Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Утверждена
областным законом
(приложение)
Региональная целевая программа
"Культура Ленинградской области" на 2008-2010 годы
Паспорт
региональной целевой программы
"Культура Ленинградской области" на 2008-2010 годы
Полное наименование Программы |
Региональная целевая программа "Культура Ленинградской области" на 2008-2010 годы (далее - Программа) |
Основания для разработки Программы |
Закон Российской Федерации от 9 октября 1992 года N 3612-1 "Основы законодательства Российской Федерации о культуре"; Федеральный закон от 26 мая 1996 года N 54-ФЗ "О музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации"; Федеральный закон от 29 декабря 1994 года N 78-ФЗ "О библиотечном деле"; Федеральный закон от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации"; областной закон от 19 февраля 1999 года N 23-оз "О региональных целевых программах Ленинградской области"; постановление Правительства Ленинградской области от 11 июля 2003 года N 149 "О порядке разработки, утверждения и контроля за реализацией региональных целевых программ в Ленинградской области" |
Период реализации Программы |
2008-2010 годы |
Цели Программы |
Сохранение историко-культурного наследия Ленинградской области; обеспечение прав граждан на доступ к культурным ценностям путем обеспечения их сохранности, пополнения, представления и использования; обеспечение свободы творчества и прав граждан на участие в культурной жизни и содействие в создании условий для творческой самореализации населения Ленинградской области: сохранение и развитие народных художественных промыслов и ремесел, национальных культур, художественной самодеятельности и любительских объединений; сохранение единого культурно-информационного пространства Ленинградской области |
Основные задачи, мероприятия Программы |
Государственная охрана и сохранение объектов культурного наследия; документационное обеспечение объектов культурного наследия для формирования Единого государственного реестра объектов культурного наследия; обеспечение сохранности, пополнения, популяризации и использования музейных фондов; реставрация ценных коллекций, экспонатов, книжных и художественных собраний, обеспечение надлежащих условий для хранения, учета, экспонирования и каталогизации музейного и библиотечного фондов, создание новых экспозиций и выставок с участием муниципальных и общественных музеев Ленинградской области; создание единого культурно-информационного пространства на территории Ленинградской области, включаемого в российский и международный культурный обмен; улучшение качества театрально-концертного обслуживания населения области; расширение нормативно-правовой базы и проведение комплекса мероприятий по поддержке народного творчества, в том числе по возрождению, сохранению и развитию народных художественных промыслов и ремесел; изучение и сохранение фольклора Ленинградской области, поддержка "народных" коллективов самодеятельного творчества, любительских объединений, клубов ветеранов и пожилых людей; сохранение и развитие национальных культур; работа с детьми и молодежью по художественному воспитанию, поддержке детского дополнительного и среднего профессионального образования; информатизация библиотек и поддержка информационных центров; системное осуществление мероприятий по подготовке и переподготовке специалистов учреждений культуры Ленинградской области; создание условий для развития и реализации имеющегося потенциала мастеров народных художественных промыслов и ремесленников Ленинградской области |
Объем финансирования, необходимый для реализации Программы |
Всего 325 054,0 тыс.рублей, в том числе: федеральный бюджет - 69 566,0 тыс.рублей, областной бюджет - 223 120,0 тыс.рублей, бюджеты муниципальных образований - 7 736,0 тыс.рублей, внебюджетные источники - 24 632,0 тыс.рублей, в том числе по Адресной программе капитальных вложений: всего 109 559,0 тыс.рублей, в том числе областной бюджет - 109 559,0 тыс.рублей; 2008 год - всего 95 893,0 тыс.рублей, в том числе: федеральный бюджет - 21 173,0,0 тыс.рублей, областной бюджет - 64 700,0 тыс.рублей, бюджеты муниципальных образований - 2 395,0 тыс.рублей, внебюджетные источники - 7 625,0 тыс.рублей, в том числе по Адресной программе капитальных вложений: всего 30 000,0 тыс.рублей, в том числе областной бюджет - 30 000,0 тыс.рублей; 2009 год - всего 107 384,0 тыс.рублей, в том числе: федеральный бюджет - 22 803,0 тыс.рублей, областной бюджет - 73 790,0 тыс.рублей, бюджеты муниципальных образований - 2 579,0 тыс.рублей, внебюджетные источники - 8 212,0 тыс.рублей, в том числе по Адресной программе капитальных вложений: всего 35 967,0 тыс.рублей, в том числе областной бюджет - 35 967,0 тыс.рублей; 2010 год - всего 121 777,0 тыс.рублей, в том числе: федеральный бюджет - 25 590,0 тыс.рублей, областной бюджет - 84 630,0 тыс.рублей, бюджеты муниципальных образований - 2 762,0 тыс.рублей, внебюджетные источники - 8 795,0 тыс.рублей, в том числе по Адресной программе капитальных вложений: всего 43 592,0 тыс.рублей, в том числе областной бюджет - 43 592,0 тыс.рублей. За исключением средств, планируемых в рамках Адресной программы капитальных вложений: всего 215 495,0 тыс.рублей, в том числе: федеральный бюджет - 69 566,0 тыс.рублей, областной бюджет - 113561,0 тыс.рублей, бюджеты муниципальных образований - 7 736,0 тыс.рублей, внебюджетные источники - 24 632,0 тыс.рублей, в том числе: 2008 год - всего 65 893,0 тыс.рублей, в том числе: федеральный бюджет - 21 173,0,0 тыс.рублей, областной бюджет - 34 700,0 тыс.рублей, бюджеты муниципальных образований - 2 395,0 тыс.рублей, внебюджетные источники - 7 625,0 тыс.рублей; 2009 год - всего 71 417,0 тыс.рублей, в том числе: федеральный бюджет - 22 803,0 тыс.рублей, областной бюджет - 37 823,0 тыс.рублей, бюджеты муниципальных образований - 2 579,0 тыс.рублей, внебюджетные источники - 8 212,0 тыс.рублей; 2010 год - всего 78 185,0 тыс.рублей, в том числе: федеральный бюджет - 25 590,0 тыс.рублей, областной бюджет - 41 038,0 тыс.рублей, бюджеты муниципальных образований - 2 762,0 тыс.рублей, внебюджетные источники - 8 795,0 тыс.рублей |
Объем финансовых ресурсов, освоенных за предшествующий период (2006-2007 годы) |
Всего 94 990,1 тыс.рублей, в том числе: федеральный бюджет - 34 382,9 тыс.рублей, областной бюджет - 42 831,4 тыс.рублей, внебюджетные источники 14 327,8 - тыс.рублей, бюджеты муниципальных образований - 3 448,0 тыс.рублей |
Ожидаемые конечные результаты, социальный, экономический эффект, важнейшие целевые показатели Программы |
Поэтапное завершение реставрации шести объектов культурного наследия; реставрация 20 музейных предметов ежегодно; создание условий для развития народного творчества: оснащение 30 центров и студий декоративно-прикладного искусства, поддержка уникальных мастеров народных художественных промыслов и ремесел; переподготовка и повышение квалификации 130 преподавателей детских художественных школ и детских художественных студий, в том числе: в 2008 году - 40 человек, в 2009 году - 45 человек, в 2010 году - 45 человек; изготовление костюмов для 15 фольклорных коллективов, в том числе: в 2008 году - четырем коллективам, в 2009 году - пяти коллективам, в 2010 году - шести коллективам; обеспечение участия в международных, российских фестивалях, выставках 16 творческих коллективов; завершение создания интегрированной системы информационных ресурсов культуры; охват сельских библиотек Ленинградской области обслуживанием передвижного информационно-библиотечного центра; улучшение качества театрально-концертного обслуживания жителей Ленинградской области; заключение охранных обязательств: 2008 год - 62, 2009 год - 65, 2010 год - 70; мониторинг объектов культурного наследия: 2008 год - 70, 2009 год - 75, 2010 год - 80; инвентаризация объектов культурного наследия: 2008 год - 46, 2009 год - 51, 2010 год - 58; проведение 232 российских, международных, областных праздников фестивалей, конкурсов, выставок: 2008 год - 75, 2009 год - 77, 2010 год - 80; увеличение количества клубных формирований: 2008 год - 102 процента, 2009 год - 103 процента, 2010 год - 104 процента, в том числе для детей и молодежи на один процент ежегодно; увеличение участников клубных формирований на два процента ежегодно: 2008 год - 102 процента, 2009 год - 104 процента, 2010 год - 106 процентов, в том числе детей и молодежи на один процент ежегодно; реставрация предметов музейного фонда - 20 единиц ежегодно; увеличение количества: посетителей музеев - на один процент ежегодно, зрителей на концертах и спектаклях - на один процент ежегодно, посещаемости сайтов областных библиотек - на 1000 посещений в год, книговыдачи областных библиотек - на один процент ежегодно, платных услуг подведомственных комитету по культуре Ленинградской области учреждений - на 13 500 тыс.