Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Утвержден
постановлением Правительства
Ленинградской области
(приложение)
Порядок
взаимодействия комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав
с субъектами системы профилактики безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних по выявлению, учету и принятию мер
по жизнеобеспечению безнадзорных и беспризорных несовершеннолетних
в Ленинградской области
23 августа 2010 г., 17 января 2012 г.
1. Настоящий Порядок разработан в соответствии с федеральными законами от 24 июня 1999 года N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" и от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", областным законом от 29 декабря 2005 года N 126-оз "О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав в Ленинградской области", иными нормативными правовыми актами и определяет основные действия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по предупреждению безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, а также по выявлению причин и условий, способствующих антиобщественному поведению детей и подростков.
2. Выявление безнадзорных и беспризорных несовершеннолетних, осуществление индивидуальной профилактической работы находится в компетенции следующих субъектов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних:
комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве Ленинградской области (далее - областная комиссия);
комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав в муниципальных районах, городских округах и городских поселениях (далее - муниципальные комиссии);
органов социальной защиты населения и учреждений социального обслуживания для несовершеннолетних;
органов внутренних дел;
органов управления образованием и образовательных учреждений;
органов опеки и попечительства;
органов управления здравоохранением и учреждений здравоохранения;
органов по делам молодежи и подведомственных им учреждений;
органов занятости населения;
органов местного самоуправления.
Постановлением Правительства Ленинградской области от 17 января 2012 г. N 5 в пункт 3 настоящего приложения внесены изменения
3. Критериями для постановки несовершеннолетних на учет в качестве безнадзорных и беспризорных являются:
неисполнение родителями или законными представителями обязанностей по жизнеобеспечению детей: отсутствие необходимой одежды, регулярного питания, несоблюдение санитарно-гигиенических условий проживания;
отсутствие условий для воспитания детей: жилья, работы, дохода;
отсутствие положительного влияния на детей со стороны родителей или законных представителей: пьянство родителей или законных представителей, употребление ими наркотических веществ, аморальный образ жизни, использование нецензурной брани;
занятие несовершеннолетнего попрошайничеством, проституцией, употребление несовершеннолетним спиртных напитков и наркотических средств;
жестокое обращение с детьми родителей, законных представителей, педагогов, иных работников образовательных, воспитательных, лечебных или иных учреждений, осуществляющих надзор за несовершеннолетними, в том числе нанесение физического, психического и морального вреда;
отсутствие контроля за воспитанием и обучением детей: невнимание родителей или законных представителей к успеваемости детейи посещаемости детьми образовательных учреждений, неорганизованный отдых детей во внеурочное время, болезнь родителей.
В случае совершения состоящим на учете безнадзорным или беспризорным несовершеннолетним правонарушения или других антиобщественных действий он может быть поставлен на учет и по иным основаниям. В этом случае с несовершеннолетним проводится комплексная индивидуальная профилактическая работа. Решение об изменении основания постановки на учет несовершеннолетнего принимается в рабочем порядке специалистами муниципальной комиссии. При подготовке муниципальной комиссией отчетов несовершеннолетний, состоящий на учете по различным основаниям, учитывается по одной категории.
