Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 21 ноября 2011 г. N 1601 название настоящего приложения изложено в новой редакции
Приложение N 1
к постановлению
Правительства Санкт-Петербурга
Концепция
развития системы пассажирского транспорта в Санкт-Петербурге,
в том числе метрополитена и других видов скоростного транспорта,
на период до 2020 года
(и изменениями от 25 июня 2010 г., 21, 22 ноября 2011 г.)
1. Введение
Санкт-Петербург - второй по величине город России, являющийся одним из крупных северных городов мира. Современный Санкт-Петербург с административно подчиненными территориями занимает площадь 1,4 тыс.кв.км. Численность постоянного населения на 01.01.2007 составляла 4580,6 тыс.чел., плотность населения - 3,3 тыс.чел. на 1 кв.км. Трудовые ресурсы Санкт-Петербурга насчитывают 2,9 млн.чел., экономически активное население - 2,6 млн.чел.
В Санкт-Петербурге наблюдаются высокие темпы жилищного строительства. Ежегодные объемы ввода жилья за 2002-2006 годы в среднем составили 1,9 млн.кв.м. В 2006 году объемы вводимого жилья увеличились по сравнению с 2002 годом почти в 2 раза и достигли уровня 1975 года - 2,4 млн.кв.м.
Сложившиеся к настоящему времени селитебные районы Санкт-Петербурга по площади более чем вдвое превышают довоенный Ленинград, соответственно и их население распределяется менее компактно. Увеличение селитебной территории привело к значительному росту дальности поездок как с трудовыми, так и с культурно-бытовыми целями, прежде всего - в центральные районы Санкт-Петербурга, где при уменьшении численности населения количество мест приложения труда не сократилось.
Особенности планировочной структуры Санкт-Петербурга в значительной степени определяют пространственное распределение потребности в обеспечении транспортного передвижения населения. К важнейшим из них относятся следующие:
наличие значительных диспропорций в размещении мест приложения труда и расселении населения, усилившихся за годы массового жилищного строительства: в настоящее время в центре Санкт-Петербурга сосредоточено более 41 процента мест приложения труда, а 82 процента экономически активного населения проживает за его пределами, что вызывает мощные центростремительные пассажирские и транспортные потоки;
наличие уникального исторического центра, который привлекает с трудовыми, деловыми и культурно-бытовыми целями более 2 млн. чел. ежедневно;
гипертрофированность исторически сложившегося промышленно-селитебного пояса, негативно влияющего на развитие городской планировочной структуры;
расчлененность Санкт-Петербурга дельтой р.Невы, реками и каналами, глубокими железнодорожными вводами, что затрудняет оптимальную организацию движения транспортных и пассажирских потоков и увеличивает роль метрополитена в обеспечении внутригородских пассажирских перевозок.
В будний день в Санкт-Петербурге совершается 6830 тыс. поездок (100 процентов), из которых 4980 тыс. передвижений (73 процента) - на пассажирском транспорте общего пользования и около 1850 тыс. поездок (27 процентов) - на легковом автомобильном транспорте. Таким образом, несмотря на рост уровня автомобилизации, пассажирский транспорт обеспечивает реализацию 73 процентов спроса на пассажирские передвижения, оставаясь базовым элементом транспортного комплекса Санкт-Петербурга.
Динамика объемов перевозок пассажиров наземным пассажирским транспортом общего пользования с 2002 по 2006 год приведена в таблице 1.
Таблица 1
Объемы перевозок пассажиров наземным пассажирским транспортом
общего пользования с 2002 по 2006 год
Наименование вида транспорта |
Годовые объемы перевозок, млн. пассажиров |
||||
2002 г. |
2003 г. |
2004 г. |
2005 г. |
2006 г. |
|
Трамвай |
368 |
351 |
334 |
339 |
285 |
Троллейбус |
242 |
223 |
223 |
224 |
191 |
Итого по электротранспорту |
610 |
574 |
557 |
563 |
476 |
Автобус, в том числе: |
658 |
623 |
795 |
760 |
716 |
Социальный |
258 |
298 |
330 |
415 |
392 |
Коммерческий |
400 |
325 |
465 |
345 |
324 |
Всего |
1268 |
1270 |
1445 |
1323 |
1192 |
Анализ приведенных в таблице 1 данных показывает тенденцию к сокращению объемов перевозок пассажиров наземным общественным транспортом, в целом вызванную ростом уровня автомобилизации, изменениями в структуре занятости населения, снижением числа культурно-бытовых поездок.
В год метрополитен в Санкт-Петербурге перевозит около 830 млн. пассажиров.
Динамика объемов перевозок пассажиров метрополитеном с 2000 по 2007 год приведена в таблице 2.
В настоящее время парк легковых автомобилей в Санкт-Петербурге насчитывает 1166 тыс. единиц, что составляет около 90 процентов от общей численности автотранспортных средств, зарегистрированных в Санкт-Петербурге. Рост численности легковых автомобилей связан с изменением образа жизни людей, для которых автомобиль стал необходимым средством передвижения.
Рост количества легкового индивидуального транспорта приводит к увеличению транспортных потоков на улично-дорожной сети Санкт-Петербурга и возникновению многочисленных заторов движения. Поездки с трудовыми целями на индивидуальном транспорте ежедневно совершает 27-29 процентов занятого населения. Всего в течение суток буднего дня по территории Санкт-Петербурга совершается около 1850 тыс. поездок на автомобильном транспорте.
Таблица 2
Объемы перевозок пассажиров метрополитеном с 2000 по 2007 год
Наименование линии метрополитена |
Годовые объемы перевозок, млн. пассажиров |
||||||
2001 г. |
2002 г. |
2003 г. |
2004 г. |
2005 г. |
2006 г. |
2007 г. |
|
Всего, в том числе: |
816,1 |
820,9 |
821,0 |
828,4 |
820,0 |
828,2 |
829,8 |
Линия 1 |
249,7 |
255,2 |
250,5 |
258,5 |
267,0 |
268,3 |
262,0 |
Линия 2 |
304,5 |
302,7 |
304,9 |
299,8 |
286,6 |
285,9 |
287,0 |
Линия 3 |
124,4 |
126,5 |
127,2 |
127,8 |
122,4 |
121,1 |
122,6 |
Линия 4 |
137,5 |
136,5 |
138,4 |
142,3 |
144,0 |
152,8 |
158,3 |
В будний день на территорию плотной застройки Санкт-Петербурга въезжает около 230 тыс. автомобилей. В центральную планировочную зону в течение буднего дня въезжает 330-350 тыс. автомобилей.