рублей (10 процентов): 2008 год - 4 500 тыс.рублей, 2009 год - 4 500 тыс.рублей, 2010 год - 4 500 тыс.рублей (по 13,5 процента) ежегодно |
Разработчик Программы |
Комитет по культуре Ленинградской области |
Сроки разработки Программы |
2007 год |
Представитель заказчика Программы |
Комитет по культуре Ленинградской области |
Основной исполнитель и соисполнители Программы |
Комитет по культуре Ленинградской области, подведомственные комитету по культуре Ленинградской области учреждения культуры Ленинградской области |
Фамилия, имя, отчество, должность, номер телефона руководителя Программы |
Богуш Владимир Борисович - председатель комитета по культуре Ленинградской области, тел. 315-76-76 |
Система организации контроля за выполнением Программы |
Контроль за выполнением мероприятий Программы осуществляет вице-губернатор Ленинградской области О.А.Уткин. Комитет по культуре Ленинградской области ежеквартально представляет отчет в комитет экономического развития и инвестиционной деятельности Ленинградской области, комитет финансов Ленинградской области, Правительство Ленинградской области и Министерство культуры Российской Федерации |
1. Анализ ситуации, обоснование целей и задач Программы
Программа является продолжением региональной целевой программы "Культура Ленинградской области" на 2006-2007 годы", направленной на реализацию государственной политики в сфере культуры. Программа направлена на обеспечение условий для всестороннего развития культурного потенциала Ленинградской области как ресурса социально-экономического развития территории Ленинградской области; определяет приоритетные направления государственной политики в области культуры и искусства на 2008-2010 годы при консолидированном участии в этом процессе муниципальных образований Ленинградской области; позволяет создать основу для более эффективного и динамичного развития отрасли культуры, является базовым документом для разработки планов, программ и отдельных проектов в сфере культуры муниципальных образований, региональных и муниципальных учреждений культуры, общественных организаций, творческих объединений и коллективов, претендующих на финансовую поддержку за счет средств областного бюджета.
Разграничение полномочий и ответственности на разных уровнях власти не должно разрушать единства культурного и информационного пространства, что стало особенно важным и значимым для культуры Ленинградской области в 2006 году, когда вступил в силу Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Именно в это время перед комитетом по культуре Ленинградской области (далее - Комитет) встала задача сохранения единого культурного пространства региона, так как реформа местного самоуправления повлекла за собой реструктуризацию сети учреждений культуры и изменение системы управления культурными процессами на уровнях регион - муниципальный район - поселение.
Основными целями Программы на среднесрочный период являются:
сохранение историко-культурного наследия Ленинградской области;
обеспечение прав граждан на доступ к культурным ценностям путем обеспечения их сохранности, пополнения, представления и использования;
обеспечение свободы творчества и прав граждан на участие в культурной жизни, принятие необходимых мер и содействие в создании условий для творческой самореализации населения Ленинградской области: сохранение и развитие народных художественных промыслов и ремесел, национальных культур, художественной самодеятельности и любительских объединений;
сохранение единого культурно-информационного пространства Ленинградской области.
Фактический объем финансирования по региональной целевой программы "Культура Ленинградской области" на 2006-2007 годы" составил 94 990,1 тыс.рублей, том числе из федерального бюджета - 34 382,9 тыс.рублей, из областного бюджета - 42 831,4 тыс.рублей, из бюджетов муниципальных образований - 3 448,0 тыс.рублей, из внебюджетных источников - 14 327,8 тыс.рублей. Информация о финансировании региональной целевой программы "Культура Ленинградской области" на 2006-2007 годы" по годам представлена в таблице.
Таблица
(тыс.рублей)
Год |
Всего |
Федеральный бюджет |
Субъект Федерации |
Бюджеты муниципальных образований |
Внебюджетные источники |
2006 |
44 562,1 |
14 777,9 |
20 298,4 |
2 218,0 |
7 267,8 |
2007 |
50 428,0 |
19 605,0 |
22 533,0 |
1 230,0 |
7 060,0 |
Основными задачами, которые решались учреждениями культуры Ленинградской области в 2006-2007 годах, являлись сохранение имеющегося культурного потенциала и его эффективное использование для активизации культурной жизни Ленинградской области в условиях реформирования местного самоуправления, а именно:
выявление, научное изучение и документирование ранее не учтенных памятников истории и культуры Ленинградской области;
реставрация и консервация наиболее ценных объектов культуры;
реставрация ценных коллекций, экспонатов, книжных и художественных собраний, обеспечение надлежащих условий для хранения, учета, экспонирования и каталогизации музейного и библиотечного фондов Ленинградской области;
развитие новых технологий в деятельности учреждений культуры Ленинградской области;
улучшение качества театрально-концертного обслуживания населения области;
укрепление материально-технической базы подведомственных Комитету учреждений культуры;
сохранение и развитие народных художественных промыслов и ремесел;
изучение и сохранение фольклора Ленинградской области;
работа с детьми и молодежью по художественному воспитанию, поддержке детского дополнительного и среднего профессионального образования;
сохранение и развитие национальных культур и реализация международных культурных проектов;
развитие кадрового потенциала и профессионального сообщества в сфере культуры Ленинградской области.
По итогам реализации региональной целевой программы "Культура Ленинградской области" на 2006-2007 годы" при сокращении финансирования в соответствии с областными законами об областном бюджете на 2006 и 2007 годы на 19 052 тыс.рублей главные показатели в основном выполнены.
На территории Ленинградской области находятся 3 355 объектов культурного наследия, в том числе федеральных - 179, региональных - 1348, выявленных - 1828. В 2006-2007 годах в сфере государственного контроля за сохранением и использованием объектов культурного наследия решались следующие основные задачи:
документационное обеспечение объектов культурного значения для формирования Единого государственного реестра объектов культурного наследия;
формирование охранных зон исторических поселений и объектов культурного наследия;
сохранение объектов культурного наследия;
контроль за использованием объектов культурного наследия.
