-пространственной структуры открытых и внутриквартальных пространств;
- типологические или уникальные особенности планировочной структуры.
Схема историко-градостроительного анализа выполняется на подоснове масштаба 1:10000 - 1:2000. Допускается выпуск схемы без топографической подосновы, в произвольном масштабе, если это обусловлено необходимостью отразить всю необходимую информацию.
Примерный перечень условных обозначений для схемы историко-градостроительного анализа:
- объекты культурного наследия и/или их территории;
- ценные элементы планировочной структуры по ключевым историческим этапам (существующие и утраченные): исторические улицы и дороги, набережные, проезды, главные площади, исторические зелёные насаждения, исторические кладбища, исторические железные дороги и станции, исторические линии застройки, историческое межевание;
- элементы гидросистемы, существующая планировочная структура, существующая застройка;
- граница рассмотрения, административные границы.
5.7. С целью определения ценных и устойчивых элементов ландшафтно-композиционной структуры проводится ландшафтно-композиционный анализ.
Натурное обследование и фотофиксация современных панорам, видов и сравнение их с иконографическими материалами позволяют уточнить степень устойчивости ценных элементов ландшафтно-композиционной структуры.
В результате анализа ландшафтно-композиционной структуры выделяются следующие ценные элементы:
- ценные элементы природного ландшафта;
- основные визуальные направления;
- панорамы и виды антропогенного и природного ландшафта;
- локальные виды антропогенного и природного ландшафта;
- открытые городские пространства.
Проведенный анализ ландшафтно-композиционной структуры является необходимым опорным материалом для определения исторически ценных градоформирующих объектов и системы зон охраны.
Схема ландшафтно-композиционного анализа выполняется на подоснове масштаба 1:25000 - 1:2000. Допускается выпуск схемы без топографической подосновы, в произвольном масштабе, если это обусловлено необходимостью отразить всю необходимую информацию.
Примерный перечень условных обозначений для схемы ландшафтно-композиционного анализа:
- ценные элементы ландшафта (существующие и утраченные): элементы гидросистемы, перепады рельефа, зеленые насаждения;
- ценные элементы композиционной структуры (существующие и утраченные): панорамы и виды с путей и площадок обзора, основные направления визуального восприятия, точки визуального восприятия доминант, архитектурные доминанты, композиционно завершенные открытые пространства;
- дисгармоничные объекты и территории;
- существующая планировочная структура;
- граница рассмотрения, административные границы.
5.8. Анализ характеристик исторической среды проводится с целью выявления ценной исторической среды по средовым зонам.
Для формализации и анализа объекта исследования - исторической городской среды - проектом выделяются типы среды. Выделение средовых зон осуществляется, в основном, по признакам архитектурно-типологической и исторической однородности пространственной организации. Цель выявления различных типов среды - определение характерных типов архитектурно-пространственной организации и их ценностного ранжирования в аспекте сохранения культурного ландшафта. Проведенный анализ типологии средовых зон позволит определить морфотипы застройки, соответствующие градостроительным ситуациям, отличающиеся геометрическими особенностями и модулем застройки.
Кварталы традиционной городской застройки оцениваются с точки зрения целостности (завершенности) исторической среды, в связи с чем подразделяются на две категории: целостную историческую среду и частично утраченную. Кварталы смешанной городской застройки также оцениваются с позиций преобладания исторической либо современной застройки.
Комплексный анализ исторической среды с целью выявления ее характерных параметров и разработки рекомендаций по их сохранению и регенерации целесообразно проводить на основе метода типологизации кварталов. Такая типологизация проводится по структурно-морфологическим признакам, как наиболее полно характеризующим пространственные параметры кварталов. В результате выявляются несколько типов по своей морфологической организации.
Основным критерием отбора тех или иных параметров среды в качестве исторически ценных градоформирующих объектов является, с одной стороны, их характерность для исторической среды (устойчивость проявления в течение длительного исторического времени, способность к воспроизводству, закрепленность в массовом сознании и повседневной жизни горожан тех или иных качеств как традиционных, неотъемлемых, органично присущих исторической среде), с другой - уникальность в сравнении с характеристиками других поселений, а также объективная возможность и целесообразность их сохранения и воспроизведения в дальнейшем.
