Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к постановлению
Правительства Санкт-Петербурга
Концепция
развития социального добровольчества в Санкт-Петербурге
на 2008-2011 годы
2 ноября 2010 г.
1. Введение
Концепция развития социального добровольчества в Санкт-Петербурге на 2008-2011 годы (далее - Концепция) разработана в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами "Об общественных объединениях", "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях", "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации", постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 16.05.2006 N 559 "О Концепции развития системы социальной защиты населения Санкт-Петербурга на 2006-2010 годы", иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Санкт-Петербурга, регулирующими вопросы развития социальной сферы и институтов гражданского общества.
Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 2 ноября 2010 г. N 1484 в раздел 2 настоящего приложения внесены изменения
2. Основные понятия, используемые в Концепции
В целях Концепции используются следующие основные понятия:
добровольный труд (работа) - безвозмездный труд, осуществляемый человеком на основе свободного выбора в организациях социальной сферы или в составе организованной группы, действующей в гуманитарных целях;
добровольцы - граждане, осуществляющие благотворительную деятельность в форме безвозмездного труда;
добровольческая деятельность - способ самовыражения и самореализации граждан, действующих индивидуально или коллективно на благо других людей или общества в целом;
социальное добровольчество - добровольческая деятельность и добровольный труд, направленные на решение социальных проблем или задач людей, групп, общества;
молодежное добровольчество - практическая добровольческая деятельность молодежи по предметному решению общественных проблем, осуществляемая без принуждения и оказывающая социализирующее влияние на субъект деятельности;
семейное добровольчество - добровольческая деятельность и добровольный труд двух и более членов одной семьи;
добровольческие ресурсы - совокупность трудовых, временных, интеллектуальных, профессиональных, материальных и иных ресурсов, источником которых являются добровольцы;
добровольческая организация - некоммерческая организация, привлекающая к своей деятельности добровольцев и осуществляющая добровольческие программы и проекты;
система поддержки социального добровольчества - комплекс мер, мероприятий и специализированной инфраструктуры, ориентированных на стимулирование, поддержку и развитие добровольчества на основе мобилизации и консолидации общественных и государственных ресурсов;
центр поддержки добровольческих инициатив - государственное учреждение (структурное подразделение государственного учреждения), оказывающее полный комплекс информационных, консультационных, методических услуг организациям и гражданам в области социального добровольчества в Санкт-Петербурге;
агентство добровольной помощи - государственное учреждение (структурное подразделение государственного учреждения), действующее на территории района Санкт-Петербурга, оказывающее полный комплекс информационных и консультационных услуг организациям и гражданам в области социального добровольчества;
координатор добровольцев - ответственное лицо в организации, имеющее специальную подготовку и отвечающее за привлечение добровольцев, организацию их работы и координацию их деятельности;
технологии организации добровольной работы - совокупность методик по привлечению, организации работы и поддержке добровольцев в добровольческой организации;
добровольческая программа - гуманитарная программа, ориентированная на потребности граждан и гражданского общества, в которой основным способом ее реализации является добровольная работа людей, а главной задачей - эффективная организация добровольной работы;
добровольческая акция - мероприятие одной или нескольких добровольческих организаций, главным человеческим ресурсом которых для достижения целей акции являются добровольцы;
организации социальной сферы - организации независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности, осуществляющие деятельность на территории Санкт-Петербурга и выполняющие работы или оказывающие услуги в области здравоохранения, социальной защиты населения, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта, молодежной политики;
государственные учреждения социальной сферы - государственные учреждения, осуществляющие деятельность на территории Санкт-Петербурга и оказывающие услуги в области здравоохранения, социальной защиты населения, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта, молодежной политики.
Понятия и термины, используемые в Концепции, не указанные в настоящем разделе, применяются в значениях, определенных федеральным законодательством и иными нормативными правовыми актами.
3. Анализ состояния социального добровольчества
Для анализа состояния социального добровольчества важно учитывать:
труд добровольцев, то есть услуги, которые они оказывают, и мотивацию добровольческой деятельности в социальной сфере;
деятельность некоммерческих организаций в данной сфере, их взаимодействие с органами государственной власти и иными субъектами правоотношений;
проблемы в области развития социального добровольчества.