За двухлетний период 364 объекта культурного наследия сняты с учета в связи с утратой ими историко-культурного значения. В 2006-2007 годах проведен мониторинг 140 объектов культурного наследия регионального значения, осуществлена инвентаризация 92 объектов. В рамках этой работы выполнено уточнение пообъектного состава памятников, определение границ территории памятников, их охранных зон; определены предметы охраны, технического состояния объектов, мероприятия по их сохранению. По итогам инвентаризации готовятся документы для регистрации объектов культурного наследия в Едином государственном реестре объектов культурного наследия. Это позволит в дальнейшем включить их в хозяйственный оборот.
За период 2006-2007 годов заключено 105 охранных обязательств, 20 (памятники археологии) поставлены на учет - выявленные объекты культурного наследия. Разработаны охранные зоны городов Шлиссельбурга и Тихвина. Продолжались ремонтно-реставрационные работы в Ивангородской крепости, музее-заповеднике "Парк Монрепо", крепости "Корела", на объектах музея-заповедника "Старая Ладога", на памятниках Великой Отечественной войны в Тосненском, Кировском и Тихвинском районах.
В этот период продолжалась реализация программы межрегионального музейного сотрудничества "Север - Запад", по которой организована новая этнографическая выставка и конференция к 80-летию Кингисеппского музея; разработаны проекты выставок по музеям-усадьбам Ленинградской области; проводились научно-практические конференции по историко-культурному наследию Ленинградской области; организована и проведена презентация внедрения Комплексной автоматизированной системы учета музейных фондов.
В рамках региональной целевой программы "Культура Ленинградской области" на 2006-2007 годы" в Ленинградской области за два года прошло 147 российских, областных культурных акций: кинофестивали "Литература и кино", "Окно в Европу", областные праздники, посвященные прорыву и снятию блокады Ленинграда, в городе Кировске, встреча малолетних узников концлагерей, эстрадный молодежный фестиваль "Кумиры 21 века", фестиваль молодежного движения "Хип-Хоп", российский фестиваль "Тихвинский Лель", областной пушкинский праздник, российский конкурс пастухов в Тосненском районе, выставка художественных отделений колледжей культуры и искусства Северо-Запада в выставочном зале "Смольный"; областные фольклорно-исторические праздники "Копорская потеха" в Ломоносовском районе, "Венок славы А.Невского" в селе Старая Ладога, "Алтарь Отечества" в городе Новая Ладога, фестиваль духовной музыки "Праздничные звоны" в Тихвинском районе, праздник, посвященный дню рождения Н.К.Рериха, национальные праздники финно-угорских народностей, областные фестивали по жанрам художественной самодеятельности (хореографический, вокальный, театральный, духовой музыки), праздники и фестивали детского художественного творчества. В 2006 и 2007 годах эти мероприятия посетили и приняли в них участие более двух миллионов человек.
Подготовлены и показаны 24 телепередачи о культурной жизни Ленинградской области. По развитию декоративно-прикладного искусства проводились семинары-практикумы для студентов отделения декоративно-прикладного искусства Ленинградского областного колледжа культуры и искусства, а также для мастеров на базе студии "Домовушка" и центра гончарного ремесла Лодейнопольского района, предприятий народных художественных промыслов Ленинградской области и Санкт-Петербурга, ведущих музеев. В семинарах приняли участие 120 человек. Приобреталось специализированное оборудование, материалы и компьютерная техника для восьми студий и центров декоративно-прикладного искусства Ленинградской области. Это позволило вести работу по сохранению традиционных народных промыслов, активизировать деятельность центров, на базе которых сегодня обучаются более 500 человек. В рамках деятельности Художественно-экспертного совета по народным художественным промыслам Ленинградской области специалистами совета оказывалась методическая и практическая помощь по изготовлению изделий декоративно-прикладного искусства.
Издавались сценарно-методические сборники "Зимние праздники", "Лето, отдых, творчество", информационный сборник "Регион", путеводитель по музеям Ленинградской области, методические рекомендации, пособия и буклет Ленинградского областного колледжа культуры и искусства, которые помогут специалистам учреждений культуры Ленинградской области разнообразить и повысить художественный уровень проводимых культурно-массовых мероприятий.
За период 2006 и 2007 годов 612 специалистов учреждений культуры приняли участие в 25 областных семинарах по различным специализациям и 60 человек - в Российском семинаре по организации массовых зрелищ и праздников.
За счет средств региональной целевой программы "Культура Ленинградской области" на 2006-2007 годы" были приобретены автотранспорт, мебель, компьютерная техника, звуковая и световая аппаратура, учебное и специализированное оборудование для семи областных учреждений культуры, что позволило улучшить качество предоставляемых услуг населению Ленинградской области. Изготовлена проектно-сметная документация по установке автоматической пожарной сигнализации и осуществлен ее монтаж в шести музеях.
В рамках международного культурного сотрудничества была профинансирована музейная программа: выставка "Советские военнопленные в Нурланде" и участие в семинаре в городе Буде (Норвегия) в рамках культурных связей Ленинградской области и губернии Нурланд (Норвегия); выставка фотомастеров провинции Хэбэй (Китай) в выставочном зале "Смольный" в рамках культурного сотрудничества Правительства Ленинградской области и провинции Хэбэй (Китай); ежегодное участие в Российско-Финляндском культурном форуме, по итогам которого определены приоритетные проекты, участники и этапы работы: "Туристические маршруты по замкам и крепостям Финляндии и России" (Ленинградское областное государственное учреждение культуры "Музейное агентство"), "Культурные и художественные проекты детей и молодежи" (цирк "Гротеск" Гатчинского городского дома культуры), "Туризм, музейное дело, традиционная культура, история" (Комитет, муниципальное учреждение культуры города Выборга "Центральная городская библиотека имени А.Аалто").
В плане поддержки молодых дарований в течение двух лет реализации региональной целевой программы "Культура Ленинградской области" на 2006-2007 годы" проведено 29 музыкальных конкурсов, конкурсов юных художников, в которых приняли участие 7 025 учащихся школ искусств, музыкальных и художественных школ области. Стипендии Комитета получили 25 лучших учащихся детских музыкальных, художественных школ и школ искусств Ленинградской области. Пять учащихся-стипендиатов Министерства культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации приняли участие в летнем мастер-классе в городе Сочи. Оплачивалось обучение в высших учебных заведениях четырех будущих специалистов учреждений культуры области из городов Пикалёво и Волхов.
Количество зрителей, обслуженных областными театрами и оркестром русских народных инструментов "Метелица" в Ленинградской области, за два года увеличилось на два процента, количество посетителей музеев - на 11 процентов, музейные фонды пополнились на 11 028 экспонатов. Объем платных услуг населению областными подведомственными учреждениями ежегодно перевыполнялся на 9 процентов.
Вместе с тем существует целый ряд проблем, связанных в первую очередь с недостатком финансирования программ по отрасли культуры.