В графическом виде материалы анализа характеристик исторической среды отображаются на историко-культурном опорном плане, показываются наиболее характерные и полно сохранившиеся территории всех средовых типов.
5.9. На выпуск материалы обосновывающего раздела должны быть представлены в виде графических материалов и пояснительной записки.
5.10. Пояснительная записка может быть составлена как общая для всего проекта в одном томе, так и несколько томов при большом объеме работ.
Пояснительная записка к историко-культурному обоснованию должна содержать информацию по всем разделам. Пояснительная записка состоит из четырех основных разделов.
Первый раздел - общая часть, где раскрываются основные положения проекта зон охраны, конкретизируются принципы и критерии рассмотрения заданной территории. Принципы и критерии никогда не могут быть абсолютными и одинаковыми для всех территорий, поскольку оценка качеств её - это прежде всего поиск своеобразия, а своеобразие не может быть стандартным.
Второй раздел - историко-культурные исследования, где должны содержаться: краткая историческая справка по основным этапам развития территории, иконографический материал, краткое описание современного состояния рассматриваемой территории по результатам натурного обследования.
Третий раздел - историко-градостроительный анализ. Здесь должно содержаться описание анализа исторической планировочной структуры рассматриваемой территории, схемы поэтапного формирования планировки, анализ потенциала развития территории по материалам утвержденной проектной документации, выводы с перечнем ценных элементов планировочной структуры.
Четвертый раздел - ландшафтно-композиционный анализ. В этой части пояснительной записки даются: обоснование методики проведения ландшафтного и композиционного анализа, описание анализа современного состояния ландшафтно-композиционной структуры рассматриваемой территории, схемы поэтапного её формирования, выводы с перечнем ценных элементов ландшафтно-композиционной структуры.
5.11. Графические материалы по обоснованию зон охраны должны быть представлены в виде историко-культурного опорного плана с указанием всех объектов культурного наследия, зданий, сооружений и объектов, формирующих их среду, исторически ценных элементов планировки, ландшафта, исторически ценных элементов композиционной структуры, ценной исторической среды по средовым зонам, участков археологического слоя.
5.12. Для тех населенных пунктов, где имеется большое количество объектов культурного наследия и исторической застройки историко-культурный опорный план может быть представлен в виде двух отдельных чертежей: историко-архитектурного и историко-градостроительного опорных планов.
5.13. Чертеж историко-архитектурного опорного плана выполняется на подоснове масштаба 1:10000 - 1:2000.
На чертеже историко-архитектурного опорного плана отображается следующая информация:
- объекты культурного наследия федерального, регионального и муници-пального значения, а также выявленные объекты культурного наследия в соответствии со списками (номера, указанные на чертеже, соответствуют номеру объектов культурного наследия или их комплексов в списке);
- границы территорий объектов культурного наследия;
- историческая застройка различных периодов, определенная на основании ранее выполненных историко-культурных исследований и натурного обследования;
- современная застройка.
5.14. Чертеж историко-градостроительного опорного плана выполняется на подоснове масштаба 1:10000 - 1:2000.
