Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Утверждена
постановлением Правительства
Ленинградской области
(приложение)
Долгосрочная целевая программа
"Развитие системы защиты прав потребителей
в Ленинградской области на 2009 - 2011 годы"
Паспорт
долгосрочной целевой программы "Развитие системы защиты прав
потребителей в Ленинградской области на 2009-2011 годы"
Полное наименование Программы |
Долгосрочная целевая программа "Развитие системы защиты прав потребителей в Ленинградской области на 2009 -2011 годы" (далее - Программа) |
Цель Программы |
Создание необходимых условий для максимальной реализации потребителями Ленинградской области своих законных прав и интересов |
Основные задачи Программы |
Обеспечение функционирования системы защиты прав потребителей в Ленинградской области; создание структуры по защите прав потребителей в органах местного самоуправления; организация информационно-консультационных центров и учебно-консультационных пунктов для обучения, информирования и консультирования потребителей и предпринимателей; организация сотрудничества и взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления с общественными объединениями потребителей; максимальное снижение поступления на потребительский рынок некачественных и опасных товаров и услуг путем реализации комплекса мероприятий Программы; организация форм взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления с добросовестными изготовителями (исполнителями и продавцами), а также их поддержка; повышение правовой грамотности населения в сфере потребительского законодательства путем регулярного информирования и просвещения |
Объем финансовых ресурсов, запланированных по Прог- рамме, с указанием источ- ников финансирования (тыс.рублей в действующих ценах каждого года реализации Программы) |
3000 тыс. рублей (2009 год 1017 тыс. рублей, 2010 год 1029 тыс. рублей, 2011 год 954 тыс. рублей); источник финансирования - областной бюджет |
Показатели: социальная эффективность экономическая эффективность |
1. Повышение уровня информированности, знаний законодательства о защите прав потребителей, прав и обязанностей потребителей и предпринимателей приведет к снижению социальной и психологической напряженности на потребительском рынке региона. 2. Рост информированности и повышение знаний потребителями своих прав по законодательству о защите прав потребителей (ежегодно консультационную помощь получат около 13 тысяч потребителей через органы местного самоуправления и информационно-консультационные центры, будет издано 22 брошюры (памятки) тиражом около 500 экземпляров каждая, подготовлено 30 информационных материалов, в том числе в средствах массовой информации); размещение блока информации по вопросам защиты прав потребителей на сайтах Правительства Ленинградской области, администраций муниципальных районов и Управления Роспотребнадзора по Ленинградской области. 3. Рост добровольного удовлетворения законных требований потребителей со стороны предпринимателей и юридических лиц (ежегодно до 5 процентов). 4. Повышение качества и безопасности товаров, в том числе снижение удельного веса некачественных товаров, выявленных в ходе контрольно-надзорных мероприятий (в 2009 году - на 2 процента, в 2010 году - на 1,5 процента, в 2011 году - На 1,2 процента). 5. Снижение заболеваемости от использования некачественных и опасных товаров (в 2009 году - на 1,5 процента, в 2010 году - на 1,3 процента, в 2011 году - на 1,2 процента) |
Основные индикаторы реализации (целевые задания) Программы |
1. Возложение функций по защите прав потребителей на соответствующих специалистов администраций муниципальных районов, городского округа, городских и сельских поселений Ленинградской области. 2. Создание 18 координационных советов по защите прав потребителей при администрациях муниципальных районов и городского округа. 3. Создание 18 информационно-консультационных центров с объемом ежегодно предоставляемых каждым центром услуг - проведение 150 консультаций, оформление 20 претензий, 10 исковых заявлений. 4. Создание 18 инфотек по 27 информационных блоков каждая. 5. Обобщение результатов надзорных мероприятий и комплексная оценка состояния, тенденций развития и эффективности проводимых в рамках Программы мероприятий - ежегодно не менее 24 материалов. 6. Публикация ежемесячно в средствах массовой информации не менее двух информационных материалов о правах потребителей, о качестве и безопасности товаров, работ и услуг на потребительском рынке. 7. Разработка и издание ежегодно двух учебно-методических пособий, пяти информационных материалов, 22 брошюр (памяток) по защите прав потребителей. 8. Организация ежегодно одного обучающего семинара по законодательству о защите прав потребителей для предпринимателей и юридических лиц. 9. Проведение ежеквартально встречи (совещания) с сотрудниками областной прокуратуры Ленинградской области, Ленинградского областного суда, Управления Федеральной службы судебных приставов по Ленинградской области, Главного управления внутренних дел по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области. 10. Подготовка ежегодно не менее двух аналитических справок о состоянии заболеваемости населения, связанной с потреблением недоброкачественных продуктов. 11. Проведение ежеквартально проверок в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по соблюдению требований законодательства о защите прав потребителей. 12. Проведение ежегодно не менее 30 открытых уроков и факультативных занятий в школах, учреждениях среднего специального образования, других учебных заведениях по основам потребительских знаний. |
Основания для разработки Программы |
Распоряжение Правительства Ленинградской области от 6 ноября 2007 года N 452-р "О разработке проекта региональной целевой программы "Развитие системы защиты прав потребителей в Ленинградской области на 2008 -2010 годы"; решение межведомственного координационного совета при Правительстве Ленинградской области по защите прав потребителей от 12 октября 2006 года N 1; постановление Правительства Ленинградской области от 18 июля 2008 года N 209 "О Порядке разработки, утверждения и контроля за реализацией долгосрочных целевых программ в Ленинградской области" |
Разработчик Программы |
Комитет по взаимодействию с органами местного самоуправления Ленинградской области, Управление Роспотребнадзора по Ленинградской области |
Сроки разработки Программы |
2008 год |
Стоимость разработки Программы |
Не требует финансовых затрат |
Представитель заказчика, координатор Программы |
Комитет по взаимодействию с органами местного самоуправления Ленинградской области |
Участники Программы |
