Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к постановлению
Правительства Санкт-Петербурга
Концепция взаимодействия исполнительных органов
государственной власти Санкт-Петербурга с общественными
объединениями и иными негосударственными некоммерческими
организациями "Общественно-государственное партнерство"
на 2008-2011 годы
Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 20 июля 2010 г. N 890 в раздел 1 настоящего приложения внесены изменения
1. Введение
Социально-экономическое развитие Санкт-Петербурга, направленное на достижение высоких стандартов качества жизни, высокого уровня экономики и развития гражданского общества, обуславливает необходимость принятия комплекса мер, направленных на развитие и поддержку общественного самоуправления и самодеятельности жителей Санкт-Петербурга.
Одной из наиболее эффективных форм участия граждан в формировании и реализации государственной политики в различных сферах общественных отношений является деятельность общественных объединений и иных негосударственных некоммерческих организаций.
Взаимодействие исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга с общественными объединениями и иными негосударственными некоммерческими организациями (далее - Общественно-государственное партнерство) осуществляется в соответствии с настоящей Концепцией. Настоящая Концепция разработана в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом "Об общественных объединениях", Федеральным законом "О некоммерческих организациях", Концепцией административной реформы в Российской Федерации в 2006-2010 годах, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 25.10.2005 N 1789-р, в целях совершенствования системы взаимодействия исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга с общественными объединениями и иными негосударственными некоммерческими организациями и развития механизмов взаимодействия исполнительных органов государственной исполнительной власти Санкт-Петербурга с гражданским обществом, в том числе участия его представителей в подготовке и принятии общественно значимых решений.
Настоящая Концепция определяет принципы, формы и механизмы взаимодействия исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга с общественными объединениями и иными негосударственными некоммерческими организациями, осуществляющими свою деятельность в Санкт-Петербурге, за исключением политических партий, профсоюзов и религиозных организаций.
Реализация настоящей Концепции позволит использовать потенциал общественных объединений и иных негосударственных некоммерческих организаций для развития институтов гражданского общества, повышения социальной активности жителей Санкт-Петербурга.
2. Анализ эффективности взаимодействия исполнительных органов
государственной власти Санкт-Петербурга с общественными объединениями и
иными негосударственными некоммерческими организациями
В настоящее время в Санкт-Петербурге действует более 13 тыс. некоммерческих организаций. Из них порядка 6500 приходится на различные общественные объединения. В среднем на тысячу жителей Санкт-Петербурга приходиться 1,6 общественных объединений, что соответствует среднему показателю по странам Западной Европы.
Функционирование общественных объединений и иных негосударственных некоммерческих организаций обеспечивают квалифицированные специалисты, для которых работа в различных некоммерческих объединениях и организациях является основным видом профессиональной деятельности.
Основными направлениями деятельности общественных объединений и иных негосударственных некоммерческих организаций являются следующие:
решение социальных проблем;
оказание помощи людям, оказавшимся в тяжелой жизненной ситуации;
пропаганда здорового образа жизни;
развитие творческой и социальной активности граждан.
Количество жителей Санкт-Петербурга, которым общественными объединениями и иными негосударственными некоммерческими организациями ежегодно оказываются социальные услуги на безвозмездной основе, достигает 320 тыс. При этом общественные объединения и иные негосударственные некоммерческие организации оказывают социальные услуги дополнительно к социальным услугам, предоставление которых обеспечивается исполнительными органами государственной власти Санкт-Петербурга и коммерческими организациями.
При исполнительных органах государственной власти Санкт-Петербурга созданы различные советы и иные консультативные и совещательные органы, в работе которых принимают участие представители общественных объединений и иных негосударственных некоммерческих организаций. Вместе с тем только пять процентов от числа всех зарегистрированных на территории Санкт-Петербурга общественных объединений и иных негосударственных некоммерческих организаций принимают участие в деятельности советов и других консультативных и совещательных структур.
Динамично развиваясь, общественные объединения и иные негосударственные некоммерческие организации выступают источником многих социальных инноваций, вносят значительный вклад в решение вопросов жизнедеятельности в Санкт-Петербурге, обеспечивают дополнительные рабочие места на условиях постоянной и временной занятости, привлекают в социальную сферу дополнительные финансовые средства.
3. Основные тенденции развития взаимодействия исполнительных органов
государственной власти Санкт-Петербурга с общественными объединениями и
иными негосударственными некоммерческими организациями
Действующие в Санкт-Петербурге общественные объединения и иные негосударственные некоммерческие организации - это самостоятельный динамично развивающийся общественный сектор, решающий задачи формирования и выражения интересов жителей Санкт-Петербурга. Его характерными чертами на современном этапе являются следующие:
возросший профессионализм участников;
укрепляющаяся материально-техническая база;
широкий спектр оказываемых населению услуг;
стремление принимать активное участие в реализации различных государственных программ, предложений по разработке нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы общественных объединений и иных негосударственных некоммерческих организаций.