4. Работники и специалисты органов местного самоуправления, органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних выявляют безнадзорных и беспризорных несовершеннолетних и направляют информационную справку по форме согласно приложению 1 к настоящему Порядку в муниципальную комиссию по месту выявления безнадзорного или беспризорного несовершеннолетнего для постановки его на учет и выработки решения о принятии мер в отношении несовершеннолетнего. В экстренных случаях (нахождение малолетних детей в вечернее и ночное время без сопровождения взрослых, угроза жизни ребенка и др.) работники и специалисты органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, органов местного самоуправления самостоятельно принимают меры по направлению несовершеннолетних в учреждения здравоохранения, социального обслуживания для несовершеннолетних, учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Постановлением Правительства Ленинградской области от 23 августа 2010 г. N 223 в пункт 5 настоящего приложения внесены изменения
5. Муниципальная комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав:
1) на основании информационной справки принимает постановление по форме согласно приложению 2 к настоящему Порядку о признании несовершеннолетнего безнадзорным, беспризорным и направляет постановление заинтересованным органам системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
Постановлением Правительства Ленинградской области от 17 января 2012 г. N 5 в подпункт 2 пункта 5 настоящего приложения внесены изменения
2) определяет обязательные для исполнения субъектами системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних мероприятия, направленные на устранение причин, способствующих безнадзорности, беспризорности, семейному неблагополучию несовершеннолетнего:
обследование жилищно-бытовых условий несовершеннолетнего,
направление несовершеннолетнего, его родителей или законных представителей на консультацию к врачу-специалисту,
проведение индивидуальных профилактических бесед с несовершеннолетними, их родителями либо законными представителями, родственниками и иными лицами,
заключение договора о взаимодействии между родителями или законными представителями и органами социальной защиты населения,
осуществление контроля за посещаемостью несовершеннолетним учебного заведения,
помещение несовершеннолетнего в учреждение здравоохранения или учреждение социального обслуживания для несовершеннолетних,
направление родителей или законных представителей несовершеннолетнего в учреждение здравоохранения,
оказание содействия в оформлении пенсий, пособий, документов,
оказание помощи денежными средствами, продуктами, товарами первой необходимости и другой помощи,
направление в органы опеки и попечительства предложений об устройстве несовершеннолетнего, оставшегося без попечения родителей (установление опеки, попечительства, оформление в приемную семью, направление в учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей),
ходатайство перед судебными органами о направлении несовершеннолетнего в Центр временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей при Главном управлении Министерства внутренних дел Российской Федерации по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области или специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа,
принятие решения о приостановке выплаты пособий на несовершеннолетнего,
получение информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, должностных лиц, специалистов органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по вопросам безнадзорности и беспризорности несовершеннолетнего,
содействие в трудоустройстве родителей или законных представителей несовершеннолетнего,
иные мероприятия, направленные на предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений несовершеннолетнего, устранение причин семейного неблагополучия;
3) осуществляет контроль:
за исполнением постановлений муниципальной комиссии до устранения причин безнадзорности и беспризорности несовершеннолетнего,
за деятельностью органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по предупреждению безнадзорности, беспризорности, правонарушений несовершеннолетних и устройству выявленных безнадзорных и беспризорных несовершеннолетних,
за условиями воспитания, обучения, содержания несовершеннолетних,
за обращением с несовершеннолетними в учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
4) формирует банк данных о выявленных безнадзорных, беспризорных несовершеннолетних, а также о семьях, находящихся в социально опасном положении;
5) ежеквартально проводит сверку учета безнадзорных и беспризорных детей, состоящих на учете в органах социальной защиты населения, образования, здравоохранения, других органах и учреждениях;
6) ежеквартально представляет в областную комиссию сведения о выявленных безнадзорных, беспризорных несовершеннолетних и мерах по их устройству;
7) рассматривает вопросы о снятии несовершеннолетнего с учета как безнадзорного или беспризорного по следующим основаниям:
устройство несовершеннолетнего в семью (возвращение в семью, оформление опеки, попечительства, устройство в приемную семью),
устройство несовершеннолетнего в учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,
переезд семьи на постоянное место жительства в другой регион, при этом органы социальной защиты населения направляют информацию о семье в орган социальной защиты населения по предполагаемому месту жительства,
достижение несовершеннолетним 18-летнего возраста,
усыновление несовершеннолетнего,
смерть несовершеннолетнего;
8) направляет в соответствующие органы и учреждения информацию о снятии несовершеннолетнего с учета как безнадзорного или беспризорного.