Разграничение полномочий и ответственности на разных уровнях власти в связи со вступлением в силу Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" вызвало серьезную проблему сохранения единого культурного пространства региона, так как реформа местного самоуправления повлекла за собой реструктуризацию сети учреждений культуры и изменение системы управления культурными процессами на уровнях регион - муниципальный район - поселение. В этом направлении особое значение приобрела законодательная и правовая деятельность Комитета:
принят областной закон от 23 августа 2006 года N 105-оз "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) Ленинградской области";
разработаны методические рекомендации по исполнению муниципальными образованиями Ленинградской области полномочий в сфере культуры;
подготовлен и подписан договор с Министерством культуры Российской Федерации о передаче музейных предметов и музейных коллекций, входящих в состав государственной части Музейного фонда Российской Федерации и являющихся федеральной собственностью, в безвозмездное пользование Ленинградскому областному государственному учреждению культуры "Музейное агентство";
подготовлены и подписаны договоры между Комитетом и подведомственными учреждениями по основным видам деятельности;
подготовлены и подписаны соглашения о культурном сотрудничестве между Комитетом и администрациями муниципальных образований.
В связи с реализацией Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в большинстве муниципальных районов Ленинградской области были ликвидированы отделы культуры и созданы отделы, объединяющие специалистов по вопросам образования, культуры, молодежной политики, спорта и туризма, без образования юридического лица, в результате чего:
значительно понизились управленческие функции и влияние профессиональных управленческих структур на формирование культурной политики в регионе, муниципальных районах и поселениях;
нарушилась единая система ведомственной подчиненности учреждений культуры, что привело к потере взаимодействия различных субъектов культурной деятельности на поселенческом, муниципальном и региональном уровнях;
как правило, в муниципальных районах отсутствуют единая система планирования мероприятий и программа развития отрасли культуры.
В сфере государственной охраны, сохранения и использования объектов истории и культуры основными проблемами являются:
отсутствие документации на значительное число объектов культурного наследия для включения их в Единый государственный реестр объектов культурного наследия;
отсутствие охранных зон исторических поселений Ивангорода, Кингисеппа, Лодейного Поля, Выборга, Новой Ладоги, Ропши и отдельных объектов культурного наследия;
незавершенность реставрационных работ по наиболее значительным памятникам Ленинградской области, в том числе в музеях-заповедниках "Парк Монрепо", "Старая Ладога", крепости "Корела", Ивангородской крепости;
отсутствие проектной документации на реставрацию объектов культурного наследия;
неопределенность правового положения военных памятников;
наличие значительного числа военных памятников и военных захоронений, находящихся в неудовлетворительном состоянии;
отсутствие информационных надписей и обозначений на объектах культурного наследия.
В области развития музеев Ленинградской области основной проблемой является то, что учреждения культуры Ленинградской области (Ленинградское областное государственное учреждение культуры "Музейное агентство", музеи-заповедники "Старая Ладога" и "Парк Монрепо") в своем составе имеют имущество - памятники федерального значения. В настоящее время существует правовая проблема закрепления этих памятников, используемых в музейных целях, за областными учреждениями культуры.
Вместе с тем в настоящее время основным негативным фактором является несовершенство существующего законодательства на федеральном уровне, не позволяющего обеспечить взаимодействие между федеральными и региональными органами охраны объектов культурного наследия по решению организационно-правовых и финансовых вопросов, связанных с сохранением объектов культурного наследия вне зависимости от категории их историко-культурного значения.
В сфере сохранения системы дополнительного художественного образования основной проблемой является то, что в ряде муниципальных образований детские музыкальные и художественные школы были отнесены в ведомство органов управления образования, что является крайне неперспективным, так как нарушает единую систему художественного образования.
В области поддержки и развития народного творчества, творческого потенциала населения Ленинградской области также имеются серьезные проблемы. В настоящее время, несмотря на предпринимаемые попытки сохранить сеть культурно-досуговых учреждений, наблюдается процесс ее сокращения.
На сегодняшний день количество сельских учреждений культуры, действующих без образования юридического лица, составляет приблизительно 60 процентов к общему количеству сети учреждений культуры в сельских поселениях. В сельских учреждениях культуры существует острая проблема "старения" кадров и сокращения дипломированных специалистов (библиотекарей; руководителей коллективов художественной самодеятельности - хореографов, режиссеров, хормейстеров; концертмейстеров; художников-прикладников).
Государство в определенной степени утратило руководящую роль в сфере проведения культурной политики, в результате чего особо уязвимым оказалось нематериальное, культурное, наследие народов России: устные традиции и формы их выражения (включая язык); исполнительские искусства, обычаи, обряды, празднества; знания и навыки, связанные с традиционными ремеслами и народными промыслами.
В настоящее время явно недооценивается потенциал культуры, хотя он многообразен и эффективен в деле воспитания подрастающего поколения и молодежи. Сложные процессы, происходящие в современном развитии села, характеризуются утратой духовно-нравственных ориентиров, традиционных ценностей. Растут показатели девиантного поведения в молодежной среде. В связи с этим Программа предусматривает создание условий развития историко-культурной самобытности территорий и блокирования возможных источников социальной напряженности.
Материально-техническая база большинства клубных учреждений Ленинградской области, особенно сельских, находится на крайне низком уровне и не отвечает современным требованиям. Сегодня система учреждений культуры функционирует в сложных условиях, характеризующихся слабо разработанной нормативно-правовой базой, нарушением существующих законодательных норм, острым дефицитом средств, обусловленным скудным состоянием бюджетов органов местного самоуправления. Следствием обозначенных проблем стало снижение эффективности и качества культурно-досуговой деятельности в сельской местности.
В Ленинградской области накоплен богатый опыт работы самодеятельных коллективов, сохраняющих народные традиции. Звание "народный" имеют 373 коллектива из 2 588. Десять творческих коллективов, имеющих звание "народный", прекратили свое существование из-за отсутствия специалистов-руководителей творческих коллективов. Все они нуждаются в материальной поддержке, стимулировании деятельности.
Архив фонотеки фольклорных материалов Ленинградского областного центра культуры и искусства представляет собой одну из самых крупных коллекций фольклорных записей Ленинградской области и является источником репертуара для профессиональных и любительских коллективов Северо-Западного региона. Однако недостаточное финансирование не позволяет в полной мере продолжить проведение полевых экспедиций, исследований культурных традиций многонационального населения Ленинградской области; осуществлять информационно-издательскую деятельность: публикацию материалов по итогам фольклорных экспедиций, семинаров, конференций, методических пособий в помощь культурно-досуговым учреждениям.
В Ленинградской области работает 26 "народных" и "образцовых" студий изобразительного и декоративно-прикладного искусства, в которых обучаются 1 500 человек.
В функционировании центров национальных культур и декоративно-прикладного искусства, которые работают на базе учреждений культуры, главными проблемами являются слабая материально-техническая база, отсутствие на муниципальном уровне программ развития отрасли культуры. Некоторые из них не имеют своего помещения, а имеющиеся зачастую находятся в ветхом состоянии. Большинство студий и центров не имеют в достаточном количестве методической литературы, программного обеспечения, учебных пособий, в том числе электронных.
Не используется в полную силу потенциал Художественно-экспертного совета по народным художественным промыслам Ленинградской области, не сформировано и не обозначено его поле деятельности; отсутствует адресная помощь мастерам, народным умельцам, студиям и центрам декоративно-прикладного искусства. Отсутствует обоснованная система взаимодействия всех заинтересованных организаций и коллективов, а также комплекс организационных, учебно-методических и информационно-пропагандистских мероприятий по поддержке и развитию народного творчества.
Государственная политика в области поддержки народного творчества и традиций должна быть направлена на сохранение, укрепление и адресную поддержку учреждений и коллективов, занимающихся сохранением народной культуры, по всем направлениям.