Управление делами Правительства Ленинградской области, органы местного самоуправления Ленинградской области |
Исполнители Программы |
Комитет по взаимодействию с органами местного самоуправления Ленинградской области, Управление Роспотребнадзора по Ленинградской области |
Соисполнители Программы |
Комитет по развитию малого, среднего бизнеса и потребительского рынка Ленинградской области, комитет по здравоохранению Ленинградской области, комитет по энергетическому комплексу и жилищно-коммунальному хозяйству Ленинградской области, комитет общего и профессионального образования Ленинградской области, комитет по физической культуре, спорту, туризму и молодежной политике Ленинградской области, комитет по информационно-аналитическому обеспечению Ленинградской области, федеральное государственное учреждение здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии в Ленинградской области", Северо-Западное межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии |
|
Межрегиональная ассоциация общественных объединений потребителей "Северо-Запад" |
Фамилия, имя, отчество, должность, телефон руководителя Программы |
Скоробогатов Владимир Александрович - председатель комитета по взаимодействию с органами местного самоуправления Ленинградской области, тел. 274-10-50 |
Система управления и контроль за выполнением Программы |
Общий контроль за выполнением Программы осуществляет вице-губернатор Ленинградской области - полномочный представитель Губернатора Ленинградской области в Законодательном собрании Ленинградской области. Контроль за выполнением мероприятий Программы и целевым использованием финансовых средств осуществляет комитет по взаимодействию с органами местного самоуправления Ленинградской области. Контроль за финансированием мероприятий Программы осуществляет комитет финансов Ленинградской области. Комитет по взаимодействию с органами местного самоуправления Ленинградской области ежеквартально представляет в комитет экономического развития и инвестиционной деятельности Ленинградской области информацию о ходе финансирования и выполнения мероприятий Программы и ежегодно - доклад в Правительство Ленинградской области |
1. Содержание проблемы и обоснование ее программного решения
Стратегической целью национальной политики в сфере защиты прав потребителей является создание равных и реальных условий для реализации гражданами-потребителями своих законных интересов и прав повсеместно на территории Российской Федерации. При этом перед государством стоит задача обеспечить наличие правовых и организационных основ, позволяющих адекватно уровню развития экономики и общества формировать и реализовывать все многообразие направлений национальной политики в сфере защиты прав потребителей.
Многолетняя практика работы по защите прав потребителей выявила исключительно важную роль в данном вопросе органов по защите прав потребителей муниципальных образований, где рассматривалось и разрешалось до 95 процентов жалоб и обращений потребителей.
В муниципальных образованиях Ленинградской области (по данным за 2003 год) насчитывалось более 60 специалистов по защите прав потребителей. Ежегодно принималось до 10000 жалоб и заявлений потребителей, до 92 процентов которых решались в пользу заявителей проводилось до 500 проверок хозяйствующих субъектов. По инициативе органов по защите прав потребителей до 600 исков передавалось в суды и в 95 процентах случаев выносились решения в пользу потребителей. Отделом защиты прав потребителей Территориального управления Министерства Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства по г.Санкт-Петербургу и Ленинградской области рассматривалось только 70 жалоб и заявлений, в суды передавалось 15 -20 дел в год.
Многолетняя правоприменительная практика показывает, что абсолютное большинство нарушений прав потребителей устраняется путем консультирования потребителей, оказания помощи в подготовке претензий и исковых заявлений, а также обращений органов по защите прав потребителей в суды в защиту прав заявителей. Такая работа обеспечивает широкий охват граждан, права которых нарушены, и высокую степень оперативности. Имеющийся опыт показывает, что значительное количество заявлений разрешается в пользу потребителя в течение одного дня, что невозможно при передаче заявлений в другие инстанции.
1.1. Состояние системы защиты прав потребителей в Ленинградской области
В соответствии с государственной политикой в сфере защиты прав потребителей и в целях ее эффективной реализации в Российской Федерации создана национальная система защиты прав потребителей, общая структура и функции которой определены Законом Российской Федерации от 7 февраля 1992 года N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон).
В Ленинградской области система защиты прав потребителей создана в 1992 году и в настоящее время включает:
уполномоченный федеральный орган исполнительной власти - Управление Роспотребнадзора по Ленинградской области;
иные территориальные органы федеральных органов исполнительной власти;
высший исполнительный орган государственной власти Ленинградской области - Правительство Ленинградской области;
органы местного самоуправления Ленинградской области;
общественные объединения потребителей Ленинградской области.
За время существования системы защиты прав потребителей в Ленинградской области отработано взаимодействие и организована ее согласованная работа при координирующей роли Правительства Ленинградской области через специально образованный межведомственный координационный совет при Правительстве Ленинградской области по защите прав потребителей.
На этапе реорганизации ранее существовавшей системы защиты прав потребителей возникли следующие негативные процессы:
в большинстве муниципальных образований были упразднены органы по защите прав потребителей;
прекратил существование институт уполномоченных по правам потребителей в сельских поселениях;
ни один из квалифицированных специалистов отдела защиты прав потребителей Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу и Ленинградской области не перешел в систему защиты прав потребителей Роспотребнадзора;
с прекращением в 2004 году деятельности межведомственной координационной комиссии при Правительстве Ленинградской области по защите прав потребителей нарушилась отлаженная координационная работа и взаимодействие структур, входящих в систему защиты прав потребителей в Ленинградской области;
резко сократилась работа по информированию и консультированию потребителей в органах местного самоуправления;
к минимуму сведена защита потребителей в суде по инициативе органов местного самоуправления;
практически утрачено налаженное ранее деловое взаимодействие с общественными объединениями потребителей Ленинградской области.