6. Органы социальной защиты населения и учреждения социального обслуживания для несовершеннолетних:
1) выявляют несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, нуждающихся в помощи государства в связи с безнадзорностью и беспризорностью, а также семьи, в которых родители или законные представители несовершеннолетнего не обеспечивают его воспитание, содержание и информируют муниципальную комиссию в целях принятия соответствующих мер;
2) обеспечивают своевременное направление несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, в учреждения социального обслуживания для несовершеннолетних, контролируют деятельность этих учреждений;
3) взаимодействуют с органами внутренних дел в работе по оказанию социальной помощи несовершеннолетним, вернувшимся из мест лишения свободы, и получению ими необходимых документов;
4) формируют банк данных о выявленных безнадзорных и беспризорных несовершеннолетних, а также о семьях, находящихся в социально опасном положении;
5) предоставляют бесплатные социальные услуги несовершеннолетним, направленным в учреждения социального обслуживания для несовершеннолетних;
6) осуществляют социальную реабилитацию несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, оказывают им необходимую помощь в целях решения вопросов по устранению причин семейного неблагополучия;
7) по истечении срока пребывания несовершеннолетнего в учреждении социального обслуживания для несовершеннолетних совместно с муниципальной комиссией и органами опеки и попечительства принимают решение о дальнейшем устройстве несовершеннолетнего;
8) ежемесячно 1-го числа направляют в муниципальную комиссию информацию о выявленных за прошедший месяц безнадзорных и беспризорных несовершеннолетних и оказании необходимой помощи по их устройству.
7. Органы внутренних дел:
1) информируют муниципальную комиссию о выявленных безнадзорных и беспризорных несовершеннолетних, о несовершеннолетних, покинувших учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, учреждения социального обслуживания для несовершеннолетних, о фактах жестокого обращения с несовершеннолетними, о несчастных случаях;
2) в случае доставления несовершеннолетнего в учреждение здравоохранения оформляют карту учета безнадзорного и беспризорного несовершеннолетнего (в соответствии с приказом МВД России и Минздрава России от 20 августа 2003 года N 414/633);
3) информируют муниципальные комиссии, органы управления образованием, органы социальной защиты населения о семьях, имеющих несовершеннолетних детей, прибывших из других районов Ленинградской области, субъектов Российской Федерации, государств и проживающих без постоянной регистрации;
4) проверяют место и условия проживания безнадзорного несовершеннолетнего, составляют акт обследования жилищно-бытовых условий и в течение суток направляют его в муниципальную комиссию;
5) ежемесячно 1-го числа направляют в муниципальные комиссии информацию о выявленных за прошедший месяц безнадзорных и беспризорных несовершеннолетних и проведенной с ними, их родителями или законными представителями индивидуальной профилактической работе.
8. Органы управления образованием и образовательные учреждения:
1) информируют муниципальные комиссии о детях школьного возраста, не посещающих образовательные учреждения, об учащихся, уклоняющихся от обучения в образовательных учреждениях, о родителях, не исполняющих обязанности по воспитанию, обучению, содержанию детей, защите их прав и законных интересов, о детях, оставшихся без попечения родителей или законных представителей или находящихся в обстановке, представляющей угрозу для их жизни и здоровья, о необходимости оказания социальной помощи несовершеннолетнему, оказавшемуся в трудной жизненной ситуации;
2) привлекают к занятиям в кружках, клубах и секциях различной направленности несовершеннолетних, совершивших правонарушения, и учащихся, состоящих на внутришкольном учете;
3) ведут учет несовершеннолетних, не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия в образовательных учреждениях;
4) ежемесячно 1-го числа направляют в муниципальную комиссию информацию о выявленных за прошедший месяц безнадзорных и беспризорных несовершеннолетних и мерах по оказанию им необходимой помощи;
5) принимают меры по устройству в образовательные учреждения несовершеннолетних, вернувшихся из мест лишения свободы и специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа.
9. Органы опеки и попечительства:
1) совместно с работниками и специалистами органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних выявляют и посещают семьи, пребывание детей в которых представляет угрозу для их жизни и здоровья;
2) принимают меры по устройству выявленных детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
3) проводят проверки по фактам самовольного ухода несовершеннолетних из учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
4) обеспечивают устройство детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и несовершеннолетних, вернувшихся из мест лишения свободы и специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа.