В современных условиях без стабильной политики информационного обмена и использования информации учреждения культуры не могут динамично развиваться. Однако самостоятельное решение всех вопросов, связанных с формированием и предоставлением информационно-аналитических ресурсов в электронном виде, оказывается непосильным даже для самых крупных из них. В условиях ограниченного финансирования учреждений культуры в муниципальных образованиях, отсутствия материальной базы и кадров, способных организовать эту работу на местах, единственно возможным решением явилась разработка специалистами Комитета и подведомственных ему учреждений проекта "Создание интегрированной системы информационных ресурсов культуры Ленинградской области". В информатизации системы управления отраслью культуры Ленинградской области существует ряд нерешенных проблем, связанных прежде всего с отсутствием единой централизованной системы сбора и обработки информации по учреждениям культуры. На протяжении последнего десятилетия как на региональном, так и муниципальном уровнях управления создавались и продолжают создаваться локальные и замкнутые автоматизированные информационные системы, не ориентированные на взаимодействие в автоматизированном режиме. Каждая из таких систем использует, как правило, свою систему описания и представления данных, что приводит к невозможности их комплексного использования и сложностям при организации информационного обмена между ними.
Решение этой проблемы невозможно без интеграции информационных ресурсов, их информационного взаимодействия. Для этого требуется создание такой информационной системы, которая включала бы не только современные средства хранения и обработки данных, но также средства их описания, представления и доступа, сформированные на основе принципов открытых систем.
Слабость материально-технической базы учреждений культуры, отсутствие в муниципальных образованиях специалистов по информационным технологиям в сфере культуры не позволяют на сегодняшний день говорить о каких-либо качественных изменениях в этом направлении. Информационные ресурсы, особенно по культурно-досуговой деятельности, остаются неструктурированными, разрозненными, что затрудняет их использование.
Негативное влияние на создание общего информационного пространства оказала структурная перестройка сети библиотек. Повышенного внимания требует проблема доступности библиотечных услуг. Значительная часть населения имеет ограниченный доступ к качественной библиотечной услуге в силу территориальной удаленности проживания от районных центров. Перспективы создания единой корпоративной библиотечно-информационной системы, предполагающей добровольное объединение ряда независимых в административном и хозяйственном отношениях библиотек для совместного решения профессиональных задач, зависят от решения кадровых и финансовых вопросов на местах.
Улучшение качества информационно-библиотечного обслуживания жителей Ленинградской области возможно только при условии новых информационных технологий. На начало 2006 года компьютерами располагали только центральные библиотеки. Из 311 сельских библиотек только в 21 имеются компьютеры, к сети Интернет подключены 18 библиотек. Между тем автоматизация центральных районных и городских библиотек позволила бы обеспечить доступ жителей области к информационным ресурсам различного уровня.
Проблемы, связанные с театральной и концертной деятельностью в Ленинградской области, обусловлены в первую очередь слабой материально-технической базой муниципальных домов культуры, которым сложно технически принять театральные спектакли, и недостатком финансирования в Ленинградской области значимых культурных акций.
На основании указанных проблем определены стратегические цели и тактические задачи Программы.
1.1. Связь с другими социально-экономическими мероприятиями
Правительства Ленинградской области
Стратегические цели и задачи Программы связаны с социально-экономическими мероприятиями Правительства Ленинградской области на 2007-2010 годы, где главной целью и задачей социально-экономического развития и деятельности органов исполнительной власти Ленинградской области является повышение уровня и качества жизни населения.
Функционирование отрасли культуры, как и других отраслей социальной сферы, осуществляется в рамках программно-целевого финансирования и направлено на обеспечение государственных гарантий оказания социальных услуг населению, повышение качества, эффективности и доступности предоставляемых услуг, улучшение материально-технической базы учреждений, оптимизацию сети учреждений культуры. Мероприятия Программы также будут способствовать:
повышению безопасности жизнедеятельности, снижению преступности и профилактике правонарушений, увеличению доли подростков и молодежи в возрасте от 11 до 24 лет, вовлеченных в профилактические антинаркотические мероприятия;
пропаганде и поддержанию здорового образа жизни населения;
воспитанию молодежи;
повышению культурного уровня населения области;
обеспечению роста продолжительности жизни населения путем участия учреждений культуры в реализации демографической политики, направленной на создание максимально благоприятных условий для всех слоев населения;
обеспечению досуга социально незащищенных слоев населения (молодежи, пожилых людей, инвалидов).
Мероприятия Программы ориентированы также на разработку и внедрение информационных технологий, включение в туристические ресурсы памятников истории и культуры Ленинградской области.
2. Основные цели и задачи Программы
Стратегическими целями Программы на среднесрочный период являются:
обеспечение прав граждан на доступ к культурным ценностям путем обеспечения их сохранности, пополнения, представления и использования;
обеспечение свободы творчества и прав граждан на участие в культурной жизни, принятие необходимых мер и содействие в создании условий для творческой самореализации населения Ленинградской области: сохранение и развитие народных промыслов и ремесел, национальных культур, художественной самодеятельности и любительских объединений;
сохранение единого культурно-информационного пространства Ленинградской области.
Основными задачами, решаемыми Программой, являются:
государственная охрана и сохранение объектов культурного наследия;
документационное обеспечение объектов культурного наследия для формирования Единого государственного реестра объектов культурного наследия;
обеспечение сохранности, пополнения, популяризации и использования музейных фондов;
реставрация ценных коллекций, экспонатов, книжных и художественных собраний, обеспечение надлежащих условий для хранения, учета, экспонирования и каталогизации музейного и библиотечного фондов, создание новых экспозиций и выставок с участием муниципальных и общественных музеев Ленинградской области;
создание единого культурно-информационного пространства на территории Ленинградской области, включаемого в российский и международный культурный обмен;
улучшение качества театрально-концертного обслуживания населения области;
расширение нормативно-правовой базы и проведение комплекса мероприятий по поддержке народного творчества, в том числе по возрождению, сохранению и развитию народных художественных промыслов и ремесел;
изучение и сохранение фольклора Ленинградской области, поддержка "народных" коллективов самодеятельного творчества;
сохранение и развитие национальных культур;
работа с детьми и молодежью по художественному воспитанию, поддержке детского дополнительного и среднего профессионального образования;
информатизация библиотек и поддержка информационных центров;
системное осуществление мероприятий по подготовке и переподготовке специалистов учреждений культуры Ленинградской области;
создание условий для развития и реализации имеющегося потенциала мастеров народных художественных промыслов и ремесленников Ленинградской области.
3. Основные приоритеты и мероприятия Программы
План реализации мероприятий Программы содержится в приложении 1 к Программе.
Основными приоритетами Программы являются:
государственная охрана, сохранение и использование культурного наследия;
развитие музейного и библиотечного дела;
адресная поддержка профессионального искусства;
поддержка народного творчества, национальных культур;
возрождение и развитие народных промыслов, ремесел;
техническая поддержка творческих проектов;
поддержка детского художественного творчества;
разработка и внедрение инновационных проектов, создание интегрированной системы информационных ресурсов культуры.