На магистралях центра Санкт-Петербурга ситуация остается стабильно тяжелой, а на всех радиальных магистралях, обеспечивающих связи периферийных районов Санкт-Петербурга с его центром, она продолжает неуклонно ухудшаться. Это проявляется в увеличении продолжительности пиковых периодов на наиболее загруженных направлениях, падении скоростей сообщения, ухудшении экологического состояния городской среды, а также в резком снижении надежности функционирования дорожной инфраструктуры, при котором любое локальное нарушение режима движения (дорожно-транспортное происшествие, аварийная остановка транспортного средства) приводит к системному блокированию целого района.
В настоящее время системные заторы регулярно возникают на подходах к 255 перекресткам, что составляет около 25 процентов всех регулируемых пересечений. При этом в периферийных районах Санкт-Петербурга периоды неблагоприятных условий движения продолжаются с 7.30 до 10.30 и с 17.00 до 20.30, в центре - с 8.30 до 22.00, а единичные заторы могут наблюдаться до 01.30. Зона неблагоприятных условий движения охватывает практически всю опорную сеть магистралей и значительную часть магистралей более низкого класса.
Скорость сообщения на автомобильном транспорте составляет на заторовых направлениях - 6-10 км/ч, в среднем в центральной части Санкт-Петербурга - 10-15 км/ч, в пределах плотной застройки - 20-26 км/ч.
В данной ситуации необходимо сосредоточить усилия на комплексном решении транспортной проблемы. При этом первоочередной мерой является приоритетное развитие общественных видов транспорта, характеризующихся гораздо большей по сравнению с индивидуальным провозной способностью.
2. Содержание транспортной проблемы и обоснование
необходимости ее решения программными методами
Структурную основу системы городского пассажирского транспорта Санкт-Петербурга составляет метрополитен, главной задачей которого является обеспечение магистральных внутригородских перевозок населения по направлениям, связывающим периферийные районы Санкт-Петербурга с его центром и между собой и характеризующимся наиболее устойчивыми пассажиропотоками. В настоящее время метрополитен является единственным надежно функционирующим видом городского пассажирского транспорта общего пользования в Санкт-Петербурге. Это обусловило увеличение доли метрополитена в структуре перевозок общественным пассажирским транспортом в последние пять лет: за период с 2000 по 2006 год она возросла с 34 до 40 процентов. Провозная возможность метрополитена в настоящее время составляет около 45 тыс. пассажиров в час в одном направлении.
За период с 2000 по 2007 год были введены в строй новые станции метрополитена: "Комендантский проспект" и "Парнас". Плотность транспортной сети метрополитена в настоящее время составляет 0,17 км/кв.км и недостаточна для Санкт-Петербурга.
Зона пешеходной доступности станций метрополитена покрывает менее 30 процентов территории плотной застройки (площадь определена без учета акваторий, парков и садов, объектов транспорта и т.п.). Удельный вес территорий в зоне пешеходной доступности станций в центре Санкт-Петербурга составляет 58 процентов, в северных районах - 24 процента, в восточных - 23,5 процента, в южных - 12,7 процента. Не обслуживаются метрополитеном Фрунзенский и Красносельский районы Санкт-Петербурга, значительная часть Приморского, Красногвардейского, Калининского, Выборгского районов Санкт-Петербурга.
Работу метрополитена обеспечивают пять электродепо, причем только две линии (Линия 1 (Кировско-Выборгская) и Линия 2 (Московско-Петроградская) имеют электродепо около каждой из конечных станций. Имеющегося количества электродепо недостаточно.
За период с 2001 по 2007 год протяженность линий метрополитена возросла на 7 км (7 процентов) и составила 105,6 км. Эксплуатационная длина действующих линий метрополитена приведена в таблице 3.
За период с 2001 по 2006 год инвентарный парк подвижного состава метрополитена увеличился с 1366 единиц до 1445 единиц, то есть на 6 процентов. Численность парка подвижного состава метрополитена приведена в таблице 4.
За последние 20 лет наблюдается тенденция снижения количества наклонных ходов, приходящихся на станцию глубокого заложения, и, соответственно, наземных вестибюлей станций (таблица 5).
Таблица 3
Эксплуатационная длина действующих линий метрополитена
Наименование линий метрополитена |
Эксплуатационная длина пути в двупутном исчислении по годам, км |
||||||
2001 г. |
2002 г. |
2003 г. |
2004 г. |
2005 г. |
2006 г. |
2007 г. |
|
Всего, в том числе: |
98,6 |
98,6 |
98,6 |
100,7 |
103,4 |
105,6 |
105,6 |
Линия 1 |
27,5 |
27,5 |
27,5 |
29,6 |
29,6 |
29,6 |
29,6 |
Линия 2 |
27,9 |
27,9 |
27,9 |
27,9 |
27,9 |
30,1 |
30,1 |
Линия 3 |
22,6 |
22,6 |
22,6 |
22,6 |
22,6 |
22,6 |
22,6 |
Линия 4 |
20,6 |
20,6 |
20,6 |
20,6 |
23,3 |
23,3 |
23,3 |
Таблица 4
Численность парка подвижного состава метрополитена (вагоны)
Наименование линий метрополитена |
Парк подвижного состава метрополитена (вагоны) по годам, шт. |
|||||
|
2001 г. |
2002 г. |
2003 г. |
2004 г. |
2005 г. |
2006 г. |
Всего, в том числе: |
1366 |
1365 |
1376 |
1376 |
1394 |
1445 |
Линия 1 |
451 |
450 |
450 |
500 |
492 |
498 |
Линия 2 |
393 |
393 |
393 |
384 |
387 |
395 |
Линия 3 |
272 |
272 |
283 |
234 |
234 |
248 |
Линия 4 |
250 |
250 |
250 |
258 |
281 |
304 |
Таблица 5
(ед.)
