Решение Ленинградского областного суда
от 14 января 2008 г. N 3-8/08
Определением СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 16 апреля 2008 г. N 33-Г08-2 настоящее решение оставлено без изменения
Ленинградский областной суд в составе:
председательствующего судьи Шадриной Е.В.,
при секретаре Даниловой Л.В.,
с участием прокурора Бобковой Г.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению заместителя прокурора Ленинградской области о признании недействующими отдельных положений пунктов 2.2, 4.8 Положения о порядке предоставления мер социальной поддержки специалистам, работающим и проживающим в сельской местности Ленинградской области, в части оплаты жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденного постановлением правительства Ленинградской области от 13 мая 2005 года N 131, с момента принятия,
установил:
Постановлением Правительства Ленинградской области от 18 октября 2011 г. N 336 постановление Правительства Ленинградской области от 13 мая 2005 г. N 131 признано утратившим силу с 11 июня 2011 г.
Заместитель прокурора Ленинградской области обратился в суд с заявлением о признании недействующими абзаца 1 в части слов "с учетом нетрудоспособных членов семьи, совместно с ними проживающих и находящихся на их иждивении, к которым относятся:", абзацев 2, 3, 4 пункта 2.2, абзаца 2 в части слов "электрическую и тепловую энергию", "используются нормативы потребления коммунальных услуг, в том числе в случаях, когда показания приборов учета ниже нормативов потребления соответствующих услуг", абзаца 3 пункта 4.8 Положения о порядке предоставления мер социальной поддержки специалистам, работающим и проживающим в сельской местности Ленинградской области, в части оплаты жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденного постановлением правительства Ленинградской области от 13 мая 2005 года N 131, с момента его принятия.
В обоснование требований указывает на то, что данным Положением педагогические работники государственных и муниципальных учреждений, финансируемых за счет средств областного или местного бюджетов, включены в состав специалистов, работающих и проживающих в сельской местности, которым предоставлено право на получение ежемесячной денежной компенсации части расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.
Пунктом 2.2 (абзацы 1, 2, 3, 4) Положения предусмотрено, что указанным в нем специалистам предоставляется ежемесячная денежная компенсация расходов с учетом нетрудоспособных членов семьи, совместно с ними проживающими и находящимися на их иждивении, к которым относятся: несовершеннолетние дети в возрасте до 18 лет, учащиеся старше 18 лет, но не старше 23 лет, обучающиеся в образовательных учреждениях по очной дневной форме обучения; матери либо другие родственники, осуществляющие уход за ребенком и находящиеся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. Остальные члены семьи граждан для получения ежемесячной денежной компенсации должны предоставить документы, подтверждающие их нетрудоспособность, и документ о нахождении на иждивении, включая решения судебных органов.
Абзацами 2 и 3 пункта 4.8 Положения установлено, что при определении размера ежемесячной денежной компенсации гражданам, оплачивающим коммунальные услуги (электрическую и тепловую энергию, воду и газ) по показаниям приборов учета, используются нормативы потребления коммунальных услуг, в том числе и в случаях, когда показания приборов учета ниже нормативов потребления соответствующих услуг. При определении размера ежемесячной компенсации используются нормативы потребления, установленные органами местного самоуправления, но не превышающие установленные постановлением правительства Ленинградской области от 1 июля 2002 года N 119 "О мерах по дальнейшей реализации реформы жилищно-коммунального хозяйства Ленинградской области".
По мнению прокурора, оспариваемые нормы Положения в отношении педагогических работников противоречат абзацу 2 пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года N 3266-1 "Об образовании", статье 8 Федерального закона от 29 декабря 2004 года "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", подлежащей применению во взаимосвязи со статьей 59 Жилищного кодекса РСФСР, поскольку они ограничивают право педагогических работников на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением количеством и характеризующими признаками проживающих совместно с ними членов семьи, а также нормативами потребления коммунальных услуг в виде электрической и тепловой энергии, а потому подлежит признанию недействующими с момента принятия Положения.
В возражениях правительства Ленинградской области указывается на то, постановление правительства Ленинградской области от 13 мая 2005 года N 131, которым утверждено Положение о порядке предоставления мер социальной поддержки специалистам, работающим и проживающим в сельской местности Ленинградской области, в части оплаты жилого помещения и коммунальных услуг, принято в соответствии с областным законом Ленинградской области от 1 марта 2005 года N 13-оз "Об оплате жилья и коммунальных услуг и мерах социальной поддержки специалистов, работающих и проживающих в сельской местности и поселках городского типа Ленинградской области".