3.1. Государственная охрана, сохранение и использование
культурного наследия
По данному направлению будут проведены следующие мероприятия:
продолжение работы по документационному обеспечению объектов культурного наследия для формирования Единого государственного реестра объектов культурного наследия:
мониторинг,
инвентаризация,
паспортизация,
методическая работа;
проектирование охранных зон исторических городов Ивангород, Кингисепп, Новая Ладога, Лодейное Поле, Выборг, а также поселков Ропша, Лебяжье, Суйда, Извара, Ялкала и отдельных объектов культурного наследия:
согласование,
утверждение документации в Правительстве Ленинградской области;
продолжение реставрационных работ по крепости "Корела", Ивангородской крепости, объектам музеев-заповедников "Старая Ладога" и "Парк Монрепо", музея-усадьбы "Рождествено";
организация и проведение ремонтно-реставрационных работ на памятниках Великой Отечественной войны к 65-летию празднования Победы:
мониторинг состояния военных памятников,
организация изготовления проектно-сметной документации;
контроль за использованием объектов культурного наследия:
заключение охранных обязательств и охранных договоров,
организация проведения историко-культурной экспертизы,
установка информационных надписей и обозначений на объектах культурного наследия,
выдача заданий и разрешений,
методическое обеспечение деятельности по государственной охране объектов культурного наследия.
3.2. Развитие музейного и библиотечного дела
Сохранение национальных культурных ценностей (музейного и библиотечного фондов) имеет приоритетное значение для Ленинградской области, так как свободный доступ к культурным ценностям и ознакомление с культурным наследием региона являются важнейшим из инструментов формирования общественного сознания и целостной системы духовных ценностей, влияющих на все сферы государственной и общественной жизни, особенно подрастающего поколения.
Решение данной задачи направлено на реализацию положений следующих федеральных законов: от 15 апреля 1993 года N 4804-1 "О вывозе и ввозе культурных ценностей", от 26 мая 1996 года N 54-ФЗ "О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации", от 15 апреля 1998 года N 64-ФЗ "О культурных ценностях, перемещенных в Союз ССР в результате Второй мировой войны и находящихся на территории Российской Федерации".
Актуальными направлениями государственной политики в отношении музеев, являющихся социальными институтами, занимающимися сохранением и использованием культурного наследия, являются:
укрепление материально-технической базы, связанной с сохранностью и экспонированием государственной части музейного фонда;
расширение спектра услуг, предоставляемых музеями, расширение разнообразия форм деятельности и ее актуализация в соответствии с выявленными интересами и потребностями реальных и потенциальных посетителей;
обеспечение адекватного развития процессов информатизации, связанных также с ведением комплектования, научной обработки, изучения, учета и хранения музейных фондов региональных, муниципальных и общественных музеев;
введение новых памятников материальной культуры в информационный оборот и создание новых выставок и экспозиций по истории Ленинградской области, реставрация музейных коллекций, обследование безопасности демонстрации музейных предметов и их хранения.
Совершенствование деятельности библиотек и библиотечного обслуживания осуществляется по следующим направлениям:
переход на корпоративные электронные технологии и создание сводного каталога библиотек России;
совершенствование методологии комплектования и каталогизации библиотечных фондов на основе электронных информационных ресурсов;
обеспечение условий доступа населения к социально значимой информации путем создания информационных баз данных, передвижных систем обслуживания, других технологий, а также увеличения объемов комплектования.
3.3. Адресная поддержка профессионального искусства и литературы
Адресная поддержка профессионального искусства и литературы создает благоприятные условия для развития профессионального творчества, способствует выявлению талантов и дарований, формированию театрального предложения.
Мероприятия данного раздела Программы послужат совершенствованию системы услуг, предоставляемых жителям Ленинградской области театрально-концертными учреждениями культуры, стимулированию профессионального исполнительского уровня, укреплению творческого содружества с деятелями искусств, творческими союзами и объединениями. Основными мероприятиями являются:
поддержка международных, российских, областных музыкальных и литературных конкурсов, театральных фестивалей, кинофестивалей;
участие областных театров и оркестра русских народных инструментов "Метелица" в международных, российских фестивалях;
организация литературного конкурса имени А.А.Прокофьева.
3.4. Поддержка народного творчества и национальных культур
Сохранение и развитие народного творчества является наиболее актуальным и значимым направлением Программы. Тема возрождения и развития народных традиций была обсуждена на заседании Государственного Совета при Президенте Российской Федерации. Большая часть населения Ленинградской области проживает в сельской местности и имеет прямое отношение к решению проблем по сохранению и передаче народных традиций подрастающему поколению. Программа направлена на качественное изменение ценностных ориентаций современного сельчанина, особенно молодого поколения, с учетом культурного развития, специфики, самобытности и имеющихся ресурсов.
Приоритетными направлениями раздела являются:
разработка проекта закона "О сохранении и развитии народного творчества в Ленинградской области", положения "Мастер народного творчества Ленинградской области", методических материалов в помощь работникам учреждений культуры, входящих в состав объединенных центров культуры в муниципальных образованиях;
участие в разработке проектов и программ развития народного художественного творчества на муниципальном уровне;
разработка и внедрение современных учебных программ повышения квалификации руководителей творческих коллективов культурно-досуговых учреждений Ленинградской области;
научно-изыскательская деятельность, заключающаяся в регулярном проведении полевых экспедиций, исследовании и мониторинге культурных традиций многонациональных народностей Ленинградской области (сбор фольклорного материала, его систематизация, анализ);
системное формирование и хранение фольклорно-этнографических материалов, их использование в деятельности Учебно-методического центра культуры и искусства, народных коллективов художественной самодеятельности;
информационно-издательская деятельность: публикация материалов по итогам фольклорных экспедиций, семинаров, конференций и традиционных народных праздников, методических пособий в помощь специалистам культурно-досуговых учреждений;
выявление, обмен опытом, методическое обучение носителей традиционной народной культуры; пропаганда и популяризация фольклорно-этнографических материалов, местных обычаев и культурных традиций путем воссоздания утраченных и организации и проведения традиционных национальных праздников, приобщение молодого поколения к обычаям и традициям народной культуры;
проведение традиционных фольклорных фестивалей, праздников, фестивалей народного творчества;
поддержка народных коллективов: изготовление костюмов на основе этнографических материалов, оказание помощи в участии в международных, российских, региональных фестивалях народного творчества;
совершенствование моделей и технологий проведения традиционных и внедрение новых фестивалей, конкурсов.
Приоритетным направлением развития сферы культуры на предстоящий период также является сохранение и развитие культурного многонационального наследия Ленинградской области путем проведения областных национальных праздников и фестивалей, поддержки центров национальных культур и национальных коллективов Ленинградской области; мероприятий, популяризирующих и пропагандирующих их творческую и просветительскую деятельность, проведения семинаров, творческих лабораторий, завершения создания базы данных национальных культур Ленинградской области.
Будет продолжена реализация проекта-акции "Ингерманландцы", оказано содействие в поддержке деятельности общественных организаций и центров национальных культур на территории Ленинградской области, что послужит укреплению взаимодействия в национально-культурном аспекте со странами СНГ и Балтии, имеющими общие этнокультурные корни.