Основными принципами социального добровольчества являются:
свободный выбор и добрая воля человека в проявлении личной активности в форме добровольческой деятельности и добровольного труда;
личное ответственное участие в организованной работе на основе доверия, солидарности и сотрудничества;
реальная определяемая польза от добровольческой деятельности и добровольного труда для других людей и общества в целом;
ненасильственный, гуманитарный характер добровольческой деятельности и добровольного труда;
отсутствие материальной компенсации за добровольческую деятельность и добровольный труд.
В течение последних трех лет в социальной сфере Санкт-Петербурга наблюдается положительная динамика состояния добровольного труда. Согласно социологическим исследованиям свыше 40 процентов населения готовы активно заниматься данным видом деятельности на общественных началах.
На сегодняшний день области применения добровольной работы граждан становятся чрезвычайно многообразны: поддержка социально незащищенных групп населения, помощь и услуги пожилым людям, поддержка семей с детьми, больными специфическими, тяжелыми заболеваниями, профилактика алкоголизма и наркомании, инфицирования вирусом иммунодефицита человека, борьба с детской безнадзорностью, помощь инвалидам, бездомным, лицам, отбывающим наказание и вышедшим из мест заключения, и др.
В основе мотивов, побуждающих людей к добровольной работе в социальной сфере, лежит значительный спектр индивидуальных и социальных потребностей, присущих каждому человеку:
потребность в общении и стремление быть социально полезным другим людям, потребность применения профессионального и житейского опыта (молодые пенсионеры);
потребность влиять и участвовать в социальных изменениях, желание реализовать себя, свои инициативы (люди с высшим образованием, специалисты в гуманитарных областях);
потребность в милосердии, доброте, подвижничестве и стремление решать проблемы других людей и свои собственные.
В последние годы среди мотивов добровольцев стали преобладать более прагматичные, такие, как:
проба себя на пути к профессии,
потребность в дополнительной информации, контактах, навыках, возможностях (молодежь, студенты гуманитарных и иных средних и высших учебных заведений);
профессиональный интерес для карьерного роста (молодые специалисты);
потребность получения специальных знаний и навыков, необходимых в семье, в составе которой есть граждане пожилого возраста, инвалиды, дети, больные заболеваниями, требующими специфического лечения, и пр.
Разнообразию мотивов добровольцев соответствуют разнообразные виды добровольческих работ и услуг.
Современная добровольческая деятельность и добровольный труд жителей Санкт-Петербурга в социальной сфере направлены как на помощь людям в трудной жизненной ситуации (инвалидность, особые индивидуальные потребности, связанные с преклонным возрастом или тяжелой хронической болезнью, сиротство, безнадзорность, бездомность, вынужденное переселение, безработица, депрессия и др.), так и на реализацию социальных и индивидуальных потребностей и интересов граждан (просвещение, развитие личности, укрепление семьи, досуг, духовное развитие, профилактика и охрана здоровья, пропаганда здорового образа жизни, улучшение морально-психологического состояния граждан и др.).
Добровольческая деятельность лежит в основе функционирования некоммерческого сектора Санкт-Петербурга.
По состоянию на начало 2007 года некоммерческий сектор Санкт-Петербурга составляли: общественные объединения - 33 процента; потребительские кооперативы - 16 процентов; фонды - 13 процентов; некоммерческие партнерства - 10 процентов; учреждения - 10 процентов; товарищества собственников жилья - 13 процентов; другие некоммерческие организации - 5 процентов. В настоящее время в Санкт-Петербурге функционирует 13,5 тыс. некоммерческих организаций (или одна организация на 350 жителей Санкт-Петербурга). По экспертным оценкам, в некоммерческой сфере заняты 1-2 процента горожан.
В социальной сфере Санкт-Петербурга активно действуют примерно 700 некоммерческих организаций регионального, районного и муниципального уровня. Большая часть работы осуществляется общественными и некоммерческими организациями социальной сферы на основе добровольной активности граждан. Примерно 320 тыс. человек в год получают добровольную социальную помощь и услуги. Подавляющее большинство услуг некоммерческие организации предоставляют на бесплатной основе либо значительно ниже средних рыночных цен. По состоянию на 01.01.2007 суммарная стоимость добровольческого труда в некоммерческих организациях социальной сферы составляет ориентировочно более 96 млн. руб.