Только с окончанием формирования структур по защите прав потребителей в системе органов и учреждений Роспотребнадзора по Ленинградской области начала проводиться работа по восстановлению системы защиты прав потребителей, выполнить которую, как и комплекс других мероприятий по реализации политики государства в сфере защиты прав потребителей, только силами Роспотребнадзора крайне трудно.
Сложившаяся ситуация требует проведения комплекса мероприятий, осуществить которые наиболее эффективно можно путем реализации долгосрочной целевой программы.
1.2. Состояние потребительского рынка в Ленинградской области.
Основные нарушения прав потребителей и их причины
На состояние здоровья граждан и положение потребителей в целом в первую очередь влияют качество и безопасность пищевых продуктов, питьевой воды, атмосферного воздуха, почвы, открытых водоемов, своевременная очистка территорий.
Безопасность продуктов питания во многом зависит от санитарно-технического состояния объектов, наличия современного технологического оборудования, строгого соблюдения регламентов технологических процессов производства, минимального использования ручного труда на предприятиях пищевой промышленности, соблюдения принципа товарного соседства, правил транспортировки и сроков реализации продукции, профессиональной подготовленности персонала пищевых объектов, соблюдения ими правил личной гигиены.
В целях обеспечения прав потребителей на качество и безопасность продуктов питания Правительством Ленинградской области приняты меры, реализация которых обеспечивает комплексное решение задач в этой сфере деятельности. Постановлением Губернатора Ленинградской области от 22 февраля 2007 года N 76-пг образована Ленинградская областная (региональная) комиссия по вопросам обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов. Принято постановление главного государственного санитарного врача по Ленинградской области от 25 ноября 2006 года N 6 "Об усилении надзора за производством и оборотом пищевых продуктов". Подписаны и реализуются соглашения о взаимодействии с общественными объединениями по защите прав потребителей.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка: вместо "от 22 февраля 2007 года N 76-пг" следует читать "от 2 февраля 2007 года N 16-пг"
Результаты лабораторных исследований, проведенных ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Ленинградской области" за последние годы, показывают, что наметилась тенденция к сокращению количества продуктов, не отвечающих нормативным требованиям по микробиологическим показателям, с 7,9 процента в 2003 году до 6,1 процента в 2006 году и 6,3 процента в 2007 году. Продолжают оставаться наиболее загрязненными рыба и рыбная продукция - 13,6 процента, молоко и молочная продукция -8,6 процента. По санитарно-химическим показателям 2,6 процента лабораторно исследованных проб не соответствуют нормам.
В 2006 году исследовано 1877 образцов спирта и алкогольных напитков, признаны опасными для здоровья населения 2,7 процента проб винно-водочных изделий. Управлением Роспотребнадзора по Ленинградской области снято с реализации 27965 литров алкогольной продукции. - В 2007 году исследовано 480 проб винно-водочных изделий, снято с реализации 856 литров алкогольной продукции.
Социально-экономическое развитие Ленинградской области определяет доступность и качество питания населения. В рамках реализации государственной политики в области здорового питания осуществляется выпуск продукции, обогащенной микронутриентами и витаминами (хлебобулочные, молочно-кислые и другие продукты), используются биологически активные добавки (БАД). Несмотря на широкую рекламную компанию потребители нередко отмечают отсутствие ожидаемого эффекта от использования БАД, возникновение вредных последствий. Система контроля за производством и оборотом БАД включает оценку качества и подлинности, условий хранения и реализации, соответствия этикетки на продукции требованиям действующего законодательства, проведение лабораторных исследований на соответствие санитарно-химическим и микробиологическим показателям.
Управлением Роспотребнадзора по Ленинградской области и его территориальными отделами в 2007 году усилен контроль за соблюдением санитарного законодательства, за производством и оборотом БАД, проведено 359 контрольно-надзорных мероприятий.
В ходе проведения мероприятий выявлены следующие нарушения требований законодательства:
информация на этикетке не отвечала Правилам продажи отдельных видов товаров, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19 января 1998 года N 55;
реализация продукции осуществлялась без документов, подтверждающих качество и безопасность;
условия хранения БАД не соответствовали требованиям.
В 2007 году проверено 482 БАД к пище, в том числе с проведением 125 лабораторных исследований на соответствие требованиям нормативных документов, из них 9 - на санитарно-химические показатели и 116 - на соответствие санитарно-микробиологическим показателям и гигиеническим требованиям. Удельный вес проб БАД к пище, не отвечающих гигиеническим нормативам по микробиологическим показателям, составил 8,6 процента (в 2005 году - 15,7 процента, в 2006 году - 6,8 процента).
За нарушения требований санитарных норм и правил в области оборота БАД к пище принято 20 постановлений об административных правонарушениях.
По результатам проведенных Управлением Роспотребнадзора по Ленинградской области контрольно-надзорных мероприятий забраковано 18 партий БАД к пище (ввиду отсутствия документов, подтверждающих качество и безопасность, и несоответствия требованиям СанПиН 2.3.2.1078-01 по микробиологическим показателям МАФАнМ и плесени).
