Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Утверждено
постановлением Правительства
Ленинградской области
(приложение 2)
Обоснование выбора средств решения задач
региональной целевой программы
"Общество и власть" на 2008-2010 годы
1. Обоснование выбора средств решения задач
подпрограммы "Развитие социальных коммуникаций и
обеспечение эффективности реализации
государственной политики на основе комплексного
мониторинга социально-экономической
ситуации в Ленинградской области"
Наличие нормативно-правовой базы, практического опыта стратегического планирования и реализации целевых программ способствует созданию наиболее благоприятных и привлекательных условий для поступательного социального и экономического развития, привлечения инвестиций, рационального использования государственных ресурсов.
В настоящее время актуальными становятся процессы подготовки и принятия эффективных решений в основных сферах деятельности органов государственной власти Ленинградской области. При этом качество решений в рамках системы регионального управления существенно зависит от глубины понимания ситуации и использования альтернативных подходов к решению поставленных задач.
Прогноз развития сложных и слабо формализуемых систем, какими являются комплексы социальной, экономической и общественной сфер жизнедеятельности, не может основываться только на субъективных оценках представителей органов государственного управления.
Практика последних лет показала, что метод прямых аналогий также слабо применим в реальных условиях, а адаптация аналогов к конкретной ситуации приводит к их существенному искажению и дополнительным вложениям средств.
Подпрограмма "Развитие социальных коммуникаций и обеспечение эффективности реализации государственной политики на основе комплексного мониторинга социально-экономической ситуации в Ленинградской области" (далее - подпрограмма) включает исследование, анализ, оценку развития и прогнозирование социально-экономических процессов, выбор целей и формирование механизмов их достижения на краткосрочный, среднесрочный и долгосрочный периоды и осуществляется в отраслевом и территориальном разрезах исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления.
Вместе с тем при реализации государственной политики могут возникнуть объективные и субъективные проблемы, затрудняющие достижение запланированных целей и снижающие степень общественной поддержки плановых мероприятий.
Своевременно избежать влияния негативных факторов на реализацию государственных программ, выявить причины, вызывающие их появление, оценить и дифференцировать наиболее существенные с точки зрения населения проблемы помогают комплексный мониторинг состояния социально-экономического развития муниципальных образований, изучение общественного мнения по широкому спектру социальных, экономических политических вопросов.
Целью подпрограммы является реализация мероприятий по регулярному комплексному мониторингу социально-экономической ситуации в Ленинградской области (далее - мониторинг).
Объект мониторинга - общественное мнение, структурированное по социально-демографическим параметрам и демонтирующее в себе отношение граждан к мероприятиям органов государственной власти и органов местного самоуправления Ленинградской области, тенденциям развития муниципальных образований, а также к органам власти и социальным институтам, обеспечивающим решение социально-экономических задач, стоящих перед органами государственной власти и органами местного самоуправления Ленинградской области.
Субъектом мониторинга является население Ленинградской области (от 18 лет и старше). Размер выборочной совокупности по каждому опросу - 1300 человек, что обеспечивает максимальную ожидаемую статистическую погрешность одномерных распределений не более 2,8 процента для уровня надежности 95,4 процента.
Предмет исследований в рамках мониторинга - события, процессы, явления, связанные с реализацией государственной политики на территории Ленинградской области, экономическими, социальными, политическими и другими интересами различных групп населения, в том числе плановые мероприятия Программы.
В рамках мониторинга планируется проведение работы по следующим базовым направлениям:
материальные вопросы, обусловленные макроэкономической ситуацией в Российской Федерации и уровнем социально-экономического развития Ленинградской области;
социальные вопросы, связанные с развитием общества и процессами, происходящими в Ленинградской области;
вопросы несовершенства информационного поля, неэффективности взаимодействия органов государственной власти и средств массовой информации;
социально-политические вопросы, обусловленные трудностями становления и развития демократических институтов и институтов гражданского общества.
Комплекс аналитических и социологических исследований осуществляется по следующим темам:
1. Оценка экономических и социальных проблем жителей Ленинградской области.
2. Оценка состояния основных сегментов социальной сферы: образования, здравоохранения, культуры в Ленинградской области в целом и в муниципальных образованиях.
3. Политические установки, настроения жителей Ленинградской области, доверие к политическим партиям, общественным и политическим лидерам.
4. Образ муниципальной власти, ее авторитет, отношение населения к органам местного самоуправления, оценка качества их работы, степени компетентности, явления коррупции и злоупотреблений.
5. Изучение занятости, безработицы, трудоустройства, в том числе молодежи.