В настоящее время санкт-петербургские общественные и некоммерческие организации имеют определенные успехи в развитии социального добровольчества:
профессионально классифицируют социальные добровольческие услуги, занимаются разработкой норм и стандартов оказания добровольческой помощи и услуг;
продвигают идеи добровольчества, а также используют технологии организации добровольной работы в качестве инструмента своей деятельности;
создают учебно-методические и технологические разработки в области привлечения и управления добровольческими ресурсами, нефинансовых методов мотивирования, которые используются также учебными заведениями в регионах Российской Федерации и на федеральном уровне;
проводят необходимое количество общественных слушаний и выступлений с привлечением специалистов некоммерческих организаций, представителей от науки, высшей школы, бизнеса, власти, учащейся молодежи;
создают условия для развития практического взаимодействия государственных и негосударственных организаций в области развития добровольчества и создания добровольческих служб при государственных учреждениях;
формируют подходы для включения тематики "добровольчество" в программы гражданского образования в школах.
Таким образом, совместные действия некоммерческих организаций в области развития добровольчества демонстрируют способность негосударственных организаций к позитивной консолидации усилий, как в целях активизации граждан, так и в целях создания новых моделей и механизмов развития добровольной работы.
При наличии в Санкт-Петербурге значительных человеческих ресурсов и достаточно большого количества организаций социальной сферы, накопивших определенный опыт управления этими ресурсами, дальнейшее развитие социального добровольчества требует решения определенного спектра проблем, а именно:
отставания действующего законодательства в области социального добровольчества от развившейся практики деятельности добровольческих некоммерческих организаций, например отсутствия единой нормативной базы для использования добровольного труда в негосударственных и государственных организациях социальной сферы;
отсутствия инфраструктуры добровольческой деятельности на городском и районном уровнях;
отсутствия механизмов системной поддержки добровольческой деятельности;
несовершенства стандартов деятельности государственных и муниципальных учреждений, которые не предусматривают организацию добровольного труда;
препятствия ориентации социальных учреждений на широкое использование труда добровольцев вследствие ответственности, лежащей на руководителях данных учреждений, за клиентов и качество предоставляемых услуг в рамках действующих стандартов, норм и правил;
отсутствия в бюджете государственных учреждений социальной сферы статьи расходов, предусматривающей затраты на реализацию добровольческих инициатив;
отсутствия методического обеспечения организации добровольной работы;
нехватки информационной и консультационной поддержки в этой области;
отсутствия системы профессиональной подготовки кадров для квалифицированной организации добровольной работы и управления добровольцами;
неэффективности взаимодействия между субъектами правоотношений в области добровольчества, которая препятствует межсекторной интеграции социальных технологий и консолидации ресурсов, в том числе человеческих;
недостаточности финансовой поддержки со стороны государства для развития добровольчества.
Решение вышеперечисленных проблем становится возможным в результате взаимодействия органов государственной власти и негосударственных организаций.
4. Цели, задачи и принципы развития социального добровольчества
в Санкт-Петербурге
Социально-демографическая ситуация и социально-экономические изменения, происходящие на современном этапе в стране, диктуют необходимость развития новых подходов к решению социальных проблем.
В настоящее время общество нуждается в создании механизмов, позволяющих гражданам быть включенными в решение социальных задач. Добровольческая деятельность является одним из таких механизмов, отражающих сопричастность и солидарность граждан, социальную значимость их работы, развивает личную инициативу и ответственность для решения общественных проблем.
Целью развития социального добровольчества в Санкт-Петербурге является создание условий для максимально возможной реализации социальных потребностей населения Санкт-Петербурга в процессе социально-экономического развития Санкт-Петербурга.
Для достижения цели необходимо осуществить комплекс организационных, законодательных и экономических мер, направленных на формирование системы поддержки социального добровольчества в Санкт-Петербурге.