В настоящее время увеличилось поступление на рынок генетически модифицированного продовольственного сырья и пищевых продуктов с использованием компонентов генетически модифицированных источников (ГМИ). В 2006 году лабораторно исследовано 207 образцов продукции на содержание генетически модифицированных компонентов. Положительные результаты на наличие ГМИ в отечественной продукции составили 9,7 процента исследованных проб, в импортной продукции - 14,6 процента (в 3,5 раза выше, чем в среднем по России). Наиболее часто положительные результаты на наличие ГМИ отмечались при исследовании образцов мясных продуктов - 25 процентов, продукции птицеводства - 15 процентов, при этом наличие ГМИ в сопроводительной документации на продукцию не было указано. В 2007 году исследовано 242 образца на содержание в продукции генетически модифицированных компонентов, положительные результаты на наличие ГМИ в отечественной продукции составили 2 процента, в импортной продукции - 5 процентов исследованных проб.
При выполнения контрольных мероприятий выявлены типичные нарушения: отсутствие сопроводительных документов, подтверждающих происхождение, качество и безопасность продукции, отсутствие на этикетках информации о государственной регистрации, составляющих компонентах, противопоказаниях при использовании, а также нарушения условий и сроков хранения продукции. В целях повышения эффективности контроля за качеством и безопасностью продуктов питания необходимы оснащение лабораторий филиалов ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Ленинградской области", ветеринарной службы Ленинградской области соответствующим оборудованием, укомплектование квалифицированными кадрами, организация четкой системы производственного контроля, расширение выпуска продукции с высокой пищевой и биологической ценностью.
В ходе осуществления Управлением Роспотребнадзора по Ленинградской области государственного контроля и надзора за соблюдением хозяйствующими субъектами установленных требований к качеству и безопасности продовольственных товаров в 2007 году сняты с реализации консервы плодоовощные ягодные - 650 банок (49 процентов проинспектированного товара), мясо и птица - 4,7 тонны (38 процентов проинспектированного товара), колбасные изделия - 2,3 тонны (30 процентов проинспектированного товара), молочные консервы - 134 банки (27 процентов проинспектированного товара), цельномолочная продукция -1,4 тонны (25,1 процента проинспектированного товара), яйцо птицы -10 тысяч штук (24 процента проинспектированного товара), пряности, приправы - 680 килограммов (24 процента проинспектированного товара), хлеб и хлебобулочные изделия - 231 килограмм (5 процентов проинспектированного товара).
Результаты проверок хозяйствующих субъектов, реализующих непродовольственные товары, показывают, что максимальный процент снятия товаров с реализации приходится на пользующиеся повышенным спросом у потребителей группы товаров: швейные изделия - 947 единиц (39 процентов проинспектированного товара), трикотажные, чулочно-носочные изделия - 777 единиц (38 процентов проинспектированного товара), электроосветительная арматура и электрические лампы - 70 единиц (15 процентов проинспектированного товара), синтетические моющие средства - 352 килограмма (14 процентов проинспектированного товара), парфюмерно-косметические изделия - 716 единиц (один процент проинспектированного товара).
Причинами снятия с реализации товаров в большинстве случаев являются отсутствие информации на русском языке, информации об изготовителе, стандартах (технических регламентах), предоставление неполной информации о потребительских свойствах товара, отсутствие документов, удостоверяющих качество и безопасность товара, а также сопроводительных документов.
На потребительском рынке Ленинградской области проводятся контрольные мероприятия по пресечению распространения поддельной (контрафактной) аудиовизуальной продукции.
Так в 2006 - 2007 годах Управлением Роспотребназора по Ленинградской области и его территориальными отделами проверено 255 предприятий, реализующих аудиовизуальную продукцию. В ходе проверок установлены нарушения Правил продажи отдельных видов товаров на 200 предприятиях торговли (78,4 процента), в том числе отсутствие информации о лицензии, номере и дате выдачи прокатного удостоверения (90 процентов), отсутствие информации о товаре и изготовителе (22 процента), непредставление потребителю возможности ознакомиться с фрагментами аудиовизуальных произведений (14 процентов), осуществление продажи экземпляров продукции без упаковки изготовителя (0,9 процента).
Одним из наиболее проблемных направлений потребительского рынка является жилищно-коммунальное хозяйство. Неудовлетворенность потребителей работой жилищно-коммунальных служб обусловлена отсутствием реального улучшения качества жилищно-коммунальных услуг и содержания жилищного фонда при многочисленных реформах, результатом которых является повышение оплаты жилищно-коммунальных услуг и отсутствие необходимой нормативной базы (например, только в новом Жилищном кодексе Российской Федерации насчитывается 21 отсылочная норма). В целом по Ленинградской области выявлено 319 аварийных многоквартирных домов, 2378 ветхих многоквартирных домов. Общая площадь ветхих жилых помещений на территории Ленинградской области составляет 987 тысяч квадратных метров, аварийных домов - 78,7 тысячи квадратных метров. В аварийном состоянии находятся 2705 индивидуальных жилых домов, 556 многоквартирных домов общей площадью 411 тысяч квадратных метров имеют свыше 70 процентов износа.
Остается острой проблема обеспечения сельского и городского населения качественной и безопасной питьевой водой. По результатам лабораторных исследований удельный вес неудовлетворительных проб питьевой воды по микробиологическим показателям в 2007 году составил 6,9 процента (в 2006 году - 8,6 процента). Превышены среднеобластные показатели качества питьевой воды в Волосовском (40,4 процента), Сланцевском (13,9 процента), Лужском (10,5 процента), Выборгском (10,2 процента), Ломоносовском (8,9 процента) районах. Сохраняется высокий уровень неудовлетворительных проб питьевой воды по санитарно-химическим показателям, удельный вес которых увеличился в 2007 году на 1,8 процента по сравнению с 2006 годом и составил 25,7 процента (в 2006 году - 24 процента). Выше среднеобластных санитарно-химические показатели в Волосовском (91,4 процента), Приозерском (72,1 процента), Лодейнопольском (57,9 процента), Волховском (53,1 процента), Всеволожском (51,2 процента) районах.