На историко-градостроительном опорном плане должна быть отражена следующая основная информация:
- исторически сложившаяся планировочная структура по ключевым историческим этапам: система улиц и площадей, утраченные элементы планировочной структуры;
- сохранившиеся и утраченные исторические линии застройки;
- историческое межевание;
- сохранившиеся и утраченные исторические зеленые насаждения;
- элементы природного ландшафта: гидросистема, перепады рельефа, зеленые насаждения;
- объекты исторической (включая объекты культурного наследия) и современной застройки;
- характерные типы городской среды, наиболее репрезентативные для того или иного средового типа территории с максимально сохранившимися признаками архитектурно-типологической и исторической однородности пространственной организации;
- композиционно завершенные открытые городские пространства - пространства площадей, улиц, бульваров, скверов, акваторий, набережных, ограниченные объемами застройки или зеленых насаждений, в которых гармонично сочетаются планировочные и объемно-пространственные решения;
- дисгармоничные объекты и территории - отдельные объекты или группа объектов, расположенные в сложившейся исторической среде, по своим параметрам или архитектурному решению противоречащие её характеристикам или препятствующие визуальному восприятию объектов культурного наследия;
- архитектурные доминанты - здания, превышающие окружающую застройку более 1/4 ее высоты, расположенные в композиционно значимых градостроительных узлах и организующие пространства;
- панорамы и виды с путей обзора - панорамы или последовательно сменяющиеся виды, воспринимаемые в движении по существующим или возможным планировочным элементам;
- панорамы и виды с площадок обзора - наиболее значимые панорамы и виды в ограниченных секторах обзора, воспринимаемые с существующих или возможных локальных площадок; круговые панорамы - панорамы, сектор восприятия которых равен 360 градусам;
- основные направления визуального восприятия - направления визуального восприятия архитектурных доминант и ценных элементов ландшафта, завершающих перспективу открытых городских пространств;
- точки визуального восприятия доминант - места, с которых видна силуэтообразующая часть архитектурных доминант.
6. Зоны охраны, границы зон охраны и режимы в границах зон охраны
6.1. Зоны охраны объектов культурного наследия подразделяются на следующие виды:
- охранная зона (ОЗ);
- зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности (ЗРЗ);
- зона охраняемого природного ландшафта (ЗОЛ).
6.2. Для тех или иных объектов культурного наследия устанавливаются виды зон, отвечающие задачам охраны этих объектов.
В зависимости от видов объектов культурного наследия принимаются решения о необходимости зон охраны. Для объектов археологического наследия и мемориальных памятников достаточно установить территорию объектов культурного наследия, обеспечивающих их физическую сохранность и возможность осмотра. Для фортификационных сооружений кроме территории объектов культурного наследия целесообразно установить охранные зоны или зоны охраняемого природного ландшафта, обеспечивающие оптимальные условия визуального восприятия.
Наиболее разнообразные условия учитываются при определении зон охраны для объектов культурного наследия - памятников архитектуры и градостроительства, а также для исторических поселений.
6.3. Для определения зон охраны принимается принцип сохранения объектов культурного наследия в совокупности с окружающей средой и обеспечения наилучших условий их функционирования и осмотра, а также выявления и безусловного сохранения исторически ценных градоформирующих объектов.
6.4. Охранная зона устанавливается на территориях, окружающих отдельные объекты культурного наследия, нуждающихся в организации зон беспрепятственного зрительного восприятия их объемно-пространственной композиции. Охранная зона распространяется на территории, непосредственно прилегающие к территориям объектов культурного наследия.
6.5. Зоны регулирования застройки и хозяйственной деятельности устанавливаются при расположении объектов культурного наследия в системе городской или сельской застройки, на территориях, где возможно ограниченное строительство.
В зависимости от наличия исторической застройки и её характеристик устанавливается один или несколько типов зон регулирования застройки и хозяйственной деятельности.
Для территорий современной застройки, находящихся в зоне визуального восприятия объектов культурного наследия, устанавливается зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности с ограничением только высоты застройки (зона высотного регулирования).
6.6. Зоны охраняемого природного ландшафта устанавливаются в случае расположения объектов культурного наследия в ландшафтной среде, являющейся неотъемлемой частью их композиции, либо создающей благоприятный фон для их визуального восприятия.
6.7. Основной целью установления режима использования земель и градостроительных регламентов в границах зон охраны является формулирование и последующее юридическое закрепление условий, позволяющих обеспечить наилучшее сохранение объектов культурного наследия, а также использование и развитие территорий исторической застройки при сохранении и совершенствовании ценных качеств городской среды. Кроме того, положения и требования режимов направлены на достижение следующих целей: правовая определенность для всех участников процесса изменения недвижимости; соблюдение баланса частных, общественных и государственных интересов.
6.8. В режимах зон охраны разрабатывается система ограничений, накладываемая на территории и объекты, исходя из требований охраны историко-культурного наследия.
Данный документ не заменяет собой градостроительную, планировочную и иную проектную документацию, которая решает вопросы функционального зонирования, транспорта, инженерной инфраструктуры, определения границ земельных участков объектов недвижимости.