Основными задачами развития социального добровольчества в Санкт-Петербурге являются:
совершенствование законодательства Санкт-Петербурга и формирование целостной системы нормативной правовой базы добровольческой деятельности, партнерских отношений между органами государственной власти Санкт-Петербурга и добровольческими организациями в процессе реализации общих социальных задач;
развитие инфраструктуры поддержки добровольчества в Санкт-Петербурге на городском и районном уровнях, обеспечивающей полный комплекс услуг в сфере добровольчества;
создание системы профессиональной подготовки специалистов и организаторов добровольной работы;
совершенствование взаимодействия между различными субъектами правоотношений в области развития добровольчества;
обеспечение системы поддержки и развития молодежного добровольчества;
создание финансовых условий развития добровольчества, включая привлечение внебюджетных источников и совершенствование бюджетного регулирования, позволяющих обеспечивать стабильное финансирование затрат, связанных с организацией и поддержкой создаваемой системы стимулирования добровольческой деятельности и добровольной работы;
содействие информационному обеспечению добровольческой деятельности в средствах массовой информации в целях позитивного освещения добровольчества.
Формирование системы стимулирования, поддержки и развития социального добровольчества в Санкт-Петербурге строится на следующих принципах:
доступность участия и равенство граждан, представляющих все слои населения в процессе развития социального добровольчества (информационное, организационное, территориальное и др.);
гарантированность участия граждан в добровольческой деятельности в социальной сфере без ущерба для физического, психического здоровья и материального положения;
ответственность некоммерческих и государственных организаций социальной сферы за организацию квалифицированного управления и обеспечение адекватных условий для добровольной работы граждан.
5. Основные направления развития социального добровольчества
в Санкт-Петербурге
В целях достижения поставленных задач развитие социального добровольчества в Санкт-Петербурге планируется осуществлять по следующим направлениям:
5.1. Совершенствование действующего законодательства
Санкт-Петербурга в области социального добровольчества
Расширение правовой базы добровольчества является необходимым условием развития гражданской активности населения Санкт-Петербурга и эффективного взаимодействия государственных и негосударственных организаций социальной сферы.
В рамках совершенствования законодательства Санкт-Петербурга в области социального добровольчества должен быть разработан и принят нормативный правовой акт, комплексно регулирующий правоотношения социального добровольчества в Санкт-Петербурге, а также условия создания системы стимулирования, поддержки и развития добровольчества в регионе.
Совершенствование законодательства Санкт-Петербурга должно осуществляться в соответствии с действующим федеральным законодательством, ориентацией на стратегии социально-экономического развития и приоритетными направлениями развития гражданского общества.
Существует необходимость разработки проекта закона Санкт-Петербурга, регламентирующего отдельные вопросы социального добровольчества, содержащего нормы и положения об условиях добровольного труда в социальной сфере, определении социального добровольчества в качестве специфичной формы труда, существенном расширении понятия "доброволец", определении его в качестве субъекта социальной деятельности, взаимодействии органов власти и общественных институтов в сферах совместного решения социальных задач, комплексе мероприятий, способствующих развитию молодежного добровольчества, и др.
Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 2 ноября 2010 г. N 1484 в подраздел 5.2 настоящего приложения внесены изменения
5.2. Формирование инфраструктуры и механизма
поддержки социального добровольчества в Санкт-Петербурге
Важным условием современной социальной политики, административного и социального реформирования является необходимость государственной поддержки в создании условий для организации жизни общества таким образом, чтобы люди могли свободно реализовать свой собственный потенциал, взяв на себя часть ответственности, тем самым расширяя ресурсную базу социальной сферы.
Формирование инфраструктуры поддержки добровольчества в Санкт-Петербурге должно осуществляться на городском и районном уровнях.
Для этого необходимо:
возложить на существующие учреждения, подведомственные исполнительным органам государственной власти Санкт-Петербурга, функции по поддержке и развитию добровольчества. Данная деятельность должна включать формирование информационной и научно-методической базы развития добровольной социальной работы, подготовку кадров для организации добровольных работ, вовлечение, поддержку и стимулирование представителей всех слоев общества и возрастных категорий для участия в общественно полезной деятельности, уделяя особое внимание развитию молодежного и семейного добровольчества;
разработать механизм поддержки, обеспечивающий возникновение инфраструктуры и ее функционирование.