Наиболее существенными нарушениями правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда являются протечки кровель жилых домов, разрушения межпанельных стыков, затопление подвалов. Несвоевременно выполняются работы по содержанию и ремонту многоквартирных домов.
Установлены случаи отсутствия полной и достоверной информации об оказываемых услугах, в том числе платных, тарифах на жилищно-коммунальные услуги, условиях оплаты, недоведения до потребителя в доступной форме Правил оказания коммунальных услуг, ненадлежащего качества жилищно-коммунальных услуг, включения в договор условий, ущемляющих права потребителей. Кроме того, в договорах отсутствовали существенные условия, предусмотренные Жилищным кодексом Российской Федерации и Правилами предоставления коммунальных услуг, в том числе параметры качества оказываемых услуг, режим их предоставления, нормативные объемы потребления, порядок и сроки устранения неисправностей и аварий, а также порядок и условия оплаты коммунальных услуг.
В 2006 году были проверены все предприятия, осуществляющие деятельность по предоставлению жилищно-коммунальных услуг населению на территории Ленинградской области (73 предприятия). Проведено 113 контрольно-надзорных мероприятий и рейдовых проверок санитарного состояния и содержания жилого фонда, в 109 случаях выявлены нарушения. В отношении предприятий, допустивших нарушения действующего законодательства, вынесены предписания об устранении нарушений, к должностным и юридическим лицам применены штрафные санкции.
В 2007 году осуществлялись проверки предприятий жилищно-коммунального хозяйства в основном по выполнению ранее выданных предписаний и по обращениям потребителей с жалобами на неудовлетворительное санитарное состояние жилого фонда (35 процентов), вывоз твердых бытовых отходов (30 процентов), непредоставление коммунальных услуг либо предоставление коммунальных услуг ненадлежащего качества (22 процента), неисправность санитарно-технического оборудования (5 процентов), отсутствие информации для потребителей (3 процента), отказ в перерасчете платы при перерывах в подаче коммунальных услуг свыше установленных законодательством (5 процентов). Всего за 2007 год в Управление Роспотребнадзора по Ленинградской области поступило 287 жалоб и заявлений граждан по вопросам качества жилищно-коммунальных услуг.
В целом следует отметить недостаточную работу жилищно-коммунальных служб по заключению договоров с потребителями. В большинстве случаев с потребителями заключаются только договоры социального найма, договоры управления с собственниками практически не заключаются. Кроме того, договоры зачастую содержат неприемлемые для потребителей, идущие в разрез с действующим законодательством условия: исполнитель оставляет за собой право расторжения договора в одностороннем порядке, возможность прекращения предоставления коммунальных услуг в случае задержки оплаты более трех месяцев, вносит в договор условия о неустойке, не соответствующей максимально допустимой величине, минимизирует собственную ответственность.
На территории Ленинградской области долевое строительство жилья осуществляют 23 организации, из которых 12 имеют юридические адреса в Санкт-Петербурге.
По запросам территориальных отделов Управления Роспотребнадзора по Ленинградской области получен и проанализирован 21 договор участия в долевом строительстве жилья. Работа проводилась с участием юристов Межрегиональной ассоциации общественных объединений потребителей "Северо-Запад".
Анализ показал, что 95 процентов договоров содержат условия, ущемляющие права потребителей и не соответствующие требованиям Федерального закона от 30 декабря 2004 года N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", в том числе отсутствие определения конкретного объекта долевого строительства, подлежащего передаче; заявленный гарантийный срок менее 5 лет; несоответствие размера неустойки, выплачиваемой застройщиком в случае нарушения срока передачи объекта долевого строительства, установленному законом; наличие условия оплаты потребителями еще не предоставляемых жилищно-коммунальных услуг; отсутствие порядка возможного изменения стоимости договора; отсутствие перечня затрат по оформлению потребителем пакета документов.
Договоры участия в долевом строительстве некоторых строительных компаний ограничивают права дольщика тем, что квалифицируются как инвестиционные и содержат неприемлемое условие о нераспространении на него Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей".
По фактам выявления в договорах ненадлежащей и неполной информации, а также условий, ущемляющих права потребителей, в адрес строительных организаций направлены предписания с предложением в досудебном порядке и в установленные сроки устранить нарушения и направить измененные формы договоров в адрес территориальных отделов Управления Роспотребнадзора по Ленинградской области.
Анализ нарушений прав потребителей, выявленных Управлением Роспотребнадзора по Ленинградской области в ходе проверок и рассмотрения обращений потребителей в 2006 - 2007 годах, определил следующую тенденцию: по сравнению с 2006 годом количество нарушений и количество наложенных штрафов в 2007 году увеличилось на 7,6 процента, количество жалоб и заявлений - на 40 процентов.
Такая тенденция обусловлена несколькими основными причинами:
нестабильное состояние потребительского рынка Ленинградской области, недостаточность существующих барьеров для поступления на рынок некачественных и опасных для жизни и здоровья потребителей товаров (работ и услуг);
несовершенство законодательства о защите прав потребителей и некоторых правовых актов, действующих в различных секторах потребительского рынка (жилищно-коммунальное хозяйство, потребительское кредитование, медицинские услуги и др.);
упразднение структур по защите прав потребителей в органах местного самоуправления;
реорганизационные мероприятия, повлекшие за собой временные
негативные явления;
низкий уровень информированности потребителей о своих правах и
состоянии потребительского рынка.