Наименование объекта |
1985 г. |
1990 г. |
1995 г. |
2000 г. |
2007 г. |
Наклонные ходы |
54 |
57 |
61 |
64 |
65 |
Станции метрополитена глубокого заложения |
42 |
44 |
48 |
52 |
54 |
Наклонные ходы, приходящиеся на станцию метрополитена глубокого заложения |
1,29 |
1,30 |
1,27 |
1,23 |
1,20 |
В период утреннего часа "пик" входной поток имеет наибольшие значения на периферийных станциях метрополитена, расположенных в селитебных зонах и "выходах" в пригородную зону. Значительная загрузка станций метрополитена "Проспект Ветеранов", "Пионерская", "Комендантский проспект", "Ладожская", "Проспект Просвещения", "Купчино" отражает недостаточный уровень обслуживания метрополитеном районов, тяготеющих к этим станциям.
Наличие значительной селитебно-трудовой несбалансированности в центральной части Санкт-Петербурга и высокой концентрации в ней высших учебных заведений создают значительные пассажиропотоки на выходах из метро в центре Санкт-Петербурга, причем летом уровень корреспонденции (пассажиропоток) с учебными целями снижается.
Для вечернего часа "пик" на периферийных станциях метрополитена имеет место ситуация, обратная утренней, - резкое преобладание выходящего потока пассажиров над входящим с учетом большей протяженности и меньшей остроты часа "пик". В то же время для станций метрополитена, расположенных в центре Санкт-Петербурга в непосредственной близости к местам культурно-бытовой активности, такая "зеркальная" динамика не является характерной. Так, в вечернее время в зимний период на станции метрополитена "Гостиный двор" - "Невский проспект" наблюдается интенсивный выходной поток 10,5 тыс. человек. Это вызвано сосредоточением в районе этой станции метрополитена кинотеатров, театров, популярных предприятий общественного питания и других часто посещаемых мест.
Пассажирооборот наиболее загруженных станций метрополитена за зимние сутки составляет более 150 тыс. пассажиров (таблица 6 и приложение N 1 к настоящей Концепции).
Таблица 6
Пассажирооборот наиболее загруженных станций метрополитена
за зимние сутки
Наименование станции метрополитена |
Пассажирооборот, тыс.чел./сутки |
"Проспект Ветеранов" |
193,1 |
"Площадь Восстания" |
170,2 |
"Купчино" |
165,1 |
"Московская" |
164,9 |
"Невский проспект" |
155,2 |
"Проспект Просвещения" |
150,9 |
"Василеостровская" |
152,6 |
"Ладожская" |
152,4 |
Таким образом, наиболее перегруженной станцией метрополитена в течение всего дня является станция "Проспект Ветеранов".
Наиболее перегружены в утренний час "пик" перегоны метрополитена "Площадь Александра Невского 1" - "Маяковская", "Горьковская" - "Невский проспект", "Черная речка" - "Петроградская", "Петроградская" - "Горьковская", "Маяковская" - "Гостиный двор", "Новочеркасская" - "Площадь Александра Невского 2" (приложение N 2 к настоящей Концепции).
Перегрузка станций и перегонов метрополитена приводит к значительной транспортной усталости населения, оттоку пассажиров на наземные виды транспорта, неудовлетворенностью населения работой городского пассажирского транспорта, снижению производительности труда и росту непроизводительных затрат времени.
Прогнозная оценка суммарного спроса на пользование различными видами общественного транспорта определяется исходя из численности населения, его транспортной подвижности и уровня развития системы общественного транспорта.
К 2020 году общая численность населения Санкт-Петербурга составит порядка 5,16 млн. чел., в том числе постоянное население - 4,66 млн.чел. Общая площадь жилья увеличится со 102,5 млн. кв. м в 2006 году до 129 млн.кв.м в 2015 году и до 148 млн.кв.м к 2020 году. Жилищная обеспеченность населения вырастет с 22,4 кв.м на человека в 2006 году до 28 кв.м на человека в 2015 году и до 32-35 кв.м на человека к 2020 году.
Наибольшие объемы нового жилищного строительства до 2015 года планируются в Пушкинском, Приморском, Красносельском, Петродворцовом, Выборгском и Невском районах Санкт-Петербурга. После 2015 года по объемам нового жилищного строительства будут по-прежнему лидировать Пушкинский, Красносельский, Петродворцовый, Приморский и Невский районы Санкт-Петербурга, а также Колпинский район Санкт-Петербурга, в котором планируется построить 4,8 млн. кв. м жилья в 2016-2025 годах.
Сложившийся дисбаланс расселения и мест приложения труда в структуре плотной застройки Санкт-Петербурга не претерпит принципиальных изменений. Значительное превышение мест приложения труда над численностью работающего населения сохранится в центральной части и в Московском районе Санкт-Петербурга. Обратное соотношение будет характерно для наиболее активно застраивающихся в перспективе Красносельского, Приморского, Невского, Петродворцового, Пушкинского и Колпинского районов Санкт-Петербурга.
К 2025 году ожидается увеличение численности легкового парка в 2 раза, по прогнозу уровень автомобилизации населения Санкт-Петербурга вырастет с 242 легковых автомобилей на 1 тыс. человек в 2006 году до 450 легковых автомобилей на 1 тыс. человек в 2025 году. Темпы роста уровня автомобилизации в Санкт-Петербурге аналогичны тенденциям развития автомобильного парка в экономически развитых странах мира в 1960-1980 годах.
Увеличение численности автомобильного парка в 2 раза к 2025 году приведет к дальнейшему росту интенсивности движения на улично-дорожной сети Санкт-Петербурга, что усугубит сложившуюся кризисную ситуацию на дорогах Санкт-Петербурга (таблица 7).