10. Органы управления здравоохранением и учреждения здравоохранения:
1) выявляют безнадзорных, беспризорных несовершеннолетних, а также детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, проживающих в неблагополучных семьях, и в течение суток направляют информацию в муниципальную комиссию для принятия соответствующих мер;
2) информируют муниципальные комиссии, органы внутренних дел о фактах нахождения детей в обстановке, представляющей опасность для их жизни и здоровья, о фактах жестокого обращения с детьми, неисполнения родителями или законными представителями обязанностей по воспитанию и содержанию детей для принятия в отношении родителей или законных представителей мер в соответствии с законодательством Российской Федерации;
3) круглосуточно осуществляют прием и содержание в стационарных лечебно-профилактических учреждениях безнадзорных, беспризорных несовершеннолетних, заблудившихся, подкинутых детей и детей, оставшихся без попечения родителей либо имеющих родителей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
В ходе проведения стационарного лечения безнадзорного, беспризорного ребенка администрация лечебно-профилактического учреждения совместно с органами опеки и попечительства, социальной защиты населения и другими заинтересованными органами и учреждениями принимает решение о дальнейшем устройстве несовершеннолетнего. При невозможности возвращения ребенка в семью он направляется в учреждение социального обслуживания для несовершеннолетних, дом ребенка (до четырех лет) или учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
11. Органы по делам молодежи и подведомственные им учреждения:
1) осуществляют организационно-методическое обеспечение и координацию деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в подведомственных учреждениях;
2) оказывают содействие детским и молодежным объединениям, учреждениям, организациям, деятельность которых связана с профилактикой безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
3) совместно с муниципальными комиссиями, органами внутренних дел принимают участие в индивидуальной профилактической работе с несовершеннолетними, совершившими правонарушение и находящимися в социально опасном положении, путем организации их досуга и занятости, в том числе в летний период, а также осуществляют информационно-просветительские и иные мероприятия по предупреждению безнадзорности, правонарушений, наркомании в молодежной среде.
12. Органы занятости населения:
1) оказывают содействие муниципальным комиссиям, органам внутренних дел, иным органам и учреждениям системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в трудовом устройстве несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства;
2) по запросу муниципальных комиссий представляют перечень вакансий, имеющихся на предприятиях и организациях;
3) принимают меры по организации временных рабочих мест для несовершеннолетних в летний период;
4) осуществляют совместно с заинтересованными органами и учреждениями работу по профессиональной ориентации несовершеннолетних.
13. Органы местного самоуправления:
1) разрабатывают и реализуют целевые программы, направленные на организацию досуга населения, развитие физической культуры и массового спорта;
2) выявляют безнадзорных, беспризорных несовершеннолетних и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, нуждающихся в помощи государства, направляют информацию в муниципальные комиссии;
3) создают условия для массового отдыха жителей поселений, путем обустройства мест отдыха, спортивных и игровых площадок;
4) организуют и осуществляют мероприятия по работе с детьми на базе учреждений культуры, библиотек, подростковых клубов.
14. Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве Ленинградской области:
1) принимает участие в профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, в том числе путем зачисления детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в списки военных, военно-морских, военно-музыкальных и других училищ и кадетских корпусов с согласия несовершеннолетних, их родителей или законных представителей и органов опеки и попечительства;
2) информирует муниципальные комиссии об освобождении несовершеннолетних из мест лишения свободы в целях оказания содействия в трудовом и бытовом устройстве несовершеннолетних, их социальной адаптации по месту жительства.
15. Органы и учреждения культуры, досуга, спорта и туризма:
1) совместно с муниципальными комиссиями и органами внутренних дел привлекают несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, к занятиям в художественных, технических, спортивных и других клубах, кружках, секциях;
2) оказывают содействие учреждениям системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в организации спортивной и культурно-воспитательной работы с несовершеннолетними, находящимися в указанных учреждениях.
<< Назад |
Приложение 1. >> Информационная справка |
|
Содержание Постановление Правительства Ленинградской области от 13 ноября 2008 г. N 363 "О Порядке взаимодействия комиссий по делам... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.