Структура нарушений законодательства о защите прав потребителей (в абсолютных единицах) за 2007 год (по данным Управления Роспотребнадзора по Ленинградской области) приведена в таблице 1.
Таблица 1
|
Всего выявлено нарушений |
Нарушение требований к качеству и безопасности товаров (работ, услуг) |
Отсутствие установленной информации для потребителей |
Наличие в договорах условий, ущемляющих права потребителей |
Ущемление прав потребителей при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг |
Иные нарушения |
|
1480 |
277 |
739 |
25 |
74 |
365 |
Процентов от общего количества выявленных нарушений |
100,0 |
18,7 |
50,0 |
1,7 |
5,0 |
24,6 |
Структура нарушений законодательства о защите прав потребителей по видам экономической деятельности за 2007 год (по данным Управления
Роспотребнадзора по Ленинградской области) приведена в таблице 2.
Таблица 2
Виды экономической деятельности |
Выяв- лено нару- шений |
Нарушение требований к качеству и безопас- ности товаров (работ, услуг) |
Отсутствие установ- ленной информации для потреби- телей |
Наличие в договорах условий, ущемляющих права потреби- телей |
Ущемление прав потреби- телей при про- даже товаров, выполнении работ, оказании услуг |
Иные нарушения |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Всего по видам деятельности |
1480 |
277 |
739 |
25 |
74 |
365 |
торговля |
1282 |
251 |
637 |
3 |
55 |
239 |
общественное питание |
46 |
20 |
12 |
|
7 |
6 |
бытовые услуги |
9 |
|
3 |
1 |
5 |
|
услуги транспорта |
2 |
|
1 |
|
|
1 |
услуги связи |
4 |
|
4 |
|
|
|
жилищно- коммунальные услуги |
21 |
1 |
15 |
3 |
1 |
1 |
долевое строительство |
8 |
|
4 |
2 |
|
2 |
туристско- экскурсионные услуги |
8 |
|
4 |
3 |
1 |
|
медицинские услуги |
44 |
2 |
26 |
6 |
4 |
4 |
Прочие |
56 |
3 |
33 |
7 |
1 |
112 |
Сведения о количестве поступивших жалоб и заявлений по видам экономической деятельности в 2006 и 2007 годах (по данным управления Роспотребнадзора по Ленинградской области) приведены в таблице 3.
Таблица 3
Виды экономической деятельности |
Количество жалоб и заявлений потребителей |
Показатель изменения количества жалоб и заявлений за 2006 и 2007 годы (гр.З : гр.2) |
|
2006 год |
2007 год |
||
Всего по видам деятельности |
863 |
1207 |
1,4 |
в том числе: |
|
|
|
торговля |
432 |
810 |
1,8 |
общественное питание |
45 |
3 |
0,6 |
бытовые услуги |
53 |
|
|
услуги транспорта |
6 |
1 |
0,2 |
услуги связи |
30 |
56 |
1,8 |
жилищно- коммунальные услуги |
196 |
181 |
0,9 |
долевое строительство |
6 |
8 |
1,3 |
туристско- экскурсионные услуги |
2 |
6 |
3 |
медицинские услуги |
2 |
12 |
6 |
услуги, предметом которых являются денежные средства населения и страховые услуги |
3 |
9 |
3 |
Прочие |
88 |
121 |
1,4 |
Управлением Роспотребнадзора по Ленинградской области осуществляется защита прав потребителей в суде в форме оказания помощи потребителям в составлении исковых заявлений, кассационных и апелляционных жалоб, участия в судах в качестве государственного органа, дающего заключение по делу в целях защиты прав потребителей, подачи исковых заявлений в защиту неопределенного круга потребителей, помощи потребителям путем содействия в сборе доказательств.
В 2007 году Управлением Роспотребнадзора по Ленинградской области и его территориальными отделами направлено в суд 57 заключений по делам в целях защиты прав потребителей, подано 35 исковых заявлений в защиту прав потребителей, 6 исков в защиту неопределенного круга потребителей. По рассмотренным в 2007 году делам (20 дел) присуждено в пользу потребителей денежных средств в размере 201381,0 рубля, в том числе в качестве компенсации морального вреда- 28638 рублей.
1.3. Участие органов местного самоуправления
в защите прав потребителей
Эффективное взаимодействие Управления Роспотребнадзора по Ленинградской области и органов местного самоуправления будет возможным, если в администрациях муниципальных образований начнут функционировать структуры по защите прав потребителей.
В 2005 году заключены соглашения о взаимодействии в сфере защиты прав потребителей до 31 декабря 2005 года, одной из главных целей которых являлось сохранение специалистов по защите прав потребителей в структуре администраций муниципальных образований в переходный период (до реформы органов местного самоуправления).
После 1 января 2006 года подписаны бессрочные соглашения о взаимодействии в сфере защиты прав потребителей, о координации деятельности в сфере защиты прав потребителей администраций городских и сельских поселений на территории муниципальных районов. В настоящее время такая работа продолжается.
Одной из главных задач повышения эффективности взаимодействия Управления Роспотребнадзора по Ленинградской области и органов местного самоуправления является осуществление защиты прав потребителей на муниципальном уровне и внесение соответствующих изменений в законодательство о местном самоуправлении и законодательство о защите прав потребителей.