Таблица 7
Численность автотранспортных средств в Санкт-Петербурге
(тыс. автомобилей)
Вид автотранспортных средств |
2006 г. |
2010 г.* |
2015 г.* |
2025 г.* |
Легковые автомобили |
1166 |
1300 |
1450 |
2385 |
Грузовые автомобили |
115 |
140 |
160 |
195 |
Автобусы |
22 |
24 |
28 |
32 |
Всего |
1303 |
1464 |
1636 |
2612 |
* - Прогнозируемые значения.
Решение проблем транспортного обслуживания Санкт-Петербурга возможно только за счет обеспечения приоритета в развитии и работе системы массового общественного транспорта перед индивидуальным транспортом. Это связано с тем, что:
городской пассажирский транспорт обеспечивает 73 процента от общего объема перевозок пассажиров, а легковые автомобили - только 27 процентов;
резкий рост уровня автомобилизации привел к исчерпанию пропускной способности магистралей, что вызывает заторы на дорогах и в целом значительно ухудшает условия движения транспортных потоков;
общественный транспорт по сравнению с индивидуальным обладает большой провозной способностью (в среднем в одном автобусе перевозится столько же пассажиров, сколько в 40 - 50 легковых автомобилях), что особенно важно в условиях, когда исчерпаны пропускные способности основных транспортных магистралей. Общественный транспорт обеспечивает экономию пространства в 8-15 раз по сравнению с легковыми автомобилями. Перевозки пассажиров в общественном транспорте требуют в 3-5 раз меньше энергии, чем на индивидуальном транспорте на те же расстояния, меньших расходов на безопасность движения и защиту окружающей среды.
Перегрузка улично-дорожной сети - одна из основных проблем, ухудшающих качество жизни населения Санкт-Петербурга, препятствующих развитию промышленных и торговых предприятий в Санкт-Петербурге. В течение рабочей недели перегружены магистрали центральной части Санкт-Петербурга и все подходы к ней, магистрали южной планировочной зоны, мосты и набережные. В связи с этим существенно возрастает роль метрополитена как наиболее надежного вида общественного транспорта, обеспечивающего трудовые и культурно-бытовые поездки населения.
Исходя из прогнозируемых тенденций демографического, социально-экономического и градостроительного развития Санкт-Петербурга величина спроса населения на перевозки пассажирским транспортом всех видов на перспективу 2020 года оценивается в 3,29 млрд. передвижений в год.
В условиях роста уровня автомобилизации при достижении его значений, превышающих 200 индивидуальных легковых автомобилей на 1 тыс. жителей, недостаточное развитие пассажирского транспорта общего пользования становится ограничением мобильности населения, снижающим долю культурно-бытовых передвижений в структуре транспортной подвижности. В перспективе к 2020 году следует обеспечить долю общественного транспорта в реализации спроса на передвижение на уровне 70 процентов, а для центральной планировочной зоны - на уровне 75 процентов.
Таким образом, прогнозируется следующее распределение пассажироперевозок по видам транспорта:
количество поездок на индивидуальном транспорте - 987 млн. в год;
количество пассажиров общественного транспорта - 2,764 млрд. в год;
количество пассажиров скоростных видов транспорта - 1,360 млрд. в год.
К 2020 году объемы перевозок пассажиров на общественном транспорте должны возрасти на 34-35 процентов по сравнению с существующим положением.
Анализ сложившейся транспортной ситуации и оценка перспектив развития Санкт-Петербурга позволяют прогнозировать дальнейшее ухудшение транспортной ситуации в Санкт-Петербурге.
Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 21 ноября 2011 г. N 1601 раздел 3 настоящего приложения изложен в новой редакции
3. Основные цели и задачи настоящей Концепции
Целью настоящей Концепции является определение направлений и целевых показателей деятельности исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга в сфере развития системы пассажирского транспорта в Санкт-Петербурге, включая скоростные виды пассажирского транспорта, для удовлетворения потребностей населения Санкт-Петербурга в передвижениях с минимальными затратами времени, обеспечением удобства, надежности и безопасности поездок с учетом ресурсных ограничений и условий окружающей среды. Система пассажирского транспорта в Санкт-Петербурге включает скоростные виды транспорта (метрополитен, железнодорожные линии), а также систему наземного общественного транспорта (трамвай, в том числе с повышенной скоростью движения, автобус, троллейбус).
На основании положений настоящей Концепции принимается решение о технической возможности, экономической, социальной и экологической целесообразности бюджетных инвестиций в объекты системы пассажирского транспорта в Санкт-Петербурге, включая строительство метрополитена и создание других видов пассажирского транспорта, в том числе скоростных, определяются необходимые объемы работ и источники их финансирования, рекомендуется очередность строительства транспортных объектов.
Задачи развития системы пассажирского транспорта, в том числе объектов метрополитена и других видов транспорта, включая скоростные, вытекают из общей постановки целей и определения стратегических направлений развития всех видов городского и пригородного пассажирского транспорта Санкт-Петербурга.
С учетом роли и значения городского пассажирского транспорта в обеспечении жизнедеятельности Санкт-Петербурга одной из главных задач является приоритетное развитие общественного транспорта, направленное:
на эффективное удовлетворение потребностей населения и хозяйственного комплекса Санкт-Петербурга в перевозках с минимальными затратами времени при обеспечении удобства, надежности и безопасности поездок;
на обеспечение сбалансированного развития общественного и индивидуального видов транспорта, учитывающего планировочные, градостроительные, ресурсные и технические возможности и ограничения, а также состояние окружающей среды;
на повышение эффективности работы городского пассажирского транспорта, снижение себестоимости перевозок;
на развитие сети и ввод в эксплуатацию новых станций метрополитена для обеспечения потребностей населения в высокоскоростных перевозках по наиболее востребованным направлениям;
на развитие других скоростных видов транспорта.
Одной из важнейших задач исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга является повышение привлекательности общественного транспорта, решить которую возможно за счет улучшения транспортной доступности центра и периферийных районов Санкт-Петербурга, сокращения интервалов движения и уменьшения наполнения салона подвижного состава, обеспечения приемлемой скорости передвижения на городском пассажирском транспорте.