3.5. Возрождение народных промыслов и ремесел
Программа предусматривает проведение следующих мероприятий, способствующих вырабатыванию и популяризации навыков профессионального мастерства, укреплению и поддержке локальных центров и мастеров ремесленного и декоративно-прикладного творчества, возрождению и современной интерпретации традиционных народных промыслов:
подготовка и выпуск информационных и художественно-публицистических изданий, теле- и видеофильмов о народных художественных промыслах и ремеслах, о мастерах Ленинградской области, семейных династиях, работающих в этом виде творчества;
развитие взаимодействия с мастерами, предприятиями народных художественных промыслов;
поддержка и развитие центров, студий, школ народных художественных промыслов и ремесел;
подготовка и выпуск информационных и художественно-публицистических изданий, теле- и видеофильмов о народных художественных промыслах и ремеслах, о мастерах Ленинградской области, семейных династиях: издание печатной продукции о народных художественных промыслах и ремеслах и мастерах Ленинградской области, организация обмена опытом, проведение мастер-классов для студентов Ленинградского областного колледжа культуры и искусства, обучение мастеров Ленинградской области, организация экспедиций в целях выявления традиционных народных промыслов на территории Ленинградской области, завершение создания базы данных по развитию декоративно-прикладного искусства, проведение ежегодных конкурсов на лучшего мастера Ленинградской области, изготовление сувенирной продукции, областных ярмарок, выставок;
разработка и реализация программ по подготовке кадров для народных художественных промыслов и ремесел, открытие в 2008-2009 годах в Ленинградском областном колледже культуры и искусства в рамках специальностей "Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы" и "Социально-культурная деятельность и народное художественное творчество" новых направлений подготовки специалистов;
организация и проведение семинаров, "круглых столов", конференций по вопросам поддержки народных художественных промыслов и традиционных ремесел Ленинградской области;
переподготовка и повышение квалификации 120 преподавателей детских художественных школ и детских художественных студий на базе центров, студий декоративно-прикладного искусства Ленинградской области, Ленинградского областного колледжа культуры и искусства;
активизация деятельности Художественно-экспертного совета по народным художественным промыслам Ленинградской области: оказание адресной консультационной помощи организациям и мастерам декоративно-прикладного искусства;
подготовка и выпуск учебно-методической литературы о народных художественных промыслах и ремеслах Ленинградской области;
организация фестивалей декоративно-прикладного искусства, экспозиций, выставок в музеях и выставочных залах Ленинградской области, оказание помощи в участии мастеров и студий декоративно-прикладного искусства Ленинградской области в международных, российских выставках, конференциях, семинарах.
3.6. Техническая поддержка творческих проектов
Мероприятия в области оснащения материально-технической базы подведомственных Комитету учреждений культуры позволит повысить качество услуг, оказываемых населению Ленинградской области. Условием улучшения конкурентоспособности продуктов культуры отечественных производителей на внутреннем и мировом рынках являются повышение качества культурных благ и обеспечение их необходимого многообразия. Решение этой актуальной задачи на данном этапе экономического развития общества затрудняется низким уровнем обеспеченности организаций культуры специальным оборудованием. В связи с этим одной из приоритетных целей раздела Программы является улучшение технической оснащенности организаций культуры.
Разделом Программы предусмотрено оснащение световой и звуковой аппаратурой учреждений культуры Ленинградской области, приобретение автоклубов, автобусов, грузового транспорта, специализированного оборудования для подведомственных Комитету учреждений культуры.
Техническая поддержка творческих проектов позволит повысить количество и качество культурных услуг, получаемых жителями области от киноконцертной, театральной и музейной деятельности подведомственных Комитету учреждений культуры; их значимость, привлекательность и доступность.
3.7. Дети и культура
Основными целями мероприятий по поддержке детского художественного творчества являются поддержка молодых дарований путем финансирования участия детских художественных коллективов и солистов в различных конкурсах, фестивалях, смотрах; проведение российских, областных фестивалей и конкурсов детского художественного творчества; продолжение практики выделения стипендий Комитета для учащихся детских музыкальных, художественных школ и школ искусств, студентов Ленинградского областного колледжа культуры и искусства, добившихся выдающихся результатов. Раздел Программы включает оплату обучения в высших учебных заведениях Санкт-Петербурга будущих специалистов учреждений культуры Ленинградской области.
3.8. Разработка инновационных программ.
Информатизация отрасли культуры
Мероприятия данного раздела Программы направлены на формирование и развитие единого информационного пространства культуры и соответствующих государственных информационных ресурсов в интересах граждан и органов государственной власти на основе информатизации системы управления отраслью культуры: музейной системой, культурно-досуговой системой, библиотечной системой, театральной деятельностью; системой образования в сфере культуры:
оснащение компьютерной техникой и программными продуктами учреждений культуры, создание единой информационной базы данных отрасли культуры;
формирование единой системы интегрированных информационных ресурсов культуры;
создание информационной системы для поддержки принятия управленческих решений;
формирование собственных информационных ресурсов, направленных на сохранение и включение их в межрегиональный, национальный и международный информационный обмен;
развитие информационно-рекламной деятельности Комитета;
организация в муниципальных образованиях Ленинградской области центров общественного доступа к информации на базе учреждений культуры.
Данный раздел Программы предусматривает реализацию учебных программ по повышению квалификации и переподготовке специалистов учреждений культуры Ленинградской области и подведомственных Комитету учреждений культуры.
По разделу предусмотрено издание презентационной полиграфической продукции по культуре Ленинградской области.
4. Ресурсное обеспечение Программы
Мероприятия Программы реализуются за счет средств областного бюджета, федерального бюджета, бюджетов муниципальных образований и внебюджетных источников. Информация о динамике финансирования Программы содержится в приложении 2 к Программе.
Объем финансирования Программы в 2008-2010 годах составляет 325 054,0 тыс.рублей, за исключением средств Адресной программы капитальных вложений - 215 495,0 тыс.рублей.
Номенклатура, количество товаров, необходимых для реализации Программы, приведены в приложении 3 к Программе.
Объем финансовых средств на реализацию мероприятий Программы обоснован сложившимся уровнем затрат за последние два года в соответствии со сметами (с учетом индекса-дефлятора).
Внебюджетные источники формируются от предпринимательской деятельности подведомственных Комитету учреждений культуры, спонсорских средств, грантов. Для обеспечения поступлений из федерального бюджета ежегодно в соответствии с приказом Министерства культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации Комитет представляет заявки учреждений культуры Ленинградской области на участие в реализации федеральной целевой программы "Культура России (2006-2010 годы)". В соответствии с утвержденным Планом федеральной программы заключаются договоры с исполнителем мероприятий на получение финансовых средств из федерального бюджета.
5. Ожидаемые конечные результаты Программы
Выполнение мероприятий Программы позволит реализовать конституционное право доступа населения к культурным ценностям, обеспечить условия для проявления социально-культурной активности населения как фактора, способствующего объединению людей на духовной основе, поддержанию социальных норм поведения.
Проведение комплекса мероприятий по разделу "Развитие музейного и библиотечного дела" Плана реализации мероприятий Программы позволит поэтапно решать проблему доступа населения Ленинградской области к литературе и информации, необходимой для получения образования, повышения квалификации, научной и производственной деятельности.
На основе договоров 40-50 процентов муниципальных образований Ленинградской области смогут получить услуги библиотечной информационной системы. Не менее пяти муниципальных районов будут привлечены к участию в корпоративном проекте по созданию библиотечно-информационной сети "ЛеноблНет" на базе Ленинградской областной универсальной научной библиотеки. Реализация программы передвижного библиотечного информационного центра позволит улучшить качество информационнно-библиотечного обслуживания, повысить информационную грамотность жителей отдаленных населенных пунктов Ленинградской области.
