Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 2
к распоряжению
Комитета по образованию
от 11 декабря 2007 г. N 1659-р
Методические рекомендации по подготовке и проведению
экспертизы соответствия содержания и качества
подготовки обучающихся и выпускников учреждений
начального профессионального образования и среднего
профессионального образования (педагогического колледжа)
Санкт-Петербурга требованиям государственного стандарта.
1 этап. Подготовка документов к экспертизе образовательного учреждения
Директор образовательного учреждения:
1.1. Обращается в Комитет по образованию (далее - КО) за получением пакета документов в электронном виде.
1.2. Представляет учредителю проект заявления на экспертизу и государственную аккредитацию; заполняет Информационную карту образовательного учреждения (далее - ОУ), необходимые формы самоанализа, представляет подготовленные материалы для экспертизы на педагогическом совете ОУ;
1.3. Не позднее, чем за 1 месяц до начала экспертизы сдает в КО следующие документы:
1.3.1. Заполненное заявление на бланке учреждения, подписанное директором ОУ, заверенное печатью учреждения, согласованное учредителем;
1.3.2. Заполненную Информационную карту, заверенную подписью директора, печатью образовательного учреждения, заполненные формы самоанализа, список предметов (дисциплин) для проведения педагогических измерений;
1.3.3. Учебные планы образовательного учреждения с пояснительными записками на заявленные программы;
1.3.4. Копию свидетельства о государственной аккредитации;
II этап. Организация экспертизы образовательного учреждения и подготовка
материалов по результатам обследования
2.1. Отдел лицензирования и аккредитации Комитета по образованию (ОЛиА КО):
2.1.1. При приеме пакета документов на экспертизу ОУ проводит предварительный анализ представленных материалов на предмет их полноты и достоверности. Положительные результаты предварительного анализа являются основанием окончательного согласования формы и сроков проведения заявленной процедуры, подготовки проекта правового акта о составе экспертной группы и сроках процедуры экспертизы. В случае неудовлетворительного оформления документов (неполный комплект документов: претензии к оформлению документов; отсутствие подписи должностных лиц, печати учреждения, где это требуется и пр.) пакет документов может быть возвращен учреждению на доработку;
2.1.2. Готовит проект правового акта КО о заявленной процедуры, составе экспертной группы;
2.1.3. На основании решения экспертной комиссии готовит проект правового акта КО о соответствии содержания и качества подготовки обучающихся и выпускников ОУ требованиям государственного стандарта;
2.1.4. Подготавливает документы для аккредитационной коллегии.
2.2. Государственное образовательное учреждение дополнительного педагогического профессионального образования центр повышения квалификации специалистов Санкт-Петербурга "Региональный центр оценки качества образования и информационных технологий" (далее - СПб РЦОКОиИТ):
2.2.1. Проводит согласование сроков и уточняет перечень предметов для проведения педагогических измерений с директором ОУ (согласно пункту 1.3.2);
2.2.2. Организует проведение экспертизы, в том числе, обеспечивает проведение педагогических измерений и анализа образовательной деятельности ОУ, принимает результаты экспертизы и проводит их обработку;
2.2.3. Готовит проект экспертного заключения;
2.2.4. Готовит приложение к экспертному заключению по результатам анализа содержания образовательной деятельности ОУ;
2.2.5. Готовит проект приложения к экспертному заключению по результатам педагогических измерений;
2.2.6. Готовит материалы для Аккредитационной коллегии Комитета по образованию по формам, предложенным ОЛиА КО;
2.2.7. Разрабатывает и утверждает в установленном порядке нормативы трудозатрат на проведение экспертизы ОУ;
2.2.8. Заключает:
- договоры с ОУ на возмещение затрат, связанных с проведением тестирования и экспертизой содержания образовательной деятельности и затратами на подготовку и тиражирование тестовых тетрадей (бланков);
- договоры возмездного оказания услуг с организаторами тестирования и экспертами по анализу образовательной деятельности по факту выполнения работ.
2.3. Экспертиза проводится в ОУ не более 7 дней. В ходе обследования устанавливается:
2.3.1. Соответствие содержания, уровня и качества подготовки выпускников образовательного учреждения требованиям государственных образовательных стандартов;
2.3.2. Исполнение образовательным учреждением требований государственных образовательных стандартов при организации обучения по образовательным программам соответствующего уровня;
2.3.3. Полнота выполнения основных образовательных программ, реализуемых образовательным учреждением.