6. Изучение состояния и проблем жилищного и коммунального хозяйства муниципальных образований Ленинградской области.
7. Оценка эффективности и проблем работы малого и среднего бизнеса.
8. Оценка состояния сферы торговли и обслуживания населения.
9. Изучение преступности и общественной безопасности.
10. Оценка транспортной инфраструктуры, в том числе состояния и эксплуатации автомобильных дорог (федеральных, региональных и муниципальных автомобильных дорог).
11. Средства массовой информации в Ленинградской области: распространенность, влияние.
12. Молодежь и молодежная политика, роль власти и общественных объединений.
13. Иные темы, определяемые заказчиком в техническом задании на проведение аналитического и социологического исследования.
Мониторинг позволит определить значимость тем для возрастных социально-демографических групп населения, а также для муниципальных образований.
В целях обеспечения достоверности результатов мониторинга будет использоваться случайная выборка. Статистический анализ показывает, что для выборочной совокупности N = 1300 отклонение значений от характеристик генеральной совокупности (взрослое население Ленинградской области) не превышает расчетных значений допустимой статистической погрешности, что позволяет квалифицировать случайную выборку как репрезентативную по основным социально-демографическим параметрам.
Аналитические отчеты, в том числе экспресс-отчеты, ежеквартальные и годовые отчеты, представляются Губернатору Ленинградской области и Правительству Ленинградской области, органам исполнительной власти Ленинградской области, органам местного самоуправления Ленинградской области, организациям и жителям Ленинградской области.
Координатором проведения мониторинга является комитет по информационно-аналитическому обеспечению Ленинградской области.
Механизм реализации мероприятий подпрограммы состоит из следующих этапов:
I этап - формирование комитетом по информационно-аналитическому обеспечению Ленинградской области совместно с органами исполнительной власти Ленинградской области перечня ключевых тем мониторинга на текущий год и на весь период реализации Программы.
II этап - подготовка комитетом по информационно-аналитическому обеспечению Ленинградской области технических заданий и определение организаций-исполнителей по итогам размещения государственного заказа Ленинградской области на текущий год; проведение исследований.
III этап - подготовка ежемесячных экспресс-отчетов, ежеквартальных аналитических отчетов, сводных ежегодных отчетов, научно-исследовательских работ по результатам проведения мониторинга; направление отчетов в аппарат Губернатора и Правительства Ленинградской области для согласования и последующей рассылки.
При планировании проведения мониторинга на следующий год комитет по информационно-аналитическому обеспечению Ленинградской области осуществляет корректировку направлений исследований с участием заинтересованных лиц.
2. Обоснование выбора средств решения задач
подпрограммы "Организация и развитие системы
институтов гражданского общества в
Ленинградской области"
По состоянию на март 2007 года в Ленинградской области зарегистрировано 1859 общественных организаций и объединений, из которых работают около 60 процентов, а также функционирует около 400 общественных организаций, не имеющих регистрации. Общественные организации, не имеющие регистрации, создаются в небольших поселениях в целях организации досуга сельской молодежи, нравственного воспитания детей и молодежи, помощи одиноким престарелым людям.
Наиболее распространенной формой некоммерческих организаций в Ленинградской области являются общественные объединения: общественные организации, общественные движения, общественные фонды, общественные учреждения, органы общественной самодеятельности и политические партии. К иным некоммерческим организациям относятся фонды, некоммерческие партнерства, негосударственные и немуниципальные учреждения, автономные некоммерческие организации, объединения некоммерческих организаций (ассоциации и союзы).
Отсутствие до 2006 года координации деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления Ленинградской области и некоммерческих организаций привело к отстранению некоммерческого сектора Ленинградской области от общественных процессов, высокому уровню негативного отношения населения к некоммерческим организациям.
В настоящее время в Ленинградской области наблюдаются позитивные структурные изменения во взаимодействии Правительства Ленинградской области и общественных организаций. В апреле 2002 года образован консультативный совет по делам ветеранов войны, труда, Вооруженных сил и правоохранительных органов при Губернаторе Ленинградской области, в июле 2005 года - молодежный совет при Губернаторе Ленинградской области, в декабре 2006 года - совет по межнациональным отношениям при Губернаторе Ленинградской области, ведется работа по созданию Общественной палаты Ленинградской области. Активно развивается сотрудничество органов исполнительной власти Ленинградской области с общественными организациями. Предложения общественных объединений рассматриваются комиссиями, департаментами и комитетами.
Вместе с тем отсутствуют эффективные механизмы участия некоммерческих организаций в формировании устойчивой системы стратегического и тактического планирования и реализации задачи повышения качества жизни населения Ленинградской области.