Реализация комплекса мероприятий по разделу "Адресная поддержка литературы, кино и профессионального творчества" Плана реализации мероприятий Программы будет способствовать сохранению и дальнейшему развитию профессионального культурного творческого потенциала области, повышению уровня и разнообразия содержания работы по театрально-концертному обслуживанию населения Ленинградской области. Участие театров и оркестра русских народных инструментов "Метелица" в международных и российских фестивалях является огромным стимулом для развития творческих возможностей профессиональных коллективов, повышения культурного имиджа Ленинградской области. Проведение цикла фестивалей областных театров в различных районах Ленинградской области послужит укреплению творческого содружества областных театров и муниципальных образований.
Мероприятия раздела "Поддержка народного творчества и национальных культур" Плана реализации мероприятий Программы позволит продолжить развитие проектов, ставших достоянием культурной жизни области. В результате проведения комплекса мероприятий по оптимизации досуга и творческой самореализации населения планируется создать благоприятные условия для развития художественной самодеятельности и любительских объединений, благодаря которым сохраняются культурные народные традиции Ленинградской области. Проведение экспедиций и обработка материалов позволит пополнить и обновить областной фонд фольклорных записей, репертуарный багаж народных творческих коллективов. В течение трех лет реализации Программы планируется изготовить этнографические костюмы для 15 коллективов. В плане пропаганды самодеятельного художественного творчества 16 коллективов смогут принять участие в международных, российских фестивалях, конкурсах. Ежегодно по Ленинградскому областному телевидению пройдут передачи об уникальных творческих коллективах, мастерах, специалистах культуры (10-12 передач в год).
Выполнение комплекса мероприятий по сохранению и развитию национальных культур Ленинградской области будет способствовать главной задаче концепции государственной национальной политики Российской Федерации - сплочению российских граждан в единую нацию с удовлетворением их языковых, образовательных и культурных потребностей.
Мероприятия по поддержке и развитию народных художественных промыслов и ремесел позволит обеспечить:
создание благоприятных условий для развития центров и школ возрождения промыслов и ремесел (совместно с администрациями муниципальных образований);
создание системы взаимодействия с мастерами, предприятиями народных художественных промыслов, выявление новых направлений декоративно-прикладного искусства;
возможность воспитывать подрастающее поколение на основе изучения истории и традиционной народной культуры;
повышение образовательного уровня преподавателей, учащихся студий, кружков декоративно-прикладного искусства, повышение качества и разнообразия изделий народных художественных промыслов и ремесел, сувенирной продукции.
Раздел "Техническое обеспечение творческих проектов" Плана реализации мероприятий Программы позволит повысить уровень и увеличить количество культурных услуг, получаемых жителями области от концертной, театральной и музейной деятельности подведомственных Комитету учреждений культуры, что позволит создать благоприятные условия для реализации совместных с муниципальными образованиями проектов по поддержке народного творчества в Ленинградской области.
В ходе выполнения мероприятий по разделу "Дети и культура" Плана реализации мероприятий Программы планируется сохранение системы художественного и профессионального образования, а также поддержка молодых дарований.
В ходе реализации мероприятий по разделу "Развитие и внедрение инновационных проектов. Информатизация отрасли культуры" будет сформирована информационно-аналитическая система мониторинга, анализа и прогнозирования развития отрасли культуры, позволяющая определять эффективность функционирования учреждений культуры Ленинградской области на основе утвержденных показателей и нормативов.
Последовательное внедрение современных информационных технологий в организацию работы учреждений культуры позволит:
собирать, обрабатывать и оперативно представлять в федеральные и региональные органы управления достоверную информацию о деятельности учреждений культуры;
сократить время и трудозатраты на подготовку и прохождение отчетных документов;
повысить обоснованность планирования и прогнозирования развития учреждений культуры;
повысить качество управления экономическими, социальными и политическими процессами в отрасли культуры области на основе анализа достоверной информации.
В соответствии с Методическими рекомендациями по оценке эффективности региональных целевых программ в Ленинградской области, утвержденными постановлением Правительства Ленинградской области от 3 марта 2006 года N 54, за основу взяты показатели роста охвата населения в культурной жизни региона - участие в любительских объединениях, самодеятельных творческих коллективах, студиях декоративно-прикладного искусства; участие в культурных акциях, посещение библиотек и музеев.
Основные показатели социальной эффективности Программы изложены в приложении 4 к Программе.
6. Механизм реализации Программы
Программа направлена на решение актуальных задач государственной культурной политики на среднесрочную перспективу на территории Ленинградской области и будет способствовать сохранению и развитию традиционных направлений культуры в муниципальных образованиях.
Основной механизм реализации мероприятий Программы - совместные проекты с муниципальными образованиями, которые отражены в соглашениях, подписанных с администрациями, направленных на создание, защиту и финансовое обеспечение муниципальных программ по отрасли культуры. Механизм реализации Программы предусматривает также привлечение различных источников финансирования (федеральный бюджет, бюджеты муниципальных образований, внебюджетные источники), постоянный мониторинг проведенных мероприятий, анализ и оценку их влияния на выполнение основных задач государственной и региональной культурной политики на муниципальном уровне.
В целях эффективного контроля за реализацией программных мероприятий и целевым использованием бюджетных средств главным распорядителем финансов и координатором Программы является Комитет.
Взаимодействие Комитета с другими исполнителями Программы осуществляется в виде заключения договоров, определяющих взаимные права и обязанности, конкретные сроки исполнения и объемы финансирования каждого мероприятия, включающих смету расходов с указанием долевого финансирования.
Комитет проводит финансовый контроль за реализацией мероприятий и в любое время может требовать от исполнителя письменного финансового отчета о ходе выполнения задания.
В течение пятнадцати дней по окончании мероприятия исполнитель представляет в Комитет полный отчет, включающий исполнительскую смету, копии первичных платежных документов (поручения, счета-фактуры, кассовые и товарные чеки, акты списания, раздаточные ведомости, списки участников, описательные отчеты).
После принятия отчета Комитетом подписывается акт приемки-сдачи, который служит основанием для окончательных расчетов.
Выбор непосредственных исполнителей отдельных мероприятий Программы осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
7. Контроль за выполнением Программы
Контроль за ходом реализации мероприятий Программы осуществляется Правительством Ленинградской области.
Общий контроль возлагается на вице-губернатора Ленинградской области, курирующего социальные вопросы.
Комитет обязан:
ежеквартально представлять отчет о ходе реализации Программы в комитет экономического развития и инвестиционной деятельности Ленинградской области, в том числе по Адресной программе капитальных вложений, в соответствии с информацией, полученной в комитете по строительству Ленинградской области;
ежегодно представлять информацию о ходе реализации Программы в Правительство Ленинградской области;
осуществлять оперативный контроль за реализацией программных мероприятий;
обеспечивать совместно с органами местного самоуправления представление информации, необходимой для контроля за реализацией Программы.
О ходе реализации Программы Комитет ежегодно отчитывается на заседаниях коллегии Комитета.
Для осуществления оперативного контроля за выполнением мероприятий Программы руководители учреждений и организаций-исполнителей представляют финансовые отчеты в Комитет о выполнении мероприятий.
Контроль осуществляется посредством анализа представленных исполнителем материалов о проведении мероприятий Программы, финансовых отчетов по договорам, анализа данных государственной статистики, а также представления ежеквартальных отчетов в комитет экономического развития и инвестиционной деятельности Ленинградской области и вице-губернатору Ленинградской области, курирующему социальные вопросы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.