На основе анализа существующего уровня транспортного обслуживания населения и сопоставления его с нормативными показателями, определенными СНиПом 2.07.01-89* и ВСН-2-89 "Реконструкция и застройка исторически сложившихся районов Санкт-Петербурга", а также с учетом ресурсных возможностей Санкт-Петербурга для улучшения транспортного обслуживания населения необходимо обеспечить достижение к 2020 году следующих целевых показателей:
уменьшение затрат времени на передвижение в одну сторону с трудовыми целями до 50 минут, а средневзвешенные затраты - с 50 до 45 минут;
уменьшение наполнения подвижного состава в часы пик до 4-5 человек на 1 кв. м площади пола салона;
увеличение плотности сети пассажирского транспорта в центральной части Санкт-Петербурга до 2,0 - 2,5 км/кв. км, в периферийных жилых районах - до 1,5 - 2,0 км/кв. км;
снижение интервалов движения в часы пик на метрополитене до 1,5 - 2,0 минуты.
4. Сроки и этапы реализации настоящей Концепции
4.1. Метрополитен
С 2008 по 2012 год основные усилия и средства будут сосредоточены на завершении следующих начатых строительством объектов метрополитена:
Фрунзенского радиуса (ввод новой линии метрополитена в районы массовой жилой застройки Фрунзенского района Санкт-Петербурга и района Купчино);
новых вестибюльных комплексов станций метрополитена "Адмиралтейская" и "Спортивная 2" (2011 год) в центральной части Санкт-Петербурга (снижение нагрузки на пересадочные узлы и перегоны линий метрополитена);
электродепо "Выборгское".
В это время также планируется выполнять подготовительные работы под объекты строительства будущих лет (строительство Приморского радиуса и Красносельско-Калининской линии).
Ввод в эксплуатацию Фрунзенского радиуса будет обеспечен в следующие сроки:
в 2008 году участок Фрунзенского радиуса от станции метрополитена "Спасская" до станции метрополитена "Волковская"; станции метрополитена "Спасская" и "Звенигородская" будут запущены без вестибюльных комплексов и наклонных ходов. Станция метрополитена "Спасская" вводится с переходом на станцию метрополитена "Садовая" и станцию метрополитена "Сенная площадь", станция метрополитена "Звенигородская" с переходом на станцию метрополитена "Пушкинская". Станция метрополитена "Обводный канал" сооружается в новых подземных конструкциях, без ввода в эксплуатацию (на проход);
в 2009 году вестибюль станции метрополитена "Звенигородская" с наклонным ходом;
в 2010 году участок Фрунзенского радиуса от станции метрополитена "Волковская" до станции метрополитена "Международная" с вводом в эксплуатацию трех станций метрополитена: "Обводный канал", "Бухарестская" и "Международная" в полном объеме;
в 2011 году вестибюль станции метрополитена "Спасская" с наклонным ходом;
в 2012 году ввод в эксплуатацию продолжения Фрунзенского радиуса за станцию метрополитена "Международная" с электродепо "Южное" с вводом в эксплуатацию четырех станций метрополитена: "Проспект Славы", "Дунайский проспект", "Балканская", "Южная".
С 2013 по 2015 год планируется ввод в эксплуатацию следующих линий (участков) метрополитена:
Приморского радиуса от станции метрополитена "Комендантский проспект" до станции метрополитена "Магистраль N 31" с электродепо "Коломяжское";
Красносельско-Калининской линии от станции метрополитена "Черниговская" ("Московские ворота 2") до станции метрополитена "Казаковская";
Линии 4 (Правобережной) на участке от Сенной пл. (станция метрополитена "Садовая") до Театральной пл. (станция метрополитена "Театральная").
С 2013 по 2015 год будут осуществляться подготовительные работы под объекты строительства будущих лет: проектирование и строительство второго наклонного хода станции метрополитена "Балтийская", строительство четвертого участка Линии 4 (Правобережной), начало строительства Кольцевой линии и второй очереди Красносельско-Калининской линии, а также проектно-изыскательские работы по третьей очереди Красносельско-Калининской линии и Красногвардейскому радиусу до станции метрополитена "Ржевка".
С 2016 по 2020 год предусмотрено строительство и ввод в эксплуатацию следующих линий (участков) и объектов метрополитена:
второго наклонного хода станции метрополитена "Балтийская";
четвертого участка Линии 4 (Правобережной) со станцией метрополитена "Народная" и электродепо "Правобережное";
участка Кольцевой линии от станции метрополитена "Василеостровская" до станции метрополитена "Выборгская";
второй очереди Красносельско-Калининской линии от станции метрополитена "Черниговская" до станции метрополитена "Большеохтинская";
Красногвардейского радиуса от станции метрополитена "Большеохтинская" до станции метрополитена "Ржевка";
третьей очереди Красносельско-Калининской линии от станции метрополитена "Большеохтинская" до станции метрополитена "Ручьи".
В целом с 2008 по 2020 год предполагается строительство и ввод в эксплуатацию 70 км новых линий метрополитена и 41 новая станция метрополитена, а также ввод в эксплуатацию (полное развитие) пяти электродепо: "Выборгское", "Коломяжское", "Красносельское", "Южное", "Правобережное", а также первой очереди электродепо "Ручьи" и "Ржевка".
Сроки и этапы реализации настоящей Концепции в отношении строительства метрополитена приведены в таблицах 8 и 9.