Некоммерческий сектор в Ленинградской области разобщен и характеризуется отсутствием устойчивых связей между некоммерческими организациями. Большинство организаций не имеет широкой общественной поддержки, постоянных источников финансирования и испытывает трудности с техническим обеспечением своей деятельности.
Подпрограмма "Организация и развитие системы институтов гражданского общества в Ленинградской области" разработана в целях эффективного и системного решения задач по развитию в Ленинградской области институтов гражданского общества на основе применения программно-целевого метода, ориентированного на достижение конкретных результатов.
Программные мероприятия позволяют создать на территории Ленинградской области условия, существенно повышающие эффективность и финансовую устойчивость некоммерческих организаций, развитие механизмов, способствующих участию населения в решении общественных, политических и социальных проблем.
3. Обоснование выбора средств решения задач
подпрограммы "Формирование единого информационного
пространства в целях обеспечения прав населения
на получение достоверной информации о деятельности
органов власти в Ленинградской области"
В Ленинградской области зарегистрировано более 200 средств массовой информации. Однако постоянно издаются не более 30 процентов зарегистрированных периодических печатных изданий, работают 21 редакция радиовещания и 25 редакций телевизионного вещания, в том числе областные средства массовой информации - газета "Вести", радио "Гардарика", Ленинградская областная телекомпания (далее - ЛОТ).
Периодические печатные издания Ленинградской области выходят не более трех раз в неделю, кроме газеты "Вести" (шесть раз в неделю). Максимальные тиражи муниципальных периодических печатных изданий не превышают 14 тысяч экземпляров, совокупный среднемесячный тираж районных газет, в которых гарантированно представлена информация о деятельности Правительства Ленинградской области, составляет 321,8 тысячи экземпляров.
В среднем на одну тысячу активной части населения Ленинградской области приходится 250 экземпляров муниципальных периодических печатных изданий, что объясняет низкий уровень информированности населения Ленинградской области о деятельности органов государственной власти. Согласно реестру 25 периодических печатных изданий получают финансовую поддержку из областного бюджета Ленинградской области в виде компенсаций затрат на производство и частично - на техническое перевооружение редакций и из бюджетов муниципальных образований.
Иные стимулы содействовать власти в проведении региональной информационной политики, направленной на формирование объективного общественного мнения о деятельности Губернатора Ленинградской области и Правительства Ленинградской области, у районных средств массовой информации отсутствуют.
В газете "Вести" осуществляется публикация пресс-релизов отдела информации комитета по информационно-аналитическому обеспечению Ленинградской области и пресс-службы Губернатора Ленинградской области, материалов муниципальных периодических печатных изданий. Однако этого недостаточно для сохранения статуса полноценного, объективного источника информации.
Из 25 организаций телевизионного вещания, представленных в Ленинградской области, только в 12 имеются редакции новостей. Аудитория организаций телевещания Ленинградской области и муниципальных организаций телевещания, исключая ЛОТ, составляет 631,7 тысячи человек (около 38,65 процента населения Ленинградской области). Выпуски местного кабельного телевидения выходят более чем в 50 процентах муниципальных районов. В то же время сетка вещания ЛОТ представлена устаревшими по форме и содержанию короткими сюжетами, новости выходят неоперативно, прямой эфир практически отсутствует, нет активного диалога с населением, и, как следствие, у населения проявляется слабый интерес к передачам.
Менее 50 процентов периодических печатных изданий, активно сотрудничающих с органами исполнительной власти Ленинградской области и органами местного самоуправления, имеют on-line издания, из них семь - зарегистрированный Интернет-ресурс. Остальные периодические печатные издания размещаются либо на официальных сайтах муниципальных образований, либо на ненадежных Интернет-ресурсах (www.narod.ru, www.spb.ru). Не все сайты оперативно обновляются. Ряд изданий размещает на сайтах только анонсы собственных печатных материалов.
В настоящее время практически отсутствует электронная база средств массовой информации Ленинградской области, в связи с чем невозможно проводить мониторинг и анализ публикаций, анализ работы средств массовой информации.
Качество публикаций, передач организаций телерадиовещания не всегда соответствует потребностям населения Ленинградской области в информации о деятельности органов государственной власти, снижается активность средств массовой информации в освещении деятельности органов государственной власти. В ежегодно проводимых в Ленинградской области журналистских конкурсах на лучшее освещение деятельности органов государственной власти принимают участие одни и те же издания, не меняются формы подачи материалов, количество участников конкурсов сокращается. Так, в 1997 году в конкурсе средств массовой информации, посвященном 70-летию Ленинградской области, приняли участие 53 издания и автора, в 2007 году в конкурсе средств массовой информации, посвященном 80-летию Ленинградской области, - 10 периодических печатных изданий и авторов, 10 организаций телерадиовещания, три фотокорреспондента.