Только при отнесении вопросов защиты прав потребителей к предметам ведения органов местного самоуправления может быть решена задача формирования полноценных структур по защите прав потребителей в составе администраций муниципальных районов (городского округа) и назначения специалистов по защите прав потребителей в штате администраций городских и сельских поселений.
2. Цель Программы
Целью Программы является создание необходимых условий для максимальной реализации потребителями Ленинградской области своих законных прав и интересов путем объединения усилий и координации деятельности органов исполнительной власти Ленинградской области, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и общественных объединений потребителей Ленинградской области.
Указанная цель базируется на сути национальной политики в сфере защиты прав потребителей: создание равных и реальных условий для реализации гражданами - потребителями своих законных прав и интересов повсеместно на территории Российской Федерации.
3. Основные задачи Программы
Основными задачами Программы являются:
обеспечение функционирования системы защиты прав потребителей в Ленинградской области;
создание структур по защите прав потребителей в органах местного самоуправления;
организация информационно-консультационных центров для информирования и консультирования потребителей;*
организация сотрудничества и взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления с общественными объединениями потребителей;
максимальное снижение поступления на потребительский рынок некачественных и опасных товаров и услуг путем реализации комплекса программных мероприятий;
организация взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления с добросовестными изготовителями (исполнителями и продавцами), а также их поддержка;
повышение правовой грамотности населения в сфере защиты прав потребителей путем регулярного информирования и просвещения.
В целях решения основных задач Программы разработан План реализации мероприятий Программы, представленный в приложении 1 к Программе.
4. Ресурсное обеспечение Программы
Финансирование Программы осуществляется за счет средств областного бюджета.
Объем финансовых средств по основным направлениям Программы в 2009 - 2011 годах составляет 3000 тысяч рублей, в том числе: 2009 год -1017 тысяч рублей, 2010 год - 1029 тысяч рублей, 2011 год - 954 тысячи рублей.
Из них:
2592 тысячи рублей - на организацию работы информационно-консультационных центров при администрациях муниципальных районов и городского округа;
208 тысяч рублей - на разработку инфотек для информационно-консультационных центров (создание 18 инфотек стоимостью 11,55 тысячи рублей за одну инфотеку, каждая из которых будет иметь 27 информационных блоков для потребителей по отдельным видам товаров и услуг - нормативная документация, правила, брошюры, книги, памятки, результаты экспертиз, исследований и пр.);
100 тысяч рублей - на разработку и издание учебно-методических пособий, информационных материалов и брошюр (памяток) по защите прав потребителей (разработка и издание шести учебно-методических пособий стоимостью 5 тысяч рулей за одно пособие, 15 информационных материалов стоимостью 1,5 тысячи рублей, 66 брошюр (памяток) стоимостью 720 рублей за одну брошюру);
100 тысяч рублей - на организацию циклов обучающих семинаров по законодательству о защите прав потребителей для персонала юридических лиц - изготовителей, исполнителей, продавцов и индивидуальных предпринимателей (проведение трех семинаров стоимостью 20 тысяч рублей (2009 год), 30 тысяч рублей (2010 год) и 50 тысяч рублей (2011 год), включая оплату услуг преподавателей, подготовку информационных материалов, аренду помещений.
Информация о динамике финансирования Программы и Порядок распределения и расходования субсидий бюджетам муниципальных образований в рамках реализации Программы представлены в приложениях 2 и 3 к Программе.
5. Участники Программы
Основные исполнители Программы: комитет по взаимодействию с органами местного самоуправления Ленинградской области, управление делами Правительства Ленинградской области, Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ленинградской области.
Соисполнители Программы:
федеральное государственное учреждение здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии в Ленинградской области" - в части комплексной оценки состояния, тенденций развития и эффективности мероприятий Программы; проведения анкетирования населения; проведения независимой экспертизы качества и безопасности товаров (работ, услуг); участия в разработке информационных, методических и учебных материалов, учебных пособий и брошюр по защите прав потребителей; участия в организации циклов обучающих семинаров по законодательству о защите прав потребителей для персонала хозяйствующих субъектов; проведения анализа состояния заболеваемости населения, связанного с потреблением недоброкачественных продуктов; проведения открытых уроков и факультативных занятий по основам потребительских знаний в школах, учреждениях среднего специального образования, в других учебных заведениях;
комитет по развитию малого, среднего бизнеса и потребительского рынка Ленинградской области - в части организации совместных мероприятий по контролю в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на предмет соблюдения правил торговли, общественного питания, сферы услуг; комплексной оценки состояния, тенденций развития и эффективности мероприятий Программы; участия в организации циклов обучающих семинаров по законодательству о защите прав потребителей для персонала хозяйствующих субъектов;
комитет по здравоохранению Ленинградской области - в части организации совместных мероприятий по контролю в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на предмет соблюдения законодательства в сфере предоставления населению платных медицинских услуг, осуществления контроля за качеством предоставляемой населению медицинской помощи, качеством и безопасностью лекарственных средств, изделий медицинского назначения и медицинской помощи; комплексной оценки состояния, тенденций развития и эффективности мероприятий Программы;
Северо-Западное межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии - в части организации совместных мероприятий по контролю в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на предмет соблюдения требований технических регламентов и государственных стандартов к продукции (товарам); комплексной оценки состояния, тенденций развития и эффективности мероприятий Программы; проведения независимой экспертизы качества и безопасности товаров (работ, услуг);
комитет по энергетическому комплексу и жилищно-коммунальному хозяйству Ленинградской области - в части организации совместных мероприятий по контролю в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на предмет соблюдения жилищного законодательства;