Таблица 8
Ввод основных объемов строительства метрополитена по периодам
Наименование показателей |
Единица измерения |
Основные параметры по периодам |
|||
2008- 2020 гг. |
2008- 2010 гг. |
2011- 2015 гг. |
2016- 2020 гг. |
||
Протяженность линий |
км однопутного пути |
70,0 |
7,8 |
25,0 |
37,2 |
Количество перегонов |
ед. |
37 |
5 |
12 |
20 |
Количество станций метрополитена |
ед. |
41 |
7 |
13 |
21 |
в том числе пересадочных станций метрополитена |
ед. |
15 |
2 |
4 |
9 |
Количество депо |
ед. |
7 |
1 |
3 |
3 |
Количество подвижного состава (вагонов) |
шт. |
1327 |
96 |
614 |
617 |
Таблица 9
Ввод основных объемов строительства метрополитена с 2008 по 2012 год
Наименование показателей |
Единица измерения |
2008 г. |
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. |
Протяженность линий |
км однопутного пути |
7,8 |
- |
- |
3,3 |
6,1 |
Количество перегонов |
ед. |
3 |
- |
2 |
- |
4 |
Количество станций метрополитена |
ед. |
3 |
1 |
3 |
3 |
4 |
в том числе пересадочных станций метрополитена |
ед. |
2 |
- |
- |
2 |
- |
Количество депо |
ед. |
- |
- |
1 |
- |
1 |
Количество подвижного состава (вагонов) |
шт. |
28 |
34 |
34 |
129 |
127 |
Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 25 июня 2010 г. N 825 в пункт 4.2 настоящего приложения внесены изменения
4.2. Новый вид пассажирского легкорельсового транспорта
В качестве первоочередного участка нового вида пассажирского легкорельсового транспорта (далее - Надземный экспресс) предусматривается сооружение линии Надземного экспресса от ул.Пионерстроя (многофункционального комплекса "Балтийская жемчужина") по пр.Ветеранов до станции "Проспект Ветеранов" протяженностью 13,2 км. Ее ввод в эксплуатацию с 2009 по 2011 год обеспечит скоростной доступ населения жилых районов Сосновой Поляны, Урицка, Ульянки, жилого района "Балтийская жемчужина" общей численностью около 240 тыс.чел. к Линии 1 метрополитена (Кировско-Выборгской). В 2011 году планируется завершить строительство всего участка южного полукольца Надземного экспресса от Дворца Конгрессов в пос.Стрельна до станции метрополитена "Проспект Ветеранов".
В этот же период планируется продолжение строительства линии Надземного экспресса от станции метрополитена "Проспект Ветеранов" по Дачному пр., Предпортовой ул., Дунайскому пр., пр.Девятого Января до станции метрополитена "Обухово" (широтное направление) протяженностью около 10 км.
В 2012 году к началу функционирования нового терминального комплекса "Пулково" планируется ввод участка трассы Надземного экспресса от Московского вокзала до аэропорта Пулково.
Строительство восточного полукольца трассы Надземного экспресса от станции метрополитена "Обухово" до станции метрополитена "Гражданский проспект" общей протяженностью около 30 км планируется осуществить с 2011 по 2016 год.
Размещение станций Надземного экспресса определялось исходя из требований СНиП 2.07.01-89* "Планировка и застройка городских и сельских поселений", в соответствии с которыми расстояние между остановочными пунктами на линиях скоростного пассажирского транспорта следует принимать 1000-2000 м.
Исходя из перечисленных требований на трассе южного участка Надземного экспресса предлагается размещение станций на пересечениях с основными магистралями, где наблюдаются значительные пассажиропотоки в течение суток, а также у станций метрополитена и железной дороги, рядом с которыми должна будет пройти трасса Надземного экспресса.
С 2016 по 2020 год планируется осуществлять подготовительные работы и строительство северного участка трассы Надземного экспресса от станции метрополитена "Гражданский проспект" до проектируемой станции метрополитена "Улица Савушкина", ввод которого ожидается за пределами 2020 года.
Всего с 2008 по 2020 год планируется ввести около 68 км трассы Надземного экспресса, в том числе около 30 км к 2012 году и 8 км в 2013 году. Завершить строительство южного участка Надземного экспресса с ответвлением от Московского вокзала до аэропорта Пулково планируется в 2012 году.
Для содействия реализации проекта Надземного экспресса за счет средств бюджета Санкт-Петербурга в случаях и порядке, предусмотренных законом Санкт-Петербурга о бюджете Санкт-Петербурга на соответствующий финансовый год и принимаемыми в соответствии с ним постановлениями Правительства Санкт-Петербурга, предоставляются на конкурсной основе субсидии на обеспечение деятельности юридических лиц, связанной с оказанием услуг по консультированию организаций по вопросам реализации проекта Надземного экспресса, в том числе в части, касающейся изучения зарубежного опыта реализации аналогичных проектов и взаимодействия с потенциальными инвесторами.
Рекомендуемая схема развития метрополитена и Надземного экспресса на 2008 - 2020 годы представлена в приложении N 3 к настоящей Концепции.
5. Система программных мероприятий
Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 22 ноября 2011 г. N 1603 в пункт 5.1 настоящего приложения внесены изменения
5.1. Метрополитен
В таблице 10 приведена стоимостная оценка программных мероприятий по развитию метрополитена по периодам реализации настоящей Концепции с 2008 по 2020 год, в таблице 11 - за период с 2008 по 2012 год (в разбивке по годам).
Капитальные затраты на строительство участков метрополитена и стоимость их строительства определялись по разработанным технико-экономическим обоснованиям строительства метрополитена в Санкт-Петербурге, а также по аналогам стоимости строительства сооружений метрополитена в Санкт-Петербурге.
Всего с 2008 по 2020 год на реализацию настоящей Концепции в отношении развития метрополитена потребуется 415625 млн. руб. (в ценах на 01.01.2008), в том числе:
с 2008 по 2010 год - 66063 млн. руб. (16 процентов);
с 2011 по 2015 год - 163234 млн. руб. (39 процентов);
с 2016 по 2020 год - 186328 млн. руб. (45 процентов).
В структуре затрат наибольший удельный вес приходится на строительно-монтажные работы (83 процента) и приобретение подвижного состава (10 процентов).