Ленинградская область и Санкт-Петербург образуют единое информационное пространство: на территории Ленинградской области распространяются крупнейшие газеты Санкт-Петербурга и федеральные издания с региональными вкладками, принимаются сигналы организаций телерадиовещания Санкт-Петербурга, в Санкт-Петербурге расположены региональные представительства федеральных средств массовой информации, освещающих жизнь Ленинградской области как в рамках местных вкладок/окон, так и на общефедеральных газетно-журнальных полосах, в выпусках новостей и аналитических программ. Большинство аккредитованных при Правительстве Ленинградской области и Законодательном собрании Ленинградской области журналистов работают в петербургских и федеральных средствах массовой информации. Активное информационное сотрудничество с редакциями средств массовой информации Санкт-Петербурга и представительствами федеральных средств массовой информации имеет важное значение для формирования у населения объективной целостной картины деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления Ленинградской области.
Целью подпрограммы "Формирование единого информационного пространства в целях обеспечения прав населения на получение достоверной информации о деятельности органов власти в Ленинградской области" (далее - подпрограмма) является создание и развитие единого информационного поля, как одного из важнейших инструментов реализации государственной политики по повышению качества жизни населения.
В рамках мероприятий подпрограммы предполагается установить договорные отношения информационного сотрудничества с ведущими федеральными, региональными и местными средствами массовой информации, функционирующими на территории Ленинградской области и Санкт-Петербурга. Сотрудничество предполагает активную совместную работу средств массовой информации и комитета по информационно-аналитическому обеспечению Ленинградской области по освещению социально-экономических процессов в Ленинградской области, деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, развитию туристического потенциала Ленинградской области, укреплению благоприятного инвестиционного климата, решению экологических проблем и другим направлениям.
В целях наиболее полного охвата аудитории с учетом ее дезинтегрированности и различий информационных интересов необходимо установить взаимодействие на долгосрочную перспективу со следующими средствами массовой информации:
эфирные телеканалы ("Первый", "Россия", НТВ, СТО-ТВ, ЛОТ и др.),
кабельные телеканалы Санкт-Петербурга и кабельные телеканалы Ленинградской области.
Условие сотрудничества - не менее одного сюжета/программы, освещающего политические, экономические и культурные события Ленинградской области, в неделю;
федеральные ежедневные и еженедельные общественно-политические газеты ("Известия", "Комсомольская правда", "Аргументы и факты" и др.),
ежедневные и еженедельные общественно-политические издания ("Вести", "Санкт-Петербургские ведомости", "Невское время", "Петербургский час пик", Metro, "Деловой Петербург", "Санкт-Петербургский курьер", "Утро Петербурга" и др.),
общественно-политические и специализированные журналы ("Эксперт", "Профиль" и др.),
специализированные издания (по направлениям),
муниципальные периодические печатные издания (не более одного в каждом муниципальном районе (городском округе).
Условие сотрудничества - не менее одной публикации, освещающей политические, экономические и культурные события Ленинградской области, общим объемом не менее 1/4 (для изданий формата А2), 1/2 (для изданий формата A3) и одной (для изданий формата А4) полосы в неделю;
федеральные, сетевые и петербургские радиостанции информационного и информационно-музыкального формата ("Эхо Москвы", "Радио России", "Маяк", "Дорожное", "Балтика", Business FM, "Гардарика"),
радиостанции с зоной вещания в пределах одного муниципального района (городского округа) (не более одной в каждом муниципальной районе (городском округе).
Условие сотрудничества - не менее пяти сообщений/программ, освещающих политические, экономические и культурные события Ленинградской области, еженедельно;
агентства новостей (ИТАР-ТАСС, "Интерфакс", РИА "Новости", "Балтийское информационное агентство", Regnum, Агентство бизнес-новостей, "Леноблинформ"),
общественно-политические и специализированные электронные средства массовой информации.
Условие сотрудничества - не менее 20 сообщений, освещающих политические, экономические и культурные события Ленинградской области, в неделю;
коммуникационные агентства, специализирующиеся на подготовке и распространении информационных материалов по группам однородных средств массовой информации (не более одного для каждой группы средств массовой информации).
Перечень средств массовой информации может корректироваться в зависимости от изменения рыночной ситуации и структуры действующих средств массовой информации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.