комплексной оценки состояния, тенденций развития и эффективности мероприятий Программы в сфере жилищно-коммунального хозяйства;
комитет общего и профессионального образования Ленинградской области - в части организации совместных мероприятий по контролю в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на предмет соблюдения законодательства в сфере предоставления населению платных образовательных услуг; проведения занятий по основам потребительских знаний в образовательных учреждениях Ленинградской области;
комитет по физической культуре, спорту, туризму и молодежной политике Ленинградской области - в части организации совместных мероприятий по контролю в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на предмет соблюдения законодательства в сфере физической культуры, спорта, туризма;
комитет по информационно-аналитическому обеспечению Ленинградской области - в части организации и осуществления регулярного информирования потребителей через средства массовой информации о правах потребителей и о состоянии качества и безопасности товаров, работ и услуг на потребительском рынке Ленинградской области;
органы местного самоуправления муниципальных образований Ленинградской области - в части реализации полномочий, установленных статьей 44 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей"; формирования структур (назначения специалистов) по защите прав потребителей в администрациях муниципальных районов, городского округа, городских и сельских поселений; организации совместных мероприятий по контролю в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на предмет соблюдения законодательства в сфере защиты прав потребителей; создания координационных советов по защите прав потребителей при администрациях муниципальных районов; организации информационно-консультационных центров для потребителей, инфотек; проведения занятий по основам потребительских знаний в образовательных учреждениях Ленинградской области;
Межрегиональная ассоциация общественных объединений потребителей "Северо-Запад" - в части содействия организации на базе администраций муниципальных районов информационно-консультационных центров для потребителей; участия в создании инфотек в информационно-консультационных центрах; комплексной оценки состояния, тенденций развития и эффективности мероприятий Программы; проведения анкетирования населения по вопросам защиты прав потребителей; проведения независимой экспертизы качества и безопасности товаров (работ, услуг); информирования потребителей через средства массовой информации о правах потребителей и о состоянии качества и безопасности товаров, работ и услуг на потребительском рынке Ленинградской области; организации циклов обучающих семинаров по законодательству о защите прав потребителей; организации совместных мероприятий по контролю в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на предмет соблюдения законодательства о защите прав потребителей.
6. Система управления Программой и контроль
за выполнением мероприятий Программы
Основным исполнителем Программы является комитет по взаимодействию с органами местного самоуправления Ленинградской области, соисполнителем Программы является управление делами Правительства Ленинградской области.
Общий контроль за выполнением Программы осуществляет вице-губернатор Ленинградской области - полномочный представитель Губернатора Ленинградской области в Законодательном собрании Ленинградской области. Контроль за выполнением мероприятий Программы и целевым использованием финансовых средств осуществляет комитет по взаимодействию с органами местного самоуправления Ленинградской области. Контроль за финансированием мероприятий Программы осуществляет комитет финансов Ленинградской области.
Комитет по взаимодействию с органами местного самоуправления Ленинградской области ежеквартально представляет в комитет экономического развития и инвестиционной деятельности Ленинградской области информацию о ходе финансирования и выполнения мероприятий Программы и ежегодно - доклад в Правительство Ленинградской области.
7. Ожидаемые результаты Программы
Ожидаемыми результатами Программы являются:
пополнение бюджетов всех уровней за счет нормализации экономических и хозяйственных отношений в регионе, поддержания баланса интересов потребителей и хозяйствующих субъектов, возрастания конкурентоспособности товарной продукции и услуг в связи с ростом их качества;
сохранение и увеличение налоговых поступлений в бюджеты всех уровней за счет сохранения здоровья населения и экономии времени при разрешении вопросов по защите прав потребителей с участием органов местного самоуправления, информационно-консультационных центров и учебно-консультационных пунктов;
повышение уровня информированности, знаний законодательства о защите прав потребителей, прав и обязанностей потребителей и предпринимателей и, как следствие, снижение социальной и психологической напряженности на потребительском рынке региона;
рост информированности, повышение знаний прав потребителей и законодательства о защите прав потребителей (ежегодно консультационную помощь через органы местного самоуправления, информационно-консультационные центры и учебно-консультационные пункты получат около 13 тысяч потребителей, предусмотрен выпуск 22 брошюр (памяток) тиражом около 500 экземпляров, 30 информационных материалов, в том числе в средствах массовой информации), размещение блока информации по вопросам защиты прав потребителей на сайтах Правительства Ленинградской области, администраций муниципальных районов и Управления Роспотребнадзора по Ленинградской области;
рост добровольного удовлетворения предпринимателями и юридическими лицами законных требований потребителей (ежегодно до 5 процентов);
повышение качества и безопасности товаров и услуг (в 2009 году -на 2 процента, в 2010 году - на 1,5 процента, в 2011 году - на 1,2 процента);
снижение заболеваемости населения от использования некачественных и опасных товаров (в 2009 году - на 1,5 процента, в 2010 году -на 1,3 процента, в 2011 году - на 1,2 процента).
_________________________
*Информационно-консультационный центр создается при администрации муниципального района на основе договора администрации муниципального района и физических лиц об оказании услуг по информированию и консультированию населения по вопросам защиты прав потребителей. Финансирование создания информационно-консультационных центров осуществляется путем предоставления субсидий из областного бюджета. При этом администрация муниципального района за счет собственных ресурсов обеспечивает консультантов помещением, организационной техникой, средствами связи, а также размещает в местных средствах массовой информации сообщение о создании информационно-консультационного центра, его местонахождении и режиме работы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.