Приказом Комитета по культуре Ленинградской области от 14 декабря 2010 г. N 45 в пункт 6.9 настоящего приложения внесены изменения
6.9. В соответствии с положениями Федерального закона РФ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" и Положением о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации на территориях зон охраны вводятся специальные ограничения в зависимости от вида зон охраны.
При определении системы ограничений по условиям охраны историко-культурного наследия предлагается исходить из того, что они являются ограничениями прав собственников недвижимости и застройщиков, поэтому необходима безусловная доказуемость и обоснованность каждого параметра.
В зависимости от конкретных объектов культурного наследия, условий их визуального восприятия, специфики территории и застройки устанавливаются те или иные ограничения, обеспечивающие охрану культурного наследия. Не для каждого объекта или участка исторического поселения необходим полный спектр ограничений, предусмотренный в Федеральном законе и Положении. Есть общие требования, обязательные во всех случаях: обеспечение пожарной безопасности, сохранение гидрогеологических и экологических условий. Остальные требования устанавливаются с учетом индивидуальных особенностей территории.
6.10. В охранной зоне запрещается строительство за исключением регенерации историко-градостроительной или природной среды. Возможность или нежелательность регенерации, а также её методы и предполагаемые результаты различны для каждой рассматриваемой территории и подлежат конкретизации.
6.11. Зоны регулирования застройки и хозяйственной деятельности решают большой спектр задач и, соответственно, требования в различных типах зон будут индивидуальны.
Для территорий, где сохранилась историческая застройка, ограничения строительства, реконструкции и ремонта исторических зданий должны основываться на анализе характеристик исторической среды, которые не должны нарушаться в процессе возможных преобразований. Ограничиваются параметры, стилевые характеристики, цветовая композиция, материалы, детали, элементы благоустройства.
Для территорий, где историческая застройка сохранилась фрагментарно, ограничению подлежат только основные параметры, характеризующие особенности исторической среды: высота, масштаб и модуль застройки, процент застройки территории. Для территорий современной застройки, находящихся в зоне визуального восприятия объектов культурного наследия, ограничивается высота застройки.
6.12. В зонах охраняемого природного ландшафта определяющими факторами для установления ограничений являются: сохранение и регенерация ценных качеств ландшафта, обеспечение благоприятных условий визуального восприятия объектов культурного наследия.
Для территорий, примыкающих к объектам культурного наследия и обладающих ценными качествами ландшафта, устанавливается запрет на капитальное строительство, вводятся ограничения на размещение рекламы и малых архитектурных форм, устанавливаются требования к благоустройству и озеленению, соответствующие характеру ландшафта, сохраняется соотношение открытых и закрытых пространств. Подобные ограничения устанавливаются и на территориях исторических зеленых насаждений. На участках ландшафта, композиционно связанных с объектами культурного наследия, однако частично утративших свои ценные качества, занятых постройками, как нейтральными, так и дисгармонирующими, необходимо предусмотреть мероприятия по регенерации ландшафта, выносу или нейтрализации дисгармонирующих объектов, допускается размещение отдельных объектов, органично вписывающихся в ландшафт.
6.13. В режимах предусматриваются мероприятия по уменьшению отрица-тельного влияния дисгармонирующих объектов: снос некапитальных строений, вывод промышленных и коммунальных предприятий, реконструкция зданий и изменение их фасадов, визуальная нейтрализация посредством экранирующих зеленых насаждений.
Приказом Комитета по культуре Ленинградской области от 14 декабря 2010 г. N 45 пункт 6.14 настоящего приложения изложен в новой редакции
6.14. Пояснительная записка должна содержать описание границ территорий объектов культурного наследия с приложением таблицы координат поворотных точек границ объектов культурного наследия (в таблице координат поворотных точек границ территорий объектов культурного наследия координаты поворотных точек указываются во Всемирной геодезической системе координат 1984 года (WGS-84) и соответствующей местной системе координат (МСК)), описание границ зон охраны, обоснование границ территорий объектов культурного наследия и зон охраны, обоснование и описание режимов зон охраны, подробные списки исторически ценных градоформирующих объектов, списки дисгармоничной застройки. В пояснительную записку должен быть включен проектный баланс территории, состоящий из показателей в гектарах и процентного соотношения охранных зон, зон регулирования застройки всех режимов, зон охраняемого природного ландшафта.
