Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению
Законодательного собрания
Ленинградской области
Обоснование
Законодательное собрание Ленинградской области считает протест Ленинградского межрайонного природоохранного прокурора от 5.12.2007 N 2-172в-07 (далее - протест прокурора), в соответствии с которым предлагается отменить пункты 4, 5, 6, 7 и 8 статьи 1 областного закона N 153-оз от 2.11.2007 "Об установлении исключительных случаев заготовки древесины на основании договора купли-продажи лесных насаждений" (далее - областной закон), частично обоснованным и отмечает следующее.
Прокурор предлагает отменить отдельные положения областного закона (в действительности - абзацы пятый, шестой, седьмой, восьмой и девятый статьи 1), в соответствии с которыми к исключительным случаям заготовки древесины на основании договора купли-продажи лесных насаждений в лесах, расположенных на территории Ленинградской области, относятся:
а) заготовка древесины при создании в лесах объектов лесной инфраструктуры в целях организации использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов;
б) заготовка древесины при создании в лесах объектов лесоперерабатывающей инфраструктуры;
в) заготовка древесины при строительстве, реконструкции и эксплуатации объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры;
г) заготовка древесины в лесах на землях лесного фонда при использовании их в целях, предусмотренных статьями 43, 44, 45 и 46 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - Лесной кодекс);
д) заготовка древесины в период до 1 января 2008 года лицами, заключившими в установленном порядке договоры аренды участков лесного фонда до 1 января 2007 года, в границах арендованного участка.
В обоснование своей позиции прокурор указал, что случаи, перечисленные в пунктах "а", "б", "в" и "г", не являются исключительными и урегулированы на федеральном уровне.
В соответствии с пунктом 3 статьи 16 Лесного кодекса для заготовки древесины допускается осуществление рубок лесных насаждений на лесных участках, предназначенных для строительства, реконструкции и эксплуатации объектов, предусмотренных статьями 13, 14 и 21 Лесного кодекса (объектов лесной инфраструктуры, объектов лесоперерабатывающей инфраструктуры, объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры).
Согласно пункту 5 статьи 21 Лесного кодекса в целях строительства, реконструкции и эксплуатации объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, допускается вырубка деревьев.
Кроме того, в соответствии с пунктом 5 статьи 41, пунктом 4 статьи 43, пунктом 3 статьи 45, пунктом 3 статьи 46 Лесного кодекса в отдельных случаях, не связанных с созданием лесной инфраструктуры (при геологическом изучении недр, разработке месторождений полезных ископаемых, использовании линий электропередачи, связи, дорог, трубопроводов, рекреационной деятельности, переработке древесины), порядок и правила использования лесов устанавливаются федеральным органом исполнительной власти.
Вместе с тем Законодательное собрание Ленинградской области сочло возможным согласиться с мнением разработчика законопроекта относительно того, что федеральный законодатель, устанавливая возможность проведения рубок лесных насаждений при осуществлении перечисленных видов деятельности и указывая на то, что рубки лесных насаждений осуществляются в соответствии с проектами освоения лесов, не регламентирует процедуру документального оформления права на заготовку древесины (не устанавливает, какой документ должен являться основанием для заготовки древесины и внесения платежей за нее).
Недостаточная степень урегулирования данной процедуры на федеральном уровне в совокупности с положениями пункта 6 статьи 75 Лесного кодекса дает возможность субъектам Российской Федерации отнести документальное оформление указанных случаев заготовки древесины к исключительным (осуществляемым на основании договоров купли-продажи лесных насаждений) и тем самым создать необходимые условия для реализации принципа платности лесопользования, установленного пунктом 11 статьи 1 Лесного кодекса.
Исключительность оспариваемых случаев заготовки древесины на основании договора купли-продажи лесных насаждений заключается не в том, что областным законом устанавливаются какие-то дополнительные (по отношению к предусмотренным Лесным кодексом) основания для заготовки древесины (как справедливо отмечено в протесте прокурора, Лесной кодекс допускает возможность заготовки древесины в рассматриваемых случаях), а в том, что областной закон содержит нормы, позволяющие надлежащим образом оформить процедуру разрешенной заготовки (определить в каждом конкретном случае количество лесных насаждений, подлежащих рубке и, соответственно, плату за заготовку того или иного объема древесины). Объем рубок лесных насаждений на лесных участках, предназначенных для создания, реконструкции и эксплуатации объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, указываемый в проекте освоения лесов в соответствии с нормами федерального законодательства - приказом МПР России от 6 апреля 2007 года N 77 "Об утверждении состава проекта освоения лесов и порядка его разработки", является проектируемым, проект освоения лесов разрабатывается на период до 10 лет. Определить в указанном проекте точное количество подлежащей вырубке древесины и, как следствие, ее стоимость представляется затруднительным.
При решении данного вопроса также были приняты во внимание материалы проводимых Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации парламентских слушаний на тему "Актуальные вопросы правоприменения российского лесного законодательства", где, в частности, затрагивался вопрос о порядке учета и реализации древесины, полученной при использовании лесов, расположенных на землях лесного фонда, в соответствии со статьями 43-46 Лесного кодекса (то есть при использовании лесов для выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых, для строительства и эксплуатации водохранилищ, иных искусственных водных объектов, строительства, реконструкции и эксплуатации линий электропередачи, связи, дорог, трубопроводов, для переработки древесины). Согласно пункту 2 статьи 20 Лесного кодекса право собственности на древесину, полученную при таком использовании лесов, принадлежит Российской Федерации. При таких обстоятельствах говорить о заготовке древесины лесопользователями в процессе осуществления перечисленных видов работ не приходится - лесопользователи осуществляют лишь рубку лесных насаждений, а право собственности на полученную древесину переходит к Российской Федерации. Как указано в предложениях Правительства Хабаровского края к парламентским слушаниям, порядок учета и реализации древесины, полученной при указанных видах использования лесов, не определен, заготовленная древесина складируется на участках работ и приходит в негодность, теряет свои технические качества и товарную ценность, в связи с чем предлагается передать право установления порядка реализации такой древесины субъекту Российской Федерации. Однако в рамках парламентских слушаний решение по данному вопросу принято не было, и он остался открытым.
Принятый областной закон позволяет рационально разрешить поставленные вопросы: в частности, лесопользователь, осуществляющий, например, деятельность по геологическому изучению недр на основании договора аренды лесного участка и производящий при этом рубки лесных насаждений, заключив договор купли-продажи лесных насаждений, осуществляет заготовку древесины с перечислением соответствующих платежей в бюджет.
Таким образом, оснований для отмены пунктов 4, 5, 6 и 7 (в действительности - абзацев пятого, шестого, седьмого и восьмого) статьи 1 областного закона не имеется.
Предложение прокурора относительно необходимости отмены пункта 8 (в действительности - абзаца девятого) статьи 1 областного закона, предусматривающего возможность заготовки древесины до 1 января 2008 года арендаторами-лесозаготовителями в границах арендованного участка, Законодательное собрание Ленинградской области считает обоснованным.
<< Назад |
||
Содержание Постановление Законодательного Собрания Ленинградской области от 23 января 2008 г. N 22 "О протесте Ленинградского межрайонного... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.