В соответствии с Федеральным законом от 6 мая 2003 года N 52-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" и другие законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг" размер, условия и порядок возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, определенных абзацем 3 пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации "Об образовании", применяются до принятия соответствующих законодательных актов субъектами Российской Федерации, но не позднее чем до 1 января 2005 года.
В действующей с 1 января 2005 года редакции абзац 3 пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года N 3266-1 "Об образовании" содержит прямое указание на то, что размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных учреждений, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации.
Статьей 160 Жилищного кодекса Российской Федерации, вступившего в силу с 1 января 2005 года, закреплено право отдельных категорий граждан получать компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов, но размер соответствующих компенсаций данной нормой не установлен и, если ранее действовавший Жилищный кодекс РСФСР в статье 59 предусматривал право специалистов, работающих и проживающих в сельской местности, пользоваться жилым помещением с отоплением и освещением бесплатно, то действующий Жилищный кодекс Российской Федерации такого положения не содержит.
В судебном заседании участвующий в деле прокурор требования заявления поддержал в полном объеме и указал, что основанием обращения в суд послужило нарушение прав не всех специалистов, перечисленных в Положении, а только педагогических работников, проживающих в сельской местности.
Представитель Правительства Ленинградской области просил в удовлетворении требований заместителя прокурора Ленинградской области отказать, ссылаясь на доводы, изложенные в письменных возражениях.
Выслушав объяснения участвующего в деле прокурора Бобковой Г.Г., представителя правительства Ленинградской области Совертокиной Н.А., исследовав материалы дела и проанализировав действующее федеральное законодательство, суд считает заявление заместителя прокурора Ленинградской области подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлено, что в целях реализации областного закона Ленинградской области от 1 марта 2005 года N 13-оз "Об оплате жилья и коммунальных услуг и мерах социальной поддержки специалистов, работающих и проживающих в сельской местности Ленинградской области" правительством Ленинградской области принято постановление от 13 мая 2005 года N 131 "Об утверждении Положения о порядке предоставления мер социальной поддержки специалистам, работающим и проживающим в сельской местности Ленинградской области, в части оплаты жилого помещения и коммунальных услуг".
Названным Положением установлен порядок назначения и выплаты ежемесячной денежной компенсации части расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и определены категории специалистов, работающих и проживающих в сельской местности Ленинградской области, к которым отнесены, в том числе, педагогические работники образовательных учреждений, включая руководящих работников и работников из числа учебно-вспомогательного персонала, осуществляющих педагогическую деятельность (пункты 1.1, 2.1).
Согласно пункту 2.2. Положения ежемесячная денежная компенсация предоставляется специалистам, указанным в пункте 2.1 настоящего Положения (далее - граждане), с учетом нетрудоспособных членов семьи, совместно с ними проживающих и находящихся на их иждивении, к которым относятся:
несовершеннолетние дети в возрасте до 18 лет, учащиеся старше 18 лет, но не старше 23 лет, обучающиеся в образовательных учреждениях по очной дневной форме обучения;
матери либо другие родственники, осуществляющие уход за ребенком и находящиеся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.
Остальные члены семьи граждан для получения ежемесячной денежной компенсации должны предоставить документы, подтверждающие их нетрудоспособность, и документ о нахождении на иждивении, включая решения судебных органов.
Пунктом 4.8 Положения установлено, что расчет размера ежемесячной денежной компенсации части расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (за исключением размера денежной компенсации расходов на приобретение сжиженного баллонного газа и печного топлива) производится организациями вне зависимости от форм собственности, осуществляющими начисление платежей населению за жилищно-коммунальные услуги на территории муниципального образования в порядке, установленном действующим законодательством.
При определении размера ежемесячной денежной компенсации гражданам, оплачивающим коммунальные услуги (электрическую и тепловую энергию, воду и газ) по показаниям приборов учета, используются нормативы потребления коммунальных услуг, в том числе в случаях, когда показания приборов учета ниже нормативов потребления соответствующих услуг.