III этап. Принятие решения по результатам экспертизы ОУ
3.1. Группа организаторов тестирования и эксперты образовательной деятельности передают в СПб РЦОКОиИТ материалы педагогической диагностики и экспертизы для дальнейшей обработки в сроки, определенные распоряжением Комитета о проведении экспертизы ОУ;
3.2. Экспертная комиссия выносит решение о соответствии содержания и качества подготовки обучающихся и выпускников ОУ требованиям государственного стандарта (не соответствии);
3.3. Решение экспертной комиссии является основанием для издания правового акта Комитета;
3.4. Копия правового акта о соответствии содержания и качества подготовки обучающихся и выпускников ОУ требованиям государственного стандарта (не соответствии) и копия заключения экспертной комиссии в 2-недельный срок со дня издания распоряжения выдаются директору ОУ отделом лицензирования и аккредитации.
3.5. Наличие заявления учредителя ОУ, правового акта о соответствии содержания и качества подготовки обучающихся и выпускников ОУ требованиям государственного стандарта и положительного заключения экспертной комиссии является основанием для вынесения вопроса о государственной аккредитации на Аккредитационную коллегию Комитета по образованию.
3.6. Решение Аккредитационной коллегии, принятое на основании документов, перечисленных в пункте 3.5, является основанием для издания правового акта Комитета о государственной аккредитации и об определении статуса (типа, вида, категории) ОУ.
При проведении экспертизы образовательное учреждение НПО, СПО представляет в отдел лицензирования и аккредитации Комитета по образованию следующую документацию:
1. Заявление на экспертизу образовательного учреждения.
2. Копия устава образовательного учреждения.
3. Копия лицензии на образовательную деятельность.
5. Гарантийное письмо об оплате затрат на проведение процедуры аттестации.
6. Перечень общеобразовательных и профессиональных дисциплин, по которым предполагается проведение контроля качества обученности, с указанием выбранной образовательным учреждением методики диагностики.
Примечания:
Документы представляются в отдел лицензирования и аккредитации Комитета по образованию не позднее, чем за 1 месяц до проведения процедуры аттестации;
Контроль качества обученности проводится:
- по четырем общеобразовательным предметам - математике, литературе и двум предметам по выбору образовательного учреждения;
- по двум предметам раздела профессиональной подготовки учебного плана - одному специальному и одному общетехническому (общепрофессиональному) не менее чем по двум образовательным программам, одной из которых для колледжей и лицеев является образовательная программа, определяющая статус ОУ, а для профессиональных училищ, одной из которых является образовательная программа, определяющая профессиональный профиль ОУ.
При проведении процедуры экспертизы новых образовательных программ, по которым введено обучение в межаккредитационный период, образовательное учреждение представляет в отдел лицензирования и аккредитации Комитета по образованию следующую документацию:
1. Заявление с указанием образовательных программ, подлежащих экспертной оценке.
2. Копия лицензии на образовательную деятельность.
3. Учебные планы по заявленным образовательным программам.
4. Перечень имеющейся учебной литературы по заявленным образовательным программам.
5. Перечень оборудования (в виде выписки из балансовой ведомости), дидактических средств и других видов материально-технического и методического обеспечения заявленных образовательных программ.
6. Сведения о преподавателях, осуществляющих обучение по предметам учебного плана заявленных образовательных программ.
7. Данные о результатах экзаменов по заявленным образовательным программам в течение трех последних лет.
8. Гарантийное письмо об оплате затрат на проведение экспертизы заявленных образовательных программ.
9. Перечень профессиональных дисциплин, по которым будет проводиться контроль качества обученности.
Примечания:
Документы представляются в отдел лицензирования и аккредитации не позднее, чем за 1 месяц до проведения процедуры экспертизы.
Контроль качества обученности проводится по каждой заявленной образовательной программе:
- по математике и литературе;
- по двум предметам раздела профессиональной подготовки учебного плана - одному специальному и одному общетехническому (общепрофессиональному).
Сведения по пунктам 4, 5, 6, 7, представляются в соответствии с формами, приведенными в информационной карте.
При экспертизе соответствия содержания и качества подготовки обучающихся и выпускников требованиям государственного стандарта учреждений начального и среднего профессионального образования используются следующим показателя.
1. Документосодержательное обеспечение учебного процесса:
- перечень реализуемых образовательных программ;
- учебные планы по каждой образовательной программе;
- программы учебных дисциплин в соответствии с учебными планами реализуемых образовательных программ;
- своевременность обновления содержания учебной документации;
- актуальность реализуемых образовательных программ, их востребованность на рынке образовательных услуг.