Активно развивается такое направление деятельности общественных объединений и иных негосударственных некоммерческих организаций, как информирование граждан о формах и порядке предоставления услуг органами государственной власти.
На современном этапе выдвигается ряд новых задач, направленных на развитие механизмов взаимодействия исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга с гражданским обществом, в том числе участия его представителей в подготовке и принятии общественно значимых решений.
На первый план выходят вопросы создания условий для обеспечения более эффективного участия институтов гражданского общества в социально-экономическом развитии Санкт-Петербурга, внедрении форм общественно-государственного партнерства, совершенствования механизмов поддержки деятельности общественных объединений и иных негосударственных некоммерческих организаций.
В частности, необходимо развивать такое направление деятельности исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга, как взаимодействие с общественными объединениями и иными негосударственными некоммерческими организациями, разработать программу совместного обучения представителей исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга, общественных и иных негосударственных некоммерческих организаций, а также повысить эффективность работы различных общественных, координационных, консультативных и совещательных советов, действующих при исполнительных органах государственной власти Санкт-Петербурга.
Для обеспечения информирования населения о взаимодействии исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга и институтов гражданского общества необходимо предпринять конкретные меры в направлении систематизации данных, отражающих состояние и динамику развития общественного сектора Санкт-Петербурга, а также об услугах, оказываемых общественными объединениями и иными негосударственными некоммерческими организациями жителям Санкт-Петербурга.
Повышение эффективности взаимодействия исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга с общественными объединениями и иными негосударственными некоммерческими организациями должно являться одним из важнейших направлений государственной политики Санкт-Петербурга, направленной на реализацию прав и интересов жителей Санкт-Петербурга, повышение их благосостояния, вовлечение населения в процесс подготовки и принятия решений, повышение социальной ответственности граждан.
4. Цель и задачи настоящей Концепции
4.1. Целью настоящей Концепции является совершенствование системы взаимодействия исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга с общественными объединениями и иными негосударственными некоммерческими организациями в форме Общественно-государственного партнерства.
4.2. Достижение цели обеспечивается решением следующих задач:
совершенствования организационно-правовых условий развития Общественно-государственного партнерства;
совершенствования экономических условий развития Общественно-государственного партнерства;
информационного обеспечения и популяризации среди жителей Санкт-Петербурга механизмов взаимодействия исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга с институтами гражданского общества.
5. Принципы Общественно-государственного партнерства
Взаимодействие исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга с общественными объединениями и иными негосударственными некоммерческими организациями осуществляется на основе следующих принципов:
обеспечения прав и законных интересов общественных объединений и иных негосударственных некоммерческих организаций;
открытости и доступности информации об Общественно-государственном партнерстве;
коллегиальности в выработке совместных решений.
6. Основные направления развития Общественно-государственного
партнерства
Развитие Общественно-государственного партнерства обеспечивается за счет расширения участия общественных объединений и иных негосударственных некоммерческих организаций в разработке и реализации государственной политики Санкт-Петербурга по следующим направлениям:
социальной и правовой помощи лицам, нуждающимся в социальной и правовой защите (в том числе беженцам и вынужденным переселенцам, инвалидам, безработным, лицам, нуждающимся в опеке и попечительстве);
повышению правовой культуры общества;
охране здоровья граждан и окружающей природной среды;
охране памятников истории и культуры, сохранению, созданию, распространению и освоению культурных ценностей;
развитию добровольческих инициатив, направленных на решение социальных проблем жителей Санкт-Петербурга;
созданию условий для становления и развития личности, осуществлению гражданских прав и свобод человека;
становлению гражданского общества и демократического правового и социального государства;
культурному, духовно-нравственному, интеллектуальному и физическому развитию личности;
развитию образования, науки, культуры, искусства и спорта;
поддержки и развитию инициатив молодежи.
7. Механизмы функционирования Общественно-государственного партнерства
7.1. В целях обеспечения участия представителей общественных объединений и иных негосударственных некоммерческих организаций в разработке проектов нормативных правовых актов Санкт-Петербурга, программ социально-экономического развития Санкт-Петербурга, целевых программ Санкт-Петербурга при исполнительных органах государственной власти Санкт-Петербурга создаются советы и другие консультативные и совещательные органы: советы, рабочие и экспертные группы.
7.2. В целях обеспечения учета общественного мнения, выявления социальных проблем и выработки рекомендаций по их разрешению исполнительными органами государственной власти Санкт-Петербурга могут проводиться общественные обсуждения актуальных вопросов развития Санкт-Петербурга.