6.15. Основной чертёж выполняется на подоснове масштаба 1:10000 - 1:2000. Допускается выполнение отдельными чертежами границ зон охраны и исторически ценных градоформирующих объектов.
Примерный перечень условных обозначений для чертежа зон охраны:
- объекты охраны федерального, регионального и местного значения, выявленные объекты и их территории;
- зоны охраны по типам и участкам: охранная зона (ОЗ), зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности (ЗРЗ), зона охраняемого природного ландшафта (ЗОЛ).
Примерный перечень условных обозначений для чертежа исторически ценных градоформирующих объектов:
- исторически ценные градоформирующие объекты: ценные элементы планировочной структуры (исторические улицы и дороги, набережные, проезды, главные площади, исторические зелёные насаждения, исторические кладбища, исторические железные дороги и станции, исторические линии застройки, историческое межевание), ценные элементы ландшафтно-композиционной структуры (панорамы и виды с путей и площадок обзора, основные направления визуального восприятия, точки визуального восприятия доминант, архитектурные доминанты, композиционно завершенные открытые пространства, ценная историческая застройка, ценная историческая среда по средовым зонам), территории археологического слоя;
- дисгармоничные объекты и территории;
- объекты существующей застройки, административные границы.
Приказом Комитета по культуре Ленинградской области от 14 декабря 2010 г. N 45 в пункт 6.16 настоящего приложения внесены изменения
6.16. Специфика структуры застройки исторических городов определяет невозможность применения стандартной системы зон охраны, окружающей каждый объект культурного наследия. Охране подлежит вся градостроительная система, включающая как элементы планировочной и ландшафтно-композиционной структуры, так и историческую городскую среду в целом. За основу при определении системы охраны принимаются принципы охраны исторических поселений, изложенные в Федеральном законе "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (глава 12).
Состав зон, необходимых для сохранения историко-культурного наследия, определяется в зависимости от особенностей исторических поселений.
6.17. В качестве исторически ценных градоформирующих объектов (предметов охраны), подлежащих обязательному сохранению, выделяются ценные элементы планировочной и ландшафтно-композиционной структуры, а также характеристики среды. Они, наряду с охраняемыми объектами, составляют своего рода каркас историко-культурного наследия, сохранение которого обеспечивает преемственность в формировании городской среды.
7. Порядок совместной подготовки проектов зон охраны
и генеральных планов
7.1. Исходная информация для разработки градостроительной документации включает перечень нормативных правовых документов органов государственной власти соответствующих субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по вопросам охраны памятников истории и культуры.
Материалы исходной информации для разработки генеральных планов исторических поселений и территорий должны включать историко-культурные опорные планы, проекты зон охраны.
7.2. Допускается разработка историко-культурного опорного плана и/или проекта зон охраны в составе генерального плана как самостоятельного раздела.
Согласование и утверждение проекта зон охраны, разработанного в составе генерального плана, проводится в соответствии с разделом 2 настоящих методических указаний.
7.3. Утвержденные границы зон охраны, режимы использования земель и градостроительные регламенты в границах данных зон, исторически ценные градоформирующие объекты обязательно учитываются и отображаются в документах территориального планирования, в правилах землепользования и застройки, документации по планировке территории (в случае необходимости в указанные документы вносятся изменения в установленном порядке).
Соблюдение режимов использования земель и градостроительных регламентов в границах зон охраны является обязательным при осуществлении градостроительной, хозяйственной и иной деятельности.
7.4. Границы территорий объектов культурного наследия и границы зон охраны отображаются на картах (схемах) зон с особыми условиями, содержащихся в генеральных планах.
<< Назад |
Приложение >> N 1. Заявление |
|
Содержание Приказ Комитета по культуре Ленинградской области от 25 мая 2010 г. N 35 "Об утверждении методических указаний по разработке... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.