2. Информационное обеспечение учебного процесса:
- источники учебной информации по каждой дисциплине учебных планов реализуемых образовательных программ;
- общее состояние библиотеки, объем библиотечных фондов;
- наличие в библиотеке литературы, предусмотренной в качестве обязательной в программах учебных дисциплин; их современность.
3. Качество обучения обучающихся:
- формы промежуточной аттестации обучающихся;
- формы итоговой аттестации обучающихся;
- формы учета личных достижений обучающихся;
- результаты обучения обучающихся по реализуемым образовательным программам (по материалам самообследования);
- результаты участия в конкурсах профмастерства, олимпиадах, научных исследованиях (по материалам самообследования);
- протоколы экзаменационных комиссий.
4. Опытно-экспериментальная работа:
- актуальность;
- эффективность;
- изданные учебные и методические пособия, их актуальность и востребованность;
- уровень организации (район, город, РФ).
5. Уровень информатизации:
- общее состояние (удобство, количество и т.п.);
- общее количество вычислительной техники (по видам; Интернет; занятость в обучении и т.д.).
6. Образовательные технологии:
- реализуются существующие образовательные технологии;
- разработаны авторские технологии;
- имеются положительные результаты внедрения используемых образовательных технологий.
7. Соответствие результатов обучения требованиям государственных образовательных стандартов (по материалам диагностических контрольных работ, тестовых работ; сравнение проводится со среднегородскими результатами предыдущей экспертизе учреждений НПО и СПО /педагогические колледжи/).
8. Материально-техническая база, УМК:
- обеспечивает получение положительного результата обучения;
- соответствует реализуемым образовательным программам.
9. Кадровое обеспечение:
- уровень профессиональной компетентности ИПК;
- стабильность основного состава;
- системность в обучении педагогического коллектива.
10. Обеспечение валеологических условий:
- соблюдение максимально допустимой нагрузки;
- соблюдение режима обучения;
- медицинская и социально-психологическая поддержка обучающихся.
11. Организационно-учебная документация:
- соответствует учебным планам и программам;
- наличие системы учета посещаемости;
- соблюдение процедуры отчисления и выбывания обучающихся;
- протоколы экзаменов оформлены в соответствии с требованиями;
- поименная книга соответствует требованиям.
12. Дополнительное образование:
- наличие программ внеучебной деятельности;
- занятость учащихся во внеучебной деятельности;
- актуальность и востребованность программ факультативных и кружковых занятий.
13. Система обратной связи:
- наличие системы информированности обучающихся и родителей;
- наличие системы сбора данных об удовлетворенности обучающихся и их родителей результатами обучения;
- результаты диагностики обучающихся и родителей об удовлетворенности обучением;
- система принятия решений по результатам диагностики.
14. Динамика развития ОУ (оцениваются достижения учебного заведения по каждому из перечисленных выше пунктов за 3 года, предшествующие процедуре соответствия требованиям содержания и качества подготовки обучающихся и выпускников требованиям государственного стандарта).
Многобалльная квалиметрическая шкала,
используемая при экспертизе образовательных учреждений
начального и среднего профессионального образования
соответствия требованиям содержания и качества подготовки
обучающихся и выпускников требованиям
государственного стандарта.
Оценка |
Описание |
0 |
Информация не представлена |
1 |
Неудовлетворительное состояние, работа не ведется |
2 |
Очень низкая оценка, работа ведется недостаточно |
3 |
Низкая оценка, работа ведется на очень низком уровне, очень много существенных недочетов |
4 |
Удовлетворительная оценка, существенные недостатки в работе |
5 |
Средняя оценка, работа ведется на приемлемом уровне, имеются отдельные недостатки |
6 |
Средняя оценка, работа ведется на приемлемом уровне, недостатки несущественные |
7 |
Хорошая оценка, работа ведется на достаточно хорошем уровне, недостатки малочисленные, несущественны и легко устранимы |
8 |
Достаточно высокая оценка, практически полностью соответствует предъявляемым требованиям |
9 |
Высокая оценка, полностью соответствует предъявляемым требованиям |
10 |
Очень высокая оценка, полностью соответствует предъявляемым требованиям, рекомендуется использовать для распространения |
Оценка проводится группой экспертов на основе анализа, представленной документации и ознакомления с работой образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования.
Максимальная сумма - 140 баллов.
Учреждение считается прошедшим процедуру экспертизы соответствия содержания и качества подготовки обучающихся и выпускников требованиям государственного стандарта при наличии семидесяти баллов (50% от максимально возможного результата).
Для получения или подтверждения статуса профессиональный лицей, колледж необходимо набрать сто пять баллов (75% от максимально возможной суммы баллов).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.