При определении размера ежемесячной компенсации используются нормативы потребления, установленные органами местного самоуправления, но не превышающие установленные постановлением правительства Ленинградской области от 1 июля 2002 года N 119 "О мерах по дальнейшей реализации реформы жилищно-коммунального хозяйства Ленинградской области".
В соответствии с пунктами "ж", "к" статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся: координация вопросов здравоохранения, защита семьи, материнства, отцовства и детства, социальная защита, включая социальное обеспечение, административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды.
Согласно пунктам 2, 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
Абзацем 3 пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года N 3266-1 "Об образовании" предусмотрено, что педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа).
Согласно статье 2 Федерального закона от 6 мая 2003 года N 52-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" и другие законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг" размер, условия и порядок возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, определенных абзацем третьим пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года N 3266-1 "Об образовании", устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации и учитываются в межбюджетных отношениях.
Статьей 16 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" абзац 3 пункта 5 статьи 55 Закона "Об образовании" дополнен следующим предложением: "Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации".
Согласно части 1 статьи 160 Жилищного кодекса Российской Федерации отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.
В статье 8 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" указано, что до внесения изменений в федеральные законы и иные нормативные акты в части замены порядка предоставления в соответствии со статьей 160 Жилищного кодекса Российской Федерации компенсаций сохраняется прежний порядок предоставления указанных льгот, установленный данными Федеральными законами.
Статьей 59 Жилищного кодекса РСФСР, утратившего силу с 1 марта 2005 года в связи с принятием Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", предусматривалось, что специалисты, работающие и проживающие в сельской местности, вне населенных пунктов (а в установленных законодательством Союза ССР случаях - в рабочих и иных поселках), пользуются бесплатно жилым помещением с отоплением и освещением.
Анализ положений приведенных норм позволяет сделать вывод, что федеральное законодательство сохраняет для граждан, являющихся работниками образования, право на бесплатную жилую площадь с освещением и отоплением, установлен лишь иной порядок обеспечения прав и предоставления льгот, в связи с чем, субъекты Российской Федерации должны были до 1 января 2005 года установить своими законодательными актами механизм возмещения расходов в рамках межбюджетных отношений на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, в том числе и педагогическим работникам в сельских местностях и поселках городского типа (статья 6 Федерального закона от 6 мая 2003 года N 52-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" и другие законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг").
При этом ни ранее действующее, ни действующее в настоящее время федеральное законодательство не ограничивают указанное право педагогических работников ни размерами площади используемого ими жилья, ни нормативами потребления коммунальных услуг, ни количеством проживающих совместно с педагогическим работником членов семьи.
Между тем, оспариваемые в отношении педагогических работников нормы Положения о порядке предоставления мер социальной поддержки специалистам, работающим и проживающим в сельской местности Ленинградской области, утвержденное постановлением правительства Ленинградской области от 13 мая 2005 года N 131, свидетельствуют о том, что при возмещении педагогическим работникам расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в виде электрической и тепловой энергии будут учитываться количество и характер проживающих с педагогическим работником членов его семьи, а также нормативы потребления.
Следовательно, оспариваемые нормы Положения в отношении педагогических работников образовательных учреждений, финансируемых за счет средств областного или местного бюджета, противоречит федеральному законодательству, поскольку право педагогического работника на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности ограничивается проживающими совместно с ним членами семьи, но не находящимися на его полном содержании и не получающими от него помощь, которая является для них постоянным и основным источником средств к существованию, а также нормированием потребления электрической и тепловой энергии.
Доводы представителя правительства Ленинградской области о том, что вопросы предоставления льгот педагогическим работникам отнесены к полномочиям субъектов Российской Федерации, не может быть признан состоятельным, поскольку наделение субъекта Российской Федерации правом на установление порядка и условий предоставления мер социальной поддержки педагогическим работникам направлено на совершенствование механизма формирования межбюджетных отношений и не регулирует правоотношения по предоставлению льгот для работников образования, в связи с чем, субъект Российской Федерации не вправе вводить ограничения на предоставление социальных льгот указанной категории граждан, гарантированных федеральным законодательством.