Инфраструктура поддержки добровольчества включает в себя:
центр поддержки добровольческих инициатив, обеспечивающий базовый комплекс услуг в сфере стимулирования, поддержки и развития добровольчества, прежде всего информационную и методическую поддержку, предоставление гражданам и организациям информации о наличии видов работ, предлагаемых для исполнения на основе добровольной работы, подготовку кадров для организации добровольной работы, предоставление добровольцев для выполнения работ в Санкт-Петербурге;
агентства добровольной помощи, действующие на районном уровне, обеспечивающие стимулирование и поддержку добровольчества и осуществляющие деятельность по организации добровольной работы на территории каждого района Санкт-Петербурга.
Осуществлять практическую деятельность по организации добровольной работы возможно также и на муниципальном уровне.
Необходимым условием реализации Концепции является формирование механизмов финансового обеспечения. В этой связи требуется:
проведение анализа потребности финансовых и иных ресурсов, связанных с организацией и поддержкой создаваемой системы стимулирования добровольческой деятельности, реализацией мер и мероприятий Концепции;
разработка экономически обоснованной методики определения социально-экономической эффективности добровольного труда в социальной сфере, которая должна базироваться на стандартах и критериях оценки эффективности добровольной работы в социальной сфере и учитывать сопоставление затрат на организацию добровольной работы и экономического эффекта, достигнутого в результате безвозмездного добровольного труда.
5.3. Создание системы профессиональной подготовки кадров
В настоящее время квалификация руководителей негосударственных организаций в области добровольной работы в социальной сфере явно недостаточна, вследствие чего имеющиеся добровольческие трудовые ресурсы далеко не всегда используются эффективно. При этом и в государственных учреждениях социальной сферы практически отсутствуют подготовленные специалисты по организации добровольной работы, вследствие чего эти учреждения не получают добровольческих ресурсов общества.
Однако как в некоммерческом секторе, так и в государственных учреждениях социальной сферы уже сформировано понимание того, что координаторы и организаторы добровольцев должны иметь специальную подготовку. Подобная деятельность требует знаний технологий организации добровольной работы и навыков в области социальной работы, социального и некоммерческого менеджмента, специальной подготовки в области организации досуговой деятельности и клубной работы, организации массовых мероприятий, связей с общественностью и т.п.
В некоммерческом секторе существует опыт разработки и реализации обучающих программ для руководителей некоммерческих организаций и организаторов добровольной работы, который целесообразно использовать. Однако для создания системы профессиональной подготовки кадров в области социального добровольчества этого явно недостаточно.
Анализ развития социального добровольчества в Санкт-Петербурге в течение последних трех лет подтверждает необходимость создания обучающих программ, обеспечивающих проведение данной деятельности на профессиональной основе, системной базе знаний и практического опыта.
Деятельность по преодолению проблемы подготовки кадров следует начать с разработки первичной, оптимальной на сегодняшний день, модели программы обучения и методического обеспечения организации добровольной работы в социальной сфере.
К началу практической реализации системы поддержки социального добровольчества на городском и районном уровнях ее учреждения должны быть укомплектованы квалифицированными кадрами в области организации добровольной работы граждан. Для этого необходимо разработать и поэтапно реализовать программу подготовки и переподготовки кадров в области привлечения и управления добровольческими ресурсами. Такую работу необходимо провести совместно с высшими учебными заведениями, центрами повышения квалификации кадров Санкт-Петербурга и общественными организациями, реализующими подобные обучающие программы для некоммерческих организаций.
В дальнейшем разработка такой программы может быть включена в состав программ подготовки специалистов по социальной работе, специалистов в области государственного и муниципального управления, в области общественной, благотворительной, некоммерческой деятельности.
5.4. Совершенствование взаимодействия
между различными субъектами правоотношений
в области развития социального добровольчества
Актуальная социально-экономическая ситуация, содержание и характер проводимых в Российской Федерации реформ предъявляют новые требования ко всем участникам процесса реформирования и развития социальной сферы. Решающим фактором, влияющим на стабильность и развитие общества, становится сотрудничество. От способности к общему видению проблем и путей их решения, способности к практическому взаимодействию органов государственной власти и управления, государственных и негосударственных организаций социальной сферы и жителей Санкт-Петербурга зависит качество жизни в Санкт-Петербурге.
В процессе развит
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.