7.3. В целях повышения эффективности информирования жителей Санкт-Петербурга о социальных услугах, оказываемых общественными объединениями и иными негосударственными некоммерческими организациями, исполнительные органы государственной власти Санкт-Петербурга обеспечивают проведение различных массовых мероприятий с участием общественных объединений и иных негосударственных некоммерческих организаций.
7.4. В целях повышения эффективности информационного обеспечения Общественно-государственного партнерства должны создаваться условия для привлечения средств массовой информации Санкт-Петербурга к освещению информации о социально значимых и общественно полезных проектах и программах, реализуемых общественными объединениями и иными негосударственными некоммерческими организациями.
8. Комплексные мероприятия по реализации задач настоящей Концепции
8.1. Совершенствование организационно-правовых условий развития Общественно-государственного партнерства осуществляется за счет:
проведения мероприятий, направленных на повышение правовой культуры руководителей, членов и участников общественных объединений и иных негосударственных некоммерческих организаций;
создания и обеспечения работы различных советов и других консультативных и совещательных органов, действующих при исполнительных органах государственной власти Санкт-Петербурга, с участием представителей общественных объединений и иных негосударственных некоммерческих организаций;
совершенствования действующих и разработки новых нормативных правовых актов Санкт-Петербурга, регулирующих взаимодействие исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга с общественными объединениями и иными негосударственными некоммерческими организациями;
создания единого реестра общественных объединений и иных некоммерческих организаций, участвующих в работе советов и других совещательных и консультативных структур при исполнительных органах государственной власти Санкт-Петербурга;
совершенствования системы стандартов качества социального обслуживания в Санкт-Петербурге, в том числе формирования стандартов оказания услуг общественными объединениями и иными негосударственными некоммерческими организациями;
организации и обеспечения проведения мониторинга функционирования Общественно-государственного партнерства;
разработки прогнозов развития Общественно-государственного партнерства;
разработки и реализация научно-методических и образовательных программ, направленных на повышение эффективности взаимодействия исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга с общественными объединениями и иными негосударственными некоммерческими организациями.
8.2. Совершенствование экономических условий Общественно-государственного партнерства осуществляется за счет:
проведения мероприятий, направленных на информирование общественных объединений и иных негосударственных некоммерческих организаций о порядке и формах предоставления социальной поддержки, предусмотренных действующим законодательством;
совершенствования механизмов предоставления грантов общественным объединениям и иным негосударственным некоммерческим организациям;
проведения мероприятий, направленных на информирование граждан о социальных услугах, оказываемых общественными объединениями и иными негосударственными некоммерческими организациями населению на безвозмездной основе;
совершенствования условий, направленных на повышение эффективности социально значимой и общественно полезной деятельности общественных объединений и иных негосударственных некоммерческих организаций;
содействия созданию организаций, осуществляющих поддержку социально значимой и общественно полезной деятельности общественных объединений и иных негосударственных некоммерческих организаций.
8.3. Информационное обеспечение и популяризация среди жителей Санкт-Петербурга механизмов взаимодействия исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга с институтами гражданского общества осуществляется за счет:
анализа состояния и динамики развития общественного сектора Санкт-Петербурга;
информационной поддержки исполнительными органами государственной власти Санкт-Петербурга социально значимых программ, проектов, акций общественных объединений и иных негосударственных некоммерческих организаций;
информирования населения Санкт-Петербурга о функционировании Общественно-государственного партнерства, в том числе при реализации социально значимых проектов;
содействия в размещении на телеканалах и радиоканалах в Санкт-Петербурге общественно-публицистических, информационно-просветительских программ, отражающих позитивные процессы развития гражданского общества в Санкт-Петербурге;
издания и распространения информационных бюллетеней, тематической литературы и других источников информации граждан о деятельности общественных объединений и иных негосударственных некоммерческих организаций;
поддержки информационных ресурсов общественных объединений и иных негосударственных некоммерческих организаций, оказывающих социальные услуги жителям Санкт-Петербурга, а также участвующих в деятельности различных советов и других консультативных и совещательных органах при исполнительных органах государственной власти Санкт-Петербурга.
9. Ожидаемый результат реализации настоящей Концепции
Реализация настоящей Концепции позволит активизировать процессы институциализации гражданского общества и его самоорганизации, обеспечить развитие общественного самоуправления и механизмов общественного контроля, повысить эффективность взаимодействия исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга с общественными объединениями и иными негосударственными некоммерческими организациями, что позитивно отразится на качестве социальных услуг, предоставляемых жителям Санкт-Петербурга.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.