Таблица 10
Стоимостная оценка программных мероприятий
по развитию метрополитена по периодам
(млн. руб. в ценах на 01.01.2008)
Наименование мероприятий |
Стоимостная оценка мероприятий по периодам |
|||
2008- 2020 гг. |
2008- 2010 гг. |
2011- 2015 гг. |
2016- 2020 гг. |
|
Строительно-монтажные работы |
343604 |
55039 |
131915 |
156650 |
Приобретение подвижного состава |
43541 |
4060 |
19124 |
20357 |
Реконструкция существующих объектов |
14196 |
2822 |
7617 |
3756 |
Проектно-изыскательские работы и подготовительные работы под объекты строительства будущих лет |
14285 |
4142 |
4578 |
5565 |
Всего |
415625 |
66063 |
163234 |
186328 |
Таблица 11
Стоимостная оценка программных мероприятий по
развитию метрополитена с 2008 по 2012 год
(млн. руб. в ценах на 01.01.2008)
Наименование мероприятий |
2008 г. |
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. |
Проектно-изыскательские работы |
605,0 |
2807,0 |
730,0 |
883,0 |
1420,0 |
Строительно-монтажные работы |
12547,5 |
17164,7 |
25326,5 |
25632,1 |
25341,0 |
Приобретение подвижного состава |
491,9 |
700,0 |
2867,6 |
3016,0 |
3147,3 |
Реконструкция существующих объектов |
610,5 |
539,3 |
1672,4 |
1715,5 |
1691,4 |
Всего |
14255,0 |
21211,0 |
30596,6 |
31246,6 |
31599,7 |
Перечень приоритетных мероприятий по проектированию, строительству и реконструкции объектов пассажирского транспорта в Санкт-Петербурге, в том числе объектов метрополитена на период до 2011 года, и других видов скоростного транспорта на период до 2020 года приведен в приложении N 2 к настоящему постановлению.
5.2. Надземный экспресс
Капитальные затраты на реализацию проекта Надземного экспресса включают в себя единовременные расходы на закупку оборудования и выполнение строительно-монтажных работ.
В стоимость оборудования входят затраты на закупку подвижного состава, оборудования управляющего диспетчерского пункта, оборудования ремонтно-эксплуатационного депо, диагностического оборудования, системы электроснабжения, системы автоматики, магнитных карточек и автоматов для прохода и другого оборудования.
К затратам на выполнение строительно-монтажных работ относятся расходы на сооружение путевой структуры, опорных конструкций, монтажных строительных конструкций, станций, депо, диспетчерских пунктов, ангара для отстоя экипажей и тяговых подстанций и другие сооружения.
В таблице 12 приведена стоимостная оценка программных мероприятий по развитию Надземного экспресса по периодам реализации настоящей Концепции с 2008 по 2020 год.
Таблица 12
Стоимостная оценка программных мероприятий по
развитию Надземного экспресса по периодам
(млн. руб. в ценах на 01.01.2008)
Наименование мероприятий |
Стоимостная оценка мероприятий по периодам |
|||
2008- 2020 гг. |
2008- 2010 гг. |
2011- 2015 гг. |
2016- 2020 гг. |
|
Разработка проектной документации и подготовительные работы под объекты строительства будущих лет |
16360 |
- |
1500 |
14860 |
Капитальные затраты на строительство |
64742 |
20052 |
40690 |
4000 |
Приобретение подвижного состава |
7500 |
- |
4500 |
3000 |
Всего |
88602 |
20052 |
46690 |
21860 |
Всего с 2008 по 2020 год на реализацию программных мероприятий по развитию надземного экспресса потребуется 88602 млн. руб., в том числе:
с 2008 по 2010 год - 20052 млн. руб. (23 процента);
с 2011 по 2015 год - 46690 млн. рублей (53 процента);
с 2016 по 2020 год - 21860 млн. рублей (25 процентов).
6. Ресурсное обеспечение настоящей Концепции
6.1. Метрополитен
В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 12.10.2000 N 1433-р доля государственной поддержки за счет средств федерального бюджета на строительство метрополитена предусмотрена в размере до 20 процентов общего объема технологически обоснованной потребности в средствах на соответствующий год.
Учитывая существующее состояние метрополитена, а также ограниченные возможности бюджета Санкт-Петербурга по финансированию строительства метрополитена, для реализации мероприятий настоящей Концепции начиная с 2010 года объем государственной поддержки из федерального бюджета на строительство метрополитена предполагается не менее 50 процентов от технологически обоснованной и согласованной с Федеральным агентством по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству потребности в капитальных вложениях.
При одинаковом соотношении финансирования настоящей Концепции из бюджетов разных уровней потребности в ассигнованиях приведены в таблицах 13 и 14.
Таблица 13
Распределение средств на финансирование
настоящей Концепции с 2008 по 2020 год при
обеспечении финансирования 50 процентов потребностей
из федерального бюджета
(млн. руб. в ценах на 01.01.2008)
Финансирование |
Финансирование мероприятий по периодам |
|||
2008- 2020 гг. |
2008- 2010 гг. |
2011- 2015 гг. |
2016- 2020 гг. |
|
Общая сумма финансирования, в том числе за счет: |
415625 |
66063 |
163234 |
186328 |
Федерального бюджета |
195555 |
20773 |
81617 |
93164 |
Бюджета Санкт-Петербурга |
220070 |
45289 |
81617 |
93164 |
Всего за период реализации настоящей Концепции с 2008 по 2020 год необходима финансовая поддержка из федерального бюджета в объеме 195555 млн.руб.
На период 2008-2010 гг. потребность в финансировании составляет:
за счет федерального бюджета - 20773 млн. руб.;
за счет бюджета Санкт-Петербурга - 45289 млн. руб. в ценах на 01.01.2008.
При изменении параметров финансирования из федерального бюджета, физические объемы работ и параметры финансирования из других источников могут быть уточнены.
Таблица 14
Распределение средств на финансирование
настоящей Концепции с 2008 по 2012 год при
обеспечении 50 процентов (с 2010 года) потребностей
из федерального бюджета
(млн. руб. в ценах на 01.01.2008)
Финансирование |
2008 г. |
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. |
Общая сумма финансирования, в том числе за счет: |
14255,0 |
21211,0 |
30596,6 |
31246,6 |
31599,7 |
Федерального бюджета |
1233,0 |
4242,2 |
15298,3 |
15623,3 |
15799,9 |
Бюджета Санкт-Петербурга |
13022,0 |
16968,8 |
15298,3 |
15623,3 |
15799,9 |
6.2. Надземный экспресс
Для осуществления строительства и эксплуатации Надземного экспресса целесообразно использовать многоканальную схему финансирования, которая позволит обеспечить надежное финансовое покрытие за счет объединения различных финансовых ресурсов. С этой целью к финансированию проекта предусматривается привлечение средств частных инвесторов, а также средств, получаемых за счет доходных источников от реализации проекта.