В силу части 2 статьи 253 ГПК РФ установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд признает этот нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Принимая во внимание, что оспариваемые нормы Положения о порядке предоставления мер социальной поддержки специалистам, работающим и проживающим в сельской местности Ленинградской области, в части оплаты жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденного постановлением правительства Ленинградской области от 13 мая 2005 года N 131, в отношении педагогических работников образовательных учреждений, финансируемых за счет средств областного или местного бюджета, вошли в противоречие с федеральным законодательством со дня его принятия, то они подлежат признанию недействующими со дня его принятия.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198, 251-253 ГПК РФ, суд
решил:
Заявление заместителя прокурора Ленинградской области удовлетворить.
Признать абзац 1 в части слов "с учетом нетрудоспособных членов семьи, совместно с ними проживающих и находящихся на их иждивении, к которым относятся:", абзацы 2, 3, 4 пункта 2.2, абзац 2 в части слов "электрическую и тепловую энергию", "используются нормативы потребления коммунальных услуг, в том числе в случаях, когда показания приборов учета ниже нормативов потребления соответствующих услуг", абзац 3 пункта 4.8 Положения о порядке предоставления мер социальной поддержки специалистам, работающим и проживающим в сельской местности Ленинградской области, в части оплаты жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденного постановлением правительства Ленинградской области от 13 мая 2005 года N 131, недействующими со дня его принятия в отношении педагогических работников образовательных учреждений, финансируемых за счет средств областного или местного бюджета.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение десяти дней через Ленинградский областной суд.
Судья |
Е.В. Шадрина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд удовлетворил заявление о признании недействующими абзаца 1 в части слов "с учетом нетрудоспособных членов семьи, совместно с ними проживающих и находящихся на их иждивении, к которым относятся:", абзацев 2, 3, 4 пункта 2.2, абзаца 2 в части слов "электрическую и тепловую энергию", "используются нормативы потребления коммунальных услуг, в том числе в случаях, когда показания приборов учета ниже нормативов потребления соответствующих услуг", абзаца 3 пункта 4.8 Положения о порядке предоставления мер социальной поддержки специалистам, работающим и проживающим в сельской местности Ленинградской области, в части оплаты жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденного постановлением правительства Ленинградской области от 13 мая 2005 года N 131, с момента его принятия в отношении педагогических работников образовательных учреждений, финансируемых за счет средств областного или местного бюджета.
Решение суда мотивировано следующим. Анализ положений части 1 статьи 160 Жилищного кодекса РФ, статьи 8 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", статьи 59 Жилищного кодекса РСФСР (утратившего силу с 1 марта 2005 года) позволяет сделать вывод, что федеральное законодательство сохраняет для граждан, являющихся работниками образования, право на бесплатную жилую площадь с освещением и отоплением, установлен лишь иной порядок обеспечения прав и предоставления льгот, в связи с чем, субъекты Российской Федерации должны были до 1 января 2005 года установить своими законодательными актами механизм возмещения расходов в рамках межбюджетных отношений на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, в том числе и педагогическим работникам в сельских местностях и поселках городского типа (статья 6 Федерального закона от 6 мая 2003 года N 52-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" и другие законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг").
При этом ни ранее действующее, ни действующее в настоящее время федеральное законодательство не ограничивает указанное право педагогических работников ни размерами площади используемого ими жилья, ни нормативами потребления коммунальных услуг, ни количеством проживающих совместно с педагогическим работником членов семьи.
Между тем, оспариваемые в отношении педагогических работников нормы Положения о порядке предоставления мер социальной поддержки специалистам, работающим и проживающим в сельской местности Ленинградской области, утвержденное постановлением правительства Ленинградской области от 13 мая 2005 года N 131, свидетельствуют о том, что при возмещении педагогическим работникам расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в виде электрической и тепловой энергии будут учитываться количество и характер проживающих с педагогическим работником членов его семьи, а также нормативы потребления.
Следовательно, оспариваемые нормы Положения в отношении педагогических работников образовательных учреждений, финансируемых за счет средств областного или местного бюджета, противоречат федеральному законодательству, поскольку право педагогического работника на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности ограничивается проживающими совместно с ним членами семьи, но не находящимися на его полном содержании и не получающими от него помощь, которая является для них постоянным и основным источником средств к существованию, а также нормированием потребления электрической и тепловой энергии.
Решение Ленинградского областного суда от 14 января 2008 г. N 3-8/08
Текст решения официально опубликован не был