В качестве доходных источников по проекту Надземного экспресса рассматриваются:
доходы от сбора платы за проезд;
доходы от сдачи в аренду свободных земельных участков, расположенных вдоль трассы Надземного экспресса;
доходы от коммерческого использования свободных площадей остановочных павильонов;
доходы от осуществления рекламной деятельности.
Финансирование строительства объектов Надземного экспресса предполагается осуществлять за счет средств бюджета Санкт-Петербурга (30 процентов), федерального бюджета (30 процентов) и внебюджетных источников (40 процентов). Потребности в ассигнованиях при данном соотношении представлены в таблицах 15 и 16.
Таблица 15
Распределение средств на финансирование
создания Надземного экспресса с 2008 по 2012 год
(млн. руб. в ценах на 01.01.2008)
Финансирование |
Финансирование мероприятий по периодам |
|||
2008- 2020 гг. |
2008- 2010 гг. |
2011- 2015 гг. |
2016- 2020 гг. |
|
Общая сумма финансирования, в том числе за счет: |
88602 |
20052 |
46690 |
21860 |
Федерального бюджета |
25854 |
5289 |
14007 |
6558 |
Бюджета Санкт-Петербурга |
27334 |
6769 |
14007 |
6558 |
Внебюджетных источников |
35414 |
7994 |
18676 |
8744 |
Таблица 16
Распределение средств на финансирование
создания Надземного экспресса с 2008 по 2012 год
(млн. руб. в ценах на 01.01.2008)
Финансирование |
2008 г. |
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. |
Общая сумма финансирования, в том числе за счет: |
538,1 |
1883,7 |
17630,6 |
15602,3 |
8170,5 |
Федерального бюджета |
- |
- |
5289,2 |
4680,7 |
2451,2 |
Бюджета Санкт-Петербурга |
538,1 |
941,8 |
5289,2 |
4680,7 |
2451,2 |
Внебюджетных источников |
- |
941,8 |
7052,2 |
6240,9 |
3268,2 |
Всего за период реализации настоящей Концепции с 2008 по 2020 год необходимо предусмотреть выделение средств из федерального бюджета в объеме 25854 млн.руб., из бюджета Санкт-Петербурга - 27334 млн.руб. в ценах на 01.01.2008.
Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 21 ноября 2011 г. N 1601 в раздел 7 настоящего приложения внесены изменения
7. Механизм выполнения и социально-экономический эффект
от реализации настоящей Концепции
Настоящая Концепция включает в себя долгосрочный прогноз, среднесрочный план и план первоочередных действий на 2008-2010 годы. На основе настоящей Концепции определяются сроки разработки проектно-сметной документации, строительства и реконструкции объектов с учетом финансового обеспечения.
Мероприятия настоящей Концепции будут учитываться при подготовке бюджета Санкт-Петербурга, формировании заявок на финансирование из федерального бюджета и определении необходимых параметров финансирования из внебюджетных источников.
При изменении параметров финансирования из федерального бюджета физические объемы работ, а также параметры финансирования из других источников могут быть уточнены.
Развитие системы пассажирского транспорта в Санкт-Петербурге позволит решить задачу по улучшению работы городского пассажирского транспорта, предусмотренную программой социально-экономического развития Санкт-Петербурга на 2008-2011 годы, и достигнуть целевых значений по ряду показателей в области городского пассажирского транспорта.
Кроме того, результатами вложения средств в строительство метрополитена и Надземного экспресса являются:
повышение качества жизни населения за счет улучшения транспортной доступности и сокращения затрат времени на поездки;
обеспечение магистральных внутригородских перевозок населения по направлениям, связывающим периферийные районы Санкт-Петербурга с его центром и между собой;
экономия времени на поездки, осуществляемые пассажирами городского пассажирского транспорта и пользователями улично-дорожной сети;
уменьшение затрат на эксплуатацию наземного пассажирского транспорта и сокращение эксплуатационных расходов легковых и грузовых автомобилей за счет разгрузки улично-дорожной сети и повышения средней скорости движения;
уменьшение отрицательного воздействия на окружающую среду;
стимулирование развития экономики Санкт-Петербурга;
повышение градостроительной ценности территорий, находящихся в зоне тяготения к станциям метрополитена и Надземного экспресса;
создание новых рабочих мест.
При экономическом обосновании развития системы пассажирского транспорта в Санкт-Петербурге и строительства метрополитена в качестве единицы временного интервала рассматривается один год. Расчет осуществлен на 30-летний период по годам в соответствии с Перечнем приоритетных мероприятий по проектированию, строительству и реконструкции объектов пассажирского транспорта в Санкт-Петербурге, в том числе объектов метрополитена и других видов скоростного транспорта, на период до 2020 года, приведенным в приложении N 2 к настоящему постановлению, при коэффициенте дисконтирования денежных потоков 8 процентов.
В таблице 17 представлены полученные прогнозные значения показателей социально-экономической эффективности реализации настоящей Концепции.
Таблица 17
Показатели социально-экономической эффективности
реализации настоящей Концепции
Показатели |
Значения |
Социально-экономический дисконтированный эффект для пассажиров городского пассажирского транспорта и пользователей улично-дорожной сети Санкт-Петербурга за 30-летний период, млн. руб. |
354486,6 |
Капиталовложения, млн. руб. |
504228,0 |
Дисконтированные капиталовложения за 30-летний период, млн.руб. |
319061,8 |
Чистый дисконтированный доход, млн. руб. |
59196,8 |
Срок окупаемости с начала строительства метрополитена с учетом дисконтирования, лет |
26 |
Индекс доходности |
1,2 |
Внутренняя норма доходности, % |
9,6 |
Положительные показатели социально-экономической эффективности реализации настоящей Концепции свидетельствуют о том, что возникающие выгоды для социально-экономического развития Санкт-Петербурга превышают необходимый объем капиталовложений, и подтверждают целесообразность реализации настоящей Концепции за счет средств федерального бюджета и бюджета Санкт-Петербурга.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.